Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)
ч , .«у- .('■V' ЛЮ. ии’шму и 1 ;лийтиии 11 ал 11 ленту: ИЗ ВЫГОДНЫХ, безоши бочно «смотрй’бёльных» ат тракционов с песням>«, плясками, , мелодраматиче скими объяснениями, не слишком заботясь о глубине и художественной достовер- лрнмолинеиность харак теристик, тай: сказать, хблбгетеская' их недоста точность— большая беда фильма. Собственно, харак теристики эти, в основном, свелись к назидательному выпячиванию одной детали. ности. Тут вам и Авдей Уг- По ней и приходится опре- ргомов со зловещим смехом, делять, кто есть кто. Ска- каким обычно смеются в. жем, новая жена Угрюмова импортных боевиках жуткие — недалекая мещанка. Об злодеи и супермены, удаля- этом мы. должны судить, во- ется от законной своей .суп- - первых, до ее современно, руги двадцать лет вместе, по-городскому обставленноГ! прожили! — в безоглядный квартире и, во-вторых, по простор — к новой жене- стремлению ее выиграть на красавице. И свадьба его, когда он, с новоявленной спутницей, на роскошном- автомобиле, с дерзким вы зовом въеэлсает в село, а лотерейный билет автомо биль. Что привлекло в ней Авдея — непонятно. Она начисто лишена даже, того обаяния, которое было, до- К ОТДА-ТО Констан. вольном дыхании снятые па тин Паустовский пи- норамы оператора Юрия сал о мучительных Гантмана, бесспорно, впе. чатляют. В них и раздолье, и грусть, и радость, зри тельный образ поля создан в фильме ярко и мощно. Эпические пейзажи воспри- для художника поисках на звания. Единственно точно го. С наибольшей полнотой передающего суть, эмоцио нальный настрг|’! произведе ния. Авторам «Русского по- нимаются как лейтмотив ля» пришло счастливо^, про- картины, они нередко стано- етов и естественное,' как вятся вступлением к очеред- В ИЗМЕРЕНИЯХ вздох, как песня, название. С>но так много говорит серд цу, так много обещает. Ведь русское поле — это Россия. Судьба его—^судьба Рос сии, ' история России, в ко торую не случайно вписаны золотыми строчками и Кули ково поле, и поле под Боро дино. Русское поле — наше настоящее, наше будущее, тожф немыслимое без ве личия родных просторов, и опять-таки— не зря, видно. ному важному .эпизоду и ■последним, завершающим аккордом его,. Авторы слов.чо стараются внушить нам, чтобы мы оценивали все происходя, щее На экране не как быто вую историю, а прежде все го — как поэму о России а людях России. Но эффект получается несколько неожи данный. Столкновение вели колепных пейзажей . с кад рами сюжетными, повество вательными. говорят: широкое русское „ясельными долженствую- ...... ............... , --------- поле и - широкая русская так жестоко обошелся е душа. Здесь прямая связь. Федосьей Угрюмовои? Ушел- Широта и необъятная кра. “ с т о в л я ™ Т ® сота земли отразились - женщзшу, цинично, вы. Й* могли не отразиться!. — жДгаеТ почтастеова?ь ®ьшающе, без тени вины или й человеке, живущем «а налумйгао^^^ Как мог по мой земле, Есть ля более зариться этот сильный и ум- олагородная и благодарная «“ х линий «Русаюго поля». — так, очевидно, за- задача для .советского нс- Права авторов строить мыслили его авторы — че- кусства, чем правдиво и свое произведение на ост- ловек на смазливую, но пу- 1 Йудро, с врлнедием, не су- рых, необычных, .хочется да- сально, но честно и вдох- же оказать — экзотичных эпизодах, оспорить невоз можно. Но -т- при ^одном условии: если. драматизм, незаурядность ситуаций слу- новенио поведать о людях Россаш. О. наших современ- наках. О тех, кому внятны и шум зреющих хлебов, и грохот космических кораб лей. Вот, собственно, какие чувства и раздумья рожда ет название, замысел фильма, когда, предвкушая встречу с ним, входишь в Т первые минуты, кажет- ^Рколай Москаленко пу- социальных н психологиче ских сторон жизни. В «Рус. ском поле» создается, впе чатление, будто сценарист Михаил Алексеев и'режиг- сыя его. Филипп, в гневе' пустим, в Лушке из «Под- направляет свой трактор н а ; пятой целины», доставившей свадебный кортеж. И пере- столько мук Нагульнову н п^ава на тракторе через ре- Давыдову. Примитивная ха- ку, разумеется, с обязатель- рактеристика снимает вея ной демонстрацией, самоот- кую реальную, жизненную вержённости главной геро- сложность взаимоотношений, ИНН Федосьи Угрюмовой. а без сложности этой не- Она в холодной воде плывет возможно подлинное не- к затонувшей машине и кусство. Илн старый агро- спаеает ее. И еще одна вы- ном. О нём соообщается ходка неугомонного Угрю, примерно стол 1 %о же, сколь, мова-старшего, коей, по- ко о, герое торопливой, жалуй, йоншо позавидовать средней руки зарисовки в любой разгулявшийся К 541 - газете. В любую погоду хо. . . . дит по полям и не прощает чнк: Авдей, недовольный но- молодым механиза- торам. Всё! Опять-такн — вместо живого человека, — схема, вместо художествен ного образа —опознаватель. ный знак... Особенно же не повезло молодым героям. Они на редкость безлики и неинте- ресны. Утешаешься лишь тем, что это — только на Экране.' В жизни молодежь 60—'70-х годов умнее и ду ховно богаче, и вовсе не так' розовато благополучна и безоблачна. Ведь ей есть над чем думать, с чем бо. роться — и в себе самой, и в окружающих, перёд ней немало достаточно трудных социальных, пси хологических, нравственных проблем, обусловленных временем. В фильме же, по сути де ла, современная колхозная деревня показана поверхно стно и далее легкоэеоко. ^ Какие там еще проблемы, почему конфликты, связанные с пе- рестройкой села а — соответственно — с перест ройкой людей, с развитием их и возмужанием? Ниче го такого в «Русском поле» и а помине пет. Нельзя же считать проблемным конф ликтом анекдот с бюрокра том из «Сельхозте.чийки». Бк>рожрат сей, видите ли, никак не дает бригаде Фе досьи Угрюмовой новую технику. Тогда подружка Федосьи любезничает с ним, и он, разомлев, не глядя,, подписы 1 Взет нуж ную бумагу. Вот как все просто: трудности с техни кой? Улыбнись директору, и — будут новые машшы. минает печальной памяти кинокомедии . на колхозные темы "двадцатилетней дав ности. Сегодня это выгля дит..неуместно и странно. Вероятно, понимая, что фильм .не«тянет», авторы его прибегают к сильно действующим ■. средствам. Идет на экране- бой на тра- нйце, в котором гибнет фп- липц Угрюмое-. Но вос принимаешь его лишь как лихой Поворот еюжеТау еще од-ий - зрелищный эпизод, не более. Огорчает скорого ворка, ‘интёрес'ИсклЮчитель. но к внешней - стороне со бытия, ' аналогию кото^му в жизни мы находим бёз труда ; —'■ это героическая трагедия ДаМанскогр.' В «Русском поле» сцена эта — опять ■знак', лишенный подлинного трагизма и эмоционального накала. Экран, как ' известно, плоский. Третье .измерение — глубину — ему способен придать только талант ху дожника, его мастерство, неяоддельное волнение и знание;самых сокровенных пластов бытия. .На сей раз этого не .произошло. И поч ти ничего не.смогла сделать в таких" обстоятельствах' талантливая актриса Нонна Мордюкова,, которой пред, стояло создать многогран ный образ - советской жен щины, мужественной, тру долюбивой дочери русского поля. В какие-то ,моменты, -кажется, она цот-врт про. бьется- к правде, к : искрен ности, ■однако •неудачный ‘ сценарий и бойкая,- но хо лодная- режйсСур.г оказа лись непреодолимым пре пятствием. Ш-ирокоформат. ный; но плоский; двухмер ный экран победил..; Л. МАРИНИН, И. НЕВЕРОВ. вой женой, сжигает в печке не больше, на меньше как восемьсот лотерейных биле тов. И так далее. Чередуются то трагиче ские, то аневдотичеокие происшествия, причем, поч ти невозможно понять, по чему человек поступает так, а не иначе, каковы они, герои фидьма. Ве.рнем- ся к тому же Авдею. О его поведении не рекомендуется задаваться вопросом: почему? ЗРИТЕЛЬ О ФИЛЬМЕ и стую бабенку? -На ней же аршинными буквами напи сано: мещанка. Наконец, о чем думал, о чем вспоминая разочарованный а ней Уг рюмое, кружа на закате по жат раскрытию характеров, - селу, многозначительно за глядывая в окна старого дома, покуривая на зава линке? Нужно полагать - - его грызло раскаяние, тяну- . ло к Федосье? Но об этом можно лишь -смутно дога дываться, ибо ничего неиз. Такой уровень решения далеко не пустяковых, а действительных, не ' «ки- ся, зрительские надежды Щ® всего боялись • просто- вестно нам о прежней их сбываются. Медленные, на напросто наскучить зрите, совместной жизни и любви, иошиых» конфликтов яапо- Иногда мы даже не отдаем себе отчета в том, какие удивительные люди живут рядом с нами. Киноповесть «Разрешите-взлет!» помогает йам понять, что называется, красоту будней, красоту людей, чья жизнь проста к неброска, но полна каждодневного преодоления и душевной щедро сти. ■ Йа небольшом аэродроме идет обычная рабо та. Взлеты, посадки, перевозка грузов и пасса жиров. Фильм раскрывает скромный, если хоти те, «застенчивый» героизм ' тружеников : неба, без которого не проходит ни одного дня, ни од ного рейса. В самом деле, скажите старому пилоту Сахно, что он герой, и лицо его зардеет от смущения. Он, пожалуй, даже рассердится; нечего, мол, бро саться громкими словами. В этой роли артист А. Папанов правдив и пре дельно прост. Судьба летчика, который не .хо чет сдаваться старости, драматична... Вот он му чительно тренируется у таблицы букв, запоминая наизусть каждую строчку: скоро медицинская ко миссия очередной раз будет проверять зрение, а оно катастрофически слабеет. Вот с ярмтью швыряет на землю очки, которые ему ивотойчиво подсовывает второй пилот Дима Соломеяцев. Вот за штурвалом, ведя самолет на посадку, те ряет ориентировку и едва успевает передать - уп- равление своему помощнику. А вот, наконец, сдается; отказывается от почетного назначения; командиром эскадрильи и переходит на диспет черскую работу на аэродроме. Кто же он, этот человек с доброй улыбкой; ко торого так любят и уважают товарищи?;^Неудач ник или герой? Настоящий герой — отвечают нам авторы кар тины. Рассказывая о бывалом летчике Сахно, скром ном и самоотверженном человеке, авторы филь ма как бы вводят нас в нравственную атмосфе ру, сформировавшую молодого парня ДиМу Со- ломенцева, который и становится главным геро ем фальмз. Молодой пилот в этом фильме поистине- побе дитель высоты, чувство которой ему привил ста- рый воздушный «волк» Сахно. Он и жизнелюб, и смельчак, и рыцарь чести, — словом, такой человек, к какому нельзя не испытать симпатии. Внутри у него будто вмонтирован своего рода генератор добрых дел, и его- вечно «подмывает» кому-то помочь, за кого-то заступиться. Правда, Соломеяцев заботится больше о со держании своих поступков, чем о форме, но это издержки молодости. Соломенцев и Сахно — два образа, на которых держится интерес зрителей к фильму. Они удались, я думаю, и драматургу, и поста- новщикам, и актерам. Но в картине действуют и другие персонажи, значительно менее интерес ные. И линии их гораздо слабее. Например, любовная история, традиционный «треугольник» — командир эскадрильи Селезнёв, его жена Катерина, инженер Азанчеев. В этой истории есть что-то чужеродное фильму, а трз-. гическая гибель Селезнева в финале продиктова на, по-моему, тем, что авторы не смогли свести концы с концами... А. БУБНОВ. И. о. редактора А. ВЛАДИМИРОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, Коммунальная пл„ ред. газеты «Ленивец». Телефоны» редактора - 2- 3 3 - 53, огветсгвенвого секретаря в отдела иллюстраций -2—28—59, идеологический отдел—2—84—13, отделов: комсомольской жизни и фотолаборатории—2-~Зв—43, учащейся молодежи—2—38—50, писем в спорта—2— ив. АЭ 26008 Липецк, типография областного управления по печати. Зак. № 6780,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz