Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

М У 1 , ДГУ ЗЕЙ КИН67 , НоаыЙ художествен. ^ ный фильм еУгол ладе- ’ нпя», поставленный на основе известного рома­ на В , ' Кочетова, расска- ; зывает о событиях 1919 года в Петрограде, о на­ ступлении белогвардей­ ских банд, об офицер­ ских контрреволюцион­ ных заговорах... Фильм поставлен ре- ж'иссером Г. Казанским на киностудии «Лен- фильм». Авторы сцена­ рия — В. Кочетов и Г. Казанский. Главный оператор — Д. Месхиев. НА СНИМКЕ: (спра- ва вверху): кадр из фильма. Павел — артист Павел Кашлаков, Сань­ ка — артистка Татьяна Иванова. Ш А С Т У Д Ш Я Х С Т Р Л Н Ы На ки.чостудйи «Мос­ фильм» режиссер Анд­ рей Михалков-Конча­ ловский Ставит фильм «Дядя Вайя» по пьесе А. П. Чехова. В роли -Астрова — Сергей Бон­ дарчук. На снимке: (справа внизу) Сергей Бондар- ■чук и Андрей Миха.тков- Кончал'овокий на съем­ ках фильма в районе Во- скресенска. На киностудии «Мос­ фильм» режиссер Алек, сей Сахаров осуществля. ет постановку фильма , «Случай с Полыниным». ^ Авторы сценария—Кон- стантин Симонов и Алексей Сахаров. Новая киноповесть о встречах на дорогах войны, о люб­ ви, о большой человече­ ской дружбе. НА СНИМКЕ: (слева) Анастасия бертинская в роли Галины Петровны. . - . . . л- Щ П ОРФИРИЯ Петровича играет Иннокентий Смок­ туновский. Как .хотелось бы мне вместо этого слова — «играет», найти , другое — не­ ожиданное, .ослепительное сло­ во, чтобы передать им хоть от. , даленно потрясающую силу того, что делает на .экране ар­ тист! Любезная,, до отвращения любезная скороговорочка. Не­ твердая, вкрадчивая походка. Смех — почти искренний, поч» тн добродушный, и глаза — все видящие, холодные, никог­ да не смеющиеся. Это маска Порфирия, Жут­ кая, иезуитская маска поли­ цейского чиновника, служителя жестоких, не менее жестоки.х, чем сами преступления, поряд­ ков и законов, в котором соче­ таются проницательность, даже талантливость и привычка уни­ жать и быть униженным, веч­ но расшаркивающимся. ’Пор- фиряй, точно издеваясь и над жертвой своей --- убийцей Ро­ дионом Раскольниковым, и над сам»! собой, откровенно .типе- действует, пряча под маской маленького человека — беспо­ щадный, грозный инте.тлект всеведения. Но вот потрясающий эпизод в юрохотной, каморке Расколь­ никова. Маска отброшена. Сле. дователь .пришел к преступни­ ку сказать спокойно и убеж­ денно; «Как, кто убийца? Вы, вы, Родион Романович!». И внезапно иным, совсем иным предстает перед нами Порфи­ рой Петрович. Усталым, обре­ мененным горьким опытом не­ известного нам давнего пора­ жения. С высоты этого-то пе­ чального .своего опыта он и сочувствует Раскольникову, жалеет его, пытается как-то помочь. Причем, не только по­ мочь получить «сбавочку» в неминуемом суровом судебном приговоре, но помочь сбро­ сить глет ложной, , болезненной, бесчеловечной теории, толк­ нувшей Родиона Романовича на «дело фантастическое, мрач­ ное»... Порфирий И. ,Смокту­ новского мудрее, гуманнее, вы­ ше порядков, которым служит, и потому — он .не хозяин жиз­ ни и не враг Раскольникову, Сонё Мармеладовой, Катерине Ивановне. В фильме образ Порфирия Петровича еще весомее, еще важнее, чем в романе Досто­ евского. Из сценария полно- * стью выпал эпилог, с экрана так и не прозвучали просвет­ ровка преступления Раскольни­ кова — голод, нищета, страш­ ное положение матери и сест­ ры. . Но и второе объяснение убийства— убийство во имя блага человечества (как гово­ рил сам Раскольников, «Нь:о- тон имел, бы право, и даже был . бы обязан... усхранить...' десять или Сто человек, чтобы^ сделать известными свои от­ крытия, человечеству...») — не­ сколько приглушено. На . пер. ВО.М плане — третье объясне. ние — преступление ради са­ моутверждения, ради, того, чго- бы узнать, «вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я перё- «Смогу ли я переступить...» В том-то и пафос фильма; че­ ловек неспособен безнаказанно переступить общечеловеческие законы. Утверждение своего «я» через гибель и муки дру­ гих людей—противоестественно. И общество, на почве' которо­ го произрастают отравленные неверием, отчужденностью, от. чаянием губительные идеи — обречено... ’ , ■ Вот что сказал об этом сам режиссер «Преступления и на- казания» Лев Кулиджанов; «В каком-то интервью со съемок нашего фи.чьма я прочитал, что мы ставим «антифашист­ ский фильм», — в первую ми­ тер повествования. Отличие это не навязчиво, не деклара­ тивно, но — достаточно, по­ следовательно. Достоевский путем болезненного внимания к деталям, к мелочам, прежде всего — к деталям психоло- гичеасим, добивается ощуще­ ния зыбкости, нереальности происходящего. Фильм же ве . столь беспощаден в раскрытии тайных душевных двиясений,. как роман, он уравновешен­ нее, в опр.еде.ченном смысле — реалистичнее. Первый же эпизод к.арт 1 ины •' — исповедь Мармеладова ^ - сделан мягче,, не так мучи­ тельно, как в книге. У Досто- ЭКСПЕРИМЕНТ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОЙА ленные слова о духовном воз­ рождении Раскольникова иа каторге, о возвращении его к людям через очищающее стра. дание. Потому-то создателям кнноверсии «Преступления н наказания» необходимо было уже до суда я ссыяки-разбить, развенчать до конца «напо.лео- новскую» философию главного героя. Им необходим был именно такой Порфирий, ка­ ким сыграл его Смоктуновский. Подчеркну; Порфирий, а не Соня Мармеладова с ее чистой, ми.чосердяой, сострадающей ду­ шой, отвергающей «раскольни- ковщину» бесоознате.тьно, без понимания философских тонко­ стей,. ибо только Порфирий Петрович, на .то.м же ннтеллек- тз’дльном уровне, что и Рас­ кольников, стоящий, способен был спорить с Родионом Рома­ новичем, может быть, даже от имена самих авторов. Итак, в центре фильма—фи­ лософия. Почти отпала наибо­ лее простая и легкая мотивя- ступнть или ие смогу?». Рас­ кольников в экранизации про­ изводит над собой ужасающий эксперимент почти исключи­ тельно затем, чтобы увериться,' что он — ие тварь Дрожащая, но — человек, сверхчеловек, оказали бы мы сегодня. Экспе­ римент завершается отчаянным признанием, что он, Родион Раскольников,—как все! Прав­ да, до последнего кадра этот человек не разочаровывается в доктрине своей. В понима нии Родиона Романовича, его кру­ шение — ,,ие есть крушение его, философии. Но весь ход итно- повествованяя, вся . логика сю­ жета и 1 ИЯ 1 жая, но недвусмыс- .леииая .Полемика Порфирия Петровича с «наполеоновской» идеей убеждают нас, что крах РасЕО.льниквва как раз и есть результат несостоятельности его антигуманистической тео­ рии, рождейвой мучительным сознанием собственной прини­ женности, отверженности в ми. ре жестокости и ндси.тия. нуту; признаться, я был не­ сколько огорощен; уж больно прямо, в лоб была «сформули­ рована мысль и потому не­ сколько огрублена. Однако с определенным допущение.м это и справедливо, — мне Пред­ ставляется действительно не,- обычайно . актуальной критика ницшеанства н неоющшеанст- ва, мне кажется важным', раз­ венчание эгоцентризма, сто.ть разиообразво представ.ченного сегодня различными философ­ скими и общественным!;! тече­ ниями». Не будем сравнивать Рас­ кольникова в прекрасном ис­ полнении Г. Тараторкина с«ге. роями» западной прессы, кото­ рые совершают преступления, чтобы вырваться из убивающе­ го душу обывате.чьского яирка н перспективности. И асе же до размышления о них один шаг... Интересно отметитх. отлича­ ющий фильм от романа карак- евского рассгсаз опустившега-. ся, «пьяненького» чиновнйка перебивается грубыми, на- смешл 1 :выми, без тени сочув- • ствия, репликами посетителей; _ распивочной.. В фильме — кро­ ме хозяина «заведения», никтэ не насмехается над Мармела-. довым. Напротив; за' соседним столаком сидят, .люди, видимо, мастеровые,— и тихо, молча­ ливо, сожалея, слушают над­ рывный монолог отца Сонеч­ ки... Даже сяовидення. Рас. кольиикова на экране нельзя., сравнить со зловещими кош* мэрами книги, вроде знамени­ того убийства лошади. Они — спокойнее. В этом есть своя логика, это Приближает До­ стоевского к нам, этим авто­ ры как бы спорят с теми, кто видит в великом русском реа- .листе в первую очередь — предшественника современного ■ модернизма... И. СТЕПАНОВ. Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ; г. Липецк, Коммунальная пя., 44, ред; газеты «Ленинец». Телефоны: редактора — 2—33—53, ответственного секретаря и отдел иллюстраций —2—28—59, идеологический отдел — 2—34—13, отделов: комсомольской жизни — 2—36—43, учащейся молодежи — 2—38— 59, пасем и спорта — 2—34—46. АЭ 01640 Липецк, типография областного управлеиая п» печати. Заа. № 7689'

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz