Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)
Ю ля Никитуцщина была человеком В|и- леж-ным. Из техучилища пришла ив зав^>д фрезеровщицей • пе 1 рвого ■разряд В цехе, ей'празу/ прнсвоияи второй*, работала ша мастерски, даром что новичок. Етанок тоже кеплохой. да,тн;-—,>далысо .работай!'И не то., чтоб 'Юлю по всякому поводу ставили в пример дру-' гим, просто считали: ■скромная, норму выполанёг амгуратно, без дела рабочее; время не бол-; ■таетСя — .значит, все нормалБно. А раз нормаль^ но, значит, ц причин особых для беспокойства, (как с прогульщиками пли лентяями) нет. ■ , ' И вдр^... В середине октября Ютя не выходит, на работу; день, другой, третий. На., заводе ветре-- , вожились: что ,с ; девушкой? - Обратились к -.под-^ р'ужка^&коллегам;. жившим с Юлей в одном об- ■, щеж-итйи,. и в ответ услышали: . . • ,- , . . т - :А ,она в "деревню у€х.ал,а, к родителям.- Не . хочет больше здесь-работать,, говорят: на-ттрак- ■ юр ' сяду, . ■.- ; у В село Шумияовку .Петровского района Гам- ■. бовской области, , где айвут родитеяа девушки, -по.тётели- пйсьма; В сельский Совет, родителям, самой--103.6. Прошло-дочти три месяца — ответа пока '- нет. ■ - , , А вот -другой пример: . - ,. ■■ —. Л^не -йрофессая ,не нравится, я с завода- >нду. .Это говорнт'' 6ывшнй Юлин--однокашник по учи-, лищу . Александр -Киселев.' Как,-внлите, он своих намерений, в отличие от Ншитушкикой, не скры-- -вал .и не.скрываег;. На работу выходит, «корда ес.ть желание», , а на; заседании цехкома-профсою за; разбиравшем-его поведение на-произвбдет-, ве, заявил: Пойду, В: колхоз,- к родителям, Там профес сии ие надо никакой, и вообще в деревне воздух свежий.' ■ Всего .на Липецкий -завод спещшструмента и технологической оснастки .в этом году пришли- 'тридцать три семнадцатилетнюс выпускника про-: фессиона.чьяо-'тежнического училища № 13. Всех их поставили на лучшие рабочие места, всем пре доставили (с превеликими усилиями .«выбитые») .комнаты в общежитии. Четверо из тридцати трех —- Ю. Накитуишина, А. Кастораых, Г. Косых и Е. Ряжских. — уже длительное время «отдыха ют» под родительским крылом в селе. Другие; Н. Лаптев, А. Киселев, В. Яблоиовский, В. Яко- рев - г тоже не перетрудились. Два-три «допол- иительны.х» выходных Дня в неделю стали для них чуть.ли не правилом. И что особенно удивляет — все .-прогульщики из числа только-тодысо пришедши.к на завод подростков, закончивших ГПТУ или среднюю школу, оправдываясь, в один голос твердят о ■родителях. , ;.е ; —-Мше'. дома'.разрешили на' работу- не. ездить. (А. Кастораых).; - — - Мама нездорова. (В. Яблоиовский).. .. . —-Ю.тец напился .пьяный, вот. я и остался дома. (Н. Лаптев). - Конечно,-в .большинстзе.случаев отделить прав- .ду от обыкновенного бессо:весткого вранья здесь давольно трудно, Но,, тем не менее, фа-кт нали- : цо; если ;не все, та, по крайней мере, многие ро- ■дители, ста-ршне-, братья, и сестры несовершенно- . .;.;:летних рабочйх в большинстве случаев знают, 4)0 ребята. без асяки.х на то причин не являются ,. на. завод, Ну, как может оставаться в неведе-. шш. скажем, отец. ф.реэеровЩтз: Сергея Забухи- Письма с предприятия. «Подросток пришел на завод» . идти брату? Я обеими руками голосовал за ин струментальный. Коллектив, слышал, там слажен ный, станочная работа сложная, интере<;ная, тре бующая большого усердия. , . Уже в|сжолько недель, как Михаил получил второй разряд токаря, работает самостоятельно. В цехе имя его мне называли в числе' лучших, таком, внешне «благополучном» случае, хоть отбавляй. : ^ Коллектив — даже самый сплоченный и самый умелый --гобязательно нуждается в помощи со стороны родственников юного но,вичка. И часто та,м, где общестенйость, бессильна, эффективно именно вот такое соединение семейной заботы с 1 . БРАТ - ТОКАРЬ ,:на —- механик Д. Я. Забухпн, если работает .он : с сыном в однс*г це.че? 1 И семнадцатилетяин, сын .его —- всеми уважаемого на заводе спецяалиста на работу выходит через два дня на третий, ..-.да -и в редкие свои .трудовые часы ,сменную нор- .му едва-едва выполняет. .; ,;Ваш сын, ваш младший брат пришел на завод Разве эго освобождает нас, старших, от-заботы - о нем? Разве, определив сына или. брата после дао.ЧЁ 1 на работу, мы имеем право умы,вать руки , я. сказать: все, наше дело кончено? Полагаться в ■-сложном деле утверждения подростка в ко,члек- тйве только ва--сам коллектив, со стороны, нас, . старших братьев, сестер, родигелей, по меньшей мере — неразумно. ■ . Подросток,' первый раз придя на завод, сталки вается с неимоверным числом проблем, и боль ших. н маленьких. Как поступить? Что сделать? .Что можно,' чего нельзя! Ответы на эти вонро-' сы. ему, несовершеннолетнему, приходится искать чаще, всего самостоятельно. И, случается, он их -; не находит. Или нахо,здт, да неправильные. Вам, читатель, монет быть, ;нескодько непонят но, почему я —■ автор этого письма, и человегг, казалось бы, посторонний — берусь говорить от вашего ймени. Все дело ,в том, что среди ста подростков, пришедших в минувшем году на нн- струменталь’ный завод, был и мой младший брат — Михаил. Закончил школу, «завалил» вступи тельные экзамены в институт стали. Перед нами, старшими членами семьи, встал вопрос: куда да и за,работок для подростка у него неплох-ой: за последние две недели декабря сдал деталей рублей на шествдбсят.. Дома, часто говорит о за воде., Впечатлений,, чувствуется, до СИД пор- у , него не .мало. . ...... Но вот вам- такой факт. Недавно заболел. Ми хаил гриппом. Температурил. Через, несколыю дней пошел в. .поликлинику закрывать, больничный; лист, и, то ли термометр у врача был испорчен ный, то ли просто градусник забыли встряхнуть, — температура у брата оказалась на полградуса выше, нормальной, больничный продлили, хотя Михаил н~чувствовал себя здоровым. Два сво бодных дня бездельничал, ходил в юшо, был у товарища; Сч1ратН:Ваю: —..А работа как же? Ведь ты здоров; > В ответ—н%что неопределенное. Для волнений повода будто бы и нет. Фор мально-все ..правильно, но, выходит, что .у брата нет еще достаточно развитого чувств'а ответст венности. Подходит' к , делу примитивно: получу, мол, на несколько рублей меньше, ну и что-?. Н е .понимает, что невыход на работу нано сит еще ущерб и обществу, всему народному хо зяйству. Ведь из-за каждого, пропущенно-гр тока рем второго разряда рабочего дня; завод теряет тридцать рублей. Так что забот в семье' даже в воспитательной функцией цеха, предприятия. Работает ,в. ае.хе , приспособлений паренек Виктор Нечипоров. Р,аботает уже месяца два без замечаний, хотя >до' недавнего прошлого был в своем отделети®' отъявленным лентяем. На омё- иу являлся не вовремя, часто вообще не при- .лодил ; на работу. Все беседы и ' наставления разбивалясь с стену его откровенного разгильдяй ства. И однажды совершенно неояшданно с Внк- .тором к начальйжу цеха пришла старшая сест ра. Притащила его,, в буквальном смысле, за ру ку.,.Бездельничанье иаряя для семьи не прошло незамеченным, и никто из. домашних к этому - равнодушным не остался. " ; - г .Резу.тьтат,'..--говорит начальник цеха при- сяособлеиий ,Н., Е. Стрельников, — такой, какого мы и ож'вдать не могли. Сейчас Виктора в -при мер'другим" ставим, - • • Конечно,(УЕмешяо быфо говорить,-.- что все ' .проблемы адацтациг подростка на производстве исчезнут. ..благодаря, усилиям старших ч-тенов его - ..семьи. Главная роль а наибольшая'ответствен ность в этом сложном деле ложатся все-таки на плеча его 'старших товарищей по цеху. И здесь- внструментальщвкам -!:;ееть и чем- поде.чнться с другими, и о. чему; за неведением, промолчать. Но - об этом в--слгдующ«й раз. г, Липещг.) . цитович. НА ЭКРАНЕ - ЗАВОД Колле.гня Л'Вгнистерства черной метал лургии СССР и ЦК'профсоюзов- работни- ;хо-в металлургической промышленности с .; хорошей_- 0 ценкой приняли фильм, сде.тан- , ;вый кинолк;)'бителями НЛМЗ и рассказываг . гощий о процессе сухого тушения кокса- на коксохимическом производстве. Немногим более года существует на Липецкой .Магнитке созданный по-'Ивициа- ткве ннсгитута :«Черметинформация» кнно- корресяонден-гский . пункт. Он объединил я опытных кинолюбителей, и начинающих . фотографов, операторов, звукорежиссеров. . Сейчас они. готовят-новые.: ленты. В том числе — картины «И труд, и отдых»-, «Пё- редовой. опмт бригады сталевара. Озерова» и -другие. ■ - ' . Н. ЛЫеЛЧЕНКО. ЛЕКЦИЯ-КОНЦЕРТ ДЛЯ Р.АБОЧИХ В обеденный перерыв в красном уголке Лебедянского машиностроительного заво да зазвучал баян. Лекция-концерт на заво де? Да. Ее подготовили для рабочих моло дые преподаватели Лебедянской музы кальной школы Владимир Брагин, Николай Куликов, студент четвертого курса Липец кого музучилища Владимир' Бирюков. Они назвали свой концерт «Звучит ба ян». Николай Куликов рассказал слушате лям об истории происхождения и разви тия этого музыкального инструмента. А затем звучали произведения Бахе, Шо пена, Ипполитова-Ивайовв, Шендерева. Рабочие тепло поблагодарили молодых музыкантов. В. КОРНЕВ, секретарь комитета комсомола отдела культуры. Г; Лебедянь. ' «РУССКИЙ СУВЕНИР» Уже несколько лет славится своей худо жественной^ самодеятельностью елецкий завод «Гидропривод». А недавно на заводе был- создан моло-- дежиый эстрадный вокально-инструмен тальный ансамбль «Русский сувенир». Ру ководит им Владимир Овчаров. В десятках сел своего района, в подшефной сельской школе, в городе Задонске уже дал он свои концерты. Мнение зрителей единодушно — «Русский сувенир» понравился всем. Л. ГОРИЧЕВ, инструктор ГК ВЛКСМ. Пятилетке— ударнтруы)^й / ""ЯАША? Лучше его, пожа- ^ уй, вряд ли нейдешь...». ,, да^Т ак сказал о старшем ап паратчике азотнотукового производ ства НЛМЗ электрослесарь А. Азов ский, его лучший друг. Поднимаюсь на третий этаж ог ромного здания. Вот и главный пульт управления цеха, откуда контроли руется процесс рождения алшиака. Высокий, широкоплечий парень вни мательно следит за работой агрегата очистки № 1, Его смуглое лицо со средоточено, густые черные брови сдвинуты, глаза устремлены на прибор, определяющий давление га за. По рассказам членов бригады догадываюсь, что это и есть Алек- освободить все сосуды от жидкости и оставить в работе насосы. Сло вом, не допускать остановки ли нии. И он, Громазин, не раз выходил победителем из таких ситуаций. Цех производства аммиака —■сердце азотного, А ему, старшему аппарат-, чику, знакомы все сосудики громад- нь 1 х механизмов, Александр рабо тает на АТП с начала пуска произ водства, уже пять лет. Он пришел сюда из технического училища. Когда впервые переступил порог главного пульта управления и уви дел множество разноцветных лам почек, кнопок включения и отклю чения, замысловатые Переплетения ЧЛЕН ПАРТКОМА сандр Громазин, ударник комму нистического труда, один из лучших рабочих цеха. Саша — старший аппаратчик от деления очистки коксового газа. Это самый трудный и сложный участок цеха. И сложность,- прежде всего, в том, что необходимо пол ностью вести технологический ре жим работы эксплуатационной ли нии. В отделение, которое обслужи вает Громазин, поступает коксовый газ с коксохимпроизводства. Первая стадия его очищения от примесей проходит на агрегате № 1. А далее чистый таз направляется на сосед ний участок — агрегат разделения и оттуда — на синтезирование ам миака. Огромная ответственность ложится на старшего аппаратчика во время аварийных обстановок. Здесь Громазин действует безуко ризненно, принимает оперативные решения. — Самое главное — не допустить понижения давления на агрегате, Иначе жидкость останется в колон не очистки. А это особенно опасно в зимнее время, ведь может при вести к большой аварии, — говорит Саша. — Поэтому стараюсь быстро схем, у него тревожно забилось сердце. Но шло время. Громазин узнавал о своем участке все больше и боль ше. Его первыми помощниками были начальник смены, мастера, то-? варищи по работе. Саша допоздна засиживался за книгами. А придя на смену, проверял прочитанное по схемам и инструкциям. Пополнялись знания и навыки — постепенно при ходила уверенность. Во многом по могла ему практика на Горловском азотнотуковом предприятии. Когда вернулся на родной завод, то сразу поставили старшим аппаратчиком. —; Это было радостное событие в моей жизни, — вспоминает Саша.— Ведь я полюбил свою профессию на всю жизнь. Конечно, специаль ность у меня ответственная, но очень интересная. Каждый день, уз наешь что-то новое... Уважают и любят Громазина в цехе. Для всех он настоящий друг. - Многое о Саше я узйала из раэго^ вора с его первым учителем, на чальником цеха В. П. Богослааским, который сказал: — Саша Громазин — исключи тельно грамотный специалист, Есть у него какой-то особый подход к своей П1рофессии и к лкздям. Сло вом, он славный парень... По крупице передает новичкам свое мастерство старший аппарат чик. Вот Саша Беляков. После окон чания Ивановского химико-техноло гического института начинал рабо тать под руководством Громазина. — Трудно было сразу понять все тонкости технологии, — признается Беляков. — Громазин, наш старшой, как мы шутя называем' его, доходчив во объяснял каждую операцию. Попросишь остаться после смены и объяснить какую-нибудь схему— не откажет. И ие уйдет домой до тех пор, пока не убедится, что това рищу все ясно. Много начинающих прошли школу «старшого». И многим он открыл секреты своего мастерства. Настойчивость ~ тоже в характе. ре Александра Громазина. За вся кое ценное начинание он берется с особым упорством. В прошлом го ду Громазин одним из первых вы звался изучить новое оборудование третьей технологической линии, И добился своего. Труд старшего аппаратчика А. Громазина высоко ценят на пред приятии. У Саши — много почетных грамот, благодарностей. Молодой рабочий награжден Ленинской юбилейной медалью. Всю жизнь решил Громазин по святить профессии аппаратчика. В этом году' готовится к поступлению в металлургический техникум на отделение «Оборудование метал лургических производств». — Знания помогут мне работать еще лучше, — говорит Громазин__ Буду знать оборудование, значит, в совершенстве освою технологию. ...Утро рабочего дня. Александр вместе с товарищами шагает на ра- ботуч^Начинаётея новый день. Трудо вой день Александра . Громазина, члена парткома Новояипецкого за вода, рядового пятилетки, Т. БЕЛЯЕВА. СЕМЬЯ МОЯ, БРИГАДА... ^Был обычный рабочий день я обычяый обеденный перерыв. Л настроение —-необычное, небуд ничное. В тот день девчонка узнала из газеты, что их подру га, их бригадир Нина Пашияцева, награждена медалью «За трудо вое отличие».'- Они понимали, что 'медаль эта — признание заслуг всей, бригады. Самой молодой бригады второго .механического... По-разному они работают. Есть в брига.де_ станочников токарь- револьверщйк Лида Гранкина. Когда заходит речь о мастерстве, после Нины первой обычно назы вают ее. Знакомишься с Лндой— и становится ясно, что иначе и быть не могло. Есть у нее ,уве- реняо-сть в себе, -В'своей удаче, какая-то удаль. Некоторые по мастерству пока не дотянули до Лиды. По этому бригада разбивается на звенья по три человека. И под бираются звенья ;так1: двое опыт ных, умелых, а <й 1 на| — иослабее. Смотри, 1 рдружка. учиед,. ире- нимай оигт. ПонадобитейЛяе стесняйся, поможем. I Это — пердце правило бшгади- ра Нины Пашянцев4й.едведцати- трехлетнего рукойодктелн двад- цатилетаих. Веявдй кёловек зна тен прежде всего*!мастерством, своим трудом. ЦсО]|а учатся ра ботать. Каждый дейв учатся. Вот почему на доске,иократелей про-' тйв фамилий де|чаг ■из комсо мольской бригады I. появляются ..цифры: 150, 170,-23П— процент ные показатели диевной .выработ ки, ■. I За полгода существования бригады не .было,, тжого .едачая, 'чтобы она с 'ал | или' н| ртя- нула месячньш план]задание; - Около тысячи рабочих зазода подхватили.'Шочня Нины Паши*^®- вой — выполнить дачную ш1ти- летку за три с полфиной года. Сама она сейчас работает в счет мая 1972-го... Стараются не /от стать от нее и подруги. Сегодня— это главная забота бригады и ее комсомольской группы. Впрочем, ■дел у группы много самых ра.зно- .образных. Конечно, многое зависит от бригадира. Нина понимает: ее слова авторитетны для подруг. А -потому старается быть справед ливой и в большом, и в повсед невных мелочах, до коцда чест ной и принципиальной. Она рань ше Других пришла на завод. И хотя привыкла обходиться в жиз- Н'Н без подсказок, но и ей нуж ны друзья, которым можно пол ностью довериться. Проблемы свободного време-. ни в бригаде, как таковой, нет. В цехе — они вместе. Да и по сле смены у них находятся общие интересы, общие дела. ' Самой Нине приходилось сов мещать бригадирство с работой в комитете ВЛКСМ завода, сан дружине, оперативно-м отряде. Ва ря Морковина'и Наташа Гончаро ва учатся заочно в сельскохозяй ственном техникуме. Готовятся к поступлению в техникум Галя Куликова и- Люба Носова. У Л и - ' ды Гранкиной ответственность, наверное, больше, чем" у .всех. Она — депутат городского Со вета. у Очень цравильио взрослеют эти девчонки, постигая .мудрое правило нашей жизни — правило коллективизма, истинного това рищества. А. ЧЕРНЫШОВ. г. Лебедянь. / Инструментальный завод. На снимке: бригада Н. Па- шшщевой в составе Л. Носовой, Л. Мешалканой, В. Морковииой, Т. Безлепкиной, Л. Гранкиной, Н. Гончаровой, И. Пашинцевой .{третья слева). Фото Н. Лямина. мастерство 1и поиск молодых | [ Интереепо проходят I . -уроки иеторКи и общест- |. доведения; - в средней I школе .V» 15. Ведет их I методой шреподааатедь, комсомолка -Тамара Пет- : ровна,лХарькнна.: В- ево- ■ бодное время она; лоно- - гает ребятам -.готовить . .. -политинформации, . сос- . тавляет обзоры успевае мости. Харькнна учится- в вечернем университе те м'арксизма-ленинизма на- факультете филосо-. . фни. Недавно ее награ- ■ ДИЛИ' внажем «Отличник Ленинскогю зачета». На сни.чке: Т,тд13- ра Петровна' Харькйяа / ведет урок в 10-м «А» классе. ; . - ■ . Фото в. Е. 1 ьшаеаа. Раздумья над фактами К АК-ТО в школе один десятиклассник при знался: «У меня лю- би.мый герой, математик Галуа. А в сочинении я написал другого. — Значит, неискренне? — удивилась я. — А по чему? И вот задумываюсь, по чему легче {потом ■ это «легче» превращается в т неразвитость души) отде лываться в сочинениях мыслями, взятыми напро кат? Наверное, потому, что они лучше при«рь:вают ли бо непонимание, либо пу стоту. Мне кажется, что в шко лах мало практикуют сочи нения на темы, идущие от самой жизни: о себе, о товарищах, о соседях или семье, наконец! Это заста вило бы ученика быть ис кренним, ищущим, самосто- ятельным. Особо об учебнике жиз ни — о книге, о литерату ре. Ребята говорят: это мы в школе проходили- Сло во-то какое нашли беста ланное — «(Проходили», мимо, что ли? И хорошо, ес ли учащийся вернется, когда повзрослеет, к Гого лю, Пушкину, Тургеневу, прочитает их не спеша, для души. К сожалению, в шко ле мы изрядно отбивали охоту к таким возвращени ям, когда по-казанному восхищаемся, по-казен ному выбираем положи тельных героев. Не слишком ли мы на вязываем нашим ребятам свои мысли? . : Не . слиш ком ли прямо, по-ло- бовому, ставим перед юными проблему идеала, положительного героя? Или еще хуже — снижаем значение великого, поминая его всуе. — Вот Александр Мат росов так бы не сделал,— говорит учительница про винившемуся. Наводя хрестоматийный глянец на героя, вряд ли сделаешь его ближе совре менникам. Да и случай не тот, когда вспоминают со вершившего’ подвиг. Вопрос об отношении к положительному в боль шей степени вопрос нрав ственности, чистоты. Из казенных чувств выраста ют и казенные мечты. «Хочу быть космонавтом!» Но... избавьте меня от мытья полов, ухода за те ми, кто младше меня, кому нужна сиеминутная забота, помощь, ласка. Ученик говорит красиво о любимом герое. А в классе он только что про шел мимо грубости, обиды (пусть даже маленькой), не спросил у товарища, поче му он грустен или не был в школе. Однажды я, тогда стар шая вожатая школы, решит ла нарушить устоявшийся пионерский ритуал реко мендации учащихся в ком сомол. Одинаковые вопро сы, одинаковые ответы, а если по-другому?;. — Скажи, а есть ли у тебя, на твой взгляд, недот статки, — спросила я у одной восьмикласснищч; Комитетчики притихли. Ка кие недостатки могут быть у отличницы? Девочка смутилась, вроде даже оби делась. Но подумала и на вопрос ответила, и очень откровенно. Я думаю эта минута искренности ее многому научит. И прежде всего быть требовательней к себе. Но, что интересно, ребя та после этого заседания комитета не разошлись сразу по домам, а разгово-, рились. Значит, нужны им подобмь 1 е вопросы, значит, они не боятся, в скорее не всегда умеют быть искрен ними, откровенными. А ведь мы для того и восхищаемся героическим, чтобы самим быть добрее, возвышенней, счастливее. ' В. КУПАВЫХ1. Веселая ярмарка Звучит мелодия «Коробейников»; Зазы валы в . нарядных русских костюмах при глашают гостей в зал. Здесь щедро пред лагают то, чем «полна коробушка». Игры сменяются танцами, танцы — аттракцио нами, конкурсами. Все это подготовили.са ми ребята. А рядом, в кафе «Тридцать стульев», хлопочут девочки. Лакомства на столах—- самые вкусные: пряники с медом, аромат ный чай, яблоки. Иначе и быть не должно, ведь ребята из Усманского дома пионеров проводят «русскую ярмарку». На веселом празднике у них побывали и пионеры из подшефной Краснинской школы. Празднинно! Еще до входа в зал мы с любопытством разглядывали друг друга и не узнавали — все были в карнавальных маска.ч и костю мах. А иначе в за.л не войдёшь — не пус тят суровые рыцари в доспехах. И вот мы у елки.’. Какая она большая и красивая; макуппга под потоло 1 К, с золотыми шишка ми, лампочек разноцветных — не сосчи тать! ; Звучит музыка;- и «дшшки», «зайцы», «принцессы» не удернсиваются от веселого; танца. Скоро заметили, что нет среди нас' самых главных людей — Деда Мороза и Снегурочки. По нашему старому обычаю,' дружно зовем их. А когда пришли они, началось иастоящее веселье. Были занима тельные игры, розыгрыши лотереи. Поч тальоны весь вечер равносили поздравле ния. Очень интересно прошли конкурсы на лучшую песню и танец. Веседо и празд нично встретили мы Новый год! О. ДАВЫДОВА. г. Липецк, средняя школа № 17, Г, ЗАБУРКИНА. ^
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz