Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

2. В згляд со стороны графе - В комитете комсомола »н- струмеяталъяого -зявода я стал невольным свидетелем следу­ ющего-диалога:- — Лида, я тебе, иаве|рное, ие сказала, что ты в совете состоишь? / - — В каком совете? • По -работе с подростка- Так ведь меня ж ми. ^ обуч. А это — с малолетками работать. Надо будет тебе пойти в общеж 1 Ятие... — Да ты что? Мне конт­ рольную надо гделать.- Чего это . ты за всех стараешься,.; С Ларисой Невежилой — секретарем -заводского коми­ тета ВЛКСМ—я был -уже зна­ ком. Лида же Сош-нийа, -как выяснилось позже, возглавля­ ет в комитете сектор работы с подростками. Дием раньше Ла­ рисе нришлось- на заседашти у директора отчитываться за- работу с неео;верше!Н:Иолетнй- ми. Отчет е а был до беаноети кратк/йм!". беседы с .прогульщи­ ками,,„вечер: встречи е кадро- вылш .рабочмя провели, с днем - рождения буде^- но- здраюять... Зам ечатй в адрес комитета комсомола было вьюсазапо МНОГО; Шла речь и .почти, о П.ОЛИОМ .. отеутствии ■контро.'гя за. бытом -молодежи, жй:Вущей в общежитиях. : , ;;.Стоворил»сь .девушки: на - то»;..:что. Лида- дакуда- не пой­ дет, а -просто '«соберёт сведе- ШЯ»..-'- ...В следующий раз я попал ■ на.;:' йиструкеята.чьный только. через. неделю, и, встретившась . с Лидией Сошвшой,' -: пер:ввш делом . поинтересовался, чем . занимался ее сектор в послед­ ние дни.. Оказалось ~ ничем.. Тогда . я попросил показать мне- план работы сектора. Та­ кового тоже - не оказалось Вместо него Лида положила передо мной листок-памятку члену комитета, ведущему р а - • боту с подростками: . ■— Тут .все- . написаио.’- По этим - направлениям и :Дейст- ву-ем. Пунктов в памятке: было тр«-: о сопсоревнованищ об. . участ 1 -ш в обществеиной-^-жиз-; ни и о воспитании у молодых рабочих гордости за свой, кол­ лектив. По нервому и послед­ нему ничего вразумительного Л!ида мне сказать не смогла. Зато ухватилась, словно за спасительную соломинку, за второй пункт: — Был у нас субботник в декабре. И к художественной :Це прошло и двух недель, как -.иереброси.ти--V,к слесарю, во вспомогательное огделетще. Гена пойитересовадс», почему. Сказали, что учить его слож­ ному -расточному делу- кевы- годко, через год, мол, в ар­ мию .заберут. А Ц'рофесеия,пар­ ию нравилась, учился с жела­ нием. Дальше — больше. Через три недели .Смольянинова вер­ нули в мерительное отделение, но уже учеником строгальщи­ ка. Здесь один за другим под­ ростка «наставляли» трое Письма с предприятия «Подросток пришел на завод». самодеятельности мы ребят пряввекаем,.. • ■ — К,ак? Лида смутилась: — Да, заглохла она у нас в последнее время. В.от эст­ радный 'кувйлн, а руководите­ ля нет. . Решмв не спешить с прежде­ временными выводами, я .огаро- енл:. — А чем се 1 иас ваш сштор занимается? — Список пишем. — Какой список? — Всех рабочих до тридца-■ тилетнето возраста. Напишем — -будем с днями рожденш.: 'Всех поздравлять. — И. давно вы его пишете?: — Да с декабря... Слов нет, поздравить това- мщ а по.:цеху, конечно,.вадо. Может быть, не только по- здра 1 Внть, :'Но и подарок, пре­ поднести. А между тем, пока в комитете. составляют ,'еписки . юбилейных :дат, семшадцатн- летний Гена Смольянидаоа не­ известно по чьей вине а воле ■смецил три профеоейц и .пяте-: -рых учителей. Сначала опреде­ лили его учиться к токарю- ра:сгочнику мернтельноро от­ деления цеха приспособлений. рабочих. Закончились мытар­ ства Геннадия тем, что. перво­ го декафя ему присвоили- вто,- рой разряд строгальщика и ад начал работать самостоя­ тельно. Но, опять-таки, .непо­ нятно почему, за джабрь он . не получил положен:но:й ему зарплаты. Старший мастер яе- рительвого отделения В. Е. Логунов и начальник цеха .приспособлений Н. Е. Стрель- ' ников объясняют „это :тем, что Смольянинов, якобы, не вы- г полнил норму. В бухгалтерш ■же мне показали табель, где • черным ■ по белому написано,. : что Геннадий в.есь декабрь числидся учеником :и получил зарп? 1 ату как ученик. Сам Гена говорит, что в де­ кабре. ни сменный, ни старший мастера его-- самэсто'Ятелкны.м рабочим не считали, хотя рас^ ,паря:жение начальника цеха о ' ,..нврев,оде было вьгаешеио на доске объявлений. Сменный мастер М. Г. Коблякоза часто давала ему работу та--чужям '-нарядам. , Вполне возможно, что в де­ нежном отеошении «обижёв» Геннадий был и не умышлен­ но,, так как случается, что распоряжеиие о переводе до­ ходит до табельной через не­ сколько , «едель(!>. Может быть, еще- и будет сделан пар­ ню перерасчет зарплаты. Но, так или иначе, факт остается фактом. Независимо оттого, кто виноват больше: халатно ли относящийся к своим обя­ занностям мастер И.ЧИ весь порядок — результат здесь может быть только одия — от­ рицательный. ■ О своих злоключениях в це­ хе Геннадий рассказывал мне в присутствии Ларисы Неве- жиной. И хотя веских основа­ ний говорить о том, что Лари­ са не хотела «выметать сор из избы», у меня нет,'все-такя ее ■поведение на-такую мысль ' натолкнуло бы, пожалуй, лю­ бого человека. Ну, как иначе можно объяснить такие репли­ ки секретаря комитета комсо­ мола в адрес Гены: «Да за­ молчи ты!». ' . За то время, которое я был ■на заводе, Л. Невежина часто первая заводила . разговор о ТО.М, что -«...подросшам мы внимание уделяем». На воаро- сы же «как?» к «что?», обыч­ но следовал довольно туман­ ный о ем», же мне случилось спросить, какую работу ведет-комитет ВЛКСМ с несовершешмлетн'и- ми нарушителями обществен­ ного порядка, Лариса корот­ ко бросила: , — Наши пока ие попадают- Мне не-раз приходилось бы­ вать в цехах завода, беседо­ вать е рабочими, мастерами, секретарями цеховых бюро партийных и комсомольсетх ортаийзацин. О работе по тру­ довому воспитанию подрост­ ков в:езде говорили ммто й интересно. К примеру, в шет- руменгальном цехе мне пока­ зали ’специальную книгу, в ко- то:рую занесены все, не *о- стигшие воеемнадцатилетнего „возраста, рабочие. В одной - общие сведения.. ^ — давщые о со^рянш прйвзводственной дис 1 Й" 5 ^ “ ны. в третьей — цифры зара­ ботка по месяцам.. И так да,- Лее. — Вроде б и небольшое, де­ ло; — говорит,, начальник цеха. И. А. Чурсин, — а нужное — донельзя. Скажем, зарплата,: Пятнадцатого числа каждого месяца делаем выбор5Су, смот­ рим: кому сколько причитает-' . ся..Мало,- тебе, начислили,,-—' значит, : что-то мешает рабо­ тать. Тут же выясняем поло- ' жеиие... ■Контроль поднимает дис­ циплину. Ведь чаще всего за­ работная плата низка именно у прогульщиков. Наивно думать, будто' бы восштанне рабочего „за­ ключается лишь в том, чтобы мало-мальски научить парня азам профессии и присвоить ему кваянфика:цяон 1 НЫй раз­ ряд. Заводу нужен человек, любящий свое дело. Дорожа­ щий честью коллектива, зва­ нием рабочего, сознателыный и зрелый. • В предыдущем моем письме я говорил об ответствешеюти, которая лежит юа судьбу под­ ростка, пришедшего в цех, ща ' его старших братьях, па ^го родителях. И'все'-таки г а р ­ ная сила, главный авторитет для любого мальчишки и чрпкч, надевших рабочую спе­ цовку, — его товарищи по за­ воду. Его учителя. Комсомол. Как видим, на инструмеа-,*^ талыюм заводе администрация — хуже ли, лучше ли --- рабо­ тает с подростками, ие выпус- . кает их из поля зрения. . Но делается-то это помимо комитета В.ПКСМ! Комсомоль­ ские -вожаки никак не учиты­ вают опыт воспитательной ра­ боты в . цехе. Они практически ^ не вмешиваются ни в процесс' обучения подростка' специаль- шеги. ни в организацию :|го досуга, не следят за первыми его еамостоятелБНБгми шага-' ми. Их ВЗГЛЯД' на подростка^— взгляд со •стороны. Разговор об этом я продолжу в ..следу­ ющем письме... В. цитович. ДОЧУРАССКАЗАТЬВАМ, Такую рубрику (см. № 4) открыли мы в нашей газете для писем читатмей, рассказывающих о встречах с интересными людьми. Мы рады тому, что, судя по письмам, читатели одобрили ее. Дорогие друзья! Самые интересные ваши письма мы будем публиковать начетраннцах газеты, о некоторых обязательно .расскажем в нашнх' обзорах. ПИСЬМО из ВЬЕТНАМА тдая ПРОФЕССИЯ На земле много романти 1 Ч- лучших назвали и имя Барано- иых профессий. Но, пожалуй, ва. ни одна не сравнится с про- Сейчас Александр уже не фессией строителя. новичок в бригаде. Вместе со Жилые дома, заводские кор- своими товарищами Викто- пуса, новые больницы и шко- ром Богатыревым, Александ- лы, детские сады и комбина- ром Пшенич 1 Никовым, Влади- ты, столовые и кафе - все Бабкиным каждое утро дело рук строителен. Именно ом . строители, .меняют лицо спешит он на новую стройку, города. На этот раз' — будущее Я хочу рассказав об одном общежитие для учащихся же- из них - плотнике Александ- лезнодорожного техникума. ре,.БаранОБе. Хорошо помню, У*® заканчиваются отделоч- как впервые, после армейской «‘■‘® Р^"‘ службы, пришел Саша в пер- местятся более 500 юношей и вое управление «Дорстрой- Девушек. треста»,-Плотники из бригады ^ недавно товарищи по ра- Тихона "Федоровича Лушпчна, ^оте оказали Александру вы- куда направили его. сначала с Доверие - приняли его любопытством приглядыва- = Строители — народ .коче- л. вой. Вот сдадим скоро здание отправимся на другой объект, снова начнем фундамента, с первого лись к ладному, стройному, 1 ВЫСОКОГО роста парню в сол­ датской гимнастерке. Был он с общежития виду спокоен . и нетороплив. Но в работе оказался другим. Дело >вое знал хорошо. Рабо- кирпича... И быстро начнут ра- тал быстро, ладно. Когда потребовалось выде- 'пить из бригады Лушпина часть плотников на строитель­ ство школы — она должна была быть завершена к ново­ му учебному ;РОДу, —- в числе сти стены. Хорошая у нас в< таки профессия, И. АЛЕХИН, л.тотиии СУ-1 «Дорстрой- треета», член бригады комму.чистического труда, г. Елец. Настоящий официант — непременно мастер. Мастер хоро­ шею настроения. Мастер гостеприимства. Обслужить быстро, приветливо, с улыбкой, так, чтобы человек, придя в ресторан в следующий раз, Рлять захотел именно за твой столик сесть, — это не каждому удается. Нине Чнетогоновой —■удается. Она — лучшая официант­ ка в ресторане «Липецк», хотя самая молодая. Портрет ее на Доске почета треста ресторанов и кафе. Комсомолка —|Кйствительвв мастер своего дела. 'Фото В. Ельшаева, Т ТМ. Это слово стало своеобраз- Но все это из прошлого. А сегодня— ным паролем. Когда произносят 72-й год, второй год пятилетки со сво­ его, мы внаем, что идет речь о ими пооблемами и задачами. Как при- трэкторозаводцах, о новом в техниче- жилась новая форма работы на трак- ском творчестве молодых машиностро- торнолл заводе? Как комитет ВЛКСМ нтепей. ' Два года назад, на собрании ра 1 зви 1 вает и- дальше техническое твор- комсомольского актива родилась идея чество молодых, каковы у него контак- — создать штаб технического творчест- ты со штабами? И что, наконец, нового ва молодежи, который должен был ак- появилось за эти два года? тивизировать рационализаторскую в СКБ Борис Иосифович Рабинков со штаб? знанием дела рассказывал нам о лич- О? ПОЧИНА ДО ДЕЛА занимали 1 сь, ке было». г Озадачил и разговор, состояШ|| 1 : с секретарем комсомольского ' заводских комсомольцев дирекция не только поддержала. На заводе издан прнказ,^ который гласит, что инженерно- третьего, тфкторного цеха .Алёкс^енд- технические работники,* независимо от ром Пановым; Спрашиваем: «Сколько возраста, должны иметь личные твор- новшеств внедрили: ,_^члены цехового ческие планы. Приказ директора в от- штаба в течение года?». Панов рассКа- деле главного конструктора выполняют. ---------- — ,.............. ........... .. « зывает, ччто всего было подано четыре д вот деятельность штабов ТТМ так и 11римерно через шесть месяцев ком- творческих планах молодых инже- рационализаторских предложения. Од- „е оживилась. сомольцы подвели первые итоги. Было внедрено 98 предложений, что дало 492 техников, о том, как они тысячи рублей экономии. Цифра почти полняются. В прошлом году, правда, вдвое больше той, что была в преды- совсем удачно вышло: лущем году. Рационализаторская дея­ тельность и впрямь оживилась. Во всех цехах и отделах были соэда 1 Ны штабы ТТМ. Инициативу тракторозавадцев поддержали в Ельце и Грязях, на дру­ гих промышленных предприятиях об­ ласти. Молодые специалисты стали работать по личным творческим плавам. Именно они вместе со своим советом намерева- но отклонили. Два,' ром Б{ диным, последнее., шлифовщицы из 43 планов новой, внедрено. поданные Викто- ^рении. И Кто знает пароль Факты упрямо свидетельствуют о •ОМ, что весь прошлый год штабы по Горяи- существу топтались на месте. В течение дня мне так и не удалось выяснить, сколько же раз заводской ■; ~~ штаб собирался в году. Владимир Гу­ бин, председатель совета молодых спе­ циалистов, член штаба, точно не пом: нит, как не помнит и какие вопросы обсуждались на заседаниях. Таким об­ разом, пока заводской комитет комсо­ мола и с?м М. Покидов работали с молодыми рационализатооами — все шло неплохо: появились новые,«за , лись провести техническую конферен- истинно творческими оказались лишь Беседуем с уполномоченной по ды», молодые постоянно вносили свой цию, чтобы обсудить темы: ТТМ и повы- 24. Ребята во внеурочное время добро- БРИЗу В. Д. Суворовой. Нет,'предяоже- ' “ шение производительности труда, зада- вольно разрабатывали сложнейшие тех- ние шлифовщицы до сих пор не внед- чи^в освоении нового оборудования. На ,цические проблемы, решение которых рено. Знакомимся с документами в ней же признанные новаторы подели- позволило улучшить качество деталей, папке с пометкой «ТТМ». В ней ин- лись бы опытом с молодыми. , Штаб в конце декабря штаб ТТМ проверил струкция, которую разослал комитет ТТМ намечал раз в месяц проводить выполнение планов. Особо удачно по- ВЛКСМ завода по цехам и отделам в день технического творчества молоде- работали молодые конструкторы А. Да- период организации штабов. ЗДесь же жи. В этот день желающие могли ветре- нилов, Б. Собченко. Целый ряд нов- список членов штаба ТТМ, и больше ни- титься с любыми специалистами и ру- шеста проходит гарантийные испыта- чего — ни планов работ, ководителчми завода — от ведущих ния. Штаб помогает инженерам про- заседания. инженеров до директора. В задачи талкивать разработки. Метод тут один, Примерно такая же картина штаба входило и проведение конкур- как признался Борис Иосифович, штаби. трэчторосборочном корпусе. Когда мы ных, влияющих натворчество, сов мастерства, и экскурсий, экономи- сть| жмут на начальников отделов раз- пойнтере элись у ком' ра В. Холо- край непочатый.Например, та, о кото- ческая учеба й шефство над осаоеии- лич-ых служб. дозой, ка, идут дела V аба ТТМ и рой снова упомянул инженер.' ем технологических линий и нового в целом работа штаба в СКБ остав- попросили показать документы, то она димир Иванов. Он подсчитал, что одна обооудсвания. Словом, было зеплани- ляет благоприятное впечатление. Но-уже. разыскивая папкя тихонько треть его рабочего времени в 1971 то- ровзно много интересного. узке встреча с начальником штаба ТТМ спрашивает: «А что такое'’ ТТМ?». вклад в копилку. А когда комитет уст­ ранился — дело приостановилось. По­ ловина запланированных на 1971 год мероприятий осталась на бумаге. Возможно, кому-то из тракторозавод­ цев покажется, что автор чересчур сгустил краски, что все выглядит а дей- ______.... ствительности значительно проще. Ну протоколов что ж, давайте обсудим, поспорим, по­ думаем вместе. Тем более, что проб­ лем на заводе, абсолютно не разрешен­ творчество, — . Например, ­ рой снова упомянул инжене . ОТК Вла­ димир Иванов. Он подсчитал, что треть его рабочего времени в 1971 го­ ду ушла на слесарную работу: в эти дни Специальным приказом по заводу первого тракторного цеха Иваном Мак- Так обстояли дела с техническим он, инженер-конструктор, работал на было утверждено шефство штаба ТТМ симовичем Нацвиным нас разочарова- творчеством в четырех первичных -ор- глазном конвейере в качестве слесаря, над новой автоматической линией а чу' ла. Не оказалось в цехе ни плана ра- ганизациях. Раньше молодежь ззводэ Было начало месяца, когда мы посети- гунолитейном цехе. Работали дружно, боты штаба, ни учета выполнения твоо- шефствовала над опытно-экслеримен- ли завод, а конструктор Владимир Ре- На субботники и воскресники выходи- ческих заданий. И какие бы вопросы тальной^линией в чугунолитейном цехе. ли комсомольцы всего завода. Группу по технической и общеобразовательной Но после пуска о ней ло существу за- лучших инженеров и рабочих направи- учебе молодых рабочих, по конкурсам были. Работает она и сейчас неритмич- ли на освоение линии. Были и личные мастерства, по рационализации мы ни но, и ее нельзя было упускв! творческие планы, и конкурсы, и экс- задавали Ивану Максимовичу; в ответ зрения комсомольцев, курейи, слышали неизменно; «Не в . курсе, не Ведь что примечательно; инициативу^ ов из ОТК, непосредственно свя-• занчый со штабом ТТМ, вышел в тре­ тью смену на сборку. Новый год — 13 поля старые проблем: Ляяепк. Л, ВОВА. . Вот уже .око'ро два года, ;ка.к мы расстались со .своими, бывшими:; уче-* никами — ребятами из Демократии чеСжой Реепубявдга Вьетнам. Они уаилисБ в нашем, десятом, училище, в котором я работаю- мастером труппы токарей. . Вместе ю нашими ребятами, они работали на практике, сдавали, экза- .мены, пели песни на вечерах друж­ бы.., И вот ояи '■уеха.ли на родину, но часто пишут на.м, делятся своими-со­ кровенными мыслями, ■ Многие из них унсе сами. работа­ ют мастерами, обучают молодаись токарному делу. Это и понятно. Пя­ теро вьетнамски.х друзей окончили- училище с отличием. А Нгуен .Вьят Хонг был «Лучшим токарем» — по­ бедителем областного конкурса .по. профессии. И вот в канун .Нового года я по­ лучил очередное письмо из Ханоя. Думаю, что оно будет интересным для читателей вашей газеты.'Пожа­ луйста, опубликуйте его. А. ЧЕРНИКОВ, мастер ГЦТУ-Ю, г; Липецк. «Здравствуйте, дорогой Алексей Яковлевич! Я с радостью получил Ваше письмо. Рад, что Вы и Ваша семья здоровы. Благодарю Вас за фотографию, ^ Напишу о себе. Я, как и писал Вам раньше, работаю на Ханойском автозаводе. Наш завод новый, соз­ дан в 1968 году. Но уже сейчас это большое и передовое предприятие. Я работаю на. стайке. Вытачиваю де­ тали для автомобиля. Работаю хо­ рошо, часто с перевыполнением нор- В семье у меня тоже все хорошо. Не помню, рассказывал ли я Вам о пей. Мои родители уже старые, им более 60 лет, но- они пока здоровы. У меня два брата и три сестры. Старший брат — профессор Ханой­ ского политехнического института. Другой брат — он старше меня на три года — сейчас солдат. Две се­ стры — учительницы, одна из них преподает русский язык. А младшая — студентка^. Все членьГ'моей семьи просили ме­ ня передать Вам дружеский привет и пожелания счастья. Напишу теперь о Ваших учениках, моих друзьях. Хонг и Шам работа­ ют вместе. Они уже стали мастера­ ми и уже проводили своих учени­ ков на практику. Хонг писал мне, что готовится идти в армию. Нам сейчас работает в провинции Хатине, на своей родине. Он мечта­ ет стать писателем. Я знаю, ч'Го Он много пишет. Уверен, что его мечта осуществится. Тхань, Минь, Гау и Чинь работа­ ют на станках механического.завода «Чан Хынг Дао» в Ханое, Кань —в Хайфоне. Ребята - сталевары рабо­ тают сейчас на Тай-нгуен, шлифов­ щики, кузнецы и термисты — на се­ вере Вьетнама. Я знаю, что некото­ рые 1 П них недавно ушли в армию. Все наши ребята всегда помнят советских друзей, которые так мно­ го для нас сделали. И все, конечно, хотят еще раз побывать в Совет­ ском Союзе. . Вот и наступил новый 1972 год. Как быстро! Это уже второй год, который я встречаю далеко от' вас, советские друзья. Все мы, кто учился в Советском Союзе, будем встречать праздник вместе. И, ко­ нечно, ' будем рассказывать своим товарищам о незабываемых днях у вас, в Липецке. Желаю Вам самого нанлучшего, з,доровья, счастья в жи;тни, отличных успехов в работе и учебе! Большой привет всем советским друзьям! Чан Хьеу Куэиь». -■г. Ханой, ДРВ. Лекции .читались иа немецком языке, и Владимиру, сразу же пр-и* шлоеь выступать в роли переводчика ОПЕРАЦИЯ „ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОИСК" 'поли %бята ''пОохом- «о де.ржа.тся вежливо. Иногда усмеш- отве-щл Владимир. Петрович, трактику^в цехах фирмы ^ЦУЗЁ, 'ка трогала губы. Лишь 0 днаж.ды по- —-.Убра.лй бы вы:своего робота.-г Про- посХмющ ей ‘‘1?т^^атичежи'^"гос- Дошёл к Сакла-кову, держа в руке П , д о ж в д а я с ь возртений, темы австрийской конвертОриой многогиражную заводскую газету, должал спокойно; -• Ребята ,. о.,...- фирме «Фаст», учились устранять Читали? - И ..показал на нуются. Ваша ЦУЗЕ.; ведь ни. .н,а, яе 1 ЙСП|равности, следили за монтажом статью, подчеркнутую красным ка- семейное положение, ни на хара.к- и наладкой электронных роботов.' .рандашом.: тер работяги не посмотрит, рубанет ^ * «Робот варит сталь» — прочел ^ жалуйся; Души .у -нее ПОЕДИНОК Владимир Петрович. В статье го- нет. А наш рабочий человек привык^ -Владимир Петрович сразу приме-' ворилось .о первых опытах использо- ^ рассудительному мастеру. Он. ве- тил этого мастера. Высокий, в ак- в^ния ЦУЗЕ в конверторном произ- Кому добавить', с кого .снять, куратной спецовке, синие очки на зодегзе. . - На слеяуюшитг' день Владимир ',бу, . к .р м а . ,.к е пиджак. - . .г о - „ - Я " Предложил ему любопытное состя­ зание. ^ — Я очень, уважаю ваше мастер­ ство »и для: пользы дела хочу, чтобы вы сталь варили''но своим рецеп­ там, а ..второй мастер будет выпол- ' нять рекомендации ма'шины. Истина рождается в. споре. Согласны? -т- С удовольствием, —. спокойно ответил мастер,. — но вряд ли вы . найдете человека, который пойдет против 'Меня. Видимо, авторитет специалиста В цехе был слишком велик, конрертор- пщки, в ответ.на предложение Сак- . лако-ва, отмалчивались. Лишь один из яи.х решил попробовать. Алек­ сандр Чйграхчи, По.единоК: человека и 'машинь!. за­ интересовал конверторщтсов. Это была, так сказать, видимая сторр- I На соревнования. Но 'за машиной и Чиграхчи стояли десятки людей, которые с нетерпе­ нием и тревогой ждали итогов экс­ перимента. Чиграхчи передал машине свои пожелания; марку ста.ли, температу­ ру'металла, при окончании плавки, вес ее. Голос в переговорной трубе .заметно . дрожал, передавая задание 7^ . ^Хозяин РОБОТОВ креннэ любовался' мастерством. Краткие, четкие команды, понят­ ные только •..одним, .сталеаярай: — -Ваеилич, шихтуйся' ва десят­ ку! ^ . — Валера, заливай во второй! Это был НАСТОЯЩИЙ МАСТЕР. И почему-то Владимир' Петрович интуитивно почувствовал' в нем бу- дущето противника. Зачем этому специалисту автоматическая модель плавки? Он е закрытыми глазами знает, что нужно делать... Плавка готова. Дистрибуторшик повалил серую грушу конвертора набок. Подручный специальной ложкой зачерпнул расплавленяый металл, залил в маленькие фор­ мочки - стаканчики. И в этот момент Мастер взял лопату и точным, резким движением.подсек огненную струю, чтобы получить, стальной блин-скрапину. И вот скрапина ле- Я 5 ИТ на земле, тонкая, широкая, Па, ренек отправляет пробу на анализ в лабЬраторию, а мастер не. ждет ана­ лиза. Он сильными пальпамн гнет стальной блин. — Порядок, — бросает он, — сталь отличная. Прямое попадание в анализ. — Готовь продувку!... Продувка шла полным ходом, ка­ залось, воздух дрожал от напряже- тя, когда лабораторный, анализ подтвердил: действительно, плавка ятличная. Мастер, конечно, знал, чем зани­ маются в цехе молодые инженеры. (Окончание. Начало в №№ 6 , — Согласен: робот ' — помощник мастера, советчик: металлурга, но что касается фачгтастики, то... ' — С.тепой сказал, побачнм, --- ус­ мехнулся мастер и повернулся к инженеру спиной... Все мастера почему-то представ­ лялись Саклакову в-образе одного. Почему же он будет против? Владимир, старался -поставить, себя на место мастера. Ему’' предлагают варить сталь по рецепту ЭАМ. С одной стороны —'здо|юво: снимается ответственность, облегчается задача. А с другой стороны... Поиранное до­ стоинство специалиста, интуиция.ма­ стера и, наконец, машина безжало­ стна, она не дает поблажки,, при­ каз ЭВ.М не обговоришь, неудачную плавку не скроешь, не дорабо­ таешь... Есть у конверторптвков такое вы­ ражение: «попасть в анализ, с пер­ вой ПОВЗ.ПКИ». Что это значит? Сва­ рив сталь, конвертор наклоняют и берут пробу—^первая повалкз.. Поче- ‘ му первая? Потому, что бывает вторая и третья. Еше не было в стране мастера, который бы имел более 60 процентов попадания в анализ- с первой повални. Приходи­ лось доварявать плавки, логрева.ть их. Электронная модель., плавки дол-, жна была дать . ответ на вопрос:, .можно ли повысить процент попа­ дания в анализ. Накануне, проведения эксперимен-' та в помещение, где стояла ПУЗЕ, :юшея мастер. Улыбнулся, присел ■на стул; — Хочя дать дружеский совет. — Пожа.туйста, — с готовностью 1так, повторяю; сталь — 3, сто четыре тонны!.. Исходные данные, записанные , на перфоленту, ЭВМ «запомнила» за несколько секунд. Александр Чиграх­ чи начал плавку по электронному рецепту. А в это зре.мя у соседнего кон­ вертора варил сталь второй мастер. Он то и дело скептически посматри­ вал в сторону агрегата Чиграхчи. Сегодня он трудился особенно ста­ рательно. Незаметно пролетело 30 минут. Владимир . Саклакоз, Влад.чмир Богачев, Анатолий Нехорошее не смотрели друг иа друга, когда сталь отправили в лабораторию. СакДаков вдруг представил, как подойдет к нему мастер, я, не вынимая рук из карма:нов, нас.мешливо спросит:. «11у, кто был прав, а?». Данные, анализа плавок, наконец, были получены. Программисты и математики, сталевары и зычислите- ла столпились возле стола, ждали беспристрастной оиг?нки цифр. Срав- нитёльяуК! таблицу ,Саклаков пору­ чил составить «пео'зой перчатке ма­ тематической, модели» Анатолию Нехорошеву. Еше карзпляш не успел заполнить все колонки, ребята бро­ сились поздравлять друг др^па. Итак, первый раунд выиграла 'электронао-вычиелн гелыаая маши-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz