Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

щ <>■ ■ - # - т ф ' О к р е с т н о с т и с е л а Яблоново Краснииского района — место архео­ логических раскопок 1972 го­ да. Именно сюда ' приехали студенты-историки Липецкого педагогического института. Пе­ ред началом поездки замести­ тель директора областного краеведческого музея Н. Н. Федосьева рассказала, ' что здесь нам поручено раскопать поселение древних славян УП _Х веков. И вот на крутом берегу До- на вырос палаточный городок. Раскопки начались неожидан­ но. В' первый день, когда мы благоустраивали свой лагерь,' требовалось вырыть яму для печи. И с. каждым комком зем­ ли на поверхность выбрасыва­ лась керамика ■—остатки посу­ ды древних славян. Первые иа. ходки вдохновили начинающих археологов. И следующего дня все ждали с нетерпением. 6 часов утра — подъем. Сразу же, взяв в руки лопаты, нонш и киСточки, ребята отпра­ вились на место раскопок. Раз­ бились иа две группы. На до­ лю одной достались стояшш VIII—ХП веков, другая за ­ нялась XIII веком. Первое за­ дание — снять слой земли на один штык. Работа ведется очень аккуратно. Каждая лопа« та земли разбирается девушка­ ми, которые должны собирать все «подозрительные» вещи, И когда смотришь, как огром­ ный ком зем.ли под руками Жанны Сорокиной, Люды Ива­ шовой, Люды Чумичевой н других превращается в мелкий VIII—XII вв. Но вот; лопата Виктора Ткаченко ^ерлась во что-то твёрдое. Энергичной, но осторожное движение—и по­ явился на свет большой кусо^ керамики. Но Виктор работает дальше и расширяет площадь. Через некоторое время перед рлазами■ появляется сосуд VII—VIII веков, сравнительна хорошо сохранившийся. Вско­ Репорташ со стоянки древних славян пола приносили завтрак прямо На раскопки. В тот день де­ журили Володя Чурсин и вез- дес)цций Петя, Это дежурство они запомнят надолго. Ребята, держа за ручки кастрюлю, спустились с горы и пошли в мы ИЩЕМВСТРЕЧИСVIIВЕКОМ порошок, возникает уверен­ ность: уж эти-то не пропустят. Так, сантиметр за сантиметром, ребята уходили в глубь веков. Наиболее интересные нахок- кй в первый день были сдела­ ны иа раскопе, где работала вторая группа. Было найдено много золы, рыбные кости, че­ шуя, уголь. Вполне естествен­ ным рыло предположить, что здесь находилась Печь древних славян. Эта мысль подтверди­ лась в последующие ' дни. Здесь были найдены остатки печи. Долго не было интересных Находок на первом раскопе ре еще два сосуда находят; Другие ребята. Надо сказать, что нашему Петруше, как’все зовут Пётй Воронова, везло на керамику. Одни перекопают четверть, а то и полквадрата, пока най­ дут один кусочек, а; Петя выбрасывал их, как казалось- всем, с каждой лопатой. А однажды он откопал часть со­ суда с сохранившимся клей­ мом древнего мастера. Конечно, Не обошлось без курьезных случаев. Каждый день на кухне дежурили четве- . ро — две девушки' к ' двое ребят. Представители ;сильного обход холма. Чтобы обойти этот долм, требовались считан­ ные минуты. А дежурных нет и нет... Что-то, наверное, слу^ чилось, решили мы. И не успе­ ли подумать, как из-за холма донесся призывный рев, н сра^ зу же из-за поворота вылетели наши ребята, держа кастрюлю на весу, и понеслись к раскопу так, словно сдавали новый комплекс ГТО. Следом за ни­ ми следовал огромный колхоз­ ный бык, недвусмысленно опу­ стив рота. Раскопки наши подходили к концу, но самое интересное бы­ ло впереди. За несколько дней до отъезз да рёши. 11 Н.;заложить неболь­ шой хйурф прямо в лагере. Ме« сто для него тоже было выбра­ но случайно. Когда копала яму для хранения картофеля, попадалось много керамики. Разметили место, поплевали на ладони, и ногой^-р -раз—на лопату, ; а она не идет1 Пе­ решли в другое место, — опять р-р-раз, И раздался душераз­ дирающий скрежет по камню, а лопата—ни с места. Начали аккуратно копать ножом и рас-< копали плиту из известняка. Расширяем раскоп. Зафотогра- фировали, зарисовали — реши­ ли поднять плиту. Поднимаем, а там скелет. Рядом были най­ дены' еще два. По предвари- •тельным сведениям, эти захо­ ронения относятся к домонголь­ скому периоду Руси. - Но вот закончились наши археологические поиски. Голу­ бая «Кубань» увозит нас в. Липецк; увозит от стояшш, древних славян, ■с которой почемула жаль расставаться..-. С. ДУДИНОВ. «ааас 8 арвоавварвсожххуе!« 88 ! 01 акзвроа 88 аевваб»рврае!ек»вдсе 1 в 1 и ^ ^ К о г ДА Д У Имя Александры Ни­ колаевны Пахмутовой, замечательного компо­ зитора, лауреата премии Ленинского комсомола, широко известно. И не только имя, но; главное— , ео музыка, ее - песни, которые стали действи­ тельно народными. «Со­ звездие Г а г а р и н а » , «Нежность», «Главное, ребята, сердцем не ста­ реть», «Забота у ,нас та­ кая» — их поют, всюду. Они действйт е я ь н о «строить и жить помога­ ют». Корреспондент Т. ГРО­ МОВА обратилась к композитору с просьбой ответить на несколько вопросов. Александра Никола­ евна, расскажите немно­ го о себе, молодёжи ин­ тересно знать о Вашем Жизненном пути. Он очень прост. Ро­ дилась я на окраине Волгограда, в Бекетовке. Все мое детство прошло на берегах Волги. В на­ шей Семье не было про­ фессиональных музы­ кантов.’ Но отёц любил музыку, прекрасно иг­ рал, да и сейчас играет. Здесь, наверное, и кроетсй ответ на вопрос как Вы стали компо­ зитором? Играть я начала до­ вольно рано. Когда мне было 5 лет, пыталась- что-то «сочинять». В семь’ лет пошла в музы­ кальную школу. 22 ию­ ня 1941 года, я, ученица четвертого класса, вы­ ступала в городском те--, атре. Концерт был пре­ рван внезапно: началась война... В самые тяже­ лые дни я не теряла на­ дежды вновь вернуться к занятиям музыкой. В 43-м году поступила в Центральную музыкаль­ ную школу пря Москов­ ской консерватории по классу фортепиано. Мои одноклассники б ы л и очень талантливыми .Олю- . дьми. Я, училась вместе с будущими лауреатами мйогих международных конкурсов — Игорем Безродным, Евгением. Малининым, Ниной Бейлиной, Эду^доМ; Грачем, Рафаилом Собо­ левским. Творческая ат­ мосфера класса, пре­ красные педагоги дали зарядку иа всю жизнь. После школы я посту­ пила в прославленную Московскую консерва­ торию уже на компози­ торское отделение. Мне выпало счастье не толь-' ко получить высшее му­ зыкальное образование, но учиться у выдающих­ ся музыканТбв нащего времени (В. Я. Шеба- лииа,- А. Б. Гольденвей­ зера, В. Г. Фере, Н. И, Пейко), которые, и со­ здавали эту атмосферу напряженного друда и высокого творчества. , Молодежь особенно любит Ваши песни. Но такая приверженность и молодежной песне, не су­ жает ли диапазон твор­ чества? Я ведь пишу не только песин. У меня есть не­ сколько произведений для симфонического ор­ кестра («Русская сюита»* Концерт для трубы с оркестром, увертюры «Юность» И «Тюриягий»,' оратория «Василий Тер­ кин», Концерт для ! ор­ кестра), три кантаты для детского хора с оркест-» ром, музыка к пяти ки­ нофильмам. Но песню я очень люблю , за ее бли^ зость к людям, за быст­ рую «отдачр, за то, что слушатели и герои пес­ ни зачастую, становятся ее исполнителями.. Какая из Ваших песен Вам особенно дорога? . Особенно дорого то, что находится, в, работе, что еще не окончено, . о чем еще думаешь, чем живешь. Помогают ли Вам а этом отношении ^поездки по стране, встречи с мо­ лодежью, которых у Вас очень много? Поездки творческому |Человеку, конечно, нуж- |ны. !Они обогащают но- ;вымя впечатлениями, дают возможность по­ знакомиться с людьми, с их характерами и де­ лами, Но Поездка по­ ездке рознь. К сожале­ нию" бывают поездки, организованные очень формально, где компози­ тор ёяё успевает высту­ пить, «отыграть» своя произведения и уехать на следующую встречу, на очёредную концерт­ ную площадку. У меня было много разных по­ ездок, но запомнились' те, в которых были не только концерты и ап.то- дисмёнты, но и возмож­ ность хоть немного уви­ деть незнакомую приро­ ду, узнать и почувство­ вать людей и даже по­ дружиться с ними, сло­ вом, подышать воздухом новых мест не только со сцены. Поэтому с такой любовью вспоминаю по^ ездки в Сибирь, на Се­ верный флот, на Урал. А связь С комсомолом, постоянные И прочные контакты с ЦК ВЛКСМ как-Тр; влияют на Ваше творчёство? Самым прямым обра­ зом. Ведь комсомоль­ цы, молодежь — это люди, для которых мы работаем, которым-, мо­ жет быть, нужны к мы, В очередной одиноч­ ной' трансатлантиче­ ской гонке под паруса­ ми победил француз Алэн Колас. На яхте «Пен Дюк-4» он пре­ одолел около .3-000 (йор- ских миль от Плимута (Англия) до Ньюпорта (США) за 20 дней 12 часов и 13 минут. Это на 5 суток лучше ре­ корда этой гонки, кото­ рая проводится раз в четыре года. Колас стартовал 17 нюня и через несколько дней перестал сообщать о себе. Его не видели и с кораблей в районе трассы. И вот, когда уже должен был фини­ шировать первым изве­ стный французский яхт­ смен Жан-Ив Терлеи, находившийся совсем близко от Ньюпорта, за­ ветную линию раньше него пересек Колас. НА СНИМКЕ: Алэн Колас. П о Е Т • • • поэтому контакты с; комсомолом всегда свет­ лы и радостны, и я бы могла только пожелать; Своим коллегам болёе' прочных связей с ком­ сомолом. В ЦК ВЛКСМ часто бывают встречи с разны­ ми представителями на­ шей молодежи. Знаком­ ство с' ними всегда обо­ гащает новыми идея­ ми. дает заряд жизнён- ной энергии, прилив творческих сил. ЦК ВЛКСМ бывает инЩЩа- тором интереснейших му­ зыкальных форумов. Я имею в виду, скажем, фестиваль в Сочи. Его вспоминают очень тёпло не только молодые люди в нашей стране. В Сопо­ те мне приходилось слы­ шать от зарубежных певцов много восторжен­ ных отзывов и пожела­ ний вновь встретиться в Сочи. Этот фестиваль от. крыл мйру целое созвез­ дие талантливых певцов — Паша Христова, Лур- дес Гиль, Мария Кадря- ну—их имена; стали те­ перь популярными. Всесоюзные фёстивалй в Кй<^нодоне и Челябин­ ске также сделали много для Пропаганды музы­ кальной культуры среда молодежи. Я думаю, что Союз композиторов и Мини­ стерство культуры могут только позавидовать то­ му энтузиазму и под­ вижничеству, с которы­ ми ЦК ВЛКСМ пропа­ гандирует, популяризи­ рует Нашу музыку, раз­ вивая эстетические вку­ сы молодёжи. Иногда я получаю прямые социальные за­ казы ЦК ВЛКСМ к вы- полйяю их с удовольст­ вием. Так, песню «Ком­ сомольский прожектор» мы писали, когда дви­ жение «прожектористов» только начиналось. Комсомол познакомил и подружил меня со многими выдающимися людьми нашего времени. Первым я бы назвала Юрия Алексеевича Га- гарина. Мы с ним были в составе одной делега­ ции, выехавшей на съезд комсомола Украины. Значит, Ваш цикл , «Созвездие Гагарина» родился не случайно! Как он создавался? Я уверена, что р Юрии; Гагарине будет создано немало песен, кантат, поэм, симфоний. А наши 'с Николаем Добронраво­ вым песни — Пусть они '%дут просто воспомина­ нием о нем н благодар­ ностью судьбе за то, что ' ока позяако;мила нас с этим незабываемым че­ ловеком. После того, как ' «Со­ звездие Гагарина» было исполнено в донцерте, стало приходнТк ' мнВго писем из разны)г'к(^ов нашей страны, Нз-ёЙ р)'- бёжа. Мы еще раа ')бё- :дились, какой глубокой народной любовью поль­ зуется первый в мире космонавт, замечатель­ ный человек Юрий Гага­ рин. Очень дорого, ;что есть а народе эта па­ мять, эта благодарность и понимание высокого подвига. Какие черты совре­ менного молодого чело­ века кажутся Вам осо­ бенно привлекательными и что хотели бы Вы поц^ желакь нашей молол^В жи? В молодежи меня осо­ бенно привлекает черта, которую так хй^що обозначил поэт: «Пока сердца для чести живы». Чистота, бескомпромис­ сность, устремлейиё к ВЫсоктгМ идеа.там. И еще жажда' знаний, знаний й огромном объеме. Не­ приятие краснобайства, демагогия, пустЫх слрр.и фраз, желание, цуЬщ! едова совпадали, сг »де- лом. А что пон 5 елаТь лодежн? И счастья, И успедов, и, долгой моло­ дости. Мы всегЩ ||||)й т выклн считать ;:й 0 ' 11 д а |к людей самыми смелы­ ми, красивыми, честны­ ми, Так вот я желаю, чтобы они никогда не разочаровывали нас. Каковы Ваши п осл еяН ние работы и творчески^^ планы? Весной этого года Го­ сударственный симфо­ нический оркестр СССР под управлением лауре­ ата Ленинской премий Е. Светланова ' впервые исполнил мое новое со­ чинение— Концерт для оркестра. К пятидесяти­ летию пионерской орга­ низации мы с Нккалаем Добронравовым: хваииеа- ли кантату ;’:.‘« 0 ®рядкые: песни». А сейчас ; , очень хочется вернуться к мо­ лодежным песням. И, о. редактора А. ВЛАДИМИРОВ. АДРЕС РЕДАКЦИЙ: г. Липецк, Коммунальная пл^ ред. газеты «Ленивец». Телефоны: редактора,— 2 —33—53, от,ветствеяиого секретаря в отдела яялюстраиий —2—28—59, идеологический отдел—2—34—13, отделов: комсомольской жизни и фотолаборатории—2—36—43, учащейся молодежи—2—38—50, писем в спорта— 2—34—4В. АЭ 22497 Липецк, типография областного управления по печати. Зак. № 6991,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz