Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

У НАС в гостях ~ Воронежский театр юного зрителя. Б репер­ туаре его самые разные спек­ такли. Русская 'классике и сказка, романтический «Овод» к лирическая комедия. Но нам представляется не­ случайным, что премьерой гастролей стала пьеса Т. Ян «Девочка и ап­ рель». Видимю, театр хотел-с самого начале заявить о своей позиции как театра педагогического, решающего острые проблемы воспитания юно­ шества. ■* * * - Это один из тех счастливых спек- таклек, которые продолжаются и после того, как занавес опущен. Ни­ кому не , заказано находить в нем просчеты и несовершенства, но кто не сознается, что зрителю нелегко было вот так, просто, расстаться с его героями? - Мы еще долго спорим и размыш­ ляем вместе с ними, зараженные их волнениями, тревогами, молодым и -Прекрасным максимализмом. Секрет тут немудреный: в пьесу- мимолетности. Речь-то идет не об увлечении — дескать, школьница вед», на большее неспособна пока, рано ей, — а о ’ любви, со всеми ее печалями и радостями. Непонятная Варюха... У директора школы Вины Андреевны (арт. Г. А. Глинкина) руки опускаются. Выби­ вается она из ряда, упрямая, д ер з ­ кая Машке, ни под какую классифи- ■ нацию не подходит, никаким стан­ дартным, описанным -8 учебниках мерам педагогического воздействия не поддается, И невдомек суховатой и скучно­ ватой директорше, что Варя просто растет. Что идет созревание неза­ урядной человеческой личности. Процесс драматичный, если хотите —мучительный. В чем-то Варя Машко обогнала сверстников. Они еще могут бе зза ­ ботно дурачиться, озоровать, слов­ но защищаясь от серьезной, «взрос­ лой» жизни, вплотную придвинув­ шейся к ним. А Варя — уже не мо ­ жет... МАЛЬЧИШКИ, Д Е В Ч О Н К И И АПРЕЛЬ ^навйи* ЗАМЕТКИ О СПЕКТАКЛЕ ВОРОНЕЖСКОГО ТЮЗа то эти мальчики и девочки пришли из жизни. Кажется, из той же шко­ лы, что и сидящие в зале стерше- класскики и учителя. Иной раз в спектакле или фильме о семнадцатилетних чуть ли не в каждой реплике и мизансцене чув­ ствуешь взрослую, снисходительную успешку авторов. «Ах, уж эта,моло­ дежь, горячится, в :крайности бр о ­ сается, мировые проблемы разреша­ ет, но мы-то знаем, что все это не страшно, все пройдет, переме ­ лется — мука будет». Создатели спектакля . «Девочка и апрель» обходятся б е з таких добро-' душно-иронических подмигиваний зрителю. Онй относятся к своим юным героям с подчеркнутым ува- ■жёнием, сочувственно и серьезно, честно стараются достичь сложность их духовного доиска, той душевной работы, которую можно назвать процессом взросления. Д о чего ж легко было чуть-чуть потрунить, скажем, над главной ге­ роиней — Варей Машко, Варюхой. Сколько глупостей творит взбал­ мошная девчонка! Вы только пред­ ставьте себе. Понравился ей маль­ чик, а она, из-за какого-то нелепо­ го принципа, хочет во что бы то ни стало избавиться от своей влюблен­ ности. И отправляется... к психиатру. Вылечите меня, требует, а го мне про Игоря уже цветные сны снятся... Как тут не посмеяться над совсем еще дётским е е простодушием! Стало быть, не так глубоки Варю- хины переживания, коли способна она на такукэ наивную выходку... Только ак-гриса Н. В. Бапаркика явно не склонна подшучивать - над Варей или умиляться е е инфантиль-^ ности. Она играет девочку сосредо­ точенной и напряженной. Напряжен­ ной потому, что странная . Варюха конфликтует, кажется, со всем бет лым светом. С учителями. Одноклас­ сниками. И всего непримиримее —- сама с собой. Даже взаимоотноше­ ния ее с Игорем лишены милой. Взрослеть — значит определяться. Определять принципы жизни. Выра­ батывать убеждения. Идеалы. Учить­ ся быть верным им. Раньше ли, позже ли через это проходит каж­ дый. Варюха делает это почти созна­ тельно, упорно, целеустремленно. Ей нелегко дается эта взрослость. Ей тяжела е е неординарность, непо­ хожесть, неумение и нежелание быть, как -все. Жить, как все.,Посту- пать привычно, общепринято. Все девчонки в классе бегают за Игорем? А я не буду! Марина зубрит на память,Блока и Хемингуэя, дабы щеголять эруди­ цией? А я не хочу! Мне нравится думать самостоятельно и свои мыс­ ли" изрекать, а не цитаты! Порой е е прогест, ее вызов, действительно, наивны. Порой она отстаивает свою независимость во имя ложного, выдуманного прин­ ципа. Ну, так что ж! Варя Ведь вся еще — в становлении, в разви­ тии. Зато как важно, чтобы она со­ хранила свою самостоятельность, неприллиримость к примитиву, шаб­ лону мыслей и поступков на всю жизнь. Варину непримиримость театр пол­ ностью разделяет. Он вовсе не на­ мерен прощать десятиклассникам упрощенный взгляд на вещи, равно­ душие, душевную черствость, театр беспокоят первые симптомы форма­ лизма, подпостй, вдруг проявившие­ ся у некоторых подруг Вари. — Коллектив всегда, прав, — за­ являет одна из них, не сомневаясь, что привычная формулировка - исг черпывает сложность любой ситуа- ции.-. А та самая Марика, знающая на­ изусть Блока? Начитанность е е — камуфляж, которому грош цена, потому, что ровно ничему не научи­ лась у великих художников девочка: ни благородству, ни красоте чувств, ни верности... Это же она, Марина, подбрасывала Вере и Игорю пошлые анонимки... «Девочке й «прель» - - спектакль е острыми углами. Поэтому создв- телям его важно впрямую, не гну­ шаясь открытой. декларативности, раскрыть свою позицию. Рядом с Варей Машко, под стать ей—^Игорь Лосев (арт. А, Г. Тарасенко). Ры­ царь б е з страха и упреке. Именно ему и доверено произнести во все­ услышание дорогую ДЛЯ спектакля мысль о гражданственности, честно­ сти, принципиальности, которыми на­ стоящий человек не может, не дол­ жен поступиться ни при каких об­ стоятельствах. Драматург Т. Ян определила жанр своего произведения так: лириче­ ская комедия-. Режиссер В. Бугров согласился с некэ. Есть в спектакле и юмор, и лирика. Поэзия, школьно­ го бала, первого свидания в весен­ нем парке с молодыми березками и дальними огоньками (художник Э. Гончаров), светлая, волнующая музыка композитора Ю. Степанова... А в одном месте — в самом начале — лирики даже чересчур много и она сворачивается дурновкусицей. Мы имеем в виду... как бы сказать поточнее... нечто среднее между ба­ летными па и «живыми картинами», исполняемыми в качестве прелюдии за прозрачным тюлевым занавесом... И все-таки нам бы хотелось ка- авать «Девочку и апрель» — серь­ езной комедией. Она серьезна, ибо серьезен противник, с которым она воюет: серость, стандарт мышления, непорядочность, обыватель с к и е представления о воспитании. Ока серьезна, ибо утверждает сложность семнадцатилетних граждан. Право их на осмысление мира и себя в этом мире. Не зря сло­ весная атмосфера спектакля так насыщена именами Блока, Эйнштей­ на, Данте, научными терминами. Ведь на сцене не просто дети, под­ ростки, но дети бурного, трудного времени—второй половины двадца­ того столетия. Еще немного о противнике, с ко­ торым вступает в поединок спек­ такль ТЮЗа. На подмостках он пред­ ставлен в лице мамы Игоря Анны Петровны (арт. О. П. Солнцева). Ес­ ли к Вере и Игорю и драматург, и режиссер, и актеры отнеслись очень внимательно, заинтересованно, то Анна Петровна не вызвала у них такой заинтересованности. Они легко — за какие-нибудь две минуты—рас­ кусили е е , недалекую, неумную м е ­ щанку, и посмеялись над Ней. Прав­ да, на сцене она пребывает гораздо дольше, но после скоропостижного саморазоблачения делать ей в спек­ такле, в сущности, нечего. А противник-то у Игоря, Вари, старого и муАрого педагога-Марка Ивановича и умнее, и опаснее- Был он в день спектакля и в зрительном зале. Смотрел и возмущапся: «Это неправильно, это непедагогично, раз­ ве у нас могут быть плохие врспита- тели, зачем подрывать авторитет!».: В незапамятное время он также негодовал, посмотрев фильмы «А если это любовь?,.,» и «Доживем д о лонедельника». «Девочке И апрелю» дегче , чем предшественникам. Спектакль уже не обороняется, как,; скажем, картина «А если это лю­ бовь?», защищавшая первое чувство от посягательств мещан, а наступает. Он воюет на 1 ер[гитории противни­ ка. Отстаивает ценность, кеповтори- мость личности Юного человека. _ Призывает к уважению и пониманию его порьшов, стремлений, нрввстг венных поисков, б е з которых невоз­ можно, говоря словами В. А- Сухом- ликского, крождение гражданина».,.' Е. РОМАНЦОВ, И. НЕВЕРОВ. ПЕОнерс КИЙ марш Маяьшшка ходит ПО'двору^ Малиишка в горн трубит зарю, И собирается тимуровский отряд. А я мальчишкам говорю. Что я же.> 1 анием горю Хоть на минуту—с ними в ряд.' Вы, дядя, очень уж большой. Вы нам нарушите весь строй, — Мне отвечает, командир. А воздух синий и густой, Как будто солнечный настой, :И дышит праздником весь мир. Сегодня праздник у ребят. Улсрасногалстучны.х орлят, Йх звуки горна в путь ведут й : каждый взрослый нынче рад,. Хоть на минуту, с ними в ряд Под песню горна и салют. К. БОРИСОВ. МАЙ И ДЕКАБРЬ Говорит Декабрь М'аю: г - Поздравляю, обнимою, Првздниками ты богат— Столько славных ярких дат. И одна других милее... Салютую юбилею Всей советской детворы! Май... Тепло. Светло. Просторно... Краснь:й стяг и эвукН горнв.й. Нет чудеснее поры! Май ответил Декабрю: — За салют — благодарю! И тебе, брйт, салютую •—! Твою дату золотуи* ' Пишет ,в сердце пионер: «Юбиляр —^ СССР!». А. ЛАЗАРЕВ. СМОТР СЕЛЬСКИХ ДК ИДУТ РЕПЕТИЦИИ 13 хоровых коллективов, 4 драматических,» молодежных -агитбригад примут ушастие в пред^ стоящем районном .смотре сельской художествеяч ной самодеятельноати,^ который состои.гсн в на» чале .июня. В самом... разгаре подготовка к этому событию. Идут репетиции, уточняются програм­ мы, готовятся костюмы. Особенно много хлопот у самодеяте.тышх артистов новых коллективов, рожденны.х в юбилейный год. Э т о . хоровой й)л'» лектив и вока.чьньш аисамбль «Синий лен» сов- ' хоза «Правда», хоровых ко.плттивов совхозов «Россия» и «Дружба»: ' • - А недавно в Грязях состоялся зона.льный шотр фольклорных коллективов .' Усманского и'Грязин- скога районов. . - Лучшими на смотре пр.чзианы семейный вокаль­ ный ансамбль Корневых, исполнивших народные песни; солистка Коробовского . сельского ;. Дома культуры Нииа Луговск-н.ч’, оркестр народных ин­ струментов под руководством Б. Еремеева села Княжья Байгора, солистка и руководитель кор4 клуба же.тезнодорожников Галина Дементьева. Все они пол^гчи-чи-почетное право участвовать в .областном смотре сельской: художественной'са* модеяте.чьностн, который состоится в конце июня в Липецке. Т. ПЕРВУШИНА. Грязипсьин район... ; . ИОВОСЕЛЫ' - Б ЮБИЛЕЮ Порадует юбилейный год культпросветраб Отложены ' В сторону ■учебники и. конспекты- Сбро­ шена с плеч рабочая спе- довка... Впереди — свобод­ ный вечер. Как лучше про­ вести его-? Одни пойдут в кино, другие предпочтут театр, третьи — концерт во Дворце культуры. Ну, а четвертые просто отправят­ ся в парк, где можно-встре­ титься- с друзьями, : погу­ лять, потанцевать, «акоиец. Мы, культпросветработ­ ники самого, большого пар­ ка города, каждый вечер. . встречаемся именно с теми, кто . избирает четвертый вид отдыха. Большим арсена. 1 ом нужных, интересных и мас­ совых- ^ р м работы распо­ лагаем мы. Все дни несут УЗОК ли КРУГ ТАНЦПЛОЩАДКИ? определенную, иденную на­ правленность, способству­ ют 'развитию эстетических вк усов—- вечера встреч, концерты, фестивали н т. д. ' Ну, а танцева.чьная плот щадка? .; М;Ожет от «рабо­ тать» иона? . Призваться, до. недавнего времени именно ' танцпло­ щадка Н вызывала у нае серьезнуто озабоченность. Однообразие музыкальных ритмов, отсутствие культу­ ры танца и... огромная тол­ па молодежи. , ; А что, если... В одно из прошедших воскресений "в нашем Цен­ тральном парке впервые был проведен своего рода эксперимент — молоделшый вечер на ■танцева.тьной пяо- щаДке. Организован он- был по. инициативе отдела прот паганДы обкома ВЛКСМ, администрации парка и ко-. митета комсомола педин­ ститута. Вечер открыл,. вокально- ннструм€ята. 1 !ьный ансамбль' ДК профсоюзов «Рапсо­ дия». Пригяащешш к тан­ цу состоялось. ‘ Но вот через неско.лько минут лшкрофон в руках студента ;С. Воробьева. Он объяв.чяет программу ве­ чера. Ну ято ж, кажется^, она не оставляет, места ску­ ке. Все теснее становится у эстрадной площадка. Хо­ зяева вечера ^ студенты, уверенно . берут «бразды правления» .в свои (зукй. Вот уясе все внимательно слушают рассказ '"за.честате- ля секретаря, комитета ВЛКСМ йнетйтута В. За- воЛоЖнна о студенческой ншзни, о ЛГПИ -^ 0 его факу'льтетах, условиях при­ ема. А затем сценой овладева­ ют студенческие таланты — артисты' самодеятельного . . .. . . . .а ртн1Г ков и сельчан Воловского района. Пять объектов клубных учреждений здесь , в стадии ^строитель­ ства. Два клуба возводятся в. совхозе «Набере- жанский» и колхозе «Заря коммунизма», новый Дом , культуры на 200 мест-А- в колхозе. «Рас* евёт».-‘ ’ ■ - ■■ ‘ Юбштейный праздник для сельчан колхоза име­ ни Куйбышева наверняка совпадет с новосельем в ноЕом Доме культуры «а 200 мест. Здесь уж е заканчиваются все строительные работы й начи­ наются отделочные. , . . Близится к завершеншо, и етровтёльство клу­ ба в колхозе «Свобода». Двухэтажный Дом культуры на .400 мест со спортивным залом — такому подарку будут' рады все, а особенно сельская молодежь. - И. шумекий. завтра хозяевами ’тайце- :вал;ь 1 |ой'площадки, станут строители? Комсомольцы й молодежь трестов. «Пром- строй», «Жнлстрой» расска­ жут молодежи о професфиЯк строителя. Найдется, .дер.ное,, что рассказать- ; и комсомольцам, предстайи- . телам многотысячных кЬл- Аективов НЛМЗ, ЛТЗ, зайо- д з «Свободный сокол». ■ Кто же •^следующий раз­ двинет ; 'круг танцплощадки еще- 1 пире?^ , ‘ М ;ДЕРЖЕРУК , директор Липецкого ДДКиО. вокально г инстру.ментальио- го:' ансамбля «Эльфы». Зву­ чат песни «Баллада , о знамени», «Красный коман­ дир», «Товарищ». Их ис­ полняют Л. Перова и Л. Аксенова. И снова — танцы.. А в перерыве снова встреча со студентами. На этот раз вёе с интересом пос.мотрели са­ модеятельный фильм о сту­ дентах «.Мы пока не вол­ шебники». Сюрпризом д.та .молодежи были и эсградт ные миниатюры. Итак, удача. Но пока — единственная. А что. есшт * ■ Редактор Н. СЛЮЛЬЯНИНОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, Коммуралькая ял., ред. газеты «Леивнед». Телефоны: редактора — 2г-33--63, ответствениого секретари и отдела иллюстраций —2—28—59, идеологический отдел—2—34—13,.отделов: комсомольско 1 ) 'ж 1 Вйя а фотолабораторин^2—3вт-43, учащейся молодежв-г2—38 -30 , рисем и спорта—2-г34—43 .. АЭ 22400 Липецк, типография областвого управления по печати. ' Зак: М -4300

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz