Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)
М У 1 , ДГУ ЗЕЙ КИН67 , НоаыЙ художествен. ^ ный фильм еУгол ладе- ’ нпя», поставленный на основе известного рома на В , ' Кочетова, расска- ; зывает о событиях 1919 года в Петрограде, о на ступлении белогвардей ских банд, об офицер ских контрреволюцион ных заговорах... Фильм поставлен ре- ж'иссером Г. Казанским на киностудии «Лен- фильм». Авторы сцена рия — В. Кочетов и Г. Казанский. Главный оператор — Д. Месхиев. НА СНИМКЕ: (спра- ва вверху): кадр из фильма. Павел — артист Павел Кашлаков, Сань ка — артистка Татьяна Иванова. Ш А С Т У Д Ш Я Х С Т Р Л Н Ы На ки.чостудйи «Мос фильм» режиссер Анд рей Михалков-Конча ловский Ставит фильм «Дядя Вайя» по пьесе А. П. Чехова. В роли -Астрова — Сергей Бон дарчук. На снимке: (справа внизу) Сергей Бондар- ■чук и Андрей Миха.тков- Кончал'овокий на съем ках фильма в районе Во- скресенска. На киностудии «Мос фильм» режиссер Алек, сей Сахаров осуществля. ет постановку фильма , «Случай с Полыниным». ^ Авторы сценария—Кон- стантин Симонов и Алексей Сахаров. Новая киноповесть о встречах на дорогах войны, о люб ви, о большой человече ской дружбе. НА СНИМКЕ: (слева) Анастасия бертинская в роли Галины Петровны. . - . . . л- Щ П ОРФИРИЯ Петровича играет Иннокентий Смок туновский. Как .хотелось бы мне вместо этого слова — «играет», найти , другое — не ожиданное, .ослепительное сло во, чтобы передать им хоть от. , даленно потрясающую силу того, что делает на .экране ар тист! Любезная,, до отвращения любезная скороговорочка. Не твердая, вкрадчивая походка. Смех — почти искренний, поч» тн добродушный, и глаза — все видящие, холодные, никог да не смеющиеся. Это маска Порфирия, Жут кая, иезуитская маска поли цейского чиновника, служителя жестоких, не менее жестоки.х, чем сами преступления, поряд ков и законов, в котором соче таются проницательность, даже талантливость и привычка уни жать и быть униженным, веч но расшаркивающимся. ’Пор- фиряй, точно издеваясь и над жертвой своей --- убийцей Ро дионом Раскольниковым, и над сам»! собой, откровенно .типе- действует, пряча под маской маленького человека — беспо щадный, грозный инте.тлект всеведения. Но вот потрясающий эпизод в юрохотной, каморке Расколь никова. Маска отброшена. Сле. дователь .пришел к преступни ку сказать спокойно и убеж денно; «Как, кто убийца? Вы, вы, Родион Романович!». И внезапно иным, совсем иным предстает перед нами Порфи рой Петрович. Усталым, обре мененным горьким опытом не известного нам давнего пора жения. С высоты этого-то пе чального .своего опыта он и сочувствует Раскольникову, жалеет его, пытается как-то помочь. Причем, не только по мочь получить «сбавочку» в неминуемом суровом судебном приговоре, но помочь сбро сить глет ложной, , болезненной, бесчеловечной теории, толк нувшей Родиона Романовича на «дело фантастическое, мрач ное»... Порфирий И. ,Смокту новского мудрее, гуманнее, вы ше порядков, которым служит, и потому — он .не хозяин жиз ни и не враг Раскольникову, Сонё Мармеладовой, Катерине Ивановне. В фильме образ Порфирия Петровича еще весомее, еще важнее, чем в романе Досто евского. Из сценария полно- * стью выпал эпилог, с экрана так и не прозвучали просвет ровка преступления Раскольни кова — голод, нищета, страш ное положение матери и сест ры. . Но и второе объяснение убийства— убийство во имя блага человечества (как гово рил сам Раскольников, «Нь:о- тон имел, бы право, и даже был . бы обязан... усхранить...' десять или Сто человек, чтобы^ сделать известными свои от крытия, человечеству...») — не сколько приглушено. На . пер. ВО.М плане — третье объясне. ние — преступление ради са моутверждения, ради, того, чго- бы узнать, «вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я перё- «Смогу ли я переступить...» В том-то и пафос фильма; че ловек неспособен безнаказанно переступить общечеловеческие законы. Утверждение своего «я» через гибель и муки дру гих людей—противоестественно. И общество, на почве' которо го произрастают отравленные неверием, отчужденностью, от. чаянием губительные идеи — обречено... ’ , ■ Вот что сказал об этом сам режиссер «Преступления и на- казания» Лев Кулиджанов; «В каком-то интервью со съемок нашего фи.чьма я прочитал, что мы ставим «антифашист ский фильм», — в первую ми тер повествования. Отличие это не навязчиво, не деклара тивно, но — достаточно, по следовательно. Достоевский путем болезненного внимания к деталям, к мелочам, прежде всего — к деталям психоло- гичеасим, добивается ощуще ния зыбкости, нереальности происходящего. Фильм же ве . столь беспощаден в раскрытии тайных душевных двиясений,. как роман, он уравновешен нее, в опр.еде.ченном смысле — реалистичнее. Первый же эпизод к.арт 1 ины •' — исповедь Мармеладова ^ - сделан мягче,, не так мучи тельно, как в книге. У Досто- ЭКСПЕРИМЕНТ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОЙА ленные слова о духовном воз рождении Раскольникова иа каторге, о возвращении его к людям через очищающее стра. дание. Потому-то создателям кнноверсии «Преступления н наказания» необходимо было уже до суда я ссыяки-разбить, развенчать до конца «напо.лео- новскую» философию главного героя. Им необходим был именно такой Порфирий, ка ким сыграл его Смоктуновский. Подчеркну; Порфирий, а не Соня Мармеладова с ее чистой, ми.чосердяой, сострадающей ду шой, отвергающей «раскольни- ковщину» бесоознате.тьно, без понимания философских тонко стей,. ибо только Порфирий Петрович, на .то.м же ннтеллек- тз’дльном уровне, что и Рас кольников, стоящий, способен был спорить с Родионом Рома новичем, может быть, даже от имена самих авторов. Итак, в центре фильма—фи лософия. Почти отпала наибо лее простая и легкая мотивя- ступнть или ие смогу?». Рас кольников в экранизации про изводит над собой ужасающий эксперимент почти исключи тельно затем, чтобы увериться,' что он — ие тварь Дрожащая, но — человек, сверхчеловек, оказали бы мы сегодня. Экспе римент завершается отчаянным признанием, что он, Родион Раскольников,—как все! Прав да, до последнего кадра этот человек не разочаровывается в доктрине своей. В понима нии Родиона Романовича, его кру шение — ,,ие есть крушение его, философии. Но весь ход итно- повествованяя, вся . логика сю жета и 1 ИЯ 1 жая, но недвусмыс- .леииая .Полемика Порфирия Петровича с «наполеоновской» идеей убеждают нас, что крах РасЕО.льниквва как раз и есть результат несостоятельности его антигуманистической тео рии, рождейвой мучительным сознанием собственной прини женности, отверженности в ми. ре жестокости и ндси.тия. нуту; признаться, я был не сколько огорощен; уж больно прямо, в лоб была «сформули рована мысль и потому не сколько огрублена. Однако с определенным допущение.м это и справедливо, — мне Пред ставляется действительно не,- обычайно . актуальной критика ницшеанства н неоющшеанст- ва, мне кажется важным', раз венчание эгоцентризма, сто.ть разиообразво представ.ченного сегодня различными философ скими и общественным!;! тече ниями». Не будем сравнивать Рас кольникова в прекрасном ис полнении Г. Тараторкина с«ге. роями» западной прессы, кото рые совершают преступления, чтобы вырваться из убивающе го душу обывате.чьского яирка н перспективности. И асе же до размышления о них один шаг... Интересно отметитх. отлича ющий фильм от романа карак- евского рассгсаз опустившега-. ся, «пьяненького» чиновнйка перебивается грубыми, на- смешл 1 :выми, без тени сочув- • ствия, репликами посетителей; _ распивочной.. В фильме — кро ме хозяина «заведения», никтэ не насмехается над Мармела-. довым. Напротив; за' соседним столаком сидят, .люди, видимо, мастеровые,— и тихо, молча ливо, сожалея, слушают над рывный монолог отца Сонеч ки... Даже сяовидення. Рас. кольиикова на экране нельзя., сравнить со зловещими кош* мэрами книги, вроде знамени того убийства лошади. Они — спокойнее. В этом есть своя логика, это Приближает До стоевского к нам, этим авто ры как бы спорят с теми, кто видит в великом русском реа- .листе в первую очередь — предшественника современного ■ модернизма... И. СТЕПАНОВ. Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ; г. Липецк, Коммунальная пя., 44, ред; газеты «Ленинец». Телефоны: редактора — 2—33—53, ответственного секретаря и отдел иллюстраций —2—28—59, идеологический отдел — 2—34—13, отделов: комсомольской жизни — 2—36—43, учащейся молодежи — 2—38— 59, пасем и спорта — 2—34—46. АЭ 01640 Липецк, типография областного управлеиая п» печати. Заа. № 7689'
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz