Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

ОМСК ЕСТЬ НАЧОАЛ нового ДВИЖЕНИЯ в этом году впервые в нашей области были ор- гани^ваны трудовые отряды школьников — но­ вая форма трудового воспитания учащихся стар­ ших классов. Эти отряды вовлекают школьников не только непосредственно в выполнение народ­ нохозяйственных задач, но и развивают их обще­ ственную активность, являются хорошей школой профориентации. Начиная с декабря месяца 1970 года, об-, ластной штаб ССО приступил к созданию ТОШ иа базе средних школ Омска. Были разработаны и утверждены на бюро обкома ВЛКСМ и кол­ легии облоно «Положение о трудовых отрядах старших школьников», «Положение о социалисти­ ческом соревновании трудовых отрядов школьни­ ков», «Устав областного трудового отряда школь­ ников». Городским отделом народного образования от 16 февраля 1971 года был издан приказ о форми­ ровании ТОШ школамп города. Этим приказам директорам школ и заведующим роно вменялось в обязанность подобрать руководителей отрядов, провести совместно с областным штабом ССО . учебу ребят, а также контролировать я оказывать помощь в рабочий период. Летом прошлого года было создано 16 трудо­ вых отрядов школьников общей численностью 330 человек. Среди них были строительные отряды и отряды по сбору лекарственных трав и грибов, В соответствии с планируемой деятельностью отрядов была организована учеба по технике безопасности и некоторым строительным специаль­ ностям (плотники,: каменщики). I При комитетах ВЛКСМ школ были созданы подготовительные штабы, которые занимались подбором членов отряда, осуществляли контроль за учебой, за ходом медкомиссии, готовили лек­ торские группы, концерты художественной самот деятельности. Б марте-апреле на школьные строительные от­ ряды с соответствующими организациями были заключены типовые договоры. На должности медработников для отрядов были подобраны фельдшеры из числа учащихся медицинского учи­ лища, окончивших третий курс. За месяц работы в совхозах Саргатского, Кру- тинского, Тюкалинского, Горьковского районов области трудовые отряды школьников участвова­ ли в строительстве культурных пастбищ, откор­ мочных площадок, складов, в капитальном ре­ монте скотиых дворов. Так, отряд школы № 60 перевыполнил производственную программу в 2 раза па строительстве культурных пастбищ и ' освоил 20 тысяч рублей капиталовложений. От­ ряд «Факел» школы № 22 провел капитальный ре­ монт трех скотных дворов и построил откормоч­ ную площадку, освоив 30 .тысяч рублей капнталЬ- вложений. В общей сложиости ребята участв!»^- ли в строительстве 18 объектов и освоили 158;4 тысячи рублей капиталовложений. Большая по­ мощь была оказана заготконторам Крутинскогб, Тюкалинского, Саргатского, Большереченскогр, Муромцевского райпотребсоюзов'в заготовке ле­ карственного сырья. Эти отряды планировались, в основном, для сбора грибов, но неблагоприят­ ные погодные условия помешали' им работать с полной отдачей. Поэтому н а ' будущее целесообг, разно организовать только строительные бтряды^ которые смогут вормгип>ва трудиться в любых уе- Членамя отрядов было: прочитано П лекций, поставлено для местного населения 37 концертов художесгвенной самодеятельности, проведено ' 37 спортивных встреч по футболу, волейболу, шах­ матам, теннису, оказана помощь инвалидам Оте­ чественной войны и пенсионерам. В связи с тем, что школьные отряды работают в основном, в совхозах и колхозах области, вве­ сти через облсельхозуправленяе систему заявок на объекты для школьников. Это даст возмож­ ность скорректировать численность отрядов, диск- локацию их и врзмо:^кность проведения учебы бойцов по специальностям, необходимым для ве- девяя строитедьстра того или иного объекта. О. АНОХИНА, секретарь СЫехого обкома ВЛКСМ. ИВЯНОВО НЕ СПУТНИКИ, А БОЙЦЫ в 1971 году в Ивановской области впервые по­ пытались создать школьные строительные отря- : I___ды_Х>ни сзгщесхаоЕали—в-каяастве отр5здов-«оут- ников при студенческих. •От этой формы все же пришлось отказаться, так как ручеоводятели хо­ зяйств испытывали большие трудности в разме- щ аии , организации быта и питания отрядов- спутников. В школах Иваново и области бызш нровеяеды комсомольские собрания. Предсташтеля област­ ного ССО неоднократно выступали на сояешаян- ях преподавателей шхо-ч, комсомо.тьското актова с пропагаядой создания отрядов, посетили ряд хозяйств для предварительного определеетя локации, условий быта-н патаийя ребят. Областной штаб ССО разработал ярямердай Устав и Положение об отрядах старшеклассяадаоз ' наосиовеовоегоУставааПоложеняя.- В феврале 1971 года было принято оовмесшое постановление обкома ВЛКСМ, облоно,. област­ ного управлйшя сельского хозяйства «Об о|й-а- назадаи'в период летних катщкул-------------------- ных отрядо<в старшеклассянков». На его основании началось области 50 отрядов школыннкав, Ш яз -нкх формировалось в школах города Иваново. Формирование проводилось на приащшах; дсб- ровольяоста. В школах были созданы штабы. Личный'состав отрядов утверждался комитетом. ВЛКСМ и приказом директора' по школе. Нуашо - отметить, что у кандидатов в-бойцы заметно по­ высилась успеваемость, активиостъ в ойцестаев- ■ной работе. ‘ С февраля по май 1971 года проводилась до­ говорная кампания. Областным пггабом ССО бда , разработан типовой договор для производстве^ ных отрядов старшеклассников. Для ребят была приобретена единая форма с эмблемой ТОС. Для подготовки комамдкров к работе с отря­ дами 2 июня 1971 года в обкоме ВЛКСМ состо- , ялся'. семинар, ■ С 7 июня по 15 июля 1971 года отрядами старшеклассников на строительных работах воено около 69 тыс. рублей; и заработано 15,р тыс. рублей. ■ ■ В свободное от. дел время, как и сгудввгш- строители, старшеклаосаикк цровсднлн больар^ обществеяную работу. Только силами отрядов из г. Иваново дано 11 концертов художественной са­ модеятельности. В библиотеки сельских школ пе­ редано около 1000 томов художественной литера­ туры. / ПОСЛЕДНИЕ штаны,— Николай' под дружный «охот ' поддернул свои рабочие рюки, — мне отдавать не хоче- ), потому, как они рва- нь!в, и Е,, аухгалтерим их все рав­ но не П!.\ мут. Строй ’ заволновался. Как же так! Дне ведь магнитофон стоял здесь, в оридоре. И м.чч вроде все виде® 1 . — ТакШ'.от, — уже без шуток продолж!» командир. — С эа- втрашнегя дня вводим личную ответствеЬость за все, что есть у нас в отплде. Взял инструмент или ракеШсу теннисную — будь - добр, по|;эж'н после на место, иначе спфшивать будем с каж­ дого со реей строгостью. А то что же п|лучается! Магнитофон все видег|ч?. Видели. А где он сейчас? Г/'е? Отряд молчал. Костере« оглядел вьютроивших- ся перед гним мальчишек и дев­ чонок. Поймут ли столь резкий перехещ ог смешного к серьезно­ му? Стоит ли назначать ответст­ венных за мячи, инструмент, маг­ нитофон? Поручение дать легко, но изменит ли это что-нибудь? ■ Ведь за все, в принципе, отве­ чаешь ты, только ты один. Здесь ты и секретарь' комитета комсо­ мола школы, и командир. И если сейчас сказать: «Тот отвечает за мячи, тот; — за теннис и так да­ лее», •— все равно материально отч'итыв«ться-то придется тебе од­ ному — командиру. А насчет маг­ нитофона, наверное, сказал зря. Вон как у всех лица вытянулись. Магнитофон—не мячик. Нет,. ска­ зать надо было. Это ты знаешь, что он здесь, рядом. Заперт в учи- тепьско.й#_ .-куда его перенесли в конце дня. Перенесли не краду­ чись, у всех на виду. И хоть бы од*«н внимание обратил. Пусть пой­ мут; пропажа рукавиц рабочих и магнитофона—одно и то же. И то и другое беречь надо одинаково. Неожиданно Николай обнару­ жил, что пауза в его ре^ги затя­ нулась, и.вся линейка, смотрит на него напряженно и внимательно. «Значит, поняли», командир, улыбнувшись, начал называть име­ на, ответственных... —• все! Через десять минут — отбой!. Костерев сам удивился легкости, с которой произнес эту, . покоя. Иностранное слово «романтика» По-русски, звучит .— «работа!». «Пропахшая потом!»—командир усмехнулся. Вспомнил, как кто- то из парней спросил днем: «Ра­ ботать мЫ скоро -будем?» Нико­ лай пообещал, что после , обеда все наладится. Но вот — вечер. И завтра, наверное, опять при­ дется шагать на свеклу. Маль­ чишки уже ворчат потихоньку... — Командир! — перёд Никола­ ем стояли две девочки-девяти­ классницы. — Мы погуляем. — Нет! — Костерев чуть было и приехал ск>да, да еще ничего не сказав родителям. Пока решали примеры, разбирали, объясняли, ушел последний автобус. Ноче­ вать здесь — тоже нельзя, дома волноваться будут. Николай молча выслушал ребят. Те, видя, что командМ|р колеблет­ ся, продолжали упрашивать: ■ — За -три часа обернемся. Мы — бегом. Проводим до города и назад. — Бегом не бегом, — начал Николай,— 3 три часа вам только до Грязей топать. А идти через К О М А Н Школьники воскресенье и по­ недельник провели дома, в Гря­ зях. Только-только наладившийся ритм работы и распорядок был нарушен из-за вынужденного про­ стоя. В здании школы, где раз­ местился отряд, неожиданно на­ чался ремонт. Ехали работать, строить и на тебе: почти четыре дня, как отряд занимается чем угодно, только не строительством. То таскали кровати, мыли полы после побелки комнат, то пололи подсолнухи и свеклу. Все это, конечно, неплохо, но обьект-то стоит. Фундамент не весь зало­ жен. Николай поморщился: за­ втра снова идти на планерку 'к директору совхоза, снова просить, чтоб, наконец, отремонтировали и подключили бетономешалку. А ре­ бята? Ребята хотят строить. Дев­ чонки вон ждут не дождутся, когда можно будет начать кладку стен. Потому и поехали сюда. И девиз даже отличный придумали: «Стройотряд ;— это жизнь без бантиков, Это жизнь, пропахшая потом. не сорвался. — Сказано; отбой! Никаких гуляний! бот они, результаты безделья. Николай резко отвернулся и по­ глядел на сгрудившихся неподале, ку парней: — Ну что там еще? — Коля, — нерешительно на­ чал один, — отпусти в Грязи. Да-а, такая просьба, пожалуй, вывела б 1 из себя кого угодно. До города, — расстояние нема­ лое. И ночь надвигается. Но за взглядами парней Николай угадал что-то; явно не похожее на «мы погуляем». А дело было вот в чем. Один из восьмиклассников завалил письменный экзамен по математике, и на завтра ему была назначена переэкзаменовка. На дом ему дали специальное за­ дание: выполнить работу над ошибками. Сам парень бился- бился, всего решить так и не смог. А к учителям за помощью обра­ титься было стыдно. Решил по­ просить объяснения у знакомых . девятиклассников, а они, как назло, все здесь, в отряде. Вот Нижний Телеяюй. Случится .что ~ тогда'расxле6ывай... Ребята затихли. — Коль, может на тракторе? Командир быстро взглянул «а Валерия — парня, перехватмвшего его мысль; — Давай! Только до Светлой Поляны. Там недалеко, добежит. ...Прошел час. Николай, выйдя из темного здания школы, при­ слушался. Трактора нигде не было слышно. Лишь непонятно, почему в стороне, совершенно противоположной речке, квакали лягушки. Навалились сомнения. Ребята владеют трактором отлично. Не­ даром целый год в автоклассе занимались. Т-40 знали как пять пальцев. Волновало другое. Только что на линейке «закручивалгайки», об ответственности говорил. . А сам... Из головы не шли слета Ивана Николаевича, учителя тру­ де, мастера стройотряда. Тогг, узнав, что Николай, не посовето­ вавшись, разрешил взять ребятам трактор, обиделся на комтдира. — А если случится что, знаеи|„ что будет? ■— Знаю! — оборвал его Ки- копай. И сейчас, мысленно продолжая спор, командир пьпался убедить и себя, и мастера, в том, что по­ ступил верно. Ответственность? Костерев ее не боялсд. Да и почему надо вспоминать об ответственности только в таких случаях? Разве оставить парня в отряде до утра было бы не ответственно? Кто знает, как это сказалось бы на результате экзамена, не говоря уже о переполохе дома, в семье? По какому праву можно вот так, запросто, обрекать родителей на бессонную ночь и волнения? А ответсгвениость перед отрядом, перед пятьюдесятью восьмью па­ рами устремленных на тебя глаз. Чтобы ты увидел в них завтра? Равнодушие? Упрек? Презрение? ...Полотно ночи на севере за­ мерцало светом далеких фар. Через несколько минут Т-40, скользнув прожектором по оди­ нокой фигуре командира, про­ тарахтел по школьному . двору. Заглушив мотор, Валерий спрыг­ нул на землю. — Почему так долго, до Грязей что ли ехали? — стараясь ' гово­ рить как можно строже, спро­ сил .Николай. — До Грязей, — щурясь от све­ та фонарика, твердо взглянул на него парень. — Ну, ладно, — Николай в тем­ ноте улыбнулся. — Давай спать. — Есть, командир! — бросил тот, исчезая в черном проеме даери. В. цитович. с. Верхний Телелюй. Стройотряд Гоязинсиой СШ № 4 «Ритм-72». ДЕБЮТ „АЛЬТАИРА' Птицекомплекс совхоза «Россия» Грязияското района. Огромная, важная. стройка, Двадцати шести девчонкам и восьми ребятам из отряда «Альтаир» 34-й школы Липец­ ка немудрено здесь затеряться. Но подобную мысль ребята опровергли с самого начала знакомства. Опровергли своей работой, осведомленностью о стройке. Уже узнали почем фунт лиха, что в переводе оз­ начает «почем» несколько ку­ бов вырытой земли. Через пять дней после при­ езда на стройку вышел яз строя растворный узел. При­ шлось ребятам вместе с ко­ мандиром Ниной Ивановной Сыромятниковой стать иа два дня землекопами. И ничего — справились — 14 ям глазеют до сих пор на них, напоминая об этом событии. Ка^^^ый дёиь девятиклассники . «съедают» машину раствора. А однажды помешал дождь. Ушли в ла­ герь невеселые. Лица посвет­ лели лишь во второй половине дня, когда сквозь тучи пока­ зался кусочек солнца. Люба Шмелева — бригадир девочек — предложила: «А что, если поработать?». В первый выходной день ребята уехали домой, но вы­ держали там всего несколько ча­ сов. Потянули к себе стройка, шумный лагерь иа берегу Ма- тыры„, Е. ЕВГЕНЬЕВ. НА СНИМКЕ: (слева) учится владеть мастерком Ли­ да Панфилова; (справа) не­ разлучная троица — Саша По­ ляков, Сергей Пишикия и Во­ лодя Шибаев — теперь КА- ишгщиЕш первого разряда. СЕГОДНЯ В ЛАГЕРЕ ТРЕВОГ А Над лаге 1 рем екяонм- лись' густые лзцы сетей. В крайней палатке, где я пр'иютипсв на ночь вместе с !*Неу'НЫвекамиа, НО Д0БИ6.4ЛИСЬ МЫ УПРЯМО По доброй старой тфадицки средняя школа Кв 2 уже в пятый раз отправляет строительные , отряды в разные.концы области. На этот раз 37 бойцов выеха­ ли в Измалксвский район, в совхоз .«Пролетарий». • Здесь ст,роится завод по переработке ф.руктов. Ребят ко многому обязывает работа на строительстве завода всесо­ юзного значения. Работае!М в две смены. ■Основная наша задача ■— подготовка к бетони.рованию морожлыных и сухих ка- ,мер. За девять дней.отряд втянулся в на­ пряженный ритм стройки. Здорово ра­ ботает «дружная тройка» —..бетонщи­ цы Лена Мото:ро-ва, Надя Путилина н, Оля Бокова. Славятся своей скоростью на бетономешалке Игорь Гладилин, Ко^ дя Скопинцев..Витя Дорошенко. Известно, кто хорошо работает, уме­ ет н весело отдыхать. Когда наступают сумерки, на- ш е^у ' трудовому гулу п,ри- .ходят О)всем другая музыка — ащеорды гатары, песни, смех, удары волейболь­ ного мяча. А недавно провели друже­ скую встречу .;по футболу С местными ребятами. . ' Оказа.тось, что у нас есть свои та­ ланты, и уже звучит отрядная песяя о строителях; ■ «И пусть нам было трудно иногда, . Но .цели до&{вались мы упрямо...». ■Пройдет время, .и,’ возможно, мтогие из нас изберет нелегкий путь строите.ля. Конечно, они будут помнить, что имен­ но-пертое трудовое крещение,в на'шея; отряде вы-звало у них мысль стать строителем. Л Я Т В И Я Торжественная присяга Сегодня Латвийский отряд труда н отдыха старшеклассников отправ­ ляется в дорогу. Для многих из нас — это первое трудовое де.чо, первые самостоятельные шаги в большой и нужной работе по построению на­ шего коммунистического завтра. В торжественный для нас день вступления в ряды рабочего класса, славного своими революционными и трудовыми традициями класса, с оружием в руках отстоявшего нашу свободу и завоевавшего нам право учиться, мы присягаем на верность рабочему классу, иа верность Серпу и Молоту, на верность партии клас­ са — Коммунистической партии. В пламени битв революции закаля­ лась сталь комсомольских сердец. В огне гражданской и Великой Оте­ чественной войн проверялось муже­ ство тех, кто отстоял священные за­ воевания Октября в суровых схват­ ках е белогвардейской нечистью, ин­ тервенцией, коричневой чумой. В памяти нашей жива кровь ла­ тышских рабочих, пробитые пулями комсомольские билеты, братские мо­ гилы в Валмиере и Краснодоне, Имант Судмалис и Александр Мат­ росов и поэтому мы присягаем. На строительных лесах коммуниз­ ма, в целинных степях, на построй­ ках Сибири и Дальнего Востока — всюду, где развевались флаги удар­ ных комсомольских строек, лучшие сыны и дочери комсомола трудом своим славили советскую Родину, крепили ее мощь и могущество. . Мужеству первооткрывателей, че- сти рабочих рук мы присягаем. При­ сягаем на верность героическим трудовым' традициям советского на­ рода. Присягаем тебе, партия Ленина! Обещаем быть всегда на самых- трудных участках великой стройки, трудом своим, сердцем и разумом, всей жизнью своей утверждать иа земле коммунизм. Клянемся! ■ Кля­ немся!!! писк случайно залетев­ шего комара. Тянет с реки прохладой. Не ве­ рится. что сегодня 22 июня.. Тот страшный па. мятный день... За палат­ кой виден уж матовый сумрак, темень прошла. На моих часах 3 часа 29 минут. 8 нескольких метрах, за соснами, заурчал мо­ тор «газика». А . затем, нескольки:ии секундами позже, вдруг ухнул взрывпакет, и следом по лагерю разнеслось: «Тревога-з!». Тут уж не до она. Мои соседи мо­ ментально разобрали у «боевую амуницию» и Получасом раньше, 31 ' год назад, так же вска­ кивали по тревоге отцы этих ребят. Но взрывы те бьши не холостые, как сейчас. Рвались иа гра­ нице СССР боевые сна­ ряды. Сбрасывались на города авиабомбы, не­ сущие смерть. весь лагерь всколых­ нулся. Бегущие ноги, торопливые команды, К месту сбора- первыми пришли ребята из Хле- ' венского района. Бы­ стрые доклады команди­ рам рот о готовности и уже через две-три ми­ нуты лагерь опустел.» Где-то там, в несколь­ ких километрах, на бере. ру реки Матьгры заняли оборону «зеленые». За­ дача «синих» совершить форсированный марш и с ходу отбросить «про­ тивника» иа другой бе­ рег. реки. На пункте сосредото­ чения уже готовы ма­ шины. Прибыли на по­ мощь воины местного гарнизона. Смотрят, за­ видуя, ребята: уж у них- то все настоящее—и ав­ томаты, и мощный .бро­ нетранспортер, и рация. На командный пункт я приехал вместе с командующим игрой «Орленок» подполков­ ником запаса Иваном Андреевичем Плотнике, вым и начальником шта­ ба Д.митрием Егорови­ чем Шевцовым, От«и>д« видно все поле (ябояж У наступающих ~ «ей!. них» сложнь!й уч^Ь к : заболоченная мястиж'ть, негде укрыться от "впу- леметного» огня. У обо­ роняющихся «зеленых» — наоборот. Они про­ сматривают, «обстрели­ вают» весь фронт на­ ступления батальона «си­ них». На командном пункте расположился м радист. — Сосна, .Сосна. Я — Чайка, Как слышишь, прием»,—то и дело вы­ зывает он наступающих. (Снимеж слева ввер­ ху). А те еще далеко. Совершают марш. На­ конец «синие» преодо­ лели последний кило­ метр и радисту на КЛ летит: — «Чайка, Чайна. Я — Сосна.: Вышли ма исход­ ный рубеж. К беж» ГО-’ ; ТОВЫ». Взлетела в небо крас­ ная ракета — сигнал на­ ступления. Две роты «СИНЙХЯ, ' к о т о р ы м и командуют В. Пищулиниз елецкого «Горизонта» и секретарь Задонского РК ВЛКСМ В. Дергунов, приготовились к раэвер- 'гывакию. Лагерь озеленык» при­ тих. По флангам, для маскировки, брошены дыметые шашки. Желто­ серый дым окутад пе­ редний край обороны, так что сразу не разоб­ рать, где притаились пу. леметчики или цепь ав­ томатчиков. Вдруг частой дробью застрочили автоматы. Батальон «синих» лере- Пв « ем у погио разяее- лось г р о м к о е —- «Ура-а-а!». Это «синие» пошли в атаку. (Снимок справа). Семьдесят, пять­ десят, тридцать метров до линии обороны «зе- леньгх». Те встречают на­ ступающий батальон кинжальным «огнем». «Синие» залегли. Контр­ атака «зеленых» не принесла ощутимых ре. зультатоЕ, Наступаю­ щий батальон окапы­ вается, готОет;св.. к дли­ тельному штурму .обо­ роны тротие«и«а»ч - В контратаке я оке» зался вместе с ребятами из экспедиционного клуба «Неуиываки». Их командир, Михаил Грид­ нев, настроил своих бет- цов действовать, как в настожщ^м бою. И я взрывы - и ‘автометны- вьютрелы, реб,ятЕ пе­ редавали по цепи при­ казы комзндироё^ По- пластунски просачива­ лись на незанятый «'^про­ тивником» пятачок. ■ -'Ас .кшой • завистей^ они следили за воинами ' из местного гарнизона, когда те выпускали оче­ редь из самого что ни на есть НАСТОЯЩЕГО ствиям. Разверирулась первая рога Пищулина, затем вторая. Теперь была ' видна вся цепь наступающих. Заухали взрывы, протянулись в небо белые хвосты сиг­ нальных ракет. Ударила замаскиретанная в лесу «противотамиетая пуш- К;в» «38ЛеНЬ!Х». Из-за засады внезап­ но ударили автоматчики «зеленых». Цепь насту­ пающих залегла. А за. тем, короткими пере- беягками, обе роты вы­ шли на рубеж атаки. С КП взлетела раке­ та. Отбой. . Игра «Ор­ ленок» закончилась. Командующий И. А. Плотников подводит итоги. В «бою» отличи­ лась первая рога «си­ них» и рота «зеленых». В лагерь вернулись, когда солнце уже ласка­ ло верхушки сосен. За- чадили костры, вкусно запахло кашей. После «боя» нужно подкре­ питься. Ведь спет еще не кончился, а впереди — богатая программа. Ребята приглашены в гости к воинам местно­ го гарнизона, А не меч­ та ли каждого мальчиш­ ки осмотреть своими глазами как живут, учат­ ся и отдыхают солдаты. АДРЕС РЕДАКЦИИ; г. Липецк, Коммунальная пл., рея. газеты «Ленинец». Телефоны; редактора - - 2—М - 'И , отеетственного секрета^ и отдела иллюстраций 2 _ 2—34—13, отделов; комсомольской жизни 2—36—43, учащейся молодежи — 2—38—50, писем и спорта — 4—34—46. Липецк, типография областного згправаеш|я в.р аечдтя.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz