Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)
Д Ш Ш у т л т «Спасибо тебе, дорогая. Жизем мы хорошо, друж но. Вместе работаем, от дыхаем. У нас род1ИТ1ась дочу!рка. Назвали мы ее твоим, депутат, именем...». Дочитав письмо, Нина смущенно улыбнулась: «Вот чудаки, а я-то при чем тут...». ...Жила в совхозе «Озер- ский» простая сельская де вушка. Полюбила парня, вышла за него замуж. В первое время все нормаль но было, а потом... Видимо, не всегда в жизни бывает так сладко, как в девичьих мечтах. Они винила мужа, даже из-за мелочей, а он ■—ее. Дело дошло чуть ли не до развода. Вот тогда-то и пришли супруги к ней, комсомолке Нине Сечиной, депутату Озерского сельского Со вета. «Как нам жить и быть?» — спрашивают. Чув- стеоволось, что перед при ходом к Нине поссорились. А что ей было отвечвть! Свфла еще супружескую Ж1изнь толком не поняла. Вышла замуж, мужа в ар мию призвали. Что совето вать? Уговаривать? Угово- рем1И такую семью не сое динишь. Нина почуяствовала се бя в неловком положении. А потом неожиданно засу етилась: — Пойдемте ко мне, по обедаем — и поговорим. Суп|руги переглянулись. мы на- Да нет, Нина, только пообедали, - чал он. А она, будто назло ему, согласилась: — Пойдем. За женщинами пошел и незадачливый супруг. Раз говор за столом сначала не клеился, а потом Нина достала семейный альбом, сама, не зная почему, ста ла рассказывать о себе. Жаловаться на свою судьбу она не думала. Но складывалась сна у нее нелегко. Со школьной ска мьи бегала на молочното варную ферму помогать, старшей сестре-доярке. И так привыкла, что после школы сама пошла доить коров. ,М|НОгие осуждали ее зв этот «опрометчи вый» шаг. Подруги в, тех1ни»умы поступили, а некоторые уехали из села и устроились по городам, на заводах работать. Но многие, и это Вина знала точно, так и не нашли се бе работу по душе. Мечут ся с одного предприятия на другое •— ищут, где по лучше. А ей трудно было первое время на ферме. Подоить девятнадцать ко ров, вовремя накормить их и опытным дояркам тяжело. Иногда думала: «А, мо жет, и правда, ошиблась, что на ферму пошла? бро сить бы все и бежать из селе». Но отступать, по казывать свою слабость А трудности — не могла. они тоже временные. Рань ше на ферме все вручную делали, а теперь на по мощь механизмы пришли, И работать легче, и время свободное есть: учись и отдыхай. Рассказала супругам про свое' замужество. О мате ри-пенсионерке, о малень кой дочурке, о службе му жа. Работа доярки хлопот ливая. Но придет муж из армии, дело пойдет по- другому. Нина замолчала. — Я понимаю, что вам трудно сохранить прежние отношения, обратилась ■ она к супругам, — но ведь поженились же вы по люб ви. И неужели она мельче, слабее ваших пустячных ссор!.. С тех пор прошел не один год. Супруги уехали из совхоза. За это время Нина Сечина стела одной из лучших доярок хозяйст ва. Комсомолка Сечина — иннЦиатор районного со ревнования молодых жи вотноводов. Вина активно участвует и в общественной жизни ' села. Она часто бывает' в гостях у учащихся Петри- щевской средней школы, рассказывает о своей про фессии. Ве раз и не два приходила Вина на помощь односельчанам. Это ее долг, как человека и как депу тата. Л. СИРЕНКО, А. КОНОВАЛОВ. Стаяовлянокий район. Пр_оща й, т е Xнику м! Уже закончили пятую, трудовую, чет верть стройотрядовцы школы № 17. Ра ботали ребята на сооружении свиновод ческого комплекса а колхозе им. Кали- н>иа Добровского района. Задание >ы- Подвево. Кроме того, отряд принял са мое иепосредственнос участие в заго товке кормов. Участвуя по призыву ЦК ВЛКСМ во Всесоюзном субботнтцте, старшеклассники заложили сотни тонн еёиажа. ИА СНИМКАХ; стройотрядовцы на субботнике но заготовке кормов. Фото бойца отряда В. Порошила. Вот и пришло время расстаться с металлургачадшм техникумом. Совсем недавно выполняли мы лабораторные, сдавали экзамены. А сегодня — защит, та... Отвечает Виктор ' Сафонов. Тема его работы — «Электр'Ш 1 ри 1 Вод резьбо- шлифовального станка». Виктор деталь но разработал каиедый узел, рассмотрел все возможные варианты работы стан ка. А вот н отзыв — «Дипломник от лично справился е поставленной зада чей...». Растет стопка защищенных проектов. Возможно, по некоторым т них будут переделады ныне существующие узлы и агрегаты. Работа, Юрия Бычкова — «Электросяаблсеиие тракторного цеха № 3 ЛТЗ». Дипломник заменил одну из схем, уве.шчнв надежность . электро снабжения цеха. А вот бригадир элект риков сталеплавильного цеха Тимофей Пашенцев внес в схему, управления электродами печи новый элемент авто матики. «По сравнению с прошлым годом про- е«сты стали содержательнее, слож ней и , интересней, —,. говорит член государстиенной комиссии В. Г. Мохов. — Чувствуется хорошая подготовка,.. Особенно мне понравились ответы Ти това в Мотовникова». М. ГОРЬКАЕВ. С Таджикская оветская Социалистическая Республика по ИСТОРИЧЕСКИМ МЕСТАМ Девятиклассники Кри- Еополянскоч средней школы совершили не давно интересный по ход по историческим местам. На станции Лев-Тол стой ребята побывали в ё музее великого писа- ‘ теля, посетили крае ведческий музей в Дан- нсве, памятник русским воинам на Куликовом поле. Свой поход школьники посвятили 50-летию образования СССР. В. КЛИМОВ. Чаплыгин. ЖжЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ’ Столица Таджикской ССР — гор. Душанбе. Академия наук Таджик ской ССР. Геологи Таджикиста на успешно ведут раз ведку подземных бо гатств республики. НА СНИМКЕ: раз ведочные буровые ра боты на месторождении Шаамбары. г»' 0 “ < в НС Коллектив самодея тельного ансамбля на родного танца «Памир» при Хорогском Доме культуры. НА СНИМКЕ, солист ка ансамбли Сороджон Сабзалиева. (Фотохроника ТАСС). |^ГО1Ш 11т1вш11ишн1ттшашт»*т**111Шшяз1т»титзм*т*1гавтгоим1111 ||»*ятрттят1н»1111мш1111Имню11ши1тш тнш1 |юш |юмЕИ1НМ 1И1т111т1ип1и«ж111тж»т11тт1адпт11Ш в«»«та1И*Ж 1ШШНжтюта1*Ю 1иа1п*жэд П О С В О И М З Д Н О Н в В в 'Знакомство с этим ЖКУ могло бы и сйвсем не состояться, если бы не письмо Нины Клейменовой. Вы-^ пуокшца пятого профессионально- тех 1 ШГческого училища просила, по мочь ей. П!роработав всего неделю, Ни^а от одной из девушеас в брига де узнала, что ей поииэили квали фикационный разряд. И вот теперь штукатур прошла разобраться, Прежде, чем ехать на Новолипец кий завод, я связалась по телефойу со старшей нормировщицей ЖКУ П. П. Иконниковой. Именно она определяет, какой разряд будет иметь штукатур Клеймёнова й.чи кто-то другой. Попросила объяснить происшедшее. — Разряд СНЯ.ЧИ за прогул. Клей менова не однажды прогуливала. Их, человек пятнадцать ^выпуск ниц, прогуляло. Мы им все.ч сняли разряды. Клейменова — неважная . работница. Муж у нее такой же. Вот на днях был товарищеский суд, его «разжалова.чи» из трактористов 5 в дворники. Плохой муж у Наны Клейменовой, Пьет он. Неприятно мне, ни разу не видев шей человека, утверждать то же. Но раз е ^ п^веддащ' .Тегло'на авторитет жены в коллек тиве, неважный, наверное, муж‘ у йхТукатура Клеймёиовой. П.рав;да, речь-то и .^т совсем не о; нем. Иб Шна-?3' не' пьет? — обратилась я к Полине Петровне, когда приехала в управление. — Нет, Нина не пьет. И ошиб лась. Нй разряд сня.® ,че за прогул. Сияли сразу, как она пр 1 шла к нам работать. О, она очень .хитрая. Два дцать дней прогуляла, а мы ей уп- лати.чи, как за отиус*. Удивилась, -что так свободно мож но разбазаривать государственные деньги. — А что сделаешь? Так получи лось. Мы- считали, что о«а у- вйс оформлена . как вольнонаемная. А вот почти через год она подает за явление^ чтобы оплатили двадцать дней, которые она прогуляла. И пришлось оплатить. По.тииа Петровна опять перевела разговор на «мужа, который пьет». Меня совсем не интересовали по хождения этого человека. Порази ло другое. Чуть ли не удовоV^ 1 ьствие слышалось в голосе Полины Пет- рошы, когда она «перемывала ко сточки». Поразило упорство, с кото рым она любыми путями старалась очернить штукатурй Нину Клейме нову. Удивила иаст-ойчивость, с ко торой она, так сказать, выносила сор из избы. Словом, дело оказалось чуть слоишее. .Полина Петровна тща тельно уводила разговор от глав ной темы, от вопроса о разрядах. Выясни» все о Нине Клеймеи-ювой, ра.брчий коллектив, и ^ртра^ Д. Т. ' в ■- Д1грскТ5-р ГПТУ № 5 Б. В. Артемьев, где ода училась, характеризуют -как трудо любивого, старательного' человека, я снова вернулась к Полине Пет ровне, чтобы продолжить основной разговор. Кстати, ^ ч ь 6 прогуле в ЗЖДЩтъ 'дней, Полине Петрраке, как ^рамотно^чу чШ йку ', 'й^ожно было бы й не 1аводить; Нина Клей менова была принята в ЖКУ по специальной записке, в которой С. А. Филимонов просил ГПТУ № 5 на править маляра-штукатура сюда... Здесь же осталась и путёвка, ко решок которой находится в учи.чи- ще. Словом, за выпускницей сохра нялись льготы, которыё предостави ло государство для -дайной' катего рии молодых рабочих. Обычно . вы- пуокня!Ки училища сразу же присту пают к работе. Нину же заставили обходи-гь медицинские комиссии.. Здесь она и потеряла время. — Так почему, Полина Петровна, вы сняли разряд у Клейменовой? — Я же вам объясняла, что мы приняли ее как вольнонаемную, за нее долго ходил просить муж. А когда мы принимаем вольаюяаем- ных, то разряды устанавливаем са ми. — Но ведь у нее было свидетель ство об окончании ' двухгодичного те.хнического учи.чища, В нем ясно говорилось, что Клейменовой присво ен третий квалифйкациоиный раз ряд. — Ма.чо ли с какими разрядами приходят к нам! Разговор становился странным. Полина Петровна утверждала, что с выпусинивами технических в ЖКУ, обратцед дывают свой раз.ряд. Это .случилось в 1970 году, сразу же, как они при шли к вам из седьмого техническо го училища. Вы им обещали через год восстановить разряд, но не вос становили. Более того, Валентина Тарасова, окончившая седьмое -про фессионально-техническое училище в 1968 году, тоже оказйлась «жерт вой» «порядков», узаконенных в. ЖКУ Новоляпецкого завода. дов с-выпускников технических учи лищ газета поднимала три-четыре года назад, Казалось бы, утрясли проблему. И тут-то выявился зате рянный уголок, в котором действу ют давно устаревшими «методами». Живут; не ' замечая, что наступают сами себе на пятки. —• Эти порядки не только для Клейменовой и Тарасовой — для всех. училищ у них. ЭЙ® закрёТГлйюТГЕаЖДбТо за опытным рабочим, помогают ос воиться в своей профессии. Словом; берегут их И лелеют. — Полина Петровна, я была в ^и гаде Р. И. Володиной, где выяс нила, что Нина Клейменова — от личная работница. Так вот, в этой бригаде Дё1рШ] 'Й й й !^удаёва, Ва ля Шиляигна, Валя Кикина тбй1 возмущались. Их заставили писать заявления о том, что они не оправ- Полине Петровне явно в тягость стал назойжвый корреспондент. Она. ссылалась -на постановления, на приказы министра черной ме таллургии. Правда, есть и другие, более но вые постановления. Скажем, от 2 апреля 1969 года, в котором чер ным по белому пишется, что н а ' выпускннков технического учили ща должщо быть направлено особое внимание. В нем говорилось, что по согласованию с построечным ко митетом профсоюза, молодым ра- ЖПУОШШКам профессно- 'уЩлЩ, а так же, молодым рабочим отдельных ве дущих професшй... устанавливаются пониженные нормы выработки. «Но не более 40 процентов в течение пер вых трех месяцев и не более чём на 20. процентов в течение- последу ющих трех», I ЁС'ТЬ й Другие. Не в ЖКУ поль зуются лишь теми из них, которые «подходят», «удобны» здесь. Раз говор о незаконном снятии раэря- Седьмбе техническое училище ,:не.- сколькб'лет. подряд передавало жи лищно-коммунальному управлению группу мал.яров. Эта группа и прак тику проходила у опытных рабочих ЖКУ, и при сдаче государственных экзаменов 'самым почетным экзаме натором всегда восседает в госу дарственной комиссии прораб ЖКУ Д. Т. Ляхов. Сидит, как и .все, слу шает, делает'свои замечания, раду ется особенно, удачным ответ?.м- С его по.тнейш согласця г -авля- ет КОМИССИЯ' ^.робо отличи. ..шимся повышеи'ный разряд. Проходит неде ля, за которую вчерашние выпускни ки .становятся рабочими ЖКУ, и тот же прораб Д. Т. Ляхов, не дрогнувшей рукой подписывает до- кумагт о СНЯТИИ этого повышенного разряда. Что называется, сечет сам себя, Вместо того, чтобы посочувство вать, помочь разваливающейся, еще не успевшей и сложиться-то, моло дой'семье, 'И в отделе кадров, н 'на рмонтно-^оятёльном участке ста рались лй4ь грязь на ни в чем ве псвинную Нину. Но это одна, не официальная, сторона дела. Здесь работники ЖКУ вольны в меру сво ей совести, проявлять свои симпатии и антипатии. Другая сторона взаи моотношений между руководителя ми ЖКУ и их подчиненными долж на быть выдернгана в корректных тонах. Нет такого закона, и никогда не было его, чтобы выпускникам технического училища кто-то был вправе , понизить присвоенный государст-веиной комиссией раз ряд. Если же работники жилищ но-коммунального управле.ния Но- волипецко'го ’ завода,, в .меру своей неооведомленности (или иного недо- статна?), берут на себя подобную от ветственность, то н отвечать они должнь! по всей строгости' советоко- , го закона. Но цока что их отсебя тина осталась незамеченной ни в об ластном комитете профсоюза работ ников' черной металлургии,, нл. в об ластном управлении профтехобразо вания. Правда, речь о разрядах пыталс.я заводить исполняющий обязанности- директора ГПТУ-7 А. И. Трипаков. В 1969. году он докладывал област ному управлению профтехобразова ния о том, что в ЖКУ НЛМЗ восьмого октября 1969 года Парши ной Любе, Калмыковой Лидии, Мер куловой Нине, Кузнецовой Валентгше сразу же по окончании училища был устроен П. П. Иконниковой своеоб разный экзадмен. Несмотря на то, что девочш успешно ответили на все вопросы, разряды всем понизили •с третьего на второй. Но ответа никакого не последова ло. Работают девочки и не знают, что ждет их завтра в этой, отдалён ной от всего мира со своими не сколько странноватыми порядками организащга. Л. БОВА. 1Ш1»»вмюмю11ши,^ишаш*1Н111И1шшиит*1Н*1т1Ш1и1»и1Ш*П1»«и1И|итшимми1М111тш1Шити1пи111ьй|11МЕШ1тм1т11Ш1111111111Ш11Ш1Ш11111И111нш«Н11И1и»111Ш111гаш1И1тв1111Ш11ттипт111ит11111тпшпшиш1 '\КОНЧ«'ПАСЬ война... 8 разрушенный Унчанёк, гсоод ссоси юности, вернулся человек. Как н ро.ч! ои юрод, человек изранен, искалечен. Но ном го-пое» п^му горит прометеев огонь кжости. Уже поседевший, опирающийся на палку, бродит он по развалинам больницы, на месте которой должны псднягьсч нсвь'с чсрпуса. Так начинается спек'акль Грозненского республи- кангкого русского дрвмагического театра имени М. Ю. Лер.монгсоз по однеименному роману Ю. Германа «Дело, кото1рому ты служишь». В центре спектакля — образ Владимира Афанасьеви ча Устименко (заел. арт. РСФСР и Латвийской ССР Г. А. Гладких), большого хирурга и настоящего челове ка. Как блвгО 'Дарно и взволнованно встречает он про фессора Богословского! — Вы будете здесь профессором -и академиком! Правьте и володейте, а я вам служить буду! И совсем не важно, что Устименко сам — главный врач и ведущий хирург: не должность определяет ме сто человека в жизни. Без всякой показной дипломатии и ложной деликат ности вступает герой ■ борьбу с заведующей сектором кадров облздрава Инной Матвеевной Горбанкж. Трудно, очень трудно утвердить ему право на прОфессиональ- мую самостоятельность врача, право на свою собствен ную точку зрения. Только такой Устименко мог в первые годы после войны, привезти с собой в больницу иностранного под данного, прославленного ученого Пауля Гебейзена, не думая, чем мог ему обернуться такой поступок. Важ нее было дело. Эту основную мысль, символически подчеркнутую в названии, и актер Г. А. Гладких, и режиссер-постанов щик — народный артист ЧИАССР Е. И. Красницкий прозелц через весь спектакль. В служении людям, только в этом, заключен высокий смысл жизни. Неуемные творческие искания своего бывшего учени ка, его увлеченность, беспокойство настоящего учено го привели в Унчанск и бывшего учителя Устименко— профессора Богословского (заел. арт. РСФСР и МАССР Б. К. Казанский). С первого момента появления на сцене Богословский покоряет нас преданностью сво ей профессии, огромным душевным мужеством и внут ренней силой. , В этом удивительном человеке необыкновенно гар монично сочетаются мудрость и лукавство деревенско го доктора с эрудицией и тактом большого ученого, простодушие и простота человека _с волей и целе устремленностью борца, соратника Устименко. Особым теплом согреты сцены спектакля, в которых мы встречаемся с единомышленником и другом Усти менко — Паулем Гебейзеном (заел. арт. РСФСР и ЧИАССР Л. С. Куклин). Гебейзен — это воскресшая и4 мертвых жертве войны. Но трагедия живого «доктора мертвых», совершившаяся четверть века назад, и сей час напоминает нам о газовых камерах Дахау и Бу- хенвёльдг. Нельзя, никак нельзя допустить, чтобы и в наше время повторилась противоестественная «ампу тация воли», «ампутация силы». Сложна и трудна роль Вари (арт. И. Г. Чипиженко), характер которой под стать натуре Устименко. Внешне насмешливая, озорная, порой резкая, она, в то же время, полна глубокого страдания от неразделенной, как ей кажется, любви. Ни в чем и никогда не идущая на сделку с совестью. Варя через всю жизнь пронесла свое нежное чувство к Владимиру Афанасьевичу. .Но дежа а сценах, где по логике вещей должны пре. вэлировать лиризм, нежность, любовь, актриса неиз менно заставляет свою героиню поступать бесшабаш но, почти отчаянно, что мешает зрителю проникнуть в глубину драматических переживаний героини. Вероят но, именно поэтому большая часть сцен с Варварой идет под открытый, искренний смех зала. Есть в спектакле и персонажи, стоящие на иных „ с о з в е з д и е р авноправны х ' так называется книжная выставка, поедящен- пая 50-ле.гию образования СССР. С ее етеидавд читатели могут познакомиться в Липецкой обла стной библиотеке. В июле выставка предлагает вниманию посетителей книги писателей Эстонии, Латвии и Литвы. В большинстве своем, это —- произведения, посвященные становлению друж бы советских народов. Здесь можно поЗ'Иакомить- ся и с работами, посвящбН!(ыми развитию эко- НОМИ1КИ, промышленно'Стл и культуры прибалтий ских республик. Недавно на выставке появилась новая книга ЛИТОВСКОГО писатёля 3 , Межелайтиса «Коатра- пуикт», только ЧТО выпущенная издательством «Известия» в серин «Дружба народов». А. БУБНОВ. ...................................................................... . жизненных позициях, придерживающиеся других вэгля. дов, других нравственных принципов. Это, в первую очередь, Инна Матвеевна Горбанюк (заел. арт. ЧИАССР Т. Е. Кулепина). Под прикрытием прописных истин е необходимости «держать руку на пульсе», «чувство вать жизнь», такие, как она, уничтожают в человеке веру в себя, право на собственное мнение. Именно это и стало причиной смерти профессора Богослов ского. А рядом с Горбанюк, только роигом ниже, стоит просто подленькая душа — Катюша Закадычная (арт. Л. А. Лысова), тщеславная и мелкая месть которой не останавливается перед клеветой и откровенным пре- дотельством. Заведующий облздравотделом Евгений Степанов в исполнении артиста В. Д. Панова — человек из числа служащих не делу, а лицам. А если уж более откро венно, — собственному благополучию. Его служебное рвение проявляется только в известных пределах, об условленных рамками указаний. Зато ради собстаен- иого благополучия ему ничего не стоит вышвырнуть из-под крыши пионеров, отняв у них Дворец под соб- Г а с т р о л и За чистоту помыслов и дел ствеиные апартаменты. Актеру удается очень точно передать портрет молодого чинуши, его самовлюблен, ную веру В: правоту своих случайных убеждений и плоских изречений. Показака в спектакле и почва, на которой проиэра- стают клевета, отступничество, предательство. Это — карьеризм,, мещанское «только бы мне было хорошо». Обывательская ограниченность, зависть, стремление занять в жизни местечко потеплее да урвать кусок побольше характерны для жены Устименко •— Веры Николаевны (заел. арт. ЧИАССР В. И. Плужникова),. ее матери Нины Леопольдовны (заел. арт. ЧИАССР И. Ф. .Чипиженко), жены-Евгения — Ираиды (арт. Г. М, Глад ких). Выпустите их за пределы собственной квартиры, дайте ответственную должность, и они мигом превра тятся а Горбанюк и Закадычную. От сцень! к сцене перед нами развертывается за хватывающее сражение между людьми, сделавшими нормой своего поведения ответственность за все, и теми, кто .во имя дешевого самосохранения и мнимого благополучия готов, бежать от любой ответственности И даже ответственности за самого себя. Раскрытию, именно этого конфликта, наиболее верному и эмоцио нально яркому его воплощению, служат асе усилия по становщика спектакля. Первая встреча — еще не повод для большого и серьезного разговора о твор>Теском лице театра. Но уже по ней можно судить о том, что в Липецк приехал интересный, творчески зрелый коллектив, способный, вероятно, решать задачи высокой степени сложности. 1 ИРБИТСКИЙ. ♦ .У*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz