Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)
У НАС на заводе рабо. тают 230—240 подро. сшов. Как минимум, половину из них и адмйни- страцня, и- комсомол, и профсоюз, да, наверноеГ и родители называют П 1 ршыч- ньш словечком —^ <(труд- иые». «Трудный» — это зна чит, что пареш. может опоздать на работу или просто прогулять, натру, бить’ мастеру, прийти «под мухой»,' учинить драку. Когда какое-нибудь из этих «ЧП» случается, сразу же сып.чются стереотипные вояр'осы-обвинения: куда смотре .4 комсомол, почему не уделяла внимания адми- нистрация и т. д. Вопроша ющие обычно заранее уве. ремы, что и комитет комсо мола в данном случае «зевал», и отдел Подготов ки кадров «упустил», и ру ководство цеха «не занима лось». Н у г 8 если не «зевали», а если все-такТг «занима.пись»? Тогда кому адресовать уп реки? юным рабочим. Но... Кто же тогда виноват в тоМ, что у пас есть «трудные», «неох ваченные», «упущенные»? А виновников найтйу ох, как хочется. Ведь это же легче, проще, наконец, удабнееч—^ шалить на кого-то . вину /з а безобразцый поступок маль». читки, чем спросить /п о - серьезыому с него самого, наказать. Быть не добрень,. КИМ заступнзжом, а/мудрым н, значит, — суровым пе дагогом. - , , Да, виноваты школьные учителя. Но виноваты имен но потому, что не хотели, чтобы_ кто-то в чем-либо их обвинил, в жестокости или педагогической . нечуткости, к примеру. Вииозаты пото му, что слишком много про щали, слишком долго во дили на ломочах, «натяги вали» лентяю оценки, «пе ретаскивали» из класса в класс отпетого хулигана, уговаривали, журили, толь ко очень осторожно, чтобы, паче чаяния, не травмиро вать «неж)гую» детскую ду- Б ы т ь з а с т н п - н и к о м Конечно, на )|ашем пред приятии воспитательная ра бота с подростками далека от идеала, н о л ем ие менее мы не .сидим сложа руки. Сейчас, например, комитет ВЛКСМ совместно с отде. лом подготовки кадров , со ставил шисой обществен- , ных' врспртатёлей,. которые будут йфикреплены ’персо. нально з а 'каж дым из деся ти особо «трудных-». Поста рались подобрать коммуви-.^ стов с большим жизненным. опытом, умеющих находить общий язык с разными людьми.. Подростки нас .постоянно гбеспокоят. Мы йнтересуем- ,ся, как им работается, по могают ли им по-настояще му освоить специальность, не отвлекают ли на подсоб- ;кые работы, беседуют ли с чшми мастера. Все эти во просы включены в специаль, ;ную «подростковую» анке ту , распространенную в первом цехе. Думаю, ана лиз ее даст комитету дящу для размышлений, для улуч, 1 шения практической рабо ты с ребятами. > Входят на заводе в тра- -днцпю' торжественные ве, чера посвящения в рабо-. чий. класс. Надо было ви деть лица девчат из второ, то цеха, когда к ним с на путственным словом обра тилась Ольга . Констаити.! [а Шунайлова, ветеран пронз-водетва. . «Самое вы сокое ]Г самое гордое зва ние на земле — рабочий!— говорила она. '— 'Берегите ' , гордитесь ‘ им,' дочки».' ^ о ж е т быть, не все моло дые работницы - останутся элементном, может быть," впоследствии они изберут другую профессию, но на всегда останется у них теп лое чувство к заводу, к его людям, память об это.ч ве.' чере, Ита! 1 {, делае-гея вроде бы многое. Несправедливо бы- бы упрекать коллектив нев)шма)ти к самым • • Ф т у . А «деточка» потихонеч. ку все больше убеждается, что пропасть ему не дадут, строго не накажут и... чиха ет на все наши резо-ны. и доводы. После школы «трудный» (или «трудная») пересту пают порог заводской про. ' ходной. Поначалу—тихонь кие да смирненькие:— кто .его знает, как тут на твои «шалости» посмотрят, — а потом видят: в общем-то отношение к ним такое же, как в школе; мягкое, береж ное. И... ■ «Трудный» - великолвдао усваивает своп права: ра ботать не больше семи ча сов, в учениках "ходить столько-то месяцев, ие доль ше и т. д. И — будьте уве, рены — «выкачать» ш он сумеет. Д.рутое..дело_ — обя- зднноети/ / Вот есть в одном цехе ученик слесаря Александр Кузнецов, В «учениках» уже десять месяцев .ходит! Дру гие осваивают профессию за 4—6 месяцев, успешно' еда. ют экзамен на р аф я д и на чинают работать самостоя тельно. ■А у Александра до сих пор нет элементарных теоретических зиаяий, ■нор- м у ; вБфаб'откй он не '; вьь" полнйет.' Как ■ такому раз^ ряд пркшайвать? БееСдо.’ вали с ним,' попробовали'на' комсомольском • собрааии пристыдить, только с , него все, как с гуся вода. Нако нец, перевели учиться / на' другую спёциальиоеТб -4- картипа прежняя. Нянчатся с ним, . нянчатся, а он / спо - . 'коей, «ДенбТи.мне не нуж ны, — заявляет,’ — матери ально я обесп'ечен». ■ И ведь ааслупит 'момент' — надоест с' ним возиться, да и держать' человека по году в учениках — иепбря-^ дш явный ,. махнёт рукой адмшшстрацня и — при- своит парию разряд. В цехе — новый «сачок», новый на рушитель дисцип л и н ы... Этим п оборачивается сни сходительность, всепрощен. щестео. Несколько слов ■: о другом по ^о с тк е — /Тюбе Телешовой, 'Н а /завод пост; пяла меейцев'' пять назад. И вскоре — попала 'к ' мед- П 1 в р е з в и т е .т ь .В комитета! комсомола- вШояноаались. ВыясииЛось,: что за ней и раньше замечались. -опозда. ння, грубость. Но' не .хрчет- с,Я о; .че.товеке дурно думать. Предположили, что и л гру бость, и пьянство — всего, навсего случайные эпизоды. Девчата из комитета во^! ехали к Дюбе домой (вый дя из вытрезвителя, ощ сколько дней цс была работе), поговорили ..и етоту. Она «исповеда лась», . псисаялась, : сказа, что 'Бот-де, есть у нее две . Комсомольцы проявили к ней чуткость: -упросили прийш на работу, похлопо тали. чтобы ее в., другой цех перевели — в прегьний коллектив Любе, видите ли, стыдно было явиться, выпн- предупредить, что 'теперь она не только за себя с •чает, но и за. честь поручив шихся, за честь комитета комсомола. Прошло немно. го времени — и Люба .опять 'прогуляла. И опять с пей . побеседовали, опять про стили. После этого — новые прогулы, грубос-гь... Так воспитываем мы из-за кренней нашей доброты, из самых лучших наших уст ремлений — моральных иж. дивенцев. Людей без ха рактера, без чувства личной, ответственноегм... хотя бы . за собственное свое ' пове дение. , А потом—самоотвержен, но обвиняем .себя/, где-то проглядели, где-то . иедора. ботали, ай-ай-ай... И-не по нимаем, что работади-то,, возможно,, достатояио, ';не .;так , как надо.; слишком, уж старались .быть добры/, ми, гуманными,, ие . заме-й чая, что .из добр.ых превра щаемся в «добреньких»,, из. гуманных,.—: в либеральных^ бесхребетных.» . Подросток — это кому сегодня 15—-16 ' дет;: Да, говорим мы, он ещё сложи.тся каК'ЛИЧНОСТЬ^ ощ поддается дурным влияли.; я.ч. и забываем (простите- за неоригииальноёть' при-|| .мера), что такие же .подро--" стаи находили в 17—18-м; дорогу в революцию, едвй. ственно верную линию жиз ни. 'Значит, они были лич ностями, ведь так? Медики ' утверждают, что нынешнее поколение ра з вивается более интенсивно, чем по'колекия 40-х, 50-х годов, Физическая зрелость наступает раньше, А " з р е лость моральная? В конеч ном итоге! — ■идейная?; Об этом нам и нужно думать, как раз воспитывать духов ную зре.чость-мы и обязаны. Снисходите.чьи'ость же, н е , всегда/ оправдав,яая 'добро, ; -та, не нуякпые скидки -на молодость' ■л ё т " . нейзбежй’о пор'ожда-ют безответегеен- иость. 1 ■- . ; ' ■' ■- Я не сразу решился на писать все эго. Вдруг — ие так поймут?..',.^:о,г^маюг, что я 'призываю'к ' одним, лишь крутым мерам. Я, разумеё-г. ся, не за то, чтоб'ьг подрост. ' ко'в, за любой проступок', увольняли, !наказы.вали без. всякого разбору. Нет. Но если человек повел . себя не- доетойно — не стесняйся;’, строго сиросш , ■ - / ; В. ДЕМИН, зам. секретаря комитета ВЛКСМ Елецкого элементного завода'. Дорогой друг! Случалось ли тебе задумываться над тем, что такое ответственность! Одному молодому рабочему задали вопрос; «Какую черту вы считаете глав ной в характере вашего современни. кв>». И он ответил: «Ответственность. Ответственность за все, что происходит на земле». В жизни мы привыкли отвечать за порученное дело, за общественные по ручения, за учебу. Причем, эту ответ ственность мы делим с товарищал^и по работе, одкокпасскиками. Потому что дело-то у нас общее. Но у понятия от ветственности есть еще один оттенок — ответственность за себя, перед самим собой. Это, пожалуй, самое труд ное, неделимое. И не каждый выдер живает эту тяжесть. Бот случается так, что совершает че ловек проступок — и начинаются ра з говоры на предмет: «Кто виноват!». Окружающие принимают вику на себя: де, мы 'Просмотрели, не поддержали. » сам-то виновник от лично усвоил это бытующее убежде ние. Совсем как в знаменитых купле тах: «А ты давай-давай, меня перевос питывай». Перекладывая вину на других, он расписывается в том,, что не счита ет себя полноценным человеком, лич ностью. Наверное, способность взять на себя оуветствениость за все, что делаешь, и есть мерило гражданской зрелоетк, му жества, Легче всего кивать на плохих друж ков, на дурное Елияние, Слушая такие разглагольствования, вспоминаешь тач ные строки поэта: Не в ту среду попал кристалл, Но растворяться в ней не стал. Кристаллу не пристало Терять черты кристалла. Итак, сегодня на страницах «Бриган тины» читатель размышляет о личкой ответственности. Об этом пишут ком сомольский вожак, школьник, студент. Приглашаем и тебя принять участие в этом разговоре. Недавно в «Бржгаитине» был затронут очень важный во прос: в чем достоинство и предназначение человека! Мне хочется ответить на во прос Мг Шуваевой: «Что нам, девочкам, делать?», когда зна комые мальчики скверносло. вкт, «храбрятся друг перед другом», «пускают, дым в ли цо». ' К сожалению, такие вещи происходят на только: в Доб- ровском районе, где живет Шуваева, но и у нас в Липец-^ ке. Действительно, очень ча. сто на улице можно слыщагь ругань, глупые, пошлые выкри ки, оскорбляющий смех. Д у - ' маешь, почему у нас еще встречаются такие люди? Ясно, что человек формиру ет себя с детства, усваивая и ■хорошее, и плохое. Подросток, видя, что его старший брат трубит родителям, что его отец частенько приходит до мой пьяным и устраивает скан далы, начинает считать это ес- Жить, отвечая за всея тественным явлением. Хуже то. го, он сам подражает этому. В папиросах он видит какой-то ■особый.шик, а распивая бутыл. ку за углом с такими же, как и он, наверное, думает, что он уже настоящий мужчина. . Кто же виноват в том, что подрастающий человек не су мел найти дорогу, по которой ему предназначено идти, где и когда он оступился? Кроме семьи, обычно ищут еще причины в дурном влия нии приятелей. Безусловно, семья и приятели играют, как говорится, первую скрипку. Если в семье неблагополучно, а товарищи тянут за угол вы пить, не каждый устоит. НЬ; кроме ' таких товарищей, есть еще и школа, и люди, л книги, которые учет совсем другому. И в конце концов, сам человек. Неужели он та кое безвольное существо, не способное думать и принимать самостоятельнь]в решения, не способное оценивать свои по ступки и поступки своих товари щей?. Пора уже спроейть с каждого лихого юнца за все его . проделки. И тут не может быть оправданий, что ему, ви- . дите ли, скучно, товарищи пло хие, заняться нечем. Сейчас созданы все условия для интересной и полноценной - жизни. Только беда вся в том, что некоторые беспечные юн цы принимают это, как само собой разумеющееся, считают, что так и должно быть, а то и попросту не задумываются над тем, как достигаются блага жизни. Конечно, не все такие. По сравнению со всей нашей мо лодежью их гораздо меньше. Но они есть, есть в каждом городе, есть почти в каждой школе. Что делать, чтобы их стало меньше? Что делать, что бы их вообще, наконец, не бы ло среди нас? Мне кажется, именно девоч. кам принадлежит главное сло во в воспитании мальчишек. Я бы посоветовала не прятаться, чтобы не слышать неприятно сти, а, наоборот, всем своим поведением показывать им, что все то, что они говорят и делают, в высшей степени по шло. Уверена, что у этих р е бят, о которых пишет Шува-. ева, есть в глубине души светлая струнка. Стоит стрях. путь с нее налет пыли и ржав чины, и она заблестит и зазве нит. Только надо вовремя разглядеть человека и не от ворачиваться от него, а по мочь ему «вылечиться» от этой болезни. И на пути к этому нашим девушкам надо больше работать над собой, воспиты вать в себе чувство собствен ного достоинства, добиваться уважения к себе, и прежде всего своим поведением. Если каждая девушка начнет бороться с проявлением хам ства у парней, если ни одна девушка не примирится с их грубостью и плохим поведе нием — наверное, и плохих ребят будет меньше. О. ЛЯХОВА, ученица 10-го класса средней школы № 38. г. Липецк. С ОТКРЫТИЕМ, П Е Р В А Я СЕЛЬСКАЯ! В .КОНЦЕ ^ияувшего ..года: в селе /Деноном За-донското района открылась .едннст-' , '.венная в области сельская стан-. шия юных техников. Старое дере, .вянное зда.Н'ие, которое передал ■детям .Донской сельский 'Совет, /преобразилось.. Завезена - ^новая /Современная мебель, всюду, моде- зш планеров, ракет, ■ самолетов. Полным ходом идут ' занятия в ция.. создана на^р.снове. техвиче- асих кружков, 'работавших' при /Донокой средней школе. . Школа .издавна славилась своими спорт, сменами. Ежегодно растет число , -побитых рекордов ученикаМ:И щко* ' лы. Велика заслуга в спортивной славе .преподавателя физкультуры, прославленного,.,.оюртсмена, . обла сти В. Г. Торжкова. А вот/Вместе .с ,В. М; НейжкО, энтузнастом-ладбителем / ,т.ехниче- ского‘МОДфпир 0 ваняя,, . школа прн- йбреяа/П'Звестность сввн,ми тех- 'ничеекими. круящамй. .■ : ; — Нщцшали .с .игрушки. ;: ,Как-то,:' /случайно купил сыну в .Москве, ■инте'ресную ипрушку —- взлетак). • ‘щий самолет. Принес в класс (я преподавал уроки труда)-, /вместе разобрали, собрали'. Позжешояни. лись .у нас. плаае:ры. Ваенл-ий • „Максимович ..расска- •зывает о первых, ш агах .юных тех- ■киков села. Четыре—п я т ь . лет ;назад ;у юных ракетчиков' и авиа моделистов не было даже своего помещения.' Потом выделила, шко. ла, .йр; оно было не приспособлено для 'занятий. Ребятам ' пришлось самим оборудовать его, 11 апод 1 пь по:рядок. Наташа Новгородова, Виктор Родионов', Гена Нейжко, Юра, Цльйн..' сёй.час уже. «ветеран . .;НЫ», станций,, п,ервре. доколёше _ юны-х/ техников, „покинувшее■■сте-, „ ны родчой школы. Гена Цейжко,. для которого отец покупал забав- , ные игрушки, теперь уже студент ВГУ,, будущий физик. Для всех них навсегда останутся в памяти . дни : празднования '50-детия Со-.,, ветской в.гасти,.дни, выливщ.иеся .в демонстрацию их труда, их талан тов. ;. - _ ' ./ Школьный стадион, ставший на время «испытательным по'лйгр-,., ном», не вмещал зрителей. На. обыкновенном .домашнем табуре те разместилась • перёносная. :«пу. ' сковая станция»,-; оконст.руирован-. ная ребятами, с которой .взмыва- Ли В:верх, разбрызгивая искры, самодельные, ракеты. . ' Из «старых» круж.кЬвцев. в авиамодельной секции ' можно увидеть теперь лишь Славу Буш мина. И он занимается, послё’дний год, потому что в этом году,, как обычно, Донская средняя школа будет провопсать своих выпуск ников, а среди ;них и „Славу, в самостоятельную . жизнь. В / сек ции он, по единодушному призна нию. ребят, — «главный конструк тор», его руками созданы самые сложные м 6 дел :1 самолетов, пла. неров/. ракет, /В сегда спокоен, серьезен, занят',-:.. Малыши-второ- класеники привыкйн к тому, что Слава может Не . только подска зать, НО: и помочь-в любом самом сложном де,Те. Все свободное вре мя Слава отдаёт крисгруирова- ншо моделей. Его мечта — пойти учиться в аэроклуб г. Липецка (снимок оправа вверху). Сейчас ‘Донская станция., юны-Ч техник/ / собирает в I ]х .'сте- ’ ках до':л.та ребят. ЖелгЬЩ-иХ за ниматься много. Уже работают делей ракет. /.Заканчиваются при готовления к открытию воеиизи- ровашшго кружка- '^будущих , ра диотелеграф»истов*«-м о р 3 и с т о в», .Вот ‘ только здадае станции не в с.острякии вместить/всех . желаю. , щих. . И как «ветераны» готовились к юбилею страны, с таким нее подъ емом готовятся сегодняшние ребя-/ та к Ленинскому юбилею, когда они будут . рапортовать о своих делах. ' ./ Юным- техийкам предстоит, вес-. ной ■этого года выдержать бой за право участвовать в девятых все российских соревнованиях авиа- моделистов-шкельников, которые ■будут - проврдиться 17^25 июля в Волгограде. Ребята горят ,же ланием 'Н.’’ ’»дста:вить н а / ~ ^ а с 1 иые сорёвной ;ю»ых ,’т ё^ дков!'''ра- диоуправляемые модели " са-мОле- тов. Поэтому так увлечены работой Боря Еременко, Володя Горбу- но'В,- Володя Квашнин и Леня..; : Комаров (снимо-к справа). Во лодя Квашнин, ученик.. 8 -го ,«В» класса, в прошлом году занял первое место ПО'классу двухсту- , пёнчатых ракет на областных сор ревнованиях, посвященных Дню космонавтов. Ребята и дёвочки, за 1 Шмающне- ся в фотокружке, Сережа Пику- ЛШ 1 , Женя Фомина и Таня Князе ва- действуют оперативно (фото с.чеиа вверху). Научившись фото графировать, оформилм стенд, рассказыв.ающнй о работе- секций станции юных техников., Их бли жайшая задача т-г подготовиться к обпастной выставке творчест ва -юных. которая посвящается ЮО-летню, со 'дня рождепия В. П. Денина. , • В ближайших планах станцни юных техников"-^ открыть секцию конотруированИя сельскохозяйст. пенных машин, которая помогла бы ребятам ближе познакомиться с техникой села, дала бы навыки са.мостоятелыюго м ы ш л е н и я , творческого, хозяйского, подхода к / технике, которой со временем при дется командовать. Ребята уже сейчас готовятся к своим ставш.им традицией торже ствам в честь празднования Пер вого Мая, которые-соби'фают мно го зрителей села; Ребятам села Донское повезло. Повезло потому, что вместе с та лантом ежедневно гореть в люби мом деле, старший друг и учитель внес в их жизнь/большое творче ское начало — тягу к конструиро- ванию.. Но самое главное ~ в секциях станции за:вязались дружеские, де ловые отношения среди ре’бят,' с помощью которых в жизни фор мируются характеры сме.тые, ре шительные н трудолюбивые. С открытием, первая сельская! Л. БОВА. Фото в. Ельшаева. ВИНОВАТ И ОЛЕГ, И 1УА00 Б «Бригантине» я прочи тала- заметку Н. Трубилина «Кто виноват?» и хочу по делиться своим мнением. •' ^Почему ' Олег ; оказался один?.. По-моему, он - не прав, когда назвал’фамилии организаторов побега с уро ка новой ,учительницы! Ведь -он сам сбегал вместе с пи- ми.. Значит, их идея ему . иравилпсь?! На собрании же , он_ решил, сказать правду, -а 'получилось, .что класс:от не, .го^отверпуяся., : По-моему/ в этом он сам. ' вийоват. Олегу не могут. ' Простить его. предательдтвар .'пото-му-что он- в ■трудиое/ дяя 'класса время-отошел ■от? всех: 'Если же он любит правду, '’прииципи 1 яен ,’ т о ' надо бы при-вять Все йеры, ч гобЫ' убедить комсорга и■ ■секретаря комитета, • что 'Сбегать с 'уро к а 'не 'по-' ■кбм'сойольски. ■ Он смог бы- ■это сделать, еелн' бы захо;;, тел, '-/ Девочки 'задумались бы: це навредит ли э т о ' их .кегмеом'ольбкому авториге- ’ту?'-.Труб.илйн'пишёт, что во- врс.мя болезни' Ол'ега его никта-пе навещал. ’ - Я'ег'о, /отлийно',' пошмаю; Лотому' ч''то сама' часто бо лею. 'Иногда месяц, иногда— два, Я учусь сейчас в 9-м классе, и уже месяц ие по сещаю школу. Ко мне хо дят, девчата, моя :подруга; ■ я в курсе всех классных . событий я, честное слово, мне веселее болеть, если можно так. выразиться. Я донимаю Олега,, но..вот не могу понять его- одноклас- .-сников. Кто: же- виноват? Виноваты и Олег, и класс. Мне хочется, чтобы Олег обрел настоящих . друзей - и сам был настоящим другом классу. ■ . С большим уважением В. КРАВЧУК. г< Данков. НЕ НАДО НОТАЦИЙ Здравствуйте, М. Шувае- ва и девочки из Богородиц- Прочла в «Бригантине» ваш тревожный вопрос. Не могу не поделиться с вами своими мыслями. Я два го да была отрядной вожатой, и мне часто приходилось сталкиваться с такими «ге- В классе у меня были очень хорошие и дружные ребята и они, сами не за мечая того, подсказывали мне, как быть. Вот один из случаев. Мы собрались всем отря дом сходить в лес. Классно го руководителя с нами не было. После долгого хож дения по лесу выбрали по лянку, Мальчишки начали играть в футбол, девочки собирали цветы, готовили бутерброды. Все шло очень хорошо. Вдруг на поляну вышло человек Шесть Взрослых парней. Один их вид наводил страх. Я сначала подумала: не со брать ли всех своих бы стренько да покинуть поля ну? Но было поздно. Парни приблизились к нашим фут. болистам, двое из них с ухмылкой подошли ко мне. Между собой перебрасывв- ! лись нецензурными слова, ми. В общем, назревал кон фликт. И тут ко мне подбе жал наш мальчишка, кото рый в классе слыл доволь но-таки недисциплиниро ванным учеником. — Слушай, пацаны, да вай играть в футбол. Ваши Признаться, я даже не ожидала от него этого. Вот, думаю, защитник. И в св етало всем легко, и мы по шли на поле. А после игры все с огромным удовольст. вием ели бутерброды, Ни одного плохого слова боль ше никто но услышал от наших «гостей». Девочки, я вам вот ■ посоветую: не надо чит моралей! Грубым окриком не всегда делу поможешь. С уважением к вам. И, УЛУПОВА, учащаяся ЛТС, Приносить людям)]ЗЬЛОП Меня, как и многих моих ровесников, очень еопнует сложный вопрос, затрону тый вами: «В чем предназ начение человека!». Я думаю, что ценность человека, его предназначе ние заключаются в < творчестве й поиске, но лишь в том случае, если : творчество и поиск дают что-то людям. Т. РОССИХИН, учащийся 1-го курса техникума механизации и электрификации сельского хозяйства,: г. Задонск. Здравствуйте, дорогая редакция! Мы учимся в 8 -м классе. После экза менов мечтаем поступить в профессио нально-техническое училище, к заодно— Я девятый класс вечерней школы. Но одни учителя говорят, что с восьмилеткой из школы выпускать ие ю дут , а др:угие — что выпустят. Сами мы точно не знаем. Ответьте вам, пожалуйста.- Л. ПАНОВА. Лебедянский район. ИА ВОПРОС ОТВЕЧАЕТ З.АМЕС- титЕ .ть ЗАВЕДУЮЩЕГО о б ; ю ио Э. Р. ЛАЮ4НА. Уважаемые восьмиклассники! Сооб щаем, что у вас нет основания для беспокойства. По окончании восьмилет ки перед вами открываются больнше возможности выбрать себе но вкусу дорогу в самостоятельную жизнь: будь то училище, техникум или девятый класс. Только учитесь, как говорится, на здоровье! Желаем вам успехов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz