Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)
книги мшш г _ земляков поиск П 1 >ОДОЛ 1 НАЕТСЯ I I I Издательство «Советский писа тель» напечатало ноЕЬ 1 Й поэтический сборник Сергея Панюшкина «Выпу стить птицу на волю». Автор не скольких стихотворных книг («Серд-, це помнит», «Звездный дождь», «У всей России на виду») Сергей Па нюшкин успешно продолжает на чатый ранее идейно-тематический, жанровый, поиск. «Новая книга орга нически развивает мотивы предыду щих сборников поэта, отмечается в редакционной аннотации к книж ке. — Высокой гражданственностью веет от его .строк о преемственно сти поколений, о связи с родной землей». Книга объединяет два лирических цикла «Путина» и «Тропы Ярилы». В жанровом отношении произведе ния и того, и другого цикла близки между собой: много общего в стро фике; ритмическом рисунке, роднит их задушевная мысль о преемст венности традиций; о бережном на следовании великой мудрости на ших предков. Стихи эти отнюдь не равноценны, рядом с добротными лирическими образами. есть строки меньшей поэтической «кондиции». Но все они одухотворены горячей заинтере- севанностью поэта донести до чи тателя дорогую для него мысль. И сам поэт, и его лирический ге рой стремятся постичь глубинные истоки чувства любви к Родине, патриотизма, гражданственности. С. Панюшкина не устраивает одно значный. ответ на поставленные во просы, он расширяет поэтические горизонты во временном и геогра фическом плане: языческая при чудливость древних «троп Ярилы», «диковатая буйная сила» пращуров, всполохи их костров, сквозящие сквозь «туман веков» — сменяются образными картинами нашего вре мени. Поучительна история русского на рода с его героической борьбой за осуществление общественного ' и эстетического идеала. «Мужичьи вожаки», народные заступники со знательно шли «путем яишенья, — км еовееть русская (разрядка авто ра — В. дана». («Снуют по озими позёмки'»...), ' Лризывнот звучат -песни созидания и борьбы, «песни березы белой, пес ни Стеньки и Пресни» («Где бь: я, русс, не был»...). «Великую, тайну» преемственности благоговейно; по стигает лирический герой уже в наши дни («Гляжу“на Кареджу, как русичи прежде. Гляжу на маяк, — военный моряк»). Примечательным жанровым ка чеством стихов С. Панюшкина яв ляется их публицистичность. Гне вом пронизаны строки, направлен ные против тех, кто, бесстыдно по пирая национальные традиции, от чуждаясь от них, предает забвению «дальних пращуров дела», прене брежительно отмахивается «от глу бинной сути». Героический путь народа, великая его сила («Силе этой лишь с солнцем родниться»), «совесть русская» —^ ко многому обязывают, зовут к повседневному отстаиванию завоеванных рубежей, к созиданию новых духовных и ма териальных ценностей. В этом плана следует отметить стихи: «Аорсы», туман веков упрятаньг костры,..», «Под холщевой рубахою билось,..». С. Панюшкин —- потомственный рыбак с астраханского понизовья, военный моряк в годы Великой Оте чественной войны. Астраханец по рождению, он не один десяток лет живет в Липецке, здесь появились его первые стихотворные книжки. И совсем не случайно, в астраханском цикле «Путина» возникают явно ли- , пёцкие : мотивы. В Стихотворении «Запоздалые гуси-лебеди...» появ ляются образы липецких лип, вос поминания — ассоциации пережи того («Как солдатские треугольники гуси-лебеди над селом..,»). Книга «Выпустить птицу на во-. ЛЮ» свидетельствует о том, что С. Панюшкин добился весомого творческого результата. В. ШАХОВ, кандидат филологическйх наук. .1- ■Ш 1 . К X- ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА. Фото Ю, Шкйля. СЕРГЕЙ ПАНЮШКИН. ПОЭТИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ Я однатеды вышиб из седла Всемирной свалки жаждущее племя, И, помня . ; эти добрые дела, , -С надеждою • ^ нафосса - смотрит Время. , :■ я много раз был при смерти, живу! Стучал по мне тяжелый жизни молот. Раненья пере 5 ки.я и злобную молву. Живучесть дал мне яенннградский голод!.. * * * ' - ф . Иной родился на песке бугра, - ^ А вырос и глядишь — он сын Народа! Пустыня глубиной своей щедра. Она под слоем пыли плодородна. Маньяк однажды ве.т неправый спор. Кричал и незаслуженно, и грубо. Так и остались у него с тех пор Кривые, белые и злые губы. ; * й.. " Наткнулся сыч на горного орла: Орел дремал и со скалы свалился. Высокая орлиная'скала — Орел взмахнуть крылом Не торопился. А. сыч. сычит: «За мной теперь века, Сместил я Самого в одно мгновенье!».,. Глупыш не знал; чтоб взмыть за облака —• Орлу нужно Паденье..; Ч е р н о е и б е л о е «...Аист .был когда-то человеком. Бог дал ему тяжелый мешок и сказм : «От неси и брось в пропасть. Только 'не смотри,..что в.нем есть». Но человек.за хотел знать то, что знает бог, и загля нул в мешок. А там всякие .гады; лету чие, ползучие, вся нечисть света. Чело век бросил мешок в пропасть. Но грех был содеян. Че.ловек посягнул на тайну бога. И сказал бог; станешь ты птицей белой С отметиной черной и пока - не Соберешь со света всю нечисть, не об ращу тебя в человека. С тех .пор ходят аисты по болотам, по свалкам света и уничтожают зло, которое сами когда-то распустили...». Эта .притча, звучащая с экрана, дала не только название филь ма. За народным сказанием видна глу бокая философская мысль: только унич тожив З.ТО, можно стать человеком, до быть счастье на зем.те. И мысль эта лежит в основе талантливейшей ленты «Белая птица с черной 'отметиной», рас сказывающей о судьбе бедной крестьян ской семьи с :Буковины в период с 1939 по 1947 год. Пересказывать этот фильм занятие столь же бесполезное, как переводить на язык прозы стихи Блока или свет лые-мелодии Грига. Его надо- видеть и слышать. Своеобычный говор героев фильма, пластика их . Движений, цвет, пейзаж — все еянлось в прекрасном, гар моническом единстве. Кажется, всё краски мира выплесну лись яа,.экран, Краски яр:ме, звонкие, поющие — то радующие глаз, и веселя щие душу, то рождающие, тревогу, гнев или скорбь. И все же двум цветам отве дена особая роль. Белое и черное. Из вечные симво.ты добра и .зла. Они -схле стнутся в непримиримой „ххватке ■ уже отнюдь не в "абстрактных, а ’в реальных социально-исторических конфликтах. Начало фильма переносит нас в одно из пограничных селений Бтеовины до ее воссоединения с Советской Украй- ной. Мы увидим царящие здесь; нищету и гнет, , станем свидетелями установле ния "Советской власти, вместе с героями картины пройдем через испытания вой ны, борьбу с украинскими национали стами—пособниками фашистов. ' .Бурные, жестокие конфликты эпохи не- миновали:хаты Леся Зводаря, горе- контрабандиста с его оравой голодных, босоногих ребятишек. И семья раско-. .чолась. Старший сын Петр ушел в Красную Армию, другой, Орест, сбежал в лес,, в банду «черных -хлопцев». Брат поднял оружие против брата. Много, раз навещала смерть семью Леся Зврнаря. А в конце, когда мертвые будут похоронены и оплаканы, когда минет война и утихнет пальба по ле сам,, в. родные места приедет мо.чодой доктор. Это один из сыновей Звонаря. Б свое село", залечивающее раны минув шего, он вернется как врачеватель. И это не только штрих новой жизни, но. образное выражение тех гуманистиче ских начал, на которых она строится. - В истории этой действуют, герои-оли цетворения. Так, героиня ’ фильма "Дана, которую играет Лариса Кадочникова,— не просто жительница буковинского се-., ла, а олицетворение женской любви, жент . ского начала, жаждущего уве'ренной мужской силы и покровительства. Ме-, стная чаровница Вивдя (Д . Фирсова) возникает на экране .как . хранительница древних народных, поверий . и обычаев, а -образ русского краснрариёйца-тракто;" риста становится знаком того нового,.' что должно прийти, в это забытое богом,' затерянное в-горад .и. лесах селение. ".Т ,Иа VII Московском международном шшофестивалс фильм по.йучил.'.; Збло.-'. той приз. Это достойкая :на'г{зад его авторам — молодым-кинематографкстам.’ Поставил картину режиссер Юрий Ильенко. (Первая его работа — «Вечер накануне Ивана Купала»). Здесь он сохранил присущую .ему страстность, звонкую образность, динамичный ритм, ярко проявившиеся в его известной опе раторской работе -— фильме С. Парад- жанова «Тени, забытых предков»? Сце- нарий написал сам режиссер вместе с ^ .украинским киноактером Иваном Ми- ^ колайчуком.. Для Мико.тайчука фильм стал данью воспоминаниям, о детстве; ■ которое прошло в такой же ... буковии- .ской деревне, в такой ж е многодетной , семье. Актер пов.едал правду о жизни, 1': знакомой ему до мелочей, о людях, до - г рогих й близких. Противоборствующие силы в- фильме отражены в образах Петра и Ореста, двух братьев. Иван Миколайчук в роли Петра ведет основную мелодию в этом многоплановом рассказе.' Достойным его противником по фильму и отличным партнером является артист драматиче ского театра имени. За'ньковецкой Бог дан, Ступка. Это. его первая работа в кино. Наиболее Светлый образ в фильме — . Георгия — воплощает будущий кино режиссер, студент ВГИКа Михаил Иль енко. В фильме., снимались и два брата Ивана .Мщюлайчука —- в ролях его экранных братьев'. ' ' «Белая .птица с черной отметиной» — это восторженная вакхическая, песнь, полная б5'1його пиршества, красок, это гимй человеческой красоте. ^ Л. ПОНОМАРЁВА, редактор кинопроката. На снимке внизу: кадр из фильма. - 1 Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липец*, Коммунальная пл,, ред. газеты «Ленинец». Телефоны; редактора ■— 2 — 3 3 — 53 * ответ«;твенвого.секретаря и_от^?ела иллюстраций 2 —28—59, идеологический отдел —2—34—13, ртделов: комсомольской жизни — 2—36—43, учащейся молодежи —2—38^50, инеем в спорта г - , . 3 4 - 46. Зак. /№ ■ 2680. АЭ 21236 Липецк, типография областного управления ио печати.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz