Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

З о 1 0 М М С 3 1 А ш ШКОЛАКОШТА КАК СОЗДАТЬ КОЛЛЕКТИВ? Юрий Коновалов, комсорг инстру­ ментального цеха Лебедянского ма­ шиностроительного завода, во многом прав. Особенно в том, что комсомоль­ ские поручения нельзя распределять «на глазок», а надо обязательно учи­ тывать личные' интересы И увлечения. Дело, которое человеку по душе, дей­ ствительно, выполняется' охотно и с большим желанием. ’ -Мне, например, не приходитэся «при-' нуждать» Клаву Рудневу вести спор­ тивный сектор. Спорт — ее любимое занятие. Учитывая это, ее и избрали ответственной за спортивную работу. Клава сама ходит в с«щию легкой атлетики,, увлекает подруг. И любое массовое мероприятие она органи­ зует быстро и без посторонней помо- что нм следует идти на очередное занятие общетрестовского ансамбля. Девушки любят петь , » от нашей бригады участвуют в художествен­ ной, самодеятельности. , Конечно, есть немало дел, для вы­ полнения которых нужны общие уси­ лия. Это, прежде всего, — массовые - мероприятия: субботники и воскрес­ ники,-различные , вечера,' диспуты, спортивные состязания, ■ походы в театр, кино, за город и т. д. К>рцй Коновалов считает, что их легче осу­ ществлять в том случае, когда пред­ варительно проведено собрание и .прп- нято коллективное решение. Да, в какой;то степени это помогает повы­ сить отвегсгвенность каясдого. Но, па мой взгляд, . лишь ’ комсомольцев. А мы должны'лр,нвлекать и несоюз­ ную молодежь к комсомольским де­ лам, поднимагь -у нее чувство от- ' ветствендости. И здесь «метод Ко-' новалова» . ие может, быть -эффистив- ным. Потому что отдельные юноши и Девушки, не состоящие в комсо.моле, могут не согласиться с этим «коллек- , тивным решением»' и не выполнить его, А нам аадо добиваться’ чтобы все наши постановления' они считали своими, чтобы личйые интересы не от­ деляли' от коллективных. Как до­ стичь этого? - Я считаю, что НУЖНО СТРЕ- .МИТЬСЯ СОЗДАВАТЬ ДРУЛСНЫИ, СПЛОЧЕНИЫП КОЛЛЕ К Т И В. КО.ПЛЕКТИВ, НАПО.МИНАЮЩШТ СЕМЬЮ, КАЖДЫП ЧЛЕН КОТО­ РОГО ЖИВЕТ ОБЩШШ ЗАБОТЛ- .\Ш И ИНТЕРЕСАМИ. В ЭТОМ Я ВИЖУ ГЛАВНУЮ ЗАДАЧУ КОМ- СО.МОЛЬСКОП ГРУППЫ. Но как .сплотить, бригаду? Многие считают, что надо .чаще собираться, чаще проводить совмеетйне меропри­ ятия. Мы так и делаем". Дни рожде­ ния кахсдого отмечаем всей брига­ дой. Памятные подарки вручаем на собрании, ,в торжественной обстанов-. ке. И все-таки —^ это частности.' .Я ТВЕРДО УВЕРЕНА, ЧТО ОБЪЕДИ­ НИТЬ ВСЕХ И СОЗДАТЬ НАСТОЯ­ ЩИЙ КОЛЛЕКТИВ МОЖНО'ТОЛЬ- КО КАКИМ-ТО БОЛЬШИМ ДЕ­ ЛОМ. ТЕМ У пас : СТАЛИ ЛИЧ­ НЫЕ КОМПЛЕКСМЫН ПЛАНЫ ШТУКАТУРОВ. Почему? Иртому что эти планы тесно увязаны, с перспективной про­ граммой всей бригады. Девушки со­ ставили их сами, а потом на бригад­ ном собрании мы устроили коллек­ тивное обсуждение. Спорили, пред­ лагали, добавляли. Так были разра­ ботаны и утверждены наши личные комплексные планы. Они — личные, но одновременно и коллективные. По­ тому что учитывают задачи бригады в целом, исходят из них. Вот пример. Нина Акимова обязуется повысить разряд и выполнять сменные нормы на 120'процентов. Это выгодно и абё- му коллективу. Ведь наша брягрда намечает досрочно выполнить, пяти­ летку. Нина дала слово работать без бра­ ка. Это'тоже в интересах всей брига­ ды, в обязательствах которой запа- сано: «Сдавать все.отделочные рабо­ ты в срок, на «хорошо» и. «отлично». Акимова планирует закончить сред­ нюю школу, изучить нроизведения В. И. Ленина «Очередные-задачи Со­ ветской власти», .«Как -организовать соревнование», важнейшие докумен­ ты партии и правительства. ,И это опять-таки 'Щ'*чесет п о » '* всему коллективу. Штому. что- Ъотышение общеобразовательного и. политиче­ ского уровня людей способствует во­ спитанию- сознательного, коммунисти­ ческого отношения к труду. Именно это большое дело, в кото­ ром личное неразрывно., переплелось . зить и сдружить людей, ю сейчас мне, как групкомсоргу, стало легче рабо­ тать. Чтобы провести какое-то .боль­ шое мероприятие, не требуется особо уговаривать каждого! На субботники мы выходим всей бригадой, хотя шесть .членов ее не являются комсо­ мольцами. Конечно, мне. как и другим, удает­ ся решать далеко не все вопросы, ко­ торые стоят перед комсомольской группой. В частности, я еще не доби­ лась, чтобы все комсомольцы в бри­ гаде имели общественные поручения. Но я глубоко убеждена в том, что создание крепкого дружного коллек­ тива — непременное условие для по­ вышения активности каждого комсо­ мольца, каждого молодого человека. Е. СЫСОЕВА, групкомсорг бригады СУ-5 треста «Жилстрой». Нади Хохлова в прошлом году окончила среднюю школу и пришла работать на трубный завод-Девушка в совершен­ стве освоила профессию штамповщицы и сегодня по праву считается лучшей производственницей в эмальцехе. Фото В. Ельшаева. Комментарий к цифрам ^ТВ ДУМАЕТ О ТЕБЕ ТВОИ УЧИТЕЛЬ Сначала немного цифр. Успеваемость в школах Липецка за первое полу­ годие составила 96,5 про-' цента — вь1ше показа­ теля прошлого учебно­ го года. Сэ.мый высокий процент дали средние школы ЫЯ№ 1, 3, 19, 36, 44, 46, восьмилетние №№ 16, 18, 32, 35 и на­ чальная школа № 33. Б тридцати трех из пя­ тидесяти липецких школ ребята получили больше хороших оценок, чем в прошлом учебном полу­ годии. Великий русский педа­ гог К. Ушинский сказал: «Учитель сначала дол­ жен научить ребенка учиться, а потом уже по­ ручить это дело ему са­ мому». Научить учиться... А Д^ля этого самому не­ прерывно совершенство­ вать свои знания. Педаго­ гические коллективы ли­ пецких школ творчески работают над проблемой развития познаватель­ ной деятельности уча­ щихся. Из .массы педа­ гогических приемов тщательно отбираются наиболее эффектиеные. И вот а то время, ког­ да школьники проводили' свои зимние каникулы, их наставники собрались на большой и серьезный разговор. Его цель — познакомить с опытом лучших педагогов, су­ мевших найти интересное решение труднейшей за­ дачи — научить мыслить. А это не так просто. Чтобы из школы вышел человек с глубокими и прочными знаниями, тре. .буется огромная . работа целого коллектива. Ра­ бота, которая не кон­ чается со звонком. Школьник семидесятых годов — явление слож­ ное. Современные маль­ чики и девочки прини­ мают большой поток ин­ формации, самой разно­ образной и неожидан­ ной. И из пестрой сумя­ тицы нового за годы уче­ бы должно выкристал­ лизоваться знание. Школьник 70-х годов знает о многом понем­ ногу. Это хорошо. И это плохо, потому что соз­ дает иллюзию некоторой образованности. А отсю­ да порой и поверхност­ ный взгляд на нэучае.мые предметы. Поэтому, ска­ жем прямо, — трудно учителям 70-х годов. Тем более ценен опыт масте­ ров педагогического ис­ кусства, которые умеют разбудить в юном чело­ веке любознательность, заложить основы культу­ ры мышления. Как это получается? У всех по-разному, почерк всегда индивидуален. Преподаватель истории школы № 10 А. Н. Пи­ воваров к самой серьез­ ной и трудной теме уро­ ка подбирает свой осо­ бый эмоциальмый ключ. Р. К. Мелихова, препода­ ватель биологии школы № 1, очень интересно использует киноаппарат. Литератор А. Н. Поспело­ ва из школы № 12 су­ меет влюбить весь класс в Маяковского. Тут на уроке матема­ тики учитель создает' проблемную ситуацию, из которой не выкарабкать­ ся без тригонометриче­ ских функций. Там геог­ раф «потопит» корабль и заставит искать его по сигналу «503». Учи ши­ роту; и долготу! Это только с виду урок идет как будтр стихийно. На самом деле учитель все время управляет то­ бой, выр^атывает куль­ туру мышления. Учитель раздвигает перед школь­ никами страницы учеб­ ника, будя жажду позна­ ния. В учебнике несколь­ ко строчек, а учитель вдохновенно говорит об инженере Кибальчиче, чьей бомбой был убит Александр II. В послед­ ние часы перед ' казнью революционер не остав­ лял работы над проек­ том двигательного ап­ парата, Уйдешь с урока и захочешь узнать все о необыкновенном чело­ веке. И спросишь книгу в библиотеке, и не за­ снешь, пока не про­ чтешь. Это открытие по­ мог сделать учитель. Но есть и вторая сто­ рона школьной жизни каждого. Ни ойин даже самый чудесный учи­ тель не сможет повести тебя в Страну знаний, если ты сам пассивен и отбываешь время *иа уроках. Итак, самостоятельная работа та, что продол­ жается после урока. Здесь тоже много самых разнообразных форм. Комитет ВЛКСМ липецкой школы N8 3 создал, на­ пример, свой клуб «Зна ни^^>. Вместе с педг^^гоги ческим коллективом со ставили план. Здесь про ходят недели биологов химиков, краеведов, нн тэрнациональной друж­ бы. А в марте решено, провести неделю трудо­ вой подготовки, во вре.мя которой стар­ шеклассники .познако­ мятся с прЗ!фесси- ями на металлургиче­ ском заводе «Свободный сокол». Задания для клу­ ба выполняют не только отличники и хорошисты. Наоборот, подготовить доклад или беседу часто поручают ученику как раз отстающему по это­ му предмету, чтобы раз­ будить в кем интерес к знанию. Такой клуб можно иметь в каждой школе. Он научит работать с книгой, искать, исследо­ вать, мыслить... Потому что сейчас мало . быть грамотным человеком. Нужно быть чело-)э-<ом образоввнным, Е. ЕМЕЛЬЯНОВА. По этому маршруту несколько дней назад отправилась на лыжах группа комсомольцев Липецкого завода «Центролит». Ребята собираются пройти по местам революционных событий в Задонском районе, посе­ тить подшефную Чаетодубравскую восьмилетнюю школу, прочитать в нескольких селах цикл лекций о ноябрьском ({971 г.) Пленуме ЦК КПСС и третьей сессии Вер­ ховного Совета СССР восьмого созыва. В Задвнск молодые питей­ щики прибудут к дню открытия рай­ онной комсомольской конференции. Здесь они расскажут о трудовых ус­ пехах своего предприятия, познако­ мят задонцеа с делами комсомолии Правобережья. Домой ребята вернутся через де­ сять дней. Рассказ об их необычном походе мы услышим на IV районной конференции Правобережной комсо­ мольской организации. А. АЛИПОВ. Ш ЕЛ по у.таце мальчишка. По фамилии Кукушкин. Шел себе, шел, глазея со скуки по сторонам, никуда особен­ но не торопился, потому что некуда было торопиться-то. Вдруг видит... Что такое? Безобразие! Два .парня били третьего, Мальчишку лет шести. И парни-то были так себе, из породы мелких драчунов, уважаю­ щих собственный пранцип — все на одного, особенно на того, кто меньше ростом. Кукушкину стало жалко мальчишку. И тогда он — ■решился. — Позор! — сказал Кутсушкан, И... стал писать в газету;' -«Могу я быть, свидетелем, два парня би.та третьего»,.. «Зачем, же знать газсгге, что кто-то любит драться? Неужто сами дети ие могут разобраться?!» — заканчи­ ваются стйхи, '■ В самом деле — неужто не мо­ гут? Просим простить наших читате­ лей за столь длинное вступление. Нет, не получала наша редакция письма означенного автора. Кукуш- йш — герой стихотворения извест­ ной детской поэтессы Агрни Барто. Ш есть, к еежа. 1 е 1 ЯЙ,.в на­ шей почте письма, очень .ло.хожне, если не содержанием, так на­ строением, тоном своим. 'Читаешь т и думаешь: ох, н скучно же было, верно, человеку, взявшему 3 руки •безотказное перо,' Кукушки­ ну ■в-какой-то стененя и простить можно—-мал еще, подрастет немного, догадается, что з данной ситуации надо было действовать самостоятель­ но — не обижай маленьких! Но вот как понять, чем объяснить письма — к счастью, их немного — некоторых наших авторов, вроде бы и миновавших «кучсушкинский» воз­ раст? Сначала мы хотели просто,— писать совСем-совсем не о чем. Так даже интересней. Бот совссм - сор . ссм ■ни о че.м. а... все-таки наггисать: «Здравствуй, редакция. ■ Пра.вда ли, что вы пишете , тоже письма?- Учусь я пока в 4!-й школе, ио, на­ верное, скоро перейду в 28-ю или 3-ю школу. Еще я учусь на баяне. Напишите письмо мне тоже. Ну пока. До свидания, писать- больше нечего». Здорово, правда? Так не каждый сможет — ни о чем... А вот Люба и Таня Кретовы из. ней ;за ваше письмо? Уж, слишком много ошибок в .нем. Уж - вы преж­ де..поднажмите на русский, язык.. Тем более выпускные экзамены • не за горами. На аттестат зрелости. ■, Договорились? А еще вот какой случай был... Жили-были в общежитии, в одной комнате, две девушки — Люда Т, и. Шура Ф. Вот Люде как-то понрави­ лась у Шуры кофточка. А, может, и еще что... Выручи,—говорит она под­ ружке.—Подари мне. 'юе или хоть продай. Бери, — отвечает та. А :Жаль ТОЛЬКО, что забыли .написать, свой адрес. А вообще мы считаем, что с -этим вопросом вам надо, ж откладывая, обратиться к секретарю комитета .кс 1 мсо.мола.^'..^своей брганкзашч!. Не . стесняйтесь; так вот| прямо'и“'спра- шивайте. Мы думаем, что товарища вам обязате,чьно .помогут. -И как это они до .сИх по{!| не. д^.адались, как дорожите, вы званием комсо­ мольца, .ледооценкл, -яедоучли, -недоглядели, недо... ]^ы уж извини- . те их, Пестриков Н.,| елулаются еще и КУШКИН ПИШЕТ В ГАЗЕТУ , махнуть на эти письма рукой. Не обращать внимания — едииичные явления! Но потом заметили — а ведь ,авторы-то не просто пишут нам. скрываясь .под каким-нибудь там заковыристым псевдонимом. Нет, они в большинстве своем,, не дрогнувшей рукой выводят свой точ­ ный адрес и фамилию и просят от­ вета, причем, непременно через га­ зету. И мы проявили слабость. Решили ответить. Через газету... Дело было вечером, делать было . нечего... А нс написать ли письмо,— решил Витя Капин, Ну и что ж, что села Сошки Грязикского района ■фешили — нет, уж если писать : в. газету, то надо хоть что-нибудь при­ думать. «Прошу пожалуйста испол-. ните мою просбу. Я учусь в' девя­ том .классе..И я,хочу с кем-нибудь переписываться. Дайте мие адрес девочке или мальчика». — написала Люба. (Сохраняем орфографию ав­ тора). ' Девочки! Люба и' Таня! Может быть, мы бы и выполнили вашу просьбу. Забросили бы все свои ре­ дакционные дела, стали бы всем коллективом искать вам в подруж­ ки хорошую девочку. Какая вам больше по душе? Уж, конечно, умт ница, отличница,. верно? Да только есть у. нас одно опасение. А вдруг придется всем нам краснеть перед про цену и не сказала. Долго ли, короисо — ..дошло все-такн дело до цены; И . никак они не поладят. Шу­ ра говорит — четвертной и—по ру-. кам, а Люда — бери тогда кофточку назад. А Шура — не берет... Ох-хо- .хо! Бот дела-то какие. ■Вы уже, конечно, догадались, чем все кончилось?. Точно. Сели они писать письмо в газету. ' ■ ■А теперь отвечаем и. на ваш во­ прос, липчанин Пестриков Н. Если вы ие запамятовали, был он таким: «Дорогая редакция! Ответьте через газету на мой вопрос. Мне 26 лет. Я комсомолец. Имею я право еще два года быть в комсомоле, а член- : ские ВЗНОСЫ' не платить?». Признаемся, сразили вы нас. Пе­ стряков Н., своей откровецпогтью. у нас в отдельных комитетах комсо- . мола отдельные недостатки. Ну, а вот следуюйтее письмо... В.место адреса на его конверте зкачится; г Липецк, ул.. ТГ'юской, Первому давшему парик..;" Дело было вечером, 'делаты; было нечего... Д'?гадываетесь? «Ка’:‘!:у по­ падет это Письмо, мае неизвестно,— пишет Маша Ф. из села До.лгое Данковекого района (приметы: «во­ лосы белокурые, глаза — темно-го­ лубые»). I Ах, конечно же, э!го ли не тема для разговора о девичьей чести и гордости, о скромности, о. достоинст­ ве — качествах, о которых вряд ли задумывалась в своей, как она пи­ шет, шестнадцатилетней жизни «белокурая» Маша Ф. Но все же... Думаете, не .понилгает она, что такое письмо, унижает ее, как лич­ ность? Что заслуживает осуждения? Прекрасно понимает. Вот потому, видимо, и приписала в конце «незна­ комому парню»: «На конверте свой ■адрес не пиши». Ну, скажите, как тут не вспомнить про того Кукушкина.^ «Зачем же ■знать газете?» А мало ли! На вся­ кий случай. И потом, она ведь, га­ зета, все стерпит. И более того — обязана разобраться». Верно, обязана. Вот. почему; еще мы и решили ответить всем ' нашим Кукушкиным, Очень хочется нам разобраться,, неунтто на этом й кон­ чаются их интересы? Неужто больше и сказать было нечего? А если и в • само.ч деле нечего, то... зачем они все-таки писали? На . этом можно было бы поста­ вить точхту. Разве что поеле^гнее. До­ рогие друзья-читатели! Мы верим, что вы поймете. нас правильно. Мы. всегда рады вашим шюьмам — теп- льш, искренним, заиккересованиым, дружеским. Мы всегда ждем их — важных, интересных, ' оперативных, ■подробных,' Взволнованных... Мы всегда благодарны вам за них, за внимание к газете, которую вы счи­ таете . своей. И она действительно •Ваша — для вас, и о вас. Пишите нам, ждём! . А сегодня мы говорили всего лишь о письмах некоего Кукушкина. Хорошо, что их в нашей почте со­ всем немного, \ Л. ИГОРЕВА. I Т.Й.ЧАЛИ с самых простых испытаний. Под равно- * душное тиканье-секундо­ мера: р'обот 'ДВ-5 перемножал пяти­ значные числа. Он называл простые числа от 1000 до 10.000. Он извле­ кал кубичежие корш и интегриро­ вал функции возрастающей степени трудности. Он прошел иро.верку все более и более усложнявшихся меха­ нических реакций. К концу этих двух часов Пауэлл обильно В'сиотел, а Донован изгрыз зее ногти, .оказавшиеся не слишком питательными. Робот сказал: — Ну, как, хозяин? Пауэлл ответил;' — Я должен подумать, Дейв. Не нужно спешить с решением.,.». (Действие романа А. Азимова «Я робот» происходит в 2058 г.). Начали с самых простых испыта­ ний. Электронный робот «Мннск-22» сначала легко перемножал пятизнач­ ные числа. Мерцали, рассыпаясь, разноцветные , огоньки на пульте управления. Неслышно по.чзла .вниз магнитная лента блока оперативной памяти. Чтобы правильно рассчи­ тать ■состав" С.МОЛО-ДОЛО-МИТОВОГО кирпича, требовалось решить зада­ чу СО многими неизвестными. — Вы ТОЛЬКО не думайте, что ваш робот — бог, — сказал программист ■ глав'ному стадёплавйльщщту' Ивану , Дмитриевичу Чяграю. — Он, рабо­ тает по статистичебкЕМ ■аглоритмам Чиграй вытер' вспотевший лоб. (Действие происходит на' НЛМЗ в наши дни). * я. Итак, робот. ЭВМ: фантастика ■И.ЧИ действительность? Право, мы как-то не успели заметить, как элек­ тронно-вычислительные . устройства, роботы сошли со страниц фантасти­ ческих "романов, скромно встали бок о бок с рабочими и учеными и осто­ рожно, ие назойливо, стали помо­ гать им вреоб'разо.вывать мир‘. ' И вот он перед, нами, электрон­ ный робот, существо из транзисто­ ров и полупроводников, которое , все может, многое умеет. ...На развилке 'дороги, где стрелы указателей приглашают путников одновременно в конверторный, элек­ тросталеплавильный и листопрокат-. ный цехи, возвышается не особо при­ метное здание, выложенное из си­ ликатного кирпича. Здесь и распо­ ложен заводской вычислительный центр. Заходить туда не буде.м. Поверьте мне на слово: там работают более тре.хсот маленьких роботов—вычис­ лительных машин разных классов и типов, начиная от простейших — настольных, ■ которые производят только слолсение и вычитание, н кон­ чая счетно-перфорационными маши­ нами, умеющими выполнять любые действия. Они обрабатывают 46 ты­ сяч документов ежемесячно, набива­ ют перфокарты, которых, кстати сказать, здесь выдается на ЭВМ не менее 300 тысяч. Мы шагаем во' второй листопро- ■ катный цех, туда, где пока прописан один из главных роботов — «МИНСК-22». Шопугчтг мой — уг­ ловатый парнишка, по виду десяти­ классник, в очках, вышагивает гор­ до и степенно. Вилсу, как ему ие -терпится рассказать что-нибудь о ЭВМ, познавпя ну просто' перепол-. няют его. — Тебя как зовут-то? — Я — .тезка нашего начальника. Володя. — Давно из школы? — Второй год. — Ученик? Володя ' смотрит на меня пре.зри- телыю. Неужели не видно, что идет квалифйциро'ванный специалист? — Вы что-нибудь понимаете в языке аглорит.ма? — спрашивает он меня, — Нет. —■Жаль. . Слова эти сказаны с таким вели­ колепным презрением, что мне ста­ новится стыдно. ' Оказывается, Володя — слесарь по ремонту электронных машин. Да, он один.из тех 10О рабочих, обслуживающих заводской центр, которые имеют совершенно новые профессии — операторов и слеса­ рей электронной техники. Вот и второй листопрокапшй. Почти на километр раскинулись его корпуса. По обе стороны линии — гудят прокатный станы, черновые и чистовые клети. Володя молчит. Он останавливается перед одной .из са­ мых обыкновенных дверей и, преж­ де чем открыть ее. дает Мне послед­ нее пояснение. Операция «Технический поиск» —■'У нас в центре 60 математиков, 9.чектроящиков,; программиетоа, ме­ таллургов.. -Все .инженеры. . Рабога- I. Наш шеф. Жаль, я уезжаю, на курсы, а то познакомил бы. Мы. прощаемся, и я вхожу в неве­ домый мир. После, гула и грохота— оглушающая тишина. Небольшое, сверкающее стерильной чистотой помещение. Вдоль . стен — ряды янщков — блоков с таинсгвенрыми названиями.: Ну, например, «блок оперативной памяти» или «блок ариф.метических: устройств». 14 бло­ ков, и все они.взаимосвязаны с ма­ шиной, хотя каждый из них сам по себе уникален. Это и есть робот. «Минск-22». Ма­ шина, которая может считать до триллиона, -машина, которая за се­ кунду производит 5.600 действий, •машина, хранящая информацию- в несколько раз превышающую ин­ формацию Большой Со'ветской Эн- циклО’Педии. Сегодня на смене. — старший ин-,. аге’нер Нина Андреевна Погодина. Она распахивает дверцы блежов, обнажая иеимо.веркые переплете-тя тысяч полупроводникскв и транзи-. сторон. . • ' ' , , Здесь, кстати, все очень: про-. с-то.'-тПравда, нужны некоторые. ' на*' шие. и небольшие- заводы', стройки, трубопрокатные станы, просят' обя- за.теяьио .учесть их "потребности в специальных' марках стали, сроки поставки. Прокатчшеи смеются; не будь ЭВМ—остановили бы производство и начали состав.тять план-заказ. . Да и нашему роботу приходится, прежде чем найти наиболее-, опти­ мальное решение, перебрать в «моз­ гу» сотни вариантов. - Итак, первая задача ЭВМ — эко­ номическая. Вторая, естественно, наиболее перспективная — инженер, яая. Электронно-вычислительная машина становятся помощником . металлурга. Впрочем, кажется, мы увлеклись, технологией. А где же они, хозяева робото.в? ^ Пожалуй, написать очерк можно о каждом из шестидесяти инженеров вычислительного центра, но во вре­ мя беседы с молодыми программи­ стами и злектрониками часто при­ ходилось' слышать подобные фразы! — Это Володя предложил. —■ Его мысль, дельный старик! — .Посоветуйтесь с Володей Сак- лако.вьш; ' , . Естественно, ■ возникло желание" - нОэцакомиться, с.Володей. И встреча состоялась." ■ : . . ' " РОБОТОВ .выки и знания. Но при желаани по- реводит аглоритмы на •язык машины.,. . Для нее все просто, как и для ее това.рищей-ивженерЬв. ^Нина , снача­ ла училась в авиационном ;иис'тату* те, овладела техникор . уп'равдения; полетами, потом увлеклась' .радио,- перешла на полюбизшпйся. факуль- . тет, а на заводе в тре гни раз сме­ нила профессию, переквалифипиро-: валясь в электроника;.. . Кстати говоря, человек, рбедужи- вающнй ЭВМ, должен' а совершен­ стве знать и электронику, и мате­ матику, и. программирование, и ме­ таллургию, поэтому.каждому ин­ женеру довелось идти примерно та­ кой же дорогой, какой шла и Нина Погодина. '...На шкале индикаторов пульта управления, словно крошечные • ме- георы, вспыхивают, рассыпаются но приборной доске и гаснут вере­ ницы ора 1 шевы,х сигнальных ламп. Это ■обработанные в вычислите.чьном ■ центре завода документы, напесен- ,:ше на перфокарты, заносятся а ЭВМ. — Чем сейчас занята машина?—- спрашиваем у Нины Андреевны. — Готовит рапорт начальнику це- ■ ха. Да, такие сведения начальник це­ ха мог получить через месяц. А машина обобщит итоги работы за сутки в полчаса. Нужно" ли это ему? Как 'хлеб, как воздух. ■Рано утром на-стол начальнта цеха лягут сведения, рассказываю­ щие о работе коллектива за сутки, о -марках стали, конфигурации, дан­ ные о листе, рулонах, геометрии -проката. Вот еще один пример,^ лежащий, гак сказать, на поверхности.' На за­ воде — -26 тысяч работающих и в . день зарплаты каждый получит на руки своеобразную рапортичку, из которой видно, сколько начислено ему заработной платы* какова сум- ■иа премии. Совсем недавно сотни счетных ра- ботников занимались 'этим делом, а ЭВМ .управляется с заданием за не- . сколько минут. Правда, приходится «раскинуть электронными мозгами» машине, когда наступает, например, обработ­ ка плана-заказа для прокатного етана «2000», Это случается перед аачалем квартала. ■ ' . Пять тысяч предприятий-потребя- теДей присылают свои заявки'; Боль- Да, :■ совершенно иным' представ­ лялся начальник центра. ^ ' • .И вдруг навстречу нам поднялся... Володя. Да, Владимир Петрович Саклаков, которого, кстати сказыь, 'мало кто из инжеиероз ве,чичает по имеии-орюству. На вид начальнику не'больше 27 лет. Высок ростом, ху- ’ дшцав,'отаи в простой оправе, гово- 'рит . быс'гро-быстро, словно -скорост­ ные ритмы, подчиненной, ему -техни-. кн передались';И. самому начальви»; КУ............... ' Владимир Цетрович, .узнав •о це­ ла прихода, улыбнулся, снял ошеи, протер стекла платочком. — .Обо мне. ийсать поздно, ■— улыбнулся он, — я уже старик. Не­ давно тридцать два стукнуло, И все-таки мы решили рассказать о «старике». В Новочеркасском политехниче­ ском. иа факультете автоматизации производства, преподава гели много рассказыва.'ш о трудоемких про­ цессах, но этот был по-особому сло­ жен и непонятен. Когда Владимиру показали - фотографию смены опе­ ратора прокатного цеха, он только головой покачал. Черт возьми, как только выдерживает человек: за один час делает восемь тысяч дви­ жений.. Выходит, что каждую секун­ ду он производит два движения. Но фотография воздействовала на инженера чисто внешне. В цехе кар­ тина предстала в новом свете. Во­ круг раска.ченный металл, по валкам бежала стальные «чушки», а. два оператора, не видя друг , друга, сидя за. пультом,дергалисы-словно завод­ ные. едва успевая нажимать на все­ возможные рычаги, кнопки, педали. Нельзя было на на секунду упустить из виду рольганга, скорость враще- .ния главного привода, расположе­ ние передней и задней линеек, дер­ жать поя наблюдением гидросбиз окалины. Только Владимир собрался ухо­ дить, подошел к нему один из опе­ раторов, угрюмо посмотрел на Сак- лакова и сказал: — Вы действуете мне на нервы, и, тем самым, увеличиваете нерзно- исихическое напряжение. — хотим автоматизировать ваш труд, превратить оператора в... — Иас унте,превратили. Институт­ ские ученые .кумекали, да расписа­ лись... (Продолжение следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz