Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)
50-летию образования СССР Когда встречаютса побратимы Недавно члены литературной сту дии «Голос металлурга» Новолипец- кого металлургического завода по лучили приглашение от своих дру зей •— заводских литераторов Днеп ропетровского ордена Ленина трубо прокатного завода имени В. И. Лепина. Друзья звали обменяться опытом работы, выступить в цехах предприятия, познакомить крллег со своим творчеством и, конечно, провести вечера дружбы, посвящен ные 50-летию образования СССР. Липчане охотно приняли пригла шение. И вот — мы в Днепропет ровске. В короткой корреспонденции невозможно рассказать обо всем уви денном, о тех впечатлениях, что ос тались в наших сердцах после встреч с украинскими друзьями. Долго будет помнить каждый из нас горячую встречу в трубопрокатном цехе завода имени Ленина, выступ ления перед металлургами, прием в отделении Союза писателей, беседу с секретарем Днепропетровской пи сательской организации Федором Дмитриевичем Залатой. Как раз в дни нашего пребывания ва заводе состоялся вечер дружбы металлургов раз.личных нациоиаль- н. юхно ПОХВАЛА Свет.., Трибуна... Многолик лекторий. Плещущий аплодисментов вал... Перед этим я стихи в конторе После смены мастеру читая. Я читал, как будто трогал зори Трепетными пальцами руки. Слушал человек в комбинезоне. Взвешивая суть моей строки. Все-то знал он, все-то ностей под девизом «Песня велико го братства». Украинец—вальцовщик. Герой Социалистического Труда Ф. Руденко, русский — вальцовщик Ф. Ваганов, мордвин — машинист компрессора Н. Батяйкин, лезгин — подручный сталевара Ю. Исмаилов и многие другие говорили о торже стве ленинской национальной поли тики в нашей стране, о своем заво де, который не без гордости назы вают интернациональным. С боль шим интересом встретили украин ские металлурги рассказы липчан Н. Лысаченко и Н. Черных о Ново липецком заводе. Много друзей прибавилось у_нас за эти дни. Писатели и металлурги, партийные работники и ученые вы числительного центра. Одними из первых в стране внедрили они на своем заводе автоматизированную систему управления производством. За это девять специалистов были удостоены высокого звания лауре атов Государственной премии. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей стихи липецких и днепро петровских поэтов — членов лите ратурных студий «Голос металлур га» и «Сталь». Но прежде — не- Видел я — виски его белы. На веку, наверное, немало Он слыхал стихов и небылиц. Ради нас он шел в бои под пули. Мерз н гнид в сибирских рудниках — Слышал этот человек сутулый Ленина призыв с броневика. Свет... Трибуна... Многолик лекторий... Плещущий аплодисментов вал. Перед этим я стихи в конторе После смены мастеру читал. НЫТИКАМ Ненавижу людей, на жизнь сетующих...' С нытьем да с ворчаньем по жизни следующих: И дождь все идет. оладьи... Я тоже не очень люблю оладьи... И очень любЛю хорошее платье, И солнышко больше люблю, чем слякоть. Порой мне бы тоже хотелось поплакать... Но в жизни постыдно искать, что полегче. Так пусть от работы аайоют плечи! Так пусть от работы руки немеют! Так жить—вовсю, себя не жалея! С. ДАНИЛЕНКО П А Р Т И Про тебе и стал1 я викую слово, Щоб дужче над св!том звучало воно, Як дума народна, як п!сня любов!, сколько слов о студни украинских друзей. Ее называют на заводе «пятнадцатым цехом». , Существует литературная студия более четверти века. Ею руководит писатель Федор Залата. В 1957 году вышел сбор ник творчества заводских литерато ров — «Наше слово». Спустя три года появилась книга, названная «Про тих, хто поруч». А в прошлом году — новая книга «Ширисть». Особо хочется сказать о Семе не Данилейко. И не только потому, что слесарь является автором трех книг, членом Союза писателей Укра ины. Но, глазным образом, потому, что стихи его подкупают искренно стью, высокой идейностью, настоя щей поэтичностью. Скоро днепропетровцы приедут к нам в Гости, а пока — наше заочное знакомство. А. БАЮКАНСКИИ, руководитель литературной студии НЛМЗ. Яка мое серце хвилюе давно. За лен!нську мудр!сть ясну; прбменисту. За руки ум!л!, що е!ють добро, Мен! дорога ти, мов кров комун!ста, Що впав на плацдарм! в бою ■за Дн!про. Ход!, як селяни, д!ждавшись свобод!!, Ховали твого рядового б!йця, Вгдчув я бесмертя твое у народ! I в!рн!сть народов! до к!нця. Як мати добра научае дитину, Отак ти мене у кипуч!м житт!, Учила ! крила дала соколин!, ВДоб линув я в дал! по в!рн!м пут!. ЗАВОДЕ М1Й! Я перейняв в!д старших покол!нь, Палку любое до р!дного заводу, I стал! ДЗВ 1 Н, що лине в далеч!нь, Мен! звучить, як п!сня хороводу. Н! в мирний час, н! в т! буремн! дн!, Коли в огн! палало все навколо, Прокатной цех не эраджував мен!, I я йому не зраджую н!коли. Заводе м!й1 Ги вир!с в боротьб!, Тво1 вогш, неначе зор! неба. В труд! хвалу сп!ватйму тоб!, I эбережу любовь до тебе! Дождь ПИЯ всю ночь. И когда утром люди пришли на работу, они увидели, что стенки вырытой ими вчера траншеи оплыли, а в пол ном воды ковше экскавато ра плавают желтые листья. Сонные и хмурые рабочие, с трудом вытаскивая из глины сапоги, собрали ко стер. Но разжечь его так и не удалось. — Проклятая осень, — бросил кто-то. — Ладно. Начали. — Бригадир Афанасьев тер петь не мог утренней рас качки, всяких там костров. Пережив не одну такую осень, он считал, что рабо та согреет быстрее, чем ко стер. И вообще нужно бы ло торопиться.^ Из-за про клятых дождей уже полме сяца копались в траншее, на неделю отодвинулся день монтажа. Сегодня Афанасьев рассчитывал вы лезти, наконец, из земли, одолеть последние пять метров. — Заводи! — крикнул он, ...Было пройдено четыре метра, когда правая гусе ница экскаватора резко осела. Эта непредвиденная задержка разозлила брига дира. — Смотреть надо, — за орал он на машиниста, хо тя сам чувствовал, что не прав: гусеница попала на засыпанную яму. — Доски давай! Вязли в глине лопаты. Облепленные грязью, рабо чие заводили под гусеницу тяжелые, отсыревшие брев на. Через чае машина вы бралась из трясинь!. И те перь оставалась только од на возможность завершить работу: докопать траншею сбоку, держась в стороне от злополучной ямы. Экска ваторщик подал назад, и •• береза — единственное, уцелевшее в строящемся квартале дёрево — вздрог нула, осыпая листьями сто ящих под ней людей. — Стой!— Афанасьев за махал рукой. Машинист в недоумении высунулся из кабины. Эго было действительно не объяснимо. Афанасьев, враг всяких проволочек, прекратил работы и исчез куда-то. Вернулся он не скоро, но зато с краном. — Что, монтаж будем начинать? — пошутил кто- то. — Откапывай дерево, — приказал Афанасьев экска ваторщику. Березу осторожно подня ли краном и положили в стороне на землю... Квартал этот давно вы строили. Стоят там жилые дома, школы. Анатолий Афанасьев ведет сейчас стройку где-то на десятом микрорайоне, а береза сто ит. Ее вновь посадили, ког да траншея была законче на и фундамент заложен. И каждую осень роняет она листья на балконы дома, фундамент которого *а- кладывала бригада Афана сьева в ту ненастную осень. ...Ранней весной сорок пятого года, за Д 1 ^ месяца до праздничного салюта, вернулся в родную дерев ню Черемушки, что на Псковщине, Афанасий Афа насьев. Шофер помог ему слезть с полуторки, подал костыли. Тихо двинулся солдат по проселочной дороге. Пер вое, что он увидел, — это обгоревшие печные трубы., Яблоневый сад„. У реки Афанасий обнаружил три землянки. Дам ютилйсь все, оставшиеся в живых. Тетка Анисья рассказала, что старшие сыновья его в армии. Младшего, Толика, взял дед из соседней де ревни, а жену фашисты по весили за связь с партиза нами. Тетка Анисья вылез ла из землянки и показала: «Вон, на той березе». Афа насий даже сжался весь: береза была его... Дерево посадил перед домом в день своей свадьбы пра дед. Остаток дня, до темноты, просидел под березой сол дат. Утром пошел за Толь- кой. — Мамку, мамку-то они как! Прямо по снегу тащи ли... — Нельзя нам плакать, сынок. Нужно жить даль ше. Солдат и мальчик начали строить дом. Они разгреба ли гарь, стаскивали на край участка обугленные балки, и солдат все оттяги вал тот момент, когда нуж но будет решать судьбу бе резы. Он видел в ней и ви селицу, и памятник одно временно. Сруб был уже выше Толиного роста, ког да на березе лопнули поч ки. Однажды утром солдат увидел: береза оделась в зеленый дым. И тогда он сказал сыну: — Умру, сохрани бере зу... А. ЧЕРНЫШОВ. И. РЫЖКОВА Листву сжигает бабье лето На золотом костре лесов. На паутинах меж стволов Висят полотнища из света. А я иду сквозь свет и тень И сквозь пожар, не обжигаясь, И, как шкатулка, закрываясь. Кончается неслышно день, Без блеска и без суеты. Излишним шумом не тревожа. О, если б, жизнь моя, и ты Была на этот день похожа. И чтобы так же, не крича, И суеты не затевая. Ушла, кого-то согревая. Теплом последнего луча... * * * В синем небе из небыли-невиди Надо мною летят гуси-лебеди. Пролетают гусыни-лебедушки И роняют хрустальные перышки. Я ладони подставила солнышку: «Гуси-лебеди, сбросьте по перышку!». Над студеной прозрачной водою, Над пахучей полынью-травою, Я пойду на заре золоченой Босоногой веселой девчонкой, Обойду все дорожки-тропинки, Подберу ваши перья-пушинки. Встану, стану лебедушкой белой, Распахну свои крылья-стрелы, И, у туч на глазах вырастая. Догоню длинношеюю стаю. Полетим мы над Русью, над лесью По вечернему поднебесью. И другая мне крикнет: «Лебедушка, Сбрось мне перышко! Сбрось мне перышко!». Домой пора, наверное, А я стою в саду, Ищу я в небе первую Колючую звезду. Прищурю глаз — И кажется, Сквозь темную листву Вдруг желтый месяц катится Мне под ноги в траву. Блестящий холод месяца В ладони я возьму; В ковше Большой Медведицы На небо подниму. ЗАВИСИМОСТЬ Мы все зааишм друг от друга, как радиус — от центра круга, и знаем точно наперед, ' кого затянет в центр вращения, ' кто остановится в смущенин, кто тихо в сторону уйдет. Мы от самих себя зависим, когда друзьям не пишем писем, не отвечаем на звонки. Но и тогда мы тоже знаем, кого молчаньем обиигаем и ждем кого в тисках тоски. Ни от кого мы не зависим, когда себя уже не мыслим без страха, горечи, добра, того, единственного, слова, с которым жизнь продлится , снова — хотя бы только до утра. ПОКОЛЕНИЕ СЕМИДЕСЯТЫХ Наше время выходит — пора бы начать говорить. Голоса застоялись, и глотки оЫякли в покое. Хоть прилежное «слушаю» сложно теперь примирить С непомерным «скажу», но сказать-то, наверное, стоит. Мы ведь тоже успели пройти под призыв «Будь готов!», как солдаты под клятвой присяги на маршах военных. Мы теперь—поколение семидесятых годов — знаем не понаслышке геройства и трусости цену. Что с того, что трибуны по росту ' не'каждым йэ нас? С. М ЕШ Е Н Слог ораторский втиснут в единственно верное «Надо!». «Надо!» — скажешь себе, скажешь сердцу. И этот приказ нет нужды подслащать фейерверком речей и парадов. Держим шштва в узде —жшрики Ч Р 'н а с тайком у1Я™ ут , обвиняя железный прогресс н военное детство. Может, так. Но деревья без почвы нигДе не растут. Проступает и в нас неизбывная сила наследства. Если детство короче, чем надо, значит, молодость будет длинна. Хоть • цветвх обгоревшего евда все еще проступает война. Будоражат весенние соки застарелый осколок в стволе. Но у дерева — корни глубоки, но у дерева — ветви в листве. Пусть размах созревания • сд^н - идет, не наШрах. Только в яблоках — привкус железа, только привкус войны — на губах. В. ФРОЛОВ Мой край, где не был так давно я — Все те же избы и простор. И только дом правленья новый Взошел на старый косогор. Все та Же искренность печали И та же горестность разлук. И те же ивы вслед молчат мне, Заламывая ветви рук. ,Ах, нет ни деда и ни бабки, И в ИХ кладбищенский покой Так горько мне нести украдкой Тревоги жизни суетной. Но я уеду возмужавший, Навеки помня о земле,.. Где к каждой иве провожавшей Проложен детства светлый след. Где каждой тропочкой знакомой ^ без ошибки приходил Когда-то к милому мне дому. Как ныне до родных могил. РОДИНА Иду ли по мокрому лугу. Вхожу ли в пшеницу по грудь, Тебе я, Россия, как другу, •Несу свою радость и грусть..» До боли знакомые ивы • Заласканы теплым дождем. Завидую им я, счастливым. В раздумий тихом своем. Близка мне от лучика солнца До нежного пенья ручья, ТЯеня ты растила бессонно, Россия, родная моя, В тебе все мое вдохновенье, В тебе все удачи мои. Нисходит твое откровенье И радугой светлой стоит. Спасибо за щедрую душу. Отлитую в бронзу овсов. Хочу твои песни я слушать На струнах упругих ветров. ЗНАМЕНИТЫЕ ШУТКЕ Великий древнегреческий поэт и драматург Софокл сказал однажды, что три стиха стоили ему трех дней труда. — Трех дней! — воскликнул по средственный поэт, услышавши эти слова. — Да я за это время написал бы сто. — Да, но они существовали бы только три дня. Один плохой поэт прочел Вольтеру свою оду, носившую название «К по томству», и спросил его мнение о — Я думаю, что она не дойдет по адресу, — ответил Вольтер. К сидящему за столом в кафе По лю Верлену подходит самоуверен ный молодой поэт: — Что нового, коллега? — Коллега? — удивился Верлен.— А что, вы Тоже страдаете от ревма тизма? Однажды, опаздывая 'на концерт, Энрико Карузо забежал подкре питься в небольшой итальянский ре сторанчик. Получая расчет, хозяин поинтересовался именем посетителя. Карузо назвался. — Как?! Тот самый?! — страшно удивился хозяин. — Эй! Идите ско рее сюда! — крикнул он остальным членам семьи, тоже работающим здесь же в ресторане, - г Смотрите! Это тот самый Карузо, который мно го лет жил- один на необитаемом острове!.. Как-то Чарли Чаплина приглаеияк на просмотр фильма, снятого конкуч. рирующей компанией. .— Могло быть и хуже! — сказал великий актер после просмотра. Оскорбленные конкуренты подня ли шум в прессе и начали кампанию против Чаплина. Тогда знаменитый комик опубликовал поправку: «Я ошибся и приношу извинения. Тот фильм хуже быть не мог. С поч тением, Чарли Чаплин». '!=* Б, Шоу сидел в женском обществе. Шея •оживленный спор о загробной ЖИЗЮ1 в раю и в аду... Одна из при сутствующих спросила писателя; — А где мистер Шоу хотел бы очутиться на том свете? — Если говорить о климате, то я предпочел бы рай, — сказал писа тель, — но ад больше меня привле кает, когда я подумаю о хорошей компании. Собрал Г. Худорожков. Заводские девчонки с виду — самые обыкновенные: Что манеры, прически, смех... Вы встречали не раз их, наверное, Рано утром спешащих в цех. На девчонок бы этих — молиться! Это им, заводским мастерицам. По велению нежной руки Повинуются краны, станки... Вроде б, самые обыкновенные. Но вглядитесь получше в них После жаркой рабочей , смены - - Сколько гордости в лицах простых! А под вечер, подкрасив ресницы. На усталость махнув рукой, На свиданье бегут царицы К добрым молодцам в клуб заводской. Светлобровые и черноокие. Спорят девочки до хрипоты О Чайковском, Высоцком, Блоке... Обожают духи и цветы. До чего же простые внешне: Вид, манеры, прически, смех... Вы встречали не раз их, конечно. Вместе с солнцем спешащих в цех. В ЫШЛО в свет По становление ЦК КПСС н Совета Министров СССР «О ме рах по дальнейшему совер шенствованию высшего об разования в стране». Вместе , с другими по становлениями, касающи мися средней школы и профессионально . техниче ских училищ, оно составля- „ет единый комплекс мер по коммунистическому . воспи танию юного поколения нашего государства. Сего дня надо учить их, мальчи шек и девчонок, юношей и девушек. Давать им проч ные знания законов разви тия общества, послед них достижений науки и техники. И самое главное, научить их никогда не уставать учиться. Наш корреспондент об ратился к директору Ли пецкого филиала Москов ского института стали и сплавов профессору,, докто ру технических наук Ю. Д . Железнову с просьбой от ветить на несколько вопро сов. — Скажите, пожалуйста, что вы прочли в положени ях нового Постановления для себя, для своего инсти тута? — Сам выход в свет та кого важного документа по проблемам высшей школы говорит об огромном значе нии, которое партия и пра вительство придают это.му вопросу. Бузы страны при званы решать сложнейшие задачи подготовш! высоко квалифицированных специ- алнетов для народного хо зяйства. От того, как. «сра ботает» высшая школа, во многом зависит темп науч но-технического прогрес са. Наше учебное заведение готовит инженеров по ши рокому про(})ллю: строите лей, машиностроителей, ме таллургов, электроавто- матчаков, инженеров про мышленного, транспорта. ,В этом смысле мы можем удовлетворить растущие, запросы предприятий обла сти. С первого января 1973 года филиал Московского института станет самостоя тельным Липецким поли-.' техническим институтом. Но дело, конечно, не в на звании, хотя и оно налага ет определенные обяза тельства. Дело в том, что бы, как указывается в По становлении ЦК КПСС и Совета Министрйп, совер шенствовать обучение и воспитание специалистов. И здесь главное — кадры. — Каков сейчас состав преподавателей института? — Об уровне научной подготовки преподавателей института можно судить по таким цифрам. В Ли пецкой области около двух сот кандидатов наук. Боль ше половины из'НИХ «име ют прописку» в нашем ву зе. И еще немного цифр. Для институтов республи ки характерно такое поло жение — 34 процента пре подавателей имеют науч ные степени. У нас этот процент значительно выше — 47. Чтобы иметь право Наши интервью учить, нужно все время учиться самому. Поэтому мы Стремимся создать в ин ституте общий настрой, ко торый бы способствовал развитиюч. творческой мыс ли, познавательного про цесса. Что это, значит практиче ски? Каждый преподава тель института должен ов ладеть необходимым комп- лек<юм знаний по совре менной . электронно ■ вы- числйтельной технике. Воз можности' для этого боль- шие| Наша гордость — вы- чисЛительнБтй центр, ко торый будем совершенство вать и дальше. Уже сейчас инженер. Выходит совет ский интеллигент, человек высоких моральных ка честв, активный проводник политики партии. г— Как связан институт с предприятиями области? — Самым тесным обра зом. Наш главный друг, ес ли так можно сказать, — Новолипецкий металлурйч- ческий завод. Он многое сделал для укрепления ма териально-технической базы института, создания вычис лительного центра. Сущест вует постоянно действую щий объединенный научно- технический совет. Боль шую работу провели труп- С Т У Д Е Н Т , ГОДЫ 70-е он с;тал базой для перепод готовки руководящих инже нерных кадров области. Бу дем стремиться н к тому, чтобы все преподаватели владели основами экономи ки, права и правового за конодательства, научной организации труда и управ ления, инженерной психоло гии. Мы ведь готовим не просто : специалистов узко го профиля, а будущих ко мандиров производства, в чьих руках будет судьба технического прогресса. . — В Постановлении ЦК .КПСС и Совета Министров особое внимание уделяется современным научным ме тодам организации учебно- воспитательного процеср са, техническим средствадг обучения. Что делается в этом направлении в цисти- туте? . — Процесс познания только тогда принесет ис тинную пользу, когда это будет активный процесс. Поэтому большое значение мы придаем всем формам самостоятельной работы студентов. Это дает навыки культуры умственного тру да, повышает чувство от ветственности. А для конт роля широко используем си стему автоматической про верки знаний, внедряем полусеместровые аттеста ции. Успеваемость на двух младших курсах, раньше вызывавшая тревогу, сей час стала выше. Что каса ется технических средств, то у нас два кинозала, своя телестудия,' ведущая пере дачи, на телеаудитории. Но проблемы организа ции .учебно - воспитательно го процесса не исчерпыва ются решением этих вопро сов. Работа партийной, ком сомольской и профсоюзной организаций должна быть направлена, на то, чтобы каждый студент понял, про- чувствов.ал, осознал — быть специалистом на «тро ечку» ему не позволяют ни совесть, ни время, в кото- ром'он живет. Из стен ин ститута выходит не просто пы наших специалистов по улучшению подготовки аг ломерата, совершенствова нию качества смесей для литейных форм. Подобный список можно продолжить. Достаточно сказать, чТо нынче значительно расши рена тематика и заключено соглашение на хоздоговор ные работы для предприя тий на 500 тысяч рублей. К научно . исследовательской работе широко привлекают ся студенты. В Постановлении говорит ся, что для улучшения ру ководства высшими учебны ми заведениями в стране признано целесообразным создать совет по высшей школе с широким составом всех заинтересованных сто рон; Мне кажется, что по-^ добный координирующий орган можно создать и в масштабах обла сти. Мне вспоминает ся совещание, когда оп ределялся профиль Липец кого политехнического ин ститута. За «круглым столом» собрались ди ректора ведущих пред приятий, партийные, со ветские -работники, пред ставители высшей шко лы. И состоявшийся разго вор, обмен мнениями был деловым, всесторонним, ценным. Думается, что соз данный в области совет су меет подсказать многое в вопросах перспективного планирования подготовки специалистов, их распреде ления и йспользоваеия. — И последний вопрос. Каким бы вы хотели видеть выпускника своего институ та? — Человеком долга, глу боко сознающим свою от ветственность перед обще ством — раз. Хорошим спе циалистом, влюбленным в свое дело,—два. , Эрудитом в самом лучшем смысле этого слова. И непременно неплохим спортсменом. Словом, гармонически раз витой личностью. Г р а ж д а н с к а я оН орон а и ГТО в новом комплексе ГТО есть пункт; подготовка к защите от оружия массо вого поражения. Каждый должен пока зать твердые знания по 2—3 теоретиче ским вопросам и практические навыки в выполнении нескольких приемов. Все сдающие ГТО должны знать ха рактеристику и поражающие действия ядерного, химического и биологического оружия, а также способы и средства за щиты от него. Требуется знание сигна лов гражданской обороны и правил дей ствия по этим сигналам. Учащейся молодежи надо знать наз начение, техийческие данные и устройст во приборов радиационной и химиче ской разведки. Сдающим нормы необходимо знать характер, способы ведения спасательных и неотложных аварийно-восстанови тельных работ в очаге поражения. В комплексе ГТО предусмотрено выполне ние и практических нормативов: надева ние противогаза, .защитных чулок, изго товление марлевых повязок. Для ус пешной сдачи норм третьей ступени на до за 12 секунд надеть противогаз и пробыть в нем в течение 1 часа, 9 ми нут отводится для надевания защитного комплекта. И. ИОНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz