Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

книги мшш г _ земляков поиск П 1 >ОДОЛ 1 НАЕТСЯ I I I Издательство «Советский писа­ тель» напечатало ноЕЬ 1 Й поэтический сборник Сергея Панюшкина «Выпу­ стить птицу на волю». Автор не­ скольких стихотворных книг («Серд-, це помнит», «Звездный дождь», «У всей России на виду») Сергей Па­ нюшкин успешно продолжает на­ чатый ранее идейно-тематический, жанровый, поиск. «Новая книга орга­ нически развивает мотивы предыду­ щих сборников поэта, отмечается в редакционной аннотации к книж­ ке. — Высокой гражданственностью веет от его .строк о преемственно­ сти поколений, о связи с родной землей». Книга объединяет два лирических цикла «Путина» и «Тропы Ярилы». В жанровом отношении произведе­ ния и того, и другого цикла близки между собой: много общего в стро­ фике; ритмическом рисунке, роднит их задушевная мысль о преемст­ венности традиций; о бережном на­ следовании великой мудрости на­ ших предков. Стихи эти отнюдь не равноценны, рядом с добротными лирическими образами. есть строки меньшей поэтической «кондиции». Но все они одухотворены горячей заинтере- севанностью поэта донести до чи­ тателя дорогую для него мысль. И сам поэт, и его лирический ге­ рой стремятся постичь глубинные истоки чувства любви к Родине, патриотизма, гражданственности. С. Панюшкина не устраивает одно­ значный. ответ на поставленные во­ просы, он расширяет поэтические горизонты во временном и геогра­ фическом плане: языческая при­ чудливость древних «троп Ярилы», «диковатая буйная сила» пращуров, всполохи их костров, сквозящие сквозь «туман веков» — сменяются образными картинами нашего вре­ мени. Поучительна история русского на­ рода с его героической борьбой за осуществление общественного ' и эстетического идеала. «Мужичьи вожаки», народные заступники со­ знательно шли «путем яишенья, — км еовееть русская (разрядка авто­ ра — В. дана». («Снуют по озими позёмки'»...), ' Лризывнот звучат -песни созидания и борьбы, «песни березы белой, пес­ ни Стеньки и Пресни» («Где бь: я, русс, не был»...). «Великую, тайну» преемственности благоговейно; по­ стигает лирический герой уже в наши дни («Гляжу“на Кареджу, как русичи прежде. Гляжу на маяк, — военный моряк»). Примечательным жанровым ка­ чеством стихов С. Панюшкина яв­ ляется их публицистичность. Гне­ вом пронизаны строки, направлен­ ные против тех, кто, бесстыдно по­ пирая национальные традиции, от­ чуждаясь от них, предает забвению «дальних пращуров дела», прене­ брежительно отмахивается «от глу­ бинной сути». Героический путь народа, великая его сила («Силе этой лишь с солнцем родниться»), «совесть русская» —^ ко многому обязывают, зовут к повседневному отстаиванию завоеванных рубежей, к созиданию новых духовных и ма­ териальных ценностей. В этом плана следует отметить стихи: «Аорсы», туман веков упрятаньг костры,..», «Под холщевой рубахою билось,..». С. Панюшкин —- потомственный рыбак с астраханского понизовья, военный моряк в годы Великой Оте­ чественной войны. Астраханец по рождению, он не один десяток лет живет в Липецке, здесь появились его первые стихотворные книжки. И совсем не случайно, в астраханском цикле «Путина» возникают явно ли- , пёцкие : мотивы. В Стихотворении «Запоздалые гуси-лебеди...» появ­ ляются образы липецких лип, вос­ поминания — ассоциации пережи­ того («Как солдатские треугольники гуси-лебеди над селом..,»). Книга «Выпустить птицу на во-. ЛЮ» свидетельствует о том, что С. Панюшкин добился весомого творческого результата. В. ШАХОВ, кандидат филологическйх наук. .1- ■Ш 1 . К X- ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА. Фото Ю, Шкйля. СЕРГЕЙ ПАНЮШКИН. ПОЭТИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ Я однатеды вышиб из седла Всемирной свалки жаждущее племя, И, помня . ; эти добрые дела, , -С надеждою • ^ нафосса - смотрит Время. , :■ я много раз был при смерти, живу! Стучал по мне тяжелый жизни молот. Раненья пере 5 ки.я и злобную молву. Живучесть дал мне яенннградский голод!.. * * * ' - ф . Иной родился на песке бугра, - ^ А вырос и глядишь — он сын Народа! Пустыня глубиной своей щедра. Она под слоем пыли плодородна. Маньяк однажды ве.т неправый спор. Кричал и незаслуженно, и грубо. Так и остались у него с тех пор Кривые, белые и злые губы. ; * й.. " Наткнулся сыч на горного орла: Орел дремал и со скалы свалился. Высокая орлиная'скала — Орел взмахнуть крылом Не торопился. А. сыч. сычит: «За мной теперь века, Сместил я Самого в одно мгновенье!».,. Глупыш не знал; чтоб взмыть за облака —• Орлу нужно Паденье..; Ч е р н о е и б е л о е «...Аист .был когда-то человеком. Бог дал ему тяжелый мешок и сказм : «От­ неси и брось в пропасть. Только 'не смотри,..что в.нем есть». Но человек.за­ хотел знать то, что знает бог, и загля­ нул в мешок. А там всякие .гады; лету­ чие, ползучие, вся нечисть света. Чело­ век бросил мешок в пропасть. Но грех был содеян. Че.ловек посягнул на тайну бога. И сказал бог; станешь ты птицей белой С отметиной черной и пока - не Соберешь со света всю нечисть, не об­ ращу тебя в человека. С тех .пор ходят аисты по болотам, по свалкам света и уничтожают зло, которое сами когда-то распустили...». Эта .притча, звучащая с экрана, дала не только название филь­ ма. За народным сказанием видна глу­ бокая философская мысль: только унич­ тожив З.ТО, можно стать человеком, до­ быть счастье на зем.те. И мысль эта лежит в основе талантливейшей ленты «Белая птица с черной 'отметиной», рас­ сказывающей о судьбе бедной крестьян­ ской семьи с :Буковины в период с 1939 по 1947 год. Пересказывать этот фильм занятие столь же бесполезное, как переводить на язык прозы стихи Блока или свет­ лые-мелодии Грига. Его надо- видеть и слышать. Своеобычный говор героев фильма, пластика их . Движений, цвет, пейзаж — все еянлось в прекрасном, гар­ моническом единстве. Кажется, всё краски мира выплесну­ лись яа,.экран, Краски яр:ме, звонкие, поющие — то радующие глаз, и веселя­ щие душу, то рождающие, тревогу, гнев или скорбь. И все же двум цветам отве­ дена особая роль. Белое и черное. Из­ вечные симво.ты добра и .зла. Они -схле­ стнутся в непримиримой „ххватке ■ уже отнюдь не в "абстрактных, а ’в реальных социально-исторических конфликтах. Начало фильма переносит нас в одно из пограничных селений Бтеовины до ее воссоединения с Советской Украй- ной. Мы увидим царящие здесь; нищету и гнет, , станем свидетелями установле­ ния "Советской власти, вместе с героями картины пройдем через испытания вой­ ны, борьбу с украинскими национали­ стами—пособниками фашистов. ' .Бурные, жестокие конфликты эпохи не- миновали:хаты Леся Зводаря, горе- контрабандиста с его оравой голодных, босоногих ребятишек. И семья раско-. .чолась. Старший сын Петр ушел в Красную Армию, другой, Орест, сбежал в лес,, в банду «черных -хлопцев». Брат поднял оружие против брата. Много, раз навещала смерть семью Леся Зврнаря. А в конце, когда мертвые будут похоронены и оплаканы, когда минет война и утихнет пальба по ле­ сам,, в. родные места приедет мо.чодой доктор. Это один из сыновей Звонаря. Б свое село", залечивающее раны минув­ шего, он вернется как врачеватель. И это не только штрих новой жизни, но. образное выражение тех гуманистиче­ ских начал, на которых она строится. - В истории этой действуют, герои-оли­ цетворения. Так, героиня ’ фильма "Дана, которую играет Лариса Кадочникова,— не просто жительница буковинского се-., ла, а олицетворение женской любви, жент . ского начала, жаждущего уве'ренной мужской силы и покровительства. Ме-, стная чаровница Вивдя (Д . Фирсова) возникает на экране .как . хранительница древних народных, поверий . и обычаев, а -образ русского краснрариёйца-тракто;" риста становится знаком того нового,.' что должно прийти, в это забытое богом,' затерянное в-горад .и. лесах селение. ".Т ,Иа VII Московском международном шшофестивалс фильм по.йучил.'.; Збло.-'. той приз. Это достойкая :на'г{зад его авторам — молодым-кинематографкстам.’ Поставил картину режиссер Юрий Ильенко. (Первая его работа — «Вечер накануне Ивана Купала»). Здесь он сохранил присущую .ему страстность, звонкую образность, динамичный ритм, ярко проявившиеся в его известной опе­ раторской работе -— фильме С. Парад- жанова «Тени, забытых предков»? Сце- нарий написал сам режиссер вместе с ^ .украинским киноактером Иваном Ми- ^ колайчуком.. Для Мико.тайчука фильм стал данью воспоминаниям, о детстве; ■ которое прошло в такой же ... буковии- .ской деревне, в такой ж е многодетной , семье. Актер пов.едал правду о жизни, 1': знакомой ему до мелочей, о людях, до - г рогих й близких. Противоборствующие силы в- фильме отражены в образах Петра и Ореста, двух братьев. Иван Миколайчук в роли Петра ведет основную мелодию в этом многоплановом рассказе.' Достойным его противником по фильму и отличным партнером является артист драматиче­ ского театра имени. За'ньковецкой Бог­ дан, Ступка. Это. его первая работа в кино. Наиболее Светлый образ в фильме — . Георгия — воплощает будущий кино­ режиссер, студент ВГИКа Михаил Иль­ енко. В фильме., снимались и два брата Ивана .Мщюлайчука —- в ролях его экранных братьев'. ' ' «Белая .птица с черной отметиной» — это восторженная вакхическая, песнь, полная б5'1його пиршества, красок, это гимй человеческой красоте. ^ Л. ПОНОМАРЁВА, редактор кинопроката. На снимке внизу: кадр из фильма. - 1 Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липец*, Коммунальная пл,, ред. газеты «Ленинец». Телефоны; редактора ■— 2 — 3 3 — 53 * ответ«;твенвого.секретаря и_от^?ела иллюстраций 2 —28—59, идеологический отдел —2—34—13, ртделов: комсомольской жизни — 2—36—43, учащейся молодежи —2—38^50, инеем в спорта г - , . 3 4 - 46. Зак. /№ ■ 2680. АЭ 21236 Липецк, типография областного управления ио печати.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz