Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)
Л ж о д л ж я л л Ш а р ж ц ш ж е о ш л мои дом Ты доброте своей не изменял И все, в чем неправа была, простил мне. Еще вчера ты согревал меня, Мой старый дом, мой друг гостеприимный. И мой уход, как должное, приняв. Ты на меня ие затаишь обиды. Тебе совсем не нужно объяснять. Как я тоскую по своей рябине. Тебе, как другу, ведомо о том. Как мне до боли дороги и милы Вот эти вербы за твоим окном. Которые я в детстве посадила. У твоего надежного огня Я забывала все свои печали. И не моя, наверное, вина. Что нам разлуку птицы накричали. У^не и сейчас судьба твоя близка, Любое слово о тебе значимо. » тоей душе щемящая тоска И посейчас живет неизлечима. Мой добрый дом, любовь моя и ' ^ грусть. Теперь мне стало многое понятно; Ответь мне только; если я вернусь, Поймешь ли ты? И примешь ли обратно?.,. Уже вторая взрослая весна В глаза мне смотрит пристальней и строже. Плывет большая круглая луна Над мартовским извечным бездорожьем. И тает за окном осевший снег, И лунный зайчик движется по стенам. И зреет в полнолунной тишине Предчувствие огромной переме 1 гы. Время судит прямо, даже грубо, В памяти былое вороша. Лето мерно движется на убыль. Постепенно ускоряя шаг. - Словно я;изнь, уход его приемлю, И не будет грустно мне, когда Осень с хрустом выронит на землю Заморозков первых холода. В доброту поверить очень просто... В дальнем небе стонут журавли. И падают доверчивые звезды В ладони грубоватые твои. ■ А листья, как встревоженные , птицы, — Мне по душе их пестрая метель. Смотри, как стая преданно ложится К ногам твоим, поверив доброте. И ты их не обидишь, не затопчешь. Ты их в букеты сложишь, как цветы. Чтоб у любимой расцветали очи О г нежности твоей и доброты. Жаль , доброта не кая^дому дается... Вдоль мокрых улиц — листьев канитель... Д а, в доброту поверить очень просто. Как страшно обмануться в доброте. Погас' закат, и улицы безлюдны, И на деревьях светится листва. А мне сегодня необычно трудно Найти необходимые слова. Они уходят в голубую полночь. Они по сонным улицам скользят. Слова, слова, придите мне на помощь. Мне, как без воздуха, без вас нельзя. Слова, слова, не будьте так жестоки. Слетитесь стайкой к моему окну. Сложитесь в незатейливые строки И звонкой песней влейтесь в тишину. Слова приходят и проходят мимо И уплывают к дальним берегам Слова, что говорят своим любимым. Слова, что говорят своим врагам. Они приходят в дом поодиночке. Им тоже грустно в сумрачной тиши. А на бумаге—ни единой строчки, А сердце просит, требует — пиши! Слова уходят в догоревший вечер, Но (в этом я, как никогда, права) Они придут позднее: человечные, правдивые и мудрые слова! Г. Г р и го р е и к о И м е н а Мне нравится звучность старинных Их плавность, степенность, былинность. Послушайте: Прохор, Игнатий, Платон, Ульяна, Мирон, Акулина. . А сколько ласкательных милых имен Шептала Россия: «Егорушка, Расти, ненаглядный,' уМен да силен, Баюн' мой, мой первейький скворушка». Да не поэтому ли тянет порой : Нас словно на отдых в деревню, На росные травы, на воздух хмельной,' На россыпь имен этих древних. . И что-то сердечное чудится в том. Как отчества звучны, напевны: «Платоновна, что Ж ты, обходишь мой домГ», — «Да я, чай, к тебе,'Пантелевна», От этих созвучий мир проще, родней, Прочней, основательней, что-ли... И с Родиной связь ощутимо тесней, И ширится сердце, как поле. И вдруг очевиднее связи времен, И к прошлому глубже вниманье. Не зря же все чаще средь детских имен Прекрасные эти прозванья. , ' А красное русское солнышко Льет щедрую лаву лучей. На новь 1 х Илюшек, Аленушек — Волжан, псковитян, москвичей. Е. Ф и с е и к 0 ^ Хл е б Хлеб независимо от цвета, Пшеничный он или ржаной. Извечной темой для поэтов Был у эпохи не одной. И нынче так я понимаю, Что хлеб — основа всех основ! «■ Достоин высшего вниманья, И нашей прозы и стихов! 3 и м а Зима — йе только снег да иней, Да с небом слитый, горизонт. Или морозный вечер синий С сугробом снега у ворот. Зима во многом ощутима..; Вот сад... Куда ни посмотри: На ветках, сизых как от дыма, Горят пунцово снегири. ■ Вот речка... К речке спуск покаты. На нем и шум, и суета... ,И сена стог за ближней хатой Так мятой пахнет неспроста! Мы тоньше все воспринимаем, И слух, и зренье так остры, Зимой сильней мы грезим маем И лета нам милёй дары. Зима ярка, многообразна, Она и в звуках, и в цветах, Неповторима и прекрасна В привычных сызмальства местах. ;У р а з у м е л Я. Степанов ^ ‘ ■Директор вызвал * * » в школу Кузьмича: у зверинца со скамьи, — Сын курит ваш, Только что не раз я замечал. окрашенной, Вы потолкуйте с ним... Встал лениво нельзя- же так... гражданин И разъясните сыну. В габардин ' что табак... наряженный. ' •— Спасибо. За совет Потянулся и зевнул'... благодарю! — Оказал Кузьмич. — Тут к нему малыш Я прямоту люблю. шагнул: Ведь сколько раз — Пап, т - сказал,-— щенку я говорил, а тигр, похоже, Чтоб в вашей школе на скамью садился больше не курил. тоже? ВЕЧЕР Февралем заколдойан сад. Ветк 1 {, словно рога оленей. От мороза ступеньки -Трещат, и трещат в очаге поленья. На санях, вороных конях, Синий-синий и зимний-зимний, колокольцами звезд звеня, едет вечер, одетый в иней. Что везет он, как почтальон? Ту любовь, что прошла под вьюгой? Или детства счастливый сон? Или добрую весть от друга? И ко мне, через гул пурги, через годы ра'злук навеки тянет женщина , две руки, словно две березовых •ветки. ОКТЯБРЬ Медный петровский Вздыбился в хмурой сипи. В Смольном горит огонь, Виден он всей России. Северные ветра Н , К а то в На ушицах кружат и злятся, Греются у костра Блокшские , Iдаенадцать. Выстрелы..., Шум газет. Шорох листвы и теней. Временных,больше нет, Власть Октября и - ^ Ленин! От строк Ильичевых мудрых. От света в его окне, Страна ,начинает утро В простреленной тишине. ЛЕТО Пахнут летом и юмолою пни. Со звеады спустясь !зеленой ранью, . утро ..гасит, на столбах огни и бока ^антоновок румянит, Как от ливня, ' в росных блесках луг. Чуть скрипит'паром у переврза, и но травам зябнувшим пастух щелкает: кнутом : 13ВОНКОГОЛОСЫМ. Степь шдыхает первые лучи, Сло 1 вно. праздник, ветрерив ■косов'ицу, А ни ток, где:веялка стучит молодой июль везет пшеницу. Переянл И- Ем ел ь я н о в Вояк уволок Овцу из стада. За:шпи гналась собак армада. Н а ан поганю обхитрить; сумел затаясь в логу, добычу съел. Затем к опушке леса повернул, И затянул: «Спасите! Грабят! Караул!» — «Ты что, с ума, приятель, спятил?» - Его окликнул с ветки Дятел. «Ополоумел! — возмутился Еж. ~ Овцу сожрал и «караул» орешь!» «Цыц, вы! — на них прикршшул Серый.гт- Ишь раскудахтались без меры!. И! пастухи вчера шумели, - Когда, овцу из стада съели». Козел и капуста На огороде у Козла росла капуста. Козел на грядках и дневал, и ночевал. С утра до ночи,'позабыв про усталь, Шой огород рыхлил и поливал. Берег Козел капусту пуще глаза. Чуть что бежал с ружьем, ■ как на пожар. Когда ж капуста выз|рела, о« сразу Весь урожай отправил на базар. Деньгу загреб — на зависть всем козлам. Стал знаменитым в некотором роде, А что же ел наш огородник сам? Капусту. На колхозном огороде. ^ НИЖНЕГО ТАГИЛА. (Фотохроника ТАСС). П О поводу одного П И С Ь М А о 1 ЯНВАРЯ в нашей ^ газете была опуб ликована статья- обзор «Читатель прислал рассказ...». В ней разбира. лись произведения шести начинающих двторов. Вскоре после опубликова. ния статьи в редакцию при шло письмо от группы уча щихся Липецкого машино. строительного техникума. В письме они ставят под сомнение целесообразность и полезность публикации в газете подобного обзора. Помимо того, эти учащие ся техникума в излишней полемической запальчиво сти высказывают ряд поло жений, с которыми я, как автор статьи-обзора и лите, ратор, совершенно не могу согласиться. Прежде всего авторы спрашивают: «Какую цель преследовала редакция га зеты «Ленинец», обращаясь к своим читателям с прось бой прислать свои стихи, рассказы и пр.? Выявить ли «с ходу» таланты-самородки из глубин и как-то напра вить их рвение по специ альному руслу или найти место в газете для моло дой мысли, идеи, пусть не совсем совершенно ратурно выраженной?». Что ж, действительно, -у редакции газеты была на дежда попытаться обнару жить одаренных людей. Имела ли редакция реаль ную почву для подобных ожиданий? Безусловно. Ведь читатели га з е ты— люди комсомольского возраста. Возраста, который пред полагает и остроту мысли, и свежесть восприятия, ’и наличие всевозможных И лучшие из присланных рассказов — школьника Са. ши Хожаинова и .19-летнего студента-заочника Саши Ти това говорят о том, что ожидания редакции были не беспочвенны. Почему же, в таком слу чае, газета не напечатала эти произведения? Да только потому, ЧТО расска зы Хожаинова и Титова еще требуют некоторой доработки, и редакция ве рит, что авторы в силах от. шлифовать и завершить Далее авторы письма, не очень утруждая, себя в выборе выражений, б е з апелляционно заявл я ю т: «Ваша критика с каланчи журналиста или ответствен, кого секретаря писатель ской организации может выглядеть так, как «бой пики с прутиком». Эта заметка, видимо, имела целью пока зать умение отлучать от творчества молодые даро . вания. Не приходила ли Вам мысль, что Вы должны на время спуститься со своего высокого литературного пьедестала до уровня на чинающих писать, и как-то помочь,,.». Представьте себе, что и автор обзора , и редакция газеты ставили своей глав ной целью помочь начина ющим авторам, и не «как. то», а по-деловому, всерь е з. Да, разговор о писа тельском мастерстве ведет, ся в обзорной статье по большому счету, с высоты требований, которые предъ являются литературе. А дуть и лалев, и долог.„ строгого и взыскательного разговора о призвании пи. тератора. А путь в литературу тру. ден. Если ты написал I формацию или заметку своих товарищах или I ких-то значительных собы. тиях, то работники редак ции с охотой и поправят ее, если в этом будет н еоб ходимость, и напечатают. В том ж е случае, когда с материал ты снабдил руб рикой «рассказ», то здесь уже совсем другой подход, все становится сложней ответственней. Ведь ты уже как бы претендуешь на ху. дожественное обобщение каких-то сторон жизни, яв лений, показываешь чело, веческие взаимоотношения и характеры. Ты выступаешь не только как художник, но гражда. Нельзя принять и такое предложение авторов пись ма: «Нам хочется читать в газете «Ленинец» пусть не совсем совершенные, как у А. С. Пушкина, произве дения, а так, как смотрим Нина Александрович ЖИТЕЛЬНИЦА УСМАЫИ НИНА АЛЕКСАНДРОВИЧ РОДИЛАСЬ В ВОЛГОГР.4ДЕ, ЖИЛА НА УКРАИНЕ. СРЕДНЮЮ ШКОЛУ ЗАКОНЧИЛА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ. ПОСЛЕ ШКО ЛЫ РАБ0ТА;1А в о с п и т а т е л ь н и . ЦЕИ в д е т с к о м САДУ, БИБЛИОТЕ . КАРЕ.М. СЕКРЕТАРЕМ-МАШИНИСТ. КОИ. ЗАТЕМ- ЗАКОНЧИЛА ФИНАН. СОВЫИ ТЕХНИКУМ. ПРОБУЕТ СИЛЫ ИА ЛИТЕРАТУР НОМ ПОПРИЩЕ, в НАШЕЙ ГАЗЕТЕ ПЕЧАТАЕТСЯ ВПЕРВЫЕ. Б УДУЧИ студенткой технн. кума, я находилась в Бол- говском совхозе на практи- ке. Каждый раз, собираясь ехать в село из города, я просила поч тового курьера подвезти меня, и он всегда соглашался. Ехала я весной, помню, в стре мительную распутицу, такую рас- путацу, что несколько дней не мог пройти по размытым дорогам д а , же почтовый вездеход. И когда, наконец, в этот день он прибыл в село, я побежала скорей просить ся ехать до города. Курьер на этот раз не соглашался. У меня было трое попутчиков: молодая деревенская женщина и даое мужчин. — Что ж едете в такое время? — спросил курьер. Мы стали до казывать ему, что нам нужно. — Не могу, девочки, не могу, дорогу размыло, опасно ехать. Вот мужчин еще можно взять. Но мы с женщиной опять принялись умолять его, и он сказал тогда: — Ну что ж , смотрите, на этот раз; в случае чего, я снимаю с се бя ответственность. Не успели отъехать и ста мет ров от села, как началась эта проклятая дорожная тряска. Ма шина то подскакивала, как мяч, на ухабах, то вдруг обрушива лась с высоты грязных пригорков в глубокие колдобины, полные мутной весенней воды. Курьер сидел у борта на желез ном сундуке, не держась, и смот рел вперед. Мужчины, до того разговаривавшие между собой, смолкли. Видно, и их сломила тряска. Я уже не смотрела на ве сенние хрлмы, на поля, а уткнув шись в воротник пальто, старалась сжаться, стать как можно мень ше, чтобы меня не выталкивало из этого углубления сложенных посы лок. •Из этого тупого оцепенения ме ня вывел спокойно-ободряющий голос курьера: — Ну вот, и Петровское скоро! — Где там? — усомнилась мо лодая женщина и схватилась за борт двумя руками; ящик выле тел из-под нее и поехал по всему кузову к нотам курьера. — Матушки мои!—ахнула жен, шина, падая боком на борт Ма шины. Курьер встал, положил на место ящик и, балансируя в ку зове, как акробат-канатоходец, опять пошел к своему излюблен ному месту. От-ужасающей тряски на ма шине все лязгало, стучало и гре мело, и мне казалось, что в такт этой бешеной вакханалии стучит и лязгает у ' меня в груди. А курь- ер еще вез из села в город ка кую-то железную трубу метра че тыре длиной. Она была привязана у борта проволокой и свешивалась сзади. Всю дорогу она прыгала по кузову машины и яростно сту чала о борт. Я опасалась, что она вырвется из своих проволочных пут и начнет гвоздить всех нас без разбора. Но курьер встал, по дошел к трубе, прикидывая, как бы ее получше прикрепить. Мне казалось: она сейчас ударит курье ра изо всей силы. Но он придер жал двумя руками бешено скачу щую трубу и постучал шоферу. Машина остановилась. Курьер спрыгнул с машины в грязь и вместе с шофером заново прикрепил трубу. Я радовалась мгно-венной пере дышке в этом море усталости, бо ли н грохота. Вытянула ноги и глубоко вдохнула чистый воздух без запаха бензина. Он был свеж и пах снего.м, талой землей и по лем. — Хорошо-то как, хоть отойти немножко!—проговорила женщи на и тоже распрямилась. — И еще трубу какую-сь везеть! — в серд цах сказала она. — Хоть бы са мому живому доехатьг а он трубу! Я согласилась с ней и опять на го района уже десять лет. А лет двенадцать работал н: '’евере. В курьерскую должность'-. .'О произ вели еще со времен войны. Я ожидала узнать, к а » он вое вал, как возил почту под враже ским огнем,;сквозь свист , пуль и взрывы, но неожиданно услышала- такое: «Приезжаем на станцию. Как раз затишье наступило. Да вайте, говорю, 1 быстрей, пока не- ■ чала настраиваться на дорожный лад. Улыбающийся курьер с па пиросой перелез через борт. — На что тебе труба-то? — искренне взорвалась женщина. — При такой-то дороге! — А что? Хорошая труба, валя лась без дела... А дорога... Она сейчас каждый день такая. Нас опять швыряло, опять на ши спины бились о жесткие ящи ки, но я стала как-то терпимее к окружающему. Я прислушалась к разговору. Курьер расска зывал,. что возит почту по дорогам наше- мец дремлет. Только Вэллись мы ' за работу, как . вдруг загудело.. Бомбежка началась. Стены за тряслись. Лампа, как бешеная, ка- , чается. А начальник станции вле? под стол. А надо сказать, претол. стеннын был начальник! Как бо ров! - г курьер засмеялся. — Дро. жит он там под столом и с ноги на ногу переминается, а стол хо дуном ходит и кружится на месге. А как бомбежка кончилась, вылез начальник из-под стола ,-вот сме- ху-то было, и сам смеялся!». Меня всегда восхищает в людях тот неиссякаемый беспредельный г дгмизм, возникающий даже из й...^бго, когда нечему радоваться, не н-а что надеяться. Но в этом-то |;;-корни жизнемного усп.еха,. во Внутреннем оптимизме самого че- .ловека! Остальное все присовоку пится, все будет так, как он захо чет.. На то он И. 0ПТИМИЗМ, чтобы диктовать свою волю жизненным перипетиям! Курьер воевал, а в затишье мелсду боями возил почту по военным, дорогам. Рядом рва лись. снаряды, летели ' осколки, а ощ я уверена, был-внешне так же невозмутим, как сейчас... ...Ветер так и пронизывает, рук -не чувствуешь даже в двух . шерстяных варежках, а он сидит на своем сундучке в распахнутом полушубке без рукавиц да поку ривает. И, хитро, прищурившись, бросает нам: — Что, замерзли? — Нет-нет! — храбрим:ся- мы, но он, конечно, прекрасио. видит* ,всю нашу, липовую'храбрость. л -т- Ну, держитесь теперь! — пре- ;; .редил нас курьер, когда большое село осталось позади. .Буш. 5 Чощее ^море воды зашумело. 1 ЩД колесами. Машина . стала вяруг крениться набок. Я думала, что она сейчас выпрязштся, «о она все крепилась, и борт все па дал и падал вниз. Я замерла от ужаса. — На тот борт! Быстрей! — крикнул курьер, и мы все перева лились на другой борт. Курьер, лежа на полу кузова, сгребал по сылки и железные ящики, подтал кивая их вверх к нашим ногам. Среди этого хаоса, мига неизвест ности я успела подумать, что так, как мы сейчас, висят погибающйе на тонущем, корабле ., Но ' вот мы почувствовали, что борт опускается, и наша палуба снова- приходит в горизонтальное положение. Все молчали. Лицо. курьера было бледно. Он шарил рукой по карма.ну,' ища спички. — Ну, счастливо отделались! - В этот момент заглох мотор, и . машина стала. Со всех сторон нас окружало огро-мное. бесконечное „море талой воды. С запада на во сток оно тянулось до самого го ризонта и составляло с ним одну линию. Шофер дядя Ваня выгля нул из кабины: , — Все живы- там! ■— Живы! — ответили мы. — Ну, приехали! Мы натянуто засмеялись. Д ядя Ваня не мог далге выйти из каби ны: вода поднималась до самой ее иодпожки. — Как же мы теперь?! — во скликнула женщина. — Нотевать придется! — шути ли мужчины, но в их глазах скво зило беспокойство. Я посмотрела на курьера. Он разговаривал с шофером, перегнувшись через борт. Поговорив о чем-то вполголоса, он натянул свои- ботфорты, перелез че. рез. борт, ступил на подножку ка- . бины и осторожно опустил ногу в воду. Как пригодились ему сейчас его высокий рост и ботфорты! — За трактором пошед, — пояс нил дядя Вайя. Через полчаса приехал трактор. Тракторист и курьер прикрепили трос к машине, и опять началась качка. Но это была радостная качка! Нашего прежнего уныния как не бывало. Бедный трактор! Как он старался! Кажется, вот-вот вытащит, а смотришь —* нет, опять мы на месте. Наконец, сдвинулись и потащил он нас. Трос обрывал ся два раза. Всякий раз мы с за миранием сердца следили за каж дым движением тракториста и курьера, возившихся с тросом. Курьер изранил себе руки. Когда ему предложили перевязать, он только усмехнулся и ничего не сказал. — До встречи, Евгений! — про кричал тракторист, уже сидя в ка бине трактора. Я ездила еще с курьером на почтовой машине несколько раз и почти всегда*"по трудным дорогам. Знали все, кто получает поч. ту, все, кто в селе Болгово дер жит сейчас газету или письмо в руках, какова цена этой газеты, этого письма! Знали бы, кто при возит их! Я к своей досаде так и не узиа. ла фамилий ни шофера, ни курье ра . почтовой машины, но в моей -душе навсегда осталось чувство признательности и благодарности к ним и кВкое-то особенное чувст во к нему. Это было не чувство восхищения его романтической внешностью, его пистолетом' [Гса- могами-ботфортами. Нет, это было нечто большее; восхищение муже ством, человечностью, беспредель ной выдержкой. А скажите, с каких иных позиций можно вести этот разговор? Вот уж, действи тельно, было бы нечестно, неумно, . барски-пренебре. жительно похлопать начи нающего автора по плечу и сказать: «Ты еще молод, зелен, в сложностях и про. тиворечиях жизни тебе ра. зобраться не под силу, по этому так и быть — напе чатаем твой наивньй опус, авось со временем поум неешь, мастерства подна. хватаешься». Что, такой позиции р е дакций хотели бы авторы письма по отношению к на чинающим литераторам? А может быть, .в самом деле, такой? Ведь в их письме да. лее выражается опасение, что высокие требования, предъявляемые к начинаю, щему автору, приведут к тому, «что душевное или люби,мое в зачатке писа тельское желание после заметки «Обзор почты «Радуги» умрет нерожден- Напрасные опасения. На практике происходит как раз обратное: публикация серых, незрелых по мысли и художественному уровню произведений приводит к плачевным результатам. По верьте, я не раз встречал людей с очень несчастли вой, а подчас трагической литературной судьбой. И в пбдЬбном положении они во многом ,оказались пото му, что рано и без видимых оснований (опубликовали когда-то два-три стихотво, рения или рассказ) возом нили себя талантливыми, одаренными, исключитель. ными. Далее, когда надо было проходить главную проверку на время, на тя. желый, изнурительный пи сательский труд, то эти ско роспелые «таланты» оказы. вались несостоятельными. Они озлоблялись, готовы были в каждом, справедли. врм критическом замеча нии видеть подсидку, ковар- ^ У того же, кто чувствует в себе . достаточно сил и неистребимой тяги к лите ратурному делу, у того ру- , ки не опустятся от этого мы в клубе самодеятельных артистов, певцов, танцо- Нет, решительно не со. гласен. Если по-настоящему заботиться о совершенст вовании и воспитании начи нающего литератора, то де . лать этого не следует. Больше того, мне думается, что уважающий себя автор-■ даже в стенную газету не захочет дать сырое произ ведение. И последнее — о писате. ле, как о личности, граж данине. Тут авторы пись ма не очень связно выска зывают свою мысль, но суть их возражений в следую, щем: откуда, мол, в нашем молодом возрасте взяться большим идеалам, цельно сти, богатому внутренне му содержанию? И разве, мол, «у таких великих писа. гелей, как Горький, Есе нин, Маяковский, Достоев ский, была морально чи стая жизнь, без сучка, без задоринки?». Однако ка; кие замечательные произ ведения писали они! Позвольте, разве в об зо ре, опубликованном в га зете, речь шла о каком-то дистиллированном, нравст венно идеальном писателе? Ничего подобного. И ве кие писатели, на которых ссылаются авторы письма, были живые со своими слабостями и ошибками люди. Но кто станет отри цать цельность их, натур, страстную гражданскую г зицию, ясное понимание границ добра и зла. И к; дый из них — самобытная личность, гражданин, боец. И эти качества, поверьте приходят не с сединой. На этот счет народом рожде на пословица: «Ум бороды И потому я снова со всей отдетственностью повто. ряю: если автор — человек Мелкий, пустой и лишен больших идеалов, то ему не по силам будет со здать- настоящего, нужного лю- дям литературного произ ведения . В. ДОБРЯКОВ, ответственный секретарь Липецкой писательской организации.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz