Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

50-летию образования СССР Когда встречаютса побратимы Недавно члены литературной сту­ дии «Голос металлурга» Новолипец- кого металлургического завода по­ лучили приглашение от своих дру­ зей •— заводских литераторов Днеп­ ропетровского ордена Ленина трубо­ прокатного завода имени В. И. Лепина. Друзья звали обменяться опытом работы, выступить в цехах предприятия, познакомить крллег со своим творчеством и, конечно, провести вечера дружбы, посвящен­ ные 50-летию образования СССР. Липчане охотно приняли пригла­ шение. И вот — мы в Днепропет­ ровске. В короткой корреспонденции невозможно рассказать обо всем уви­ денном, о тех впечатлениях, что ос­ тались в наших сердцах после встреч с украинскими друзьями. Долго будет помнить каждый из нас горячую встречу в трубопрокатном цехе завода имени Ленина, выступ­ ления перед металлургами, прием в отделении Союза писателей, беседу с секретарем Днепропетровской пи­ сательской организации Федором Дмитриевичем Залатой. Как раз в дни нашего пребывания ва заводе состоялся вечер дружбы металлургов раз.личных нациоиаль- н. юхно ПОХВАЛА Свет.., Трибуна... Многолик лекторий. Плещущий аплодисментов вал... Перед этим я стихи в конторе После смены мастеру читая. Я читал, как будто трогал зори Трепетными пальцами руки. Слушал человек в комбинезоне. Взвешивая суть моей строки. Все-то знал он, все-то ностей под девизом «Песня велико­ го братства». Украинец—вальцовщик. Герой Социалистического Труда Ф. Руденко, русский — вальцовщик Ф. Ваганов, мордвин — машинист компрессора Н. Батяйкин, лезгин — подручный сталевара Ю. Исмаилов и многие другие говорили о торже­ стве ленинской национальной поли­ тики в нашей стране, о своем заво­ де, который не без гордости назы­ вают интернациональным. С боль­ шим интересом встретили украин­ ские металлурги рассказы липчан Н. Лысаченко и Н. Черных о Ново­ липецком заводе. Много друзей прибавилось у_нас за эти дни. Писатели и металлурги, партийные работники и ученые вы­ числительного центра. Одними из первых в стране внедрили они на своем заводе автоматизированную систему управления производством. За это девять специалистов были удостоены высокого звания лауре­ атов Государственной премии. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей стихи липецких и днепро­ петровских поэтов — членов лите­ ратурных студий «Голос металлур­ га» и «Сталь». Но прежде — не- Видел я — виски его белы. На веку, наверное, немало Он слыхал стихов и небылиц. Ради нас он шел в бои под пули. Мерз н гнид в сибирских рудниках — Слышал этот человек сутулый Ленина призыв с броневика. Свет... Трибуна... Многолик лекторий... Плещущий аплодисментов вал. Перед этим я стихи в конторе После смены мастеру читал. НЫТИКАМ Ненавижу людей, на жизнь сетующих...' С нытьем да с ворчаньем по жизни следующих: И дождь все идет. оладьи... Я тоже не очень люблю оладьи... И очень любЛю хорошее платье, И солнышко больше люблю, чем слякоть. Порой мне бы тоже хотелось поплакать... Но в жизни постыдно искать, что полегче. Так пусть от работы аайоют плечи! Так пусть от работы руки немеют! Так жить—вовсю, себя не жалея! С. ДАНИЛЕНКО П А Р Т И Про тебе и стал1 я викую слово, Щоб дужче над св!том звучало воно, Як дума народна, як п!сня любов!, сколько слов о студни украинских друзей. Ее называют на заводе «пятнадцатым цехом». , Существует литературная студия более четверти века. Ею руководит писатель Федор Залата. В 1957 году вышел сбор­ ник творчества заводских литерато­ ров — «Наше слово». Спустя три года появилась книга, названная «Про тих, хто поруч». А в прошлом году — новая книга «Ширисть». Особо хочется сказать о Семе­ не Данилейко. И не только потому, что слесарь является автором трех книг, членом Союза писателей Укра­ ины. Но, глазным образом, потому, что стихи его подкупают искренно­ стью, высокой идейностью, настоя­ щей поэтичностью. Скоро днепропетровцы приедут к нам в Гости, а пока — наше заочное знакомство. А. БАЮКАНСКИИ, руководитель литературной студии НЛМЗ. Яка мое серце хвилюе давно. За лен!нську мудр!сть ясну; прбменисту. За руки ум!л!, що е!ють добро, Мен! дорога ти, мов кров комун!ста, Що впав на плацдарм! в бою ■за Дн!про. Ход!, як селяни, д!ждавшись свобод!!, Ховали твого рядового б!йця, Вгдчув я бесмертя твое у народ! I в!рн!сть народов! до к!нця. Як мати добра научае дитину, Отак ти мене у кипуч!м житт!, Учила ! крила дала соколин!, ВДоб линув я в дал! по в!рн!м пут!. ЗАВОДЕ М1Й! Я перейняв в!д старших покол!нь, Палку любое до р!дного заводу, I стал! ДЗВ 1 Н, що лине в далеч!нь, Мен! звучить, як п!сня хороводу. Н! в мирний час, н! в т! буремн! дн!, Коли в огн! палало все навколо, Прокатной цех не эраджував мен!, I я йому не зраджую н!коли. Заводе м!й1 Ги вир!с в боротьб!, Тво1 вогш, неначе зор! неба. В труд! хвалу сп!ватйму тоб!, I эбережу любовь до тебе! Дождь ПИЯ всю ночь. И когда утром люди пришли на работу, они увидели, что стенки вырытой ими вчера траншеи оплыли, а в пол­ ном воды ковше экскавато­ ра плавают желтые листья. Сонные и хмурые рабочие, с трудом вытаскивая из глины сапоги, собрали ко­ стер. Но разжечь его так и не удалось. — Проклятая осень, — бросил кто-то. — Ладно. Начали. — Бригадир Афанасьев тер­ петь не мог утренней рас­ качки, всяких там костров. Пережив не одну такую осень, он считал, что рабо­ та согреет быстрее, чем ко­ стер. И вообще нужно бы­ ло торопиться.^ Из-за про­ клятых дождей уже полме­ сяца копались в траншее, на неделю отодвинулся день монтажа. Сегодня Афанасьев рассчитывал вы­ лезти, наконец, из земли, одолеть последние пять метров. — Заводи! — крикнул он, ...Было пройдено четыре метра, когда правая гусе­ ница экскаватора резко осела. Эта непредвиденная задержка разозлила брига­ дира. — Смотреть надо, — за­ орал он на машиниста, хо­ тя сам чувствовал, что не­ прав: гусеница попала на засыпанную яму. — Доски давай! Вязли в глине лопаты. Облепленные грязью, рабо­ чие заводили под гусеницу тяжелые, отсыревшие брев­ на. Через чае машина вы­ бралась из трясинь!. И те­ перь оставалась только од­ на возможность завершить работу: докопать траншею сбоку, держась в стороне от злополучной ямы. Экска­ ваторщик подал назад, и •• береза — единственное, уцелевшее в строящемся квартале дёрево — вздрог­ нула, осыпая листьями сто­ ящих под ней людей. — Стой!— Афанасьев за­ махал рукой. Машинист в недоумении высунулся из кабины. Эго было действительно не­ объяснимо. Афанасьев, враг всяких проволочек, прекратил работы и исчез куда-то. Вернулся он не­ скоро, но зато с краном. — Что, монтаж будем начинать? — пошутил кто- то. — Откапывай дерево, — приказал Афанасьев экска­ ваторщику. Березу осторожно подня­ ли краном и положили в стороне на землю... Квартал этот давно вы­ строили. Стоят там жилые дома, школы. Анатолий Афанасьев ведет сейчас стройку где-то на десятом микрорайоне, а береза сто­ ит. Ее вновь посадили, ког­ да траншея была законче­ на и фундамент заложен. И каждую осень роняет она листья на балконы дома, фундамент которого *а- кладывала бригада Афана­ сьева в ту ненастную осень. ...Ранней весной сорок пятого года, за Д 1 ^ месяца до праздничного салюта, вернулся в родную дерев­ ню Черемушки, что на Псковщине, Афанасий Афа­ насьев. Шофер помог ему слезть с полуторки, подал костыли. Тихо двинулся солдат по проселочной дороге. Пер­ вое, что он увидел, — это обгоревшие печные трубы., Яблоневый сад„. У реки Афанасий обнаружил три землянки. Дам ютилйсь все, оставшиеся в живых. Тетка Анисья рассказала, что старшие сыновья его в армии. Младшего, Толика, взял дед из соседней де­ ревни, а жену фашисты по­ весили за связь с партиза­ нами. Тетка Анисья вылез­ ла из землянки и показала: «Вон, на той березе». Афа­ насий даже сжался весь: береза была его... Дерево посадил перед домом в день своей свадьбы пра­ дед. Остаток дня, до темноты, просидел под березой сол­ дат. Утром пошел за Толь- кой. — Мамку, мамку-то они как! Прямо по снегу тащи­ ли... — Нельзя нам плакать, сынок. Нужно жить даль­ ше. Солдат и мальчик начали строить дом. Они разгреба­ ли гарь, стаскивали на край участка обугленные балки, и солдат все оттяги­ вал тот момент, когда нуж­ но будет решать судьбу бе­ резы. Он видел в ней и ви­ селицу, и памятник одно­ временно. Сруб был уже выше Толиного роста, ког­ да на березе лопнули поч­ ки. Однажды утром солдат увидел: береза оделась в зеленый дым. И тогда он сказал сыну: — Умру, сохрани бере­ зу... А. ЧЕРНЫШОВ. И. РЫЖКОВА Листву сжигает бабье лето На золотом костре лесов. На паутинах меж стволов Висят полотнища из света. А я иду сквозь свет и тень И сквозь пожар, не обжигаясь, И, как шкатулка, закрываясь. Кончается неслышно день, Без блеска и без суеты. Излишним шумом не тревожа. О, если б, жизнь моя, и ты Была на этот день похожа. И чтобы так же, не крича, И суеты не затевая. Ушла, кого-то согревая. Теплом последнего луча... * * * В синем небе из небыли-невиди Надо мною летят гуси-лебеди. Пролетают гусыни-лебедушки И роняют хрустальные перышки. Я ладони подставила солнышку: «Гуси-лебеди, сбросьте по перышку!». Над студеной прозрачной водою, Над пахучей полынью-травою, Я пойду на заре золоченой Босоногой веселой девчонкой, Обойду все дорожки-тропинки, Подберу ваши перья-пушинки. Встану, стану лебедушкой белой, Распахну свои крылья-стрелы, И, у туч на глазах вырастая. Догоню длинношеюю стаю. Полетим мы над Русью, над лесью По вечернему поднебесью. И другая мне крикнет: «Лебедушка, Сбрось мне перышко! Сбрось мне перышко!». Домой пора, наверное, А я стою в саду, Ищу я в небе первую Колючую звезду. Прищурю глаз — И кажется, Сквозь темную листву Вдруг желтый месяц катится Мне под ноги в траву. Блестящий холод месяца В ладони я возьму; В ковше Большой Медведицы На небо подниму. ЗАВИСИМОСТЬ Мы все зааишм друг от друга, как радиус — от центра круга, и знаем точно наперед, ' кого затянет в центр вращения, ' кто остановится в смущенин, кто тихо в сторону уйдет. Мы от самих себя зависим, когда друзьям не пишем писем, не отвечаем на звонки. Но и тогда мы тоже знаем, кого молчаньем обиигаем и ждем кого в тисках тоски. Ни от кого мы не зависим, когда себя уже не мыслим без страха, горечи, добра, того, единственного, слова, с которым жизнь продлится , снова — хотя бы только до утра. ПОКОЛЕНИЕ СЕМИДЕСЯТЫХ Наше время выходит — пора бы начать говорить. Голоса застоялись, и глотки оЫякли в покое. Хоть прилежное «слушаю» сложно теперь примирить С непомерным «скажу», но сказать-то, наверное, стоит. Мы ведь тоже успели пройти под призыв «Будь готов!», как солдаты под клятвой присяги на маршах военных. Мы теперь—поколение семидесятых годов — знаем не понаслышке геройства и трусости цену. Что с того, что трибуны по росту ' не'каждым йэ нас? С. М ЕШ Е Н Слог ораторский втиснут в единственно верное «Надо!». «Надо!» — скажешь себе, скажешь сердцу. И этот приказ нет нужды подслащать фейерверком речей и парадов. Держим шштва в узде —жшрики Ч Р 'н а с тайком у1Я™ ут , обвиняя железный прогресс н военное детство. Может, так. Но деревья без почвы нигДе не растут. Проступает и в нас неизбывная сила наследства. Если детство короче, чем надо, значит, молодость будет длинна. Хоть • цветвх обгоревшего евда все еще проступает война. Будоражат весенние соки застарелый осколок в стволе. Но у дерева — корни глубоки, но у дерева — ветви в листве. Пусть размах созревания • сд^н - идет, не наШрах. Только в яблоках — привкус железа, только привкус войны — на губах. В. ФРОЛОВ Мой край, где не был так давно я — Все те же избы и простор. И только дом правленья новый Взошел на старый косогор. Все та Же искренность печали И та же горестность разлук. И те же ивы вслед молчат мне, Заламывая ветви рук. ,Ах, нет ни деда и ни бабки, И в ИХ кладбищенский покой Так горько мне нести украдкой Тревоги жизни суетной. Но я уеду возмужавший, Навеки помня о земле,.. Где к каждой иве провожавшей Проложен детства светлый след. Где каждой тропочкой знакомой ^ без ошибки приходил Когда-то к милому мне дому. Как ныне до родных могил. РОДИНА Иду ли по мокрому лугу. Вхожу ли в пшеницу по грудь, Тебе я, Россия, как другу, •Несу свою радость и грусть..» До боли знакомые ивы • Заласканы теплым дождем. Завидую им я, счастливым. В раздумий тихом своем. Близка мне от лучика солнца До нежного пенья ручья, ТЯеня ты растила бессонно, Россия, родная моя, В тебе все мое вдохновенье, В тебе все удачи мои. Нисходит твое откровенье И радугой светлой стоит. Спасибо за щедрую душу. Отлитую в бронзу овсов. Хочу твои песни я слушать На струнах упругих ветров. ЗНАМЕНИТЫЕ ШУТКЕ Великий древнегреческий поэт и драматург Софокл сказал однажды, что три стиха стоили ему трех дней труда. — Трех дней! — воскликнул по­ средственный поэт, услышавши эти слова. — Да я за это время написал бы сто. — Да, но они существовали бы только три дня. Один плохой поэт прочел Вольтеру свою оду, носившую название «К по­ томству», и спросил его мнение о — Я думаю, что она не дойдет по адресу, — ответил Вольтер. К сидящему за столом в кафе По­ лю Верлену подходит самоуверен­ ный молодой поэт: — Что нового, коллега? — Коллега? — удивился Верлен.— А что, вы Тоже страдаете от ревма­ тизма? Однажды, опаздывая 'на концерт, Энрико Карузо забежал подкре­ питься в небольшой итальянский ре­ сторанчик. Получая расчет, хозяин поинтересовался именем посетителя. Карузо назвался. — Как?! Тот самый?! — страшно удивился хозяин. — Эй! Идите ско­ рее сюда! — крикнул он остальным членам семьи, тоже работающим здесь же в ресторане, - г Смотрите! Это тот самый Карузо, который мно­ го лет жил- один на необитаемом острове!.. Как-то Чарли Чаплина приглаеияк на просмотр фильма, снятого конкуч. рирующей компанией. .— Могло быть и хуже! — сказал великий актер после просмотра. Оскорбленные конкуренты подня­ ли шум в прессе и начали кампанию против Чаплина. Тогда знаменитый комик опубликовал поправку: «Я ошибся и приношу извинения. Тот фильм хуже быть не мог. С поч­ тением, Чарли Чаплин». '!=* Б, Шоу сидел в женском обществе. Шея •оживленный спор о загробной ЖИЗЮ1 в раю и в аду... Одна из при­ сутствующих спросила писателя; — А где мистер Шоу хотел бы очутиться на том свете? — Если говорить о климате, то я предпочел бы рай, — сказал писа­ тель, — но ад больше меня привле­ кает, когда я подумаю о хорошей компании. Собрал Г. Худорожков. Заводские девчонки с виду — самые обыкновенные: Что манеры, прически, смех... Вы встречали не раз их, наверное, Рано утром спешащих в цех. На девчонок бы этих — молиться! Это им, заводским мастерицам. По велению нежной руки Повинуются краны, станки... Вроде б, самые обыкновенные. Но вглядитесь получше в них После жаркой рабочей , смены - - Сколько гордости в лицах простых! А под вечер, подкрасив ресницы. На усталость махнув рукой, На свиданье бегут царицы К добрым молодцам в клуб заводской. Светлобровые и черноокие. Спорят девочки до хрипоты О Чайковском, Высоцком, Блоке... Обожают духи и цветы. До чего же простые внешне: Вид, манеры, прически, смех... Вы встречали не раз их, конечно. Вместе с солнцем спешащих в цех. В ЫШЛО в свет По­ становление ЦК КПСС н Совета Министров СССР «О ме­ рах по дальнейшему совер­ шенствованию высшего об­ разования в стране». Вместе , с другими по­ становлениями, касающи­ мися средней школы и профессионально . техниче­ ских училищ, оно составля- „ет единый комплекс мер по коммунистическому . воспи­ танию юного поколения нашего государства. Сего­ дня надо учить их, мальчи­ шек и девчонок, юношей и девушек. Давать им проч­ ные знания законов разви­ тия общества, послед­ них достижений науки и техники. И самое главное, научить их никогда не уставать учиться. Наш корреспондент об­ ратился к директору Ли­ пецкого филиала Москов­ ского института стали и сплавов профессору,, докто­ ру технических наук Ю. Д . Железнову с просьбой от­ ветить на несколько вопро­ сов. — Скажите, пожалуйста, что вы прочли в положени­ ях нового Постановления для себя, для своего инсти­ тута? — Сам выход в свет та­ кого важного документа по проблемам высшей школы говорит об огромном значе­ нии, которое партия и пра­ вительство придают это.му вопросу. Бузы страны при­ званы решать сложнейшие задачи подготовш! высоко­ квалифицированных специ- алнетов для народного хо­ зяйства. От того, как. «сра­ ботает» высшая школа, во многом зависит темп науч­ но-технического прогрес­ са. Наше учебное заведение готовит инженеров по ши­ рокому про(})ллю: строите­ лей, машиностроителей, ме­ таллургов, электроавто- матчаков, инженеров про­ мышленного, транспорта. ,В этом смысле мы можем удовлетворить растущие, запросы предприятий обла­ сти. С первого января 1973 года филиал Московского института станет самостоя­ тельным Липецким поли-.' техническим институтом. Но дело, конечно, не в на­ звании, хотя и оно налага­ ет определенные обяза­ тельства. Дело в том, что­ бы, как указывается в По­ становлении ЦК КПСС и Совета Министрйп, совер­ шенствовать обучение и воспитание специалистов. И здесь главное — кадры. — Каков сейчас состав преподавателей института? — Об уровне научной подготовки преподавателей института можно судить по таким цифрам. В Ли­ пецкой области около двух­ сот кандидатов наук. Боль­ ше половины из'НИХ «име­ ют прописку» в нашем ву­ зе. И еще немного цифр. Для институтов республи­ ки характерно такое поло­ жение — 34 процента пре­ подавателей имеют науч­ ные степени. У нас этот процент значительно выше — 47. Чтобы иметь право Наши интервью учить, нужно все время учиться самому. Поэтому мы Стремимся создать в ин­ ституте общий настрой, ко­ торый бы способствовал развитиюч. творческой мыс­ ли, познавательного про­ цесса. Что это, значит практиче­ ски? Каждый преподава­ тель института должен ов­ ладеть необходимым комп- лек<юм знаний по совре­ менной . электронно ■ вы- числйтельной технике. Воз­ можности' для этого боль- шие| Наша гордость — вы- чисЛительнБтй центр, ко­ торый будем совершенство­ вать и дальше. Уже сейчас инженер. Выходит совет­ ский интеллигент, человек высоких моральных ка­ честв, активный проводник политики партии. г— Как связан институт с предприятиями области? — Самым тесным обра­ зом. Наш главный друг, ес­ ли так можно сказать, — Новолипецкий металлурйч- ческий завод. Он многое сделал для укрепления ма­ териально-технической базы института, создания вычис­ лительного центра. Сущест­ вует постоянно действую­ щий объединенный научно- технический совет. Боль­ шую работу провели труп- С Т У Д Е Н Т , ГОДЫ 70-е он с;тал базой для перепод­ готовки руководящих инже­ нерных кадров области. Бу­ дем стремиться н к тому, чтобы все преподаватели владели основами экономи­ ки, права и правового за­ конодательства, научной организации труда и управ­ ления, инженерной психоло­ гии. Мы ведь готовим не просто : специалистов узко­ го профиля, а будущих ко­ мандиров производства, в чьих руках будет судьба технического прогресса. . — В Постановлении ЦК .КПСС и Совета Министров особое внимание уделяется современным научным ме­ тодам организации учебно- воспитательного процеср са, техническим средствадг обучения. Что делается в этом направлении в цисти- туте? . — Процесс познания только тогда принесет ис­ тинную пользу, когда это будет активный процесс. Поэтому большое значение мы придаем всем формам самостоятельной работы студентов. Это дает навыки культуры умственного тру­ да, повышает чувство от­ ветственности. А для конт­ роля широко используем си­ стему автоматической про­ верки знаний, внедряем полусеместровые аттеста­ ции. Успеваемость на двух младших курсах, раньше вызывавшая тревогу, сей­ час стала выше. Что каса­ ется технических средств, то у нас два кинозала, своя телестудия,' ведущая пере­ дачи, на телеаудитории. Но проблемы организа­ ции .учебно - воспитательно­ го процесса не исчерпыва­ ются решением этих вопро­ сов. Работа партийной, ком­ сомольской и профсоюзной организаций должна быть направлена, на то, чтобы каждый студент понял, про- чувствов.ал, осознал — быть специалистом на «тро­ ечку» ему не позволяют ни совесть, ни время, в кото- ром'он живет. Из стен ин­ ститута выходит не просто пы наших специалистов по улучшению подготовки аг­ ломерата, совершенствова­ нию качества смесей для литейных форм. Подобный список можно продолжить. Достаточно сказать, чТо нынче значительно расши­ рена тематика и заключено соглашение на хоздоговор­ ные работы для предприя­ тий на 500 тысяч рублей. К научно . исследовательской работе широко привлекают­ ся студенты. В Постановлении говорит­ ся, что для улучшения ру­ ководства высшими учебны­ ми заведениями в стране признано целесообразным создать совет по высшей школе с широким составом всех заинтересованных сто­ рон; Мне кажется, что по-^ добный координирующий орган можно создать и в масштабах обла­ сти. Мне вспоминает­ ся совещание, когда оп­ ределялся профиль Липец­ кого политехнического ин­ ститута. За «круглым столом» собрались ди­ ректора ведущих пред­ приятий, партийные, со­ ветские -работники, пред­ ставители высшей шко­ лы. И состоявшийся разго­ вор, обмен мнениями был деловым, всесторонним, ценным. Думается, что соз­ данный в области совет су­ меет подсказать многое в вопросах перспективного планирования подготовки специалистов, их распреде­ ления и йспользоваеия. — И последний вопрос. Каким бы вы хотели видеть выпускника своего институ­ та? — Человеком долга, глу­ боко сознающим свою от­ ветственность перед обще­ ством — раз. Хорошим спе­ циалистом, влюбленным в свое дело,—два. , Эрудитом в самом лучшем смысле этого слова. И непременно неплохим спортсменом. Словом, гармонически раз­ витой личностью. Г р а ж д а н с к а я оН орон а и ГТО в новом комплексе ГТО есть пункт; подготовка к защите от оружия массо­ вого поражения. Каждый должен пока­ зать твердые знания по 2—3 теоретиче­ ским вопросам и практические навыки в выполнении нескольких приемов. Все сдающие ГТО должны знать ха­ рактеристику и поражающие действия ядерного, химического и биологического оружия, а также способы и средства за­ щиты от него. Требуется знание сигна­ лов гражданской обороны и правил дей­ ствия по этим сигналам. Учащейся молодежи надо знать наз­ начение, техийческие данные и устройст­ во приборов радиационной и химиче­ ской разведки. Сдающим нормы необходимо знать характер, способы ведения спасательных и неотложных аварийно-восстанови­ тельных работ в очаге поражения. В комплексе ГТО предусмотрено выполне­ ние и практических нормативов: надева­ ние противогаза, .защитных чулок, изго­ товление марлевых повязок. Для ус­ пешной сдачи норм третьей ступени на­ до за 12 секунд надеть противогаз и пробыть в нем в течение 1 часа, 9 ми­ нут отводится для надевания защитного комплекта. И. ИОНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz