Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

соревнований —молодым Снова на Липецкой сель­ скохозяйственной опытной станции взвился красный флаг. Флаг четвертого об­ ластного конкурса масте­ ров машнйного доения. Не- ожндаиео, сразу же после старта, оборвалась спокой­ ная обстановка. И судьям соревнования, и болельщи- кам, и участникам момен­ тально надо было собрать все внимание. Таас распорядились об­ стоятельства, что первой к судейскому столу подошла прошлогодняя чемпионка Нелли Татаринова. Она уже много лет работает на опытной станции. Ее стремление к победе всегда целенаправленно. Вот и сегодня за несколько минут до открытия состязашй она под контролем секундомера проделывала операции по сборке и разборке доиль­ ного аппарата. Ей, конеч­ но, значительно легче, чем, скажем. Вале Шаталовой из совхоза , «Хмелинедкий» Задонского района, впер­ вые попавшей на такой,от­ ветственный конкурс. До­ ма, по пословице, и стены помогают; Включены секундомеры, вое внимание судей на­ правлено на действия руж Нелли, Татариновой. Сле­ дить за ними и впрямь ин­ тересно. Весь процесс от­ винчивания деталей, ста­ скивания резиновых шлан­ гов и прокладок идет у нее бесшумно и чуть ли не мол- ниешооно. Через несколько минут атжуратной стопкой выстроились на столе до­ ильные стаканы, ровным четырехугольником легли шланги. А Нелли Татарино­ ва уже приступила к сбор­ ке аппарата. За соседним столом нервничала, делала много лишних движений Екатерина Карпухина из совхоза -^:Кудряв 1 динс 1 шй» Данковокого района. Но угнаться за чемпионкой бь 1 ло невозможно. Судьи зафиксировали время. 5,3 минуты понадобилось Н. Та­ тариновой, чтобы разобрать и собрать доильный аппа­ рат. Вот уже и Нелли, и Ека­ терина Карпухина снова в рядах зрителей. Их место занимает И. Кучин из сов­ хоза «Прибытков'ский» Гря- зинского района. Дояром он работает не так давно. Но у него есть одно пре­ имущество: он—слесарь. Так что технику, которой воору. жены животноводы, знает в совер 1 шенстве. Но, пожалуй, пора вни­ мательно присмотреться к участникам конкурса. Здесь 39 победителей рай­ онных соревнований, на ко­ торых, в свою очередь, бо­ ролись за победу, по сооб­ щению главного судьи Г. П. Обыденного, до трех тысяч человек. Это уже солидная армия. Правда, для те.х, кто не первый год на­ блюдает за подобными коякурсами, бросились в глаза перемены, происшед­ шие в 1972 году. Прежде всего улучшились условия. Специально для соревную­ щихся в летнем лагере опытной ст.аиции- построены столовая и павильон. Воз­ росли требования к участ­ никам состязаний. При под­ счете баллов учитываются не только быстрота и каче­ ство, но и культура работы. Баллы ошжаюгся, если из­ лишне ,суетлив, если не­ брежно одет, если не выпол. НИЛ всех приемов перед дойкой. А как же сами участни­ ки? Изменился ли их со­ став? Об этом стоит поговорнть особо. На открытии конкур­ са назывались имена извест­ ных в области доярок. На состязаниях их, старейших и опытнейших, не оказа­ лось. Что же, за:меяила их молодежь? Но и молодых именитых тоже никого не быЛо на конкурсе. Так же, как зна­ чительно поредела и муж­ ская половина. Николай Ар.хипов из Задонского района стал теперь масте- ром-наладчиком. Прибо­ лел что-то и второй бес­ сменный участник конкур­ сов Иван Щтадельман из Данковокого района. По­ тому стоит заинтересован­ но приглядеться, кто же вышел победителем, кто задает то-н в районах, чьи- 1 МИ руками собираются по капле молочные реки? Вот у судейского стола Клавдия Михайловна Со­ ломонова. Выкладывает на столе детальки , и разгова­ ривает. Шестнадцатый год работает она на ферме сов­ хоза «Двуреченский». На конкурсе, как и другой представитель района, И. Кучин, она впервые. Вы­ звали к месту соревнова­ ний Лидию Ивановну Бу- ханову из племхоза «Конь- Колодезокий». Держится женщина строго, красиво, лишь немножко выдают рузси' — дрожат. За '' пле­ чами огромный опыт ра­ боты. Она была неодно­ кратной у ч а с т н и ц е й ВДНХ. Имеет дипломы и грамоты, награждена орде­ нами Ленина и «Знак Поче­ та». Пора бы и передать ей свою группу в молодые ру­ ки. Пятнадцать лет прора­ ботала в Усманском совхо­ зе-техникуме К. П. Казь­ мина, победительница рай­ онных соревнований. Сло­ вом, большинство из двад­ цати четырех человек^ впер­ вые участвующих в обла­ стном конкурсе,—эго те, кто уже много лет проработал в животноводстве. Кто в скором времени тоже по­ требует себе замену. И она есть. С особым ин­ тересом следила я на кон­ курсе за выступлением добровоких доярок. Как и в прошлом году, они яви­ лись в полном составе. Аня Лазарева, Катя Ермолаева и Нина Попова два дня со­ ревнований жили под пре­ дупредительным внимани­ ем Алексея Лазарева, их заведующего фермой. Впро­ чем, рассказывать о них,' наверное, не стоит. Каж­ дый, видимо, слышал о по­ чине . выпускников Путя- ТН 0 СКОЙ школы, решивших остаться работать на фер­ мах родного’ села. Сло­ во свое ОНИ'держат с че­ стью. Год от года все больше молодежи остается в колхозе. Работают дояр­ ки отлично. Замена есть. Но на кон­ курсе она чувств'ует : себя пока не очень уверенно. И Мария Цыганкова из Во- ловского, и Валентина Маркова из Долгоруковско­ го, и Валя Шаталова из Задонского районов вы­ ступали слабовато как в первой часта состязаний — сборке и разборке аппара­ та, так и во второй —дой­ ке животных. Конкуриро­ вать с такими опытными доярками, как Нелли Тата­ ринова или Елена Досан, им трудно. Они оказались в невыгоддам положении по сравнению со своими сельс 1 кими сверстниками — хлеборобами. Для тех, как известно, впервые в это.м году областные соревно­ вания проводились отдель­ но. Значение этого ново­ введения трудно переоце­ нить. Впервые юные по­ чувствовали себя само­ стоятельными. Смогли %о- смот|реть, на что они спо­ собны. Почувство 1 вали в полной мере свою силу. Именно этого и недо­ ставало молодым дояр­ кам. Если видеть перслек- тиву, то уже сегодня на­ до готовить не. только до­ стойных' предста’вителей на зональные соревнования, но, главное, думать о сме­ не им, заслуженным дояр­ кам. Надо, чтобы уже ее- годяя могли попробовать свои силы и шестнадцати­ летная Юля Мешкова, и Галина Сахнюк — словом, те, кто в работе имеет от­ личный собствеиный по­ черк. А пока опустить флаг четвертого областного кон­ курса доярок подошла . Елена Жосан, победитель­ ница, животновод с Ли­ пецкой опытной станции. Пятерка сильнейших — Е. И. Жосав, Н. М. Тата­ ринова, М. А. Левашова и Е. И. Карлина, А. Т. Жи­ харева — защищают честь Липецкой области на зо­ нальных соревнованиях, которые начались на днях в Липецке. Л. АРНАУТОВА. .у С! г ^ Ч ; ’ . л * / дт Два волнующих дня соревнований мастеоов машинного доения. Они навсегда останутся в памяти участников кон­ курса Вот в павильоне доярки и зрители на­ блюдают за работой Валентины Марковой из совхоза «Долгоруков­ ский» и Зои Дорохи­ ной из совхоза «Мирный труд» Долгоруковского района (снимок внизу). А вот уже определи­ лись и победители. Еле­ на Жосан, Нелли Тата­ ринова с Липецкой опыт­ ной станции и Мария Левашова из совхоза «Агроном» на пьедеста­ ле почета. ^ В .и д ц цш .1 н н пш в п и з а г .« и т 1 и н 1ш .и а .и н и 1ш 1 8ш н нш ш »ш ш и нш и н 1 и 1ш н 1 1 н 1 1 п т и . ,т » нш .1 н м 1 я 1 п и 8 1 » г ^ « . . « « . . « . « | „ » , » « „ . . ^ ------------ иш»1М1Ш131 В ОЖИД АНИИ . . . Ч Е ГО ? «В нашем клубе с. Гоцовщи- но Грязинского района всего один раз в неделю бывает ки­ но. В остальное время он за- К|рыт. Не работают кружки, не бь^вавт лекций. Как-то спроси- Л'И заведующего П. П. Попова — будет ли открыт сегодня клуб? Он ответил: «Киномеха­ ника нет, значит, — не бу­ дет...».' А вот письмо из села Ло- бовка колхоза имени Кирова Долгоруковского района. «В нашем ДК давно уже не бы­ вает ни концертов, ни вече­ ров. Кинофильмы идут ста­ рые, демонстрируются пло­ хо, с перерывами. После кино Дом культуры сразу же за­ крывают». Длительное время не рабо­ тает и клуб с. Красная Поля­ на Тербунского района— его, как пишут комсомольцы, «от­ дели» под зернохранилище. «Что же делать в свободное время молодежи?» — спраши­ вают в своих письмах чита­ тельница Двуреченская и ав­ торы из сел Лобовка и Крас­ ная Поляна. Ну, что ж, можно и в са­ мом деле посочувствовать им. Наверное, Грязинский, Долго­ руковский и Тербунский рай­ онные отделы культуры не ос­ тавят без внимания эти пись­ ма и примут соответствую­ щие меры. Как, надеемся, примут меры в районных от­ делах культуры и райисполко­ мах и по остальным письмам наших читателем, о которых будет идти речь. Но, разбирая сегодняшнюю почту, невольно приходишь к мысли, что жалобы касаются не только сельских работни­ ков культуры, но и... самих авторов. Да, авторов, потому что под большинством писем стоят коллективные подписи. Пишет молодежь, чаще всего, — сельские комсомольцы. Р. Золотарева, В. Ковыршин, В. Лисова, Н. Таболин сообща­ ют: «У нас строится Дом куль­ туры, но слишком , медленно. • Есть в селе старый клуб, ко­ торый еще работает. Только порядка в нем никакого нет — и Г40ЛЫ грязные, и неуют­ но, и не побелено». От кого же ждут авторы письма помощи? «А «от них»1 0 1 > 4 0 ^ П И С Е М ! Жалобы — разные, а вот авторское отношение в них к фактам одинаковое. Этакое выжидательное: наше дело — написать, в там кто-то когда- то приедет, поможет, посове­ тует, развеселит, утрясет, на­ ладит... Читаешь о плохой работе клуба, и думаешь о том, как же скучно, разобщенно живут комсомольцы села, молодежь, если даже не попытались сами сделать свой отдых интереснее, не попробовали, в первую оче­ редь, сами изменить что-ни­ будь в своем селе. Наверное, такая взаимосвязь, взаимоза­ висимость — комсомол села и клуб, — вполне оправдана. Да и о каких, собственно, изменениях идет речь, чего ждут молодые? Вот, например, письмо из села Ново-Дубовое Хлевенского района. Авторы - Так и написали —«не нашлось у них времени навести поря­ док». Почему авторы считают, что первым шагом, который на­ до сделать, увидев непорядок, должно быть письмо в редак­ цию? Не потому пи, что к дру­ гому, активному, Отношению к делу они просто не имеют П1ривь1чки? Не потому ли, что написать письмо просто-на­ просто легче? Легче, напри­ мер, чем выяснить на месте, кто же конкретно виновен в том, что в клубе грязно. Лег­ че, чем от имени всей комсо­ мольской организации села вместе с администрацией хо­ зяйства потребовать от ви­ новных устранить недостатки. И уж, конечно, легче, чем са^ мим помочь, если нужно, на» вести в клубе своего села уют. Для себя же, для своих же односельчан. Комсомольские организа­ ции области по решению об­ кома ВЛКСМ поддержали не­ давно почин московского комсомола о /эазвитии культ- армейского движения. Цель его — шефство комсомола промышленных предприятий над сельскими очагами куль­ туры. Но кому же, как не сельскому комсомолу, стать настоящим хозяином в своих клубах и домах культуры? Нынешнее летр для культ­ работников села особенно на­ пряженное. Идет подготовка к празднованию 50-летия обра­ зования СССР. В селах обла­ сти идет большое строитель­ ство учреждений культуры. На. до значительно укрепить мате­ риальную базу действующих клубов и домов культуры. Лето — самая подходящая пора и для ремонта помеще­ ний. Но это и пора, когда каждая- пара рабочих рук в хозяйствах на учете. Вряд ли где-нибудь откажутся от по­ мощи комсомольцев, прояви они такую инициативу. Но в том-то и дело, что нет ее, инициативы. Вряд ли, наверное, отказал­ ся бы от помощи управляю­ щий отделением «Заря» сов­ хоза «Освобождение» Задон­ ского района. Здесь давно на­ до отремонтировать клуб. Ремонт, как пишет молодежь седа, «требуется небольшой, но его не делают. Вот и при­ ходится ходить в клуб за не­ сколько километров. Вот и приходится издать». Как видите, опять энакомый глагол, опять то же настрое­ ние. А вот еще одно письмо, которое и в комментариях не нуждается. «В нашем Малиново-Полян- ском сельском клубе Тербун­ ского района молодежь рас­ пивает спиртные напитки. Иногда случаются драки, И сразу летят по клубу скамей­ ки и столы, домино и шахма­ ты. Летят и стекла из окон... И ничего у нас в клубе не бывает — ни кино, ни вече­ ров». Вместо подписи под этим письмом значится — «зам. секретаря комсомольской ор­ ганизации»’ Фамилии озна­ ченного «зама» нет. Письмо можно, по сути дела, считать анонимным. Но в любом слу­ чае оно не делает чести ко­ митету комсомола. Какой же по.мощи ждет мо­ лодежь, если сами молодые, комсомол села мирятся с бе­ зобразием, которое творят не­ сколько хулиганов? Вот к каким размышлениям приводит летняя «жалобная» почта о клубах. Публикуя се­ годня письма, редакция наде­ ется; что они не останутся без Ответа. Каждое из них требу­ ет внимания и районных отде­ лов культуры, и сельских ко­ митетов комсомола. Ш 1 УШКАНТ 0 В, ОЩГОГОВ празднично украшена сцена большого зала Дворца культуры ноарлипецких металлургов. Здесь сегодня творческий вечер, посвя- щенный.новому выпуску Липецко, го музыкального училища. С теплыми словами доброго на­ путствия к выпускникам обратил­ ся директор В. М. Лутов. Около ста дипломированных специалистов-преподавателей му­ зыки, концертмейстеров, руководи­ телей оркестров, хоровых коллек­ тивов окончили училище в этом году. . Это самый большой вы­ пуск за. все время существования Vчебно^о заведе'"гя. ' ) ' А вот и име 1 .... 1 ники торжества — десять юношей и девушек за отличную учебу и примерное по­ ведение награждаются дипломами с отличием. Среди них Нина Ло- патива><'Люда Тутушкина, Виктор Бабич... От имени учащихся Нина Лопа. тина горячо поблагодарила всех преподавателей. Она заверила, что молодые специалисты не уронят чести училища, всегда будут вы­ соко нести звание педагога-музы- канта. В заключение вечера ребята показали гостям большой празд­ ничный концерт, который стал своеобразным их творческим от­ четом. I Н. ВАСИЛЕВСКАЯ. ■ 1 ' .РИНА Степагювна, во многих докладах комт . сомольеких работников, в разделе «Оргработа» обязатель­ но звучит фраза о том, что не­ обходимо привести структуру пер­ вичных комсомольских организа­ ций в соответствие с Уставом ВЛКСМ. Как правило, после общецеховое собрание было труд­ но. Вот почему заявлешя'кшошей и девушек о вступлении в ряды ВЛКСМ рассматривались сразу на ко.мнтете комсомола завода. Отвечая на вопрос. Вы упо­ мянули об организационном эф­ фекте. Нельзя ли подробнее пояс­ нить, что это означает? ЗАОЧНАЯ ШКОЛА КОМСОРГА Ж- ЗАБОТА КАЖДОГО КОМИТЕТА Б Е С Е Д А С ЗА В Е Д УЮ Щ Е Й С Е К ТО РОМ УЧЕТА И С ТА ТИ С ТИ КИ Ц К В Л К СМ И. С. К О Р Н Е Е В О Й нсе никаких разъяснений не бы­ вает. Означает ли это, что задача настолько ясна, что каждый слу­ шающий доклад знает, как ее выполнить? — К великому сожалению, во многих случаях фраза, о которой, вы говорите, — именно фраза. За ней скрывается полное отсутствие поеиманяя важности организаци- онного эффекта, заложенного в понятия «структура первичной ор­ ганизации». К чему это приводит, лучше всего показать на приме­ ре. Иа заводе «Промсвязь» Ахтыр- ского района Сумской области из 47 рабочих, ставших членами ВЛКСМ, 23 были приняты только на комитете комсомола, в «об­ ход» комсомольских собраний. Секретарь комитета комсомола завода,'чтобы скрыть нарушение Устава, в анкетах вступающих произвел запи'си о решения со­ браний, которые... не проводились. А произошло это потому,- что ’ в ряде цехов завода, где работает- от 60 до 90 комсомольцев, по сме­ нам, участкам не были созданы комсомольские. организации на правах первичных. Собрать же — ,В какой-то степени я уже дала ответ в приведенном приме­ ре. Будь .на заводе «Промсвязь» комсомольские организации в сме­ нах, на участках, они позволили бы вести работу. с небольшими коллективами комсомольцев. Ве­ сти ее с учетом их интересов, их профессиональной и общеобразо­ вательной подготовки. На заводе бы расширился круг комсомоль­ ского актива, что позволило бы привлечь большее число членов ВЛКСМ непосредственно к руко,- водству комсомольской органи­ зацией, дало бы им возможность пройти школу общественной дея­ тельности, приобрести навыки ор­ ганизатора. — Ирина Степановна, чем же все-таки объяснить существование таких больших и, в общем-то, плохо управляемых комсомоль­ ских организаций, как в цехах за­ вода «Промсвязь»? — Ответ короткий: незнанием Устава ВЛКСМ, нежеланием вду­ маться в суть самой стр.уктуры первичной организации. В Уста­ ве названо необходимое чирло членов ВЛКСМ, которое позво­ ляет на предприятиях, в учреж­ дениях, колхозах, совхоза.х и учеб­ ных заведениях создавать комсо­ мольские организации по цехам, -участкам, отделам, бригадам, от­ делениям, факультетам, курсам, классам с предоставлением им прав первичной ко.мсомольсжой; организации. В Уставе также го- вортся о том, что внутри цехо­ вых, участковых и т. п. организа­ ций, а также внутри первичных орташзаций ВЛКСМ создаются комсомольские группы по брига­ дам, агрегатам, сменам, курсам и Другим произво-дственным звень­ ям. Эти два пункта Устава и оп­ ределяют структуру ■ комсомоль­ ской орга-низации, : — Некоторые комсомольские активисты называют наделенные правами первичной цеховые, бригадные, факультетские комсо­ мольские организации первичны­ ми. Правильно ли это? — Неправильно. Пользоваться правами первичной .организации и быть первичи-ой — это не одно и то же. Различие тут существен­ ное. Цеховые, бригадные, участ­ ковые, факультетокае и прирав­ ненные к ни.м организации на пра­ вах первичной являются лишь составной частью единой комсо­ мольской 0 |ргагшзации, предприя­ тия, колхоза, совхоза, института и подчинены ее комитету комсо­ мола, подотчетны ему, работают в соответстйии с его планами. Ре­ шения собраний таких комсомоль­ ских организаций о приеме в ВЛКСМ, наложении взысканий, об на« 1 ючеиии и з , ВЛКСМ, ре­ комендации для вступления в пар­ тию подлежат обязательному ут­ верждению на комитете комммо- ла предприятия, учреждения, колхоза, совхоза, учебного заведе­ ния, который является выразите­ лем мнения всей первичной ком­ сомольской организации. — Ирина Степановна, а какова структура комсомольских органи­ заций, если на предприятии, в уч­ реждении комсомольцев менее 50, в колхозах и совхозах — .менее 20, а в учебных заведениях — ме­ нее 100? — Во всех этих случаях внутри первичной организации создаются только комсомольские группы, на собраниях которых избирается комсомольский групорг. — В заключение беседы — еще один вопрос. ГИ пленум ЦК ВЛКСМ в ряде мер, направлен­ ных на улучшение деятельности первичных комсомольских органи­ заций назвал работу по дальней­ шему совершенствованию их структуры. Как это, если гово­ рить коротко, должно отразиться на их боеспособности, активном воздействии на воспитание каждо­ го комсомольца. — Если в цехах, бригадах, «а •фермах, участках и в других про­ изводственных подразделениях комсомольцы объединены в ком­ сомольские коллективы, они действуют успешнее, чем в том случае, когда разроз­ нены. Комсомольский коллектив дисциплинирует членов ВЛКСМ, дает каждому комсомЬльокое 'по­ ручение, контролирует его выпол­ нение, обогащает опытом, воору­ жает знаниями марксизма-лени­ низма, помогает лучше выполнять уставные, обязанности, весп! ра­ боту среди несоюэной молодежи. В комсомольской организации каждый член. ВЛКСМ в повсед­ невной работе получает политиче­ скую закалку, навыки обществен­ ной деятельности. Возвращаясь к первому Вашему вопросу, хотелось бы сказать, что фраза ■ «леобходимо привести структуру первичных комсомоль­ ских организаций в соответствие с Уставом ВЛКСМ» должна под­ крепляться кропотливой работой в каждой комсомольской органи­ зации, в каждом комитете. Беседу провел В. КИСЕЛЕВ. МЕЧТАЮ СЫГРАТЬ СОВРЕМЕННИКА Б Е С Е Д А К О Р Р Е С 1Ю В Д Е Н Т А Т. Г РОМ О ВО Й С ЗА С Л У Ж Е Н Н Ы М А РТИ С ТОМ Р С Ф С Р Ю. М. С О Л ОМ И НЫ М — Юрий Мефодиевич, начнем с банального: как Вы стали ' акте­ ром? — На этот вопрос мае ответить чрезвычайно легко. Кажется, я 'всегда знал, что буду актером. Мои родители — музыканты, они всю жизнь заиимались в Чите му­ зыкальным, хутюжественкым вос­ питанием детей. С первого по де­ сятый класс я выступал в само­ деятельности, ,яа сцене и всегда был уверен, что сцена будет со , мной всю жизнь. — И Вы сразу попали в учили­ ще? — .Да. И мне чрезвычайно по­ везло. Моим пе 1 рвым педагогом бы^ла несравненная Вера Пашен­ ная. Очень строгая и взыскатель­ ная, —' потому что театр был ее жизнью, она требовала всегда полной отдачи. «Это работа, — говорила она, — это работа, нель­ зя ее делать кое-как. Ни на репе­ тициях, ни на сцене». Это я твер­ до усвоил. Всегда полная отдача. Всегда выкладываешься. А после спектакля чувствуешь усталость и удовлетворенность. Степень твоей отдачи всегда в прямой за­ висимости и связанности с отда­ чей зала — без контакта, взаимо­ понимания с публикой актер про­ сто не может жить и расти. — Это в театре, а в кино? У Вас ведь есть опыт, Вы давно снимаетесь. — Да, я снялся впервые в 1959 году-в роля Павла Каурова . (в «Бессонной ночи»). Меня привела в кинематограф В. Н. Пашенная. Затем я снимался каждый год. Были роли небольшие — в филь­ мах «Погоня», «Верность матери», «Сердце мИтери», и роли главные — «Музыкант одного полка» и, наконец, «Адъютант его превос.чо- дительства». — Кажется, эту роль Вы полу­ чили случайно? — Совершенно случайно. Я был приглашен и снимался там в дру­ гой роли. Тут мне просто повезло с режиссером. Ташков «увидел» меня Кольцовым. — Как Вы думаете, почему эта роль' принесла' Ва1м такой успех? — Уже прошло' три года после выхода фильма на экран, и нет дня, чтобы я не получал- письма от зрителей. Почему такая попу­ лярность? Ну, очевидно, в первую очередь потому, что роль Кольцо­ ва была драматургически хороша. Герой фильма обаятелен, челове­ чен, он — личность героичеагая. Это всегда привлекает людей. — А как вообще Вы выбираете роли? Как определяете, что роль именно Ваша? — В театре мне роли просто дают, и я начинаю ими жить. А . в шыо больше возможности выбо­ ра. Актер обычно пробуется од­ новременно в двух-трех фильмах. И )н, и режиссер смотрят и оп­ ределяют — та ли это роль. Чи­ таешь сценарий, и вдруг приходит чувство: это я смогу сыграть!.Не днаю, как назвать это чувство: интуиция, опыт, актератое виде­ ние? Бог его знает. Но оно есть, в душе происходит какой-то Толчок — это твое. Помню, еще на заре, моей ак­ терской деятельности мне предло­ жили роль в пьесе «Украли кон­ сула». Еще шли споры насчет этой пьесы, еще не было точно решено — ставить ИЛИ не ставить, а я уже сказал реишссеру: я это сыт граю. И не ошибся. Я уже сыграл в ней четыреста раз. — Это й есть Ваша любимая роль? — Нет, так я не сказал бы. Я стараюсь любить каждую роль. Без этого невозможно играть. Очень люблю Хлестакова. Сло­ жилось так, что долгое время в театре практичебки играл только Хлестакова. И испытываю такое чув 1 Ство, словно создал ие одну, а много ролей. Потому что это великолепная драматургия, пото­ му что каждым слектаклем от­ крываешь для себя все новые гра­ ни образа. Вообще же стараюсь выбирать разнообразные роли. Вот сразу после Кольцова я сыграл отрицательную роль — Штубе в кинофильме «Был вечер, было ут­ ро» (по пьесе .«Раз.чом»), Некого^ рые мои коллеги удивлялись — зачем я взялся за нее? Но я чув­ ствовал, что она нужна мне. —’ Театр и кино, как они взаи­ модействуют в Вашей актерской судьбе? — Я пришел в кино актеро.м театра. И, конечно, это мне очень помогло Б моей работе в кинема­ тографе. Театр дал мне такое цен-. ное качество, как умёш 1 е увидеть и переишть роль целиком, про­ играть ее, так сказать, мысленно, всю — от начала до конца. В кино ведь часто случается так, что предыдущий эпизод при,чоднт. ся играть после последующего,. Мне это было нетрудно, потому что я знал, чувствовал всю роль, каждую мизансцену, состояние ге­ роя и его эмоции не только в дан­ ный миг. Театр же воспитал спо­ собность полной самоотдачи, осо­ бенно необ.ходимую в кино: там ведь уже ничего не исправишь, поэтому играй, как говорится, на полную катушку. Снимаясь в ви­ но, я часто с большой благодар­ ностью вспоминад Пашенную. В кино есть такая штука, как крупный план. Актер может, в те­ чение нескольких минут на экра­ не размышлять. Молча размыш­ лять. И движение мысли переда­ вать особенными выразительны­ ми средствами. Кино учит скупо­ сти и выразительности, И теперь, когда я репетирую в театре, умею посмотреть на себя со стороны, как (йл в кинообъектив, и найти такие средства, й'б'торые особеййб точно выразят состояние’ героя, помня при этом, что. в театре су-, шествует двадцатый ряд. — Какие еще роли Вы мечтали бы сыграть? — О сокровенном говорить трудно, II я, пожалуй, прямо не буду отвечать' на этот вопрос. Скажу только, что меня очень привлекает музыка в кино и те­ атре. Видимо, потому, что музы­ кой. я был окружен с детства. Когда, я смотрю спектакли театра оперетты, вижу, как пластично актеры двигаются по сцене, как поют, танцуют, я просто дрожу от восторга. Хочется сыграть ка­ кую-то роль, близкую к мюзиклу. — Скажите, а какие встречи с Вами ждут зрителя в ближайшее время? — В театре мы только начали репетицию пьесы Островского «Пучина». У меня там главная роль —- Кяселышкбва. Она пред­ ставляется мне сложной, потому что я не играл еще роли трагаче- ские, философские. Недавно вышла «Даурия», ско­ ро телезрите-ти увидят фнлыи «Мэя Й5ИЗНВ» по Чехову, снимаюсь в картинах «Начальник уголовно­ го розыска», «Право на прыжок» (по книге Б.румеля и о его судь­ бе), там играю тренера. Скажу че­ стно, чго раньше, когда я читал в различных интервью на!них боль­ ших мастеров сцены о том, как 'все они стремятся сыграть совре­ менника, меня это немного удив­ ляло. Ведь есть столько аелико- лепной классики. Но теперь, когда я уже многое попробовал, стал иначе относиться к этой пробле­ ме. Я понял их, — Вы, наверное, любите моло­ дежную аудиторию? — Я. очень люблю студенческую аудиторию, люблю то состоя­ ние вдохновенной импровиза­ ции, которое почти всегда воз- '.никает в. такой аудитории. Они много знают а хотят знать еще больше. Такой зритель всегда по душе актеру. т #

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz