Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)
З о 1 0 М М С 3 1 А ш ШКОЛАКОШТА КАК СОЗДАТЬ КОЛЛЕКТИВ? Юрий Коновалов, комсорг инстру ментального цеха Лебедянского ма шиностроительного завода, во многом прав. Особенно в том, что комсомоль ские поручения нельзя распределять «на глазок», а надо обязательно учи тывать личные' интересы И увлечения. Дело, которое человеку по душе, дей ствительно, выполняется' охотно и с большим желанием. ’ -Мне, например, не приходитэся «при-' нуждать» Клаву Рудневу вести спор тивный сектор. Спорт — ее любимое занятие. Учитывая это, ее и избрали ответственной за спортивную работу. Клава сама ходит в с«щию легкой атлетики,, увлекает подруг. И любое массовое мероприятие она органи зует быстро и без посторонней помо- что нм следует идти на очередное занятие общетрестовского ансамбля. Девушки любят петь , » от нашей бригады участвуют в художествен ной, самодеятельности. , Конечно, есть немало дел, для вы полнения которых нужны общие уси лия. Это, прежде всего, — массовые - мероприятия: субботники и воскрес ники,-различные , вечера,' диспуты, спортивные состязания, ■ походы в театр, кино, за город и т. д. К>рцй Коновалов считает, что их легче осу ществлять в том случае, когда пред варительно проведено собрание и .прп- нято коллективное решение. Да, в какой;то степени это помогает повы сить отвегсгвенность каясдого. Но, па мой взгляд, . лишь ’ комсомольцев. А мы должны'лр,нвлекать и несоюз ную молодежь к комсомольским де лам, поднимагь -у нее чувство от- ' ветствендости. И здесь «метод Ко-' новалова» . ие может, быть -эффистив- ным. Потому что отдельные юноши и Девушки, не состоящие в комсо.моле, могут не согласиться с этим «коллек- , тивным решением»' и не выполнить его, А нам аадо добиваться’ чтобы все наши постановления' они считали своими, чтобы личйые интересы не от деляли' от коллективных. Как до стичь этого? - Я считаю, что НУЖНО СТРЕ- .МИТЬСЯ СОЗДАВАТЬ ДРУЛСНЫИ, СПЛОЧЕНИЫП КОЛЛЕ К Т И В. КО.ПЛЕКТИВ, НАПО.МИНАЮЩШТ СЕМЬЮ, КАЖДЫП ЧЛЕН КОТО РОГО ЖИВЕТ ОБЩШШ ЗАБОТЛ- .\Ш И ИНТЕРЕСАМИ. В ЭТОМ Я ВИЖУ ГЛАВНУЮ ЗАДАЧУ КОМ- СО.МОЛЬСКОП ГРУППЫ. Но как .сплотить, бригаду? Многие считают, что надо .чаще собираться, чаще проводить совмеетйне меропри ятия. Мы так и делаем". Дни рожде ния кахсдого отмечаем всей брига дой. Памятные подарки вручаем на собрании, ,в торжественной обстанов-. ке. И все-таки —^ это частности.' .Я ТВЕРДО УВЕРЕНА, ЧТО ОБЪЕДИ НИТЬ ВСЕХ И СОЗДАТЬ НАСТОЯ ЩИЙ КОЛЛЕКТИВ МОЖНО'ТОЛЬ- КО КАКИМ-ТО БОЛЬШИМ ДЕ ЛОМ. ТЕМ У пас : СТАЛИ ЛИЧ НЫЕ КОМПЛЕКСМЫН ПЛАНЫ ШТУКАТУРОВ. Почему? Иртому что эти планы тесно увязаны, с перспективной про граммой всей бригады. Девушки со ставили их сами, а потом на бригад ном собрании мы устроили коллек тивное обсуждение. Спорили, пред лагали, добавляли. Так были разра ботаны и утверждены наши личные комплексные планы. Они — личные, но одновременно и коллективные. По тому что учитывают задачи бригады в целом, исходят из них. Вот пример. Нина Акимова обязуется повысить разряд и выполнять сменные нормы на 120'процентов. Это выгодно и абё- му коллективу. Ведь наша брягрда намечает досрочно выполнить, пяти летку. Нина дала слово работать без бра ка. Это'тоже в интересах всей брига ды, в обязательствах которой запа- сано: «Сдавать все.отделочные рабо ты в срок, на «хорошо» и. «отлично». Акимова планирует закончить сред нюю школу, изучить нроизведения В. И. Ленина «Очередные-задачи Со ветской власти», .«Как -организовать соревнование», важнейшие докумен ты партии и правительства. ,И это опять-таки 'Щ'*чесет п о » '* всему коллективу. Штому. что- Ъотышение общеобразовательного и. политиче ского уровня людей способствует во спитанию- сознательного, коммунисти ческого отношения к труду. Именно это большое дело, в кото ром личное неразрывно., переплелось . зить и сдружить людей, ю сейчас мне, как групкомсоргу, стало легче рабо тать. Чтобы провести какое-то .боль шое мероприятие, не требуется особо уговаривать каждого! На субботники мы выходим всей бригадой, хотя шесть .членов ее не являются комсо мольцами. Конечно, мне. как и другим, удает ся решать далеко не все вопросы, ко торые стоят перед комсомольской группой. В частности, я еще не доби лась, чтобы все комсомольцы в бри гаде имели общественные поручения. Но я глубоко убеждена в том, что создание крепкого дружного коллек тива — непременное условие для по вышения активности каждого комсо мольца, каждого молодого человека. Е. СЫСОЕВА, групкомсорг бригады СУ-5 треста «Жилстрой». Нади Хохлова в прошлом году окончила среднюю школу и пришла работать на трубный завод-Девушка в совершен стве освоила профессию штамповщицы и сегодня по праву считается лучшей производственницей в эмальцехе. Фото В. Ельшаева. Комментарий к цифрам ^ТВ ДУМАЕТ О ТЕБЕ ТВОИ УЧИТЕЛЬ Сначала немного цифр. Успеваемость в школах Липецка за первое полу годие составила 96,5 про-' цента — вь1ше показа теля прошлого учебно го года. Сэ.мый высокий процент дали средние школы ЫЯ№ 1, 3, 19, 36, 44, 46, восьмилетние №№ 16, 18, 32, 35 и на чальная школа № 33. Б тридцати трех из пя тидесяти липецких школ ребята получили больше хороших оценок, чем в прошлом учебном полу годии. Великий русский педа гог К. Ушинский сказал: «Учитель сначала дол жен научить ребенка учиться, а потом уже по ручить это дело ему са мому». Научить учиться... А Д^ля этого самому не прерывно совершенство вать свои знания. Педаго гические коллективы ли пецких школ творчески работают над проблемой развития познаватель ной деятельности уча щихся. Из .массы педа гогических приемов тщательно отбираются наиболее эффектиеные. И вот а то время, ког да школьники проводили' свои зимние каникулы, их наставники собрались на большой и серьезный разговор. Его цель — познакомить с опытом лучших педагогов, су мевших найти интересное решение труднейшей за дачи — научить мыслить. А это не так просто. Чтобы из школы вышел человек с глубокими и прочными знаниями, тре. .буется огромная . работа целого коллектива. Ра бота, которая не кон чается со звонком. Школьник семидесятых годов — явление слож ное. Современные маль чики и девочки прини мают большой поток ин формации, самой разно образной и неожидан ной. И из пестрой сумя тицы нового за годы уче бы должно выкристал лизоваться знание. Школьник 70-х годов знает о многом понем ногу. Это хорошо. И это плохо, потому что соз дает иллюзию некоторой образованности. А отсю да порой и поверхност ный взгляд на нэучае.мые предметы. Поэтому, ска жем прямо, — трудно учителям 70-х годов. Тем более ценен опыт масте ров педагогического ис кусства, которые умеют разбудить в юном чело веке любознательность, заложить основы культу ры мышления. Как это получается? У всех по-разному, почерк всегда индивидуален. Преподаватель истории школы № 10 А. Н. Пи воваров к самой серьез ной и трудной теме уро ка подбирает свой осо бый эмоциальмый ключ. Р. К. Мелихова, препода ватель биологии школы № 1, очень интересно использует киноаппарат. Литератор А. Н. Поспело ва из школы № 12 су меет влюбить весь класс в Маяковского. Тут на уроке матема тики учитель создает' проблемную ситуацию, из которой не выкарабкать ся без тригонометриче ских функций. Там геог раф «потопит» корабль и заставит искать его по сигналу «503». Учи ши роту; и долготу! Это только с виду урок идет как будтр стихийно. На самом деле учитель все время управляет то бой, выр^атывает куль туру мышления. Учитель раздвигает перед школь никами страницы учеб ника, будя жажду позна ния. В учебнике несколь ко строчек, а учитель вдохновенно говорит об инженере Кибальчиче, чьей бомбой был убит Александр II. В послед ние часы перед ' казнью революционер не остав лял работы над проек том двигательного ап парата, Уйдешь с урока и захочешь узнать все о необыкновенном чело веке. И спросишь книгу в библиотеке, и не за снешь, пока не про чтешь. Это открытие по мог сделать учитель. Но есть и вторая сто рона школьной жизни каждого. Ни ойин даже самый чудесный учи тель не сможет повести тебя в Страну знаний, если ты сам пассивен и отбываешь время *иа уроках. Итак, самостоятельная работа та, что продол жается после урока. Здесь тоже много самых разнообразных форм. Комитет ВЛКСМ липецкой школы N8 3 создал, на пример, свой клуб «Зна ни^^>. Вместе с педг^^гоги ческим коллективом со ставили план. Здесь про ходят недели биологов химиков, краеведов, нн тэрнациональной друж бы. А в марте решено, провести неделю трудо вой подготовки, во вре.мя которой стар шеклассники .познако мятся с прЗ!фесси- ями на металлургиче ском заводе «Свободный сокол». Задания для клу ба выполняют не только отличники и хорошисты. Наоборот, подготовить доклад или беседу часто поручают ученику как раз отстающему по это му предмету, чтобы раз будить в кем интерес к знанию. Такой клуб можно иметь в каждой школе. Он научит работать с книгой, искать, исследо вать, мыслить... Потому что сейчас мало . быть грамотным человеком. Нужно быть чело-)э-<ом образоввнным, Е. ЕМЕЛЬЯНОВА. По этому маршруту несколько дней назад отправилась на лыжах группа комсомольцев Липецкого завода «Центролит». Ребята собираются пройти по местам революционных событий в Задонском районе, посе тить подшефную Чаетодубравскую восьмилетнюю школу, прочитать в нескольких селах цикл лекций о ноябрьском ({971 г.) Пленуме ЦК КПСС и третьей сессии Вер ховного Совета СССР восьмого созыва. В Задвнск молодые питей щики прибудут к дню открытия рай онной комсомольской конференции. Здесь они расскажут о трудовых ус пехах своего предприятия, познако мят задонцеа с делами комсомолии Правобережья. Домой ребята вернутся через де сять дней. Рассказ об их необычном походе мы услышим на IV районной конференции Правобережной комсо мольской организации. А. АЛИПОВ. Ш ЕЛ по у.таце мальчишка. По фамилии Кукушкин. Шел себе, шел, глазея со скуки по сторонам, никуда особен но не торопился, потому что некуда было торопиться-то. Вдруг видит... Что такое? Безобразие! Два .парня били третьего, Мальчишку лет шести. И парни-то были так себе, из породы мелких драчунов, уважаю щих собственный пранцип — все на одного, особенно на того, кто меньше ростом. Кукушкину стало жалко мальчишку. И тогда он — ■решился. — Позор! — сказал Кутсушкан, И... стал писать в газету;' -«Могу я быть, свидетелем, два парня би.та третьего»,.. «Зачем, же знать газсгге, что кто-то любит драться? Неужто сами дети ие могут разобраться?!» — заканчи ваются стйхи, '■ В самом деле — неужто не мо гут? Просим простить наших читате лей за столь длинное вступление. Нет, не получала наша редакция письма означенного автора. Кукуш- йш — герой стихотворения извест ной детской поэтессы Агрни Барто. Ш есть, к еежа. 1 е 1 ЯЙ,.в на шей почте письма, очень .ло.хожне, если не содержанием, так на строением, тоном своим. 'Читаешь т и думаешь: ох, н скучно же было, верно, человеку, взявшему 3 руки •безотказное перо,' Кукушки ну ■в-какой-то стененя и простить можно—-мал еще, подрастет немного, догадается, что з данной ситуации надо было действовать самостоятель но — не обижай маленьких! Но вот как понять, чем объяснить письма — к счастью, их немного — некоторых наших авторов, вроде бы и миновавших «кучсушкинский» воз раст? Сначала мы хотели просто,— писать совСем-совсем не о чем. Так даже интересней. Бот совссм - сор . ссм ■ни о че.м. а... все-таки наггисать: «Здравствуй, редакция. ■ Пра.вда ли, что вы пишете , тоже письма?- Учусь я пока в 4!-й школе, ио, на верное, скоро перейду в 28-ю или 3-ю школу. Еще я учусь на баяне. Напишите письмо мне тоже. Ну пока. До свидания, писать- больше нечего». Здорово, правда? Так не каждый сможет — ни о чем... А вот Люба и Таня Кретовы из. ней ;за ваше письмо? Уж, слишком много ошибок в .нем. Уж - вы преж де..поднажмите на русский, язык.. Тем более выпускные экзамены • не за горами. На аттестат зрелости. ■, Договорились? А еще вот какой случай был... Жили-были в общежитии, в одной комнате, две девушки — Люда Т, и. Шура Ф. Вот Люде как-то понрави лась у Шуры кофточка. А, может, и еще что... Выручи,—говорит она под ружке.—Подари мне. 'юе или хоть продай. Бери, — отвечает та. А :Жаль ТОЛЬКО, что забыли .написать, свой адрес. А вообще мы считаем, что с -этим вопросом вам надо, ж откладывая, обратиться к секретарю комитета .кс 1 мсо.мола.^'..^своей брганкзашч!. Не . стесняйтесь; так вот| прямо'и“'спра- шивайте. Мы думаем, что товарища вам обязате,чьно .помогут. -И как это они до .сИх по{!| не. д^.адались, как дорожите, вы званием комсо мольца, .ледооценкл, -яедоучли, -недоглядели, недо... ]^ы уж извини- . те их, Пестриков Н.,| елулаются еще и КУШКИН ПИШЕТ В ГАЗЕТУ , махнуть на эти письма рукой. Не обращать внимания — едииичные явления! Но потом заметили — а ведь ,авторы-то не просто пишут нам. скрываясь .под каким-нибудь там заковыристым псевдонимом. Нет, они в большинстве своем,, не дрогнувшей рукой выводят свой точ ный адрес и фамилию и просят от вета, причем, непременно через га зету. И мы проявили слабость. Решили ответить. Через газету... Дело было вечером, делать было . нечего... А нс написать ли письмо,— решил Витя Капин, Ну и что ж, что села Сошки Грязикского района ■фешили — нет, уж если писать : в. газету, то надо хоть что-нибудь при думать. «Прошу пожалуйста испол-. ните мою просбу. Я учусь в' девя том .классе..И я,хочу с кем-нибудь переписываться. Дайте мие адрес девочке или мальчика». — написала Люба. (Сохраняем орфографию ав тора). ' Девочки! Люба и' Таня! Может быть, мы бы и выполнили вашу просьбу. Забросили бы все свои ре дакционные дела, стали бы всем коллективом искать вам в подруж ки хорошую девочку. Какая вам больше по душе? Уж, конечно, умт ница, отличница,. верно? Да только есть у. нас одно опасение. А вдруг придется всем нам краснеть перед про цену и не сказала. Долго ли, короисо — ..дошло все-такн дело до цены; И . никак они не поладят. Шу ра говорит — четвертной и—по ру-. кам, а Люда — бери тогда кофточку назад. А Шура — не берет... Ох-хо- .хо! Бот дела-то какие. ■Вы уже, конечно, догадались, чем все кончилось?. Точно. Сели они писать письмо в газету. ' ■ ■А теперь отвечаем и. на ваш во прос, липчанин Пестриков Н. Если вы ие запамятовали, был он таким: «Дорогая редакция! Ответьте через газету на мой вопрос. Мне 26 лет. Я комсомолец. Имею я право еще два года быть в комсомоле, а член- : ские ВЗНОСЫ' не платить?». Признаемся, сразили вы нас. Пе стряков Н., своей откровецпогтью. у нас в отдельных комитетах комсо- . мола отдельные недостатки. Ну, а вот следуюйтее письмо... В.место адреса на его конверте зкачится; г Липецк, ул.. ТГ'юской, Первому давшему парик..;" Дело было вечером, 'делаты; было нечего... Д'?гадываетесь? «Ка’:‘!:у по падет это Письмо, мае неизвестно,— пишет Маша Ф. из села До.лгое Данковекого района (приметы: «во лосы белокурые, глаза — темно-го лубые»). I Ах, конечно же, э!го ли не тема для разговора о девичьей чести и гордости, о скромности, о. достоинст ве — качествах, о которых вряд ли задумывалась в своей, как она пи шет, шестнадцатилетней жизни «белокурая» Маша Ф. Но все же... Думаете, не .понилгает она, что такое письмо, унижает ее, как лич ность? Что заслуживает осуждения? Прекрасно понимает. Вот потому, видимо, и приписала в конце «незна комому парню»: «На конверте свой ■адрес не пиши». Ну, скажите, как тут не вспомнить про того Кукушкина.^ «Зачем же ■знать газете?» А мало ли! На вся кий случай. И потом, она ведь, га зета, все стерпит. И более того — обязана разобраться». Верно, обязана. Вот. почему; еще мы и решили ответить всем ' нашим Кукушкиным, Очень хочется нам разобраться,, неунтто на этом й кон чаются их интересы? Неужто больше и сказать было нечего? А если и в • само.ч деле нечего, то... зачем они все-таки писали? На . этом можно было бы поста вить точхту. Разве что поеле^гнее. До рогие друзья-читатели! Мы верим, что вы поймете. нас правильно. Мы. всегда рады вашим шюьмам — теп- льш, искренним, заиккересованиым, дружеским. Мы всегда ждем их — важных, интересных, ' оперативных, ■подробных,' Взволнованных... Мы всегда благодарны вам за них, за внимание к газете, которую вы счи таете . своей. И она действительно •Ваша — для вас, и о вас. Пишите нам, ждём! . А сегодня мы говорили всего лишь о письмах некоего Кукушкина. Хорошо, что их в нашей почте со всем немного, \ Л. ИГОРЕВА. I Т.Й.ЧАЛИ с самых простых испытаний. Под равно- * душное тиканье-секундо мера: р'обот 'ДВ-5 перемножал пяти значные числа. Он называл простые числа от 1000 до 10.000. Он извле кал кубичежие корш и интегриро вал функции возрастающей степени трудности. Он прошел иро.верку все более и более усложнявшихся меха нических реакций. К концу этих двух часов Пауэлл обильно В'сиотел, а Донован изгрыз зее ногти, .оказавшиеся не слишком питательными. Робот сказал: — Ну, как, хозяин? Пауэлл ответил;' — Я должен подумать, Дейв. Не нужно спешить с решением.,.». (Действие романа А. Азимова «Я робот» происходит в 2058 г.). Начали с самых простых испыта ний. Электронный робот «Мннск-22» сначала легко перемножал пятизнач ные числа. Мерцали, рассыпаясь, разноцветные , огоньки на пульте управления. Неслышно по.чзла .вниз магнитная лента блока оперативной памяти. Чтобы правильно рассчи тать ■состав" С.МОЛО-ДОЛО-МИТОВОГО кирпича, требовалось решить зада чу СО многими неизвестными. — Вы ТОЛЬКО не думайте, что ваш робот — бог, — сказал программист ■ глав'ному стадёплавйльщщту' Ивану , Дмитриевичу Чяграю. — Он, рабо тает по статистичебкЕМ ■аглоритмам Чиграй вытер' вспотевший лоб. (Действие происходит на' НЛМЗ в наши дни). * я. Итак, робот. ЭВМ: фантастика ■И.ЧИ действительность? Право, мы как-то не успели заметить, как элек тронно-вычислительные . устройства, роботы сошли со страниц фантасти ческих "романов, скромно встали бок о бок с рабочими и учеными и осто рожно, ие назойливо, стали помо гать им вреоб'разо.вывать мир‘. ' И вот он перед, нами, электрон ный робот, существо из транзисто ров и полупроводников, которое , все может, многое умеет. ...На развилке 'дороги, где стрелы указателей приглашают путников одновременно в конверторный, элек тросталеплавильный и листопрокат-. ный цехи, возвышается не особо при метное здание, выложенное из си ликатного кирпича. Здесь и распо ложен заводской вычислительный центр. Заходить туда не буде.м. Поверьте мне на слово: там работают более тре.хсот маленьких роботов—вычис лительных машин разных классов и типов, начиная от простейших — настольных, ■ которые производят только слолсение и вычитание, н кон чая счетно-перфорационными маши нами, умеющими выполнять любые действия. Они обрабатывают 46 ты сяч документов ежемесячно, набива ют перфокарты, которых, кстати сказать, здесь выдается на ЭВМ не менее 300 тысяч. Мы шагаем во' второй листопро- ■ катный цех, туда, где пока прописан один из главных роботов — «МИНСК-22». Шопугчтг мой — уг ловатый парнишка, по виду десяти классник, в очках, вышагивает гор до и степенно. Вилсу, как ему ие -терпится рассказать что-нибудь о ЭВМ, познавпя ну просто' перепол-. няют его. — Тебя как зовут-то? — Я — .тезка нашего начальника. Володя. — Давно из школы? — Второй год. — Ученик? Володя ' смотрит на меня пре.зри- телыю. Неужели не видно, что идет квалифйциро'ванный специалист? — Вы что-нибудь понимаете в языке аглорит.ма? — спрашивает он меня, — Нет. —■Жаль. . Слова эти сказаны с таким вели колепным презрением, что мне ста новится стыдно. ' Оказывается, Володя — слесарь по ремонту электронных машин. Да, он один.из тех 10О рабочих, обслуживающих заводской центр, которые имеют совершенно новые профессии — операторов и слеса рей электронной техники. Вот и второй листопрокапшй. Почти на километр раскинулись его корпуса. По обе стороны линии — гудят прокатный станы, черновые и чистовые клети. Володя молчит. Он останавливается перед одной .из са мых обыкновенных дверей и, преж де чем открыть ее. дает Мне послед нее пояснение. Операция «Технический поиск» —■'У нас в центре 60 математиков, 9.чектроящиков,; программиетоа, ме таллургов.. -Все .инженеры. . Рабога- I. Наш шеф. Жаль, я уезжаю, на курсы, а то познакомил бы. Мы. прощаемся, и я вхожу в неве домый мир. После, гула и грохота— оглушающая тишина. Небольшое, сверкающее стерильной чистотой помещение. Вдоль . стен — ряды янщков — блоков с таинсгвенрыми названиями.: Ну, например, «блок оперативной памяти» или «блок ариф.метических: устройств». 14 бло ков, и все они.взаимосвязаны с ма шиной, хотя каждый из них сам по себе уникален. Это и есть робот. «Минск-22». Ма шина, которая может считать до триллиона, -машина, которая за се кунду производит 5.600 действий, •машина, хранящая информацию- в несколько раз превышающую ин формацию Большой Со'ветской Эн- циклО’Педии. Сегодня на смене. — старший ин-,. аге’нер Нина Андреевна Погодина. Она распахивает дверцы блежов, обнажая иеимо.веркые переплете-тя тысяч полупроводникскв и транзи-. сторон. . • ' ' , , Здесь, кстати, все очень: про-. с-то.'-тПравда, нужны некоторые. ' на*' шие. и небольшие- заводы', стройки, трубопрокатные станы, просят' обя- за.теяьио .учесть их "потребности в специальных' марках стали, сроки поставки. Прокатчшеи смеются; не будь ЭВМ—остановили бы производство и начали состав.тять план-заказ. . Да и нашему роботу приходится, прежде чем найти наиболее-, опти мальное решение, перебрать в «моз гу» сотни вариантов. - Итак, первая задача ЭВМ — эко номическая. Вторая, естественно, наиболее перспективная — инженер, яая. Электронно-вычислительная машина становятся помощником . металлурга. Впрочем, кажется, мы увлеклись, технологией. А где же они, хозяева робото.в? ^ Пожалуй, написать очерк можно о каждом из шестидесяти инженеров вычислительного центра, но во вре мя беседы с молодыми программи стами и злектрониками часто при ходилось' слышать подобные фразы! — Это Володя предложил. —■ Его мысль, дельный старик! — .Посоветуйтесь с Володей Сак- лако.вьш; ' , . Естественно, ■ возникло желание" - нОэцакомиться, с.Володей. И встреча состоялась." ■ : . . ' " РОБОТОВ .выки и знания. Но при желаани по- реводит аглоритмы на •язык машины.,. . Для нее все просто, как и для ее това.рищей-ивженерЬв. ^Нина , снача ла училась в авиационном ;иис'тату* те, овладела техникор . уп'равдения; полетами, потом увлеклась' .радио,- перешла на полюбизшпйся. факуль- . тет, а на заводе в тре гни раз сме нила профессию, переквалифипиро-: валясь в электроника;.. . Кстати говоря, человек, рбедужи- вающнй ЭВМ, должен' а совершен стве знать и электронику, и мате матику, и. программирование, и ме таллургию, поэтому.каждому ин женеру довелось идти примерно та кой же дорогой, какой шла и Нина Погодина. '...На шкале индикаторов пульта управления, словно крошечные • ме- георы, вспыхивают, рассыпаются но приборной доске и гаснут вере ницы ора 1 шевы,х сигнальных ламп. Это ■обработанные в вычислите.чьном ■ центре завода документы, напесен- ,:ше на перфокарты, заносятся а ЭВМ. — Чем сейчас занята машина?—- спрашиваем у Нины Андреевны. — Готовит рапорт начальнику це- ■ ха. Да, такие сведения начальник це ха мог получить через месяц. А машина обобщит итоги работы за сутки в полчаса. Нужно" ли это ему? Как 'хлеб, как воздух. ■Рано утром на-стол начальнта цеха лягут сведения, рассказываю щие о работе коллектива за сутки, о -марках стали, конфигурации, дан ные о листе, рулонах, геометрии -проката. Вот еще один пример,^ лежащий, гак сказать, на поверхности.' На за воде — -26 тысяч работающих и в . день зарплаты каждый получит на руки своеобразную рапортичку, из которой видно, сколько начислено ему заработной платы* какова сум- ■иа премии. Совсем недавно сотни счетных ра- ботников занимались 'этим делом, а ЭВМ .управляется с заданием за не- . сколько минут. Правда, приходится «раскинуть электронными мозгами» машине, когда наступает, например, обработ ка плана-заказа для прокатного етана «2000», Это случается перед аачалем квартала. ■ ' . Пять тысяч предприятий-потребя- теДей присылают свои заявки'; Боль- Да, :■ совершенно иным' представ лялся начальник центра. ^ ' • .И вдруг навстречу нам поднялся... Володя. Да, Владимир Петрович Саклаков, которого, кстати сказыь, 'мало кто из инжеиероз ве,чичает по имеии-орюству. На вид начальнику не'больше 27 лет. Высок ростом, ху- ’ дшцав,'отаи в простой оправе, гово- 'рит . быс'гро-быстро, словно -скорост ные ритмы, подчиненной, ему -техни-. кн передались';И. самому начальви»; КУ............... ' Владимир Цетрович, .узнав •о це ла прихода, улыбнулся, снял ошеи, протер стекла платочком. — .Обо мне. ийсать поздно, ■— улыбнулся он, — я уже старик. Не давно тридцать два стукнуло, И все-таки мы решили рассказать о «старике». В Новочеркасском политехниче ском. иа факультете автоматизации производства, преподава гели много рассказыва.'ш о трудоемких про цессах, но этот был по-особому сло жен и непонятен. Когда Владимиру показали - фотографию смены опе ратора прокатного цеха, он только головой покачал. Черт возьми, как только выдерживает человек: за один час делает восемь тысяч дви жений.. Выходит, что каждую секун ду он производит два движения. Но фотография воздействовала на инженера чисто внешне. В цехе кар тина предстала в новом свете. Во круг раска.ченный металл, по валкам бежала стальные «чушки», а. два оператора, не видя друг , друга, сидя за. пультом,дергалисы-словно завод ные. едва успевая нажимать на все возможные рычаги, кнопки, педали. Нельзя было на на секунду упустить из виду рольганга, скорость враще- .ния главного привода, расположе ние передней и задней линеек, дер жать поя наблюдением гидросбиз окалины. Только Владимир собрался ухо дить, подошел к нему один из опе раторов, угрюмо посмотрел на Сак- лакова и сказал: — Вы действуете мне на нервы, и, тем самым, увеличиваете нерзно- исихическое напряжение. — хотим автоматизировать ваш труд, превратить оператора в... — Иас унте,превратили. Институт ские ученые .кумекали, да расписа лись... (Продолжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz