Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

АЗ ГОВОР не клечлся. Со- беседннк был явно рас- *** строен тем. что его пред-- ставили мне как лучшего пропаган­ диста. Дела в кружке идут, по его словам, неважно. Нет, на организацию занятий он пожаловаться не может. Комсорг Алексей Михеев дело свое знает: и каждого комсомольца в цехе подпи­ сал на^два молодежных издания, и посещаемость держит на высоте, и место для занятий вполне устраива­ е т . ^ Правда, в этом году первое заня­ тие довелось провести в поле, на уборке картофеля. Но это ничего — была бы охота заниматься. А ею, ка­ жется, слушатели политкружка из первого цеха Данковского химзаво­ да похвалиться не могут. На заняти­ ях сидят смирно, в споры не вступа­ ют. И допросов не задают. — Объясняю как-то материал, — литиросвета. И в прошлом году у них был кружок ^Беседы о паргниж. Лосика подсказывает, что сейчас им надо бы заниматься в кружке <Бе- седы' о социалистической экономи- ке;^, а на.следующий год освоить про- гррмму <Беседы о коммунистической нравственности^. Но логика — логи­ кой, а практика — практикой: И сорганизо.валч у них в цехе гео- ретнческий семинар — форму учебы, ^рассчитанную на молодежь, имею- Шую высшее и незаконченное выс­ шее образование, изучившую счсте- матичесжие курсйг истории КПСС, политэкономии, философии научного коммунизма;^. Семинар, как известно, предпо.га- гаст, что его слушатель уже научил­ ся самостоятельно работать с кни­ гой, составлять конспекты, гзтазить доклады. Отсюда — и форма занятий. Вик­ тор со своим заместителем ра.зделил темы: первую готовит и ведет сн, вторую — его заместитель, третью— опять о-н, четвертую — зам. и так далее. В условиях семинара все это верно. Но... комсомольцы первого цеха не готовы к этой форме учебы. Они Я опросил у комссгмольских вожа­ ков, из каких соображений рабочих первого цеха сорганизовали .для за­ нятий в рамках высшего звена? — У нас должны быть созданы три кружка высшего звена, — отве­ тили мне. — А если не на химзаво­ де, то где же тогда их создавать? Вот и вся логика. А то, что при этом серьезному, не­ легкому делу организацщ полчгрне- ской учебы молодежи наносится тя­ желый урон, то, что одно звено сис­ темы заработало на холостом ходу; пнкого не беспокоит. Меньше всего мне хочется крити­ ковать данковских комсомольских вожаков. Они делают много :сороше- го. Да и в политической учебе успехи у них есть. Судите сами, в район­ ной организации около пяти с поло­ виной тысяч комсомольцев, а всеми формами политпросвета охвачено бо лее двух с половиной тысяч человек Из 33 пропагандистов 25 коммунчс то;в. 24 имеют высшее образование Постоянно работает методический совет, который возглавляет способ- Авопросов не задают... сетует мой собеседник, — выклады- ааю то, что с немалыми стараниями сам нашел, а они смотрят на меня с сожалением и по глазам вижу, что не понимают. <Не все, что молодо — зеленое, — думал я, слушая выступление Вик­ тора Великого за ккруглым столом;ь редакции. Тогда мы обсуждали ре­ зультаты только что закончиэшегося < молодежной политсети учебного мда . Молодой инженер, буквально с первых дней работы на заводе, при­ шедший в комсомольский политпро­ свет, делился личными соображения­ ми о молодежном пропагандисте. Речь шла об участии пропагандиста в Ленинском зачете, о коммунисти­ ческом воспитании молодых ра<;очнх. Говорил он толково, обстоятельно. Каждую свою мысль, каждый тезис выводил из практических дел комсо­ мольской организации своего завода. Его работа в про<шлом учебном году была оценена высоко. И чувст­ вовалось: человек своим делом до­ волен. Так что же произошло теперь? Откуда эти нотки неудовлетворен­ ности? Ведь аудитория та же. Усло­ вия устраивают вполие. У Виктора Великого двадцать во­ семь слушателей. Все они имеют среднее образование и работают в большинстве аппаратчиками. Это среднее звено комсомольского по- и записей систематических не ведут. Где уж тут самостоятельно рабо­ тать с книгой! А ведь только по первой теме 4:Характер и особенно­ сти современной научно-технической революции^ (семинар ^Научно-технн- ческая революция, ее социальные, экономические проблемы^) в ходе 1 ПОДГОТОВКИ необходимо изучить ^Принципы коммунизма^ Ф. Энгель­ са, речь В. И. Ленина на ! Всерос­ сийском съезде Советов народного хозяйства, первоначальный вариант статьи ^Очередные задачи Советской влаетнэ, сЗадачи союзов молодежи:^, выступление на УШ Всероссийском съезде Советов, на П1 конгрессе Ко­ минтерна, материалы международ­ ного Совещания коммунистических и рабочих партий, материалы Пленума ЦК КПСС 2—3 июля !970 года и еще целый ряд материалов. Честно говоря, молодому рабоче­ му, недавно пришедшему на произ­ водство прямо со школьной скамьи, такая работа все-таки не по силам. Один слушатель семинара сказал примерно так: ^Трудновато. Слуша­ ешь, вроде вое ясно. А дойдет до обсуждения, чувствуешь, что оказать нечего. Уж больно высокие мате- рииэ. Поэтому и нет домашних за­ даний. Вот и приходят ребята на за­ нятия, чтобы послушать очень ум­ ные речи да и разойтись по домам. В самом деле, кому это надо^' 1 НЫЙ человек е тридцатилетним ста­ жем пропагандистской работы. Но вот в этом конкретном случае они не проявили нужной зрелостд. Ничто так не гнетет человека, как сознание необходимости выпол<нять бесполезное дело. Вот и ходит с опушенной головой хо 1 роший пропа­ гандист Виктор Великий. Вот и ску­ чают на занятиях терпеливые кожа- мольцы и с сожалением глядят на своего старательного пропагандис­ та, по-чело'вечески жалея его: дес­ кать, мы тоже люди, мы понимаем, каково тебе. И не задают вопросов. Так что если внимательно при­ смотреться, то окажется, что беспо­ лезное — вредно. Вредно потому, что на виду маячит видимое благо­ получие: занятия проводятся, посе­ щаемость высокая — чего еще? А за этой розовой ширмой — ненуж­ ная трата времени. Мне думается, еще не Поздно по­ править дело: перевести кружок в среднее звено. А. МЕЛЕШКО. г. Данков. КНИЖНАЯ ПОЛКА ПРОПАГАНДИСТА жМолодежь, ее интересы, стремления, идеалы* (сбор­ ник), М., жМолодая гвардия*, ]969. В этом сборнике пропагандист может прочитать об актуальных проблемах молодежи, ее жизни, труде, уче­ бе, участии в общественных делах, в общенародной борьбе за коммунизм. Авторы книги — ученые, преподаватели высших учеб­ ных заведений и комсомольские работники. жМолодежь и труд* (сборник), М., жМолодая гвар­ дия*, 1970. Эта книга о трудовом воспитании молодежи написа- .на на основе социальных исследований, проведенных в различных районах нашей страны социологами, э.<о- номистамн, психологами, педагогами, комсомольскими работниками. С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский. жМолодежь о себе, о своих сверстниках* (социологические исследова­ ния), Лениздат, !9б9. Книга знакомит читателя с материалами конкретно- социологических исследова 1 Нин проблем молодежи, кото­ рые были проведены советскими учеными в разные пе­ риоды жизни нашего общества. Книга в какой-то мере дает представление о социаль­ ном портрете молодого человека шестидесятых годов. жО комсомоле и молодежи*, М„ жМолодая гвардия*, 4970. В книге собраны статьи и выступления выдающихся деятелей Коммунисгнческей партии и Советского госу­ дарства о комсомоле и молодежи: В. И. 7!енииа, АС И. Калинина, С. М. Кирова, Н. К. Крупской, А. В. Луна­ чарского, М. В. Фрунзе, !'. К. Орджоникидзе, В. В. Куйбышева, К. Е. Ворошилоза н др. жЛенинизм живет и побеждает* (сборник статей но вопросам марксистско-лепинского учения), М., Полит­ издат, 1970. B. Десятерик и А. Латышев. жРука об руку, как еди­ номышленники*, М., жА4олодая гвардия*, 1970. Книга рассказывает о взаимоотношениях В. И. Лени­ на с революционной молодежью в период швейцарской эмиграции. Ж. Фривиль. жЛенин в Париже*, М., жПрогресс*, 1970. Книга известного французского писателя, публицис­ та и историка — ценный вклад французских коммуиш- стов в литературу о Лены:е. Книга рассказывает о пре­ бывании Владимира Ильича во Франции в 1908—1912 годах. жВЛКСМ от съезда к съезду*, А1., жМолодая гвар­ дия*, 1970. Краткий справочник о комсомоле между XV и XVI съездами. C. М Буденный. жВстречи с Ильичем*, М., Издатель­ ство ДОСААФ. 1970. жЭкономичеекче проблемы научно-технической ре­ волюции* под редакцией К. И. Клименко, М., жЭконо- мика*, 1970. В книге основное внимание уделяется проблемам со­ вершенствования связей науки е производством и уско­ рения практического использования достижений науки и техники. А. И. Микоян. жЛ1ысли и воспоминания о Ленине*, АЕ, жПолитиздат*, 1970. А. Г. Шлихтер. жИльич, каким я его знал. Кое-что из встреч и воспоминаний*, М., жПолитиздат*, 1970. Автор книги — один из старейших деятелей Комму­ нистической партии и Советского государства. Дол: нй период жизни связывал Шлихтера с Владимиром Иль­ ичем. О встречах с Лениным и рассказывает автор в своих мемуарах. со ытцн оовв ьям ) " и . * Будущее наших ко.дхбзов и созхэ- зов во многом зависит от нынешней сельской молодежи. Ей надлежит принять из рук отцов и матерей эс­ тафету хлеборобов и нести ее даль­ ше. И этим путем идут многие мил­ лионы юношей и девушек села. Но мы пережили время, когда в силу ряда объективных и субъе:\Т 1 Гзных причин в селе складывалось пренеб­ режение к труду земледельца. В свя­ зи с этим у определенной части мо­ лодежи складывалось мнение, что работа в сельском хозяйстве — это неблагодарная рабога, лишенная ься кого творчества и романтики. По­ этому часто приходилось с.зьйпать: жКуда угодно, лишь бы нешовырать- ся в земле*. Из сейа уезжали вы- пускнижи 8-летних и средних шко.л, меха.низаторы, о<кончившие сельские профессиональные технические училища. Мало возвращалось в село молодежи после службы в армии. Резкое сокращение молодежи в кол- 'хбзах и совхозах приводило к тому. что во многих хозяйствах, да;ке в летний напряженный период, тракто­ ры использовались в одну смену, а кое-где не хватало людей и для од­ носменной работы. Миграция сельского ласелення в города и промышленные центры — процесс закономерный. Из года в год увеличивается техническая воору­ женность труда земледельца, совер­ шенствуется организация пронЗпод- ства, высвобождается рабочая сила, и в То же время потребность горо­ дов в ней неуклонно растет. Про- - мышленные предприятия создают бо­ лее 70 процентов всего обп^^зственно- го продукта. Но есть предел мигра­ ции, после которого нехвттка рабо­ чей силы становится тормозом для роста сельскохозяйственпого произ­ водства. Поэтому уход молодежи из села должен идти в таком объеме, чтобы и оно было в достатке обеспе­ чено квалифицированными кадрами. К тому же ему нужны не простые рабочие единицы, а люди, влюблен­ ные в профессию х-зебороба. В трудные послевоенные годы юнечши и девушки уезжали из села в поисках высокого уровня материаль­ ного обеспечения. Принятые партией и прашттельством меры, подъем кол­ хозов и совхозов резко увеличили доходы хозяйств, и. как следстсиз этого, повысился жизненный уровень сельского населения. Вот красноречи­ вый пример. Колхозы Липецкой об­ ласти в прошлом году увеличили свои доходы по сравнению с 1959 годом в три раза. И материальг^те обеспечение во многих хозяйствах сейчас не хуж:е, а, порой,^ и лу^^^ые, чем в городе. Вопрос материального достатка уже давно решен, и у сель­ ской молодежи на этот счет претен­ зий нет. Но есть у юных хлеборобов повышенная требовательность к ок­ ружающей среде, их иногда не устраивают жилищно-бытовые усло­ вия деревенской жизни. Молодые люди не хотят жить в плохих до­ мах, они хотят получить возмож­ ность для заочной учебы, культурно­ го досуга. За последние десять лет сделано многое для улучшения жи­ лищно-бытовых условий. В Липец­ кой области только колхозниками и сельской интеллигенцией было по­ строено около 30 тысяч домов. Более половины семей колхозников постро­ или себе новые или капитально от­ ремонтировали свои старые дома. Меняется сам характер построек. Дома бо.чьше всего стали строиться из кирпича или. панелышх плит. Се­ годня даже в самом отдаленном се­ ле редко встретишь соломенную кры­ шу. Вместо прежних, с маленькими окошками, строятся большие трех-, четырехкомяатны.е квартиры с ве­ рандами, а во многих колхозах и совхозах стал:: возводить двухэтаж­ ные стандартные дома. Меняется сам хара 1 ктер населенных пунктов. Он:: начинают застраиваться по архитек­ турным пла::ам, рядом с жильем встают з;(ания культурно-бытовых н культурно - просветительных учреж­ дений, школ. Не редкость в селах газ и водопровод. Три года нЗзад в селах Липецкой области имелось око­ ло 300 предприятий бытового обслу- жива.!Гия, более ^000 торговых точек, )20 детских дойгкрльных учрежде­ ний. За последние го.:^ число куль­ турно-бытовых учреждений з::ачи- - тельно возркло. Достаточно ска­ зать, что сегодня в области нтсчи- тывается более 120 сельских Домзв культуры, не сч::тая райои::ь:х. И все же бытовое обслужива.н::е сель­ ского населения значительно отстаег от городского. В среднем по облает:: каждому сельскому жителю ока­ зывалось бытовых услуг гораз­ до меньше, чем городско­ му. Молодые люд:: видят, что мать, кроме работы в колхозе или совхозе, много времени уделяет до­ машнему хозяйству. Отец — боль- шу:о часть свободного времени за­ нят заготовкой ко<рмо8 для скота, топлива, ремонтом жилья и хозяй­ ственных помещений. А для того, чтобы приобрести предметы первой пеобходимссти, нужно ехать в город или районный центр за десятки ки­ лометров. И вот, чтобы иэбазнться от всей этой обузы, иногда, даже ::е- смотря па ::отер:о в заработке, они уезжают из села туда, где жизнь более благоустроенная. Эти стремле-. .иия молодежи вполне законны, и об- - винить ее в недостатке сознательно­ сти или патриотизма — было бы не­ правильным. Необходимо быстро и. всесторонне улучшать комму::ально- . бытовые условия жизни на селе, весь уклад деревенского быта. Одной из причин ухода молодеж:: из села является и то. Что ей ::е хва­ тает ::аеыще::ного полез:юго досуга, удовлетворения своих разносторо::- них залросов. Правда, за послед::ие годы во многих сельских населс::- пых пунктах построены клубы и да­ же Дома культуры, несколько акти­ визировалась работа кружков худо­ жественной самодеятельности, стали в::едряться новые гражданские обря­ ды и праадники: посвящение в хле­ боробы, торжественна'Я регистрации брака, регистрация новорожденных, проводы русской зимы, день урожая и т. д. Они вносят нову:о струю в сельскую жизнь и вь:зыва:от боль­ шой идтерес. Но так::е меропр::иТ):я проводятся далеко не во всех хо­ зяйствах. А кое-где для отчета !;ро- вёли по одной—две регнстращти но­ ворожденных, по несколько свадеб... Некоторые комсомольские комитеты п руководители хозяйств подошл.ч к ним как к кратковременной кам::::- пии. Торжественные гражданские об­ ряды и праздники — это не кампа­ ния, а очень действенные, эмоцио­ нально насыщенные формы ндей::о- воспитательной работы, делающие жизнь молодежи более интересной. Они должны стать прочной традиц::- ей. А1::ого лучшего жела:от кадры культурно-просветительных работни­ ков на селе. И очень важно наряду с увеличением количества культурно- просветительных учреждений серьез- ::ое внимание обратить на подгот.тв- ку и повышение квалиф::кации культпросветработников. По::а таких кадров не хватает даже в районных Домах культуры. Уже назрел вопрос о создании в Центральном Черно­ земье крупного института, 'Который бы готовил работников культуры с высшим образованием. Надо подумать также и о более тесной связи комитетов комсомола с . темн, ктв ушел служить в армн:о, а после возвращения помочь им обза­ вестись хозяйством, построить или отремонтировать жилье. Однако на практике нередко мы в;тдим, что ни комсомольо:;ие органи­ зации, ИИ руководители хозяйсгз не удосужнватзтся даже поздравить ре­ бят с Днем Советской Армии, напи­ сать штсьмо о том, как у них обсто- ят дела в колхозе, а песле армн:: у демобил::зова::ных даже не спросят, как прошла служба, что их волнует. Такая черствость не способствует закреплени:о молодежи па селе. А ребята должны знать, что им<и тересу;отся, о них заботятся. М. ТРЕТЬЯКОВ, доцент кафедры научного ком­ мунизма Воронежского государ­ ственного "университета. МУБММСОМЧЛЬМБХМРРЕСМНДЕБ1С8 [ОРОГИЕ друзья! Об­ ластная молодежная газета ^Ленинец* объявля­ ет об открытии в редакции клуба комсомольских кор- респо::ден 1 ов. Членами к.ту- ^ ба могут стать комсомоль­ цы, юноши и девушки, лю­ бящие литературу, активно участвующие в работе ред­ коллегий стенных газет, ^а . также увлека:ощиеся фото­ графией. р::с 0 'ванием, н все, кто хочет на деле испытать свои творческие способнос­ ти*. Так сообщала наша газе­ та о первом заседании клу­ ба, которое состоялось 1 декабря. Итак, клуб комсомоль­ ских корреспондентов от­ крыт! Более тридцати ком­ сомольцев, старшеклассн::- ков, студентов, рабочих го­ рода Липецка стали его членами. Интересной была встреча членов клуба с журналистом газеты <Лени- нец*, заведующим отделом спорта Владимиром Са­ вельевым. Внимательно слушали чле::ы клуба комсомольских корреспондентов его рас­ сказ о профессии газетчика, об интересном журналист­ ском по:юке скромного ге­ роя, разведчика ' Ивана Сергеевича Пашкова, о под­ виге .{тотррого во время Ве­ ликой Отечесгве::ной вой­ ны писали все фронтовые газеты. Поэт Алексей Сур­ ков- поевятил ему ^Балладу о рэзведчике Пашкове*. Цре^^р войны след И. С. Пашкова был утерян, и на­ града. и заслуженная слава не нашли героя. И только спустя более, чем двадцать лет. страна узнала, что он жив и живет в нашей обла­ сти, в Долгоруково::ом рай­ оне. За мужество он был пэгражден орденом Вели­ кой Отечественной войны I степени. Награда нашла ге­ роя. Но еще важнее, что дошли до бывшего развед­ чика тепДые .письма, слова благодарности, признатель- вости, восхищения его под­ вигом и скромностью мно­ гих советских людей. Затем на теоретической части было рассказано о газетном жанре ^Заметка*. Члены клуба получили практ:гческое задание. Клуб комсомольских кор­ респондентов начал сво:о ра­ боту. ЗДнятия будут про- Б0д;!тьей. 1 раз в месяц. Участ:::тии прослушают лек­ ции о газетных -жанрах, журналистском мастерегзе, встретятся с работниками областных и це::трзльных газет. Сейчас 8 редакции разда­ ются звонки, поступают письма от тех, кто не су­ мел присутствовать на пер­ вом заседа<нии клуба. Отвечаем. Клуб комсо­ мольских корреспондентов соберется на следующее заседа::ие во вторник, 5 ян­ варя !971 года, в 17.00 ча­ сов. ж иж Таисия Крюкова и Ни- "*" Я на Мартынова, которых вь: видите на сни/лке справа, работают в ла­ боратории сырьевого це- й ха Липецкого цементно- ! го завода. Девушки ^ очень трудолкзбивы. Лю- ! бое зздамне они выпол­ няют точно и добросо- : ' вестно. Коллективу, где ОН 1 И работают, лрисвое- но почетное звание коммунистического тру­ да. Слесарь Иван Анто::ов (на снимке слева) тру­ дится на Липецком за­ воде специнструмента и технологической оснаст­ ки. Здесь он известе:: как активный рацио::а- лиэатор. В прошлом году он стал членом КПСС. Иван — член комитета ВЛКСМ завода, замести­ тель секретаря комсо­ мольской организа::ии. Фото в. Ельшаева и И. Веропова. случилось в ноябрьские праздники. В *^Лево6ережн<зе отделение милиции прибе­ жала испуганная школьница и сбивчизо объяснила, что у нее отняли пальто. Позже выяс­ нилось следующее. В отсутствии родителей (ушли в гости) в квартире собралась компания из пяти девочек и пяти мальчиков того самого акварель­ ного возраста, когда еще не взрослые, но уже и не дети. Без вина не обошлось. Немного потан­ цевали, а дальше все пошло так, что одна из участниц вечеринки выскочила в одном платье на улицу и побежала в милицию. Все десять не умели, не знали, как себя вес­ ти, решив отметить праздничнь:й вечер. У них не было даже минимума человеческих предстазле- ний о красоте отношений девушки и юноши. А там, где эти представления не даны семьей и школой, бойким соавтором в формировании взглядов на жизнь выступает улица. Этим словом у нас принято называть те впечатления, ту ин­ формацию, которая не поддается никакой види­ мой организации. Подросток чаще всего не уме­ ет дать правильную оценку увиденному в кино, подсмотренному в жизни. Сегодня мы ограничим рамки этой необъятной темы одной проблемой — насколько школа мо­ жет стать толковым лоцманом, чтобы провести своих питомцев через неминуемые рифы? Итак, воспитать чувства, добрые манеры, вкус, усво­ ить школу человеческих ценностей. — Ну, вот, — скажет иногда Александра Ни­ колаевна Поспелова, педагог из школы Нй 12, увидев ил уроке неряшливо одетого паренька, — а я-то старалась, собираясь на урок! Продумала, кок одеться, чтобы понравиться вам. Мы ведь живем для доброй улыбки других. И подействуют эти слова больше резкости или нотации, всегда холодной в своем существе, ес­ ли она даже горячо произносится. У нас в школах нет никакого особого курса по этике, по нормам и правилам человеческих взаи­ моотношений в обществе и семье. Идут дискус­ сии в газетах и журналах, признается, что педа­ гогика наша пока бесполая, она рассчитана вооб­ ще на школьников, вообще на пионеров и вооб­ ще на комсомольцев. Но ведь это еще мальчи­ ки и девчонки, а потом юноши и девушки. Из школьного дома берут начала человеческие судьбы. Огромна мера ответственности учителей в том, чтобь: не сбились ребята с орбиты, дале- / / а а с т / ? е у / //У съ езд / яо.4^.м///мс/пмуес/?ои^/ е о с я м т о ^ м / о запомнилось. Спрашивает одного. Раздумывая, парень поднимается с места. А тут подскаЗ'^а ехидная: «Расскажи про случай с Христиной*. Подсказывает юноша, вызывавший и раньше у Александры Николаевны тревогу. Были в этом отношении и нездоровый интерес, и цинизм, почерпнутый из житейской грязи. Класе насторо- и растворяясь в буд- Воспитание чувств кой от расчетной. Именно поэтому хочется рас­ сказать об Александр Николаевне Поспеловой. Собственно, какого-то особого опыта у нее нет. Есть жизнь педэгбга, наполненная стремлением каждый час, каждую минуту быть полезной и нужной своим питомцам не только как учитель литературы, но и как человек со своим миро­ ощущением. ^ , Первое требование.,^}<рпорое предъявляет к себе Алекса.чдра Никцд^евн^,-— уважение к лич- '(:ости шкопьн^Тка. '«Я,вижу а своих ребятах не будущих людей, а уже людей*, — говорит она. Только уважая и понимая своего воспитанника, можно ждать от него ответного уважения и по­ нимания. Сам предмет, который ведет Александра Ни­ колаевна, — литература — во многом помогает ей в сложном искусстве воспитания чувств. И есть еще у нее умение встретить неожиданность, острый момент смело и умно. Было так. Прохо­ дили «Как закалялась сталь*. Учительница попро­ сила десятиклассников перечитать книгу заново и каждому рассказать о том особом, что ему жился. Что оставалось педагогу — уйти от «опзе- ногои разговора, не расслышать или пойти на­ встречу? Александра Николаевна выбрала вто­ рое. —- Пожалуй, трудно найти в литературе при­ мер такой трагический и сложный, — обратилась она к ребятам. — Вы все помните этот эпизод, где убеждениям Павла, его представлениям о любви, его чувству к Тоне предстояло выдер­ жать экзамен в полной драматизма ситуации. И он поступил так, как диктовали его сердце и разум. Вот теперь вы можете представить, как высоки были нравственные идеалы Павла, по сравнению е обывательскими теориями, которые, к сожалению, живучи до сих пор. Так начался разговор. И он продолжался йо­ том после урока, на школьных вечерах, через неделю, через месяц, через полгода. Потому что это был бесконечный разговор о сложном и красивом мире взаимоотношений людей. Раз­ говор этот шел с поправкой на возраст, но шел все время, порой теряясь нях. — Что же это вчера все разбежались после уроков и оставили меня, маленькую бедную жен­ щину с большим портфелем? — шутя посетовала однажды Александра Николаевна. И поняли мальчики из десятого — учительнице нужно не только их уважение и доверие. Ей нужна еще мх мужская забота и помощь. Та забота и помощь, на которую вправе рассчитывать мать, сестра, а потом любимая. А готовы ли они, мальчики из десятого, быть сильными и великодушными? Идет классный вечер. Именно вечер, а не ме­ роприятие. Друг другу непременно готовятся сюрпризы. Самые простые и самые неожидан­ ные — ветка вербы или стихи, рисунок или за­ бавный сувенир. Александра Николаевна стара­ ется, чтобы ее воспитанники научились, как го­ ворили раньше, хорошо держаться а обществе. Общественные нормы поведения существуют давно, но вот сделать их личными для каждого не просто. Важно, чтобы подросток подчинялся им не как занудной обязанности, а как требова­ нию своей души. Подчинялся потому, что в этих нормах — сгусток человеческих чувств и накоп­ ленного опыта. Тогда обычная повседневность расцветится умением видеть мир. И а лее будут ездить не только для того, чтобы расстелить га­ зетку с бутербродами, а а гости к первой фиал­ ке. И тогда, наверное, пятерым девочкам и пя­ терым мальчикам, собравшись а праздничный вечер, будет о чем поговорить. Потому что дур­ ная трава растет только на пустыре души. Е. САРАЕВА. КЛУБ „ЮНЫЙ ) . ЛЕТЧИК" ПРИГЛШАЕТ По традиции, каждую осень в Липецком Доме пионеров собираются те, кто, наслышавшись об интересных делах клуба «Юный летчик*, реша­ ются стать членами его. В эти дни горком ВЛКСМ и руководители клуба вновь объявили о подготовке к новому учебному году. Для бу­ дущих курсантов опре­ делены условии приема, главное из которых --- хорошая учеба в школе. Желающие овладеть искусством парашютно­ го и авиациоцното спор­ та могут известить об этом командира клуба «Юный летчик* В. К Дьякова, который во вторник, среду, четверг и пятницу каждой неде­ ли находится в город­ ском Доме пионеров с 14 до 17 часов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz