Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

Молодые тракторостроители ш борьбе за технический прогресс 0 в 1970 году липецкому трактору присуждена третья зопотая медаль на выставке «Лгро-70» в ГДР. т При комитете ВЛКСМ завода создан штаб технического творчества молодежи — ТТАА. Молодые специалисты завода работают по личным творческим планам, задания которых конкретны к направлены на ликви­ дацию «узких мест» в производстве. (Р| В зтом году молодыми рационализаторами подано 931 предлож е ­ ние с годовой зкоиомией 492 тыс. рублей. § 1 М олодежь ЛТЗ шефствует над внедрением прогрессивных, п ередо ­ вых методов работы. Приказом по заводу 12 комсомольцев направлены в чугунолитей­ ный цех для отладки, пуска и обучения первых операторов на смонтиро­ ванной автоматической формовочной лннми, которая явится переворо ­ том в ремесле формовщика. Ц Комсомольцы взяли шефство над внедрением в производство но- яой марки трактора — вТ-50». В будущем году первый из серии должен войти с конвейера. К областному слету рационализаторов Творчесний план Олега Мещарякава —г О литейх ’ творческих планах комсомольцев нашего отдела? Пожа­ луй, лучше рассказать.- о делах Оле- .га Ме 1 Де.ряк<Й 5 а. Нет,- ’нё йотому, что о-н мой друг, к что -вместе , учимся. Просто ему гудается .то.'что. не могу! другне. Вот: хотя, бы иоследшй сяу- •чай. Все ® отделе ломали головы, .что. придумать е .;цемонтажом■удлинителя 'вала'отбора- мощ-йости. Было-много' вариантов. И -мой тоже, Н-о.«омиосия пршила- г!редложе 1 ние Ол^-а. И гей- ■час он работает ераЗу над 'йейко.пь-ки- .ми я-р'Облемами... : Договорились, .что он,. Сед 1 гей: 3 ем- Ц 01 В, кошорг отдела .главного техя-о- лога, орга.чи.^уе-| м-не встречу е Оле- "'Го»м.' ■' ' ' ■ «ТРИ КИТА» В ЖИЗНИ Олег с,ре.днего роста, крепко сло­ жен, три первом .впечатлении не­ множко мбД.!|>И'ел 0 Н, сшокоен. Обду- мы 1 вает каждое с-тозо. 0 ! 1 ределе.ния его точны-, коак-ретаы, насыщены' де^ ЛО-ВЫМСМЫСЛ01М. ' Еще 1 В детстве,., 1 каж-то сами -посебе, у-О.тета-ыамеида^ три...основных «ки?а»;. -тяте к з«х-!«е, которая пов- же приведет в-т«хш®ум, институт и •на .-завод, к спорту — фотрграфня Ояега-с:иартснеяа осталась навсегда в техпи|кум 6 векйм 'музее,, и кжнигДтт Позади годы учеб'ы в техникуме, опереди-^!831В:о,д и;- одновремеинб' нять.лет учебы: Б -инйтйтуте. Удивила |Макс:имальная точность расчетов в жизни’. ’’ ■ . «ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ В ГОЛОВЕ ВСЕ ХОДЯТ КРАНИКИ, подшипнички, винтики...» Так н раздумье сказал Серёжа Земцов о главном — о .процессе за­ рождения ТО.ВЫХ идей, 'рожде-йии тв-орчества, котор-ое в-сегда.. краоной «ктью идет ', через, гору' будничных ,^<ел, бума-гт обычную,суету. Предложения евоего творческого, плана Олег изложил «оикретно, де­ ловито. Предлагаю то-то. и то-то. Считаю этот ' ва-рМалт наиболее воо- можи-ьш. И т^т а(е. 'е^сиовамия. рлег уже достаточно изучил т.ра 1 Ктор.^ миссий, :в«дел;, как женщниы пере-;; гаскивают на мойку тяжелые ящч.чи с -«крепежом» — гайками, болтами. Олег предлагает поставить -' ок 0 .то мойки сшециальный передвига-ющий- сч подъемник, если ящиков много и они разбросавны по иеху. К-ожтрук- ция и'О проста и удобна... В творчестве рацйснализаторов всегда заметы че-р 1 ы деловой коик-у- рвнции. Как и в перво-м, так и во «тсиром случае, работала коллек 1 -ив- ная мысль. В дело прини.мался иаи- праитичнейший из -всех выдвинутых ва-риаитов, победу одерживал талант­ ливый из инженер». Человек,!, что называется?:, про-верялся в раб.дН, оп- Осабепм один из сложнейших ею узл»—-тран|см 1 иссш 9 . Он считает, что лишь в таком случае можно приду­ мать что-то существешюе, не распы­ ляя внн-маиия на все остальное, до- скоиально изучив вою литературу по да-нному вопросу, перерыв вое техно­ логические карты, в отдельческом ар­ хиве. Так получилось с его первым пред.тожением... - ■ Последние месяцы Олег; как и .бо.чьшииство инженеров отдела^ го­ товил документацию для внедрения ■навой :моде.ти трактора. Т-бО се­ рийное производство. Все шло нор- малйно.' И вдруг — остано,вка. Ока- ' аадась’ нерешенной проблема де.VIОН- тажа‘удлинителя вала отбора мощ­ ности. За 1 пре€Сованная втулка меша­ ла, быстрой разборке узда. Надо бьь ло портить вал или атул-ку. Выража- ЯЙ 1 языком технологов, «узел ока- ,: 8 ался заморожёкным», 'вариангов «размораживания» "предлага лось' м.ного'; Большинетво’да них были пли сложны, или трудоемки!: Одним ело-! »ом, были йшриамлемы.. Олег, хо­ дил, теребил инженеров 'Из бюро :подготовки,, переживая за остаибр-. ку дела.; И одновременно думал-. сам. По нескольку раз в день оста- на-влииался над злапол-учным- уз­ лом. И вот:решение -пришл- 0 . : Его .простоте, и п-ра'ктич'носм юорав-ились асе; и товарищи по работе, и чле­ ны КОМИССИТ). А Олег уже ду.мал о Д;руго 1 М. Еже- Д'Нвто Сьшая^' в цехе сборки -трзнс- 1 ХХН1 съезд$ КПСС 'Мшчш^^''Шрчтпй плт ттад 1ы.ыза> ......... ределялась его красная цепа как тР 0 |рчв 1 екоя ли'чност-.и-.;Ка-к бы там .ш было, а с лучшим вариая'гом согла-:; си.чись все претенденты, ведь выиг­ рывало главное — производство... ...И НА ДУДЕ ИГРЕЦ Вдруг Б одном Ий поворотов рав- .говора увидели с Сергеем, как пре-, образился Олег. Стал легок, изящен, подвижен. Он изображал сидевших в одном иа отделов жен-щи-н! Как ожи-. БИЛИСЬ, преобрази.л.йеь те, до .этого чуть ли не. сонные; когда коснулись уазгово-ров-на семейную, житейскую тему, В какие-то, секунды все было иаображено в. лицах. А сейчас остановимся на отерыв- шемся еще одном ' таланте'Олега., Оказалось, он не только делает ус­ пехи .по работе, не только увлёка-, ется спорто.м, но и является горячим' паклонн-иком: драмы. Охотно пошел бы в царрдный театр, цри-Д-ворце культуры, куда приглашали его, но... Одно оущественное «но»: нет време- ,.»и, не. Х'ва-таех„его на все. увлечения. Олег бережет вре.мя. Работа и учеба почти вытвс,нили. на-сёго.-д«я третье увлеченье, .«Т|ретьеро' кита-».жизни ~ спорт. Если раньше обарная техш-пгума не могла обойтись без конькобежцаМе­ щерякова, теперь на заводе О.т-ег пе­ решел в, ка-тегоршо любителей. Из­ редка ходит на охоту. С-охоты при­ ходит всегда бодрый, оттаявший ду­ шой, но закадычный друг, Сережка Земцов, тут же возвращает из-обла- ков на греш.ную землю. «Курсовую ■надо сдавать; Завтра последний срок». Времени, В 1 рембни мало.' «СУТКИ БЫ РАСТЯНУТЬ...» — Растянуть бы сутки часика на три—'Четыре,, «успевали бы .все, ,•— Земцов раамечтался. Замечаю 'на столе Олега маленький :!календарь,: где субботы отмечены то краоньш,-: 1 б чернымТгВ'етом, весь иОпеЩренный ог- метка-м-и... Разговариваю, ;а. сама все пытаюсь разгадать ребуог-с-календаг рем. Очерчены, выброшены обычн-о последние недели месяца. ВоТ; обве-: ден чернилами месяц полностью. Ви­ димо, был на сессии. Прошу Олега прогшмментировагь цифры в кален­ даре. ' — Цифры? Пожалуйста. 30 дней— зк-замены. 17 плюс 8 — 25 дней ра­ ботал в сталелптейно.м це.хе, вместе с комсомольцами, завода наводил по- ря-до-к н чистоту. . Еще; 23 в с-бороч» ном?ко,р.пуве тракторы доук-омплекго-.: ..вывал. 8 дней в этом году болел. «« ' гиной,- Шесть помогал в Усманском райо-ве убирать свек.ду. Остальные «черные» суббогы проводил на сбор­ ке тракторов. - «Черные» значит — обведенаые черным субб-огы. Точно так (у эгого 'педанта Ол'ега все—'«на .пр-ом-окаш- ке») ’в прошлом году .было потеряно. 56 дней. Много это или мало для од­ ного инженера'В отделе? Все-таки Много. Олег не во всем согласен со м;шн. Джи, проведенные на. сборке тракто­ ров, .считает но:лвзнымн, просто необ,- ходимыми. Начинает доказывать. По- степенно я соглашаюсь с ним. Смотрю на' его руки, сильные, с :;®;г.мегинами от заживших ссадш. По« -н-имаю, что на; завод пришло ‘ новое поколение . :инженеррц... срециали. стов,„г^юзнавших «ашй4*у, .сдадяю- :щих м .новые варианты в непос­ редственной: связи с.ж.изнью... .. .; Вшомйнаю; с какой гордостьюэде-:: -ре.чисягшйяОлегщр-иобретенн'Ые. им ра- 6 о 1 Чие;;еп€ 1 .иаАь«ост 1 Н. Он владеет лю- :бы-м.. ршес-лом — от-слесаря -и груэ- .;чяк», до гстекольщика и строителя. ..Все пришлось: познать на-за 1 ВО;Де. ^ .. Довольна, что на завод приходят .голковые, творчески' Одаренные лю­ ди. Такие, как О.чег ‘Мещеряк'ов. Со­ гласна., .что дело, затеянное комсомо- На снимке: слева Сергей Земцов < и-Олиг Мещеряков. Фото в. Ельшаева. ЕГО ВКЛАД В11ЛШЁШ - Около двух тысяч руб-; лей. Такая сумма запи-! -сана на лицевой счет' экономии комсомольца, тракторного завода Пег-! : ра Гегта. . ! Старший технолог не' так давно стал работать; на .заводе. Посмотрел на производство глазами |Х03янна. Сразу нашел >ряд «узких мест». ;брал одно из них темей! ;для личного творческО"' ;го плана. • И вот Петр внес пред-! ;ложение изменить коц-< ;струкцию стенда сборки колес тракторо 1 в.| Предложение комсо-; мольца позволило улун-Я условия.р-руда сбо |)-1 щиков. Удалось ликвн-| дировать брак по заре-| 1 звм резины, столь доре-. >ой для завода. 1870 рублей годов«1й| экономии дало его прс|-| (ложекие. Таков вклад| комсомольца ;юшуюся пя|илегку. А. СИДОРОк I Соседи пригласили на вечер На свой вечер метал­ лурги -тракторозаводцы пригласили коллег — по- волипчан. Обменя.чись дружескими приветствия­ ми, рассказали о до­ стигнутых успехах пред- приятий-соседей, : поде­ лились планами на:буду­ щее. Новолипчане в ноябре: этого года отмеги.ти юбилей — заводу испол­ нилось, 36 лег. О дости­ жениях, трудовой доб­ лести .людей Магнитки знают в с-гране. вечере веюран, мастер дохшнного цеха М. Ф. Соболев расска­ зал 0 . первых годах ра­ боты завода, об удар­ ном труде това|р.ищ,.н по цеху. . •В заключение высту­ пил хор новолипецквх металлургов. А. ТАМБОВСКАЯ. П ОВЕЛОСЬ это с дав- :них аремен . Прес­ совый снискал себе репутаци-ю самого за-хлам- ле»ного цеха. Нельзя было пройти, чтобы не задеть что-нибудь и не выпачкать­ ся. Работать туда шли с неохотой, м текучесть кад­ ров была настоящим бед- ствием. Летом этого года вдруг наступил перелом. Пришли но-вые специалисты, боль . ШИ1НСТВО только со студенче­ ской с-камьи, из разных го­ родов страны. Все м оло­ дые, знающие, привезшие с собой нетронутый запас энергии и жажды порабо­ тать. Двадцать опвциали- стов быстро объединились в дружный коллектив. Окину­ ли взглядом свое хозяйст. во, поняли — оно не из лучших. Решили: не из луч. ших — так сделаем луч­ шим. А тут еще и начальник в цех пришел новый — м оло­ дой, энергичный, треб ов а . тельный. Л, Ф. Кирий, вое. питаниик завода, поработав­ ший в свои тридцать лет во многих цехах его, ' поддер ­ жал дерзания комсомоль­ цев. Неожиданно средь бела дня нагрянули из комитета комсомола завода с рей­ дом. ' Предводительствовал сам секретарь, Михаил По­ кидов. События развернули по всем правилам. Редак­ тор заводского радиовеща'- . ния Г. Соловьев настроил свой «Репортер». Крутились катушки с магнитофонной лентой, фиксировали р а с . сказы рабочих, их вопросы к мастерам, начальникам , отделений, к руководству. Обошли все темные угол­ ки цеха. Потом нанесли ви­ зит Л. Ф. Кирию. Тот, уяс­ нив суть дела , вызвал к себе мастеров. Предложил комсомольцам взять у них интервью. В заверш ение острого разговора потре­ бовал от мастеров сроки, в которые те -смогут наве­ сти чистоту и порядок на своих участках. Так налади­ лась дружба комитета комоомоАа с прессовым це­ хом. А ребята не сидели сложа руки. Создали у себя совет молодых специалис- т о в. председателем выбрали Владислава Плужникова. И окунулись с головой в хо­ зяйственные эабо-тьг; Рабо­ чие станки моют, хлам вы­ возят, старые штампы, при­ способления — в пристрой­ ку, а специалисты ломают голову, как вывести цех из отстающих. Цех по площади неболь­ шой, а номенклатура поста­ вляемых деталей огромна. Задержит деталь — тор ­ моз для всего завода. Мож . но смело сказать, что ни один цех не проживет без продукции прессового. Вот : торые вложили и выдумку, ; и опыт, привезенный с ' других предприятий, где ' прихО'ЯЧ."«ч-ь в свое время ( побывать на практике. А работа в цехе шла сво- 1 им чередом . Комсомол, как ! и обещал, помог. В по- ; следний м есяц лета, все, кто I приходил: в отдел кадров I наниматься, столкнулись с ' таким фактом : в первую ; очередь направляли рабо- , тать в прессовый. Кое-кто I не выдержал заданный мо- ] подыми темп, ушел из це- 1 ха. Так в самый критический I момент ушел начальник уча- В ы 3 о в и решили молоды е специа­ листы — цеху необходимо иметь «задел», чтобы от- -биться, наконец, от много­ численных «толкачей». Решить всегда просто, выполнить—трудней. Но де ­ ло надо делать. Все двад ­ цать. стали задерживаться, когда—в перерыв, когда — после работыг. Взялись для начала двенадцать техниче­ ских заданий разработать. Каждый молодой специа­ лист личный творческий план наметил. Старые штампы вытащили в при­ стройку, но ведь там им то­ же не место. Надо приду­ мать специальные стеллажи для их хранения. Попутно взялись решить и еще одну проблему. Чтобы установить при­ способление на станок, ухо­ дило больше часа, и один рабочий сп-рввитьея н е 'м о г . Теперь разработали такие конструкции стеллажей, с которых с помощью крана, свободно м-ожно- взять лю­ бой штамп и установить в течение нескольких минут. Это была одна проблема. А уж если решили, сделать «задел» в цехе, то для его хранения тохАе надо было отыскать нигде не заплзни- рованную, не предусмот­ ренную площадь, Но инже- неры разработали чертежи удобных стеллажей, в ко- 1 стка кабин. Пришлось ! Плужиикову взять на себя ! руководство. Рабочие, привыки!1ие к етАринке, к ежедневной 1 опеке бывшего начальн1ика, - который почти не бывал в кабинете, сначала не оцени­ ли деловую конкретность требований нового. Постепенно в цехе нала­ живалась новая жизнь. У Пп-ужиикова прибавилось забот. В кратчайшее время были разраб'отаны все д ве ­ надцать тем. Чертежи, вы­ полненные молодыми спе­ циалистами для изготовле­ ния необходимого обору ­ дования, сразу же передали в отдел механизации и эв- томатизации. Владислав в течение дня выкраивал вре ­ мя и спешил в отдел ,-к ин­ женерам , чтобы поторо­ пить и'х, вместе с ними ра­ зобраться в непонятном. А врем я работало на них. Вот уже в сентябре цех вы­ полнил план по всем пока­ зателям . Не отстал от д ру ­ гих прессовый и в октябре . Еще долго в витрине тех­ нической эстетики, что стоит сразу з а центральными про­ ходными, висела заметка, которая рассказывала о тесноте и грязи в прессо ­ вом. Рассказывала о том, чего уже в цехе не было. А. АРНАУТОВ, ■На зтом снимке, сделанном нашим фотокорреспондентом В. Ельшаевым, вы видите студентов Липецкого пе­ дагогического института во время са­ мостоятельных занятий в читальном зал е библиотеки. Зд ес ь открыт сво­ бодный доступ и литературе. НА ПУТИ В „ВЕЧЕРКУ" «в начале этого учеб­ ного года в девятую школу рабочей молоде ­ жи подано 80 заявлений от юношей и девушек, работающих в тресте «Жилстрой». После ме­ сяца занятий «вечерку» посещают всего лишь 4$ (Из выступления ди­ ректора ШРМ № 9 А. И. Тишинова на IX комсомольской конфе­ ренции треста «Жил­ строй») Рвзговаривая как-то с пожилым рабочим, я спросил его, как получи­ лось, что он остался ма­ лограмотным. —* Не до этого было, большая семья, рано стал помогать отцу. З а ­ тем—^война. А после —• восстанавливал. И столько грусти было в его голосе, что я посо­ чувствовал, ибо видел, как болезненно человек переживает. Он работа­ ет бригадиром , и фото­ графия его с Доски по­ чета не сходит, а вот в день получки к кассе подходит послед и и м: стесняется, что расписыт ваться может только пе­ чатными буквами. Женское общежитие треста «Жилстрой» по ул. Космонавтов, 21. Живут здесь 300 деву­ шек, работающих, в ос- новно'М, отделочницами. Из них Б школе рабочей молодежи, техникумах и институтах учится каждая восьмая. Так что ничего удивительного нет, если первая девушка, встре­ тившаяся в коридоре об­ щежития, как раз отно­ силась к числу тех семи восьмых, которые нигде не учились. Мы ра зговариваем с Катей. Она не скрывает, что учиться больше в школе не хочет. — Зачем время зря терять? Я «от хочу зани­ маться на курсах маши­ нисток. У нас в комнате двое уже ходят. — А что, разве про­ фессия м аляра уже не нравится? — Скажите! Что га удовольствие в грязных спецовках щеголять? А там стучи на машинке, в тепле, в чистоте.'И сво­ бодно! А у маляров вто­ рые смены, к концу го­ да штурмовщина... -г- Ну, а потом что? : — Как что?— удиви­ лась она. — Замуж, ко­ нечно. Не будем разубеждать Катю, что стучать на ма­ шинке — тоже не про- хто, и там есть св-ои штурмы! Сам разговор е'ставил тяжелое впечат­ ление не только потому, что девушка за запач­ канным комбинезоном не увидела всего великоле­ пия и чистоты своего труда, а потому, что. ее не научили, не помогли это увидеть. Мо­ жет ли похвастаться'' комсомольская органи­ зация треста хоть одним собранием, где серьез ­ но, глубоко и непремен­ но поэтично говорилось бы о профессии строи­ теля? Пришли д е в у ш к и , оформились в трест, да­ ли дело их рукам, а души остались б ез при­ зора. Вот и свила там себе удобное гнездо .мелкая житейская фило­ софия. - . Члены «Комсомоль- ско.-о прожектора» СУ-7 треста «Жилстрой» про­ водили рейд по усло­ виям быта / в мужском общежитии, расположен­ ном по улице Гагарина, 173/а. Неожиданно об­ наружили, что в одной из комнат нет двери! Снятая с петель, она сто­ яла в комнате. На ней лист ватмана, на кото­ ром кебезызвест н ы й спортсмен и активист Анатолий Должекков вь!- полнял курсовую работу. Он спокойно объяснил, что чертить больше нег­ д е : стол плохой, а пол— неровный. Случай вроде смешг ной. Но уж такой - ли смешной? В тресте «Жилстрой» есть три общежития: два женских и одно — •мужское. Все эти здания принадлежат ЖКК тре­ ста «Липецкетрой», кото­ рая сдает их в аренду «Жилстрою». Передав общежития в аренду жилстроеацам, работники липецкетроев- ского ЖКК сняли с себя заботу об их состоячий. Но, в свою очередь, и администрация «Жил- строя» не берет на себя никаких обязанностей по улучшению быта. Деньги платим — и хватит. Так общежития стали б е с - . призорными .' Комитет комсомола треста /пока тоже не удостоил их своим с ер ь ­ езным вниманием. В этом году из ,ехни- ческих училищ пришло более ста молодых. Об­ щежитие переполне­ но. В трвхместной ком- ■ нате, например, живут по 5—6 девушек. И ес ­ ли кет выхода, чтобы создать нужные условия для учащейся молодежи , Г' комнату для занятий. На одном из собраний комсомольского актива было предложено орга ­ низовать ' совет по конт­ ролю з а быто-выми ус­ ловиями. Члены комите­ та ВЛКСМ треста с ра-- достью ухватились за згу„ мысль, а потом... забьши. В. БИРЕВ. К ОСМИЧЕСКИЙ век. век науки и техники, киберпе- так характеризуют время, в которое мы жиием. Пя- -тцле'гнве »аль-Ч'11шки,г:ёдва научив­ шиеся правильно держать в,руках каратдакц, уже 'игра-Ют «в кон-ст- рукторы», „Мастерят ракеты, строрт многоэтажные дома -из.:кубиков, ;А щестнадцатилетние всерьез увле- каюк'я фионкой, де.' 1 аюг раднопри- ем 1 *»ки, магвитофоиы, работают в химических (пока чвколъны.х) ла­ бораториях, выходят победителя­ ми математически.х. олимпиад. Итак, нау 1 ка, техника... Из 30 .а:н 1 кет,„ запол-меииых . десятиклас-г сниками, в 22 -х было' отдано п'редпо'ггепис как любимым пред­ метам физике, математике, химии. :А как же литература, история? Отходят сегодня на второй:нлап? Ведь их практическое применение не П'редполагает .создание: , для людей опредедвиных матеряа.чь- ных цевностей. „Стихи Есенина, пусть пленяющие рроей.образиот„- стыо, теплоюн чувства, остану юя только-стихами — 'сганка и-пм р-а- тсеты из них нс построишь. Может, •учителю •■литературы не стоит за- , йийатБСЯ' сложиЫ'М -гана-яизом :НЮт ансов чело-веческих'чувств, ‘ осо­ бенно тонко изображенных имен­ но в лирике? Не будет ли это ' нерациоаальным иовользованием времен!и? ". Эти во-просы-.встали. передо мной в'цервый раз, когда я была .сту-.. денткбйчпрактиканткой. Мой Ю-й «А» был 'именно «математияескйм классом». Ребята аанима-лись по специальной программе, включаю­ щей элементы высшей математи­ ки, трудные случаи -.решения ,за- „дач по физике, химии, 'работали в шиольных биохимических круж­ ках, еловом, мечтали цоенятать свою Ж1ЮИЬ киберпегике, ядериой фиаи-ке, химии, биологии. Не скажу, чтобы ребята не зна-ли литературы. Нет. Они мно­ го ч-йтали, работали над' К|ри:тиче-' СКИ 1 М 1 И статьями,:-интереено, - по- овоому- анализировали стихи, пи­ сали- сбчинеиия, но^вее это делали подчеркнуто равнодушно, словпо отдавая долг учителю, которому «надо ответить», или бу-дуще-му ат­ тестату, в котором не- должно,: быть троек. Л однажды, проверяя сочинения вместе с „учительницей литературы, мы про'чли в конце одного КЗ них такие слова: «На­ конец-то от.!штератур 11 лись. Все». Автор хотел этим сказать, что очень доволен, написа-в (наконеи- то!) требуемое сочинение п осво­ бодившись от скучного з.анят'ия.,. ^ и слова.--— не мальчишеская... бравада, желание чем-то обра­ тить; на:себя внимание, выделить- - ся. Это уже начинающее ::оклады- ’ваться шровоззренце: б.удущему 'Инженеру нужна математика, фи­ зика, а литература... Пусть ею занимаются те, к-го готовит себя в педагоги, журналисты. Всего ® раштюй степени не постигне-шь. Раздумья учителя Полны.м ли будет счастье на­ шего вообрансаемого кибернетика, всю жизнь занимающегося толь­ ко маюмати.кой и ничего бо.тьше не замечающего вокруг' себя? В,ря:д ЛИ.: Ему будет „незнакомо счастье общения с чарующим, вол- шебнЫ'М миром музы-ки, поэзией 1 Г т ю ш щ щ я е о в ш т в -нант век высокого разШ|Иъия на 1 укй, „литературы,.--•'иокусства й Ломоносову .п|вшлоеь бы трудно. Общая масса информации, но подсчетам .статистики, через каж­ дые 15 лет удваивается, И все- таки трудно представить ; себе 'учеирго-'квбернетика:' нашего вре­ мени, занимающегося 'голак-о сво- имв -подсчетами; :й-е-. интересующе­ гося •современным ки-ио, поэзией, -не знающего Достоев-ежого, Тол­ стого. Если и "воамо'жен такой тип ученого, то как бедна ' и однооб­ разна.-будет жизнь человека, .у которого перед глазами только формулы и кнопки, кнопки'и фор- -мулы! Вшюми-нается- наш студенческий дшжут, п-р-оведеН'Ный под руко­ водством преподавателя фило-со-: фин Л. Е. Хоруца «В чем я вижу смысл моей жизни?». Горячо спо­ рили, возмущались, докааы.вали -равные точ «11 зрения и пришли к общему выводу, который выражен в двух словах; «быть счастлив вым». Странно? Может быть, даже слишком обыденно. и эгоистччи-о для такой серьезной темы? Но ведь все говорили о иообходимо- : сти з'ворческого .труда для лю­ дей, о желании пос-вятить свою жи-зпь люб-вмой работе, делаю­ щей человека с^шетливым. Зиачи'**' понятия «смысл жизни» и «счастье» недалеки друг от друга, даже, наоборот, они тесно связашы, едины. ббс« 0 |неч'ио рааноб-браен-ой,; вечно новой природы, он будет лишен простоты, неиоаредстве:нноств вое- ириятия Ж.ИЗВИ.' ■ А художествешга-я литература? Знакомясь с. ее произведения-ми, м >1 как бы знакомимся с целой жгорией человеческого общества, переведенной:':. на язык- живых страстей. - Любовь к литературе, ощущение потребности читать воогштьгоает- ся в школе. Поэтому большая от­ ветственность лежит на,иа-с, лате- ра'тора-х, от которых во многом зависит,.какташ вырастут наши ребята '— добрыми, отаьгвчивывд, -неравнодушными, любящими поэ* ■ шю , музыку, или черствыми -эго­ истами. ■ . ' Вогюминаются два моих раз-'!ых Г ка — «О стиле произведений Островского» II «Об «элемел- та.х» сюжета в драме «Гроза». К первому много гото 1 Вилась, ра- 'ботала с текстом, но ребята от­ неслись к уроку равнодушно; вы­ слушали, записали и на .следую­ щем уроке пересказали вроде бы добросовестно, 1 Ю сухо, неинтерес­ но, без всякой собственной оцен­ ки. Иначе было с «■элсмептами сю­ жета»: Я не рассказала о месте завязки, кульминации в Драме, а предложила найти ребятам са­ мим, предварительно сообщив, что О завязке «Грозы» до сих поц в критике нет единого мнения. И спорам не было конца. Сложилось несколько -точек зрения, приводи­ лись доказательства, над которы­ ми задумались бы и настоящие литературоведы. Уреж был живым. ■Ребята-мысли.'р^. Раздумываешь: в чем дело? Очовидио, мало.— сообщить мае-, су инфо 1 рмации.-'по . какому-либо вопросу. .-Этим .современных ш«олыга 1 ков -не уднви-шь. Надо-- еще зашпересовать их, заставить думать,: делать: свои выводы, т. е. дать ребята-.м возхюжность про­ явить' свою инициативу, сэмостм- тельность,:умение мыслить,.а не•: следовать указке учителя: «эго так, и не иначе»; Пусть ошибают­ ся — можно тактично .поправить, но пусть думают! Итак, творческая . активность,, как говорят педагоги, проблемная, ситуация-;: Но ед 1 шст 1 ВШно ли и . самое важное эхо условие успеха?' Кто проводил диспуты, по опыту.;: виает, что—нет. Можно поставить десятки вопросов и спорных про­ блем, а ребята будут молчать, ■останутся равнодуш-ными. Что же еще вужно.'? По-нбему, большое значение -имеет отношение само­ го учителя к теме урока, к про- бле.ме, которую он предлагает :.ра 0 рёшить« .Причиаа успеха' -мо­ его второго'-уроаса еяарее всего в том, что ею ге.чз была мне бли­ же, интереснее. Я. давно ждала этого урока, ■как ждала когда- : 'ТО:вракртчес- 1 шх занягий В. П. Гл),чова, живых, увлекательных. Хотелось-; узнать, как отнесутся ребята,«;'.теме, которая волновала недашю нас, студентов литфака, какие .могут быть точки: зрения, какие сцены ребята будут анали­ зировать., Наверное, мой .интерес .'еооб;ф.ился классу. Ребята вин- матёлыю перечитывали знакомые стро-чйи драмы, анализировали свою точку ^•зреиня и- находили подтверждения, иногда неожи­ данные н':новые для меня. С уро­ ка я ушла с чувством удовлетво­ рения. И сделала для себя серь­ езный вывод — кроме постановки шп'ореспых вопросов, нужен тот самый огонек неравяо,'’ушия, лич­ ного интереса, которы; зажигает ребят, заставляет их не только думагь, но ,и' чувствовать, сопе­ реживать. Именно тогда книга становится для них учебником жизни, без которого трудно так же, как без хлеба. Потому что это — хлеб наш ду.човный. Р. БОЕВА, Лебедянский район.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz