Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

Р ЕДАКЦИЯ пол 1 'Щ 5 ла -МНОГО откликов ка статью «Я&к на­ дежды». (см. «Ленинец» за 29 февраля 1972 г.}. Чита­ тели ' просят подробнее..рас­ сказать ^0 ^йзыка эсперанто, ПОМОЧЬ в его и.з^’чений. Письма об этом прислали нам грязиасгай десятшиасс- шк А. Гуров, , студентка Елецкого пединститута В. Климова, учительница из' Чаплыгина Н. Денисова, ра- ботетж нефтебазы из Льва- Толстого К.. Дуплищев и другие. Несколько -десятков лицчан по телефону сооб­ щили в редакцию о своем желании овладеть эсперан­ то. ... ‘ Какие же вопросы боль­ ше всего интерес}тот наших читателей? Прежде всего — о практическом использова­ нии эсперанто в настоящее время, и о его перспекти­ вах. «Будет ли из^шаться язык эсперанто в учебных заведениях? — спрашивают десятимассиицы из ' села ранто ~ все это застамяет серьезно отнестись к воз­ можному - Превращению языка эсперанто в между­ народный вспомогательиьпй язык. ‘ Популярность эсперанто в разных странах пос.тута- ла_. тодчком -к нспользова- нию этого языка в радиопе- редачах. Ежедневно, переда-, чй ка . эсперанто в настоя­ щее время ведутся на ро­ дине его. — в городе Вар­ шава. ' - Эсперанто находит при­ менение на различных меж- дуиародяы.х , встречах; в переписке между, филате­ листами -разных стран . и так далее. Все сферы при­ менения эсперанто .даж е , трудно перечислить. Любо­ пытен, пожалуй, тот факт, что этот язык все чаще ис­ пользуется в деятельности туристских кампаний. В ряде стран построены спе­ циальные отели, пансиона­ ты, дома отдыха для ту­ ристов - эсперантистов.. . 'М О М М - ( ( т а т е м , Еще раз о язЫке Братовщина. - ; До.тгоруков- ского района Иваненко и ,Т. Загороднева.—Станет ли он языком всех, народов?». . Скажем сразу, что язык эсперанто уже .сейчас изу- - чается в учебных заведеий- : як некоторых стран, хотя пока в мире насчитывается менее' одной тысячи' учеб- ны.х заведений, где'эсперан­ то изучается как факудата- тнвный (а кое-где даже как обязательный) предмет. С 1968/1969 учебного года фа- . культативное преподавание языка ' эсперанто было вве­ дено в девятнадцати сред- . них школах Литовской ССР. В. настоящее время число таких школ в Литве стало з'нмител'ыю больше. Вво­ дится ■фдкультативное пре­ подавание эсперанто в школах Эстонии. Накоплен уже не.чалый опыт препо­ давания эсперанто в сред­ них учебных' заведениях Болгарии, Польши и дру­ гих стран. ■Но, конечно, чаще всего эсперанто школьники изу­ чают в кружках. ' Одна из причин, - препят­ ствующих занятиям эспе­ ранто в школах> те.чнику- мах, институтах — недоста­ ток педагогев-эсперанти- стов. Станет . ли когда-нибудь язык эсперанто общеприз­ нанным международным языком (хотя бы в качест­ ве вспомогательного язы­ ка общения для ' широких кругов населения самых разноязычных стран) ? Труд­ но точно и уверенно отве­ тить на этот вопрос. Уче-. ные-специЭЛИСТЫ очень но- разному, оценивают перс­ пективы этого языка. Во , всяком случае для того, чтобы. всерьез решить проб­ лемы международного язы­ ка, человечество должно прежде всего решить куда более важные задачи, сре­ ди которых одной нз важ­ нейших является установ­ ление я упрочение мира во всех районах земного ша­ ра. Однако постоянный рост числа эсперантистов в различных странах всех континентов, заметный ин­ терес молодежи к этому языку, увеличивающийся поток литературы на эспе- . Таким образом, перспек­ тивы языка эсперанто пред-, ставляются ' довольно за­ манчивыми. И- все же некоторые на­ ши читатели в своих пись­ мах явно преувеличивают возможности эсперанто. Так, десятиклассница Таня Лачугина из села Боринско.е в своем, хорошем письме считает возможным предпо- ложеше, что в будущем учащиеся союзных респуб­ лик будут изучать два язы­ ка: родной и эсперанто. Та­ ня, таким образом, полага­ ет, что эсперанто может за­ менить русский язьш в .ка­ честве средства мея^нацио- нальиого общения в Совет­ ском Союзе. Нет, Таня, такого не бу­ дет! Такого не может быть! Народы нашей страны со­ вершенно . добровольно из­ брали в качестве языка межнационального обще­ ния, в качестве второго род­ ного языка великий русский язык. И в ближайшую ис­ торическую эпоху никакой язык не может претендо­ вать на то, чтобы заменить в этой функции русский... Изучение языка эсперан­ то никоим образом не дол­ жно и не может быть поме­ хой в функционировании русского языка в качестве исторически сложившегося средства общения между людьми различных нацио­ нальностей в Советском Со­ юзе. В ряде писем авторы, вос­ хищаются простотой эспе­ ранто, видя в этом главное его достоинство. Да, эспе­ ранто изучить намного лег­ че и быстрее, чем любой другой иностранный язык. Но" сразу хочется предосте­ речь тех, кто надеется ^без всякого труда,' каким-то чу­ дом усвоить егр. Между прочим, легче этот язык ус­ воить тому, кто хорошо знает язык родной. Мы бы очень хотели, что­ бы Леня из дерев­ ни Ильинка Долгору­ ковского района понял, что, пока не наушится без оши­ бок пйсать на русском язы­ ке. он не будет готов ом а - деть эсперанто. . . . Некоторые, наши чатате.чн хотят более подробного объяснения с ай о го сл ов а «эсперанто». Как угке ука- зыва.чось в статье «Язык надежды», создате,ль его доктор Заменгоф свой пер­ вый учебник подписал псев­ донимом «Доктор Эсперан­ то». На языке эсперанто это слово означает «надею­ щийся». Сам Заменгоф вкладывал в свой псевдо­ ним надежду на то, что его детище - - международный язык — станет средством сближения народов мира, установит взаимопонима­ ние народов н укрепит мир во всем мире. Действи­ тельность жестоко посмея- •лась над мечтами Заменгб- фа; он умер в разгар пер­ вой мировой войны. В наше время, когда дви­ жение сторонников мира поднялось на новый уровень, когда большинство' людей земли хорошо понимает, что Недостаточно - единого меж­ дународного языка для ус­ тановления мира между.на- родамй, что нужны актив­ ные действия. Против сил империализма и агрессии,— в наше время многие эспе­ рантисты участвуют .в борьбе за мир. Они неодно­ кратно .поднимали голое протеста- против агрессии США во Вьетнаме, активно выступали за улучшенйе от­ ношений между государст­ вами. В очень многи.х письмах читатели спрашивают, су­ ществует ли учебная лите­ ратура , по эсперанто,, а Сергей Ннконов нз города Ельца просит редакцию, вы­ слать ему такую литерату- наложенным платежом, сожалению, редакци.ч ли; шена возможности выпол­ нить подобные , просьбы. Учебники н словари языка эсперанто . в. нашей стране издавались не раз, но пред­ ставляют сейчас поистине библиографическую . ред­ кость. Желающие изучить эсперанто смогут . приобре­ сти некоторые пособия, по .этому языку через, эсперан- тнстов. «Можно лн_ изучать эспе­ ранто заочно?»'.— .спращи-. вает‘ студентка физмата нз Ельца . .Ва.лемтина Климова и добавляет, 'что ответа ждут многие ее тЬварищн. ,Да, можно. . .Желающие изучать эсперанто заочно могут обратиться по одно­ му из следующих адресов; 101 000, Москва, Центр, або­ нементный ящик 927, Фе­ дотову Н. Г.; или: 450025, Уфа, абонементный ящик 102, Уфимский клуб эспе­ рантистов. В письме нужно указать свой точный- до­ машний адрес и приложить марку для ответа. И, наконец,.отвечаем на вопрос, чаще всего встреча­ ющийся в шсьмах: «Когда и где начнется изучение эсперанто в Липецке?», Кружок по изучениюязы­ ка эсперанто будет зани­ маться по воскресеньям в Липецком педагогическом институте Худ- Ленина, 42, аудитория 108). Цервое за­ нятие состоится 26 марта в 12 часов. В. КОРНИЛОВ. Г . М^едавно нз поездки по Йемен­ ской ' Народной Демократической Республике вернулись на Родину футболисты липецкого «Метаплур- га». Наш, нештатный корреспондент Ю. Кулииич ветретипсв с начальни­ ком команды Иваном Филиппови­ чем Люльчевым и попросил поде­ литься < читателями «Ленинца» сво­ ими впечатлениями об этом турне. —- Читателям, конечно, известно,— начал И. Люльчев, — что команде впервые отправилась , за рубеж. Следует отметить, что наша команда была первой из Советского Со­ юза, посетившая эту маленькую республику. Первым пунктом наше­ го назначения бь 1 яа столица Йемена. Вылетев седьмого марта из Шере­ метьево, мы сделали две кратко­ срочные остановки в Каире и Хадей- де и утром на следующий день при­ были на место,'в аэропорту нас тепло встретили сотрудники по­ сольства во главе с послом СССР в Йемене В. И, Старцевым и предста­ вители местных общественных орга­ низаций. ^ После непродолжительного отды­ ха мы побывали на-могиле Неизве­ стного солдата и возложили венок. Затем направились на экскурсию! в военный музей, где познакомились с оружием древних племен Йемена. Надо заметить, что в это время в стране проходил пятый съезд На­ ционального фронта —правящей по­ литической организации республики. Его решения 6ь!ли кёпло встречены населением, повсюду прошли мани­ фестации в поддержку правительст­ ва.. ............... _ Вечером предстояло первое испы­ тание. Нашим соперником была лучшая команда Йемена — кЮрс- порткявпи. 'Замечу, что из Москвы мы выехали при температуре -т-З градуса, а в Адене было ■ около 4-30— перепад для спортсменов чувствительный. Словом,- было ясно, что за победу придется основатель­ но бороться. На поле липчане вы­ шли в таком составе: Судаков, Ноздрин, Швецов, Двуреченский, Шальнев, Стаферов, Курбатов, Сол­ датов, Вотолоаский, Силохин и Ев- лентьев. Зрелищно игра получилась инте­ ресной, шл| она в высоком темпе. Счет открыл на 5-й- минуте В. Во- толовекий. Вскоре быстрый правый крайний хозяев поля сравнял счет -— 1:1. На-,-22-й минуте Еалентьев использовал хороший^прострел Во- тойовского,' головой забил второй гоя. За несколько! минут до переры­ ва «Юрспортклап» сравнял резуль­ тат — 2:2. Мяч в наши ворота за­ бил вновь правый крайний. На 48-й минуте Солдатов .делает счет 3:2, а хозяева поля вскоре, ис­ пользовав ошибку Ноздрина и Шве­ цова,, провели ответный год, ..Зато на 71-й и 83-й минутах на^, .удалось выйти вперед. Вначале Прибьиов с ходу пробил по цели, затем Сило­ хин мощным ударом в дальний угол забил пятый гол. Итак, победа — 5:3. Через день мы проведи второй матч со сборной командой пяти клубов. Про-гивник был не очень, сильный, но сломить его сопротивф.| лейие < 1 Металлургу» удалось лишь^ во втором тайме. Первые 45 минут не дали результата — 0: 0. После перерыва липчане забили Семь «су­ хих» мячей: Вотоловский и Ёвлвнтьев-: — по 2, Срлдатов, Силохин и Ста­ феров. 11 марта играли е футболистами второй провинции и победили их со счетом 7:1, Четвертый матч нам предстоял с обладателем,кубка име- нй в. И. Ленина командой йк Э лхи - лал». Матч был темповым, острым, с обоюдными возможностями забить не один гол. финальный свисток су­ дьи зафиксировал нашу победу се счегрАЛ 3:1. "Мячи Вабили Припылов, Курбатов и Силохин. ! В играх приняли участие,вер игре- - ки, выезжавшие в турне. Кроме тех,' которых я указал выше, на поле вы­ ходили Шаповаяенко, Путилин, Ло­ зовой и другие. Цель наставников команды, полагаю, понятна: «об­ стрелять» всех игроков в серьезных поединках. Все Ататчи получили хорошие от­ зывы в,местной прессе. В газетах были опубликованы отчеты об играх с фотографиями. Повсюду, где бы­ ла команда, нас тепло встречали, приходилось .много рассказывать о жизни советских людей, о наших спортсменах. По окончанию турне посол В. И . Старцев устроил прием в честь нашей команды, на кото­ ром присутствовалн все министры Йеменской Народной Демократиче­ ской Республики. Несколько слов о дальнейших планах «Металлурга». Команда вы­ ехала на юг, где перед началом пер­ венства СССР, проведет несколько контрольных встреч. V - Таллинский клуб любителей зимнего плавания объединяет более 80 че- - .вовек. Члены клуба многовделают для популяризации зимцего плавания в реевублике. Недавно клуб организовал первые показательные соревнования. В них приняли участие а госта из Ленинграда, В 25-метр6вом «бассейне», нро* рубленном на реке Пирита, выступали «моржи» четырех возрастных групя. НА СНИМКЕ; «а дистаицни участницы соревнований Т. Вийр.чаа я Т. Ватсель. Фото П. Кузнецова. (Фотохроника ТАСС)'. Редактор И, СМОЛЬЯНИНОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк. Коммунальная пя., ред. газеты еЛенаиец». Телефоны: редактора — ? - -3 3—53, ответственного секретаря а отдела иллюстраций 2—28— 59, Идеологический отдел —8—34-713, отде«чов: комсомодьской жизня —■2—38—43, учащейся мояодежя ■—2—38—80, писем В спорта — 2—84—48. ■ ____ АЭ 21232 Липецк, типография областного управаеяяя ио нечатя, Зак. 2Ш.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz