Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

СТР>)НИЧКД для школьников ЭТУ ВСТРЕЧУ НЕ З А Б Ы Т Ь Зимой 1934 года за активное участие в культ­ походе и деткоровском движении меня и мою одноклассницу Ксюшу Авдонину пригласили, по­ смотреть Л1оскву. Какое это было большое, не­ ожиданнее счастье! Тогда же в :столицу‘приеха­ ли пионеры из уральской деревни Герасимовна вместе с матерью Павлика Морозова, погибшего , от руки кулака.. Ксюша, и я с радостью влились в эту группу. Москва произвела да нас огромное внечатле- е в жизни посмотрели звуковое кино. Нас при­ гласили в Цеитральный Совет Всесоюзной пио­ нерской организации им.'Ленина, встретились мы с пролетарским поэтом Демьяном Бедным. Нам посчастливилось побывать на приеме у НадеждЫ: Константиновны Крупской. С тех пор прошло уже много вре.мени, но я, как ‘ сейчас, вижу эту добрую, чуткую женщину. Беседа была непринужденной и задушевной. Мы внимательно слушали Надежду Константи­ новну. Она говорила о том, что нам, ребятам, любое дело, большое и малое, надо всегда до­ водить до конца. Это один из заветов Ильича. Настоящий пионер сам ищет и находит себе ра­ боту ■по плечу, вовлекает товарищей и доби­ вается цели без всякой для себя корысти, во имя общего дела. В это время всюду проводились культпоходы в село! в которых участвовали коммунисты и комсомольцы, советская интеллигенция. Прини­ мали посильное участие и мы, пионеры: помогали готовить спектакли и концерты, антирелигиозные диспуты, различные-лекции и беседы. Надежда Константиновна одобрила наше начинание, поже­ лала, чтобы мы всегда заботились о деревне, ее облике и культуре. Когда мы прощались с Крупской, она сказала нам: «Учитесь, ребята, вам строить новую жизнь. -. Только .большие знания в сочетании с больше-. вистской деловитостью помогут добиться победы коммунизма». И мы всегда помнили об этом. Д. ЗУБАРЕВ, пионер 30-х годов. Добринский район. Еще,в школе у Та,мары'быдо желание стать учительницей. Любимый предмет — литература. Нравилась вожатская рабо­ та.. И она, не задумываясь, выбирает педагогический инсти­ тут.. Успешно сдала экзамены, стала учиться заочно. «Потом узнаю,- — вспоминает она, — что в школе Л“а 10, которую я окончила, нужна старшая-пионервожатая. Осмели­ лась, пришла. Апна< Исаевна, директор, встретила меня доб­ рожелательно. А у меня одна мысль; будут ли с.чушаться ре­ бята? Многие из них на целую голову выше меня. Какой уж тут авторитет»... В первый год работы Тамара приложила много усилий, чтобы создать хороший,, деловой совет дружины. И она суме­ ла это сделать. Многие из «старичков» и сейчас помогают ребятам вести обшественную работу. Наташа Тульская, нап­ ример, возглавляет клуб отрядных вожатых «Орленок». Сейчас дружина имени Саши Чекалийа— правофлатовая, одна из лучших в нашем городе. И авторитет пришел к стар­ шей вожатой Тамаре Татарииковой. Фото В, Ельшаева. КОМСОМОЛ, ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЗВАНЫ ВОС­ ПИТЫВАТЬ У ШКОЛЬНИКОВ СТРЕМЛЕНИЕ ПОВСЕДНЕВНО ВЫ­ ПОЛНЯТЬ ЛЕНИНСКИЙ ЗАВЕТ ~ УЧИТЬСЯ КОЛШУНИЗМУ/ ПИО­ НЕРСКАЯ РАБОТА ДОЛЖНА ОХВАТЫВАТЬ ВСЕ СТОРОНЫ ЖИЗНИ СОВЕТСКИХ РЕБЯТ, ДАВАТЬ ИМ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ НАВЫКИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТРУДА НА БЛАГО ОБЩЕСТ­ ВА, ВОСПИТЫВАТЬ В ДУХЕ ЛЮБВИ К СОВЕТСКОЙ РОДИНЕ, БРАТСКОЙ.ДРУЖБЫ НАРОДОВ СССР И Т1РОЛЕТАРСКОГО ИНТЕР­ НАЦИОНАЛИЗМА, КОЛЛЕКТИВИЗМА И ТОВАРИЩЕСТВА. 1 А ЗАВОТУПАРТИИ ОТВЕТИМ ШОН в, КОЛЯСКИН, 2-й секретарь горкома ВЛКСМ г. Ельца В постановлении «О оО-летии Всесоюзной- пио­ нерской организации им. В. И. Ленина» партия дала высокую- оценку деятельности пионеров. На .их знамени — орден , -Ленина — всенародное признание., заслуг.. Коммунистическое воспитание подрастающего поколения, подчеркивается в постановлении, яв­ ляется кровным делом парода. Цеитральный Ко­ митет КПСС обязал коммунистов п комсомоль­ цев предприятий, строек, колхозов, учебных за­ ведений постоянно укреплять связи со ' школой, помогать ей воспитывать высокообразованных, . идейно ..убежденных строителей коммунизма. И эту работу' мы рассматриваем, как свой граж­ данский долг. ..... ; т ПРАВОФЛАНГОВЫХ Т. ВОЛКОВА, заведующая отделом школ Грязинского ГК ВЛКСМ Вся. страна готовится сейчас отметить праздник пионерии;’ Постановление ЦК КПСС, посвященное этому событию, проникнуто большой заботой . о I ребятах. И мы должны, ответить на эту забоуу делом.. : . : ■ ■ ■'V-:.:- Гряаикская молодежь бросила клич; ..«Пионер­ скому отряду - - комсомольскую заботу!», Ком­ сомольцы школ и предп]>йятий района готовят подарки к юбилею, помогают оформлять пионер­ ские уголки, музеи. Мы. встречаем праздник хорошими ' успехами. Сейчас в нашем районе 112- пионерских отрядО» получили право называться правофланговыми. ^ П оч етни е з а д а н и е Е. МИТИНА, М .. старшая пионервоиевтая-средней школы N8 Ж - т. Липецка Мы внимательно прочитали постанов'. . ,ие Центральнр.'-о Комитета КПСС «О 50-летии' Все­ союзной пионерской организации им, В. И. Лет нина». Полувековой юбилей пионерии—большое событие в жизни школьников, всех советск^ людей. . . , Мы, вожатые-комсомольцы, призваны -и впредь улучшать содержание и формы работы с. пионерами, давать им хорошие навыки общест­ венной деятельности и труда на благо общества, воспитывать их в духе любви к Родине. ЭVу почетную задачу выполним. В дни школьных каникул . во. всех школах Липецка проходит смотр техни­ ческого творчества. Д нему хорошо под- готови.чись ребята, из 39-й школы. На факультатншнлх? занятиях по техниче­ скому моделированию под руководством преподзнатсатг В.^ Иноземцева учащи­ еся, изготовилтг- несколько приборов по- физике, модели- .самолетов, мккромото- Ц'Икл. Вы ^ видите, ■ как семиклассники' В. Поповичев н Е. Едиков регулируют рулевое управлешш михромотоцикла с коляской {снимок внизу), С!Йи заботы у юных техников из кружка при Дворце- культуры трактор­ ного завода, которых вы в-идите на снимке, вверху. Они изготови.чи действу­ ющие модели колесного, тракторах:«Т-60» и аэросани. Руково.диг за'нягиями пред­ седатель совета молодых специа.чистбв завода, инженер-конструктор отдела главного конструктора' В. Губин. ■ ' Большие возможности для ' техниче­ ского творчества ребят создали тракточ ростроители. Самые разнообразные кружки рабо­ тают при Дворце культуры. Хочешь, быть радиотелеграфистомпожалуй­ ста. Изостудия, киностудия «Орленок», кружок механического' моделирования увлекли многих школьников,- С особым старанием готовились юные конструкто­ ры к городскому смотру технического ■'творчества. ' ■? ' На снимке: авиамоделисты за работой. Фото В. Фипогииа. ЮНОС Т Ь м о я ВЕЧНАЯ В замечательные дни мы живем. Люди всех возрастов — коммунисты, комсомольцы и пионеры—готовятся к всенародному празднику — пятиде­ сятилетию пионерской организации. Оглядываюсь я назад, и в моей па- 'мяти,. словно искорки, вспыхивают воспоминания о прошлом. ...Липецк — небольшой -уездный городок, промышлеяность- которого к ■ концу гражданской войны была почт ти разрушена. Друзья, мои ровесни­ ки, помнят 1923 год. Под руководст­ вом укома партии в городе сложи­ лась дружная комсомольская семья. Мы ликвидировали безграмотность, беспризорничество, приводили в по­ рядок пути, мосты, тротуары. Не бы­ ло дела, в котором бы не участвова­ ла комсомолия. И особой заботой нашей стала подрастающая красно- галстучная смена. В один из ярких солнечных дней я пришла в начальную школу в по­ селке завода «Свободный сокол». Мальчишки и девчонки ждали свою первую вожатую. Под их любопыт­ ными взглядами я почувствовала, что теряю уверенность. Но, собрав силы, скомандовала: «На линейку становись! Смирно! Отставить!». Не умели ребята держать строй. С это­ го и начали... Познакомились с закона.ми юных пионеров. Каждый вступающий - н отряд давал торжественное обеща­ ние быть верным -делу рабочего класса. Помню первую вОе!П!ую шру. Ко­ мандира красных назначили быстро. А белыми никто не хочет быть! «Вот сами вы и будьте», — предложили мне ребята. В январе 1972 года вме­ сте с пиоперамл школы № 28 я по­ бывала там, где проходила эта иг­ ра. Ох досталось мне тогда! Вместе с 12-—13 мальчишками и девчонками я .ползала, прыгала, отбивалась. А по­ том и победители, и побежденные разучивали тогд.э новую песню: «Ведь от тайги до Британских морей Красная Армия всех, всех сильней». Комсомольцы - металлурги, встре­ тившие меня в первый день моего знакомства с пионерами,' стили по­ стоянными верными помощниками в работе. Сначала все наши занятия проходили в классе после уроков, а потом захотелось иметь свой клуб. Директор завода Д. И. Масюта и председатель завкома С. И. Поляков пошли навстречу пионерам. И хогя сам заводской клуб в то время за­ нимал лишь шесть комнат, нам отда­ ли две. Радости ие было границ. Занятия,.ч клубе на'шнались с по- стрбевия, потом десятиминутная бе­ седа па политические темы. Мы учи- .411 законы юных'-пионеров и обяза­ тельно проводили игры. В лапту — так бить без промаха! Воздуншый з.мей — так выше всех! Создали и свой драматический кружок. Скромные афиши извещали о пионерской постановке. Б.месте с детьми отцы и матери п(дн револю­ ционные песни. 1 Наши спортивные праздники при­ влекали все население поселка, а отряд пионеров пополнялся новыми .членами. Большую .помощь: оказыва­ ла учительница Ц. П, Добролюбова. Пионерскую работу она считала не- отьемлелюй частью учебно-воспита­ тельного процесса. В то время еще бычо си.тыю влн- ыше религия, и большой вред заво­ ду приносили рслигйозм..,е праздни­ ки. Под пасху решили мы устроить аитнролигаозиый карнавал. И под звуки горна" и барабана процессия двинулась по улицам; «Долой, до­ лой рйввинов, монахов и попов! .Мы на небо взберемся, разгоним всех богов!». Иная бабушка грозила виу- ку-пионеру: «Погоди, сатана! При­ дешь домой!». Поэтому после карна­ вала я пош 1 а по домам беседовать с рОД1'1ТеЛЯМИ. ' • Помню наши экскураш на элекг- ростапцию и в литейный цех. Словно зачарованные, стояли дети во вре.мя выдачи расплавленного цугуна. Удар по куску рельса извещал о начале разливки. «Ие бойтесь, привыкайте», —- подбадривали литейщики. Вв1рос- лй пионеры, окончили школы ФЗО п ФЗУ- и пошли- на завод. Это А. Фи­ липпов, И. Егунов, П. Зиновьев, В. Тарасов и другие,.; - Годы шли. ’Восстанавливалось хо­ зяйство.' Появилось новое и в пио­ нерской работе: . мы решили по­ дружиться с сельскими школышка- м«. И пригласили в гости учащихся Кузьмипо-Отвержекой школы Липец­ кого уезда. Вместе со звеньевыми пошла я в завком. Степан Иванович Поляков о-добрия наш -плаи. Очень любили пионеры прогулки в лес. Костер, чай, заваренный черему­ хой- и сдобренпый листьями сморо­ дины и ежевики. Каша с дымком и прямо сахарный картофель с под­ жаренной корочкой.' Совсем как в песне;: «Ах, картошка—об ьеденье...». Счастливые, уходили нз леса. А зимние вечера, задушевные бе­ седы при слабом свете лампы или И меня многому научили-пионеры. Со слезами расставалась я -с ними. Надо было заезжать учиться. Со зна­ менем,- Ь'крном, барабаном пришел отряд провожать меня. Пос,де окон­ чания-вуза, я с радостью вернулась к сввпл повзрослййшм пионерам преподавателем общеотвоведешш, а потом « заведующей ^..школой фаб­ ричное адского о({ )гия. Много весен прошло. Постарела я. - Посеребрились сединой волосы моих бывших пионеров. Встречаюсь я с ними, и уносимся мы на несколько десятков лет'назад. С, большим вол­ нением перечитываем письма-воспо­ минания первых пионеров. И словно не ушла- от нас вечна» пионерская юность. А недавно мне пришлось побывать в Артеке. О таком лагере, только мечтали юные, пионеры двадцатых годов. Сегодня мы радуемся успехам пи­ онеров. Славные т^эдицигн продол­ жаются, приумножаются! новые соз­ даются. По дорогам пионерского марша Шагают красногалстучиые: Хорошо -учатся, хорошо работают. Овладевайте ленинскими знания­ ми, мечтайте, любите свою Родину. Добрых дел вам, юные! Н. Н. ФЕДОРОВА, первая пионервожатая г. Липецка. Н ЫНЕШНЕМУ еекрч. тарю к о м и т а т е ВЛКСМ Липецкого, металлургического технику'* . ма, Владимиру Мартыпю. ку приходится нелегко. Он — недавний выпускник пед- йнститута. Но ни на какак лёкцияк не преподавалось искусство быть , комсомоль­ ским вожаком. Поэтому во многом, ок^ищет.себя- в пер­ вый год работы. И оши­ бается. И что-то недоделы- '-Трудно еще а потому, что до нещ здесь был-Щ)епкий парень, иользовавшийся не просто авторитетом, а лю­ бовью .всего -Техникума, То­ ля З'вяпш. Име-Ч Толя два ■прекрашых ,;каяества:'‘ та.чант .организатора и ' ао,- лотые руки. Сейчас, когда вспоминают , о его работе, он' представляется вездесу. щим, А все было и просто, и ; сложно, • Актив, сбитый около комитета, доносил до ребят все- начинания комсо- - М ' О Л И И . - ' , - Очень грустно слушать в техникуме это слово «был». Был великолепный КВН, за­ нимали пе'рвоё.место в горо. де. Были неплохие хоровые коллективы, оркестр, само­ деятельность, - Был такой учебный сектор в комитета ■— гроза двоечни.ков. Была такая комиссия 'шетоты, что каждая группа за велик>ю честь почитала заслужить ее одобрительное слово за порядок в классе. — Да, что там- _ вспоми- кать, говорит заведую, щнй учебной частью техни­ кума -В. Е, Покровский. —• Юля Звягин знал- грешки ребят, о которыхчмы не по. дозревали,, и сами комсо­ мольцы справлялись,.' про­ сили даже не -вмешиваться, 1еперь комитет комсомо- ла техникума получил права райкома. Большие ; права - предусматривают и большие обязанности. Рас. полагается'ой в 'Ленинской комкате, где‘все. сделано ру­ ками учащихся. Само со­ здание этой комнаты ~ идея того же Толи Здягина. : Сектор . учета Надя Ноно- марева .— вторая ■ единица -■ райкома. .Человек тоже но­ вый. . ., У Владимира' Мартьшю-^ ка не отнимешь старания вникнуть в дела техникума. Что-то выходит, что-то только налаживается. Хо­ чется пожелать молодому секретарю.только одаюго — искренности, -*' душевности. ' Почему 'именно это­ го? Мне приходилось бе­ седовать в техникуме со многими людьмй, -'Причаст­ ными к сложному процессу воспитания. Н не только по­ тому, что они говорили (а правильно говорят- все!), сколько пото-му, как они говорили, чувствовались боль, радость, словом; жи­ вое отношение к происходя- ' тцему. .,, : Разговор с В. Мартыпю- ком у нас начался с невесе­ лых . фактов. Речь шла о серьезных проступках уча­ щихся: знакомство с вы­ трезвителем, кража, драка. Этим случаям дали оценку на групповых комсомоль­ ских собраниях, на заседа-. НИИ комитета ; комсомола. Насколько осуждение по­ лучило гласность, так необ­ ходимую в воспитательной работе, покажет время. Сей­ час судить-трудно. И другое. Во весь голос нужно говорить не только о плохом, чтобы оно не по­ вторилось, но II о хорошем, чтобы оно повторилось. Убеждение полонсительным примером одно из наибо­ лее действенных средств пропаганды. Возможности тут неисчерпаемы: и обоб- щеше опыта лучших комсо- Аюльских групп, где доби- .чись высоких показателей в учебе, и помощь отличников. Может, стоит создать спе- ппальный совет из хорошо успевающих ребят, которые помогли бы отстающим пра­ вильно организовать процесс учебы. Заметки о воспитательяой раЗоте Техникум •— не. школа, хотя здесь учатся ребята то­ го же возраста. Выше тре­ бования к характеру, спо­ собности работать над со­ бой, умению глубоко вес- Принять те сиецйальные зна­ ния, что дает среднее тех­ ническое учебное заведение. ‘Словом, ■ коэффициенту ■взрослости, чееян можно 'тж . сказат'ь, полагается быть выше. Это должно отра­ зиться и па стило работы комитета ВЛКСМ, которо­ му стоит позкелать- больше активности .л са.мостоятель- ■ности. ’ ' ' " ' Мне .пришлось’.быйв сви­ детелем, как «па-ковре» в кабинете■ у завуча - стоял крепкий высокий парень, первокурсник. Не будем на­ зывать его фамилии. Боль­ шую часть своего времени он проводит в спортивном зале. Толком не занимается, да, милиции. Недавно; соз­ дан в техникуме клуб- но интересам «Факел». Его программа обширна. Тут -и литмонтаж «С чего' начина­ ется . Родина», лекция «О ' культуре- поведения»,-, бесе­ да «Дапещшй край ..в 9-й пятилетке»; вечера подаии и : т;. д. ; В металлургическом, тех- - йикуме:..есть перспективный план ■;-учебно-восш!татель- пой работы. Задачи там по­ ставлены серьезные и боль­ шие. Тем более иужца чет­ кая координация действий, партийной, профсоюзной и комсомольской организа­ ций. Но как раз четкости не всегда и хватает. Отсюда отдельные огрехи, промахи, ошибки, которые в таком тонком процессе, как,воспи­ тание, сра.зу-дают себя .знать. . В один из вторников, а 2. ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ и за Ним уже тянется целый шлейф двоек. Так ■увлече­ ние, само по себе.здоровое н хорошее, . ста.чб причиной неуспеваемости. М^е кансет- ся, что такой парень мог не дойти до дверей завуча, если бы в группе был вни­ мательный и доброжела­ тельный комсбмольский' контроль за каждым. Иервокурсникч — вообще особая статья. С ними .нуж.- на большая-и тонкая ииди; видуальная работа. И одно­ му- преподавательскому со­ ставу она не; по силам, Комсомольское -слово, и 'комсом'ольское ‘дело -г- ■не­ оценимые ' воспитатели. ' Мы беседовали в., кабине­ те завуча' техникума В. Е. Покровского вчетвёром. Здесь были завучи . отделе- кин Т. В'. Чекунина- и Л. С. Швецова. Говорили о том, что ребята приходят в тех- йикумг. В'большнкстве своем не осознавая необходимости трудиться, не проявляя осо­ бого ' интереса к учебе. Прсд-ьявлять счет к школе- поздно, поэтому приходится принимать все меры, чтобы . наверстать упущенное. На первом курсе больше всего двоечников. На пёр-.; вом курсе, успеваемость ни-, же, чём-па всех остальных. Думается, что эта забота ие только учебной части, но и комитета комсомола. Чем больше контактов у заин­ тересованных сторон, тем больше выиграет общее де­ ло. . В техникуме рассказали об интересных встречах уча­ щихся со специалистами ■НЛМЗ, о посещении стана «2000», о теплой беседе ре­ бят с лауреатом премии Ле­ нинского комсомола А, Тен- линичевым.‘ Прошли сорев­ нования клуба - веселых и находчивых между первым . и вторым курсами. Готовится тематический КВН по фи­ зике. Был очень интересный вечер, посвященный годов­ щине Советской Армии. Здесь ребята словно зано­ во познакомились со своим преподавателем Т. Е. Па­ сынком, бывшим комисса-, ром авиаполка. Значительно оживилась в нынешнем учеб 1 К>м году пропаганда правовых зна­ ний среди молодежи. С ребятами беседовали пред­ ставители прокуратуры, су- ,9то день, классных часов, мы вместе с В. Е. Покров­ ским прошли по аудитори­ ям техникума, чтобы позна­ комиться с темами бесед. Впечатление Сложилось не совсем благоприятное. В од­ ном месте просто читали га­ зету. В--другом — классный руководитель л опрашивала прогулявших. В третьем — прорабатывали какой-то труд об йогах, п'ричем; не ' очень, вра.зуми'гелйю. Сам Валентин Евгеньевич был недоволен... результатом на­ шего обхода и сослался на неудачный день. . Но дело не в -ЭТОМ. Дело в том, что воспитание ие терпит остановок, и каж­ дый непродуманно исполь­ зованный час это явле­ ние со знаком микус' Душа обязана. трудиться непре­ рывно. Кроме проблемы перво­ курсников, в техникуме есть проблема четверокурсни­ ков. Специфика .подготовки будущих металлургов та­ кова, 'что с 1 ма» до 26 ян­ варя они бывают на прак­ тике. И третьекурсник. ста­ новится четверокурсником именно в этот период. Из- под контроля уходит боль­ шая часть молодежи. Кста­ ти, многие неприятности, вроде попадаиий в вытрез­ витель, приходятся именно на эту часть. Преподава­ тель видит' своих воспитан­ ников достаточно редко, а комитет ВЛКСМ чаще все­ го совсем теряет их из ВИ­ ДУ"' . Есть и другие трудности. Техникум не имеет своего общежития, н 330 человек распределен!! по частным квартирам. А знать жизнь каждого из них надо. Мне рассказали случай, когда неплохой парень на глазах начал меняться не в луч­ шую сторону. Хуже учился, грубил. Потом выяснилось, что дурное влияние на не­ го оказывала компаш 1 я в доме, где он жил. И здесь самым правильным оказа­ лось сменить квартиру. Ие все просто и со сво­ бодным временем. В спор­ тивных секциях занимаются 150 человек. Из 900 уча­ щихся дневного отделения. В воскресенье двери техни­ кума закрыты. Не знаю, на­ сколько приемлем опыт школ, но клубы выходного дня во многом помогли ре­ шить сложные вопросы. Е. ЕМЕЛЬ) >ЯНОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz