Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)
У НАС в гостях ~ Воронежский театр юного зрителя. Б репер туаре его самые разные спек такли. Русская 'классике и сказка, романтический «Овод» к лирическая комедия. Но нам представляется не случайным, что премьерой гастролей стала пьеса Т. Ян «Девочка и ап рель». Видимю, театр хотел-с самого начале заявить о своей позиции как театра педагогического, решающего острые проблемы воспитания юно шества. ■* * * - Это один из тех счастливых спек- таклек, которые продолжаются и после того, как занавес опущен. Ни кому не , заказано находить в нем просчеты и несовершенства, но кто не сознается, что зрителю нелегко было вот так, просто, расстаться с его героями? - Мы еще долго спорим и размыш ляем вместе с ними, зараженные их волнениями, тревогами, молодым и -Прекрасным максимализмом. Секрет тут немудреный: в пьесу- мимолетности. Речь-то идет не об увлечении — дескать, школьница вед», на большее неспособна пока, рано ей, — а о ’ любви, со всеми ее печалями и радостями. Непонятная Варюха... У директора школы Вины Андреевны (арт. Г. А. Глинкина) руки опускаются. Выби вается она из ряда, упрямая, д ер з кая Машке, ни под какую классифи- ■ нацию не подходит, никаким стан дартным, описанным -8 учебниках мерам педагогического воздействия не поддается, И невдомек суховатой и скучно ватой директорше, что Варя просто растет. Что идет созревание неза урядной человеческой личности. Процесс драматичный, если хотите —мучительный. В чем-то Варя Машко обогнала сверстников. Они еще могут бе зза ботно дурачиться, озоровать, слов но защищаясь от серьезной, «взрос лой» жизни, вплотную придвинув шейся к ним. А Варя — уже не мо жет... МАЛЬЧИШКИ, Д Е В Ч О Н К И И АПРЕЛЬ ^навйи* ЗАМЕТКИ О СПЕКТАКЛЕ ВОРОНЕЖСКОГО ТЮЗа то эти мальчики и девочки пришли из жизни. Кажется, из той же шко лы, что и сидящие в зале стерше- класскики и учителя. Иной раз в спектакле или фильме о семнадцатилетних чуть ли не в каждой реплике и мизансцене чув ствуешь взрослую, снисходительную успешку авторов. «Ах, уж эта,моло дежь, горячится, в :крайности бр о сается, мировые проблемы разреша ет, но мы-то знаем, что все это не страшно, все пройдет, переме лется — мука будет». Создатели спектакля . «Девочка и апрель» обходятся б е з таких добро-' душно-иронических подмигиваний зрителю. Онй относятся к своим юным героям с подчеркнутым ува- ■жёнием, сочувственно и серьезно, честно стараются достичь сложность их духовного доиска, той душевной работы, которую можно назвать процессом взросления. Д о чего ж легко было чуть-чуть потрунить, скажем, над главной ге роиней — Варей Машко, Варюхой. Сколько глупостей творит взбал мошная девчонка! Вы только пред ставьте себе. Понравился ей маль чик, а она, из-за какого-то нелепо го принципа, хочет во что бы то ни стало избавиться от своей влюблен ности. И отправляется... к психиатру. Вылечите меня, требует, а го мне про Игоря уже цветные сны снятся... Как тут не посмеяться над совсем еще дётским е е простодушием! Стало быть, не так глубоки Варю- хины переживания, коли способна она на такукэ наивную выходку... Только ак-гриса Н. В. Бапаркика явно не склонна подшучивать - над Варей или умиляться е е инфантиль-^ ности. Она играет девочку сосредо точенной и напряженной. Напряжен ной потому, что странная . Варюха конфликтует, кажется, со всем бет лым светом. С учителями. Одноклас сниками. И всего непримиримее —- сама с собой. Даже взаимоотноше ния ее с Игорем лишены милой. Взрослеть — значит определяться. Определять принципы жизни. Выра батывать убеждения. Идеалы. Учить ся быть верным им. Раньше ли, позже ли через это проходит каж дый. Варюха делает это почти созна тельно, упорно, целеустремленно. Ей нелегко дается эта взрослость. Ей тяжела е е неординарность, непо хожесть, неумение и нежелание быть, как -все. Жить, как все.,Посту- пать привычно, общепринято. Все девчонки в классе бегают за Игорем? А я не буду! Марина зубрит на память,Блока и Хемингуэя, дабы щеголять эруди цией? А я не хочу! Мне нравится думать самостоятельно и свои мыс ли" изрекать, а не цитаты! Порой е е прогест, ее вызов, действительно, наивны. Порой она отстаивает свою независимость во имя ложного, выдуманного прин ципа. Ну, так что ж! Варя Ведь вся еще — в становлении, в разви тии. Зато как важно, чтобы она со хранила свою самостоятельность, неприллиримость к примитиву, шаб лону мыслей и поступков на всю жизнь. Варину непримиримость театр пол ностью разделяет. Он вовсе не на мерен прощать десятиклассникам упрощенный взгляд на вещи, равно душие, душевную черствость, театр беспокоят первые симптомы форма лизма, подпостй, вдруг проявившие ся у некоторых подруг Вари. — Коллектив всегда, прав, — за являет одна из них, не сомневаясь, что привычная формулировка - исг черпывает сложность любой ситуа- ции.-. А та самая Марика, знающая на изусть Блока? Начитанность е е — камуфляж, которому грош цена, потому, что ровно ничему не научи лась у великих художников девочка: ни благородству, ни красоте чувств, ни верности... Это же она, Марина, подбрасывала Вере и Игорю пошлые анонимки... «Девочке й «прель» - - спектакль е острыми углами. Поэтому создв- телям его важно впрямую, не гну шаясь открытой. декларативности, раскрыть свою позицию. Рядом с Варей Машко, под стать ей—^Игорь Лосев (арт. А, Г. Тарасенко). Ры царь б е з страха и упреке. Именно ему и доверено произнести во все услышание дорогую ДЛЯ спектакля мысль о гражданственности, честно сти, принципиальности, которыми на стоящий человек не может, не дол жен поступиться ни при каких об стоятельствах. Драматург Т. Ян определила жанр своего произведения так: лириче ская комедия-. Режиссер В. Бугров согласился с некэ. Есть в спектакле и юмор, и лирика. Поэзия, школьно го бала, первого свидания в весен нем парке с молодыми березками и дальними огоньками (художник Э. Гончаров), светлая, волнующая музыка композитора Ю. Степанова... А в одном месте — в самом начале — лирики даже чересчур много и она сворачивается дурновкусицей. Мы имеем в виду... как бы сказать поточнее... нечто среднее между ба летными па и «живыми картинами», исполняемыми в качестве прелюдии за прозрачным тюлевым занавесом... И все-таки нам бы хотелось ка- авать «Девочку и апрель» — серь езной комедией. Она серьезна, ибо серьезен противник, с которым она воюет: серость, стандарт мышления, непорядочность, обыватель с к и е представления о воспитании. Ока серьезна, ибо утверждает сложность семнадцатилетних граждан. Право их на осмысление мира и себя в этом мире. Не зря сло весная атмосфера спектакля так насыщена именами Блока, Эйнштей на, Данте, научными терминами. Ведь на сцене не просто дети, под ростки, но дети бурного, трудного времени—второй половины двадца того столетия. Еще немного о противнике, с ко торым вступает в поединок спек такль ТЮЗа. На подмостках он пред ставлен в лице мамы Игоря Анны Петровны (арт. О. П. Солнцева). Ес ли к Вере и Игорю и драматург, и режиссер, и актеры отнеслись очень внимательно, заинтересованно, то Анна Петровна не вызвала у них такой заинтересованности. Они легко — за какие-нибудь две минуты—рас кусили е е , недалекую, неумную м е щанку, и посмеялись над Ней. Прав да, на сцене она пребывает гораздо дольше, но после скоропостижного саморазоблачения делать ей в спек такле, в сущности, нечего. А противник-то у Игоря, Вари, старого и муАрого педагога-Марка Ивановича и умнее, и опаснее- Был он в день спектакля и в зрительном зале. Смотрел и возмущапся: «Это неправильно, это непедагогично, раз ве у нас могут быть плохие врспита- тели, зачем подрывать авторитет!».: В незапамятное время он также негодовал, посмотрев фильмы «А если это любовь?,.,» и «Доживем д о лонедельника». «Девочке И апрелю» дегче , чем предшественникам. Спектакль уже не обороняется, как,; скажем, картина «А если это лю бовь?», защищавшая первое чувство от посягательств мещан, а наступает. Он воюет на 1 ер[гитории противни ка. Отстаивает ценность, кеповтори- мость личности Юного человека. _ Призывает к уважению и пониманию его порьшов, стремлений, нрввстг венных поисков, б е з которых невоз можно, говоря словами В. А- Сухом- ликского, крождение гражданина».,.' Е. РОМАНЦОВ, И. НЕВЕРОВ. ПЕОнерс КИЙ марш Маяьшшка ходит ПО'двору^ Малиишка в горн трубит зарю, И собирается тимуровский отряд. А я мальчишкам говорю. Что я же.> 1 анием горю Хоть на минуту—с ними в ряд.' Вы, дядя, очень уж большой. Вы нам нарушите весь строй, — Мне отвечает, командир. А воздух синий и густой, Как будто солнечный настой, :И дышит праздником весь мир. Сегодня праздник у ребят. Улсрасногалстучны.х орлят, Йх звуки горна в путь ведут й : каждый взрослый нынче рад,. Хоть на минуту, с ними в ряд Под песню горна и салют. К. БОРИСОВ. МАЙ И ДЕКАБРЬ Говорит Декабрь М'аю: г - Поздравляю, обнимою, Првздниками ты богат— Столько славных ярких дат. И одна других милее... Салютую юбилею Всей советской детворы! Май... Тепло. Светло. Просторно... Краснь:й стяг и эвукН горнв.й. Нет чудеснее поры! Май ответил Декабрю: — За салют — благодарю! И тебе, брйт, салютую •—! Твою дату золотуи* ' Пишет ,в сердце пионер: «Юбиляр —^ СССР!». А. ЛАЗАРЕВ. СМОТР СЕЛЬСКИХ ДК ИДУТ РЕПЕТИЦИИ 13 хоровых коллективов, 4 драматических,» молодежных -агитбригад примут ушастие в пред^ стоящем районном .смотре сельской художествеяч ной самодеятельноати,^ который состои.гсн в на» чале .июня. В самом... разгаре подготовка к этому событию. Идут репетиции, уточняются програм мы, готовятся костюмы. Особенно много хлопот у самодеяте.тышх артистов новых коллективов, рожденны.х в юбилейный год. Э т о . хоровой й)л'» лектив и вока.чьньш аисамбль «Синий лен» сов- ' хоза «Правда», хоровых ко.плттивов совхозов «Россия» и «Дружба»: ' • - А недавно в Грязях состоялся зона.льный шотр фольклорных коллективов .' Усманского и'Грязин- скога районов. . - Лучшими на смотре пр.чзианы семейный вокаль ный ансамбль Корневых, исполнивших народные песни; солистка Коробовского . сельского ;. Дома культуры Нииа Луговск-н.ч’, оркестр народных ин струментов под руководством Б. Еремеева села Княжья Байгора, солистка и руководитель кор4 клуба же.тезнодорожников Галина Дементьева. Все они пол^гчи-чи-почетное право участвовать в .областном смотре сельской: художественной'са* модеяте.чьностн, который состоится в конце июня в Липецке. Т. ПЕРВУШИНА. Грязипсьин район... ; . ИОВОСЕЛЫ' - Б ЮБИЛЕЮ Порадует юбилейный год культпросветраб Отложены ' В сторону ■учебники и. конспекты- Сбро шена с плеч рабочая спе- довка... Впереди — свобод ный вечер. Как лучше про вести его-? Одни пойдут в кино, другие предпочтут театр, третьи — концерт во Дворце культуры. Ну, а четвертые просто отправят ся в парк, где можно-встре титься- с друзьями, : погу лять, потанцевать, «акоиец. Мы, культпросветработ ники самого, большого пар ка города, каждый вечер. . встречаемся именно с теми, кто . избирает четвертый вид отдыха. Большим арсена. 1 ом нужных, интересных и мас совых- ^ р м работы распо лагаем мы. Все дни несут УЗОК ли КРУГ ТАНЦПЛОЩАДКИ? определенную, иденную на правленность, способству ют 'развитию эстетических вк усов—- вечера встреч, концерты, фестивали н т. д. ' Ну, а танцева.чьная плот щадка? .; М;Ожет от «рабо тать» иона? . Призваться, до. недавнего времени именно ' танцпло щадка Н вызывала у нае серьезнуто озабоченность. Однообразие музыкальных ритмов, отсутствие культу ры танца и... огромная тол па молодежи. , ; А что, если... В одно из прошедших воскресений "в нашем Цен тральном парке впервые был проведен своего рода эксперимент — молоделшый вечер на ■танцева.тьной пяо- щаДке. Организован он- был по. инициативе отдела прот паганДы обкома ВЛКСМ, администрации парка и ко-. митета комсомола педин ститута. Вечер открыл,. вокально- ннструм€ята. 1 !ьный ансамбль' ДК профсоюзов «Рапсо дия». Пригяащешш к тан цу состоялось. ‘ Но вот через неско.лько минут лшкрофон в руках студента ;С. Воробьева. Он объяв.чяет программу ве чера. Ну ято ж, кажется^, она не оставляет, места ску ке. Все теснее становится у эстрадной площадка. Хо зяева вечера ^ студенты, уверенно . берут «бразды правления» .в свои (зукй. Вот уясе все внимательно слушают рассказ '"за.честате- ля секретаря, комитета ВЛКСМ йнетйтута В. За- воЛоЖнна о студенческой ншзни, о ЛГПИ -^ 0 его факу'льтетах, условиях при ема. А затем сценой овладева ют студенческие таланты — артисты' самодеятельного . . .. . . . .а ртн1Г ков и сельчан Воловского района. Пять объектов клубных учреждений здесь , в стадии ^строитель ства. Два клуба возводятся в. совхозе «Набере- жанский» и колхозе «Заря коммунизма», новый Дом , культуры на 200 мест-А- в колхозе. «Рас* евёт».-‘ ’ ■ - ■■ ‘ Юбштейный праздник для сельчан колхоза име ни Куйбышева наверняка совпадет с новосельем в ноЕом Доме культуры «а 200 мест. Здесь уж е заканчиваются все строительные работы й начи наются отделочные. , . . Близится к завершеншо, и етровтёльство клу ба в колхозе «Свобода». Двухэтажный Дом культуры на .400 мест со спортивным залом — такому подарку будут' рады все, а особенно сельская молодежь. - И. шумекий. завтра хозяевами ’тайце- :вал;ь 1 |ой'площадки, станут строители? Комсомольцы й молодежь трестов. «Пром- строй», «Жнлстрой» расска жут молодежи о професфиЯк строителя. Найдется, .дер.ное,, что рассказать- ; и комсомольцам, предстайи- . телам многотысячных кЬл- Аективов НЛМЗ, ЛТЗ, зайо- д з «Свободный сокол». ■ Кто же •^следующий раз двинет ; 'круг танцплощадки еще- 1 пире?^ , ‘ М ;ДЕРЖЕРУК , директор Липецкого ДДКиО. вокально г инстру.ментальио- го:' ансамбля «Эльфы». Зву чат песни «Баллада , о знамени», «Красный коман дир», «Товарищ». Их ис полняют Л. Перова и Л. Аксенова. И снова — танцы.. А в перерыве снова встреча со студентами. На этот раз вёе с интересом пос.мотрели са модеятельный фильм о сту дентах «.Мы пока не вол шебники». Сюрпризом д.та .молодежи были и эсградт ные миниатюры. Итак, удача. Но пока — единственная. А что. есшт * ■ Редактор Н. СЛЮЛЬЯНИНОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, Коммуралькая ял., ред. газеты «Леивнед». Телефоны: редактора — 2г-33--63, ответствениого секретари и отдела иллюстраций —2—28—59, идеологический отдел—2—34—13,.отделов: комсомольско 1 ) 'ж 1 Вйя а фотолабораторин^2—3вт-43, учащейся молодежв-г2—38 -30 , рисем и спорта—2-г34—43 .. АЭ 22400 Липецк, типография областвого управления по печати. ' Зак: М -4300
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz