Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)
Молодые тракторостроители ш борьбе за технический прогресс 0 в 1970 году липецкому трактору присуждена третья зопотая медаль на выставке «Лгро-70» в ГДР. т При комитете ВЛКСМ завода создан штаб технического творчества молодежи — ТТАА. Молодые специалисты завода работают по личным творческим планам, задания которых конкретны к направлены на ликви дацию «узких мест» в производстве. (Р| В зтом году молодыми рационализаторами подано 931 предлож е ние с годовой зкоиомией 492 тыс. рублей. § 1 М олодежь ЛТЗ шефствует над внедрением прогрессивных, п ередо вых методов работы. Приказом по заводу 12 комсомольцев направлены в чугунолитей ный цех для отладки, пуска и обучения первых операторов на смонтиро ванной автоматической формовочной лннми, которая явится переворо том в ремесле формовщика. Ц Комсомольцы взяли шефство над внедрением в производство но- яой марки трактора — вТ-50». В будущем году первый из серии должен войти с конвейера. К областному слету рационализаторов Творчесний план Олега Мещарякава —г О литейх ’ творческих планах комсомольцев нашего отдела? Пожа луй, лучше рассказать.- о делах Оле- .га Ме 1 Де.ряк<Й 5 а. Нет,- ’нё йотому, что о-н мой друг, к что -вместе , учимся. Просто ему гудается .то.'что. не могу! другне. Вот: хотя, бы иоследшй сяу- •чай. Все ® отделе ломали головы, .что. придумать е .;цемонтажом■удлинителя 'вала'отбора- мощ-йости. Было-много' вариантов. И -мой тоже, Н-о.«омиосия пршила- г!редложе 1 ние Ол^-а. И гей- ■час он работает ераЗу над 'йейко.пь-ки- .ми я-р'Облемами... : Договорились, .что он,. Сед 1 гей: 3 ем- Ц 01 В, кошорг отдела .главного техя-о- лога, орга.чи.^уе-| м-не встречу е Оле- "'Го»м.' ■' ' ' ■ «ТРИ КИТА» В ЖИЗНИ Олег с,ре.днего роста, крепко сло жен, три первом .впечатлении не множко мбД.!|>И'ел 0 Н, сшокоен. Обду- мы 1 вает каждое с-тозо. 0 ! 1 ределе.ния его точны-, коак-ретаы, насыщены' де^ ЛО-ВЫМСМЫСЛ01М. ' Еще 1 В детстве,., 1 каж-то сами -посебе, у-О.тета-ыамеида^ три...основных «ки?а»;. -тяте к з«х-!«е, которая пов- же приведет в-т«хш®ум, институт и •на .-завод, к спорту — фотрграфня Ояега-с:иартснеяа осталась навсегда в техпи|кум 6 векйм 'музее,, и кжнигДтт Позади годы учеб'ы в техникуме, опереди-^!831В:о,д и;- одновремеинб' нять.лет учебы: Б -инйтйтуте. Удивила |Макс:имальная точность расчетов в жизни’. ’’ ■ . «ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ В ГОЛОВЕ ВСЕ ХОДЯТ КРАНИКИ, подшипнички, винтики...» Так н раздумье сказал Серёжа Земцов о главном — о .процессе за рождения ТО.ВЫХ идей, 'рожде-йии тв-орчества, котор-ое в-сегда.. краоной «ктью идет ', через, гору' будничных ,^<ел, бума-гт обычную,суету. Предложения евоего творческого, плана Олег изложил «оикретно, де ловито. Предлагаю то-то. и то-то. Считаю этот ' ва-рМалт наиболее воо- можи-ьш. И т^т а(е. 'е^сиовамия. рлег уже достаточно изучил т.ра 1 Ктор.^ миссий, :в«дел;, как женщниы пере-;; гаскивают на мойку тяжелые ящч.чи с -«крепежом» — гайками, болтами. Олег предлагает поставить -' ок 0 .то мойки сшециальный передвига-ющий- сч подъемник, если ящиков много и они разбросавны по иеху. К-ожтрук- ция и'О проста и удобна... В творчестве рацйснализаторов всегда заметы че-р 1 ы деловой коик-у- рвнции. Как и в перво-м, так и во «тсиром случае, работала коллек 1 -ив- ная мысль. В дело прини.мался иаи- праитичнейший из -всех выдвинутых ва-риаитов, победу одерживал талант ливый из инженер». Человек,!, что называется?:, про-верялся в раб.дН, оп- Осабепм один из сложнейших ею узл»—-тран|см 1 иссш 9 . Он считает, что лишь в таком случае можно приду мать что-то существешюе, не распы ляя внн-маиия на все остальное, до- скоиально изучив вою литературу по да-нному вопросу, перерыв вое техно логические карты, в отдельческом ар хиве. Так получилось с его первым пред.тожением... - ■ Последние месяцы Олег; как и .бо.чьшииство инженеров отдела^ го товил документацию для внедрения ■навой :моде.ти трактора. Т-бО се рийное производство. Все шло нор- малйно.' И вдруг — остано,вка. Ока- ' аадась’ нерешенной проблема де.VIОН- тажа‘удлинителя вала отбора мощ ности. За 1 пре€Сованная втулка меша ла, быстрой разборке узда. Надо бьь ло портить вал или атул-ку. Выража- ЯЙ 1 языком технологов, «узел ока- ,: 8 ался заморожёкным», 'вариангов «размораживания» "предлага лось' м.ного'; Большинетво’да них были пли сложны, или трудоемки!: Одним ело-! »ом, были йшриамлемы.. Олег, хо дил, теребил инженеров 'Из бюро :подготовки,, переживая за остаибр-. ку дела.; И одновременно думал-. сам. По нескольку раз в день оста- на-влииался над злапол-учным- уз лом. И вот:решение -пришл- 0 . : Его .простоте, и п-ра'ктич'носм юорав-ились асе; и товарищи по работе, и чле ны КОМИССИТ). А Олег уже ду.мал о Д;руго 1 М. Еже- Д'Нвто Сьшая^' в цехе сборки -трзнс- 1 ХХН1 съезд$ КПСС 'Мшчш^^''Шрчтпй плт ттад 1ы.ыза> ......... ределялась его красная цепа как тР 0 |рчв 1 екоя ли'чност-.и-.;Ка-к бы там .ш было, а с лучшим вариая'гом согла-:; си.чись все претенденты, ведь выиг рывало главное — производство... ...И НА ДУДЕ ИГРЕЦ Вдруг Б одном Ий поворотов рав- .говора увидели с Сергеем, как пре-, образился Олег. Стал легок, изящен, подвижен. Он изображал сидевших в одном иа отделов жен-щи-н! Как ожи-. БИЛИСЬ, преобрази.л.йеь те, до .этого чуть ли не. сонные; когда коснулись уазгово-ров-на семейную, житейскую тему, В какие-то, секунды все было иаображено в. лицах. А сейчас остановимся на отерыв- шемся еще одном ' таланте'Олега., Оказалось, он не только делает ус пехи .по работе, не только увлёка-, ется спорто.м, но и является горячим' паклонн-иком: драмы. Охотно пошел бы в царрдный театр, цри-Д-ворце культуры, куда приглашали его, но... Одно оущественное «но»: нет време- ,.»и, не. Х'ва-таех„его на все. увлечения. Олег бережет вре.мя. Работа и учеба почти вытвс,нили. на-сёго.-д«я третье увлеченье, .«Т|ретьеро' кита-».жизни ~ спорт. Если раньше обарная техш-пгума не могла обойтись без конькобежцаМе щерякова, теперь на заводе О.т-ег пе решел в, ка-тегоршо любителей. Из редка ходит на охоту. С-охоты при ходит всегда бодрый, оттаявший ду шой, но закадычный друг, Сережка Земцов, тут же возвращает из-обла- ков на греш.ную землю. «Курсовую ■надо сдавать; Завтра последний срок». Времени, В 1 рембни мало.' «СУТКИ БЫ РАСТЯНУТЬ...» — Растянуть бы сутки часика на три—'Четыре,, «успевали бы .все, ,•— Земцов раамечтался. Замечаю 'на столе Олега маленький :!календарь,: где субботы отмечены то краоньш,-: 1 б чернымТгВ'етом, весь иОпеЩренный ог- метка-м-и... Разговариваю, ;а. сама все пытаюсь разгадать ребуог-с-календаг рем. Очерчены, выброшены обычн-о последние недели месяца. ВоТ; обве-: ден чернилами месяц полностью. Ви димо, был на сессии. Прошу Олега прогшмментировагь цифры в кален даре. ' — Цифры? Пожалуйста. 30 дней— зк-замены. 17 плюс 8 — 25 дней ра ботал в сталелптейно.м це.хе, вместе с комсомольцами, завода наводил по- ря-до-к н чистоту. . Еще; 23 в с-бороч» ном?ко,р.пуве тракторы доук-омплекго-.: ..вывал. 8 дней в этом году болел. «« ' гиной,- Шесть помогал в Усманском райо-ве убирать свек.ду. Остальные «черные» суббогы проводил на сбор ке тракторов. - «Черные» значит — обведенаые черным субб-огы. Точно так (у эгого 'педанта Ол'ега все—'«на .пр-ом-окаш- ке») ’в прошлом году .было потеряно. 56 дней. Много это или мало для од ного инженера'В отделе? Все-таки Много. Олег не во всем согласен со м;шн. Джи, проведенные на. сборке тракто ров, .считает но:лвзнымн, просто необ,- ходимыми. Начинает доказывать. По- степенно я соглашаюсь с ним. Смотрю на' его руки, сильные, с :;®;г.мегинами от заживших ссадш. По« -н-имаю, что на; завод пришло ‘ новое поколение . :инженеррц... срециали. стов,„г^юзнавших «ашй4*у, .сдадяю- :щих м .новые варианты в непос редственной: связи с.ж.изнью... .. .; Вшомйнаю; с какой гордостьюэде-:: -ре.чисягшйяОлегщр-иобретенн'Ые. им ра- 6 о 1 Чие;;еп€ 1 .иаАь«ост 1 Н. Он владеет лю- :бы-м.. ршес-лом — от-слесаря -и груэ- .;чяк», до гстекольщика и строителя. ..Все пришлось: познать на-за 1 ВО;Де. ^ .. Довольна, что на завод приходят .голковые, творчески' Одаренные лю ди. Такие, как О.чег ‘Мещеряк'ов. Со гласна., .что дело, затеянное комсомо- На снимке: слева Сергей Земцов < и-Олиг Мещеряков. Фото в. Ельшаева. ЕГО ВКЛАД В11ЛШЁШ - Около двух тысяч руб-; лей. Такая сумма запи-! -сана на лицевой счет' экономии комсомольца, тракторного завода Пег-! : ра Гегта. . ! Старший технолог не' так давно стал работать; на .заводе. Посмотрел на производство глазами |Х03янна. Сразу нашел >ряд «узких мест». ;брал одно из них темей! ;для личного творческО"' ;го плана. • И вот Петр внес пред-! ;ложение изменить коц-< ;струкцию стенда сборки колес тракторо 1 в.| Предложение комсо-; мольца позволило улун-Я условия.р-руда сбо |)-1 щиков. Удалось ликвн-| дировать брак по заре-| 1 звм резины, столь доре-. >ой для завода. 1870 рублей годов«1й| экономии дало его прс|-| (ложекие. Таков вклад| комсомольца ;юшуюся пя|илегку. А. СИДОРОк I Соседи пригласили на вечер На свой вечер метал лурги -тракторозаводцы пригласили коллег — по- волипчан. Обменя.чись дружескими приветствия ми, рассказали о до стигнутых успехах пред- приятий-соседей, : поде лились планами на:буду щее. Новолипчане в ноябре: этого года отмеги.ти юбилей — заводу испол нилось, 36 лег. О дости жениях, трудовой доб лести .людей Магнитки знают в с-гране. вечере веюран, мастер дохшнного цеха М. Ф. Соболев расска зал 0 . первых годах ра боты завода, об удар ном труде това|р.ищ,.н по цеху. . •В заключение высту пил хор новолипецквх металлургов. А. ТАМБОВСКАЯ. П ОВЕЛОСЬ это с дав- :них аремен . Прес совый снискал себе репутаци-ю самого за-хлам- ле»ного цеха. Нельзя было пройти, чтобы не задеть что-нибудь и не выпачкать ся. Работать туда шли с неохотой, м текучесть кад ров была настоящим бед- ствием. Летом этого года вдруг наступил перелом. Пришли но-вые специалисты, боль . ШИ1НСТВО только со студенче ской с-камьи, из разных го родов страны. Все м оло дые, знающие, привезшие с собой нетронутый запас энергии и жажды порабо тать. Двадцать опвциали- стов быстро объединились в дружный коллектив. Окину ли взглядом свое хозяйст. во, поняли — оно не из лучших. Решили: не из луч. ших — так сделаем луч шим. А тут еще и начальник в цех пришел новый — м оло дой, энергичный, треб ов а . тельный. Л, Ф. Кирий, вое. питаниик завода, поработав ший в свои тридцать лет во многих цехах его, ' поддер жал дерзания комсомоль цев. Неожиданно средь бела дня нагрянули из комитета комсомола завода с рей дом. ' Предводительствовал сам секретарь, Михаил По кидов. События развернули по всем правилам. Редак тор заводского радиовеща'- . ния Г. Соловьев настроил свой «Репортер». Крутились катушки с магнитофонной лентой, фиксировали р а с . сказы рабочих, их вопросы к мастерам, начальникам , отделений, к руководству. Обошли все темные угол ки цеха. Потом нанесли ви зит Л. Ф. Кирию. Тот, уяс нив суть дела , вызвал к себе мастеров. Предложил комсомольцам взять у них интервью. В заверш ение острого разговора потре бовал от мастеров сроки, в которые те -смогут наве сти чистоту и порядок на своих участках. Так налади лась дружба комитета комоомоАа с прессовым це хом. А ребята не сидели сложа руки. Создали у себя совет молодых специалис- т о в. председателем выбрали Владислава Плужникова. И окунулись с головой в хо зяйственные эабо-тьг; Рабо чие станки моют, хлам вы возят, старые штампы, при способления — в пристрой ку, а специалисты ломают голову, как вывести цех из отстающих. Цех по площади неболь шой, а номенклатура поста вляемых деталей огромна. Задержит деталь — тор моз для всего завода. Мож . но смело сказать, что ни один цех не проживет без продукции прессового. Вот : торые вложили и выдумку, ; и опыт, привезенный с ' других предприятий, где ' прихО'ЯЧ."«ч-ь в свое время ( побывать на практике. А работа в цехе шла сво- 1 им чередом . Комсомол, как ! и обещал, помог. В по- ; следний м есяц лета, все, кто I приходил: в отдел кадров I наниматься, столкнулись с ' таким фактом : в первую ; очередь направляли рабо- , тать в прессовый. Кое-кто I не выдержал заданный мо- ] подыми темп, ушел из це- 1 ха. Так в самый критический I момент ушел начальник уча- В ы 3 о в и решили молоды е специа листы — цеху необходимо иметь «задел», чтобы от- -биться, наконец, от много численных «толкачей». Решить всегда просто, выполнить—трудней. Но де ло надо делать. Все двад цать. стали задерживаться, когда—в перерыв, когда — после работыг. Взялись для начала двенадцать техниче ских заданий разработать. Каждый молодой специа лист личный творческий план наметил. Старые штампы вытащили в при стройку, но ведь там им то же не место. Надо приду мать специальные стеллажи для их хранения. Попутно взялись решить и еще одну проблему. Чтобы установить при способление на станок, ухо дило больше часа, и один рабочий сп-рввитьея н е 'м о г . Теперь разработали такие конструкции стеллажей, с которых с помощью крана, свободно м-ожно- взять лю бой штамп и установить в течение нескольких минут. Это была одна проблема. А уж если решили, сделать «задел» в цехе, то для его хранения тохАе надо было отыскать нигде не заплзни- рованную, не предусмот ренную площадь, Но инже- неры разработали чертежи удобных стеллажей, в ко- 1 стка кабин. Пришлось ! Плужиикову взять на себя ! руководство. Рабочие, привыки!1ие к етАринке, к ежедневной 1 опеке бывшего начальн1ика, - который почти не бывал в кабинете, сначала не оцени ли деловую конкретность требований нового. Постепенно в цехе нала живалась новая жизнь. У Пп-ужиикова прибавилось забот. В кратчайшее время были разраб'отаны все д ве надцать тем. Чертежи, вы полненные молодыми спе циалистами для изготовле ния необходимого обору дования, сразу же передали в отдел механизации и эв- томатизации. Владислав в течение дня выкраивал вре мя и спешил в отдел ,-к ин женерам , чтобы поторо пить и'х, вместе с ними ра зобраться в непонятном. А врем я работало на них. Вот уже в сентябре цех вы полнил план по всем пока зателям . Не отстал от д ру гих прессовый и в октябре . Еще долго в витрине тех нической эстетики, что стоит сразу з а центральными про ходными, висела заметка, которая рассказывала о тесноте и грязи в прессо вом. Рассказывала о том, чего уже в цехе не было. А. АРНАУТОВ, ■На зтом снимке, сделанном нашим фотокорреспондентом В. Ельшаевым, вы видите студентов Липецкого пе дагогического института во время са мостоятельных занятий в читальном зал е библиотеки. Зд ес ь открыт сво бодный доступ и литературе. НА ПУТИ В „ВЕЧЕРКУ" «в начале этого учеб ного года в девятую школу рабочей молоде жи подано 80 заявлений от юношей и девушек, работающих в тресте «Жилстрой». После ме сяца занятий «вечерку» посещают всего лишь 4$ (Из выступления ди ректора ШРМ № 9 А. И. Тишинова на IX комсомольской конфе ренции треста «Жил строй») Рвзговаривая как-то с пожилым рабочим, я спросил его, как получи лось, что он остался ма лограмотным. —* Не до этого было, большая семья, рано стал помогать отцу. З а тем—^война. А после —• восстанавливал. И столько грусти было в его голосе, что я посо чувствовал, ибо видел, как болезненно человек переживает. Он работа ет бригадиром , и фото графия его с Доски по чета не сходит, а вот в день получки к кассе подходит послед и и м: стесняется, что расписыт ваться может только пе чатными буквами. Женское общежитие треста «Жилстрой» по ул. Космонавтов, 21. Живут здесь 300 деву шек, работающих, в ос- новно'М, отделочницами. Из них Б школе рабочей молодежи, техникумах и институтах учится каждая восьмая. Так что ничего удивительного нет, если первая девушка, встре тившаяся в коридоре об щежития, как раз отно силась к числу тех семи восьмых, которые нигде не учились. Мы ра зговариваем с Катей. Она не скрывает, что учиться больше в школе не хочет. — Зачем время зря терять? Я «от хочу зани маться на курсах маши нисток. У нас в комнате двое уже ходят. — А что, разве про фессия м аляра уже не нравится? — Скажите! Что га удовольствие в грязных спецовках щеголять? А там стучи на машинке, в тепле, в чистоте.'И сво бодно! А у маляров вто рые смены, к концу го да штурмовщина... -г- Ну, а потом что? : — Как что?— удиви лась она. — Замуж, ко нечно. Не будем разубеждать Катю, что стучать на ма шинке — тоже не про- хто, и там есть св-ои штурмы! Сам разговор е'ставил тяжелое впечат ление не только потому, что девушка за запач канным комбинезоном не увидела всего великоле пия и чистоты своего труда, а потому, что. ее не научили, не помогли это увидеть. Мо жет ли похвастаться'' комсомольская органи зация треста хоть одним собранием, где серьез но, глубоко и непремен но поэтично говорилось бы о профессии строи теля? Пришли д е в у ш к и , оформились в трест, да ли дело их рукам, а души остались б ез при зора. Вот и свила там себе удобное гнездо .мелкая житейская фило софия. - . Члены «Комсомоль- ско.-о прожектора» СУ-7 треста «Жилстрой» про водили рейд по усло виям быта / в мужском общежитии, расположен ном по улице Гагарина, 173/а. Неожиданно об наружили, что в одной из комнат нет двери! Снятая с петель, она сто яла в комнате. На ней лист ватмана, на кото ром кебезызвест н ы й спортсмен и активист Анатолий Должекков вь!- полнял курсовую работу. Он спокойно объяснил, что чертить больше нег д е : стол плохой, а пол— неровный. Случай вроде смешг ной. Но уж такой - ли смешной? В тресте «Жилстрой» есть три общежития: два женских и одно — •мужское. Все эти здания принадлежат ЖКК тре ста «Липецкетрой», кото рая сдает их в аренду «Жилстрою». Передав общежития в аренду жилстроеацам, работники липецкетроев- ского ЖКК сняли с себя заботу об их состоячий. Но, в свою очередь, и администрация «Жил- строя» не берет на себя никаких обязанностей по улучшению быта. Деньги платим — и хватит. Так общежития стали б е с - . призорными .' Комитет комсомола треста /пока тоже не удостоил их своим с ер ь езным вниманием. В этом году из ,ехни- ческих училищ пришло более ста молодых. Об щежитие переполне но. В трвхместной ком- ■ нате, например, живут по 5—6 девушек. И ес ли кет выхода, чтобы создать нужные условия для учащейся молодежи , Г' комнату для занятий. На одном из собраний комсомольского актива было предложено орга низовать ' совет по конт ролю з а быто-выми ус ловиями. Члены комите та ВЛКСМ треста с ра-- достью ухватились за згу„ мысль, а потом... забьши. В. БИРЕВ. К ОСМИЧЕСКИЙ век. век науки и техники, киберпе- так характеризуют время, в которое мы жиием. Пя- -тцле'гнве »аль-Ч'11шки,г:ёдва научив шиеся правильно держать в,руках каратдакц, уже 'игра-Ют «в кон-ст- рукторы», „Мастерят ракеты, строрт многоэтажные дома -из.:кубиков, ;А щестнадцатилетние всерьез увле- каюк'я фионкой, де.' 1 аюг раднопри- ем 1 *»ки, магвитофоиы, работают в химических (пока чвколъны.х) ла бораториях, выходят победителя ми математически.х. олимпиад. Итак, нау 1 ка, техника... Из 30 .а:н 1 кет,„ запол-меииых . десятиклас-г сниками, в 22 -х было' отдано п'редпо'ггепис как любимым пред метам физике, математике, химии. :А как же литература, история? Отходят сегодня на второй:нлап? Ведь их практическое применение не П'редполагает .создание: , для людей опредедвиных матеряа.чь- ных цевностей. „Стихи Есенина, пусть пленяющие рроей.образиот„- стыо, теплоюн чувства, остану юя только-стихами — 'сганка и-пм р-а- тсеты из них нс построишь. Может, •учителю •■литературы не стоит за- , йийатБСЯ' сложиЫ'М -гана-яизом :НЮт ансов чело-веческих'чувств, ‘ осо бенно тонко изображенных имен но в лирике? Не будет ли это ' нерациоаальным иовользованием времен!и? ". Эти во-просы-.встали. передо мной в'цервый раз, когда я была .сту-.. денткбйчпрактиканткой. Мой Ю-й «А» был 'именно «математияескйм классом». Ребята аанима-лись по специальной программе, включаю щей элементы высшей математи ки, трудные случаи -.решения ,за- „дач по физике, химии, 'работали в шиольных биохимических круж ках, еловом, мечтали цоенятать свою Ж1ЮИЬ киберпегике, ядериой фиаи-ке, химии, биологии. Не скажу, чтобы ребята не зна-ли литературы. Нет. Они мно го ч-йтали, работали над' К|ри:тиче-' СКИ 1 М 1 И статьями,:-интереено, - по- овоому- анализировали стихи, пи сали- сбчинеиия, но^вее это делали подчеркнуто равнодушно, словпо отдавая долг учителю, которому «надо ответить», или бу-дуще-му ат тестату, в котором не- должно,: быть троек. Л однажды, проверяя сочинения вместе с „учительницей литературы, мы про'чли в конце одного КЗ них такие слова: «На конец-то от.!штератур 11 лись. Все». Автор хотел этим сказать, что очень доволен, написа-в (наконеи- то!) требуемое сочинение п осво бодившись от скучного з.анят'ия.,. ^ и слова.--— не мальчишеская... бравада, желание чем-то обра тить; на:себя внимание, выделить- - ся. Это уже начинающее ::оклады- ’ваться шровоззренце: б.удущему 'Инженеру нужна математика, фи зика, а литература... Пусть ею занимаются те, к-го готовит себя в педагоги, журналисты. Всего ® раштюй степени не постигне-шь. Раздумья учителя Полны.м ли будет счастье на шего вообрансаемого кибернетика, всю жизнь занимающегося толь ко маюмати.кой и ничего бо.тьше не замечающего вокруг' себя? В,ря:д ЛИ.: Ему будет „незнакомо счастье общения с чарующим, вол- шебнЫ'М миром музы-ки, поэзией 1 Г т ю ш щ щ я е о в ш т в -нант век высокого разШ|Иъия на 1 укй, „литературы,.--•'иокусства й Ломоносову .п|вшлоеь бы трудно. Общая масса информации, но подсчетам .статистики, через каж дые 15 лет удваивается, И все- таки трудно представить ; себе 'учеирго-'квбернетика:' нашего вре мени, занимающегося 'голак-о сво- имв -подсчетами; :й-е-. интересующе гося •современным ки-ио, поэзией, -не знающего Достоев-ежого, Тол стого. Если и "воамо'жен такой тип ученого, то как бедна ' и однооб разна.-будет жизнь человека, .у которого перед глазами только формулы и кнопки, кнопки'и фор- -мулы! Вшюми-нается- наш студенческий дшжут, п-р-оведеН'Ный под руко водством преподавателя фило-со-: фин Л. Е. Хоруца «В чем я вижу смысл моей жизни?». Горячо спо рили, возмущались, докааы.вали -равные точ «11 зрения и пришли к общему выводу, который выражен в двух словах; «быть счастлив вым». Странно? Может быть, даже слишком обыденно. и эгоистччи-о для такой серьезной темы? Но ведь все говорили о иообходимо- : сти з'ворческого .труда для лю дей, о желании пос-вятить свою жи-зпь люб-вмой работе, делаю щей человека с^шетливым. Зиачи'**' понятия «смысл жизни» и «счастье» недалеки друг от друга, даже, наоборот, они тесно связашы, едины. ббс« 0 |неч'ио рааноб-браен-ой,; вечно новой природы, он будет лишен простоты, неиоаредстве:нноств вое- ириятия Ж.ИЗВИ.' ■ А художествешга-я литература? Знакомясь с. ее произведения-ми, м >1 как бы знакомимся с целой жгорией человеческого общества, переведенной:':. на язык- живых страстей. - Любовь к литературе, ощущение потребности читать воогштьгоает- ся в школе. Поэтому большая от ветственность лежит на,иа-с, лате- ра'тора-х, от которых во многом зависит,.какташ вырастут наши ребята '— добрыми, отаьгвчивывд, -неравнодушными, любящими поэ* ■ шю , музыку, или черствыми -эго истами. ■ . ' Вогюминаются два моих раз-'!ых Г ка — «О стиле произведений Островского» II «Об «элемел- та.х» сюжета в драме «Гроза». К первому много гото 1 Вилась, ра- 'ботала с текстом, но ребята от неслись к уроку равнодушно; вы слушали, записали и на .следую щем уроке пересказали вроде бы добросовестно, 1 Ю сухо, неинтерес но, без всякой собственной оцен ки. Иначе было с «■элсмептами сю жета»: Я не рассказала о месте завязки, кульминации в Драме, а предложила найти ребятам са мим, предварительно сообщив, что О завязке «Грозы» до сих поц в критике нет единого мнения. И спорам не было конца. Сложилось несколько -точек зрения, приводи лись доказательства, над которы ми задумались бы и настоящие литературоведы. Уреж был живым. ■Ребята-мысли.'р^. Раздумываешь: в чем дело? Очовидио, мало.— сообщить мае-, су инфо 1 рмации.-'по . какому-либо вопросу. .-Этим .современных ш«олыга 1 ков -не уднви-шь. Надо-- еще зашпересовать их, заставить думать,: делать: свои выводы, т. е. дать ребята-.м возхюжность про явить' свою инициативу, сэмостм- тельность,:умение мыслить,.а не•: следовать указке учителя: «эго так, и не иначе»; Пусть ошибают ся — можно тактично .поправить, но пусть думают! Итак, творческая . активность,, как говорят педагоги, проблемная, ситуация-;: Но ед 1 шст 1 ВШно ли и . самое важное эхо условие успеха?' Кто проводил диспуты, по опыту.;: виает, что—нет. Можно поставить десятки вопросов и спорных про блем, а ребята будут молчать, ■останутся равнодуш-ными. Что же еще вужно.'? По-нбему, большое значение -имеет отношение само го учителя к теме урока, к про- бле.ме, которую он предлагает :.ра 0 рёшить« .Причиаа успеха' -мо его второго'-уроаса еяарее всего в том, что ею ге.чз была мне бли же, интереснее. Я. давно ждала этого урока, ■как ждала когда- : 'ТО:вракртчес- 1 шх занягий В. П. Гл),чова, живых, увлекательных. Хотелось-; узнать, как отнесутся ребята,«;'.теме, которая волновала недашю нас, студентов литфака, какие .могут быть точки: зрения, какие сцены ребята будут анали зировать., Наверное, мой .интерес .'еооб;ф.ился классу. Ребята вин- матёлыю перечитывали знакомые стро-чйи драмы, анализировали свою точку ^•зреиня и- находили подтверждения, иногда неожи данные н':новые для меня. С уро ка я ушла с чувством удовлетво рения. И сделала для себя серь езный вывод — кроме постановки шп'ореспых вопросов, нужен тот самый огонек неравяо,'’ушия, лич ного интереса, которы; зажигает ребят, заставляет их не только думагь, но ,и' чувствовать, сопе реживать. Именно тогда книга становится для них учебником жизни, без которого трудно так же, как без хлеба. Потому что это — хлеб наш ду.човный. Р. БОЕВА, Лебедянский район.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz