Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)
ОЛЬСТЕРСКИЕ ГАВРОШИ Белее двух « полевнной пет в Северной Ирлвн- дми раздаются взрывы и выстрелы, чинятся рас правы, льётся кровь. Огнем и и 1 тыиом английские оккупационные войска пытаются сломить сопро тивление ирландских патриотов. В широкую борьбу за гражданские права не вольно аовлечеио й юное поколение Ольстера: Камнями и баррикадами встречает оно оккуйан- ч Ь ш . : Поднятый флаг и кулак этих североирландских Гаврошей является символом веры в победу их отцов и матерей. Фото Камера Пресс—ТАСС. С РЕДИ них есть еще Косичка, Туфля,- Пуговица и мнЬгие другие оимпатачиые имена. — А, как тебя зовут?. — спраши ваю у самого маленького. И получаю . в ответ вместе с веселой улыбкой: — Сосунок. " , , Конечно, по-настоящему их зовут иначе — Хосе, Графиэло, Мануэль, Густаво и т . 'д . Но никто из них не обращается друг к -другу по име ни. Предпочитают прозвища. Нача лось — для конспирации. А сейчас--. уже по традиции. Хотя опасноста теперь не меньше, а может быть, й больше. Конечно, на Сосиску или ца.Сосун- ка никто не обижается, хотя Соси ской зовут парня, который ничем не напоминает этот мясной, продукт, и сам он .— яйцо. уважаемое н . авто-: ритетное —- худо'жбствеиный дирек'ч тор БРП. , , ■БРП - г это бригада имени Рамоны Парры. Она сострят из мальчишек и девчонок лет па 14—15. Все — чле ны чилийского, комсомола, в основ-, ном дети рабочих из Сантьяго. Они либо учатся, либо работак>т. И все «делают пропаганду» —„так они оп ределяют свое занятие. Сделать про паганду — это значит писать на сте нах домов, на длинных каменных за- бора.х, которых так много в Сантья го. огромными метровыми - буквами лозунги Центрального Комитета Ком. мунисгнческой партия Чили. - ' ■-■Делать пропаганду — штука не легкая. Это значит, что после школы н-ли после работы в жаржй день иди холодный, в солнечный или дождли вый,-есть-ли билет на футбольный матч или нет, 15*:.тетний человек от- . прао.чяется часам к шести вечера* в дон,-который занимает БРН. Там он снимает е себя обычную одежду -н надезает матерчатый комбинезон, сверку до низу заляпанный ■'многяма . слоями . краси !— *-же-ттой,- -черной, '.белой, фиолетовой.' ^ -- Во дворе ребята рашстэдывают ко- ■стры'Н на них в бо.тьших* яетал'яиче- ских чанах кипятят воду к раэводят- краеки; засыпают ее-в- ко-тзы н раз- ' мецмвают дэйаныяи‘чцестами; Кра^ ска густа, шесты тяжелы, ды.м едок, : а костры жаркие, а на дворе и так не холодив. И не пересчитать, ашль- ,ко потов сойдет с каждого" (ребята меняются быстро и организованно у котлов, чтобы не выбиться да сил). пока краска не будет доведена до кондиция. А потом тяжелённые кот лы нужно вынести на улицу и под нять в кузов старенького и тоже многослойно заляпанного красками грузовичка, который отправится в ка, кой-нибудь район Сантьяго. Там до полуночи ребята будут писать свои лозунги. Но прежде чем двинуться в путь, они укрепляют над ■ кабиной , шофера. красный флаг. Краеиое по лотнище с золотой звездой и моло том— -единственное, что на этом грузовичке не заляпало краской. Они едут с песней. Спереди и сза- дк идут по дороге легковые машины. В них. сидят разные у люда -— одни смотрят на ребят одобрительно, дру гие хмуро Ш1И -равнодушно, третьи — е ненавистью. ;И те, кто смотрит с ншавистью,' иногда нажимают гслаксояы своих автомоби.чен, чтобы заглушить песни. Но,ребята поют. И в конце концов не песни, а гудки сдаются. Да и. как песяя может, не, победить, есл№ ребята в о ' все горло поют «Иитернацирнал». ' ■Ребята не теряют времени даром. Они прихватй.5И с собой типшраф- ские плакаты, -л-истовкй и’,прямо с -грузовичка на ходу передают их .во- дителям машин. Как н песню, 'пла- . каты из машнй принимают по-разяо- му. Некоторые тянутся са!>ш, другие ■ кривятся, третьи дечают вид, что не замечают. . Посмотришь сбоку^щз этот грузо вичок, и сразу вспоминаешь фотогра- фии из школьного учебника истории: петроградские революционные рабр- ■ше на грузовике. То.чько теперь едут не рабочие, а дети рабочих, в руках не винтовки, а кисти. Грузо вик немножко не тот, но флаг тот же самый. И от сознания того, что октябрьская фотография оживает совсем на другом конце земли, в ' Сантьяго столице Чили, очень хо рошо становится на душе. Сходство это ощущается еще рез че, когда узнаешь от ребят (прихо дится, правда, вытягивать эти рас сказы), как, бывает,' стреляют в них: промчится^ мимо легковой автомо биль и польет оттуда градом пуль; или где-то на холме примостатся снайпер из фашистской «Патриа и .шбертад», выстрелит — и бежать. Но они .работают.. Каждый день-— без -перерывов, без выходных, без. праздников; Каждый день, , точнее, каждый вечер н часть ночи. ■Я видел, как пишут они'лозунги. Становятся цепочкой человек в 10 у длинного каменного фабричного за бора. Впереди Кочан шрифтовым уг лем наносит рисунок букв быстрой уверенной рукой. За ним Кисточка обводит буквы желтой краской. По том Запятая черной краосбй обводит угольную линию изнутри. ‘А . дальше уже все скопом закрашивают буквы. Но и тут разде.чвние труда-—.-по ро сту. Каждый закрашивает ту часть забора, с которой ему легче спра виться. "" Через 12—15 шнут огромный ло зунг — метровый в высоту н полто ра десятка метров длиной — готов; «Чили.-говорит «Нет!» американской агрессии»,,., .«Чнлиец!. еМеркурнр» врет!» («Меркуряо»—это реакционная .газета, пытающаяся оболсать.полити. ку .правительства), «Остановить фа шизм!» и другие. ' 17 лозунгов за вечер. Только в Сантьяго. А по всей стране 130 бригад име.чй Рамоны Парры. Три тысячи лозунгов ежедневно. Они же иногда' и настоящая настенная жи вопись --- выразительная, емкая, . кричащая. ■ Й то, что в ребят — членов БРП, комсомольцев — стреляют из бое вых:патронов фашисты,' доказывает, - - что искусство бьет в цель. Генрих БОРОВИК, спец. корр. АПН. Сантьяго, апрель. В Советском Союзе находится видный деятель Парагвайской коммунистиче ской'партии Антонио Сотомайор. Во семь лет по воле кровавого диктатора страны Стресснера пррвел он в тюрь ме, С большим трудом удалось ему вырваться из стресскеровских казематов ■ начале нынешнего года. Корреспондент АПН встретился с Ан тонио Сотомайором и • попросил его рассказать о своей судьбе, о положении политзаключенных, томящихся в параг вайских тюрьмах. Мы ведем беседу в наполненной ве сенним солнцем комнате. Сотомайор на минуту задумывается, собираясь с мыс лями: . — Об этой тюрьме, — начинает он,— хочу рассказать непременно. В ней, по мнению стресснеровских палачей, со держатся «особо опасные преступники» —руководители Коммунистической пар тии Парагвая Антонио Майдана, Хулио Рохас и Альфредо Алькорта., Об их му жестве и необыкновенной выдериоге я еще- расскажу. Но сначала о самой тюрьме, именуемой «третьим комисса риатом». О ней должны знать все люди земли. Камеры — четыре на четыре квад ратных метра. Без окон. Здесь же туа лет. Кроватью служит сырой земляной поя.. Даже для одного узника это отвра тительное жилье. Но ведь в таких кро хотных помещениях охранка содержит по Ю—15 человек. Когда заключенные ложатся ка пол, они не могут даже пе ревернуться — так тесно. Узникам не разрешают выходить на саежий воздух. Им не оказывается элементарная ме- дицинская^ 1 Юмощь, запрещено писать и читать. Это~ёкорее даже не тюрьма, а могила для живых людей. Вот в таких ужасных условиях оказал ся и я. — А случилось это так, — вспомине- ет Антонио. — Июньской ночью 1964 года- квартиру, в которой я ночевал 40 своими товарищами, окружили поли цейские. (Как выяснилось позднее, нав выдал провокатор, специально подо- а „НАС НЕ СЛОМИТЬ' сланный стресскеровской полицией для разгрома аграрного профсоюза, в ко тором мы работали). Сопротивляться было бесполезно. Нам надели наручни ки и повезли в Асунсьон. Когда доста вили в столицу, сразу же качались до просы. Охранники требовали: «Скажи, кто тебя направил в профсоюз. Назови адреса и явочные квартиры коммуни стов. Будешь благоразумным — отпу стим на свободу и щедро отблагода рим». Разумеется, я не пошел на эту гнусную сделку. Тогда они начали, же стоко пытать меня. Применяли даже электрический ток. Я потерял сознание.- Очнулся уже в камере. Снова допросы и Снова пытки. Но палачи от меня ни чего не добилисЭ. Через несколько дней я был переведен в страшный за стенок — Такумбу. — Там заговоришь, —. сказал мне «на прощание» полицай, — Всю душу из те бя -вытрясут, а потом отправят на тот свет. Та.ч что, счастливой дороги... Политзаключенных в Такумбу, куда меня отправили, заставляют работать по 12—14 часов в сутки. Они таскают ог ромные камни. Многие не выдержива ют такой нечеловеческой нагруби и погибаю-г. Обращаются с ними,- как с животными,' Никакой медицинской по мощи. Жизнь — впроголодь. Однажды, надорвавшись от непосильной ноши, я уже не мог встать. Тогда-то меня и отправили в «-гретий комиссариат». Мне повезло: попал в камеру, где на ходились товарищи Майдана; Рохас и Алькорта. Тюрьма сильно подорвала их Эдоровье. Антонио Майдана страдает заболеванием горла и глаз, Хулио Ро-, хас — кишечным заболёванием. У, Альфредо Алькорты ~ прогрессирую щий паралич. Но я не помню, чтобы они когда-либо жаловались на свои болез- ци. Напротив, проявляют трогательную заботу о других товарищах, в тяжелый момент находят ободряющее слово. Это благодаря Майдане уэннки, втом числе и я, не потеряли человеческого облика. У него твердый распорядок дня. Утром обязательная гимнастика. Майда на по профессии учитель, ей он остал ся вереи и в тюрьме. С теми эаклю- "чанными, которые никогда не учились, он проводил занятия по языку, геогра фии, истории; математике, помогал ов ладеть основами марксизма-ленинизма. А разве можно забыть хоровые .крн- курсы? Их также предложил Майдана. Напротив нас тоже находились полит заключенные. С ними-то мы и органи зовали соревнование на лучшее испол нение народных и революционных пе сен. Это была волнующая сцена, осо бенно, когда нашем исполнении зву чал «Интернационал». Тюремное на чальство приходило в ярость. Охранни ки подбегали к нашим камерам и ис-, тошно кричали: «Замолчите! Прекрати те!». А мы продолжали петь, В эти ми нуты, казалось, что рушатся тюремные’ стены... Хоровые «состязания» давали: нам отличный заряд бодрости, Стресснеровские палачи лелеяли мысль сломить волю товарищей Май- дань 1 , Рохаса, Алькорты и других полит заключенных. Но они просчитались. Коммунисты оказались сильнее своих палачей. Вот уже четырнадцатый год Антонио Майдана и его боевые сорат ники проявляют) удивительную выдерж ку и спокойствие. Но жизнь их все же в опасности. Власти' могут в любой мо мент учинить над ними расправу. Об этом говорит хотя, бы недавний случай, свидетелем' которого я был. В «третий комиссариат» пожаловал сам сын дик татора Стресснера в сопровождении охраны. Подойдя к нашей камере, спро. сил: ■— Кто из вас Майдана? Антонио спокойно ответил: 'Л . - Эго я., . . 8 — Ты бандит!.. — истошно закричал Ц Стресснер-младший.------Отсюда живым Й не выйдешь! ф — Нас не испугаете,— с достоинст- р вом сказал Майдана. Коммунисты не -& боятся смерти. Вы можете уничтожить а нас физически, но наши идеи будут й жить вечно. . - ф Стресснер-младший совсем вышел из себя. Лицо его стало багрово-красным. От душившей его злобы он не мог вы молвить ни слова,.. Парагвайская реакция не оставила своих планов физической расправы с патриотами. Вот, почему важно прово дить на всей планете митинги в.-.защиту парагвайских политзакяючвнных.- Йаже жестокая стресснеровская'^; диктатура вынуждена считаться с мировым обще ственным мнением. Стресснер в, по следнее время старается показать себя-, либералом, в своих демагогических ре чах призывает к миру. Но все это пу стые слова. Диктатура по-прежнему ос тается антинародной. Беседа подошла к концу, На проща ние товарищ Сотомайор сказал: — Я впервые в Советском Союзе. О : Стране Советов много доброго слышал от наших товарищей, которые бывали у вас. Но то, что я увидел, превзошло все мои ожидания. Я словно попал из цар ства мрака в царство света. Так на са мом деле и есть. Мне очень понрави лись советские люди; человеколюби вые, добрые, отзывчивые. Я побывал в Кремле, прошел пешком по .некоторым МОСКОВСКИМ- улицам, И всюду я видел атмосферу труда и доброжелательно сти. И мне хочется от всей души ска зать; расцветай и дальше, Страна Сове тов, на радость всем простым -людям земли! : ' . О А, 1ТЕТР4Г1614Н. 8 ^ (АПН). Редактор ■а^яаазкада за^аж явааяаиеаамяивиянаааяааиимй . ивюд^ Н. СМОЛЬЯНИНОВ. р. Ланей, Ком^альиая вл;, рея. газеты еЛеяинвд». Телефоны: редактора - 2-33-53, ответствёнвого секретаря в отдела иллюстраций а аэ, идеологический отдеа»^—34—13,1ХЯ«Д0»1 комсомольской жизни н, ^ютодаборатории—2—36—43, учащейся молодежи—2—88—50, писем и спорта—2-^-34—46. А Э 99Д9Й ^ ^ ^ ^ ^ — г,**, 4,^ , г« «иииедв, 1чиммунадьв8Я I -2—28—59, йдеодогйческий 0Т|1едг^^а4;^|Э^^д#лрВ|________ -\Э 22329 'ЛнвецЕ,"типография об. 1 астявго управления по печати. Зэк. № 4120.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz