Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

О Б Р А Щ Ш Н И Е ж В Е Л И Ж О Ш У Н А С Л Е Д И Ю \ЛЪ #Б КОМСОМ ОЛЬСКИХ П РО П А Г А Н Д И С Т О В Завтра * очередное занятие нашего -:-;науч 1 ! 0 г^ теоретического семинара. Хорошо все-таки, что мы выбрали курс «В. И. Лсинц о молодежи». Ведь участники .семинара - - учнтеля-комсонольцы, для нйз^ эта тематика особенно'близка и важна. ■Завтра — очередное занятие... Я последний раз придирчиво просматриваю рабочий план. Первый ра.здел — определение задачи, которая ставится при изучении дайной темы. Он не велик; но об­ думывал. я его долго и трудно. Понятно, что тема, в общем-то, четко сформулирована в про-, грамме семинара, да только этого мало. Надо решить для себя, что же должно стать лейтмоти­ вом разговора, какое конкретное воспитате.)ьное рначенне будет иметь -он. Иначе — ты благопо­ лучно выложишь энное количество фактов и оп­ ределений, но они не дойдут до слушателя, не станут для пего истиной, найденной в напряжен­ ном труде. Цель занятия по.может подобрать наи­ более яркие примеры, прочно связать теоретиче- 'С 1 ШЙ материал с конкретио-нсторичееким анализом,, явлений прошлого и современности. Здесь —пер- ■вый мой наставник — Ленин... Второ 11 раздел плана - - историография темы, третий —источники: произведения классиков марксизма - ленинизма. Партийные документы, .статистические материалы, дневники, мемуары.., -Затем — перечень, собственно вопросов по теме. Вопросов, последовательность которых я тща­ тельно выверил, стараясь, чтобы рассмотрение од- - ного спужило ступенью для перехода к следую­ щему. И, наконец, заключение—краткие выводы. Все это, в принципе, азы пропагандистской ра­ боты, однако практически составить и выпо.днить план очень нелегко. Завтра — очередное занятие... Формы мы ис­ пользуем различные. Собеседование, обмен мне­ ниями, дискуссия, доклад, обсуждение рефера­ тов. Такое разнообразие повышает активность комсом-ольцев. Спор, столкновение противополож­ ных суждений развивают творческое отношение к ..теории, умение' оцёйивать явления .грйствнтельно-. ети на'основе марксизма-ленинизма. А ведь вы­ работка качеств политического бойца — вопрос гномер один для комсомольской полигсетк, В семинаре сложилось крепкое ядро. Пятеро слушателей из десяти имеют высшее образова-. ние, оии-то и стали моей опорой. НаДежда Фи- суп, например, пе новичок в лекторской работе, она много и серьезно читает Маркса, Энгельса, Ленина. Пропагандистскую работу среди учащихся ве'< дут и другие участники семинара —^ Лидивг Яу-. кашева, Нина Навражшлх, Светлана Ми.чапшна, .Таисия Маньшина, Владлен Морозов. Таким об-^ разом, в семинаре они постигают пе только осноч ьы коммунистических знаний, но и методику про­ паганды. Вот почему я иногда показываю не­ сколько кадров диафильма и предлагакз, во-перч пых, охарактеризовать псторическнй период, ко- развйтие, его.'досяедствии вплоть долеродняшне-:^ го дня. Вообще диапозитивы, диафильмы, плакаты, схемы, репродукции картин я стараюсь- тасаользо- ? вать широко и' постоянно. Краежречивее многих слон рассказывают о комсомоле,, об истории на-- шего народа такие диафильмы, как «Итоги вось­ мой пятилетки», «В бурях'рожденный комсомол», «Славный путь Ленинского комсомола», «День рождения комсомола».., . Завтра —- очередное занятие. Ее,ни бы оно бы­ ло таким же деловым, насыщенным, как собесе­ дование по теме «Ленинский завет молодежи — учиться коммунизму». Вступление сде.лала тогда Н. Фнсуи. Ее дополнил Владлен Морозов. Он обратил внимание на предостережение Лешша против догматического, оторвашюго от жизни ус­ воения марксизма.- А Тансия Маньшина подробно рассказала о решениях XXIV съезда КГ1СС, касаюншхся ко.м- . муниетического воспитания молодежи — этой центральной/задачи комсомола. : ^'Естественным продолжением разговора • ста.д рассказ Нины Навражных о конкретной восиитач тельной работе в духе ленинских заветов в пашей школе. Нина поделилась личным своим опытом. Секретарь комсомольской организации А, Боева остановилась па ходе Ленинского зачета, под-" черкнула валеность общественного поручения 'как действенного инструмента восшгтания. Конечно, удачное занятие — не случайность. Мне приходи'гся все вре.мя устраивать и грушю- вые, .и индивидуалыше консультации со слуша­ телями, вместе подбирать и доставать необ.ходи- мую литературу. Основной наш материал — первоисточники, труды Ленина, Работая над ними, .мало просто усваивать содержание, В процессе учебы я зна­ комлю комсомольцев с силой ленинской логики, с ходом расеултденнп, даже на мелких дста.шх стремлюсь "раатрыть четкость классовой иоякцни Ленина, его-коммунистическую принципиаль­ ность. Не должно пройти .мимо елушателя и то. как относится Ленин к описываемым им событиям; к одним — с иронией, к другим — с радостью и волнением. Это помогает участпнкам семинара увидеть и почувствовать образ вождя, слившего­ ся- е партией, революцией, с делом освобождения трудящихся .масс. Завтра — очередное занятие... Цухлю сделать все, чтобы оно стало еще одним кирпичиком в строительстве прочного здания коммунистической убеждепчости молодого че.товека. А. ФУРСОВ, пропагандист усманской средней школы № 2. В СОВХОЗЕ парней этих счита­ ют «трудными». Могут и вы­ пить, и созорничать. И, навер­ ное, впервые на политзанятия за­ брели они просто так, от нечего де­ лать. Столько людей ведь ходит, на­ до и нам посмотреть, что да как. Но, побывав в кружке один раз, они стали появляться там все чаще. А однажды, встретив Евдокию Гераси­ мовну, попросили: «Запишите нас к себе, как постоянных слушателей». многообъемлющий вопрос. Как стать Человеком, Гражданином сво­ ей страны. Коммунистом. Ленинцем. Это и есть «главная тема» для Е. Г. Жариковой. ‘ О чем только не заходит речь в кружке «Основы коммунистической морали», которым руководит она! Как-то устроили кружковцы экскур­ сию. Нет, не в Липецк и не в Волго­ град, а в своем же хозяйстве, на новую свиноферму. ГЛАВНАЯ Т Е М А Жарикова, конечно, ничего против не имела. Им-то это, может быть, особенно полезно: должны же они, в конце концов, подумать, как жить на земле... По списку в политкружке пропагандиста Жариковой пятнад­ цать человек. Но, как правило, на занятиях бывает двадцать, а то и двадцать пять. Никто не заставляет, е ходят. Какой же такой «секрет» знает Евдокия Герасимовна? Спросить, ра­ зумеется, гораздо легче, чем отве­ тить. Хорошего пропагандиста не втиснешь Б привычную схему, опыт его не распишешь по приемлемым для всех и каждогд рецептикам. На одном занятии кто-то из ребят задал Жариковой вопрос: «Как стать человеком, настоящим, в полном смысле слова — Человеком?». Так вот, вероятно, «секрет» Евдокии Ге­ расимовны как раз и заключается в том, что она честно, горячо, с вол­ нением ищет совместно со слушате- ^ лями ответ на этот одновременно и простой, и наисложнейший, столь Кажется, что нового они могли уви­ деть там? Но экскурсоЕодом-то бы­ ла Жарикова. Она рассказала о пер­ спективах хозяйства, о том, как нуж­ ны здесь молодые руки, что долг комсомольца — продолжить дело отцов и матерей... И очень искренне прозвучали слова одного из парней: — Действительно — ну, куда ехать, чего нам не стороне искать? Все есть тут, дома, лишь руки при­ ложи... Как стать Человеком... Оказывает­ ся, настоящие-то люди) с большой буквы, здесь, рядом. Евдокия Гера­ симовна пригласила на. занятие знат­ ную свинарку Н. .К. Нартову. Моло­ дым надо послушать ее. Надо им послушать и директора совхоза М. Г. Шустова,.. А разве неинтересно, ког­ да с рассказрм о своей профессии выступает твой же товарищ по круж­ ку, скажем, шофер Сергей Рыжков? Простота и ясностьк Такова уста­ новка пропагандиста на каждом за­ нятии. Ведь слушатели очень раз­ ные; у одних за плечами — техни- ПРОПАГАВДИСТЕ кум, у других — по^га только вось­ милетка. А учеба в кружке должна быть полезна для всех. Вот и прихо­ дится Евдокии Герасимовне макси­ мально разнообразить занятия, стро­ ить их на задевающем за живое, близком ребятам фактическом ма­ териале. Пропагандист не устает будора­ жить комсомольцев, предлагает по­ думать, вспомнить, поспорить. Иног­ да — задание довольно простое. Идет, допустим, занятие по теме; «Преданность делу коммунизма как высший принцип коммунистической морали» — Жарикова просит ребят привести наиболее поразившие их воображение примеры из истории революции и гражданской войны. А затем уже — проблематика услож­ няется, переходят к современности. Сегодня в районе работают 22. кружка «Основы коммунистической морали». Кружок Жариковой в сов­ хозе «Коммунар» ~ один из луч­ ших. А всего в них занимаются бо­ лее 400 комсомольцев. Среди веду­ щих пропагандистов, кроме Е. Г, Жа­ риковой, я с гордостью называю В. А. Богодарову, 3. Н. Вандышеву, О. Н. Новохатскую. Это разные лю­ ди, очень разные по стилю пропа- ' гзндисты. Однако всем им свойст­ венны увлеченность политической работой, хорошее знание запросов, интересов молодых, умение тбеней- шим образом переплести теорию с практикой, с повседневной жизнью своих слушателей. С. ДУШКИНА, секретарь Усманского райкома ВЛКС.У!. О Т В Е Т С Т В Е Н Н О С Т Ь Очередной выпуск клуба комсомольских пропагандистов посвящен Усманской рай­ онной комсомольской организации. Ве­ роятно, многие вопросы, которые так или иначе затрагивают усманцы, волнуют ор­ ганизаторов молодежного просвещения всей области. Поэтому мы обращаемся к КИМ с предложением высказать свое мне­ ние по проблемам политического воепмя- кия, поделиться опытом и наблюдениями. Ждем ваших писем, товарищи! ^у\гллллллллл«>лллллллллллллллллллллллллл/' лл, Детская городская библиотека № 2 г. .Пнпепка — второй дом для ребят. Здесь около г ш I томов различной литературы, газеты жчр л, I Заведующая абонементом Людмила 1 !ико. 1 . 1 с»ма > Шпаганова помогает школьникам выОр., !ь .шч»)- 5 мую книгу, поинтересуется прочитанным Фото М .М .!1 ..«нкова. ^ЛЛЛЛЛГЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛпГ«^ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛУVVVVVЛЛЛЛГЛЛЛЛ.ЛЛЛ Коммунист назначен пропа­ гандистом. Партия возложила на него одно из самых ответ­ ственных и почетных поруче­ ний. Жизнь предъявляет к по- литпросветчику высокие требо­ вания. Мы, партийные работ­ ники, стараемся всемерно по­ мочь руководителям молодеж­ ных ПОЛИ'!кружков и семина­ ров, считаем это п,оямои ^воей обчтаинсегью. В последние юды, в процес­ се подготовки к 100-летию со дчг рождечич В. И. Ленина, к XXIV съезду КПСС в районе ■аиочлен опыт голитико-вос- читатель.'ой рсботы, благодаря которому мы можем смелее искать новые действенные формы ее. Как и в прошлом учебном году, сегодня в комсомольских кружках главное внимание уделяется изучению материа­ лов XXIV съезда КПСС, ле­ нинского наследия. Причем, изучение идет вглубь, моло­ дые усманцы овладевают ма-- териалом творчески. Увеличил­ ся охват молодежи, полнее учитываются ее интересы, уро­ вень образования и возраст юношей и девушек. Сейчас в сети комсомоль­ ского просвещения района насчитывается 47 кружков и семинаров, в которых учатся 1452 человека, в том числе — 1110 членов ВЛКСМ. В семи кружках изучается курс «Бе­ седы о партии», в 11 — «Ос­ новы социалистической эко- ^ номики», в 22—«Основы ком- ' мунистической морали». Со­ здано также семь теоретиче­ ских семинаров «Ленин о молодежи», 252 комсомольца занимаются вместе с комму­ нистами. Руководстве комсомольски­ ми кружками и семинарами партийные организации ябру- чают лучшим людям, кото­ рые всегда находятся среди молодежи, знают ее настрое­ ние, живут ее интересами и заботами. Из 47 комсомоль­ ских пропагандистов 36 — члены КПСС, 40 имеют выс­ шее и незаконченное высшее образование, две трети рабо­ тают пропагандистами более 2:—3 лет. Среди них есть и учителя, и инженеры, и агрономы, и хозяйственни­ ки. Но, конечно же, это . не снимает с нас обязанности постоянно учить руководите­ лей кружков искусству про­ паганды, вооружая их и теоре­ тически, и методически. Опорной базой для подго­ товки и повышения квалифика. ции пропагандистов района стал кабинет политического просвещения райкома КПСС. Создан методический совет по партийному и комсомоль­ скому политическому про­ свещению, членами которого являются партийные н кол^со- мольские работники, пропа­ гандисты, преподаватели тех­ никумов, Фкол. Советом разработан пер­ спективный план учебы про­ пагандистов. На пленарных за­ нятиях они вместе с руково­ дителями партийного полит­ просвета получают широкую и разностороннюю информа­ цию об актуальных политиче­ ских событиях стране и за рубежом, об успехах труже­ ников области и района. Пе­ ред ними выступают секрета­ ри райкома КПСС, хозяйствен­ ные руководители. Параллельно с этим специ­ ально для комсомольской по- литсети созданы 3 секции. Секцией пропагандистов круж­ ков «Беседы о партии» руко­ водит преподаватель техни­ кума-интерната А. А. Трофим- чук, секции «Основы социали­ стической экономики» и «Ос­ новы коммунистической мо­ рали» возглавляют председа­ тель партийкой комиссии рай­ кома КПСС В. И. Прибытков и секретарь РК ВЛКСМ С. Душ­ кина. Наибольший интерес на за­ нятиях семинаров вызывает обмен опытом работы. Толь­ ко в текущем учебном году о своей работе, о своих по­ исках и проблемах рассказа­ ли пропагандисты комсо­ мольских кружков А. И. Фур­ сов, Е. Г. Жарикова, Ю. Н. Ан- тюхов! М. Б. Гульматов, В. А. Богодерова и другие. Еще од­ на форма учебы пропаганди­ стов — посещение занятий в школах передового опыте (их у нас в системе комсомоль­ ского просвещения — пять). Так, руководители кружков «Основы социалистической экономики» побывали в шко­ ле передового опыта в колхо­ зе «/Большевик», которую ве­ дет А. П. Карпова. Они непо­ средственно ознакомились с тем, как даются слушателям практические задания. И, как результат, мы сегодня можем сказать, что- в 45 из 47 комсомольских кружков и се­ минаров учебная программа выполняется успешно. Все слу­ шатели —- участники Всесоюз­ ного Ленинского зачета «Ре­ шения XXIV съезда КПСС — ■ в жизнь!». А ведь главный кри­ терий эффективного полити­ ческого образования — син­ тез теории и фактики, то есть умение каждого, опираясь на выводы науки, совершенство­ вать свой труд и активизиро­ вать общественную деятель­ ность. И. соломыкин, заведующий кабинетом политического просвещения Усманского райкома КПСС. Д ЕВЧОНКИ .мои, девчонки! Я знаю, как нелегко выкроить вам эти полтора часа. Я знаю, что Гале не с кем оставить ребенка, Маше сегодня нездоровится, а у Любы — много домашних дел. И все-таки вы пришли. И все-таки мы с вами, отрешившись от будничных хлопот, будем думать и спорить о мировых проблемах. О гуманизме и счастье. О подвиге и верности ком­ мунистическим идеалам. Вы с волне­ нием заговорите о судьбе Анджелы Дэвис. Вы будете отыскивать на кар­ те города и страны, которые назы­ вают нынче горячими точками пла­ неты. Как добиться, чтобы каждое на­ ше занятие стало событием в вашей духовной жцзни? Это — главная моя забота. Ма начальной стадии нам с вами пришлось преодолеть серьезные орга­ низационные трудности. Собственно, преодоление их и было для меня первым испытанием, боевым кре­ щением как руководителя кружка. Никогда не соглашусь с тем, что о посещаемости должны беспокои'п.ся только комсорг и староста кружка, а пропагандисту до нее дела нет. Есть в таких рассуждениях что-то равно­ душное, безразличное, хотя фор­ мально их не оспоришь. Второй год почти на всех заняти­ ях ведем мы разговор о сознатель­ ном отношении к общественному долгу, о товарищеской взаимопо­ мощи. И если я буду безучастно на­ блюдать за усилиями комсорга Ва­ ли Бодрых или старосты кружка Любы Фурсовой, они вправе за­ дать вопрос; а верит ли пропаган­ дист в то, о чем говорит нам? Пет, роль стороннего наблюдателя мне не подходит. Организация занятий — мое кровное дело. началась с выяснения: а что же зна­ ют- комсомолки по этому вопросу? Оказалось, немного. Представления довольно расплывчатые, приблизи- • 1 ельные. Большинство видит в изучаемой теме нечто сугубо теоре­ тическое, сложное. Но вот Галя Ковтун сумела «ух­ ватить» суть. Она сказала: — На все ваши вопросы я отве­ беже я умышленно.м убийстве. Гено­ цид, осуществляемый США в Индо­ китае, слушатели определили как преступление против гуманизма. То есть — участники беседы спе- рпровалн фактами, которые упомина­ лись в информационных сообщениях на предыдущих занятиях. Они — пусть пока и весьма элементарно — делали попытку осмыслить их с по­ ной, но победа. Люда, по сути дела, выступила с первым в ее жизни до­ кладом. И выступила отлично. Ее можно смело привести в цех в ка­ честве агитатора. Следующую бесе­ ду мы проведем вместе с ней. и В прошлом году две мои слуша*. тельинцы стали агитаторами. В этом. — Люда... Продолжая мысль о закреплении ПОЛТОРА ЧАСА У КАРТЫ Р*И»А Таково непременное условие ус­ пешной политической учебы. Второе условие — активность слушателей и наиболее эффективный способ за­ крепления материала. Случается, что пронагаидист как будто бы доб­ росовестно подготовился к занятию, неплохо его провел, а спроси у круж­ ковца на другой день, о чем расска­ зывал пропагандист, ои толком не ответит. Так что — закрепление, творче­ ское усвоение материала — очень важная, может быть, — самая важ­ ная наша задача. У нас она в нема­ лой степени решается при помощи политинформации. Сейчас мы изучаем «Основы ком­ мунистической морали». И тем не менее политинформация, по глубо­ чайшему моему убеждению, отнюдь не является чем-то восторонним, ка­ ким-то необязательным довеском к основной тематике. Она — ее не­ отъемлемая часть. Попробую показать это на при­ мере. Работа над темой «Социали­ стический гуманизм», как обычно. тить не могу. Только настоящий гу­ манизм это... ну, как Б Программе партии записано; «Все во имя чело­ века, все для блага человека». Меня обрадовал удачный ответ, а девушки благодаря ему почувство­ вали: разговор предстоит о понят­ ных, доступных им, жизненно важ­ ных вещах. Дальше было легче: уже определились ориентиры беседы. Прошу привести примеры антигу­ манной политики. Люба заметила, что «казарменный коммунизм» груп­ пы Мао антигуманен по самой своей сути. Валя напомнила, как власти США пытались сломить волю Анд­ желы суровым тюремным режимом, не отпускали ее под залог вопреки существующему законодательству. Маша добавила к Валины^ словам един интересный штрих: судья горо­ да Сан-Хосе (место суда над бес­ страшной коммунисткой) отпустил после пятиминутного разбирательст­ ва дочь мэра города под «честное слово» высокопоставленного папа­ ши. А ведь шайка, в которую вхо­ дила эта девица, обвинялась в гра­ зиций марксизма-ленинизма, с клас­ совой точки зрения. Это, как мне ка­ жется, полностью отвечает требова­ нию связи теории с практикой Творческое усвоение материала не мыслимо без максимальной активно­ сти слушателей. Хочу, чтобы на заня­ тиях моих люди не'просто слушали, но — думали. Мне кажется, этого достигли мы во время десяти бесед о XXIV съезде КПСС, решениях но­ ябрьского (1971 г.) Пленума ЦК КПСС и третьей сессии Верховного Совета СССР. Запало в память выступление Лю­ ды Никоновой, говорившей о росте благосостояния парода как высшей' цели экономической политики пар­ тии. Она толково и ясно изложила все, что было сказано по этому по­ воду на съезде, привела данные по району и городу, очень обстоятельно остановилась из мерах улучшения материального благосостояния со­ ветского студенчества. 'Слушали ее с явным интересом. А я вдруг поняла; это же победа! Пусть небольшая, понятная мне од­ материала, хочу сказать несколько слов о повторйшн. Повторение — это как бы перекидывание мостков от того, что мы изучаем сегодня,, к тому, чем занимались вчера. Повто­ рение — это качественно новая сту­ пень в освоении теоретических поло- л;ений, углубление и систематизация знаний. Два года работы кружка. Иакоп- ген некоторый опыт, сложились свои традиции. Каждый, кто поступает на работу в типографию, сразу же ста­ новится членом нашего кружка (ко­ нечно, если человек нигде не учит­ ся), - Со временем слушатели-не- комсомольцы вступают в ряды ВЛКСМ. Ношг.-жи быстро ос-зивают- ся в кружке. Давно ли Маша Ка­ ширских' занимается у меня, а я уже считаю ее активисткой, хоро­ шей своей помощницей. Ио сколько еще недодуманного, нерешенного! Появилась в кружке новая слушательница Л. На все во­ просы — один отпет; не знаю. Си­ дит на занятии с отсутствующим ви-. дом, откровенно скучает. Кружок мой невелик, поэтому для . индивидуальной работы есть все возможности. И, следовательно, если кто-то отмалчивается, кто-то равно­ душен, упрекать я должна только се- ,бя. Думай н еще раз думай, пропа­ гандист, как найти подход, как подо­ брать ключик. А пока не нашел —■ . ты виноват и перед теми, кто дал тебе поручение, и перед этой вот . девчушкой-молчальницей. , . Одни из критериев успеха или не­ удачи в пропагандистском деле — задают ли тебе' вопросы. Вопрос —• это сигнал: человек заинтересовал­ ся" в нем проснулась ' любознатель­ ность. К счастью моему — вопросов обычно бывает много. Вот несколько самых пос.чедш!х, свежих: «Почему люди придерживаются религиозных обрядов? Почему нам фильм понра­ вился, а рецензент отозвался о нем как о слабом произведении? Что пи­ шут умные люди о любви? Какие книги об Отечественной войне нужно прочитать в первую очередь?». Отвечаю сама. Поручаю кому-ни­ будь из девушек подготовить ответы самостоятельно. Когда новенькая Л, иачцет задавать вопросы, это будет моей большой удачей. Каков ,же итог этих моих беглых заметок? Каков итог моей работы с кружковцами? Комсомолки постепен­ но приучаются размышлять над фактами. Систематизировать темати­ ку курса. Улучшилась работа ' ком­ сомольской организации. В. БОГОДАРОВА, пропагандист политкружка «Основы коммунистической ......... морали» Усманской районной ; . типографии. ОПЕРАЦИЯ „ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОИСК" МОЯ ПРОФЕССИЯ - ТВОРЧЕСТВО (Окончание. Начало на 1-й стр.). одинаковы. Это же моя работа. Вот сегодня утром иду по цеху. Вижу, злитс^ кузнец. Никак не удается де­ таль бр штампа снять, теряет он на этом-.бекунды. Отштампует заготов­ ку, а потом бьечся-бьется, прежде чем ее вытащит. Ритм работы пару-- шалея. Подошла поближе. Присмот-' релзсь. Потом попросила его остано­ вить штамп. За несколько минут сделали небольшую клещевину, уг­ лубление в штампе, чтобы удобнее было деталь поддевать. Все. Работа наладилась. ■ . — А как, по какому наитию, при­ ходят идеи новшеств? — Я приехала на завод, совсемнё зная производства. За два года мно­ гому научилась. Мы поставляем де­ тали во все механические цехи. При­ ходится часто бывать в них. Смот­ ришь, то там, то здесь, деталь, кото­ рую приготовила кузнецы, вдруг ото­ шла в брак. Часто в этом обвиняют пас; Начинаешь думать; в чем дело, откуда берется, к примеру, чернота при механической обработке? Вот од­ ну .из деталей решила перевести с горизонтально-ковочной машины на пресс. Качество улучшилось. Всё. Больше и ничего не надо. Или вот- другая деталь. Шел сплошной брак при обработке зубьев в первом трак­ торном цехе. Долго ломала голову;. И рационализаторы у них опытные, все больше — пожилые. Л сколько вариантов я перепробовала, прежде чем догадалась увеличи ть радиус из­ гиба! Теперь увеличилась и стойкость штампа. Но главное пе в этом. Лик­ видировать брак в пашем цехе, до- обтачивать каждую деталь ставили дополнительно слесаря. А ведь он иэгокладе и заниматься, по сущест­ ву, должен был своим делом. !!о вместе с тем, тебе, как ру­ ководителю, приходится и с людьми сталкиваться. Что труднее: изобре­ тать или работать с подчиненными? — Не подумайте, что хвастаюсь. Но мне все 'легко. А с людьми—-тем более. Вот Леша Маликов прибегает за мной: брак, иди разбирайся. При­ шла, и впрямь пезаполнение, деталь не получается нужной конфигурации. Вытащили одну прокладку, дело на­ ладилось. С людьми у меня кон­ такты отличные. Спросить пе стесня­ юсь пи у рабочего, ни у мастера, ыи у начальника смены. Уж к своему начальнику Анатолию Валентинови­ чу Диаиову бегу в последнюю оче­ редь. — Чувствуется, что это твое при­ звание. Ты профессию сразу 'выбра­ ла? ............ — С профессиями у меня морока, 'С детства мечтала стать преподава­ телем. В школе была вожатой, в техникуме—комсоргом. С людьми ра­ ботаю легко. А вот остановилась на технологе. И учиться, видимо, в ин­ ститут пойду теперь по этой специ- альио<;ти. — Значит, готовишься к поступле­ нию в вуз и работаешь? Больше' вре­ мени совсем не остается? — Почему? Я пою, читаю стихи. Вот к 8 Марта своими силами поста­ вили в цехе концерт. Была пьеска, песни, стихи. Успеваю па работе распространять всевозможные биле­ ты — от досаафовских до марок об­ щества Красного Креста и Красно­ го Полумесяца, — Ну, а другим помогаешь дви­ гать прогресс? — Вот у нас в прессовом пролете человек пятьдесят работают. И поло­ вина из них—рационализаторы. Во­ обще, в цехе отличный народ. • По рационализации мы призовые места всегда щолучаем. Вот Сережа Зуба- ков. Умный парень. Правда, образо­ вание у него всего восемь клас­ сов. Но очень толковый. Я ему часто помогаю. В основном, оформлять предложения, доводить чертежи. Вместе иногда бьемся над чем-ни­ будь. Завидую, как у него получает­ ся. Вот один пример. Па четырех- тысячетошюм прессе если штамп сработается, его выбрасывали. А сталь-то инструментальная, дорогая. Никто ие видел иного выхода, а он придумал. Предложил перековать иа свободной ковке штамп в обрез­ ные ма'грицы. Это значит, что жизнь штампа* продлил надо.чго. Отсюда и экономия. Вот о таких, как он, стоит обязательно писать. Л. БОБА. -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz