Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

«ятгкк1ЖЮС1С^»^ Э ’’ ! ТИМ ЛЕТОМ я был в Ли­ пецке на слете трудовых коллективов городских школ етраны. Это первый такой слет. Его проводили ЦК ВЛКСМ и Ми­ нистерство просвещения СССР. В Липецке собрались потому, что именно здесь в 1965 году в школе ;№ 10 был сформирован первый {пкольный строительный отряд (ШСО). За десятой школой вско­ ре последовали другие. Движение Старшеклассников получило под­ держку обкома партии и обкома комсомола. Наша газета подробно рассказывала об атом в августе прошлого года в статье «Липецкие каникулы». ‘ Большое значение участию школьников в общественно полез­ ном труде придается в постановле­ нии ЦК КПСС и Совета Миннст. ров СССР «О завершении перехо­ да ко всеобщему с]№днему образо­ ванию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы». В нем,, в частности, гово­ рится: «Развивать и совершенст­ вовать работу ученических про­ изводственных бригад и другие пе. дагогически обоснованные формы организации, труда учащихся. При­ знано целесообразным привлекать школьников, особенно старшеклас- сийков, в период, каникул к орга­ низованному трудовому участию в народном хозяйстве...». На слет в Липецк приехали де­ легации всех союзных республик. Участники слета побывали в тех хозяйствах области, где на строи­ тельстве различных объектов ра­ ботают трудовые отряды липец­ ких старшеклассников. Статья эта возникла как ре­ зультат бесед с педагогами, при­ ехавшими на слет. Наши беседы я попытался представить в виде единого диалога между Педаго­ гом и Журналистом. А. ИВКИН. (Наш спец. корр.). Журналист. Я — за пятую тру­ довую четверть старшеклассни­ ков. Однако людям нашей про­ фессии свойственно сомневаться... п И разрешите сразу вопрос «в лоб»: ^ зачем нужна, «трудовая' чет­ верть»? Ведь не ради заработков? Подавляющая часть наших ребят .материально не нуждается... ■Педагог. Но вы согласны с тем, что самим ребятам жизнь в тру­ довом отряде, ■работа нравится? Журналист. Не могу отрицать. В беседе со мной они высказыва­ лись об этом очень эмоциональ­ но.., Но' мы с вами долгкиы рас. суждать трезво... ^ Педагог. В школьных отряда.х “ ребята приобщаются к' делам и заботам страны, а это —- ступень ‘ зрелости. К тому же лично я убежден, что в пятнадцать-шест­ надцать лет- человеку необходимо 8 ' узнать вкус и тяжесть труда. < ‘ Журналист. А не получается ли ‘ так, что, преследуя благие' цели, мы ■ искусственно выдумываем для ребят труд 1 юстн? Педагог. Ваш вопрос имел бы ' («Комсомольская правда» за 13 августа 1972 г.). ■ под собой "почву, если бьг пятую четверть придумали мы. взрослые. И если бы строительные отряды бцтли созданы для того, т: чтобы «йознакрмить» ребят с.трудностя­ ми, реальными или придуманны­ ми. Но нет, мы . лишь уловили стремление ребят самостоятельно порботать лето.м и помог.чи »м найти приемлемые формы органи­ зации труда... Наконец, мир труда для ребят увлекателен, ибо это мир поиска, новаторства. мир, в котором проявляются — и зак.зля- ютея — характеры. Сейчас вряд ли кто оценивает труд на стройке лишь как физическое напр.яжеиие. менщиком, то в будущем непре­ менно выберёУ профессию строи­ теля. ^Мне это кажется натянутый: слишком уж все просто... ■‘Г . Педагог. Мне тоже. Это пример' прямо^^ 1 шейно^о под.хода к работе строительных отрядов старшркляс::- сников. Дело не в сиюминутной ■ выгоде. Труд — великий воспи-' .татель нравственных ценностей. Главное то, что школьник-«строи- тель» узнает нравственную цену груда, поймет, что вещественный .мир, который нас окружает, созда­ вался и создается большим ■ по­ том.. Уважение к рабочему, чело­ веку, создателю материальных цен- К А Н И К У Л Ы Диалого проблемах пятой, трудовой четверти старшеклассников Журналист. Может быть, вы и правы, но и это все-таки не исчер­ пывающий ответ на вопрос «за­ чем»? Главный труд школьника— хорошо учиться, готовиться к бу­ дущей жизни. Педагог. Но можно ли сегодня всерьез готовить себя, как вы вы­ разились, к жизни лишь «в уме»? Нравственность из воздуха не рождается. Жизнь после школы — это трудовая жизнь. И стоит эту жизнь попробовать уже сейчас, гб- товиться к ней уже сегодня. В последнее время многие на­ блюдают в старшеклассниках до­ вольно ярко выраженное ствемле- ние повзрослеть. Согласитесь, что условия, школы не могут еще дать человеку должного социального опыта. Этот опыт приходит преж­ де всего'в труде. Я бы мог тут сослаться на образ Мишки Пряс- лина в романе Федора Абрамова «Две зимы и три лета», но образ стал уже хрестоматийным.". Мы вот часто приводим ребятам в при­ мер героев предыдущих поколе­ ний, шестнадцатилетних: смотри­ те, на что были способны ваФи ровесники? И мне кажется, тем самым мы развили в современных шестнадцатнлетних'. некий . комп­ лекс зависти, который они и пыта­ ются компенсировать: «Что же нас попрекают, ведь и мы не лы­ ком, шиты!». Их стремление рабо­ тать по-взрос-чому связано как раз с желанием самоутвердиться, доказать; свою значимость для об­ щества уже сегодня, сейчас. " Журналист. А вы помните, руко­ водитель одной', из делегаций в своем выступлении на семинаре во главу угла ставил решение про­ блемы профориентации с помощью трудовых объединений? По его мнению, если парень поработал ка- ностей, приходит,естественно. Ко-- нечно же, речь идет не о = том; чтобы школа взяла на себя все функции профессионально-техни­ ческого образования. Речь идет о том, чтобы из .школы выходили люди, морально готовые трудить­ ся в любой отрасли хозяйства. Журналист. Все так, но не бу­ дем забывать, что у хозяйственни­ ков более трезвые умы. Сколько на слете говорилось, что преодо-' леть их недоверие к возможно­ стям школьников пока необычайно ’ трудно. Едва ли не главное, пре­ пятствие на пути движения — они! И я понимаю их. С точки зрения экономики, заключать трудовой договор со школьниками, может быть, зачастую и невыгодно. Мо­ рока: неполный рабочий день, о пи­ тании думай, о размещении, фронт работы тщательно подбирай. Хо­ зяйственник смотрит на" школьни­ ков, даже старших, как на детей. Естественно, и отношение ирониче­ ское: что дети могут? И в каком- то смысле, например, д. смысле ■охраны здоровья, мы должны счи­ тать старшеклассников детьми. Я вот поэтому и не понимаю, поче­ му в последнее время . широкое распространение получили именно строительные отряды. Ведь есть же отработанная форма лагеря труда и отдыха. ^Это удобно. Можно построить ' стационарный лагерь в красивом месте. Прочная многолетняя связь школы с руро- водством хозяйства. Практически решены проблемы с питанием, фронтом работы, налажены отно­ шения с местными ,жителями., А ведь строительный отряд, по сути, должен бы-гь единицей мобиль- ной. Есть объект — отряд едет туда, хотя на месте может не оказаться условий для сносиой жизни... Кстати, одно наблюдение. В тех хозяйствах, где работают липец­ кие школьники, им выделяют объ­ екты; которые можно построить за короткий срок от нулевого цик­ ла до конька на крыше. Вот мы с вами' ездили в совхоз «Донской», где ■три отряда работают — из двух! липецких школ и местной. Строят птицефабрику, каждый отряд пмеет'.свой участок. Мо- жём ли мы сказать, что в любой области хозяйственники столь же покладисты; и понимающи, как в Липецкой? К этому добавлю и то, что на бетономешалку школь­ ника нельзя поставить: тяжелый труд. На механизм'ах до восемнад­ цати лет работать запрещается. Как правило, ребятам-старшеклас-'" сникам можно работать лишь ка­ менщиками, штукатурами, маля-^ рами, плотниками. Следовательно, чтобы полностью построить здание, нужна помощь взрослых рабочих,: специалистов. Это создает допол-; нительные трудности. И вы уз^у- простите меня за длинную тирад;^'- но скажу еще. А кто будет,учить школьников строительным специ­ альностям? Педагог. Никто ие говорит, что школьные строительные отряды — единственная и универсальная форма трудового воспитания. Где- - то успешно работают лагеря тру­ да и отдыха --- хорошо, еще где- то испробовали другие формы — тоже неплохо. Кстати, в Липецке проблему обучения ребят «лет­ ним» специальностям решили до­ вольно просто— *, обратились за помощью в строительные училища. Журналист;Но за "ОДНО лето не научишь хорошо. ' Необходима практика в течение всего-года; ■' Педагог. На слете, вы знаете,' предлагалось-; повсеместно уч­ редить факультативы, где изуча-’ лись бы строительные специально­ сти. ■ Журналист. Факультативов в школах нема‘.!10,7да',изфёст1Й,'’' что не все популярны. ! . ' ' : Педагог. Л л такой. факVльта- тив, уверен, фбшли ,бы ребята : д е ­ том поедешь со стройотрядом, узке владея специальностью. Эй 'подни­ мает человека в собственных гла­ зах. К прйЩдава'нию же на этих файультати'йах: м6жнб;было бы -как" раз привлечь: йа'стеров-стрбителей. Журналист. '.Меня наводит ■на некоторые размышления -тот факт,, что мы все время ссылаемся на Липецк,- А ведь опыт есть: не,толь­ ко в Липецке,.;''' : : Педагог. Что же, вы правы, В Эстонии уже несколько лет дей. ствует- трудовая дружина старше­ классников, в Латвии — отряд «ЛОТОС». И чем многообразнее формы трудовой деятельности старшеклассников,- тем лучше. Журналист. Известно, ничто так не сплачивает людей,, как об­ щее дело. Особенно важно это для комсомольской организации . шко­ лы.,. Педагог. Да, трудовые объеди­ нения старшеклассников — это то поле воспитательной работы, где наиболее ярко проявляется союз школы и комсомола. СЛАВА охраняющим НЕБО! Подготовка к вылету. Фото Г. Надеждина. (Фотохроника ТАСС). 20 АВГУСТА — ДЕНЬ в о зд уш н о г о фАОТА СССР I ,, |Чнтатеяи,. без сомнения, с сожа­ лением расстанутся с этой книгой, перевернут ее последнюю страни­ цу. «Жи-энь,— вечный взлет» (изда­ тельство «Молодая гвардия», 1972 г.) нвзыеается она,- и название полно­ стью отвечает содержанию.' , Неукротимым стремлением впе­ ред, неизбывной бодростью и оп­ тимизмом- веет со страниц книги.’ Судьба ее авторов — Тамары Ко-' жевкиковрй ;И Марины Попович — тесно связана с авиацией. Вот по­ чему такое название. Авторам есть что поведать. Они многое В И - ' дели, многое пережили; испЬ1тали; И что особенно примечатёльно: вос­ поминания написаны не на склоне лет. Их авторы — в расцвете сил, , они на передовой линии борьбы, полны планов на будущее. Встрече с К. Э. Циолковским по-^ свящает свои первые строки Т. Б, , Кожевникова, чьи автобиографиче- - ские записки «Горы уходят в небо» открывают книгу. Произошла встре­ ча- в сентябрьское утро далекого - .4933 года, и она определила жиз- -ненную дорогу девушки. Кожевни­ кова одна из немногих женщин, по- . лучивших образование в Военно- Воздушной Инженерной академии имени Н, б. Жуковскога Активная участница; Великой Отечественной войны, кавалер четырех боевых ор-- денов и восьми медалей, инженер-' подполковник Тамара - Богдановна, Кожевникова была единственной в Советской Армии женщиной-инже- нером истребительного полка. Под ее началом был большой коллектив техников, механиков, мотористов, готовивших самолеты к боевым опе­ рациям. Отношения летчика и техника очень глубокие и сложные, пи­ шет Кожевникова. И только они знают истину своих отношений, зна­ ют, как нужны они по-настоящему друг другу. Летчик своей крылатой душой, своими подвигами подымает техника над будничным и тяжелым трудом, дарит ему ощущение вос­ торга. Техник отвечает ему самым большим, н а . что способно челове­ ческое сердце, — безграничной лю­ бовью и беззаветной преданностью. Кожевникова Пишет о летчиках, которые всем сердцем рвались в бой, тосковавших без штурвала, без нёба. В них постоянно жийо ощуще­ ние атаки, желание быть хитрее и умнее врага. Для них летать — все равно, что для всех дышать. Им небо ■нужно, как воздух... Война отходит, отдаляется. Все больше становится людей, не веда­ ющих, что такое война, понаслышке энаюи^их смысл слов «налет», «воз­ душная тревога», «эвакуация». Про­ читав "записки Кожевниноврй, они еще раз подумают о горькой и пре­ красной молодости ' своих отцое н Матерей, о том, каних усилий, му­ жества и жертв потребовала битва с фашизмом) М. Л. Попович пришла в авиацию в послевоенные годы. Семнадцати- летней девушкой поступила она в Новосибирский азроклуб, и с тех пор небо, по ее собственному вы­ ражению, остается ее семой боль­ шой любовью. Марина Лаврентьев­ на — единствейная у нас в стране, женщина—военный лётчик-испыта- тель. Она летает ие различных ти­ пах современных самолетОв, от транспортных до сверхзвуковых ист­ ребителей. Ей принадлежат- три ми- ■ ровых; рекорда. Инженер-майор,' она награждена орденом «Знак По­ чета» и четырьмя медалями. Мас­ тер спорта СССР международного класса. Сложные испытательные по­ леты сочетает с научной работой. Записки Попович, составляющие второй раздел книги и озаглавлен­ ные «Старт над облаками», носят не только автобиографический ха­ рактер. В них больше всего, пожа­ луй, рассказывается об учителях и воспитателях автора, о друзьях-то- варищах. Острый, наблюдательный взгляд автора, истинно поэтичёская душа, большое чувство юмора поз- волипм , ей выхватить из пестрой, массы явлений и фактов наиболее красочные, выразительные и убеди­ тельные. Перёд читателями прохо­ дит галерея широко известных лет­ чиков и парашютистов, ярких и цельных личностей, чья жизнь — пример, для молодежи, размышля­ ющей о смысле бытия, о мужестве и красоте, о многих других пробле­ мах. Из книги вы узнаете о заслужен­ ном летчике-испытателе СССР П. ср. Кабрелеве, Герое Советского Союза . парашютисте В. Г. Романюке, ис­ пытателе парашютов Е. А. Андрееве . человеке мересье.вской судьбы, , инЖенер-полковнике лётчице О. Н. Ямщиковой и многих других. На живых фактах автор показыва-; вт, что «летчики — это особый на-., род, особый склад характеров», ри­ сует нравственный облик авиаторов,^ их богатую натуру, окрылевность увлеченность. Труд авиаторов овеян дыханием подлинной поэзии. Что мюкет быть прекраснее ощущения бесконечности просторе, отрыва от., земли, полета! «Полеты и музыка для меня неотделимы, — говорит,' одна из старших современниц Ма­ рины Лаврентьевны. ^— Когда я ле­ таю, всегда слышу музыку». Кожевникова и Попович не слу­ чайно выступают с общей книгой. - Дважды; во время войны мельком ,. а в послевоенную пору —• более обстоятельно—пересеклись их жиз- ; ненные вехи. Но главное, конечно, не э-го.’ Главное — в связи й пре­ емственности поколений, в Аушев-., ном родстве. Но их Слезах и. при их нвпбсредственном участии, нёпр- , средственном участии всех авиато­ ров—сынов советского многонацйб- налького народа, крепли и крепнут крылья нашей могучей Родины. Совмесгное выступление Кожев­ никовой и Попович убедитёльно по­ казывает, какое большое место за­ нимает женщина в нашей авиации. Об одной из них Марика Лавренть-'- евна пишет, что в ней удивительно гармонично сочетались мужская твердость и мужественность е не­ обычайной женственностью и обая­ нием. Эти слова можно в. полной мере отнести к авторам книги. Су- ; роввя героика, ставшая нормой .их жизни, встает перед читателями в ' «полный рост». Мужество, героизм — не дар природы, а результат сознательного принуждения самого себя идти на­ встречу опасности для выполнения долга патриота. Б. КОПЕЛИОВИЧ. Военные летчики Н-ской части держат первенство в социа тиетнче- ском соревновании в честь 50.летия . образования СССР. Здесь многие экипажи й группы .'Обслуживания носят почетное звание отличных. Советские воины-авиаторы надеж­ но охраняют спокойствие воздушно­ го океана наше^^одины. НА СНИМК |р (слева н а п р ^ : военные ле'гчикн — старший лей­ тенант В. Скопцов й капитан В. Жи­ вов перед полетом на задание. Фото Н. Акимова ~ и В. Савостьянова. (Фотохроника ТАСС). с критикой согласны ГДЕ ЖЕ КОРНИ? В своем, материале «Корни конфликта» К. Соколов рассказывал о делах строите­ лей из треста «Липецкетрой». Автор кон­ статировал, что «необеспеченность рабо­ той, строительными материалами, отсут. ствие нарядов-заданий — словом, пло­ хая инженерная подготовка производст­ ва приводит к длительным простоям». Это он проследил на примере бригады Алексея Плотникова из пятого строи­ тельного управления. Секретарь комитета СУ-5 треста «Липецкетрой» А. Юнников сообщил в редакцию, что материал К. Соколова об суждался в управлении. Было проведе но собрание в бригаде А. Плотникова Эти проблемы рассматривались непо средственно и администрацией, партий М' ", комсомольской и профсоюзной ор ганизациями. Конфликт в бригаде А. Плотникова (когда девушки отказались подниматься на девятиметровук) высоту без лестницы, потеряв, таким образом, половину рабо­ чего дня) был отражен в «тревоге», вы­ пущенной «Комсомольским прожекто­ ром» управления. Групкомсорг бригады И. Кретннин отчитывался о своей рабо­ те на бюро комсомольской организации СУ-5. Комитет ВЛКСМ обратился к ад­ министрации с просьбой о наказании прораба А. Г. Пашутина в мастера Б.. И. Янкииа. Администрация за плохую орга­ низацию работ и нарушение техники безопасности объявила выговор Б. И. Яикину и предупреждение А. Г. Пашу­ тину. ' ВЕЖЛИВО И БЕССИ»АСТНО.„ Именно так ответил в редакцию на ма­ териал Л. Бовы «По своим законам» и. о. начальника ЖКУ НЛМЗ И. Душно. Редакция .взяла под свою защиту деву- шек-маляров, выпускниц технических училищ города. С них, еще не­ опытных в малярном деле, как пра­ вило, снимался квалификационный раз­ ряд. Делалось это под предлогом, что, де, у нас по третьему работают те, кто уже 15—20 лет отдал производству. Де­ вушек, таких, как Лида Руднева, Валя Кикина и Валя Шилякина, выпускниц седьмого технического училища, застави­ ли в бригаде Р. Володиной написать за­ явление о понижении разряда. Или просто-напросто ставили перед уже свершившимся фактом, как это прсиэо- шло с Ниной Клейменовой, приславшей ^письмо в редакцию. В ответе и. о. начальника ЖКУ НЛМЗ снова повторялись известные в учреж­ дении рассуждения о том, что вот она, Нина Клейменове, прогуляла двадцать дней, что она числилась в цехе вольно­ наемной, что лишь спустя долгое время здесь узнали о том, что Нина’--выпускни­ ца училища и имёет полное право поль­ зоваться льготами, установленными го­ сударством для подобной категории мо­ лодых рабочих. И так далее, и так да­ лее... Вежлив и бесстрастен ответ в газету. А за ним явно ощущается абсолютное пренебрежение к заботам и нуждам мо­ лодых. Кстати, а есть ли там комсомоль­ ская организация? Что она думает по этому поводу? ( ЖДАЛИ РЕШИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ На это нашлись веские основания. Отк.чик Л. Куменковой, жительницы г. Липецка, на статью Л. Бовы «Горь­ кая практика», отложили в папку с тем, чтобы дождаться ответа из горпищетор- га. В редакцию после опубликования 13 июля в Л% 71 газеты «Ленинец» статьи «Горькая практика» , пришли пред­ ставители горпищеторга посовето­ ваться, как лучше .наказать по­ рок, какие принять "меры. Ведь в статье рассказывалось о том, что прак­ тикантки из технических училипт столк­ нулись в магазинах торга с фактами нечестной работы продавцов, которые должны были обучать девушек. Предста­ вители торга были настроены ' воинст­ венно против коллег, нечистых на р^ку. И редакция 'ждала решительных дйст - Бий после статьи. Но нё дождалась... Потому мы решили' опубликовать от­ клик-письмо Л. Ку 1 }енковой, лишний раз напс..шить, администрации горпищетор­ га, его комсомольской органицшш о фактах, с которыми те пытан^Б? нри- мирйться. ’ 1 «Прочитала статью Л. Бовы» «Горь­ кая практика» и долго не могла найти себе места, как будто прикоснулась к чему-то грязному, отталкивающему, за­ хотелось тут же закричать во весь голос: «Нет, такого нельзя допускать, нельзя МИ’-ЧТЬСЯ». Откуда взялись эти директора мага­ зинов? Кто дал право калечить души детей? Таким не должно быть места в торговле, навсегда ' лишить их права ра­ ботника советскрТо прилавка и объ­ явить беспощадную борьбу стяжа­ телям». Шесть месяцев шагает комп­ лекс ТТО по стране. Но в ком*' сомольскнх организациях тре­ ста ' «Липецкетрой», и Новоли­ пецкого завода обнаружилось, ; чтоо ГТО слышали все, а вот о •' Всесоюзном экзамене — пред­ ставления не имеют. Некоторые секретари комитетов, призна-■ лись. чистосердечно; «Ком­ плекс сдаем, а вот экзамен...». Положение Всесоюзйого экза­ мена целый час искал в бума- га.к и 2-й секретарь Лев-Тол- стовского района Вячеслав Ан­ тонов. Не слышал о ступенях здоровья ^Т 1 мужества Всесо­ юзного экзамена и 1-й секре­ тарь Красшшского района Владимир Рязанцев. А Влади­ мир Мамзин — 2-й секретарь Левобережного райкома комсо­ мола—«запамятовал», сколько же норм имеет,каждая из пяти" ступеней. Приведенные, факты не пре­ тендуют на обобщение. Одна­ ко они говорят о многом. От­ сутствует главное в работе комсомольских комитетов — .разъяснение целей и задач ' Всесоюзного экзамена. Надо ли ждать тогда пополнения в ряды. ДСО, ДОСААФ, спор­ тивные секции, военно-техниче­ ские кружки? Михаил Покидов,^ секретарь комитета комсомол а трактора ного завода, считает, что не дождешься пополнения спор­ тивных рядов, если не позвать юношей и девушек, не заинте­ ресовать и.ч, И рассказывает о работе комитета комсомола за­ вода. — За много лет мы убеди­ лись, что нет лучшего средст­ ва, дающего, живительную «до­ зу» бодрости, чем спорт. Мы всегда считали спорт огром­ ным . воспитательным сред­ ством. На заводе парк и стади­ он—единый комплекс. И прий­ ти отлбХнутЬ, значит—занять­ ся спортом. Уже 3 марта было принято совместное постановление ад- •министрации, завкома . проф­ союза и.комитета ВЛКСМ о новом комплексе. Широко открыл две'ри ' стадион спорт- :'.клуба «Пламя». В начале' мар­ та* сюда пришли секретари пер- вй'Чи'Ых комсомольских органи­ заций'и комсомольский актив. До каждого были доведены це- . пи и задачи нового комплекса. молодых-■^• ■рабочих, успешно сдавших нормы ГТО. В иехах висят фотовитрины с друже­ скими шаржами. В.'положение об ударной вахте труда сред 11 " комсомоль­ ских ,организаций, посвящен­ ной 50-летию образования СССР, мы включили пункт: «Количество ■ комсомольцев, сдавших комплекс ГТО». Было тридцать пять': площадок для сдачи ,норм НОВОГО'- комплекса по месту жительства. Сдача норм ГТО должна стать для •-мальчишек .н девчонок десяти­ летнего возраста началом мно­ голетней дружбы со спортом. Они, как и их старшие товари­ щи, комсомольцы, тоже- прича­ стны к Всесоюзному экза.мену. В День советской молодежи Семинар завершился массо­ вой сдачей норм ГТО. Комсо­ мольские вожаки практически уяснили задачи, которые тре­ бовалось довести до юпошей и девушек в цехах и отделах за­ вода, Этот семинар стал пер­ вой ступенькой разъяснитель­ ной работы. Агитировали за массовые старты и спортивные ". традццшг завода. Молодые рабочие зпают по­ четного мастера спорта А. Й. Куликова, участника войны. Он свершил настоящий спортив­ ный подвиг. Раненный в обе рукн,_ нашел в себе силу воли стать призером первенст­ ва СССР по городошному спор­ ту. Это пример спортивного мужества, которому следуют многие тракторостроители. Разъяснять —г значит убеж­ дать. .Комсомольские «летучки» с повесткой:. «Комплекс ГТО» стали обычными во время обеденного перерыва или после смены. • ' В каждом цехе появилась и наглядная агитация. Были от­ печатаны плакаты, призываю­ щие юношей и девушек к уча­ стию в массовых стартах. Каж­ дую неделю появляются «мол­ нии», в которых поздравляют объявлено, что при подведении итогов заводской комитет ВЛКСМ обратит на этот пункт особое внимание. Так, посте­ пенно, мы добивались, чтобы по ступенькам здоровья и му­ жества сделал . шаг каждый Комсомолец-завода. , Вряд ли нужно оценивать работу коллективов физкуль­ туры только по завоеванным кубкам и призам. Важно дру­ гое: систематические занятия молодых рабочих в секш!ях и участие в соревнованиях лю­ бых рангов — бригадных, це­ ховых, за.водских. С этой целью в цехах нашего завода создано Т36 подготовительных групп, которые возглавили ком­ сомольские активисты. Эти группы проводят регулярные тренировки на стадионе спорт­ клуба «Пламя», и рядом с цеха­ ми, где установлены турники, гимнастические скамейки, сде­ ланы волейбольные площадки. Чтобы не испытывать недо­ статка в спортивных сооруже­ ниях, комсомольцы завода еще весной организовали воскре­ сник по устройству и ремонту спортивных площадок во дво­ рах жилого района. Для детей и подростков оборудованы стадион целиком был заполнен молодыми тракторостроителя- мн. Уже 4000 юношей й деву­ шек сдали 5—7 видов норм ГТО. Лучших комсомольцев-ак- тивистов, успешно сдавших но­ вый -комплекс, комитет ком­ сомола поощряет ценными по­ дарками, разлпчпымп путев­ ками. В июне 22 комсомольца отправились в путешествие в город-герой Волгоград. Успешная сдача Всесоюзного экзамена — это дружба юно­ шей и девушек и с военно-тех­ ническими видами спорта. Комитет комсомола ■ совме­ стно с ДОСААФ организовал спортивно • технический клуб, в котором за 6 месяцев этого года подготовлено несколько десятков шоферов, электриков, трактористов, радиотелеграфи- сто'в и мотоциклистов. Чле­ ны клуба совершили мото- ' пробег по Курско.-Орловской дуге. Помогает в сдаче Всесоюз­ ного экза.мепа и клуб «При­ зыв» при заводском Дворце культуры.. Почти каждый мо­ лодой тракторостроитель, ухо­ дя в ряды Советской Армии, имеет военную сяёциалышсть. Среда наших молодых рабочих организовано соревнование за право служить в рядах про^ славленного воинского соединён ния—Кантемировской' дивизии, . С; которой у ■нас завязалась тесная ' дружба. ' ' ■ Мне посчастливилось 9 Ма.я 1972 года вместе с новобран­ цами побывать в этой воинской части, встретиться с команди­ рами. Было приятно, когда опн дали высокую оценку подготов- . ке нашей молодежи к службе в рядах Советских Вооружен­ ных Сил.. Многие воины-тракг торозаводиы стали уже сейчас отличинкам|Г боевой и полити­ ческой подготовки. Есть у нас и проб,нема — от­ сутствие ' стрелкового тира. Ко.мсомолъцы решили осенью сделать первый выстрел в за­ чет комплекса ГТО в построе!!- ном своими силами 60-метро­ вом тире,- А в День физкультурника каждый комсох{олец принес с собой зачет 11 ую книжку Все­ союзного экзамена: У многих заполнены почти все графы. Но мы знаем; скороспелые ра­ порты, мол, отбегались, отстре- лялнсь. ца пользу не пойдут. Важно одно: чтобы к вось­ ми тысячам физкультурников завода прибавилось еще столь­ ко же. Чтобы «цехом здоровья» ста.ч весь завод. Опыт тракторозаводцев по­ учителен. Об этом говорилось и на недавнем бюро Липец­ кого горкома ВЛКСМ, где под­ водился полугодовой итог вве­ дения в жи.>пь Всесоюзного экзамена по нормативам комп­ лекса ГТО. Проблем еще много. Реше­ ние их зависит от многих лю­ дей. Но основную лепту в сда­ чу Всесоюзного экзамена дол- ж^Iы внести горячий энтузи­ азм комсомольцев, их выдум ка и неиссякаемая «заряжен- ность» идти по ступеням мУ' жества, силы и здоровья. Е. ЕВГЕИЬЕВ. % >«1;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz