Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

МОСКВА. МЕЖДУНАРОДНАЯ ФОТОВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЕННАЯ 500-ЛЕТНЮСОДНЯ РОЖДЕНИЯ в. и. ЛЕНИНА. Работа М. Барабанова «Памятник В. И. Ленину». - ' (Фотохроника ТАСС). «Ленин связывает достижение реальной свободы прежде всего с освобождением труда от яга капитала, с избавлением трудящихся от вксплуатации и духовного гнета. Политические свободы — слова, печати, собраний и т. п. — всегда трактовались нм с классовы.ч . позиций, как условия социалистического сплочения трудящихся, рас­ пространения социалистической идеологии, исключающие «свобо­ ду» антисоциалистической пропаганды, «свободу» организации контр­ революционных сил», (Из гезисоп ЦК КПСС «К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина). ь О) н 5 а а си со 2 ; р : 5 о X 5 X <и < О ДНА ИЗ' многочисленных: за- дадных, радиостанций, ве. дущн.х передачи' на русском языке, -предлояшла своим слуша-, гелям высказаться, что же, по их мнению,,, можно считать-^ настоя­ щей,^ истинной свободой. Перед этим бойкий - комментатор . про­ читал письмо, автор которого заявлял, что он под ,словом «сво­ бода» , ‘ подразумевает прежде , всего полную свободу . передвиже­ ния, дескать, хочу — еду на край ■света, никто мне не может поме­ шать. Это была не слишком ум­ ная игра, рассчитанная на наив­ ных простачков, очередная попыт­ ка запутать их, заставив приду­ мывать самодельные, ненаучные ' ■определения для понятия, суть которого невозможно сколько- нибудь -верно объяснить вне ра- ■мок' марксистско-ленинского уче. ния о развитии общества, . вне , рамок, исторического материализ. Нам нельзя забывать, что, жонглируя такими по.чятиями, как «истинная свобода», «истинная де­ мократия», наши враги стремятся сбить с толку неустойчивых, по­ литически незрблых людей, заро­ нить в • сердца молодежи скептиг цизм II неверие. Некий Эмиль Радецкий прямо говорил об этом; «Если бы усилия про'пагандиетов «свободного мира» отделить со­ ветскую молодежь от : коммуни­ стической партии в какой-то сте­ пени, увенчались успехом, тогда открылась бы возможность . ду­ ховного и физического раскрепо­ щения (!) молодежи «за ,н 1 е.чез- пым занавесом», завороженной марксистско-ленинской идеолопг- ей»." . Памятуя о подобных «добрых» намерениях наших идеологических противников, мы вновь и вновь ' обращаемся к Ильичу, к его кни­ гам, которые разбивают всевоз­ можные :дематбгические рассуж­ дения-различных западных «Голо­ сов», дают нам четкое;., научное, объяснение о свободе и деиокра- Греческое слово «демократия»., а буквальном переводе означает народовластие. Как учил В. И. Легши, к ана­ лизу 'демократии нельзя 'подходить :. неконкретно, ибо «демократии во­ обще» не существует. Ильич писал: «Нельзя говорить о «чи­ стой демократии».* пока существу­ ют различные классы,' а можно говорить только о классовой де­ мократии». Следовательно, бур­ жуазная демократия — это поли­ тическая форма классового гос. подства буржуазии, орудие в ее борьбе с пролетариатом. «Демо­ кратиям, которой так гордятся з а ­ падные еоциологи, на деле обора­ чивается демократией для мень­ шинства и бесправием абсолют­ ного большинства народных масс. - С победой социалистической революциш в нашей стране возник новый, высший тип демократии. Впервые за всю историю человек честна к власти пришло- большин­ ство народа, миллионы и миллио­ ны трудящихся.' В этом — корен, ное отличие социалистической де­ мократии ют всех исторических предшествующих : ей ,типов демо- чКратин. Что такое демократия и свобо­ да в США. Англии или Швеции? У нас, торжественно оповещают весь мир Эмили Радецкне, каж­ дый человек свободен, каждый может стать президентом или миллионером. Великолепное уте- шен-не для сотен тысяч безработ­ ных!.. Ты.умрешь с голоду,..сбзна- вая, что свободен. Одни американский .рабочий рассказывал, как в годы второй мировой войны его уволили с ра­ боты за то-, что ри призывал к от­ крытию второго фронта...«Я спра­ шивал, а как же.-со свободой сло- . ва? Мне отвечали, что я .свободел , .высказывать свои мысли, а, они свободны меня уволить. .Я ,;~;чльше говр-^йд, какой же смысл в :евободе^ ’-.если человек, который ею воспользовался, ли­ шается средств к существованию?» Письмо- рабочего. (оно гбыло опубликовано иедавао. в «Комсо-г мольской.правде») заканчивается так: -«Под поверхностью мишур­ ной рекламы о «свободе» и «де­ мократии» в, США кроется безжа­ лостная н--хитрр разрабоганная война против: !америк,анско|о на­ рода». Этот пример — а сколько их можно было бы привесги еще1 — наглядно иллюстрирует ленин­ ское по.чожение о том, что в об­ ществе, основанном на частной ции одного класса :Другим». Характерная черта развития социально-политической жизни современных империалистических государств состоит в том, . что .буржуазия постепеиЕО- урезает и . без того весьма ограниченные, формальные права и свободы, ко­ торые в свое время провозгласи­ ла, идя на бо.рьбу против фео­ дального деспотизма. Этот про­ цесс, ■ проявляющийся в наши дни в крайних формах подавле­ ния -демократических, движе. ний, в установлении фашистских диктатур, полностью подтверж­ дает мысль Ленина об антидемо­ кратических тенденциях буржу­ азии. Греция, ФРГ, франкистская Испания — достаточно прочитать сформулировал тезис, ставший опорным , пунктом нашей идеоло­ гии: «Диктатура пролетариата есть единственный шаг к равенст­ ву и демократии на деле, не иа бумаге, а в жизни, не в политиче­ ской фразе, а в экономической действительности». Социалистическая революция коренным образом меняет клас­ совую сущность и соде 1 ржапие де­ мократии, расширяет ее сферы, предоставляя трудящемуся наро. ду решающую роль как в полити­ ческой, так" и в экономической жизни. Личности при социализме да­ ны все возможности для творче­ ского самовыявления, для разви­ тия всех своих способностей и по- Народ хозяин своей страны. Это проявляется и в-большом, и в малом. В годы войны советские люди так героически сражались с фашизмом именно потому, что по­ нимали; ОНИ-, отстаивают свою Родину, свой строй, свою свобо­ ду. в одной из публицистических статей тех лет И. Эренбург афо­ ристически сказал об этом: «Со- ветекий Союз воюет не только как огромное- государство, он воюет как истинная' демократия: войну ведет народ, для которого держава—это собственный двор». Итак, свободный народ в сво­ бодной стране. Но марксистская трактовка Ионя ГИЯ «свободы» ни­ чего общего не имеет с аиархиче. ским ло.зуигом «абсолютной сво­ собствешюсти на орудия труда и средства :производства, сам прин­ цип демокрамзма неизбежно извращается/: ,«Свобода капита- листичес-кот® общества, — замеча­ ет Л енин ,—^ веегда остается при-: б. 1И,знте.’лно .такой же, какова бы­ ла свобода в древних греческих республиках: свобода для рабо- в. падельцев». 'Вполне понятно, по­ чему же не молгет быть равепст- в а , ' этой- - непременной предпо­ сылки .демократии и свободы, между эксплуататорами н эксплу­ атируемыми;.- между капиталиста­ ми и рабочими, мсгкду земельны­ ми собственниками и безземель-' ными бедняк-.змн. «Действительно, факя'ическага ра^г> 1 ства, — гово- ри.ч Лйпш ,—-: не .может быть, пока совершенно не уничтожена всякая воз-мо-жиоегь эксплуата- поеледгше сообщения из этих стран, чтобы убедиться, во ■что же выродился ' красивый девиз буржуазных .революций.: «Сво­ бода, равенство, братство, наро­ довластие». Сознавая шаткость своих по­ зиций,'"' защитники империализма вынуждены прибегать к различ­ ным уловкам, доказывая, будто бы иё капнталнстнче.ский, а соци­ алистический мир подавляет и угнетает человеческую личность. И начинается привычное слово­ блудие. «Разве возможна истин­ ная демократия там, где провоз­ глашена диктатура пролетариа. та?» — вопрошают враги социа­ лизма; ■ ' ■ Ленин еще в первые годы Со- мтской власти начисто опроверг 1 юдобпые рассуждения. Он четко Комсомольский политпросвет Связь теоретической учебы с жизнью, с по­ вседневной работой ком­ сомола. Эта линия все четче прослеживается во многих молодежных по­ литкружках на селе. Пропа'гандисты теперь уже не довольствуются тем, что занятия прохо­ дят регулярно и лосе- В с е г д а интересно щаемость их достаточно высока. Они стараются, чтобы политкружок стал центром всей политиче­ ской и культурио-БОСпи- . тательной работы среди сельской молодежи. Так, слушатели кружка по изучению биографии Ильича в совхозе «Паль- на-Михайловский» — ру- активно участвуют в про­ ведении читательских конференций, диспутов, вечеров. Это естествен­ но: ты получаешь на за­ нятиях знания, учишься думать, спорить, гово­ рить, так не держи все это под спудом, помогай и другим приобщиться к самой важной науке со­ временности — марксиз­ му-ленинизму. Успешно идут занятия и в кружках совхоза «Озерский», колхоза имени Н. К. Крупской. Ребята из этих кружков во всех - комсомольских делах--впереди—и в Ле­ нинском зачете, и в вос­ кресниках по благоуст­ ройству села, сбору ме­ таллолома, и в художест­ венной самодеятельио- Здесь пример им по­ дают их наставники-про- пагайдкеты. Например, Н. М. Карпухина, руково­ дитель кружка в колхоза имени Крупской. Она ве­ ликолепно владеет, ис­ кусством зажечь еуди-. торию, , заинтересовать своих подопечных. Иной раз так увлекательно рассказывает, что ребята заб.ывают записывать. Они тянутся за ней, ста­ раются побольше читать и. художественной, и по­ литической литературы. Нина Михайловна так­ тично помогает им, дает самостоятельные зада­ ния. Разумеется, не оста­ лась она в стороне и от Ленинского зачета. Ее беседа по речи Ильича на III съезде комсо'мола была, как и всегда, про­ стой, доходчивой, яркой. Л. САЗОНОВА. Становлянский район. Собрание студентов Недавно в горкоме комсомола состоялось соб­ рание актива студентов города. С отчетом о работе выступил президент городского совета студентов Борис Панченко. Большое место в прениях заняло обсуждение статьи газеты «Ленинец» «У семи ияней, а бе.з глазу». Выступавшие предложили ряд мер по улучше­ нию работы совета студентов. На собрании был избран новый совет студентов во главе с президентом Володей Мамзиным. А. ПЕРОВ, инструктор Липецкого горкома ВЛКСМ.- Задачи прогрессивной молодежи ОТТАВА. (ТАСС). В Торонто состоялось заседание нагшо- яаяьного организационного .комитета. по созданию лиги - ком». . мунистической молодежи :.КанаДы. .Представите.ти. . местных организаций и делегаты из различных районов' страны разра- бота.ти, обсудили и одобрили проект манифеста .6 целях ' и задачах канадских :комсомольцев и проект: ■ устава: новой организапии. ' . ^ ^ Лига коммунистической молодежи КанадЩ, ■говорится в проекте манифеста, будет решительно выступать против не­ справедливого обздестзенпого строя, эксплуатации и угнетения . народа, активно бороться за укрепление мира, лфохнв -угрозы войны. Новая организация считает своей задачей руководство, борьбой канадской молодежи за социализм. _ ' ' Проекты обоих документов будут внесены на рассмотрение учредительного съезда'лиги ' коммунистической молодежи Ка­ нады, который состоится в Торонто в конце марта. Это собы, тие совпадет 'со знаменательным ю б и л е е м с т о л е т и е м со дня рождения В. И; Ленина. Организационный комитет при- ня.т решение торжественно отметить на съезде ленинский юби­ лей. К а к и м и качествами дачжен обладать учи­ тель? Коротко на этот вопрос можно ответить так: оп должен знать и уметь ' все! Ведь его воспитанники ждут от него помощи в лю­ бом д е л е , . они . обращаются к нему с самыми неожидан­ ными вопросами — и .как валою ве ударить передним в грязь лицом... Именно поэтому так мно. го разных кружков, объеди­ нений, советов в Усманском педагогическом училище. Бу­ дущий педагог имеет в с е ' возможности проявить и развить свои способности, наклонности, ийидиативу. ■Интересно н весе.ю живут комсомольцы кол­ хоза «Россия» Хлевеи- ского района. Свои­ ми силами ребята прове­ ли паровое отопление в клубе. Здесь вошли в традицию новые обряды — проводы в армию, ре­ гистрация новорожден­ ных, на сцене клуба не­ редко выступают колхоз­ ные самодеятельные ар­ тисты. Тон всему этому зада­ ет выпускница Ленин­ градского сельхозтехни­ кума секретарь коми гс- та ВЛ к е м Зина Цыган­ кова, которую вы видите на снимке. Девушка поль­ зуется заслуженным ав­ торитетом не только сре­ ди своих ровесников, но и у старших товарищей: она представляла колхоз на областной конферен­ ции колхозников. Фото в. Ельшаева. В Усманском педагогическом Ты любишь музыку,' пение — к твоим- услугам хоро- . вой кружок (здесь, кстати, занимаются 100 студентов), духовой и струнный оркест­ ры. Ах, тебя интересует те­ ория музыки. — ну, тогда тебя с удовольствием при­ мут в клуб любителей музы- , ки, которым руководит пе­ дагог М. Н. -Серова. Члены и у б а слушают классику, де- лают разборы. Недавно они, например, провели Фечер иа тему ' «Музыка в сем ье ' Ульяновых». Сегодня, в канун Лепин- ского юбилея, в . училище особенно оживленно и д ет ' работа в музее - Ильича. Между прочим, у студентов из Усмани есть, хорошая традиция: каждый вновь поступающий в училище да­ рит музею книгу О-В. И. Ленине. Сейчас здесь уже тенциальиых возможностей. Пра­ во иа труд, на отдых, на матери­ альное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудо­ способности и другие социально- экономические права закреплены Конституцией. Наша демократия гарантирует всем-и каждому по­ литические права и свободы, то ..есть свободу избирать и . быть избранным независимо от иола, национальности или.расовой при­ надлежности, свободу объеди­ няться в общественные организа­ ции, свободу слова, печати, ми­ тингов и собраний, шествий и де­ монстраций., Таким образом, «по­ литическая свобода, — отмечал Лепил, — прежде всего означает свобо,ду народа распоряжаться своими общенародными, госу­ дарственными делами». боды»,'" признающим- за лично­ стью право действовать так, как ей заблагорассудится, даже если ее действия идут вразрез с инте­ ресами общества. Поэтому: Совет­ ское государство в первые же годы своего существования откры­ то заявило, что все политические свободы П|редоставляются только трудящимся и во имя трудящих­ ся, что оно развивает и охраняет лишь такие свободы, которые слу­ жат делу рабочего класса Н его союзников. Следовательно, о снов ., ные права и свободы граждан на­ ходятся в теснейшей связи с обя­ занностями каждо-го, человека перед обществом. Это особенно не нравится вра- : гам социализма. Например, в свое время кубинские буржуаз­ ные газеты, прикрываясь лозунгом свободы, требовали оставить’ за собой права бороться с кубинским народом, с кубинской революцией. Но коммунисты, следуя ленинским заветам, отвергли это. «Вы- ра­ туете з а . свободу?—снросми они. — Но за какую . свободу I": . Ва свободу для кого, и во й-мя чего?». . Такой вопрос .мы задаем каж ­ дому, кто пытается спекулировать понятием свободы, испо.чьзовать . его в интересах,- чуждых наро- , ду. ЬылИ: в ‘истории социалистиче- еких стран моменты, когда неко-, торые-отдельные группы .шдеи попадались на удочку демаго­ гов. ц -контрреволюционеров. В : Че.\ословакии антико.мму нисты и правые либералы сделали :еще одну отчаянную 1 юиы!ку «раз.\ 1 И 1 - чшь» социалистическое' оОщест. во. Под флагом- «расщирешш: .. демократии и свободы», «демо­ кратизации социализма» ‘ враги -чехословацкого, народа, 'яростно, нападали на принцип демократи- ' веского цевтр’алй зм а , .: .провозгла­ шали лозунг неподчинения , мень­ шинства большинству. Эьвладев средствами массовой информация, антисоциалистические си.1Ы ка^ раз и пытались навязать волк ■ меньшинства, большинству, то есть фактически реставрироватг , - в ЧССР буржуазные порядки. Быть верным ленинскому' уче­ нию о демократии и свободе — аначнт, последовательно стояп на партийной, классовой точке зрения. Учение это непремеин! включает в себя 'в мысль об ук­ реплении чувства ответствейиосгь личности перед коллективом, пе­ ред социалнсшческим общесгвом, перед . социалистической Роди ней. А. ЗВЕРЕВ, кандидат фн.пософски:с наук. Из блокнота журналиста № ИХ знаю, ■ ыолодых-то. и у нас в совхозе работа^ - дб_яркой, а он — шофер. В ЕЧЕР удался. Собрались все, кто остался в .городе. Црйехал из Архангельска Андрей в пи- — ЖОнских!' унтах, в них и пришел на — Молокососы... Женятся, а муж- Бстречу;'' Прибыл'а из .Чи.мкента : ского достоинства не соблюдают. Шща. Как будто-не было . т р е х л е т Помолчали. ; раЗДуки; ужедз чем-то спорили в уг- — Какое уж там достоинство!'Она л'у.’Йгорь и Борька Соколовы, одно-■тоже, фамильцы и яростные вечные спор- везла щикй. А потом ктотхо' затянул ,'тй-: ховье хоиько: • , I- ; , — Всегда в пути, вач'да в дороге, Рань! Где самолетом, где' пешком..'. _ ' ли! Г :'Нина^сказ’аЛа: «Вот Алька бы сей­ час спел...-»., Андрей, слЬвно очйувшиеь, -удив­ ленно; спросил у Танк; —. :— Тань, а где же Алька? И тогда Люба звонка и неожидан; нсгзло вдруг выкрикнула:' Ты что у нее спрашиваешь,: ведь он ее бросил! Ошеломленные, все напряженно молчали, а Таня поднялась и выш, из комнаты... * с» * «Он ее бросил...», «бросила», часто приходится сл^ышать эти слова и как оскорбляют они человеческое досто 15 НСТ во 1 ” Поженились, да уеха.чи вскоре. По- ...Утро было хмурым, зябким. На том, говорят,; провинился он перед маленькой станции я одна вышла из до,-, д она тогда малыша ждала, вагона и пошла по тропинке к при- Почернела с горя, а простала, не хо- стави. Пассажиры столпились на тела теря'гь его. Кому о хо т а . быть крошечной палубе катера. Люди бы. покинутой. Вот он и остался... стро продрогли, и один за другим Нетрудно представить себе, как -спустились в тесную каюту.- - невмоготу было смириться с ■ — Сейчас наша будет! —■сказала бедой. К.ак страшно было от одной женщина с ребенк’ом-. — Выходим,, мысли, что останется одна, что ска- Вася... .- . ' , жут про нее «брошенная». И она .На..скамье у окошка зашевелился ' сде.тала первый шаг к унижению; И паредь, надвинул на 'лоб кепку, стес- за первым последовал второй. Сорва- няясь, что все вдруг посмотрели иа ласъ с места (наверное, ей - чего-то него. Потом встал и ушел, наверх, 3 ^ стоило). Но'.куда • уедешь от Впустив в каюту облако сырого . хо- ..себя?.Как добьешься уваж етш ',дру- лоднбго воздуха. Женщина засуети- гиХ, если сам перестал себя ува» ласы стянула ленточкой одеяло : ’ в жать? Нет, достоинство человека ногах сынишки и , : наспех ' повязав только в его руках. Как: она Стояла платок, .толю ушла. ' ■ тогда — растерянная, с ребенком в Катер .Дкиулся боком, и ч.Ьрез ми- руках — и не' ждала помощи. Как нуту-но'склону уже поднимались лю- .^же , дальше жить ей — вот такой ди,. скользи по м6крой_^,глинистой .жалкой? ' ' тропинке. :.Парёнй шел-:б:Переди, 'не датер давно уже отошел от бере- держа.та .в ЮД-, ^ ^ продолжала ^'мысленно раз- ' говор. с Галей,.; И .очёнь,. жалела,; оглядываясь, ной руке . чемоданчик, в другой '— ребенка 1-1 осторожно выбирала, куда ступйть; Вдруг женщина поскользну­ лась и, неловко схватившись- з а : куст,' боком-упала в вязкую глину .' Чемоданчик, вылетел .из рук. Парен'ь обернулся . и побежал..; за чемода- : ном. А женщина с трудом поднялась и стояла ' запачканная глиной ,: не Катар плавно развернулся и ото­ шел от. берега. Пожилой пассажир сердито сказал: , могу расездзать .ей по нашу Ка тю. ‘Рассказать о настоящем челове чсском достоинстве и гордом Зимой, в скверике около института, я встретила Бориса, Он сидел на скамье,,_:в руках' '.книжечка. «Дядя, Степа» Сергея Михалкова, — Просвещаешься? Он рас.смея.нся:, — Купил дочери. _____ _ Чудеса! Борис женат и читает до­ чери Михалкова. , — А кто жена? ...Весна в том году была буйной, жаркой. В читалке подоконник на­ калялся, словно -кухонная плита. 'Еще три экзамена впереди, а уже такая, усталость. Мысль, что Кате еще труднее, а она держится, не по­ зволяла, нам. впадать в уныние. М ы . г у м а н и т а р ы , она --- .ме­ ханик. Легче :евде и : потому, что нас двое,. Одурев- юг конспектов, текстов и ирочнх источников знаний,' мы со Светкой начинали.экзаменовать друг друга.-Ка’тя была одна. Вернее, у нее была Иринка, которую утром —. , в детсад, вечером — обратно. Сдав очередной экзамен, мы отправлялись в проходную комнатенку, 'которую ана снимала у соседки напротив. И каждый раз'получалось,' 'что это она о нас заботится, что она нас сильнее и умеет вовремя заметить; ■ что Светке нечего надевать, а во дворе весна. Она была для нас под­ ругой, старшей сестрой (хотя по го­ дам ровесница),' Всегда подтяну­ тая, остроумная.' И никому ш голову не приходило относиться к Кате, как к «покинутой женщине», хотя все знали, что от нее ушел муж, ушел к другой. Но мы даже в душе не сме­ ли ее пожалеть. . ...Мы бродили с Борисом по засне. жепной аллейке и ждали Катю. Он рассказывал, -что именно, в ту сессию познакомился с ней, хотя и раньше встречал в университете. Сессия уже кончалась, когда заболела Иринка. И -стало заметно, что. Катя держится н-з последних сил. Она вернулась на больницы ж присела на скамью у ■ крыльца. Па траве валялись тетрад­ ки, ветер листал страницы учебни- Борис собрал тетради п сел ря- ..дом. Он знал, что завтра у- нее экз: ' мен. И спросил: ■ — На чем мы остановились? Потом он носил Иринке в бояып пу Красивые камни, «болел» ! дверью, когда Катя сдавала экзам- кы. И не представлял своей жизни без этих двух людей... ...Достоинство человека. Праве быть самим собой. Трудно порой бы- вает остаться гордым, не унизиться, : сломиться. Зато, как щ,едра на- ■оящими радостями ж'нзнь челове- I, если; он никогда (никогда!) ; теряет своего достоинства. Р. ГОЛИКОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz