Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)
Р ЕДАКЦИЯ пол 1 'Щ 5 ла -МНОГО откликов ка статью «Я&к на дежды». (см. «Ленинец» за 29 февраля 1972 г.}. Чита тели ' просят подробнее..рас сказать ^0 ^йзыка эсперанто, ПОМОЧЬ в его и.з^’чений. Письма об этом прислали нам грязиасгай десятшиасс- шк А. Гуров, , студентка Елецкого пединститута В. Климова, учительница из' Чаплыгина Н. Денисова, ра- ботетж нефтебазы из Льва- Толстого К.. Дуплищев и другие. Несколько -десятков лицчан по телефону сооб щили в редакцию о своем желании овладеть эсперан то. ... ‘ Какие же вопросы боль ше всего интерес}тот наших читателей? Прежде всего — о практическом использова нии эсперанто в настоящее время, и о его перспекти вах. «Будет ли из^шаться язык эсперанто в учебных заведениях? — спрашивают десятимассиицы из ' села ранто ~ все это застамяет серьезно отнестись к воз можному - Превращению языка эсперанто в между народный вспомогательиьпй язык. ‘ Популярность эсперанто в разных странах пос.тута- ла_. тодчком -к нспользова- нию этого языка в радиопе- редачах. Ежедневно, переда-, чй ка . эсперанто в настоя щее время ведутся на ро дине его. — в городе Вар шава. ' - Эсперанто находит при менение на различных меж- дуиародяы.х , встречах; в переписке между, филате листами -разных стран . и так далее. Все сферы при менения эсперанто .даж е , трудно перечислить. Любо пытен, пожалуй, тот факт, что этот язык все чаще ис пользуется в деятельности туристских кампаний. В ряде стран построены спе циальные отели, пансиона ты, дома отдыха для ту ристов - эсперантистов.. . 'М О М М - ( ( т а т е м , Еще раз о язЫке Братовщина. - ; До.тгоруков- ского района Иваненко и ,Т. Загороднева.—Станет ли он языком всех, народов?». . Скажем сразу, что язык эсперанто уже .сейчас изу- - чается в учебных заведеий- : як некоторых стран, хотя пока в мире насчитывается менее' одной тысячи' учеб- ны.х заведений, где'эсперан то изучается как факудата- тнвный (а кое-где даже как обязательный) предмет. С 1968/1969 учебного года фа- . культативное преподавание языка ' эсперанто было вве дено в девятнадцати сред- . них школах Литовской ССР. В. настоящее время число таких школ в Литве стало з'нмител'ыю больше. Вво дится ■фдкультативное пре подавание эсперанто в школах Эстонии. Накоплен уже не.чалый опыт препо давания эсперанто в сред них учебных' заведениях Болгарии, Польши и дру гих стран. ■Но, конечно, чаще всего эсперанто школьники изу чают в кружках. ' Одна из причин, - препят ствующих занятиям эспе ранто в школах> те.чнику- мах, институтах — недоста ток педагогев-эсперанти- стов. Станет . ли когда-нибудь язык эсперанто общеприз нанным международным языком (хотя бы в качест ве вспомогательного язы ка общения для ' широких кругов населения самых разноязычных стран) ? Труд но точно и уверенно отве тить на этот вопрос. Уче-. ные-специЭЛИСТЫ очень но- разному, оценивают перс пективы этого языка. Во , всяком случае для того, чтобы. всерьез решить проб лемы международного язы ка, человечество должно прежде всего решить куда более важные задачи, сре ди которых одной нз важ нейших является установ ление я упрочение мира во всех районах земного ша ра. Однако постоянный рост числа эсперантистов в различных странах всех континентов, заметный ин терес молодежи к этому языку, увеличивающийся поток литературы на эспе- . Таким образом, перспек тивы языка эсперанто пред-, ставляются ' довольно за манчивыми. И- все же некоторые на ши читатели в своих пись мах явно преувеличивают возможности эсперанто. Так, десятиклассница Таня Лачугина из села Боринско.е в своем, хорошем письме считает возможным предпо- ложеше, что в будущем учащиеся союзных респуб лик будут изучать два язы ка: родной и эсперанто. Та ня, таким образом, полага ет, что эсперанто может за менить русский язьш в .ка честве средства мея^нацио- нальиого общения в Совет ском Союзе. Нет, Таня, такого не бу дет! Такого не может быть! Народы нашей страны со вершенно . добровольно из брали в качестве языка межнационального обще ния, в качестве второго род ного языка великий русский язык. И в ближайшую ис торическую эпоху никакой язык не может претендо вать на то, чтобы заменить в этой функции русский... Изучение языка эсперан то никоим образом не дол жно и не может быть поме хой в функционировании русского языка в качестве исторически сложившегося средства общения между людьми различных нацио нальностей в Советском Со юзе. В ряде писем авторы, вос хищаются простотой эспе ранто, видя в этом главное его достоинство. Да, эспе ранто изучить намного лег че и быстрее, чем любой другой иностранный язык. Но" сразу хочется предосте речь тех, кто надеется ^без всякого труда,' каким-то чу дом усвоить егр. Между прочим, легче этот язык ус воить тому, кто хорошо знает язык родной. Мы бы очень хотели, что бы Леня из дерев ни Ильинка Долгору ковского района понял, что, пока не наушится без оши бок пйсать на русском язы ке. он не будет готов ом а - деть эсперанто. . . . Некоторые, наши чатате.чн хотят более подробного объяснения с ай о го сл ов а «эсперанто». Как угке ука- зыва.чось в статье «Язык надежды», создате,ль его доктор Заменгоф свой пер вый учебник подписал псев донимом «Доктор Эсперан то». На языке эсперанто это слово означает «надею щийся». Сам Заменгоф вкладывал в свой псевдо ним надежду на то, что его детище - - международный язык — станет средством сближения народов мира, установит взаимопонима ние народов н укрепит мир во всем мире. Действи тельность жестоко посмея- •лась над мечтами Заменгб- фа; он умер в разгар пер вой мировой войны. В наше время, когда дви жение сторонников мира поднялось на новый уровень, когда большинство' людей земли хорошо понимает, что Недостаточно - единого меж дународного языка для ус тановления мира между.на- родамй, что нужны актив ные действия. Против сил империализма и агрессии,— в наше время многие эспе рантисты участвуют .в борьбе за мир. Они неодно кратно .поднимали голое протеста- против агрессии США во Вьетнаме, активно выступали за улучшенйе от ношений между государст вами. В очень многи.х письмах читатели спрашивают, су ществует ли учебная лите ратура , по эсперанто,, а Сергей Ннконов нз города Ельца просит редакцию, вы слать ему такую литерату- наложенным платежом, сожалению, редакци.ч ли; шена возможности выпол нить подобные , просьбы. Учебники н словари языка эсперанто . в. нашей стране издавались не раз, но пред ставляют сейчас поистине библиографическую . ред кость. Желающие изучить эсперанто смогут . приобре сти некоторые пособия, по .этому языку через, эсперан- тнстов. «Можно лн_ изучать эспе ранто заочно?»'.— .спращи-. вает‘ студентка физмата нз Ельца . .Ва.лемтина Климова и добавляет, 'что ответа ждут многие ее тЬварищн. ,Да, можно. . .Желающие изучать эсперанто заочно могут обратиться по одно му из следующих адресов; 101 000, Москва, Центр, або нементный ящик 927, Фе дотову Н. Г.; или: 450025, Уфа, абонементный ящик 102, Уфимский клуб эспе рантистов. В письме нужно указать свой точный- до машний адрес и приложить марку для ответа. И, наконец,.отвечаем на вопрос, чаще всего встреча ющийся в шсьмах: «Когда и где начнется изучение эсперанто в Липецке?», Кружок по изучениюязы ка эсперанто будет зани маться по воскресеньям в Липецком педагогическом институте Худ- Ленина, 42, аудитория 108). Цервое за нятие состоится 26 марта в 12 часов. В. КОРНИЛОВ. Г . М^едавно нз поездки по Йемен ской ' Народной Демократической Республике вернулись на Родину футболисты липецкого «Метаплур- га». Наш, нештатный корреспондент Ю. Кулииич ветретипсв с начальни ком команды Иваном Филиппови чем Люльчевым и попросил поде литься < читателями «Ленинца» сво ими впечатлениями об этом турне. —- Читателям, конечно, известно,— начал И. Люльчев, — что команде впервые отправилась , за рубеж. Следует отметить, что наша команда была первой из Советского Со юза, посетившая эту маленькую республику. Первым пунктом наше го назначения бь 1 яа столица Йемена. Вылетев седьмого марта из Шере метьево, мы сделали две кратко срочные остановки в Каире и Хадей- де и утром на следующий день при были на место,'в аэропорту нас тепло встретили сотрудники по сольства во главе с послом СССР в Йемене В. И, Старцевым и предста вители местных общественных орга низаций. ^ После непродолжительного отды ха мы побывали на-могиле Неизве стного солдата и возложили венок. Затем направились на экскурсию! в военный музей, где познакомились с оружием древних племен Йемена. Надо заметить, что в это время в стране проходил пятый съезд На ционального фронта —правящей по литической организации республики. Его решения 6ь!ли кёпло встречены населением, повсюду прошли мани фестации в поддержку правительст ва.. ............... _ Вечером предстояло первое испы тание. Нашим соперником была лучшая команда Йемена — кЮрс- порткявпи. 'Замечу, что из Москвы мы выехали при температуре -т-З градуса, а в Адене было ■ около 4-30— перепад для спортсменов чувствительный. Словом,- было ясно, что за победу придется основатель но бороться. На поле липчане вы шли в таком составе: Судаков, Ноздрин, Швецов, Двуреченский, Шальнев, Стаферов, Курбатов, Сол датов, Вотолоаский, Силохин и Ев- лентьев. Зрелищно игра получилась инте ресной, шл| она в высоком темпе. Счет открыл на 5-й- минуте В. Во- толовекий. Вскоре быстрый правый крайний хозяев поля сравнял счет -— 1:1. На-,-22-й минуте Еалентьев использовал хороший^прострел Во- тойовского,' головой забил второй гоя. За несколько! минут до переры ва «Юрспортклап» сравнял резуль тат — 2:2. Мяч в наши ворота за бил вновь правый крайний. На 48-й минуте Солдатов .делает счет 3:2, а хозяева поля вскоре, ис пользовав ошибку Ноздрина и Шве цова,, провели ответный год, ..Зато на 71-й и 83-й минутах на^, .удалось выйти вперед. Вначале Прибьиов с ходу пробил по цели, затем Сило хин мощным ударом в дальний угол забил пятый гол. Итак, победа — 5:3. Через день мы проведи второй матч со сборной командой пяти клубов. Про-гивник был не очень, сильный, но сломить его сопротивф.| лейие < 1 Металлургу» удалось лишь^ во втором тайме. Первые 45 минут не дали результата — 0: 0. После перерыва липчане забили Семь «су хих» мячей: Вотоловский и Ёвлвнтьев-: — по 2, Срлдатов, Силохин и Ста феров. 11 марта играли е футболистами второй провинции и победили их со счетом 7:1, Четвертый матч нам предстоял с обладателем,кубка име- нй в. И. Ленина командой йк Э лхи - лал». Матч был темповым, острым, с обоюдными возможностями забить не один гол. финальный свисток су дьи зафиксировал нашу победу се счегрАЛ 3:1. "Мячи Вабили Припылов, Курбатов и Силохин. ! В играх приняли участие,вер игре- - ки, выезжавшие в турне. Кроме тех,' которых я указал выше, на поле вы ходили Шаповаяенко, Путилин, Ло зовой и другие. Цель наставников команды, полагаю, понятна: «об стрелять» всех игроков в серьезных поединках. Все Ататчи получили хорошие от зывы в,местной прессе. В газетах были опубликованы отчеты об играх с фотографиями. Повсюду, где бы ла команда, нас тепло встречали, приходилось .много рассказывать о жизни советских людей, о наших спортсменах. По окончанию турне посол В. И . Старцев устроил прием в честь нашей команды, на кото ром присутствовалн все министры Йеменской Народной Демократиче ской Республики. Несколько слов о дальнейших планах «Металлурга». Команда вы ехала на юг, где перед началом пер венства СССР, проведет несколько контрольных встреч. V - Таллинский клуб любителей зимнего плавания объединяет более 80 че- - .вовек. Члены клуба многовделают для популяризации зимцего плавания в реевублике. Недавно клуб организовал первые показательные соревнования. В них приняли участие а госта из Ленинграда, В 25-метр6вом «бассейне», нро* рубленном на реке Пирита, выступали «моржи» четырех возрастных групя. НА СНИМКЕ; «а дистаицни участницы соревнований Т. Вийр.чаа я Т. Ватсель. Фото П. Кузнецова. (Фотохроника ТАСС)'. Редактор И, СМОЛЬЯНИНОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк. Коммунальная пя., ред. газеты еЛенаиец». Телефоны: редактора — ? - -3 3—53, ответственного секретаря а отдела иллюстраций 2—28— 59, Идеологический отдел —8—34-713, отде«чов: комсомодьской жизня —■2—38—43, учащейся мояодежя ■—2—38—80, писем В спорта — 2—84—48. ■ ____ АЭ 21232 Липецк, типография областного управаеяяя ио нечатя, Зак. 2Ш.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz