Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)
Н у , мало , т на свете чудаков, странных' людей», — говорит чудак-из чудаков Санн Залет ный, герой рассказа писателя Васн- лня Шукшина. Шукшин любит писать о чудаках. ■'Например, о том, как- столяру ма ленькой г 1 астерской «Загогзерно»- Аи-' дрею Ерипу приспнчи.то во что бы т о ни ста.чо купить йикроскоп, чтобы открывать способы уничтожения мик робов. Или р письмоносце Макаре Жеребцове, которому есть-пить не надо, а дай только людям ; добрым посоветовать, что да как делать, хоть они за эти советы его же честят на все лады,.. Читаешь коротенькие шукшинскне истории про странных сибиряков— в основном, герои, его — жители си-_ бироких сел и деревень— и невольно вспоминаешь про мудрого донского ка зак а 'и з шолоховской «Поднятой целины», рассуждавшего о «чудинке» в человеке. .Без «чудинки», по словам его, человек будет голый и окучньш, как кнутовище. ■ Р1менно странностью, «чудинкой» человек й интересен, - потому что в ней отразились, его главные, достиг нутые, нет ли, цели. Его суть. Его способность не растворяться в повсе дневности, в вечных заботах о хлебе, насущном, в унылой .практичи-ости, трезвости, приземленпости. Творче ский строй его души. Фильм «Странные, люди», снятый В. Шукшиным по мотивам собствен ных рассказов, можно было - бы —- будь сценарист и .режиссер прямоли нейнее и пожелай,он заранее подска зать зрителю, ради чего сделана кар т и н а ,— назвать я так: «Не хлебоу* единым...»,. Не хлебо.м единым жив герой пер вой новеллы «Странных людей» по прозвищу Чудик (Е. Никоненко). Приехал — в кои-то веки за много лет выбрался — Чудик в город на Черном море к родному брату,: соби рался, видно, отдохнуть, позагорать, но вдруг — буквально на другой же ден ь ;— схватил чемоданчик и торо пливо в деревню свою верну'лся,- Странно? Странно. Но не только. Странно и хорошо. Странно и краси во. В странности Чудика обнаружи вается чистота, «младенческая грация души», очень естественное,' органич ное неумение 'Лицемерить, притво ряться, улыбаться близкому челове ку, оказавшемуся далеким и чужим. «Братку» играет Е. Евстигнеев с характерным для этого актера точ ным, резким, чуть ли не на грани вы разительной карикатуры, .внешним рисунком и безошибочно - беспощад ным раскрытием внутренней сути об- раза. Он действительно чужой Чуди ку. В день приезда «братка» ведет Чудика в дом одной из возможных кандидаток на роль жены... Есть и другой вариант, скажет он брату вечером: тоже две-комнаты, но вне шность... Конечно, с лица воду не пить... А Чудик, слушая его, будет лежать с закрытыми глазами и то ли вспо минать, что ли грезить наяву, как,, возвращается он домой, снимает под дождем ботинки, -бежит по мокрой траве, а в. это время его окликает жена и он обнимает ее тут же. под теплым ливнем... Кадры воспоминаний Чудика поэ тичны, лиричны, волнующи. Они — Разговор со зрителем отношение Чудика, к словам «брат ки'», о двух ко.мнатах и внешности будущей жены. Они - г осуждение холодного расчета, обывательской осмотрительности, здравого смысла,, они — неприятие сознательного отка-. за, от любви, от красоты, от добро? . ты как самых великих сил че.товечё- ского поведения... «Думы» --- наиболее длинная и , —внешне —• наиболее глубокомыс- ленная тавелла картины. Беспокойные думы думает. Матвей Рязанцев (в этой роли интересно, но не срв.сем ровно снялся В, Санаев). Он не спит по ночам, размышляя о своей жизни, сопоставляя ее с жиз-" НЬЮ нового поколения, недоумевая, порою досадуя на несерьевность, на своё-волие, иа непонятные ,. интересы теперешней молодежи. Смысл тревог Ряза.йцева, смысл его споров с до черью, с молодым кузнецом, увлек шимся искусством скульптуры, тот же, что и в рассказе Шукшина «В профиль и анфас», (мотивы его ис- дожника в огне! Нет, товарищи, оши бается. Матвей Рязанцев, трудное де ло искусство, .не баловство; ни-ни!,.. ёА чтобы у юидящих в кииозалё не осталось и тени, сомнеййя,’ в ''финале' Матвей поинтёрёсуетсй. у/Василия: «Релсешь?».— '«Резал и буду резать!»; —^^агрессивно 'скажет Василий, «Ну и правильно!» неожиданно одобрит Матвей. Осознал, стало быть! «Роковой выстрел» — средняя но велла — в само-м деле стала центром картины, высшим . достижением В. Шукшина. Экран значительно обО" гатил легший в оснежу «Рокового вы стрела» рассказ «Миль пардон, ма дам» о чудаке Брояьке Пупкове, при думавшем историю про то, как он, Бронька,' стрелял в... Гитлера. Уди вительно, какое разнообразие настро ений, противоречивых, столь нечасто соседствующих рядом, будит .«Роко вой выстрел». Мы . смеемся, слушая патетическое: повествование Броиыш и вдруг — нам становится не до сме ха — там, где он роднимается, со- „НУ, МАЛО ЛИ НА СВЕТЕ пользованы, а филь.ме) . В рассказе парень спрашивает старика; «Вот те-' бе хорошо было жить?». Старик долго молчал. — В твоя годы я так не думал,— негромко заговорил он. Знал, ра ботал за троих. Сколько одного хле ба вырастил... Собрать, бы. весь, на верно, в год все село кормить можно было. Некогда 'было так думать. А парень ему; «А -я не . знаю, для чего я работаю. ...Неужели толь ко нажраться? Ну, нажрался. А дальше что?...». Хозяин,, колхоза Матвей озабочен •не н а ' шутку. В чьи руки передаст он дело жизни своей? Выдюжат ли эти парни и девчата? Не баловством ли они заняты, задавая странные во просы, вырезая деревянные фигурки, мечтая о какой-то необыкновенной жизни? Я сказал уже, что Шукшин редко вмешивается в повествование, редко комментирует свои рассказы. Но в «Думах» он изменяет себе, словно не доверяя зрителю, боясь, что тот чего- -то -недопоймет. И вот уже впрямую от имени автора выступае.т старый чудаковатый учитель, ответствуя Ря занцеву; «Накормйть-то себя человек не забудет, вот не забыл бы он еще и песню спет^^». Но создателю филь>иа этого мало. Появляются эффектные, начисто вы- бнвантщиеся-из стилистики ленты-ка дры, в которых Вася бросает в огонь неудавшуюся ему скульптуру. Сим волическое зрелище; творение ,ху- и рвавшимся' голосом кричит: «Он (то есть Гитлер) улыбался-;.. Смеешь ся, гад! Дак получай за наши стра дания!... За наши раны! З а кровь советских людей! — и падает, повер нувшись спиной к слушателя.м, сотря саясь от рыданий... Теперь нам стыд но зй свой смех, ибо догадываемся мы, что на экране не шутка разыг рывается. И чувствуем мы тревогу, и сострадание, и какую-то. непонятную вину перед Бронькой, и — переме шанное со всем этим—восхищение... И режиссер, словно и сам стыдясь происшедшего, ■торопится .оборвать эпизод, пропустить несколько после дующих минут... Странного фантазера Бронй-слава Пупкова играет Е, Лебедев. Играет так, как редко играют ■на .эк ране. Невозможно забыть его рас-, сказ о покушении. И — еще труднее забыть его лицо, когда он расстался ’с об.манутыми им слушателями. По- дергива!ощиеся губы. Умные, утом ленные, постепенно угасающие гла за.. Минов'али короткие мгновенья его взлета. Теперь — до .по'ры .до време ни — ему опить предстоит 'разумная, правильная, иестранная и... скучная жизнь. ' ^ Итак, «мало ли на свете чудаков, странных людей...». К счастью,, нема ло,. В их. странностя.х, в их чудаче ства х ,— радость, красота, прместь бытия) в них — озорной, могучий, творческий характер народа... И. Б Е РЖ ЕВ . ■П О Л Е З Н Ы Й С Е М И Н А Р Н а днях в Лип ецке со стоял ся семинар активи стов любительских киностудий области п од руко водством сценариста и р еж и с сер а студии «Ц ентр - научфильм» А . К. Уварова. Самодеятельные кинематографисты узнали много интересного о б операторском мастерстве , о зак онах м он таж а И со здании киносценария , С б е седой о б эстетическом значении кинолюбительства выступил липецкий писатель В. А . Д обря ков . Участники семинара познакомились с работам и своих коллег. С интересом были встречены филь мы «Я — крестьянин» ст удии Липецкого трактор ного за в о д а , «Елецком у ком сом олу — пятьдесят» и «Роковой сон м айора Пронина» любительской киностудии «К адр » Елецкого з а в о д а м ед о б о р у д о - вания . В б уд ущ ем го д у решено “провести областной смотр - конкурс любительских фильмов , посвя щенных наш ем у соврем еннику . Д е в и з смотра: «Ленин смотрит на нас». Ф. СЛ АВИН . Идейность И мастерство Х удожественный фильм «Д ож и в ем , д о п он е дельника» , удостоенны й Государственной премии СССР, — с е р ь е з н о е , гл у б око е п р о и зв ед ен и е , о ст р о и принципиально ставящ ее важны е в оп р о сы воспитания советской м о л о д еж и , по -настоя щ ем у взЕолно-вал широки е круги зри т ел ей . Он заставляет задум аться над ж и зненными п р о б л е мами,. о д о л г е ч еловека п е р е д общ е ст в ом , о б отнош ении к д ел у , к о т ор ом у служишь , о честно сти, д ов ер ии , принципиальности . Фильм с б о л ь шим у сп ех ом прош ёл на экранах многих стран мира . Постано.вка н а р о дн о г о артиста РСФСР Станисла ва Р о ст о ц к о /о свидетел ьствует о е г о гл убоком знании со в р ем ен н ой ж изни , о б умении работать с ак тер ом . Удачей фильма является также с ц е нарий Георгия П олон ского , р а б о т а оп ер .аю р а и художника — за с л уж енн о го д ея т ел я искусств РСФСР Вячеслава Ш ум ского и за с л уж енн о го ху - дужониКа РСФСР Бориса й уп енк ов а . В п р е в о с х о д н ом ан сам б л е фильма о с о б е н н о выделяю тся — за служ енн ая артистка . РСФСР Нина' Меньши кова , с великолепным проф е ссион альны м ма ст ер ством и человечностью раскрывшая п сихоло гически сложный , полный внутреннего др ам а ти з м а о б р а з преподавательницы Светланы Ммхай- ЛО.ВНЫ; и народный артист РСФСР Вячеслав Ти х он ов , у б ед и т ел ь н о показавший ум , обаяние , вы сок ую тр ебовательность к с е б е и другим , харак терны е ,рля учителя. Мельникова. (АПН). т ш П РО ДО ЛЖ АЕТСЯ ПО ДПИ СК А НА МОЛ О - Д ЕЖ Н Ы Е ГАЗЕТЫ И Ж У Р Н А Л Ы - -Н А 1Ш ГОД . ПО СОСТОЯНИЮ НА 9 НОЯБРЯ В ОБ Л АСТИ РАСПРОСТ РАН ЕНО 28767 Э К ЗЕМ П Л Я РО В «КОМ СОМОЛКИ » Й 24814 ЭК ЗЕМ П Л Я РО В О БЛАСТНОЙ М О Л О Д ЕЖ Н ОЙ ГАЗЕТЫ «Л ЕН И Н ЕЦ » . В П Е Р Е Д И ИДУТ РАЙОНЫ : Г Р Я З И Н С К И ^ Д А н К Р В е К И Й , ТЕРБУНСКИЙ . ОТСТАЮТ; Л И П Е Ц КИ Й , УСМАНСКИЙ , ЕЛЕЦ КИЙ , ЗА Д О Н С КИ Й , ЧАПЛЫ ГИНСКЙЙ РАЙОНЫ И ГО РО Д ЕЛЕЦ . Д О РКОН Ч АНИЯ ПОДПИСКИ ОСТАЛОСЬ Д В Е Н Е Д Е Л И . РАЙКОМ АМ КОМСОМОЛА НЕ О БХОДИМ О П РИНЯ ТЬ ВСЕ МЕРЫ , ЧТОБЫ К АЖ ДЫ Й ЮНОША , К АЖ ДА Я Д ЕВУШ К А СТАЛИ ЧИТАТЕЛЯМИ ГА ЗЕТ И Ж У РН АЛО В В 1971 ГОДУ . Редактор Н . СМОЛЬЯИ ИНОВ . АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, Коммунальная пя., 44, рёд. газётФ «Ленинец». Телефоны: редактора---' 2—33—53; ответственного секретаря и отдел иллюстраций —2—98—59, идеологический отдел— 2—34—13, отделов: комсомольской жизни — 2 — 36 —43, учащейся молодежи— 2—38--50, писем и спорта — 2—34—46;____ Липецк, типография областного управления по печати, Зак. № 8586.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz