Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)
СТР>)НИЧКД для школьников ЭТУ ВСТРЕЧУ НЕ З А Б Ы Т Ь Зимой 1934 года за активное участие в культ походе и деткоровском движении меня и мою одноклассницу Ксюшу Авдонину пригласили, по смотреть Л1оскву. Какое это было большое, не ожиданнее счастье! Тогда же в :столицу‘приеха ли пионеры из уральской деревни Герасимовна вместе с матерью Павлика Морозова, погибшего , от руки кулака.. Ксюша, и я с радостью влились в эту группу. Москва произвела да нас огромное внечатле- е в жизни посмотрели звуковое кино. Нас при гласили в Цеитральный Совет Всесоюзной пио нерской организации им.'Ленина, встретились мы с пролетарским поэтом Демьяном Бедным. Нам посчастливилось побывать на приеме у НадеждЫ: Константиновны Крупской. С тех пор прошло уже много вре.мени, но я, как ‘ сейчас, вижу эту добрую, чуткую женщину. Беседа была непринужденной и задушевной. Мы внимательно слушали Надежду Константи новну. Она говорила о том, что нам, ребятам, любое дело, большое и малое, надо всегда до водить до конца. Это один из заветов Ильича. Настоящий пионер сам ищет и находит себе ра боту ■по плечу, вовлекает товарищей и доби вается цели без всякой для себя корысти, во имя общего дела. В это время всюду проводились культпоходы в село! в которых участвовали коммунисты и комсомольцы, советская интеллигенция. Прини мали посильное участие и мы, пионеры: помогали готовить спектакли и концерты, антирелигиозные диспуты, различные-лекции и беседы. Надежда Константиновна одобрила наше начинание, поже лала, чтобы мы всегда заботились о деревне, ее облике и культуре. Когда мы прощались с Крупской, она сказала нам: «Учитесь, ребята, вам строить новую жизнь. -. Только .большие знания в сочетании с больше-. вистской деловитостью помогут добиться победы коммунизма». И мы всегда помнили об этом. Д. ЗУБАРЕВ, пионер 30-х годов. Добринский район. Еще,в школе у Та,мары'быдо желание стать учительницей. Любимый предмет — литература. Нравилась вожатская рабо та.. И она, не задумываясь, выбирает педагогический инсти тут.. Успешно сдала экзамены, стала учиться заочно. «Потом узнаю,- — вспоминает она, — что в школе Л“а 10, которую я окончила, нужна старшая-пионервожатая. Осмели лась, пришла. Апна< Исаевна, директор, встретила меня доб рожелательно. А у меня одна мысль; будут ли с.чушаться ре бята? Многие из них на целую голову выше меня. Какой уж тут авторитет»... В первый год работы Тамара приложила много усилий, чтобы создать хороший,, деловой совет дружины. И она суме ла это сделать. Многие из «старичков» и сейчас помогают ребятам вести обшественную работу. Наташа Тульская, нап ример, возглавляет клуб отрядных вожатых «Орленок». Сейчас дружина имени Саши Чекалийа— правофлатовая, одна из лучших в нашем городе. И авторитет пришел к стар шей вожатой Тамаре Татарииковой. Фото В, Ельшаева. КОМСОМОЛ, ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЗВАНЫ ВОС ПИТЫВАТЬ У ШКОЛЬНИКОВ СТРЕМЛЕНИЕ ПОВСЕДНЕВНО ВЫ ПОЛНЯТЬ ЛЕНИНСКИЙ ЗАВЕТ ~ УЧИТЬСЯ КОЛШУНИЗМУ/ ПИО НЕРСКАЯ РАБОТА ДОЛЖНА ОХВАТЫВАТЬ ВСЕ СТОРОНЫ ЖИЗНИ СОВЕТСКИХ РЕБЯТ, ДАВАТЬ ИМ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ НАВЫКИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТРУДА НА БЛАГО ОБЩЕСТ ВА, ВОСПИТЫВАТЬ В ДУХЕ ЛЮБВИ К СОВЕТСКОЙ РОДИНЕ, БРАТСКОЙ.ДРУЖБЫ НАРОДОВ СССР И Т1РОЛЕТАРСКОГО ИНТЕР НАЦИОНАЛИЗМА, КОЛЛЕКТИВИЗМА И ТОВАРИЩЕСТВА. 1 А ЗАВОТУПАРТИИ ОТВЕТИМ ШОН в, КОЛЯСКИН, 2-й секретарь горкома ВЛКСМ г. Ельца В постановлении «О оО-летии Всесоюзной- пио нерской организации им. В. И. Ленина» партия дала высокую- оценку деятельности пионеров. На .их знамени — орден , -Ленина — всенародное признание., заслуг.. Коммунистическое воспитание подрастающего поколения, подчеркивается в постановлении, яв ляется кровным делом парода. Цеитральный Ко митет КПСС обязал коммунистов п комсомоль цев предприятий, строек, колхозов, учебных за ведений постоянно укреплять связи со ' школой, помогать ей воспитывать высокообразованных, . идейно ..убежденных строителей коммунизма. И эту работу' мы рассматриваем, как свой граж данский долг. ..... ; т ПРАВОФЛАНГОВЫХ Т. ВОЛКОВА, заведующая отделом школ Грязинского ГК ВЛКСМ Вся. страна готовится сейчас отметить праздник пионерии;’ Постановление ЦК КПСС, посвященное этому событию, проникнуто большой заботой . о I ребятах. И мы должны, ответить на эту забоуу делом.. : . : ■ ■ ■'V-:.:- Гряаикская молодежь бросила клич; ..«Пионер скому отряду - - комсомольскую заботу!», Ком сомольцы школ и предп]>йятий района готовят подарки к юбилею, помогают оформлять пионер ские уголки, музеи. Мы. встречаем праздник хорошими ' успехами. Сейчас в нашем районе 112- пионерских отрядО» получили право называться правофланговыми. ^ П оч етни е з а д а н и е Е. МИТИНА, М .. старшая пионервоиевтая-средней школы N8 Ж - т. Липецка Мы внимательно прочитали постанов'. . ,ие Центральнр.'-о Комитета КПСС «О 50-летии' Все союзной пионерской организации им, В. И. Лет нина». Полувековой юбилей пионерии—большое событие в жизни школьников, всех советск^ людей. . . , Мы, вожатые-комсомольцы, призваны -и впредь улучшать содержание и формы работы с. пионерами, давать им хорошие навыки общест венной деятельности и труда на благо общества, воспитывать их в духе любви к Родине. ЭVу почетную задачу выполним. В дни школьных каникул . во. всех школах Липецка проходит смотр техни ческого творчества. Д нему хорошо под- готови.чись ребята, из 39-й школы. На факультатншнлх? занятиях по техниче скому моделированию под руководством преподзнатсатг В.^ Иноземцева учащи еся, изготовилтг- несколько приборов по- физике, модели- .самолетов, мккромото- Ц'Икл. Вы ^ видите, ■ как семиклассники' В. Поповичев н Е. Едиков регулируют рулевое управлешш михромотоцикла с коляской {снимок внизу), С!Йи заботы у юных техников из кружка при Дворце- культуры трактор ного завода, которых вы в-идите на снимке, вверху. Они изготови.чи действу ющие модели колесного, тракторах:«Т-60» и аэросани. Руково.диг за'нягиями пред седатель совета молодых специа.чистбв завода, инженер-конструктор отдела главного конструктора' В. Губин. ■ ' Большие возможности для ' техниче ского творчества ребят создали тракточ ростроители. Самые разнообразные кружки рабо тают при Дворце культуры. Хочешь, быть радиотелеграфистомпожалуй ста. Изостудия, киностудия «Орленок», кружок механического' моделирования увлекли многих школьников,- С особым старанием готовились юные конструкто ры к городскому смотру технического ■'творчества. ' ■? ' На снимке: авиамоделисты за работой. Фото В. Фипогииа. ЮНОС Т Ь м о я ВЕЧНАЯ В замечательные дни мы живем. Люди всех возрастов — коммунисты, комсомольцы и пионеры—готовятся к всенародному празднику — пятиде сятилетию пионерской организации. Оглядываюсь я назад, и в моей па- 'мяти,. словно искорки, вспыхивают воспоминания о прошлом. ...Липецк — небольшой -уездный городок, промышлеяность- которого к ■ концу гражданской войны была почт ти разрушена. Друзья, мои ровесни ки, помнят 1923 год. Под руководст вом укома партии в городе сложи лась дружная комсомольская семья. Мы ликвидировали безграмотность, беспризорничество, приводили в по рядок пути, мосты, тротуары. Не бы ло дела, в котором бы не участвова ла комсомолия. И особой заботой нашей стала подрастающая красно- галстучная смена. В один из ярких солнечных дней я пришла в начальную школу в по селке завода «Свободный сокол». Мальчишки и девчонки ждали свою первую вожатую. Под их любопыт ными взглядами я почувствовала, что теряю уверенность. Но, собрав силы, скомандовала: «На линейку становись! Смирно! Отставить!». Не умели ребята держать строй. С это го и начали... Познакомились с закона.ми юных пионеров. Каждый вступающий - н отряд давал торжественное обеща ние быть верным -делу рабочего класса. Помню первую вОе!П!ую шру. Ко мандира красных назначили быстро. А белыми никто не хочет быть! «Вот сами вы и будьте», — предложили мне ребята. В январе 1972 года вме сте с пиоперамл школы № 28 я по бывала там, где проходила эта иг ра. Ох досталось мне тогда! Вместе с 12-—13 мальчишками и девчонками я .ползала, прыгала, отбивалась. А по том и победители, и побежденные разучивали тогд.э новую песню: «Ведь от тайги до Британских морей Красная Армия всех, всех сильней». Комсомольцы - металлурги, встре тившие меня в первый день моего знакомства с пионерами,' стили по стоянными верными помощниками в работе. Сначала все наши занятия проходили в классе после уроков, а потом захотелось иметь свой клуб. Директор завода Д. И. Масюта и председатель завкома С. И. Поляков пошли навстречу пионерам. И хогя сам заводской клуб в то время за нимал лишь шесть комнат, нам отда ли две. Радости ие было границ. Занятия,.ч клубе на'шнались с по- стрбевия, потом десятиминутная бе седа па политические темы. Мы учи- .411 законы юных'-пионеров и обяза тельно проводили игры. В лапту — так бить без промаха! Воздуншый з.мей — так выше всех! Создали и свой драматический кружок. Скромные афиши извещали о пионерской постановке. Б.месте с детьми отцы и матери п(дн револю ционные песни. 1 Наши спортивные праздники при влекали все население поселка, а отряд пионеров пополнялся новыми .членами. Большую .помощь: оказыва ла учительница Ц. П, Добролюбова. Пионерскую работу она считала не- отьемлелюй частью учебно-воспита тельного процесса. В то время еще бычо си.тыю влн- ыше религия, и большой вред заво ду приносили рслигйозм..,е праздни ки. Под пасху решили мы устроить аитнролигаозиый карнавал. И под звуки горна" и барабана процессия двинулась по улицам; «Долой, до лой рйввинов, монахов и попов! .Мы на небо взберемся, разгоним всех богов!». Иная бабушка грозила виу- ку-пионеру: «Погоди, сатана! При дешь домой!». Поэтому после карна вала я пош 1 а по домам беседовать с рОД1'1ТеЛЯМИ. ' • Помню наши экскураш на элекг- ростапцию и в литейный цех. Словно зачарованные, стояли дети во вре.мя выдачи расплавленного цугуна. Удар по куску рельса извещал о начале разливки. «Ие бойтесь, привыкайте», —- подбадривали литейщики. Вв1рос- лй пионеры, окончили школы ФЗО п ФЗУ- и пошли- на завод. Это А. Фи липпов, И. Егунов, П. Зиновьев, В. Тарасов и другие,.; - Годы шли. ’Восстанавливалось хо зяйство.' Появилось новое и в пио нерской работе: . мы решили по дружиться с сельскими школышка- м«. И пригласили в гости учащихся Кузьмипо-Отвержекой школы Липец кого уезда. Вместе со звеньевыми пошла я в завком. Степан Иванович Поляков о-добрия наш -плаи. Очень любили пионеры прогулки в лес. Костер, чай, заваренный черему хой- и сдобренпый листьями сморо дины и ежевики. Каша с дымком и прямо сахарный картофель с под жаренной корочкой.' Совсем как в песне;: «Ах, картошка—об ьеденье...». Счастливые, уходили нз леса. А зимние вечера, задушевные бе седы при слабом свете лампы или И меня многому научили-пионеры. Со слезами расставалась я -с ними. Надо было заезжать учиться. Со зна менем,- Ь'крном, барабаном пришел отряд провожать меня. Пос,де окон чания-вуза, я с радостью вернулась к сввпл повзрослййшм пионерам преподавателем общеотвоведешш, а потом « заведующей ^..школой фаб ричное адского о({ )гия. Много весен прошло. Постарела я. - Посеребрились сединой волосы моих бывших пионеров. Встречаюсь я с ними, и уносимся мы на несколько десятков лет'назад. С, большим вол нением перечитываем письма-воспо минания первых пионеров. И словно не ушла- от нас вечна» пионерская юность. А недавно мне пришлось побывать в Артеке. О таком лагере, только мечтали юные, пионеры двадцатых годов. Сегодня мы радуемся успехам пи онеров. Славные т^эдицигн продол жаются, приумножаются! новые соз даются. По дорогам пионерского марша Шагают красногалстучиые: Хорошо -учатся, хорошо работают. Овладевайте ленинскими знания ми, мечтайте, любите свою Родину. Добрых дел вам, юные! Н. Н. ФЕДОРОВА, первая пионервожатая г. Липецка. Н ЫНЕШНЕМУ еекрч. тарю к о м и т а т е ВЛКСМ Липецкого, металлургического технику'* . ма, Владимиру Мартыпю. ку приходится нелегко. Он — недавний выпускник пед- йнститута. Но ни на какак лёкцияк не преподавалось искусство быть , комсомоль ским вожаком. Поэтому во многом, ок^ищет.себя- в пер вый год работы. И оши бается. И что-то недоделы- '-Трудно еще а потому, что до нещ здесь был-Щ)епкий парень, иользовавшийся не просто авторитетом, а лю бовью .всего -Техникума, То ля З'вяпш. Име-Ч Толя два ■прекрашых ,;каяества:'‘ та.чант .организатора и ' ао,- лотые руки. Сейчас, когда вспоминают , о его работе, он' представляется вездесу. щим, А все было и просто, и ; сложно, • Актив, сбитый около комитета, доносил до ребят все- начинания комсо- - М ' О Л И И . - ' , - Очень грустно слушать в техникуме это слово «был». Был великолепный КВН, за нимали пе'рвоё.место в горо. де. Были неплохие хоровые коллективы, оркестр, само деятельность, - Был такой учебный сектор в комитета ■— гроза двоечни.ков. Была такая комиссия 'шетоты, что каждая группа за велик>ю честь почитала заслужить ее одобрительное слово за порядок в классе. — Да, что там- _ вспоми- кать, говорит заведую, щнй учебной частью техни кума -В. Е, Покровский. —• Юля Звягин знал- грешки ребят, о которыхчмы не по. дозревали,, и сами комсо мольцы справлялись,.' про сили даже не -вмешиваться, 1еперь комитет комсомо- ла техникума получил права райкома. Большие ; права - предусматривают и большие обязанности. Рас. полагается'ой в 'Ленинской комкате, где‘все. сделано ру ками учащихся. Само со здание этой комнаты ~ идея того же Толи Здягина. : Сектор . учета Надя Ноно- марева .— вторая ■ единица -■ райкома. .Человек тоже но вый. . ., У Владимира' Мартьшю-^ ка не отнимешь старания вникнуть в дела техникума. Что-то выходит, что-то только налаживается. Хо чется пожелать молодому секретарю.только одаюго — искренности, -*' душевности. ' Почему 'именно это го? Мне приходилось бе седовать в техникуме со многими людьмй, -'Причаст ными к сложному процессу воспитания. Н не только по тому, что они говорили (а правильно говорят- все!), сколько пото-му, как они говорили, чувствовались боль, радость, словом; жи вое отношение к происходя- ' тцему. .,, : Разговор с В. Мартыпю- ком у нас начался с невесе лых . фактов. Речь шла о серьезных проступках уча щихся: знакомство с вы трезвителем, кража, драка. Этим случаям дали оценку на групповых комсомоль ских собраниях, на заседа-. НИИ комитета ; комсомола. Насколько осуждение по лучило гласность, так необ ходимую в воспитательной работе, покажет время. Сей час судить-трудно. И другое. Во весь голос нужно говорить не только о плохом, чтобы оно не по вторилось, но II о хорошем, чтобы оно повторилось. Убеждение полонсительным примером одно из наибо лее действенных средств пропаганды. Возможности тут неисчерпаемы: и обоб- щеше опыта лучших комсо- Аюльских групп, где доби- .чись высоких показателей в учебе, и помощь отличников. Может, стоит создать спе- ппальный совет из хорошо успевающих ребят, которые помогли бы отстающим пра вильно организовать процесс учебы. Заметки о воспитательяой раЗоте Техникум •— не. школа, хотя здесь учатся ребята то го же возраста. Выше тре бования к характеру, спо собности работать над со бой, умению глубоко вес- Принять те сиецйальные зна ния, что дает среднее тех ническое учебное заведение. ‘Словом, ■ коэффициенту ■взрослости, чееян можно 'тж . сказат'ь, полагается быть выше. Это должно отра зиться и па стило работы комитета ВЛКСМ, которо му стоит позкелать- больше активности .л са.мостоятель- ■ности. ’ ' ' " ' Мне .пришлось’.быйв сви детелем, как «па-ковре» в кабинете■ у завуча - стоял крепкий высокий парень, первокурсник. Не будем на зывать его фамилии. Боль шую часть своего времени он проводит в спортивном зале. Толком не занимается, да, милиции. Недавно; соз дан в техникуме клуб- но интересам «Факел». Его программа обширна. Тут -и литмонтаж «С чего' начина ется . Родина», лекция «О ' культуре- поведения»,-, бесе да «Дапещшй край ..в 9-й пятилетке»; вечера подаии и : т;. д. ; В металлургическом, тех- - йикуме:..есть перспективный план ■;-учебно-восш!татель- пой работы. Задачи там по ставлены серьезные и боль шие. Тем более иужца чет кая координация действий, партийной, профсоюзной и комсомольской организа ций. Но как раз четкости не всегда и хватает. Отсюда отдельные огрехи, промахи, ошибки, которые в таком тонком процессе, как,воспи тание, сра.зу-дают себя .знать. . В один из вторников, а 2. ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ и за Ним уже тянется целый шлейф двоек. Так ■увлече ние, само по себе.здоровое н хорошее, . ста.чб причиной неуспеваемости. М^е кансет- ся, что такой парень мог не дойти до дверей завуча, если бы в группе был вни мательный и доброжела тельный комсбмольский' контроль за каждым. Иервокурсникч — вообще особая статья. С ними .нуж.- на большая-и тонкая ииди; видуальная работа. И одно му- преподавательскому со ставу она не; по силам, Комсомольское -слово, и 'комсом'ольское ‘дело -г- ■не оценимые ' воспитатели. ' Мы беседовали в., кабине те завуча' техникума В. Е. Покровского вчетвёром. Здесь были завучи . отделе- кин Т. В'. Чекунина- и Л. С. Швецова. Говорили о том, что ребята приходят в тех- йикумг. В'большнкстве своем не осознавая необходимости трудиться, не проявляя осо бого ' интереса к учебе. Прсд-ьявлять счет к школе- поздно, поэтому приходится принимать все меры, чтобы . наверстать упущенное. На первом курсе больше всего двоечников. На пёр-.; вом курсе, успеваемость ни-, же, чём-па всех остальных. Думается, что эта забота ие только учебной части, но и комитета комсомола. Чем больше контактов у заин тересованных сторон, тем больше выиграет общее де ло. . В техникуме рассказали об интересных встречах уча щихся со специалистами ■НЛМЗ, о посещении стана «2000», о теплой беседе ре бят с лауреатом премии Ле нинского комсомола А, Тен- линичевым.‘ Прошли сорев нования клуба - веселых и находчивых между первым . и вторым курсами. Готовится тематический КВН по фи зике. Был очень интересный вечер, посвященный годов щине Советской Армии. Здесь ребята словно зано во познакомились со своим преподавателем Т. Е. Па сынком, бывшим комисса-, ром авиаполка. Значительно оживилась в нынешнем учеб 1 К>м году пропаганда правовых зна ний среди молодежи. С ребятами беседовали пред ставители прокуратуры, су- ,9то день, классных часов, мы вместе с В. Е. Покров ским прошли по аудитори ям техникума, чтобы позна комиться с темами бесед. Впечатление Сложилось не совсем благоприятное. В од ном месте просто читали га зету. В--другом — классный руководитель л опрашивала прогулявших. В третьем — прорабатывали какой-то труд об йогах, п'ричем; не ' очень, вра.зуми'гелйю. Сам Валентин Евгеньевич был недоволен... результатом на шего обхода и сослался на неудачный день. . Но дело не в -ЭТОМ. Дело в том, что воспитание ие терпит остановок, и каж дый непродуманно исполь зованный час это явле ние со знаком микус' Душа обязана. трудиться непре рывно. Кроме проблемы перво курсников, в техникуме есть проблема четверокурсни ков. Специфика .подготовки будущих металлургов та кова, 'что с 1 ма» до 26 ян варя они бывают на прак тике. И третьекурсник. ста новится четверокурсником именно в этот период. Из- под контроля уходит боль шая часть молодежи. Кста ти, многие неприятности, вроде попадаиий в вытрез витель, приходятся именно на эту часть. Преподава тель видит' своих воспитан ников достаточно редко, а комитет ВЛКСМ чаще все го совсем теряет их из ВИ ДУ"' . Есть и другие трудности. Техникум не имеет своего общежития, н 330 человек распределен!! по частным квартирам. А знать жизнь каждого из них надо. Мне рассказали случай, когда неплохой парень на глазах начал меняться не в луч шую сторону. Хуже учился, грубил. Потом выяснилось, что дурное влияние на не го оказывала компаш 1 я в доме, где он жил. И здесь самым правильным оказа лось сменить квартиру. Ие все просто и со сво бодным временем. В спор тивных секциях занимаются 150 человек. Из 900 уча щихся дневного отделения. В воскресенье двери техни кума закрыты. Не знаю, на сколько приемлем опыт школ, но клубы выходного дня во многом помогли ре шить сложные вопросы. Е. ЕМЕЛЬ) >ЯНОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz