Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)
ПРИГЛАСИТЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ... Ш д у т о у ч г е а г ь х ж ш ш б о р ш Комсомольское отчетно-выборное со брание в колхозе «50 лет Октября» по нравилось своей простотой, непритяза тельностью. Александр Никитин, з ам е щавший комсорга Машу Шаталову, тол ково и деловито рассказал о т о м , ’как молодежь работает, отдыхает, учится. В непринужденной обстановке комсомоль- Опытным механизатором в Введен ском отделении совхоза «Липецкий» считается молодой тракторист Николай Мещеряков. В этом году он возглавлял звено по выращиванию кормовых куль тур. Его звено в достатке обеспечило совхозный скот сочными кормами. В на стоящ ее врем я Николай Мещеряков вместе с совхозными трактористами готовит технику для зимнего хранения. НА СНИМКЕ; тракторист Николай Ме щеряков. Фото А. Гирева. цам легче оказалось разговориться, вытащить на поверхность все н аболев шие вопросы. Комсомол в этом колхозе набирает силу. Так, з а отчетный год, отметил до кладчик, организация возросла в два раза . Правда, их пока всего восемнад цать. Со многими удалось поговорить до собрания. И почти с каждым ра зго вор начинался и завершался ра здумья ми о работе , о будущем своего хозяй ства. ' А хозяйственники . из комсомольцев колхоза получаются неплохие. Вот, к примеру, Света Орлова , молодой спе циалист, недавно приехавшая после уче бы в родное село. Колхозники поручи ли ей руководить фермой по откорму молодняка. На этой ф ерм е условия тру д а не из лучших. Помещение старое, механизации почти никакой. Света энер гично взялась за дело . И уже в первый м есяц привесы телят достигли плвновь(х норм . - ' ■<Можно было многие ещ е рассказь!- вать о колхозных комсомольцах. О ле Клевцовой и Любе Гункиной, Ане По лухиной и Маше Моховой, работающих на комплексе. Взять хотя бы молодую чету Ткаченко. Оба они, и Иван, и Ш - рия, год назад вернулись из Липецка в родное село. Иван Ткаченко вместе с товарищами хлопочет в эти дни по пе реводу ко.мплекса на газовое топливо... Словом, интересные ребята, зам еча тельные дела. Но хочется остановиться на одн ом ' направлении их повседнев ной жизни. ’На собрании много говори лось о налаживании более , тесных кон тактов с руководством колхоза. Зашла рачь об отдыхе молодежи . Клуб, строящийся в их селе ,, намечено сдать к 1 января. Пока ведутся отделоч ные работы. «Нет клуба — негде от дохнуть», — решили комсомольцы и успокоились. Хотя здесь , на комплек се, красный уголок, где проходило со . бракие, не уступает многим сельским клубам. Однажды , правда, ребята пошли к руководству колхоза с предложением организовать самодеятельность в крас ном уголке комплекса, но их «не под держали». Что было поддерживать? За бирайте ключи, вытаскивайте баян, ко торый пылится в КОЛХОЗНОМ сейф е и приглашайте председателя посмотреть первую репетицию . Также остается пока открытым !вопрос о шефстве над ■новым клубом. Впрочем, не м ен ее веский упрек можно высказать и руководителям кол хоза. Создалось впечатление, что в хо зяйстве не принято по любому, и тем бо л ее крупному, вопросу советоваться с молодежью . К примеру, переход до ярок комплекса на двухсменную рабо ту. Большая это проблема. И в первую оч еред ь она касается комсомольцев. Ведь именно им и ра€отать-то при но вой организации труда. Однако руко водство комплекса, задумав ввести сна чала в двух коровниках двухсменку, ни словом не обмолвилось об этом с мо лодеж ью на комсомольском собрании. Потому не удивлюсь, если девчата, про чтя эти строки, разведут руками в не доумении — какая двухсменка, о чем речь? . Одним словом, от того, что не нала жены деловые, творческие контакты, страдает преж де ' всего произаодство, которое и есть главный фронт прило жения сил комсомольцев. тКолхоа «50 лет Октября», Липецкого района. Л. БОБА. ЛЮБИТЬ-ЗНАЧЙТ БЕРЕЧЬ ■ •.Это касается и руководите- ! лей преЗглриятий. Разве мож- Н ОВОЛИПЕЦКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД. СТАН «2000». ЛЕНИНСКИЙ УРОК БЫЛ НАЗВАН ЗДЕСЬ ТАК: «СОЗДАЕМ СОЗНА ТЕЛЬНУЮ ДИСЦИПЛИНУ ТРУДА». УЧАСТНИКИ УРОКА — 60 КОМСОМОЛЬЦЕВ ТРЕТЬЕГО ЛИСТОПРОКАТНОГО ЦЕХА. ВЕДУЩИЙ — КАНДИДАТ ФИЛОСОФСКИХ НАУК АБРАМ ЛАЗАРЕВИЧ ЯМПОЛЬСКИЙ. ★ ★ ★ А. Л. Ямпольский. Давай те условимся: урок наш — необыкновенный. Нам пред стоит -волнующая встреча с ленинским наследием- Обращ ение к заветам вождя поможет высветить, ярче увидеть за повседнев ностью наших ' будней — величие их, за каждоднев ными радостями и тревога ми — перспективы. «Создаем созкателькую дисциплину труда...». Не сомневаюсь, некоторым та кая тема представляется больно уж легкой. Знако- , мой. Прошу , нэиболез ре шительного выйти и напи сать вот на этой доске — следующ ее: «У1|иться жить и работать по-коммунисти чески». «Нй'иболее решительный» — комсомолец Дмитрий Мозгунов пишет: «Учиться, жить и работать по-комму нистически». А. Л. Ямпольский. Верно. Почти — верно. Ну-ка, по размыслим, нет ли здесь одной неточности. Кто-то в з але предлагает стереть запятую: «Учиться’ жить и ' работать по-комму нистически». А. -Л; Ямпольский. Со гласен. А теперь объясним, почему нужна эта поправка. После минутной паузы — голос с места, не очень, правда, уверенный: «Ну, это значит, что мы сейчас ещ е не учимся, живем и работа ем по-коммунистически, а только учимся ТЭК жить и работать». А. Л. Ямпольский. Со гласен. Владимир Ильич говорил, что нельзя от ставать от истории, плестись в хвосте, но н еразумно так же подгонять события. Создавать сознательную дисциплину — ведь это зна чит учиться жить и рабо тать по-коммунистически?.. Тогда обсудим, посовету- я, как учиться сознатель ной коммунистической дис циплине. Так стартовал Ленинский урок. В первом ж е выступлении — слова попросил Дмит-^ рий Мозгунов — определи лась и выделилась мысль— лейтмотив всего ра зговора: нам необходима необычная, веками складывавшаяся дис-^ циплина, но — дисциплина качественно новая, соэна- тельная. Она-то и отличает ■ советского, — нового чело века от послушного наем ного работника б уржуаз ного предприятия. Об этом мечтал и Ле нин. Вчитайтесь вниматель- 1 его слова:,. «Крепост ническая организация об- ществеН1ного труда держ а лась’ на дисциплине палки,, при крайней темноте и за битости трудящихся, кото рых грабила и над которы ми издевалась горстка по мещиков... Коммунистиче ская организация общест в ен н о го : труда, к которой первым шагом является со . циализм, держится и чем дальше, тем больше будет держаться на свободной и сознательной дисциплине самих трудящихся;’^' сверг- ’ нувших иго как помещиков; так и капиталистов». Александр Волков, опе ратор-резчик. . — Наверное, пора п ере стать считать какой-то осо бой заслугой то, что чело век не прогуливает и не яв ляется на работу пьяным. Сознательность не в этом! Сознательность не только- э том, что рабочий, мастер, бригадир добросовестно—^ «от» и «до» — выполняет служебные обязанности. У нас в листоотделке боль шинство молодежи работа ет хорошо, о прогулах и других явных нарушениях порядка речи быть н е м о жет. Но благодушество вать нам непростительно. Мое мнение: истинная со знательность проявляется всегда, в езде и во всем, в большом и мелочах. Нельзя называть себя дисциплини рованным, сознательным, коли ты старателен и приле жен лишь на производстве, а в комсомоле, к примеру, не выполняешь элементар-- ных требований Устава. В б орьбе за дисциплину комсомол может сыграть одну из главных ролей. При условии, конечно, что он завоевал авторитет, что люди верят в его силу! Но не всякий понимает это. Кое-кто из мастеров сам ни в чем нам помогать не хочет, да и у нас не. желвет- искать поддержки , опоры в воспитании молодежи . А создание-то дисциплины— общая цель, б е з контактов трудно и нам, и им... В начале семидесятых во- гтрос укрепления ■дисципли ны труда стоит гораздо острее, чем двадцать- тридцать лет назад . В чем причина? ~ спросил веду щий. В зале оживленно заго ворили. Прозвучала чья-то реплика: «Специфика про изводства усложнилась. Та кая техника нам доверена! Сты.дно, если из*за своей несобранности, неорганизо ванности, недисциплимиро- ваиности мы не совладаем с нвю1». :А. Л. Ямпольский. Резон ное замечание. Уточню: в результате механизации и автоматизации растет взаи- мозависимость различных производственных звеньев. Слаженность всего орга низма определяется четкой работой отдельных участ ков. Отнесется к делу один спустя рукава—пострадать может весь цех, весь за вод... Виктор Сластунев, элек трик. Каждый у нас — творец дисциплины, так? Творец общего успеха. Или —виновник общей неудачи. Все отвечают за всех. Прин цип: моя хата — с краю; я соблюдаю все правила и блюдать е е непременно нужно. А вот как вь: дума ете, приятна ли она? При носит ли она радость, удо вольствие? Или это только долг, выполнять который приходится всегда, застав- контроля, взаимной ответ ственности, доведения до конца всякого ценного на чинания вопреки препятст виям, трудностям. Как известно — очевидно, не всем — валки стоят очень дорого , тысячи руб- ляя себя, с усилием?», лей. А обращаются с ни- ' - ми небрежно; они . .-ч ас то выходят из строя по вине работающих. В феврале, скажем, испорчено было восемь валков. Всего ж е за год сломано тридцать во семь валков и обошлось это цеху в 300 000 рублей. установки, а что там рядом со мной происходит—«то- то прогуливает, кто-то б е з дельничает, — так я ни при чем, — не годится. Лидия Паршикова, ста- тиет по валкам. Суть со знательной дисциплины можно выразить так: я — советский человек, я — ра бочий, я — хозяин цеха, за вода, то, что я делаю — де лаю для себя, отлынивать, работать на «халтурку» не выгодно мне же самому. Вижу — сосед н едобросове стен, нечестен — не могу оставаться равнодушным, потому что и от его халат- рублей — такова цена невнимательности, бес хозяйственности, недисцип линированности. Д о меня уже правильно сказали: нарушители дис циплины — не одни пьяни цы и прогульщики, все го ра зд о слож14ее. Настало время задуматься над нару шениями не столь откро венными, не столь 3 гпвза бросающимися, но — не м ен ее серьезными... Виктор Андреев, старший резчик комсомольско-мо лодежной бригады. Био графия нашей бригады ко роткая, вся как на ладони. I от моего б е зр а з - Потому-то так наглядно Но от равнодушия, от прохладцы мы пока дале ко не свободны. Смотрите: стан «2000» — уникальный, полностью механизирован ный, автоматизированный, наша гордость по праву. А валки собираем вручную. Непроизводительно и тяже ло. Разработан проект ме ханизации .этой операции, чтобы производить е е на так называемых стендах. Стенд — поставили, а там что-то не заладилось, и он уже долго бездействует. Ни авторы проекта ,'ни мы сами ничего не предпринимаем, во всяком случае — ре зуль татов наших совместных усилий незаметно. Разве это не нарушение дисциплиг ны? Государственной, ком мунистической дисциплины можно проследить рож д е ние коллективной дисцип лины. Ребята у нее моло дые, к производственным порядкам не приучены бы ли. Сейчас — легче, конеч но. Каждый знает свои обя занности, старается их вы- ’ полнить не хуже других. Однако все еще и такие попадаются, кто в открытую от работы увиливать не р е шится, а просто наскоро, лишь бы не пристава ли, подмахнет и — руч ки сложит: с меня взятки гладки. З а ними глаз да глаз нужен, сознательность для них пока отвлеченное понятие... Разговор о недостатках ведущий п еребил несколь ко неожиданным, но — ло гичным и любопытным — вопросом : «Хорошо: дис циплина необходима и по лезна, воспитывать и со- И опять г— зашевелился,' загудел зал . И опять — кто- то, не выдержав, подал го лос е места: «Дисциплина на м ожет быть приятной!». Ему тут ж е возразили сра зу несколько человек. Ко ротко ;и веско ответил тот же Виктор Андреев: — Нет, может. Закончи лась смена: все шло орга низованно, в хорошем рит- * ме, поработали на славу, б ез единого замечания сда ли смену, домой идем, зная: все сделали как на до. Разве это не приятно? Александр Валков. И все-таки — иногда дисципт линированность твоя д о ставляет тебе «радость» в кавычках. Расскажу свеж1ИЙ -г- сегодняшний — случай. Привез я со склада сроч ный груз, а сгружать неко му: машиниста на кране не видно. Как быть? Три раза весь цех обегая, с ш офе ром поцапался, наконец, нашел машиниста, разгру зил... Как думаете , очень' приятно мне было? А мог ведь не колготиться, не нервничать — ну, кет маши ниста и нет, я тут не вино-; ват... В зеле засмеялись: «Так причем ж е тут дисциплина? Непрнятно-то, наоборот, от недисциплинировзнн о с т и машиниста!». Д а и сам Александр тут же попра-; вился: «Я как ра з и имел в виду, что радость прино сит дисциплина всеобщая, все и всех охватывающая ..». Никифор Коровкин, бри гадир электриков машинно го зала. Меня интересуют конкретные методы воспи тания сознательной дисцип лины. Чтобы быть созна тельным — надо видеть цель. То, ради чего стоит быть сознательным, дис циплинированным, трудолю бивым и так далее . Дисцип линирует само сознание ц е ли. А мы з а текучкой упус каем ее из виду. Забываем о ней. У производствекникв са мая ясная, о сязаем ая цель — выполнение плана. Все этому и надо подчинить! Но в то ж е врем я следует пом нить, что план все-таки не самоцель, что и он служ 4Т иным, высоким и прекрас ным целям... А. Л. Ямпольский. Вы бри гадир, да? Скажите, а как вы вдохновите рабочего этой высокой целью? Суме ете? (После продолжитель ной паузы). А если так: ты хочешь, товарищ, чтобы вьетнамский народ побе дил? Ты хочешь, чтобы из раильские агрессоры убра лись восвояси? Чтобы в ми ре не было войн, чтобы стало меньше голодных и угнетенных?' А ведь все это зависит от тебя. От твоей работы . От твоей дисципли- дол- ннрованности. От твоей со з нательности. От того, вы полнит ли план наш цех се годня, завтра, послезавтра... Никифор Коровкин.!Все правильно; но ведь не {ста нешь же на рабочем месте говорить ..так торжественно -И громко... ! А. Л. Ямпольский. Не-так. И не на рабочем месте; Я постарался передать основ ную суть пропагандисфко- воспитательной ра6 оты| с людьми, от которой столь многое зависит. Вести ее надо у м ^ о . 'н е в лоб,|' не м ежду прочим... г Вячеслав Хмелев^кий; электрик. Я продолжу | ва шу МЫСЛЬ; можно? Как до нести сознание великой! це ли д о каждого? Путей не мало , один из магистраль ных — политическая у^^ебв. Вот где уместно, впечатля юще; с пользой проэфчат мысли, высказанные только что нашим ведущим. А,! у туте политучеба не достигла такого развития, веса. (Все ещ е полагают, что уче^а — это только запоминали* ка ких-то дат, фактов, теогетн- чеоких , положений.., И ещ е . Дисциплина жна быть сознательной единой. Для всех участков. Сверху донизу. Пока чт^ мы часто ограничиваемся !, од ними рассужлениями об этом. Пример:': у нас,) у электриков, ремонт. Заме няем электродвигатель.! Без крана не поднимешь. !Про- сим у механиков — занят. Часа ч е р е з два дают ' на краткий срок, словно зара н ее /рассчитывая, что мы не управимся и у них будет ПО.ВОД больше не давать его. Но мы поднажали, и управились. Однако ведь это ненормально. Ведь ин тересы производства : в равной степени зависят и от нас, и От них, зачем же вставлять спицы в колеса друг другу? Дисциплина — это и взаимовыручка, взаимопомощь.., Ленин немало писал о не обходимости контроля. Сознательная дисциплина; б е з сомнения, воспитыва ется и контролем , и про веркой . Но бывает .и так. Приходит к нам бригада из КРУ. Мы спешим, показыва ем, что н ад о сделать. А они не торопятся. Се ли, покурили, руками р а з вели: «У нас нет того-то»,— и пошли искать — им вре мени не жалко. Мы ж е вся кий ра з превра|Щаемся в толкачей, в погонял. Они могут и неоконченной рабо ту бросить, и науКабед не во- ■ врем я уйти... Мы возмуща емся, они — хладнокровны :' «Не кипятитесь, мы вам не подчиняемся». Да, нал^ они не подчиняются, а их руко водители не проверят , как работают, оставляют все безоб р азия б е з внима- Алекеандр спесарь. Образование , щий культурный и пол 1 ТИ- ческий кругозор — навер няка, повышают дисципли ну, И комсомольский попит-', просвет м ожет способство;- йать этому в немалой сте пени, однако, работает о н , ещ е слабо. Нет тесной свя зи с производством , с эко номикой. Наруш.ит'ель не всегда даж е представляет, какой ущ ерб он приносит пронэводству. А если бы на занятиях привести . цифры , факты — убедительно было бы. Хорошо, что в этом году у нас начали работать . кружки «Беседы о социали стической экономике», они — важнь1й шаг к тому, о чем мы говорили. Два с половиной часа шел урок и все ж е не все ас- , пекты глзЕНой темы уда лось затронуть. Взять хотя бы вопросы социалистиче- ского соревнования и уча стия в его организации ком сомола, движение за ком мунистический труд; формы и методы наказания и по ощрения . Много интерес ных, достойных особого об суждения мыслей было вы сказано в выступлении гос тя;-урока — начальника це ха ' Андрея Дмитриевича Бе лянского, р зесказавшего о перспективах завода и ц е ха, о сложных задачах, ко торые неосуществимы б е з сознательней, строжайшей трудовой дисциплины. Но и то, о чем успели поговорить, важно и инте ресно. Отрадно, что почти все выступавшие так или иначе подчеркивали личную ответственность м олодого работника, комсомольца за высокую дисциплину в коллективе, з а воспитание коммунистического отно шения к труду в с ебе н других. В орбиту беседы невольно включены были и проблемы , не связанные су губо с дисциплиной, на первый план выдвинулось это: б уд ущ е е . начинается сегодня, будущ ее, начинает ся с тебя, и ты— з в ’ него в ответе. Как заметил ведущий, урок должен быть продол жен, став практическим уро ком ' коммунистического труда, коммунистической дисциплины. Комитет ВЛКСМ цеха возьмет на вооружение ос новные предложения , вы сказанные участниками у'ро- 'Н’З, --- сказал в заключение вожак цеховой комсомоль ской организации Вячеслав Сорокин, и добьется их претворения в жизнь. И, БЕРЖЁВ, Шз почты I \« Родника» I I' ■ ■ ■ . ’'!■ ло бы желакне.-т- И. КУЛИК, член общества «Знание». ИПАМЯТЬ ОПРОШЛОМ К Р А Н П... Как известно, Совет- иепонимание.м э т о го. Если нам трудно со- слому правительству Приведу пример. Как из- здать ,дом-музрй Плеха- пришлось вести борьбу .рестно, в Липецке про- ьова и }стапозить памят- с нигилистическим отно- ходило знаменитое со- кик великому мыслиге- шением к культурному -вещание , народовольцев, лю, то, видимо, устапо- наеледию, проявляемо- Этим исто.ричеоким фак- вить мемориальные до- ' му так называемыми том мы, липчане, ,.мо- ски и барельефы особ' 6 -” «специалистами по про- жем по праву гордиться, го труда не составит. Бы- летарской культуре». Вызывает удивление и ' ' К счастью, деятель- то, что до сих пор на, ность этих «спецнати- здании первого корпуса сгов» не нашла поддерж- Липецкого курорта нет КП и была решительно мемориальной доски, со- осужденд, партией. общающей, что здесь, и Письма поэта С. Па- гостниице «Минераль- нюшкина, опубликован- ные воды» в июне 1879 ные в «Ленинце», лиш- года жили члены иопол- ний раз доказывают тот кома «Народной воли» факт, что памятники ста- Ошанина и Баранников, рины на территории на- Кстати, доска готова, а шей области еще не ста- вывесить и торжественно ли для пас святыней.’ открыть ее все не собе- ВоопитБшать у моло- - дежи чувство Родины Почти во всех" горо-' невозможно без воспи- д^х, где я бывал, име- тапня любви к встсфии ются ули(цы, названные родного края. Причем; именами герое®. Есть историю надо понимать такие улицы и в Липец- не абстрактно, не вооб- де, йо д отличие от дру- ще, но и как историю городов у нас ни па' твоего города, твоей ули- одной такой улице не цы, дома, в котором ты увидишь мемориальной живешь. доски с фамилией героя Поэтому обидно й и краткими биографиче-' странно ■сташшваться с скими сведениями. РодноЙ! город. Любимый го- Э е ] род...-Как много чувств вкладываем в эти слова! ' С. ио назвать патриотом своего родным городом у., человека родного .горрда человека, ко- . связано; много ; воопоминаний.'.торый па словах ратует за чи- Рн гордится им,/хочет ..видеть' стоту .и культуру, а на деле .его мрасивьщ, благоустроен- пальцем о .палец, не ударит,. ,ным., . чтобы :.б,тагоус'гроить: .террито- .,./Жите.ти, Липецка много, де- рию завода; фабр.»ки я под-, лают для того,/чтобы улицы и .держнвать. на;,,.ией.образцо- ..ялощади'родного города были вую чистоту? ' чистыми, .зреными. В ртом го- Если строители, .не приведут АУ У нас .проведены большие, в по'ридок , нод-ьезды. к строя- работы по благоустройству: щемуся объекту, если запод- . многие улицы заасфальтирова. ская или-,, фабричная территс- иы. ъысажепы тысячи деревьевм.рия .будет утояать в грязи, то н кустарников. , ,а.втдарането 6 т ’'разнесет эту Сделано много, к тем обид- грязь по соседним улицам, иее, что не все деревья, выса женные весной, мы сумели оох- олагоустронство немыслимо ранить. И все это зависит от ^^з рзренения,., Руками эиту- иас самих, от каждого линча- зяастов каждый год высажива- 1 шпа. Ведь мало говорить о тысячи девевьев, кустар- любви к родному городу, надо «ветов, засеваются га- ■ эту любовь подкреп.чять дела- богатство- ми, личным трудом и заботой о каждого из нас. его чистоте и культуре. Любовь к родному городу. К сожалению, работу дворни- Какая^ она? Да прежде всего ков в домсуправлеиилх кэн- ~ действенная, актиНчая. Иа- тролируют./илохо. -К'Угому жС' до растить деревья,, не прохо- 1 ;екоторые руководители домо- днгь мимо тех, кто загрязняет управлений поче-му-то следят, удицы, топчет, газоны. Любить только за чистотой дворов и не родной город — это непросто, обращают вшшания на тротуа- Надо заботиться о его чистоте ры и мостовые. Види.\ю, надо и культуре, о благоустройстве, так доставить дело, чтобы ру- Это долг каждого.липчанина, ководители ’ домоуправлений купйн и ч чувствовали личную ответст- *” . лв'в|цпц* 1 , венность за чистоту тротуаров ' работггик областного и мостовых. УЧД. УЛЫБКА РЕПОРТЕРА НА ОХОТУ ВМЕСТЕ С МИШКОЙ. П роверь , не очень ли холодна вода . Фото А. Полякова. {Фотох:рон1ииа ТАСС). Д ЕНЬ / за. Е педэ'1 мой обычно заполнен д о ртка» Встречи с детьми, родителями, агогами, разговоры , заседания , бесконечные хлопоты. Но по в ечерам в памяти всплывает что-то одно. О собенно з ад евш ее за живое. Обеспокоившее, На толкнувшее на размышления. Вот именно такой и была для меня эта трудная беседа . Они сидели п ередо мноИ, все четверо — подростки пятнадцати—сем надцати лет. В милицию привело их в о6 ^ щем-;ТО простое, заурядное д ело : на про тяжении долгого времени эти г оре-радио любители воровали из мастерских техучи- детали, приборы и мастерили всево з можные приставки, приемники, передатчи- 1, Я спросила, известно ли им, какую от ветственность понесут они з а свое преступ ление? «Преступление?». Слово это их по коробило . Разве это преступление? Они■ж е не у людей брали, в и з мастерских,: И вообщ е — что тут страшного, можно ли называть подобные действия кражей!... ■Странная, непростительная наивность парней удивила и обескуражила меня . Ребята, конечно, были наказаны. Кто бу д ет отбывать срок в колонии, понесет строгую уголовную отвегственность, кто предстал п еред комиссией по делам несо вершеннолетних, Родители подростков дол жны возместить ущерб государству, исчис ляющийся 1000 рублей с лишком. Но в едь вот что тревожит: почему мо лодые , однако, по существу вполне взрос лые, самостоятельные люди, показали та кую вопиющую правовую безграмотность? Почему ни дома , ни в школе не научили их уважать Закон, не воспитали привычку в большом и малом соблюдать его, н етер пимо относиться к его нарушениям, не Письмо заинтересованного читателя говоря уже о том, чтобы самим не п ер е ступать граней правопорядка? Нелегкая работа у нас, работников ми лиции. Зато какое удовлетворение прино сит она! Как радостно бывает, когда после многочисленных посещений «трудных» под- Уважение к закону ростков, невзеелых б ес ед с их папами и мамами, рейдов с членами ДНД, узнаешь. Что ребята, замешанные р анее в хулиган стве, мелких кражах, ведут себя хорошо и их можно со спокойной совестью снять с .учета в детской комнате... Но это — д алеко не все, что нужно бы- . ло бы делать для предотвращения право нарушений. Оборотная сторона той же, м е дали — правовое воспитание несоверш ен нолетних. А оно у нас поставлено, откоо- венно признаемся, неважно. В этом мне не р а з приходилось убеждаться. Бесспорно, многое зависит от работни ков милиции, суда, прокуратуры. И все же встречи их со школьниками пока эпизодич- нь!, как, впрочем, случайны, бессистемны и другие мероприятия по правовому воспи танию. Ведущее место в этом в аж нейш ем . д е л е принадлежит, разумеется , школе. Именно в школе, а не на улице, не от случайных знакомых должны получать учащиеся с в е - дення о праве. Нужно помочь им понять, что Закон — не пугало, а — необходи мость, что Закон разумен и гуманен, что он охраняет интересы людей. Убеждена: правовое воспитание надо на чинать е первого класса. С п ервого ЖО класса надо формировать у ребенка про стейшие представления о том, что можно и чего нельзя. А старшеклассникам право вые знания следует давать в системе, ■ Большую роль в этом играет хорошее зн»- ние основ права преподавателями общест воведения. Методов правового воспитания много. Диспуты, семинары, чтение и обсуждение таких книг, как «Честь» и «Трудная книга» Г. Медынского, посещение процессов вос питательного характера подростками шест надцати лет и ТЭК далее... Короче, все зависит от инициативы педа гогов, от их контакта с юристами, работ никами милиции. Девайте подумаем , как лучше это сде лать, Будем помнить, что б е з уважения к Закону невозможно вырастит:;^ настоящего гражданина. И. КАНУНЦЕВА, инспектор детской комнаты милиции Левобережного РОВД.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz