Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

Первый рабочий выход­ ной. Уже неделя, как мы работаем на строительстве консервного завода, первая снспытательная» неделя. Все шесть дней ровно в Й.30 звучало: «Подъем! На зарядку!»— потом, конечно, завтрак и — на работу. И вот наш первый выходной. Прежде мы и не думали, что будем кричать отрядом — «Ура!» — когда увидим солнце первого воскресного дня. Встали в 7.30. Такое блаженство спать еще час! Дома мы не умели ценить время. Теперь не только час — даже минута нам до­ рога. День отряд провел в ле­ су. Солнце освещало вер­ хушки берез. Казалось, что они восковые, с черными пятнами, налепленными, как родинки. На полянах--бе­ лые волны ромашек. К ве­ черу все общежитие было в цветах. рые получили сразу два. Вот какие счастливцы* Каж­ дый бегает по общежитию с конвертами радостный. Оказывается, очень интерес­ но получать письма, даже такие, которым раньше не придавал значения. Мно­ гое, что считали прежде мелочью, стало серьезным и нужным. Вечером — кино, “ отбой. Прошел ной день, наш первый. Еще много нам встречать вос­ кресений, но это вуде* вспоминаться каждый раз* Завтра вновь рабочий день, следующая, трудовая неделя на строительстве консервного завода. ^ Эту выписку из дневника строительного отряда школ Дй 9, и № 43 редакция «Ле­ нинца» получила от бойца стройотряда Таин Конд­ ратьевой. Она приписала: «Мозоли на рукЭ)Х не огор­ чают, как интересм' все». А вам знакомы трудовые'мо­ золи? щслалн письма. Некого- ' Ч - СООРУЖАЕМ К0МП1ЕЕС ^ ^ Лобоой тпалииией в коллеитивп иишпиугя Лпбппви. V $ Д р р д ц к е учащ хс е едян­ ского торгового техникума стали ежемесячные выезды не строительство животноводческого комплексе совхо­ за «Лебедянский». На днях здесь побывали семнадцать комсомольцев техникума. Они приняши участие в стро­ ительстве хранилища жома, убрали территорию строи­ тельной площадки, посадили деревья. В. ЗАВАДА, преподаватель Лебедянского торгового техникума. л е т о п и с ь К О М С О М О Л Ь С К комсомольцы и МО -- ЛОДЕЖЬ ВМЕСТЕ СО ВСЕМ СОВЕТСКИМ НАРОДОМ НАПРЯЖЕННО ТРУДЯТСЯ НАД ВЫПОЛНЕНИЕМ ИС­ ТОРИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ XXIV СЪЕЗДА КПСС. В КОМСОМОЛЬСКИХ ОРГА­ НИЗАЦИЯХ СТРАНЫ ШИ­ РИТСЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЕ МОЛОДЕЖИ «ПЯТИЛЕТКЕ — УДАРНЫЙ ТРУД, МАСТЕРСТВО И ПО­ ИСК МОЛОДЫХ!», СОЦИА­ ЛИСТИЧЕСКОЕ БАННЕ ЗА ДОСТОИНУК> ВСТРЕЧУ -50-ЛЕТИЯ ЗОВАНИЯ'СССР. ЗА УСПЕХИ В ВЫПОЛНЕ­ НИИ РЕШЕНИЙ XXIV СЪЕЗ­ ДА КПСС, БОЛЬШУЮ РА­ БОТУ ПО МОБИЛИЗАЦИИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК НА ДОСРОЧНОЕ “ ------- НИЕ ЗАДАНИИ ДЕВЯТОЙ ПЯТИЛЕТКИ ПО РЕШЕНИЮ БЮРО ЦК ВЛКСМ ЛИПЕЦ­ КАЯ ОБЛАСТНАЯ КОМСО­ МОЛЬСКАЯ ОРГАНИЗА­ ЦИЯ ЗАНЕСЕНА В «ЛЕТО­ ПИСЬ КОМСОМОЛЬСКОЙ СЛАВЫ 1971—1975 ГГ.». В Н-АСТО^Я!Ц{.Е,-*'рйгя наша общеобразова- тельн№^%кола, в соответствии с перспек­ тивами развития страны, намеченными XXIV съездом КПСС, ведет настойчивые поиски путей улучшения трудового воспитания н про­ фессиональной ориентации подрастающего поко­ ления. Часть выпускников получит необходимую ква­ лификацию в учебных заведениях системы проф- техобразоаания .и потом пополнит ряды тружени- —жов города и села, другие сразу же после окон­ чания школы должны идти на производство. К сожалению, в некоторых наших школах профориентация понимается довольно упрощен­ но, .если не сказать примитивно. В предэкзамена­ ционной суете провели две-три встречи с предста­ вителями разных профессий, с передовиками про­ изводства, организовали уголок выпускника — на том заканчивается нередко вся работа. Прак­ тика показывает, что положительного результата достигают, те педагогические коллективы, кото­ рые ориентируют ребят на ту или иную про­ фессию путем' умело и продуманно организован­ ного производительного труда ребят. И сейчас идет активный поиск практически и педагогиче­ ски оправданных форм организации труда уча­ щихся. 'Кое-где создаются межшкольиые комбина­ ты, гнастерскне, в которых старшеклассники не только приобретают навыки по той или другой специальности, но и выпускают продукцию. Это очень важный момент: дать понять, ощутить ре­ бятам практические результаты своей работы. Появилось много н других интересных педаго­ гически оправданных форм трудового воспитания. Самая распространенная из «их — ученическая производственная бригада. Ныне в сельских шко­ лах области действует около 500 таких бригад, в них более 63 тысяч учащихся. В прошлом году ребята выращивали картофель и овощи на пло­ щади, 11 тысяч гектаров. Отдел науки и учебных заведений обкома КПСС подробно рассмотрел опыт работы производственных ученических бригад Верхне-Колыбельской и Вязовицкой сель­ ских школ. Характерно, что в этих школах првизводственные бригады действуют как звенья уже сложившейся системы трудового воспитания ребят. В Вязовицкой школе работают кружки юных; техников, электриков, животноводов, меха­ низаторов, шоферов.. На своих школьных делян­ ках, начиная с младших классов, ребята учагся выращивать различные культуры, ведут опыты по заданию це.гого ряда научно-исследовательских институтов. Хозяйство выделило землю, технику. Ребята под руководством и наблюдением колхоз­ ных специалистов, преподавате.ля биологии про­ водят весь цикл работ, начиная от посева до уборки урожая. Опыты со школьных делянок'уже переходят на поля хозяйства. Очень умело, ., с дальним педагогическим прицелом обставляется эмоциональная сторона труда. Каждую осень в школе проводится праздник урожая, на котором присутствуют руководители колхоза. В этот день школа становится подобием своеобразной' сель­ скохозяйственной выставки, где представлены ра­ боты лучших опытников, селекционеров, агрохи­ миков. Праздник урожая, таким образом, являст- В. Щербатых, и многие механизаторы кояхо.за «Россия»., По примеру хлевёнцев й ^олгоруковцев органи­ зуют трудовое обучение и воспитание и другие школы области.'' Интересен в'' этом , отношении опыт Малб-Борковской, СШ. № '.! и .№ 2 Тер- буиского, ■некоторых школ Краснинского, Лев- Толстовского я других районов. Однако производственная бригада в какой-' то мере решает проблему трудового восинтаикя сельских учащихся. А что же в городских шко­ лах? Проблема непрерывности воспитания, заня- на-руб^^ей ызпиталовлоз 1 №Ний. Подобные отряды' начали создаваться и в школах других городов области., . < : . Почему мы придаем ' бо-льшос значение этой форме участия школьников в общественно полез­ ном труде? Потому что в ней удачно объедине­ но решёние больших государственных и педаго­ гических задач. 'Бо-первых, большая часть, ребят городских школ охвачена- оргаиизованным трудом . и от­ дыхом. Таким образом, обеспечивается; непрерыв­ ность воспитания юношества. Во-вторых, в строй­ ся праздником труда, смотром мастерства тости ребят-в летнее время в'гб^эоде тоже очень отрядах ребята не-проспго работают,, а-;проходят Т Р У Д О В О Е ВО СПИ ТАНИ Е . ПОИСКИ И ПРОБЛ ЕМЫ А. Г. КЛЮЕВА, ЗАВЕДУЮЩАЯ ОТДЕЛОМ НАУКИ И УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ОБКОМА КПСС юных хлеборобов, отчетом членов производст­ венной бригады перед руководителями хозяй­ ства, перед родителями и всем коллективом кол­ хоза. По установившейся традиции председатель колхоза вручает особо отличившимся ребятам по­ дарки. И эти награды для ребят — признание важности их труда. А чувство гражданской зна­ чимости труда это, — наряду с радостью позна­ ния, освоения мира, — очень сильный эмо­ циональный стн.чул, одухотворяющий любой труд. В.месте с аттестатом зрелости ребята получают одну или даже несколько необходимых селу про­ фессий. Задолго до окончания школы правление колхоза уже располагает данными, кого .надо послать за счёт хозяйства в вузы и техникумы, сколько и каких специалистов надо трудоуст­ роить. И перед выпуском руководители колхоза не вообще агитируют оставаться в селе, а пред­ лагают конкретную работу с определенной опла­ той. Не случайно поэтому, что многие выпускники названных школ остаются в селах, работают жи­ вотноводами, механизаторами, инженерами и агрономами. Бывший бригадир производственной бригады В.-Колыбе'льской школы Владимир., Бу­ лавин’ ныне работает в свеем колхозе брига­ диром, 'заканчивает сельхозинститут. Выпускники школы—и агроном ' В. Павленко, и учетчица важна. И шел кропотливый поиск форм. Жизнь подсказала пути решения этой проблемы. Шесть лет назад в десятой средней школе Липецка был создан первый комсомольский строительный отряд старшеклассников. Школь­ ники, объединенные в отряд по типу студенче­ ского, строили животноводческий комплекс в Ста- новлянском районе. За сравнительно короткий промежуток времени отряды завоевали большую популярность у комсомольцев-школьииков. Они полностью доказали свою целесообразность и жиз­ ненность. В школах городй идет настоящее со­ ревнование за право работагъ в стройотряде. Ко­ митеты комсомола отбирают самых достойных, самых умелых. Не последнее, место в конкурс., претендентов занимает и успеваемость старше­ классника. Как^ и всякое новое дело, развитие и дальнейшая перспектива этой формы трудового воспитания и обучения ребят, ]ребова.т,и тща­ тельной проверки на практике. И когда уже со всей определенностью была подтверждена . ее воспитательная эффективность, появилась заин­ тересованность; строительных трестов и хозяйств, обком КПСС поддержал патриотическое начина­ ние комсомольцев-старшёклассников и рекомендо­ вал его всем городски»! школам. Уже прошлым летом в пятой трудовой четвер­ ти приняло участие 4300 бойцов стройотрядов. Ими освоено”на сельских стройках около миллио- подготовку по остро дефицитной сегодня про­ фессии строителя. В-третьих, чго тоже . очень важно, старшеклассники, сооружая жилые дома, школы, клубы, животноводческие комплексы, при­ носят большую пользу с точки зрения эконо­ мики. И, наконец, достоинство ее еше в том, что она как бы создает каркас целой системы трудового воспитания и обучения в школе, в которых при­ нимают участие все .заинтересованные стороны; н педагогические коллективы, и комсомольские организации, и руководители трестов, и комитеты комсомола строительных оргаиизац'пй. В стройотряде ребята проходят и общественно- политическую практику, школу активности, здесь каждый" ученик приобретает организаторские на­ выки. Очень ценное достояние отрядов и в том, что здесь воспитывается чувство коллективизма, ответственности за каждого. Сама обстановка, труд сближают ребят, открывают перед коллек­ тивом новые возможности влияния на личность. И, конечно, каждый участник «пятой» четверти испытывает ни с чем не сравнимую радость сози­ дательного труда, его красоты. В этом тоду круг типовых объектов, в соору­ жении которых ребята принимают участие, зна­ чительно расширен, в соответствии с ним рас­ ширился н круг строительных специальностей. Безусловпо, как и во всяком новом деде, в строительных отрядов школьников есть . и свои нерешенные вопросы . и трудности. Воз­ растной ценз., по существующему законодательст­ ву ограничивает применение труда школьников в строительстве, чрезвычайно . сложна система обео печения техники безопасности. , Ныне нами разработаны с участием педагогов, инженеров, ' медиков, профсоюзных работников нормативные докумен'гы, которые позволяют ор­ ганизовать труд ребят таким, образом,: чтобы ов ни в коем случае не мешал нормальному разви- ■тию юношей и девушек. . . . . Если в первые годы ребята трудились в каче­ стве. подсобников, то сегодня они заияхы ва кладке и штукатурных рабо'гах." Школы'использу­ ют факультативы для обучения ребят строитель­ ным специальностям. Однако нельзя считать этот вопрос окончательно решенным. В некоторых школах. вся подготовка ребят к трудовому лету ограничивается двумя-тремя занятиями. по тех­ нике безопасности и экскурсией на стройку. С каждым. годом растет число школьных ; стройот­ рядов; увеличивается число бойцов-романтиков, но оргапйзациоиные формы пока отстают от тре­ бований дня. Областной штаб студенческих и школьных строительных отрядов провел большую работу по оформлению договоров,' обеспечил ор­ ганизованный выезд ребят н а .места дислокации. Но мы. еще нередко встречаемся с плохой орга­ низацией труда на объектах, с фактами недобро­ совестного отношения к бытовым условиям ре­ бят со стороны некоторых хозяйственников, руко­ водителей строительных трестов. И перед нами стоит задача не только расширять это движение, но и углублять, отрабатывать его организациовно. Надо сказать, что и областной отдел народного образования, и кафедра педагогики Липецкого пединститута, и комсомол пока еще недостаточно глубоко изучают все процессы, связанные с этим новым движением. Накопленный опыт уже позво­ ляет сделать определенные выводы на уровне научных обобщений, которые бы раскрывали перспективы дальнейшего развития движения школьных строительных отрядов, их место в си­ стеме подготовки молодого поколения к труду в сфере материального производства. Сейчас идет подготовка к IV областному съез­ ду общественности по проблемам трудового вос­ питания молодежи, который, мы надеемся, даст нам ответы на целый ряд пока еше нерешенных вопросов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz