Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)
АЗ ГОВОР не клечлся. Со- беседннк был явно рас- *** строен тем. что его пред-- ставили мне как лучшего пропаган диста. Дела в кружке идут, по его словам, неважно. Нет, на организацию занятий он пожаловаться не может. Комсорг Алексей Михеев дело свое знает: и каждого комсомольца в цехе подпи сал на^два молодежных издания, и посещаемость держит на высоте, и место для занятий вполне устраива е т . ^ Правда, в этом году первое заня тие довелось провести в поле, на уборке картофеля. Но это ничего — была бы охота заниматься. А ею, ка жется, слушатели политкружка из первого цеха Данковского химзаво да похвалиться не могут. На заняти ях сидят смирно, в споры не вступа ют. И допросов не задают. — Объясняю как-то материал, — литиросвета. И в прошлом году у них был кружок ^Беседы о паргниж. Лосика подсказывает, что сейчас им надо бы заниматься в кружке <Бе- седы' о социалистической экономи- ке;^, а на.следующий год освоить про- гррмму <Беседы о коммунистической нравственности^. Но логика — логи кой, а практика — практикой: И сорганизо.валч у них в цехе гео- ретнческий семинар — форму учебы, ^рассчитанную на молодежь, имею- Шую высшее и незаконченное выс шее образование, изучившую счсте- матичесжие курсйг истории КПСС, политэкономии, философии научного коммунизма;^. Семинар, как известно, предпо.га- гаст, что его слушатель уже научил ся самостоятельно работать с кни гой, составлять конспекты, гзтазить доклады. Отсюда — и форма занятий. Вик тор со своим заместителем ра.зделил темы: первую готовит и ведет сн, вторую — его заместитель, третью— опять о-н, четвертую — зам. и так далее. В условиях семинара все это верно. Но... комсомольцы первого цеха не готовы к этой форме учебы. Они Я опросил у комссгмольских вожа ков, из каких соображений рабочих первого цеха сорганизовали .для за нятий в рамках высшего звена? — У нас должны быть созданы три кружка высшего звена, — отве тили мне. — А если не на химзаво де, то где же тогда их создавать? Вот и вся логика. А то, что при этом серьезному, не легкому делу организацщ полчгрне- ской учебы молодежи наносится тя желый урон, то, что одно звено сис темы заработало на холостом ходу; пнкого не беспокоит. Меньше всего мне хочется крити ковать данковских комсомольских вожаков. Они делают много :сороше- го. Да и в политической учебе успехи у них есть. Судите сами, в район ной организации около пяти с поло виной тысяч комсомольцев, а всеми формами политпросвета охвачено бо лее двух с половиной тысяч человек Из 33 пропагандистов 25 коммунчс то;в. 24 имеют высшее образование Постоянно работает методический совет, который возглавляет способ- Авопросов не задают... сетует мой собеседник, — выклады- ааю то, что с немалыми стараниями сам нашел, а они смотрят на меня с сожалением и по глазам вижу, что не понимают. <Не все, что молодо — зеленое, — думал я, слушая выступление Вик тора Великого за ккруглым столом;ь редакции. Тогда мы обсуждали ре зультаты только что закончиэшегося < молодежной политсети учебного мда . Молодой инженер, буквально с первых дней работы на заводе, при шедший в комсомольский политпро свет, делился личными соображения ми о молодежном пропагандисте. Речь шла об участии пропагандиста в Ленинском зачете, о коммунисти ческом воспитании молодых ра<;очнх. Говорил он толково, обстоятельно. Каждую свою мысль, каждый тезис выводил из практических дел комсо мольской организации своего завода. Его работа в про<шлом учебном году была оценена высоко. И чувст вовалось: человек своим делом до волен. Так что же произошло теперь? Откуда эти нотки неудовлетворен ности? Ведь аудитория та же. Усло вия устраивают вполие. У Виктора Великого двадцать во семь слушателей. Все они имеют среднее образование и работают в большинстве аппаратчиками. Это среднее звено комсомольского по- и записей систематических не ведут. Где уж тут самостоятельно рабо тать с книгой! А ведь только по первой теме 4:Характер и особенно сти современной научно-технической революции^ (семинар ^Научно-технн- ческая революция, ее социальные, экономические проблемы^) в ходе 1 ПОДГОТОВКИ необходимо изучить ^Принципы коммунизма^ Ф. Энгель са, речь В. И. Ленина на ! Всерос сийском съезде Советов народного хозяйства, первоначальный вариант статьи ^Очередные задачи Советской влаетнэ, сЗадачи союзов молодежи:^, выступление на УШ Всероссийском съезде Советов, на П1 конгрессе Ко минтерна, материалы международ ного Совещания коммунистических и рабочих партий, материалы Пленума ЦК КПСС 2—3 июля !970 года и еще целый ряд материалов. Честно говоря, молодому рабоче му, недавно пришедшему на произ водство прямо со школьной скамьи, такая работа все-таки не по силам. Один слушатель семинара сказал примерно так: ^Трудновато. Слуша ешь, вроде вое ясно. А дойдет до обсуждения, чувствуешь, что оказать нечего. Уж больно высокие мате- рииэ. Поэтому и нет домашних за даний. Вот и приходят ребята на за нятия, чтобы послушать очень ум ные речи да и разойтись по домам. В самом деле, кому это надо^' 1 НЫЙ человек е тридцатилетним ста жем пропагандистской работы. Но вот в этом конкретном случае они не проявили нужной зрелостд. Ничто так не гнетет человека, как сознание необходимости выпол<нять бесполезное дело. Вот и ходит с опушенной головой хо 1 роший пропа гандист Виктор Великий. Вот и ску чают на занятиях терпеливые кожа- мольцы и с сожалением глядят на своего старательного пропагандис та, по-чело'вечески жалея его: дес кать, мы тоже люди, мы понимаем, каково тебе. И не задают вопросов. Так что если внимательно при смотреться, то окажется, что беспо лезное — вредно. Вредно потому, что на виду маячит видимое благо получие: занятия проводятся, посе щаемость высокая — чего еще? А за этой розовой ширмой — ненуж ная трата времени. Мне думается, еще не Поздно по править дело: перевести кружок в среднее звено. А. МЕЛЕШКО. г. Данков. КНИЖНАЯ ПОЛКА ПРОПАГАНДИСТА жМолодежь, ее интересы, стремления, идеалы* (сбор ник), М., жМолодая гвардия*, ]969. В этом сборнике пропагандист может прочитать об актуальных проблемах молодежи, ее жизни, труде, уче бе, участии в общественных делах, в общенародной борьбе за коммунизм. Авторы книги — ученые, преподаватели высших учеб ных заведений и комсомольские работники. жМолодежь и труд* (сборник), М., жМолодая гвар дия*, 1970. Эта книга о трудовом воспитании молодежи написа- .на на основе социальных исследований, проведенных в различных районах нашей страны социологами, э.<о- номистамн, психологами, педагогами, комсомольскими работниками. С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский. жМолодежь о себе, о своих сверстниках* (социологические исследова ния), Лениздат, !9б9. Книга знакомит читателя с материалами конкретно- социологических исследова 1 Нин проблем молодежи, кото рые были проведены советскими учеными в разные пе риоды жизни нашего общества. Книга в какой-то мере дает представление о социаль ном портрете молодого человека шестидесятых годов. жО комсомоле и молодежи*, М„ жМолодая гвардия*, 4970. В книге собраны статьи и выступления выдающихся деятелей Коммунисгнческей партии и Советского госу дарства о комсомоле и молодежи: В. И. 7!енииа, АС И. Калинина, С. М. Кирова, Н. К. Крупской, А. В. Луна чарского, М. В. Фрунзе, !'. К. Орджоникидзе, В. В. Куйбышева, К. Е. Ворошилоза н др. жЛенинизм живет и побеждает* (сборник статей но вопросам марксистско-лепинского учения), М., Полит издат, 1970. B. Десятерик и А. Латышев. жРука об руку, как еди номышленники*, М., жА4олодая гвардия*, 1970. Книга рассказывает о взаимоотношениях В. И. Лени на с революционной молодежью в период швейцарской эмиграции. Ж. Фривиль. жЛенин в Париже*, М., жПрогресс*, 1970. Книга известного французского писателя, публицис та и историка — ценный вклад французских коммуиш- стов в литературу о Лены:е. Книга рассказывает о пре бывании Владимира Ильича во Франции в 1908—1912 годах. жВЛКСМ от съезда к съезду*, А1., жМолодая гвар дия*, 1970. Краткий справочник о комсомоле между XV и XVI съездами. C. М Буденный. жВстречи с Ильичем*, М., Издатель ство ДОСААФ. 1970. жЭкономичеекче проблемы научно-технической ре волюции* под редакцией К. И. Клименко, М., жЭконо- мика*, 1970. В книге основное внимание уделяется проблемам со вершенствования связей науки е производством и уско рения практического использования достижений науки и техники. А. И. Микоян. жЛ1ысли и воспоминания о Ленине*, АЕ, жПолитиздат*, 1970. А. Г. Шлихтер. жИльич, каким я его знал. Кое-что из встреч и воспоминаний*, М., жПолитиздат*, 1970. Автор книги — один из старейших деятелей Комму нистической партии и Советского государства. Дол: нй период жизни связывал Шлихтера с Владимиром Иль ичем. О встречах с Лениным и рассказывает автор в своих мемуарах. со ытцн оовв ьям ) " и . * Будущее наших ко.дхбзов и созхэ- зов во многом зависит от нынешней сельской молодежи. Ей надлежит принять из рук отцов и матерей эс тафету хлеборобов и нести ее даль ше. И этим путем идут многие мил лионы юношей и девушек села. Но мы пережили время, когда в силу ряда объективных и субъе:\Т 1 Гзных причин в селе складывалось пренеб режение к труду земледельца. В свя зи с этим у определенной части мо лодежи складывалось мнение, что работа в сельском хозяйстве — это неблагодарная рабога, лишенная ься кого творчества и романтики. По этому часто приходилось с.зьйпать: жКуда угодно, лишь бы нешовырать- ся в земле*. Из сейа уезжали вы- пускнижи 8-летних и средних шко.л, меха.низаторы, о<кончившие сельские профессиональные технические училища. Мало возвращалось в село молодежи после службы в армии. Резкое сокращение молодежи в кол- 'хбзах и совхозах приводило к тому. что во многих хозяйствах, да;ке в летний напряженный период, тракто ры использовались в одну смену, а кое-где не хватало людей и для од носменной работы. Миграция сельского ласелення в города и промышленные центры — процесс закономерный. Из года в год увеличивается техническая воору женность труда земледельца, совер шенствуется организация пронЗпод- ства, высвобождается рабочая сила, и в То же время потребность горо дов в ней неуклонно растет. Про- - мышленные предприятия создают бо лее 70 процентов всего обп^^зственно- го продукта. Но есть предел мигра ции, после которого нехвттка рабо чей силы становится тормозом для роста сельскохозяйственпого произ водства. Поэтому уход молодежи из села должен идти в таком объеме, чтобы и оно было в достатке обеспе чено квалифицированными кадрами. К тому же ему нужны не простые рабочие единицы, а люди, влюблен ные в профессию х-зебороба. В трудные послевоенные годы юнечши и девушки уезжали из села в поисках высокого уровня материаль ного обеспечения. Принятые партией и прашттельством меры, подъем кол хозов и совхозов резко увеличили доходы хозяйств, и. как следстсиз этого, повысился жизненный уровень сельского населения. Вот красноречи вый пример. Колхозы Липецкой об ласти в прошлом году увеличили свои доходы по сравнению с 1959 годом в три раза. И материальг^те обеспечение во многих хозяйствах сейчас не хуж:е, а, порой,^ и лу^^^ые, чем в городе. Вопрос материального достатка уже давно решен, и у сель ской молодежи на этот счет претен зий нет. Но есть у юных хлеборобов повышенная требовательность к ок ружающей среде, их иногда не устраивают жилищно-бытовые усло вия деревенской жизни. Молодые люди не хотят жить в плохих до мах, они хотят получить возмож ность для заочной учебы, культурно го досуга. За последние десять лет сделано многое для улучшения жи лищно-бытовых условий. В Липец кой области только колхозниками и сельской интеллигенцией было по строено около 30 тысяч домов. Более половины семей колхозников постро или себе новые или капитально от ремонтировали свои старые дома. Меняется сам характер построек. Дома бо.чьше всего стали строиться из кирпича или. панелышх плит. Се годня даже в самом отдаленном се ле редко встретишь соломенную кры шу. Вместо прежних, с маленькими окошками, строятся большие трех-, четырехкомяатны.е квартиры с ве рандами, а во многих колхозах и совхозах стал:: возводить двухэтаж ные стандартные дома. Меняется сам хара 1 ктер населенных пунктов. Он:: начинают застраиваться по архитек турным пла::ам, рядом с жильем встают з;(ания культурно-бытовых н культурно - просветительных учреж дений, школ. Не редкость в селах газ и водопровод. Три года нЗзад в селах Липецкой области имелось око ло 300 предприятий бытового обслу- жива.!Гия, более ^000 торговых точек, )20 детских дойгкрльных учрежде ний. За последние го.:^ число куль турно-бытовых учреждений з::ачи- - тельно возркло. Достаточно ска зать, что сегодня в области нтсчи- тывается более 120 сельских Домзв культуры, не сч::тая райои::ь:х. И все же бытовое обслужива.н::е сель ского населения значительно отстаег от городского. В среднем по облает:: каждому сельскому жителю ока зывалось бытовых услуг гораз до меньше, чем городско му. Молодые люд:: видят, что мать, кроме работы в колхозе или совхозе, много времени уделяет до машнему хозяйству. Отец — боль- шу:о часть свободного времени за нят заготовкой ко<рмо8 для скота, топлива, ремонтом жилья и хозяй ственных помещений. А для того, чтобы приобрести предметы первой пеобходимссти, нужно ехать в город или районный центр за десятки ки лометров. И вот, чтобы иэбазнться от всей этой обузы, иногда, даже ::е- смотря па ::отер:о в заработке, они уезжают из села туда, где жизнь более благоустроенная. Эти стремле-. .иия молодежи вполне законны, и об- - винить ее в недостатке сознательно сти или патриотизма — было бы не правильным. Необходимо быстро и. всесторонне улучшать комму::ально- . бытовые условия жизни на селе, весь уклад деревенского быта. Одной из причин ухода молодеж:: из села является и то. Что ей ::е хва тает ::аеыще::ного полез:юго досуга, удовлетворения своих разносторо::- них залросов. Правда, за послед::ие годы во многих сельских населс::- пых пунктах построены клубы и да же Дома культуры, несколько акти визировалась работа кружков худо жественной самодеятельности, стали в::едряться новые гражданские обря ды и праадники: посвящение в хле боробы, торжественна'Я регистрации брака, регистрация новорожденных, проводы русской зимы, день урожая и т. д. Они вносят нову:о струю в сельскую жизнь и вь:зыва:от боль шой идтерес. Но так::е меропр::иТ):я проводятся далеко не во всех хо зяйствах. А кое-где для отчета !;ро- вёли по одной—две регнстращти но ворожденных, по несколько свадеб... Некоторые комсомольские комитеты п руководители хозяйств подошл.ч к ним как к кратковременной кам::::- пии. Торжественные гражданские об ряды и праздники — это не кампа ния, а очень действенные, эмоцио нально насыщенные формы ндей::о- воспитательной работы, делающие жизнь молодежи более интересной. Они должны стать прочной традиц::- ей. А1::ого лучшего жела:от кадры культурно-просветительных работни ков на селе. И очень важно наряду с увеличением количества культурно- просветительных учреждений серьез- ::ое внимание обратить на подгот.тв- ку и повышение квалиф::кации культпросветработников. По::а таких кадров не хватает даже в районных Домах культуры. Уже назрел вопрос о создании в Центральном Черно земье крупного института, 'Который бы готовил работников культуры с высшим образованием. Надо подумать также и о более тесной связи комитетов комсомола с . темн, ктв ушел служить в армн:о, а после возвращения помочь им обза вестись хозяйством, построить или отремонтировать жилье. Однако на практике нередко мы в;тдим, что ни комсомольо:;ие органи зации, ИИ руководители хозяйсгз не удосужнватзтся даже поздравить ре бят с Днем Советской Армии, напи сать штсьмо о том, как у них обсто- ят дела в колхозе, а песле армн:: у демобил::зова::ных даже не спросят, как прошла служба, что их волнует. Такая черствость не способствует закреплени:о молодежи па селе. А ребята должны знать, что им<и тересу;отся, о них заботятся. М. ТРЕТЬЯКОВ, доцент кафедры научного ком мунизма Воронежского государ ственного "университета. МУБММСОМЧЛЬМБХМРРЕСМНДЕБ1С8 [ОРОГИЕ друзья! Об ластная молодежная газета ^Ленинец* объявля ет об открытии в редакции клуба комсомольских кор- респо::ден 1 ов. Членами к.ту- ^ ба могут стать комсомоль цы, юноши и девушки, лю бящие литературу, активно участвующие в работе ред коллегий стенных газет, ^а . также увлека:ощиеся фото графией. р::с 0 'ванием, н все, кто хочет на деле испытать свои творческие способнос ти*. Так сообщала наша газе та о первом заседании клу ба, которое состоялось 1 декабря. Итак, клуб комсомоль ских корреспондентов от крыт! Более тридцати ком сомольцев, старшеклассн::- ков, студентов, рабочих го рода Липецка стали его членами. Интересной была встреча членов клуба с журналистом газеты <Лени- нец*, заведующим отделом спорта Владимиром Са вельевым. Внимательно слушали чле::ы клуба комсомольских корреспондентов его рас сказ о профессии газетчика, об интересном журналист ском по:юке скромного ге роя, разведчика ' Ивана Сергеевича Пашкова, о под виге .{тотррого во время Ве ликой Отечесгве::ной вой ны писали все фронтовые газеты. Поэт Алексей Сур ков- поевятил ему ^Балладу о рэзведчике Пашкове*. Цре^^р войны след И. С. Пашкова был утерян, и на града. и заслуженная слава не нашли героя. И только спустя более, чем двадцать лет. страна узнала, что он жив и живет в нашей обла сти, в Долгоруково::ом рай оне. За мужество он был пэгражден орденом Вели кой Отечественной войны I степени. Награда нашла ге роя. Но еще важнее, что дошли до бывшего развед чика тепДые .письма, слова благодарности, признатель- вости, восхищения его под вигом и скромностью мно гих советских людей. Затем на теоретической части было рассказано о газетном жанре ^Заметка*. Члены клуба получили практ:гческое задание. Клуб комсомольских кор респондентов начал сво:о ра боту. ЗДнятия будут про- Б0д;!тьей. 1 раз в месяц. Участ:::тии прослушают лек ции о газетных -жанрах, журналистском мастерегзе, встретятся с работниками областных и це::трзльных газет. Сейчас 8 редакции разда ются звонки, поступают письма от тех, кто не су мел присутствовать на пер вом заседа<нии клуба. Отвечаем. Клуб комсо мольских корреспондентов соберется на следующее заседа::ие во вторник, 5 ян варя !971 года, в 17.00 ча сов. ж иж Таисия Крюкова и Ни- "*" Я на Мартынова, которых вь: видите на сни/лке справа, работают в ла боратории сырьевого це- й ха Липецкого цементно- ! го завода. Девушки ^ очень трудолкзбивы. Лю- ! бое зздамне они выпол няют точно и добросо- : ' вестно. Коллективу, где ОН 1 И работают, лрисвое- но почетное звание коммунистического тру да. Слесарь Иван Анто::ов (на снимке слева) тру дится на Липецком за воде специнструмента и технологической оснаст ки. Здесь он известе:: как активный рацио::а- лиэатор. В прошлом году он стал членом КПСС. Иван — член комитета ВЛКСМ завода, замести тель секретаря комсо мольской организа::ии. Фото в. Ельшаева и И. Веропова. случилось в ноябрьские праздники. В *^Лево6ережн<зе отделение милиции прибе жала испуганная школьница и сбивчизо объяснила, что у нее отняли пальто. Позже выяс нилось следующее. В отсутствии родителей (ушли в гости) в квартире собралась компания из пяти девочек и пяти мальчиков того самого акварель ного возраста, когда еще не взрослые, но уже и не дети. Без вина не обошлось. Немного потан цевали, а дальше все пошло так, что одна из участниц вечеринки выскочила в одном платье на улицу и побежала в милицию. Все десять не умели, не знали, как себя вес ти, решив отметить праздничнь:й вечер. У них не было даже минимума человеческих предстазле- ний о красоте отношений девушки и юноши. А там, где эти представления не даны семьей и школой, бойким соавтором в формировании взглядов на жизнь выступает улица. Этим словом у нас принято называть те впечатления, ту ин формацию, которая не поддается никакой види мой организации. Подросток чаще всего не уме ет дать правильную оценку увиденному в кино, подсмотренному в жизни. Сегодня мы ограничим рамки этой необъятной темы одной проблемой — насколько школа мо жет стать толковым лоцманом, чтобы провести своих питомцев через неминуемые рифы? Итак, воспитать чувства, добрые манеры, вкус, усво ить школу человеческих ценностей. — Ну, вот, — скажет иногда Александра Ни колаевна Поспелова, педагог из школы Нй 12, увидев ил уроке неряшливо одетого паренька, — а я-то старалась, собираясь на урок! Продумала, кок одеться, чтобы понравиться вам. Мы ведь живем для доброй улыбки других. И подействуют эти слова больше резкости или нотации, всегда холодной в своем существе, ес ли она даже горячо произносится. У нас в школах нет никакого особого курса по этике, по нормам и правилам человеческих взаи моотношений в обществе и семье. Идут дискус сии в газетах и журналах, признается, что педа гогика наша пока бесполая, она рассчитана вооб ще на школьников, вообще на пионеров и вооб ще на комсомольцев. Но ведь это еще мальчи ки и девчонки, а потом юноши и девушки. Из школьного дома берут начала человеческие судьбы. Огромна мера ответственности учителей в том, чтобь: не сбились ребята с орбиты, дале- / / а а с т / ? е у / //У съ езд / яо.4^.м///мс/пмуес/?ои^/ е о с я м т о ^ м / о запомнилось. Спрашивает одного. Раздумывая, парень поднимается с места. А тут подскаЗ'^а ехидная: «Расскажи про случай с Христиной*. Подсказывает юноша, вызывавший и раньше у Александры Николаевны тревогу. Были в этом отношении и нездоровый интерес, и цинизм, почерпнутый из житейской грязи. Класе насторо- и растворяясь в буд- Воспитание чувств кой от расчетной. Именно поэтому хочется рас сказать об Александр Николаевне Поспеловой. Собственно, какого-то особого опыта у нее нет. Есть жизнь педэгбга, наполненная стремлением каждый час, каждую минуту быть полезной и нужной своим питомцам не только как учитель литературы, но и как человек со своим миро ощущением. ^ , Первое требование.,^}<рпорое предъявляет к себе Алекса.чдра Никцд^евн^,-— уважение к лич- '(:ости шкопьн^Тка. '«Я,вижу а своих ребятах не будущих людей, а уже людей*, — говорит она. Только уважая и понимая своего воспитанника, можно ждать от него ответного уважения и по нимания. Сам предмет, который ведет Александра Ни колаевна, — литература — во многом помогает ей в сложном искусстве воспитания чувств. И есть еще у нее умение встретить неожиданность, острый момент смело и умно. Было так. Прохо дили «Как закалялась сталь*. Учительница попро сила десятиклассников перечитать книгу заново и каждому рассказать о том особом, что ему жился. Что оставалось педагогу — уйти от «опзе- ногои разговора, не расслышать или пойти на встречу? Александра Николаевна выбрала вто рое. —- Пожалуй, трудно найти в литературе при мер такой трагический и сложный, — обратилась она к ребятам. — Вы все помните этот эпизод, где убеждениям Павла, его представлениям о любви, его чувству к Тоне предстояло выдер жать экзамен в полной драматизма ситуации. И он поступил так, как диктовали его сердце и разум. Вот теперь вы можете представить, как высоки были нравственные идеалы Павла, по сравнению е обывательскими теориями, которые, к сожалению, живучи до сих пор. Так начался разговор. И он продолжался йо том после урока, на школьных вечерах, через неделю, через месяц, через полгода. Потому что это был бесконечный разговор о сложном и красивом мире взаимоотношений людей. Раз говор этот шел с поправкой на возраст, но шел все время, порой теряясь нях. — Что же это вчера все разбежались после уроков и оставили меня, маленькую бедную жен щину с большим портфелем? — шутя посетовала однажды Александра Николаевна. И поняли мальчики из десятого — учительнице нужно не только их уважение и доверие. Ей нужна еще мх мужская забота и помощь. Та забота и помощь, на которую вправе рассчитывать мать, сестра, а потом любимая. А готовы ли они, мальчики из десятого, быть сильными и великодушными? Идет классный вечер. Именно вечер, а не ме роприятие. Друг другу непременно готовятся сюрпризы. Самые простые и самые неожидан ные — ветка вербы или стихи, рисунок или за бавный сувенир. Александра Николаевна стара ется, чтобы ее воспитанники научились, как го ворили раньше, хорошо держаться а обществе. Общественные нормы поведения существуют давно, но вот сделать их личными для каждого не просто. Важно, чтобы подросток подчинялся им не как занудной обязанности, а как требова нию своей души. Подчинялся потому, что в этих нормах — сгусток человеческих чувств и накоп ленного опыта. Тогда обычная повседневность расцветится умением видеть мир. И а лее будут ездить не только для того, чтобы расстелить га зетку с бутербродами, а а гости к первой фиал ке. И тогда, наверное, пятерым девочкам и пя терым мальчикам, собравшись а праздничный вечер, будет о чем поговорить. Потому что дур ная трава растет только на пустыре души. Е. САРАЕВА. КЛУБ „ЮНЫЙ ) . ЛЕТЧИК" ПРИГЛШАЕТ По традиции, каждую осень в Липецком Доме пионеров собираются те, кто, наслышавшись об интересных делах клуба «Юный летчик*, реша ются стать членами его. В эти дни горком ВЛКСМ и руководители клуба вновь объявили о подготовке к новому учебному году. Для бу дущих курсантов опре делены условии приема, главное из которых --- хорошая учеба в школе. Желающие овладеть искусством парашютно го и авиациоцното спор та могут известить об этом командира клуба «Юный летчик* В. К Дьякова, который во вторник, среду, четверг и пятницу каждой неде ли находится в город ском Доме пионеров с 14 до 17 часов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz