Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)
щ <>■ ■ - # - т ф ' О к р е с т н о с т и с е л а Яблоново Краснииского района — место архео логических раскопок 1972 го да. Именно сюда ' приехали студенты-историки Липецкого педагогического института. Пе ред началом поездки замести тель директора областного краеведческого музея Н. Н. Федосьева рассказала, ' что здесь нам поручено раскопать поселение древних славян УП _Х веков. И вот на крутом берегу До- на вырос палаточный городок. Раскопки начались неожидан но. В' первый день, когда мы благоустраивали свой лагерь,' требовалось вырыть яму для печи. И с. каждым комком зем ли на поверхность выбрасыва лась керамика ■—остатки посу ды древних славян. Первые иа. ходки вдохновили начинающих археологов. И следующего дня все ждали с нетерпением. 6 часов утра — подъем. Сразу же, взяв в руки лопаты, нонш и киСточки, ребята отпра вились на место раскопок. Раз бились иа две группы. На до лю одной достались стояшш VIII—ХП веков, другая за нялась XIII веком. Первое за дание — снять слой земли на один штык. Работа ведется очень аккуратно. Каждая лопа« та земли разбирается девушка ми, которые должны собирать все «подозрительные» вещи, И когда смотришь, как огром ный ком зем.ли под руками Жанны Сорокиной, Люды Ива шовой, Люды Чумичевой н других превращается в мелкий VIII—XII вв. Но вот; лопата Виктора Ткаченко ^ерлась во что-то твёрдое. Энергичной, но осторожное движение—и по явился на свет большой кусо^ керамики. Но Виктор работает дальше и расширяет площадь. Через некоторое время перед рлазами■ появляется сосуд VII—VIII веков, сравнительна хорошо сохранившийся. Вско Репорташ со стоянки древних славян пола приносили завтрак прямо На раскопки. В тот день де журили Володя Чурсин и вез- дес)цций Петя, Это дежурство они запомнят надолго. Ребята, держа за ручки кастрюлю, спустились с горы и пошли в мы ИЩЕМВСТРЕЧИСVIIВЕКОМ порошок, возникает уверен ность: уж эти-то не пропустят. Так, сантиметр за сантиметром, ребята уходили в глубь веков. Наиболее интересные нахок- кй в первый день были сдела ны иа раскопе, где работала вторая группа. Было найдено много золы, рыбные кости, че шуя, уголь. Вполне естествен ным рыло предположить, что здесь находилась Печь древних славян. Эта мысль подтверди лась в последующие ' дни. Здесь были найдены остатки печи. Долго не было интересных Находок на первом раскопе ре еще два сосуда находят; Другие ребята. Надо сказать, что нашему Петруше, как’все зовут Пётй Воронова, везло на керамику. Одни перекопают четверть, а то и полквадрата, пока най дут один кусочек, а; Петя выбрасывал их, как казалось- всем, с каждой лопатой. А однажды он откопал часть со суда с сохранившимся клей мом древнего мастера. Конечно, Не обошлось без курьезных случаев. Каждый день на кухне дежурили четве- . ро — две девушки' к ' двое ребят. Представители ;сильного обход холма. Чтобы обойти этот долм, требовались считан ные минуты. А дежурных нет и нет... Что-то, наверное, слу^ чилось, решили мы. И не успе ли подумать, как из-за холма донесся призывный рев, н сра^ зу же из-за поворота вылетели наши ребята, держа кастрюлю на весу, и понеслись к раскопу так, словно сдавали новый комплекс ГТО. Следом за ни ми следовал огромный колхоз ный бык, недвусмысленно опу стив рота. Раскопки наши подходили к концу, но самое интересное бы ло впереди. За несколько дней до отъезз да рёши. 11 Н.;заложить неболь шой хйурф прямо в лагере. Ме« сто для него тоже было выбра но случайно. Когда копала яму для хранения картофеля, попадалось много керамики. Разметили место, поплевали на ладони, и ногой^-р -раз—на лопату, ; а она не идет1 Пе решли в другое место, — опять р-р-раз, И раздался душераз дирающий скрежет по камню, а лопата—ни с места. Начали аккуратно копать ножом и рас-< копали плиту из известняка. Расширяем раскоп. Зафотогра- фировали, зарисовали — реши ли поднять плиту. Поднимаем, а там скелет. Рядом были най дены' еще два. По предвари- •тельным сведениям, эти захо ронения относятся к домонголь скому периоду Руси. - Но вот закончились наши археологические поиски. Голу бая «Кубань» увозит нас в. Липецк; увозит от стояшш, древних славян, ■с которой почемула жаль расставаться..-. С. ДУДИНОВ. «ааас 8 арвоавварвсожххуе!« 88 ! 01 акзвроа 88 аевваб»рврае!ек»вдсе 1 в 1 и ^ ^ К о г ДА Д У Имя Александры Ни колаевны Пахмутовой, замечательного компо зитора, лауреата премии Ленинского комсомола, широко известно. И не только имя, но; главное— , ео музыка, ее - песни, которые стали действи тельно народными. «Со звездие Г а г а р и н а » , «Нежность», «Главное, ребята, сердцем не ста реть», «Забота у ,нас та кая» — их поют, всюду. Они действйт е я ь н о «строить и жить помога ют». Корреспондент Т. ГРО МОВА обратилась к композитору с просьбой ответить на несколько вопросов. Александра Никола евна, расскажите немно го о себе, молодёжи ин тересно знать о Вашем Жизненном пути. Он очень прост. Ро дилась я на окраине Волгограда, в Бекетовке. Все мое детство прошло на берегах Волги. В на шей Семье не было про фессиональных музы кантов.’ Но отёц любил музыку, прекрасно иг рал, да и сейчас играет. Здесь, наверное, и кроетсй ответ на вопрос как Вы стали компо зитором? Играть я начала до вольно рано. Когда мне было 5 лет, пыталась- что-то «сочинять». В семь’ лет пошла в музы кальную школу. 22 ию ня 1941 года, я, ученица четвертого класса, вы ступала в городском те--, атре. Концерт был пре рван внезапно: началась война... В самые тяже лые дни я не теряла на дежды вновь вернуться к занятиям музыкой. В 43-м году поступила в Центральную музыкаль ную школу пря Москов ской консерватории по классу фортепиано. Мои одноклассники б ы л и очень талантливыми .Олю- . дьми. Я, училась вместе с будущими лауреатами мйогих международных конкурсов — Игорем Безродным, Евгением. Малининым, Ниной Бейлиной, Эду^доМ; Грачем, Рафаилом Собо левским. Творческая ат мосфера класса, пре красные педагоги дали зарядку иа всю жизнь. После школы я посту пила в прославленную Московскую консерва торию уже на компози торское отделение. Мне выпало счастье не толь-' ко получить высшее му зыкальное образование, но учиться у выдающих ся музыканТбв нащего времени (В. Я. Шеба- лииа,- А. Б. Гольденвей зера, В. Г. Фере, Н. И, Пейко), которые, и со здавали эту атмосферу напряженного друда и высокого творчества. , Молодежь особенно любит Ваши песни. Но такая приверженность и молодежной песне, не су жает ли диапазон твор чества? Я ведь пишу не только песин. У меня есть не сколько произведений для симфонического ор кестра («Русская сюита»* Концерт для трубы с оркестром, увертюры «Юность» И «Тюриягий»,' оратория «Василий Тер кин», Концерт для ! ор кестра), три кантаты для детского хора с оркест-» ром, музыка к пяти ки нофильмам. Но песню я очень люблю , за ее бли^ зость к людям, за быст рую «отдачр, за то, что слушатели и герои пес ни зачастую, становятся ее исполнителями.. Какая из Ваших песен Вам особенно дорога? . Особенно дорого то, что находится, в, работе, что еще не окончено, . о чем еще думаешь, чем живешь. Помогают ли Вам а этом отношении ^поездки по стране, встречи с мо лодежью, которых у Вас очень много? Поездки творческому |Человеку, конечно, нуж- |ны. !Они обогащают но- ;вымя впечатлениями, дают возможность по знакомиться с людьми, с их характерами и де лами, Но Поездка по ездке рознь. К сожале нию" бывают поездки, организованные очень формально, где компози тор ёяё успевает высту пить, «отыграть» своя произведения и уехать на следующую встречу, на очёредную концерт ную площадку. У меня было много разных по ездок, но запомнились' те, в которых были не только концерты и ап.то- дисмёнты, но и возмож ность хоть немного уви деть незнакомую приро ду, узнать и почувство вать людей и даже по дружиться с ними, сло вом, подышать воздухом новых мест не только со сцены. Поэтому с такой любовью вспоминаю по^ ездки в Сибирь, на Се верный флот, на Урал. А связь С комсомолом, постоянные И прочные контакты с ЦК ВЛКСМ как-Тр; влияют на Ваше творчёство? Самым прямым обра зом. Ведь комсомоль цы, молодежь — это люди, для которых мы работаем, которым-, мо жет быть, нужны к мы, В очередной одиноч ной' трансатлантиче ской гонке под паруса ми победил француз Алэн Колас. На яхте «Пен Дюк-4» он пре одолел около .3-000 (йор- ских миль от Плимута (Англия) до Ньюпорта (США) за 20 дней 12 часов и 13 минут. Это на 5 суток лучше ре корда этой гонки, кото рая проводится раз в четыре года. Колас стартовал 17 нюня и через несколько дней перестал сообщать о себе. Его не видели и с кораблей в районе трассы. И вот, когда уже должен был фини шировать первым изве стный французский яхт смен Жан-Ив Терлеи, находившийся совсем близко от Ньюпорта, за ветную линию раньше него пересек Колас. НА СНИМКЕ: Алэн Колас. П о Е Т • • • поэтому контакты с; комсомолом всегда свет лы и радостны, и я бы могла только пожелать; Своим коллегам болёе' прочных связей с ком сомолом. В ЦК ВЛКСМ часто бывают встречи с разны ми представителями на шей молодежи. Знаком ство с' ними всегда обо гащает новыми идея ми. дает заряд жизнён- ной энергии, прилив творческих сил. ЦК ВЛКСМ бывает инЩЩа- тором интереснейших му зыкальных форумов. Я имею в виду, скажем, фестиваль в Сочи. Его вспоминают очень тёпло не только молодые люди в нашей стране. В Сопо те мне приходилось слы шать от зарубежных певцов много восторжен ных отзывов и пожела ний вновь встретиться в Сочи. Этот фестиваль от. крыл мйру целое созвез дие талантливых певцов — Паша Христова, Лур- дес Гиль, Мария Кадря- ну—их имена; стали те перь популярными. Всесоюзные фёстивалй в Кй<^нодоне и Челябин ске также сделали много для Пропаганды музы кальной культуры среда молодежи. Я думаю, что Союз композиторов и Мини стерство культуры могут только позавидовать то му энтузиазму и под вижничеству, с которы ми ЦК ВЛКСМ пропа гандирует, популяризи рует Нашу музыку, раз вивая эстетические вку сы молодёжи. Иногда я получаю прямые социальные за казы ЦК ВЛКСМ к вы- полйяю их с удовольст вием. Так, песню «Ком сомольский прожектор» мы писали, когда дви жение «прожектористов» только начиналось. Комсомол познакомил и подружил меня со многими выдающимися людьми нашего времени. Первым я бы назвала Юрия Алексеевича Га- гарина. Мы с ним были в составе одной делега ции, выехавшей на съезд комсомола Украины. Значит, Ваш цикл , «Созвездие Гагарина» родился не случайно! Как он создавался? Я уверена, что р Юрии; Гагарине будет создано немало песен, кантат, поэм, симфоний. А наши 'с Николаем Добронраво вым песни — Пусть они '%дут просто воспомина нием о нем н благодар ностью судьбе за то, что ' ока позяако;мила нас с этим незабываемым че ловеком. После того, как ' «Со звездие Гагарина» было исполнено в донцерте, стало приходнТк ' мнВго писем из разны)г'к(^ов нашей страны, Нз-ёЙ р)'- бёжа. Мы еще раа ')бё- :дились, какой глубокой народной любовью поль зуется первый в мире космонавт, замечатель ный человек Юрий Гага рин. Очень дорого, ;что есть а народе эта па мять, эта благодарность и понимание высокого подвига. Какие черты совре менного молодого чело века кажутся Вам осо бенно привлекательными и что хотели бы Вы поц^ желакь нашей молол^В жи? В молодежи меня осо бенно привлекает черта, которую так хй^що обозначил поэт: «Пока сердца для чести живы». Чистота, бескомпромис сность, устремлейиё к ВЫсоктгМ идеа.там. И еще жажда' знаний, знаний й огромном объеме. Не приятие краснобайства, демагогия, пустЫх слрр.и фраз, желание, цуЬщ! едова совпадали, сг »де- лом. А что пон 5 елаТь лодежн? И счастья, И успедов, и, долгой моло дости. Мы всегЩ ||||)й т выклн считать ;:й 0 ' 11 д а |к людей самыми смелы ми, красивыми, честны ми, Так вот я желаю, чтобы они никогда не разочаровывали нас. Каковы Ваши п осл еяН ние работы и творчески^^ планы? Весной этого года Го сударственный симфо нический оркестр СССР под управлением лауре ата Ленинской премий Е. Светланова ' впервые исполнил мое новое со чинение— Концерт для оркестра. К пятидесяти летию пионерской орга низации мы с Нккалаем Добронравовым: хваииеа- ли кантату ;’:.‘« 0 ®рядкые: песни». А сейчас ; , очень хочется вернуться к мо лодежным песням. И, о. редактора А. ВЛАДИМИРОВ. АДРЕС РЕДАКЦИЙ: г. Липецк, Коммунальная пл^ ред. газеты «Ленивец». Телефоны: редактора,— 2 —33—53, от,ветствеяиого секретаря в отдела яялюстраиий —2—28—59, идеологический отдел—2—34—13, отделов: комсомольской жизни и фотолаборатории—2—36—43, учащейся молодежи—2—38—50, писем в спорта— 2—34—4В. АЭ 22497 Липецк, типография областного управления по печати. Зак. № 6991,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz