Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)
Д В У Х с МЕННА Осенью, после уборкН, в совхоз приехали корресиои. денты из Москвы, е радиостанции «Юность». 1Решйяи записать на ял еш у рассказ молодых комбзйяфов Вик, тора Юдина и Александра Рощупкина. Расположились в кабинете директрра. Вдруг раздался телефонный з®о, ио«. Директор взял трубку. .Звониян из редакдии рай онной газеты, ,®йЖ* интересовались работой Виктора 'И- Александра, са^.а^ива, 1 и, кто из них лучше, «Да как сказать,— улыбт^тс^ в трубку директор, — у них ведь а шмбайвгто а д и т сй , может, девушка --тоже одна «а дву.х!» Шутка шуткой, а всерьез — в чем был, как го ворят, секрет большого успеха двух парией? Юдин н Рощушкад «месте-«кончили курсы механиаа» торского всеобуча ЯЙ* совхозе, сга.чи 'трактористами. После, уже не изменяя доброй' традиции, самостоятель. ко ов.тадеяй професс 1 ^ н комбайнера. В тот г®д весной о-ии работали на-однрм тракторе, сеяли, в е ,настуяяе. пнем жатвы, решив уж до конца не разлучаться, вместе ■ перешли на комбайн..,:. Два ‘ высокок-валифидировая-ных . механизатора нд „одй'о^ агрегате — для иного хозяйст* . ,ва н еаоэво .ди«льа:^роок 0 шь, а для совхоза «Долго руковский» г - обйчйое явление. Вот вам « весь ,-л-очти секрет. •Иар»И| во | у ^ дела, работали В' две смены и 'все: з,аботы по ремонту, техуходу,: зарплату .комбайне р а н штурвального, а) позже и славу, — -делили'поров ну да ДВОИХ, И, естеавенно, что комбайн в течение п-о. чти всей уборки радатал е предельной на 1 рузкой. Еще один характерный пример. После семилетки Ва- си.'пш Батареи был разнорабочим, конюхом, ухаживал за телятами. О профессии механизатора н не помыш, Лял, так как для »то 1 Ч) надо было куда-то ехазь учить, ся, а по семейным обстоятельствам он »е мог уехагь из дому. ■ По вот организовали совхоз, создали курсы механпза. торского всеобуча, и Дасилий. подал заяалание одним из первых. Трактористом ушел в армию. Там овладел ярофесемей-:щ©фера. Вернувшись, получил машину, за- , тем перевели его на должность бригадира механизато ров четаертогр -отделения. Сейчас его б р и га ц—одна из •самых лучших в хозяйстве. Ф ней четырнаддаь тракто, ро'в и двадцать восемь трактористов, в' тоЖчисле две -девушки. -Оешвная Масса мсканнваторов -Шепециади. еты первого я второго ашассав, и шочт-И'ие-Щга-кях, кто Вы не имел иа-ррад за успехи в полеводству, А успехи -ати внущнтелыш. Средний урожай зер 1 Иовых’'в двадцать С лишиим. цент1«ров в .четеертом отделеи-ии*| стал при. 8ЫЧНЫ-М, -а в прошлом году он пердаалид Д алеко за тридцат-Ь;^ Щ Может показаться,- что это все не имеет в|ргошення к нредмету нашею- разтовор.а; Одна-ко это ие.;..|ак. Двух- еменка, которая стала -основной формой ^га аи з ащ ш Труда 8 бригаде,' лозволвет каждому максимально Ьтда, вать делу сво-и -силы, - -работать творчеаеиж повышать «вою «валнфик-ацию, хорошо, с пользой -отЩьхать, Это 8 пол-нводстве» Тв..же самое и в животиоьадстве. хотя ■здесь шояомнчемше «выгоды .пока 'Мйе «е столь отчет, ашы . к 01шраюр. Эю слово теперь в совхозе 8 ш^|:оаеом обп, Ходе. Оно заменило слово — доярка. А йбойачает неч* ТО среднее- между механизатором и дояркоцоШ а-вторя, - тетиим -ш о , стало после'ТОРО, как на ферм-ы пришли Машины. Вместе с шши: пришло, и завоевало не мень ший авторитет еще одно слово двухсмеша. Новые Слеша отражают-новое -в жизни. Раньше, чтобы выбросить на«во.ч, всем соршеа двум -Дояркам' хватало тяжелой работы иа целых два — три -часа. Теперь пройдут..два — три. иеотиика со^скребкамя вдоль коровника, «нажмуг в заключение кнопку, зарабо. $ает 'Враяспортер 'и, спустя пять аиннут, в .Помещений чисто. Л всего врсхгеяи на это гребусгся ие больше полу, паса. '■ раньше, >чта5ы подоить группу в пятнадцать ^ двад- цат|>‘ коров, каждой доярке ■■требовалось за два-три Час^^сдедать три— четыре "тыШИи .дамжеяяй руками. Те 1 |врь же'-расХод врс 1 и«и«и сократился в .два — три раза, а р||сход.,физнчески.ч усил5й — «вчдесятки раз. Мы уж не говорим' о поении. » Примерно половина уснкш сейчас затрачивается д * жормораздачу-. Но ж .8 этом н скором времени намеч#эр;я-большие пе!ремены, Ужр завезены граиспортвры, схдантировать их взялись колйомольцы. , 14 ер'оче, труд на ферма.к упустился в смысле «физи* чес1о-м и усложнился 'в смыслр «ин-геллектуальном. Те» перй требуется ■ ояре^теленный ::заяас механиаато-реках, зооШхничёских знаний. ., Всего восемь часов проводят теперь доярки на -фер» , ме.|С1сталЬное ■время — личное, А уход, как. это-ни ва- радексально! -улучшился, что. -привело -к « повышс- -ншр* надоев, вообще, иродуктвдноети.- И заработок остйися 'прежйим, если.’не больше. В среднем у доярок он рто двадцать рублей. То же самое я .у мехдндзаю- р о ^ И люди Зто все-видят, пояияаЮт и потому охотно иду® -в животноводы и -механкааторы. Решена .трудней- шад; проблема кадров. Мы', уже уломшдян, что дед в )да назад нз совхоза На ялужбу в армию ушли дес я тЛ мехалиааторов. Д ля ищро хозяйства это неязбежно;®бкрнулось..бы мучих-еяь, нойшроблеМой. А «ДолгаружовскйЁ» будто и не заметил убьйш. -Сейчас С.0В.Х03У -по существу ..-не .требуются кад . . ры .механизаторов. Ио по-дрожпему работают курсы, где учатся более двадцати чело-век.. й г никояец, что значат такие цифры? Из ста восьми, д-еситн'.комсомольцев совхоза почят девяносто .-межвнпва. то-рав н-пятьдесят ждаотивводов.» После механизация иа «ферму пр'ишяя' ныне лучшие вце.рат-оры мацнишого доения Са-ша Меркулова, Ран Абайуева, Валя Ба.тыре- ва.Шнаменательно, -что и в животноводы, меха,й'из.ято- ры .ныне!охотно поила молодежь.' Это ".значит .она ■ увидела-здесь ®ою з-везду, возможность до конца про, явить себя, -обрела -перспективу. Тринадцать лет после'семететкн не учился .Василий Батырев. А теперь вдруг снов а; взялся за учебадая. Он студент-второго .курса Задонского техникума ' меха- ииаац-ии т электрификации сельского хозяйства. -Л1та, ' >время ириспело? Да — это так. Время-сейчас на сев* переломное;.-когда труд и -в сед&ком -хоЗИстве* стано вится качественно* иным, требующим широты- кр^фбз-ора, -глубоких-; познаний, высокой .культуры. И людисбврутея аа КНИГИ; К тому же, в совхозе всюду двухсмейка;. у с - « ловия . есть- для учебы. И, еОтейтаейио, что 'Вашйий -Ба- тырш не-одн-нО'К. .Подобных, ему десяжи. V, совхоза одиннадцать своих стипендиат^®:'- востяаь в СХЙ и трое в сельхозтехникумах. Каждый из явх -.нс- пра 1 Вно полут-гает в месяц сорок рублей двадцать пять копеек. Л Гена Берников на четверть бо.)Ьше^ так как ■он -отяичияк. Только ко-мсомодьцев различными формами учебы юхвачеио около/.шестидесяти. .Любопытен -их состав. - -Это' -г- доярка .Г.аля 'Карташова (Конь-Кблодезь, сель- хозтехийкум), тракторист Анатолий- .Быко-в (Усмань,«. . оельхоэтехийкум), скотник,Алексей Полухин -(Усмаиь,«, сеяь-хозтехинкум), шофер Алексей Меркулов (З ад он ск ,- . сельхозтехникум), молшеовоз Ва.тентня Рыбин (Уемзнь, .: . сельхозтехникум). Словом, сейчас учатся .люди самых ■: ра:3ных .гфоф-ееенй. -■ ./ -Яндустриализация .придала новую окраску .сельскохо, зяйственному труду, привела к: бо.тьшим социальным - .изменениям в селе, И. Л ЕСНИ КО В. НА СНИМКАХ: (СПРАВА) ОДНА ИЗ ПЕРВЫХ ТРАКТОРИСТОК СОВХОЗА, ДЕПУТАТ ОБЛАСТНО. ГО СОВЕТА НИНА САВЧИШКИНА; (СЛЕВА) УП. РА8 ЛЯЮЩИЙ ЛУЧШЕГО В ХОЗЯЙСТВЕ ЧЕТВЕР. ТОГО ОТДЕЛЕНИЯ, ДЕПУТАТ РАЙОННОГО СОВЕ ТА, МОЛОДОЙ КОММУНИСТ ВИКТОР ДВОРНИ КОВ. Фото В. Ельшаева. ш в т Г В ОЖИДШЕ СТАРТОВ Бурнь1М, насыщенмым собы тиями был прошлый год для авиамоделнетов. Зимой, когда стояли треску чие морозы, конструкторы «малой авиации» вышли на старт. Состоялись соревнова ния в честь годовш,икы Совет- А когда после лютой зимы наступили погожие деньки — пошли новые тренировки. И 2 —9 мая вновь взлетели авиа модели — раэыгрьжаяся приз Липецкого горкома ДОСААФ «Весна» «в честь Дня Победьк в конце мая в Листцке про водились межобластные авна- моделькь1е соревнования, в гости приехали с-портсмеиы нз Саратова и Орла. В упорной борьбе первенстве и кубок завоевали авиамоделисты об- ^ дастной станции юных техни ков, набравшие 2055 очков. Настало лето, участились со ревнования — нлассификаци- зональные, ресг^бли- канские. Осень тоже не обош- ь без стартов. Вновь был разыгран кубок Липецкого горкома ВЛКСМ — теперь в честь Великого Октября. Сейчас затишье йв старто вых площадках. Кипит.рабога в лабораториях. Авиамоделисты готовятся к соревнованиям следующего. года в честь Г®0- « з : слова принадлежат другу и соратнику В. И. Леинна Н. К. Крупской. Обращряс» к ются шефы — рабочие за^ вода «Свободный сокол», родители; Онн-то и устраи вают экзамен ребятам. На до сказать, такие смотры настолько подтянули и стар шеклассников, и пионеров, что мы стали их проводить регулярно. Результаты были «очень неплохие, и ясе-таки чего- то не хватало. В комитете группами, е родителями, шли споры, комсомольцы шефами, общественностью, заметили, что ко дню смо-т- Все то, чем мы сейчас ра все ребята готовятся уси- располагаем, разумеется, не ленно, а поспе, глубоко пришло само собой. Были яэдохнуя, заметно ослабля- годы поисков, своеобразных кгт темпы подготовки к уро- зкепериментов, которые кам. И так от смотра к стали нашим опытом и ба- смотру, гажом- /Как же. бытьГ Кто-то вы- Тройка-серость, двойка-позор рождения . И. комсомола по-настоящему помогает педколлективу в решении многих вопросов учебы. Я не ошибусь, если скажу, что самое трудное поруче ние для членов комитета—* возглавлять учебный/ сек тор. Работа его будничная и не терпит .барабанного боя. Тут нужна хорошая связь с От первых рейдрв по пре- верке домашнего задания и сатирических газет, в кото рых высмеивали прогульщи ков и лентяев, от «телегра фа», с помощью которого извещали родителей об ус пехах дочери или сына, мы пришли к мысли, что необ ходимы коллективное мне ние и воздействие. Вот тогда и родились в нашей школе общественные смотры знаний. Проходят они так. На урок приглаша- екаэая .мысль, что без са моконтроля, без того, что называется Ответственно стью перед товарищами и за товарищей, полностью решить задачи невозможно. Если каждый не научится - уважать и подчиняться воле коллектива, на принужде нии далеко не уедешь. Так появились отчеты комсомольцев перед груп пой, в комитете комсомола,, перед всей организацией. Ребята проводят рейды по домам, перед уроком про веряют подготовку к заня тиям. Каждый комсомолец побывает в роли контроле ра. И тут ему тем более на. до быть подготовленным как следует, чтобы однэ- «кпассники не смогли зать: «А сам-то тты, как учишься!» В комитете комсомола долго обсуждались формы товарищеской взаимопо мощи. Прежнее «прикреп ление» не давало ожидае мого эффекта. Если уча щийся пропустил, к приме ру, по болезни много учеб ных дней, то помочь ему по всем предметам даже силь ный ученик не в состоянии. Тут нужна помощь многих ребят. К тому же к восьмо му—девятому классам уже определяются свои «мате матики», «химики», «физи- №•», «историки». ~ А нельзя ли их всех объединить в своеобразную школу! — предложили ре бята. Установить опреде ленные дни занятий по фи зике, химии, литературе Другим предметам.. Си 1 ные ученики, юсможет быть несколько, дают конеульта. ции ребятам раз: А в классах учащиеся раз бились на «пятерки», в ко торых есть и сильные, И слабые. Комитет комсомола влю бой момент может, заслу шать отчет каждой такой «пятерки». Кроме организаторской работы, учебный сектор проводит различные олим пиады, дискуссии по науч ным открытиям, вечера, встречи с лекторами обще ства «Знание»., Недавно прошло комсо мольское собрание «В чем видел В. И. Ленин основную задачу комсомольцев 10-х годов и в чем состоит наша задача!» На нем выступали комсомольцы, шефы завода «Свободный сокол», учите ля. Ребята откровенно гово рили обо всех своих недо статках, о том, что предсто ит сделать в этом учебном году. Комечио, без тесной свя зи комитета: комсомола с педколлективом нечего го ворить об успехах. Партий ная организация и педкоп- лентна поддерживают лю бую иинцмативу ребят. И в подготовке собраний, вече.' ров, встреч учителя—наши 5 первые помощники, совет-^ чики. В школе ведутся фа-< ку|<ьтативные занятия, уст- 5 ныё журналы по вопросам^ науки и техники. Разумеется, не шей работе гладко и иде- ^ ально. Еще очень многое^ предстоит нам сделать, бы такие бесспорные иы, как «Учеба — главная* обязанность школьника», ‘ «Трбйка — серость, двойка* —позор», стали программой I дейавий каждого школьнн-' ЛЛЛЛ/■ЛЛЛЛЛЛЛ/VV\АЛЛЛЛЛЛ^ МОЛЬНАЯ ' РА1 0 ГАЗЕТА в Набережанскон сред-? ней школе Воловско: о ? района со дня ее основа .5 ния рабош ег радиогазе.? га. Она рассказывает о | трудовых и учебных де-г лах школьников. В свя зи с ; лриближаюищмся юбилеем 100-летия ео дня рождевния В. И, Л«н и н а | в газете открыта рубри-? >ка «Годы великой жнз -^ ни», -освещается ходю курса чтецов стихотворе.? НИН о Ленине, партии, ? реполюции, Ю. СУДАРЕВ. Фото А. Савченко. С Т А Р Т О В А Я Ш К О Щ А Д Я А Х О Ш Ы Х ' Еще войною яахла 'зем ля нашей Редины, когда в 1943 году было решено в Липецке строить 'трак, торный завод. Новому цредприя- т т о нужны били лю-дн, н .тогда.,'в мае тыс-яча девятьсот сорок треть его, яроизвеяа свой иервый; набор школа .фа.брично*заводск®го .. обу-,: - чем!я 3^ 1, дыне горвдс 1 <& -професеиональяо-тех-иическое.; учи, лнще А» 13. Тридцать девать раз рроа(?,жял 0 ., ,ояо на завод своих ЕЫпус 1 Ли!квв, водготоадв за-ЭТИ годы 7.&71 -ра. бочего всех ведущих профессий ’ машиностроения. В училище хороцю помнят ста росту учебной вруоны кузнецов Виктора Максимовича Каширских и его супругу Танешо Ддпыриев- пу-—долее старосту, только груп пы токарей. И БОТ совсем недав но получила направление училища на завод- их .Старшая дашь Маша, А сегодня здесь учится рабочему ремеслу брат Марин »- Алексей. - Дома :'подр«отают еще двое, -и отец.-с. матерью уверены твердо, ччю -лучшей-дорогой в сайретоя- тс.чьиую жизнь будет и д.1Я них ставшее родным это учебное за- веденме. Один за ,яр>пш приходят в классы ГИТУ Макухниы. Стар шая — Лидия закошш.да его в 1965 году формовщицей, в 1967 году ■’ущен элек':г'"^й$рщтщ,ом Алекса ,р, а сегодня'., .ится здесь иа токаря Макухип-трсий — Вя чеслав. ? Многие выпускники П|р@ф 1 еяучи, лищ а . после окончания 'г^хи-икума вернулись в его гостещршшные стены, чтобы обучать |фабочнм профессиям тех, кто с е г о » я всту- пает в большую жизнь. «йСегодяя среди преподавателей и маст-фов .производственного обученная П П У . -они составляют добрую половину, А некоторые его питомцы ны- . росли на- -заводе В'-рудоврдителей ■высокого ранга. Это начальник це ха связи А1. И. Ненашев, замесги- те.чь начальника кузнечного цеха И. М. Лисов, заместитель нача.'1Ь. пика тракториого цеха ТФ 2 И. П. Андреев « другие. Очень скоро училише справит ловоседье. В сосновом бору в де сяти минутахходьбы от цеит- ральиых иро.ходиых завода вы росли прекрасные корпуса. 15 .мар. та светлые классные комнаты, про сторные читальные залы, хорошо ©борудовйииые лаборатории за полнят учащиеся нового еще про должающегося набо<ра. ' А. ЧАЙЦЕВ, директор ГПТУ-13.' На снимке; новые корпуса проф- геху'Гнлшца в поселке ЛТЗ. Н а т е м ы м о р а л и ...Теплый субботний' вечер 21 фев раля привлек на Сокольский каток многих -ребят. Звенел под конька ми лед, музыка и смех царили на стадионе. И когда не лед упал шест надцатилетний Саша Голышкин, иа это сначала ник го не егбратил внима ния. Но лед под ним окрасился к ровью - Смертельный удар зато ченным напильником ему нанес сем- надцатилетний слесарь ЖКО завода «Свободный сокол» Владимир Тока. В этом происшествии трагически сшгеансь нелепость и закономер ность. Нелепость потому, что в-шест надцать мальчишеских лет не ухо дят из жизни. Закономерность по тому, что, по простой житейской .мудрости, водка еще никого д о доб. , ра не доводила. Токарев пип с ут- , ра, пил с дружком на стадионе и . д а л . выход злому хмелю в - смер тельном ударе, нанесенном роеес- .Слунай на катке — крайность. Но, наверное, каждь1Й из нас, не напря- Iгая памяти, вспомнит, сколько не приятностей приносит обществу сквернословящий, разбушев^авшийся *под влиянием винных паров, хули ган. Попадая в милицию, или перед ■лицом судей такие обычно стихают и говорят в свое оправдание одну и ту же стереотипную фразу: «Был выпивши, ничего не помню». Как будто злоупотребление алкоголем ■является смягчающим, а не отягча ющим вину обстоятельством1 Ста тистика уже давно сказала свое сло во — большинство хулиганских вы ходок, преступлений совершаются именно потому, что люди перестают быть людьми под влиянием алкого- Сегодня об этом большом зле хочется рассказать тем, кто всту пает в жизнь, тем, кто считает лихость в выпивке мерилом взрос лости и даже мужества. 15—17 пет — годы окончательного становления характера. Тут уже видно, с чем выйдет молодой человек к людям, чем он. богат. Для каждого юноши характерно желание утвердиться в жизни, найти свое место и быть замеченным. Но вот как? Уметь держать себя в руках, хорошо учиться или старательно работать, быть хорошим сыном и братом, ры царем девчонок, — так ли это про. сто? Если хотите, это и есть первые экзамены на звание настоящего мужчины. Дальше спрос будет боль ше. И тут ни папа, ни мама, ни школа, ни общественность решать за Сережу или Васю не будут. По мочь могут, поддержать могут, по советовать тоже, но решать поло жено каждому наедине со своей совестью. ...У прилавка «Соки — воды», еле держась на ногах, остановился муж, чина. Ему уже за 50, из-под сбитой на бок шапки видна крепко просо ленная сединой голова. Одет не ряшливо, с утра успел выпить, по этому пытается хорохориться. Куп ленную бутылку вина раскрывает тут же, пьет из горлышка. Одни брезгливо сторонятся его, другие подшучивают над пьяницей. И это все,-что может получить седой, проживший жизнь человек от окру жающих. Ничего другого он не за служил:. ни уважения, ни . внимания, ни любви. Грустный итог, прямо ска жем. И ;хорошее наглядное 'пособие • для тех, кто еще только ■начинает вести счет лишним рюмкам, Психолаги заметили, что употреб ление алкоголя подростками очень часто вызывает у них агрессивную реакцию, озлобленность. Это и по нятно, а л к о г о л ь— яд для нервов, вдвойне яд для молодого неокреп шего' организма. Медицина показь^ веет, что подростки, пристрастив шиеся к спиртному, отстают от сво их .ровесников в общем- физическом развитии, не говоря у!же об умст венном. Итак, вместо становления личности начинается ее разруше- Передо мной паспорт Вячеслава Меринова. Его владелец сейчас от бывает наказание. Свое образова ние Вячеслав решил ограничить - пятью классами. Попробовал рабо тать, поступил учеником столяра на завод ' ' «Свободный сокол». Сразу же сказалось отсутствие требова. тельности к себе, самодисципЛ|4ны. Рабочим он оказался никудышним, ленился, прогуливал. Уволился, пошел искать рубль полегче. Устро. ился в СУ-3 треста «Промстрой». И снова читаем в характеристике: «К работе относился недобросовестно». Пьянство привело к хулиганству, ху лиганство — к лишению свободы. Еще одно уголовное дело . Братья, погодки Илья и Николай Наумовы вместе с учащимся Липецкой шко. лы № 28 Сергеем Поляковым воро вали из этой школы фотоаппараты, ограбили буфет, потом служебньш помещения стадиона, всего они похитили вещей на 331 рубль. Деньги, вырученные, от продажи, лропивали. В итоге Лишение' свобо ды с отбыванием в колонии общего режима. В Правобережном суде Липецка мне пришлось познакомиться с пач кой дел, на редкость похбжих друг на друге. «Герои» незавидных пья ных похождений — юнцы, неумею- щие даже связно и грамотно на писать объяснейия. Каждый из них отсидел по 15 суток за нарушение общественного порядка. Вот с< шадцатилетнмй слесарь механическо го завода Виталий Го>лощапов явил ся пьяным в клуб трубного завода^ вел себя вызывающе, мешал отды хающим. В объяснении написал: «Я был немного выпемший». Теперь 'давайте познакомимся ■выдержкой из письма в ' редакцию заместителя начальника милиции станции Елец. «Перед нами Юрий Веретенников, 1953 года рождения.. •Он из села Васильевка Воловского района, учится в ГПТУ-15 г. Ельца. При нем комсомольский билет, вы данный в январе 1970 года Волов- ским райкомом комсомола». Дальше идет невеселое повествование о поведении Веретенникова: пьяный -Ходил по вагонам, ругался. Несколь ко часов назад, терроризировав ший пассажиров своим наглым по-, ведением и призванный к ответу, Веретенников молчал. Почему он решил, что ему все дозволено? Го ворят, "пьяному море по колено. Но хмель проходит, а человек остается, остается вместе с дурной славой. Береги честь смолоду — предо стерегает народная поговорка, ко торая пришла в наши дни из ушед ших веков. Береги , свое доброе . имя, будь настоящим человеком,~ говорим мы сегодня, когда нет ни «аких социальных условий, толкаю щих человека к алкоголю. Сегодня это вопрос культуры, уровня духов- ного развития личности. А разру шить в себе свое «я» или сделать « го ярким, многоцветным — цели ком зависит от самого человека. Е. САРАЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz