Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

ац- В ДВАДЦАТОМ веке з Соеди­ ненных Штатах было совер­ шено 750000 убийств. В годы, мира нация потеряла больше людей, чем за годы всех войн. Так стоит ли удивляться особому интересу американского , кинемато­ графа к убийству? Убийство — па- ро-тъ жанров типа «вестерна», ганг­ стерского детектива, фильма ужа­ сов. Это — в ком,мерческом кино, где труп прежде всего нужен в ка­ честве повода для расследования, мести или погони. Но без убийства не обходятся и многие серьезные социальные,, нравстветзяо-этаческие, философские ленты... В числе 750000 убийств, могли быть и два эти. Нх разделяют тридцать пять или сорок дет. Ро­ берт Снвертен приставил дуло, пи­ столета к виску Глории Битти ■ в один та летних вечеров тревожного, кризисного тридцать второго года,; А- добродетельяБш, даже у мнопк бе,шх вызывавший симпатшо негр- со’странным именем Лорд Байрон Джойс шагнул навстречу убийцам в^ полицейской форме в наши дни, на. границе семидесятых лет. Однако есть все'основания говорить о двух этих убийствах рядом. И не йо- тому,-‘ что кинопрокат выпустил на экраны «Освобождение Лорда. Бай­ рона- Джонса-» и «Загнанных лоша­ дей пристреливают, не правда ли?» почти одновременно... Лорд Байрон Джойс хотел; немно­ гого. Он просйл развода с изменяв­ шей' ему Женой. И поТибГ Тлэрия Битти тоже претендовала ' нё бог весть па какое место в жиз- ‘ ни, И погибла, Контраст между скромными, есте­ ственными человеческими желания­ м и и 'ТОЙ трагедией, которой они ^ вдруг оборачиваются, — поразйте- ' леи. ■■ Короткий диалог двух героинь «Загнанных лошадей» — Глории и Руби — с леденящей душу ясно­ стью высвечивает этот контраст. Глория отговаривает Руби рожать ребенка. Ведь Руби и. Джеймсу- са- мяи- нечего есть, зачем плодить ни- цдагу.- - -— Ты считаешь, что детей могут иметь то.лько богатые? спраши­ вает Руби, беремеияая женщина- с лицом сик'стипской мадонны. Вопрос поставлен точно- и страш­ но. И нельзя уклониться от ответа. А ответ один: да, только. Только; - избранным позволено иметь кусок хлеба, крышу над головой, даяо плодиться без вечного предчувствия беды,, которая ждёт их детей'—- будь то безработица,.война или тру­ щобы наркоманов. Только немногие могут любить и спокойно спать по ночам. Впрочем,, даже их бяагопо- , ,л.учие шатко и неверно. Лорд Бай­ рон Джоне, человек, кажется, рес­ пектабельный, обеспеченный, не ду­ мающий о завтрашнем дие. Но сто­ ит е.му сделать очень скромную по- , пытку защитить свое, человеческое достоинство, как над его головой нависает меч. Он должен либо отка- ,заться: от нее, либо умереть. Досто­ инство, честь — по просто удел бо­ гатых,; но .удел богатых белых. А Лорд Байрон.— чёрнокожий... Очень разные эти фильмы, Огавя- ли их непохожие мастера американ­ ского кино — Уильям Уайлер («Ос­ вобождение.,Л. Б. Джонса») и Сид- .ней Поллак («Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?»). Элегантные, цветные кадры уайле- ровской. картины, где спокойный мон-таж, красивые, ииогда прямо-та­ ки — рекламные интерьеры, уютные белые виллы, весь благообразный сытый облик небольшого городка на ДОге СШ.й словно . .подчеркивают привычность, . рбвдепринятость, поч­ ти узаконенно.сть .ненависти, враж­ ды, жестокости, царящей здесь.' Все это сильно разнится с взвняченной, открыто напряженной, ежеминутно грозящей взрывом, чреватой траге­ диями атмосферой ленты Сиднея Поллака. Это один из самы.х , страшных фильмов, какие когда-либо шли на наших экранах. Ои так же потряса­ ет, как фильмы об узниках фашист- С 1 Ш.Хконцлагерей. История Глории н Роберта рас-. сказана как в Апокалипсисе,, «...н сделалось царство его мрачно;. и; они кусали языки свои от страда­ ния». ;Бйблейскнм ужасом дышат эпизо-. С ТОЙ же мыслью погибает Г.по- рия Витти. Она сама просит Робер­ та убить ее. Слово: «убить» -г- де­ вушка не произносит. Ока говорит: помочь. Ты должен помочь мнь. По­ мочь освободиться, .Повесть, по которой снята карти­ на «Загнанные лошади», так .и на­ зывалась: «Гтория хотела умереть».-. Там есть такие слова: «Она умерла. т- в муках, она была спокойна я умиротворенна, и она улыбалась. Я впервые вид.ел ее улыбающейся». Джейн Фонда играла не спокойст­ вие и. у.чаротворевие. Ее Глория до последнего мгновения охвачена тре- Пётом^. неувере.и-но.стью — жизнь так часто обманывала её, ае будет лн ложью и с.мврть? Ей страшно, но она преодолевает страх смерти, по­ тому что страх перед, жизнью силь­ нее и. безыс.ходнее. Глория гибнет без. улыбки, с иенавиетью н отзра- щекнем к миру. И лгшь когда она Р а з г о в о р с о з р и т е л е м ПО-АМЕРИКАНСКИ ды дерби,.когда- толпа задыхающих­ ся, измотанных вконец людей,': бе­ жит и. бежит.. по бесконечным кру- . гам под музыку,. .юсторже-нвый рёв.. зрителей,, выкрики создателя и хо­ зяина этого нового «круга ада» Рокш. Камера выхватывает запро­ кинувшую; голову. Руби — рафа-э-. левскую мадонну под пыткой. Ро­ берта, преодолевающего боль в- сведенной судорогой ноге. Моряка, который уже мертв, но, подчиняясь бесчеловечной инерции состязания, все еще соперничает с живыми: его во.точит на. себе партнерша... -Разные фильмы. Разные эпохи. Разные герои. И все-таки, очень по­ хожие, очень близкие — н фи.чьмы, и эпо.хи, и люди. Это Америка — век 20-й. В фильмах ^ переизбы­ ток парадоксов,- Прячем, парадоксов не литературных, условно сгущдю- щнх и обостряющих смысл, а ре­ альных, перенесенных на экран из жизни. Норма освистана, вывернута наизнанку. Блюстители порядка ведут себя как оголтелые бандиты. Пользую­ щийся.уважением, известный своей честностью и неподкупнос-гыо юрист сначала- способствует убий-етву, а потом- не жалеет усилий, чтобы скрыть убийц. Роберт, мягкий, не-, много наивный, по-мальчишески пух­ логубый, ясноглазый Роберт попа­ дает на скамью подсудимых. Он-жа­ леет Глорию. Возможно, ие будь кризиса, голода, марафона, он "бы ■мог полюбить ее... И он же ее уби­ вает... И, наконец; финал. Апофеоз бес­ человечных парадоксов. Озверевшие полицейские ищут Джонса. Во имя спасения своего престижа им надо убить его. В.яезапно негр окликает их'. Он решил умереть. В смерти, в страданиях, предше­ ствующих ей, тихий,, добрый чело­ век Лорд Байрон Джонс видит ейа- сенае. Шбавдецие от другах мук, которые сулит ему дальнейшая жизнь. Освобождение. упала, П0каза.тось‘ ей, что опускает- с.я она не на ночной пролет моста, а в траву под ясным нёбом, под вы­ соким солнцем... Наступи.то освобождение; От го­ лода. Унижения. Одиночества. Без­ надежности. Освобождение от того беесмыслеяного марафона жи'зни, на который обречены оставшиеся в ЖНвЫ,Х: Вообще фильм непримиримее и глубже повести X. Мак Кой. Обоб­ щения его смелее и резче. Если в книге «танцевальный марафон» во­ лею дам из благотворительного об­ щества прекращается, а его устрои­ тель благодушно делит приз —пол­ торы,- тысячи долларов — между всеми, участниками, то на экране мучительный многодневный танец бу­ дет —как провозглашает Рокки и это- — последние слова фяль.ма — продолжаться и продолжаться... Марафон некому прервать. Ибо марафон есть действительность Аме­ рики, ее жесточайшая реальность, .Да только, ли Америки? Разве-нель­ зя было бы назвать «Осво-божденн- е.м» по-итальянски» знакомую нам ленту «Я ее хорошо знал»?. Там итальянская Глория способна была жить и улыбаться до той только ми­ нуты, пока -В ней не пробудилось смутщое понимание жалкой, нелепой роли, отведенной ей на- земле! И тогда она, как и героиня «Загнан­ ных лошадей», выбрала смерть: сде­ лала ..шаг из окна... Есть, правда, иной путь. Его выбирает друг Джонса: путь борь­ бы с победитмями и правилами, провозглашаемыми этими победите­ лями, Его выбрала и мужественная ам.ёриканка Джейн Фонда, исполни­ тельница ролк Глории. Но для та­ кого выбора нужны воля и вера. У Джейн .Фонды ОНИ нашлись. У Глории Битти И' Л. Б. Джонса — нет. А без: этого .выжить, оказа­ лось нёвозмож'ным... И. СТЕПАНОВ. СНИМАЕТСЯ „Станционный смотритель* На студни «Мосфильм» снимается картина по повести Александра Сергеевича:Пушкина «Стан- ционнын смотритель». Автор сценария и ввстаяов- щик -- Сергей Соловьев. Онератор фильма Леонид Ка.чашников. В прошло» году Сергей Со­ ловьев в содружестве с Леонидом Калашниковым сделал экранизацию по пьесе А. М. Г-орького «Егор Булычев и другие». В съемках фильма за­ няты молодые актеры: Марианна Кушнерова — студентка из Кишинева, Никита Михалков и ак­ тер ЦТСА Николай Пастухов. ; Фильм снимается по заказу телевйдеиня ФРГ. НА СНИМКЕ: Марианна Кушнерова в ролиДу­ ни из кинофидьма «Станционный смотритель». ' (Фотохроника ТАСС). Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ. ' I Веселую историю о 60-летнел« сле­ дователе районной ПрокуратурыМя- чикове, которому предложено уйти на пенсию (но явно преждевремен­ но), о его преданном друге инже­ нере Воробьеве, о мнимой краже картины Рембрандта из музеи и о похищении сумки с крупной суммой денег рассказывает кинокомедия «Старики-разбойникя». Цветная лента киностудии «Мос­ фильм» поставлена режиссером Эльдаром Рязановым по сценарию, написанному им вместе е Эмилем Брагинским. Музыка — композито­ ра Андрея Петрова, НА СНИМКЕ; кадр из фильма. Слева направо: Мячиков (артист Ю, Никулин), секретарь (артистка В. Талызина), Проскудня (артист А. Миронов). (Фотохроника ТАСС). ТОРГОВАЯ ШКОЛА управления торгов. 1 ШЛи, •Пецкого облисполкома объявляет набор на 1972/73; учебный год по специальнастям: кассиры-контро- : леры магазинов самообслуживания; кассиры-кои- : тролеры продовольственных магазинов- самообслу­ живания. Принимаются юноши и девушки, имеющие сред­ нее образование и достигшие 17-летнего возраста. Вступительные экзамены не сдаются. Срок обуче­ ния — 1 год. Учащимся выплачивается стипен­ дия в размере 26 руб. в месяц. Поступающие подают, в приемную комиссию- следующие документы: заявление на имя директора; аттестат о среднем образовании; справки с места жительства и о составе семьи; медицинскую справку (форма Яг 286);. паспорт; характеристику с места учебы (работы); Вфотокарточки (3x4 см). Адрес торговой школы: г. Липецк, Коммуналь­ ная пл.,. 26 (остановка ,трамвая и автобуса «Цен-. тра.чьный рынок»). Телефон —2-30-45. ВНОВЬ созданное типовое ПТУ № ЮЗ г. Ле­ нинграда на 1972/73 учебный год производит при­ ем-юношей и девушек 16 --ТИ. лет и старше с обра­ зованием 8—10,кДасеов на обучение по специаль­ ностям; 1. Мон-гажник ж/бетонных конструкций — срок обучения 1 год. , 2. Трубоукладчик — срок обучения ,1 год. 3. Арматурщик-бетонщик — срок обучения % года. 4. Электрогазосварщик —срок обучения 2 года. -Учащиеся обеспечиваются бесплатным общежнти- ем^ обмундированием, спецодеждой, питанием и получают 33 процента от суммы, заработанной в: процессе производственного обучения. После окончания учи.таща предоставляются ра­ бота и общежитие в г. Ленинграде. Окончившие училище с отличием имеют право на поступ.чение в любое учебное заведение на дневное отделение. Обращаться: г, Ленинград, 196128, ул. Кузне­ цовская, 19. Отдел кадров (для ПТУ № 103), тел. 98-58-48. т ф АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, Коммунальная пл., ред. газеты «Ленинец». Телефоны: редактора — 2—33—53, ответственного секретаря и отдела аллюстраций —2—28—59, Идеологический отдел —2—34—13, отделов: кЬмсомолъской жизни и фотолаборатории — 2—36—43, учащейся молодежи — 2—38—50, писем и спорта —2—34—46. А5>22591 ' ~ Липецк, типография областного управления по печатн. Зак. Кг 7412:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz