Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)
9 9 Чувство Родины—основное в моем творчестве' С Е 1 »ГЕЙ Е С Е 1 ^ИН. 3 ОКТЯБРЯ— 75 лет СО дня РОЖДЕНИЯ ПОЭТА \ Но и тогда. Когда во всей планете Пройдет вражда племен, . Исчезнут ложь и грусть, Я буду воспевать ■ Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь». С. ЕСЕНИН О РУССКОЙ ПЕСНЕ ...Больше всего он.любил русские песни. За ни-. ' ми он проводил целые вечера, а иногда и дни. Он заставлял петь всех, приходивших к, нему. Песней можно бьмо его .удержать- дома, когда он, просту женный, собирался в дождь и слякоть выходить ,яа улицу, песней,'можно было прогнать его п.ло- хое настроение и песней же можно было привести его в какое угодно настроение. Он 31|ал песню, как теперь редко кто знает, и любил ее — груст ную, задорную, старинную, современную. Он по нимал песню, чувствовал ее как-то по-особен ному, по-своему. Большой радостью бывало для ■него подбить свою ,мать на песни: споет она, а да говорит; «Вот это песня! Сестры так не уме ют, это старая песня». (Из воспоминаний С. Виноградской 1923^1925 гг.)- О ПУШКИНЕ Пушкин — самый любимый мною поэт, С каж дым годом я воспринимаю его все больше и больше, как гейия страны, в которой я живу. Да же его ошибки, как, например, характеристика Мазепы, мне приятны, потому что есть общее осознание русской истории. Влияния Пушкина на поэзию русскую вообще не Дыло. Нельзя указать ни на одного поэта, кро ме Лермонтова, который был бы заражен Пушки ным. Постичь Пушкина—это уже нужно иметь та лант. Думаю, что только сейчас мы начинаем осознавать стиль его словесной походки. - Я не поклонник отроческих стихов Пушкина. По-моему, их нужно просмотреть и некоторые выкинуть. Из зрелых стихов я считаю не нужными все случайные стихотворные письма и эпиграм мы, кроме писем к Языкову и Дельвигу. О РОССИИ и ОБ АМЕРИКЕ — Скажите, Сергей Александрович, вот вы были в Америке. Как выглядят небоскребы? Как выглядят улицы в Нью-Йорке? Правда ли, что там существуют специальные машины, которые асфальт моют щетками? — А почему это вас интересует? Я сказал ему, что существует группа поэтов- конструктнвистов. И самонадеянно начал объ яснять значение техники для нашей страны, пытаясь связать логику технического строитель ства с законами поэзии. — Про конструктивистов ие слыхал. Вы, веро ятно, с Лефами заодно. Но техникой, Зелинский, вы увлекаетесь совершенно зря. Ну, конечно, ас фальтовые шоссе лучше наших деревенских до рог. Но поэзию вы бросьте. К поэзии белые во ротнички и подтяжки отношения не имеют. Наша Россия — вот это страна поэзии. Это ничего, что мы еще пока бедны. Американцы но сят брюки на подтяжках, а мы поясом штаны подтягиваем. Зато нам бежать легче. Понятно? Затянемся потуже и бегом. Догоним. Нам бежать легче. А в Америке их техника человека съела. У. них главное не техника, а доллар. Вот кто враг поэзии. Это вы запомните... (Из-воспоминаний К. Зелинского. 1923 г.). В 1918 году Ленин писал; «Исто-, рйя человечества проделывает в наши дни один из самых ве ликих, самых трудных поворотов, имеющих необъятное —' без малей шего преувеличения можно сказать; всемирнб-освободитеДьное, — значе- .ниё... — не удивительно, что на' са мых крутых пунктах столь крутого поворота, когда кругом со страшным шумом и треском надламывается и разваливается старое, а рядом, в. не описуемых муках рождается повое, кое у кого кружится голова, кое-кем ов.тадевает отчаяние, кое-кто ищет спасоняя от слишком горькой подчас действительности под сенью краси вой, увлекательной фразы». А в 1924 году эту же мыс.чь с болью в сердце высказал уднвите.ть- ,но русский , поэт, как назвал его М. Горький, Сергей Есевин; ,.;Не знали вы, . ■ -. Что я в сплошном дыму, В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, что не поГиог—. Куда несет нас рок событий. Ситцевый, деревенский . мальчик, цр.остодушдый н наивный, приехав ший ж город наниматься на черные работы в Балтийском порту, семи- . мильными шагами пришел к такой славе,'на какую сам никогда не-рас- считыв.ал и которая вскружила его' бесшабашную го.чову. ' • В поэзии Есенина, противоречиво сп.телись я отразились обе стороны исторического п[зоцесса: рожден.яе нового, прекрасный размах народных творческих сил,-радость, бытия и —•. умкравие старого, чувство отчаяния, мучительное прощание с прошлым.' Весь творческий путь Сергея Есе нина —^ это путь постоянных мета-- - ний, мучительных поисков и трудно го становления гражданина нового мира. Эта мысль и вдохновляет ■заслу женного артиста РСФСР Кирилла Ле онидовича Олышева, с чьим-творчест- вом цедавно познакомились липчане. Годы скрупулезной, кропотливой ра боты по нзученню есенинского окру жения и творчества поэта, позволили- К, Л. Олышеву создать очень инте ресную литературно-художественную композицию о поэте, упо.минание од ного имени которого вызывает ост рейшую заинтересованность у чело века любого возраста. ...Высокий седой' старик на сцене читает Есенина! Стихи поэта орга нично ложатся в рассказ о его жиз ни, оживают. Биографические детали, подробности, соединенные в компози ции с произведениями, поэта, позво ляют почувствовать тапнствеияый миг рождения поэтической строки, открывают слушателям связь этой . строки с конкретными жизнепиы.ми явлениями. И от этой конкрет( 1 рй связи, от зримости того, как дейст вительность входит в поэзию плотью и кровью, еще ближе становятся нам до боли знако.мые с детства строчки. Кирилл Олышев рассказывает, как Сергей Есенин в 1924 году приехал на побывку в родное село Ко'-;стан- ТИНО 8 0 на Рязанш.ине. Старый дом Есениных давно сгорел на пожаре. От усадьбы остались один ворота. Поэт ДОЛГО с грустью СТОЯЛ у этих ворот,- А вечером сел поближе к. ог-' ню, и по белому полю бумажного листа п6бежа.ли строчки; -Снова выплыли годы из мряка И шумят, как ромашковый луг... Артист рассказывал о метаниях поэта, и временами казалось, что на сцене мечется в мучительном поиске выхода сам поэт. ■ ...Есенин долго не мог найти бла годарную аудиторию для Своей «Л1о- сжвы кабацкой». Пьяные завсегдатаи московских кабаков были не в счет; Сергей не признавал в них способ-. ■дал старуху. Глаза старой женщины осуждающе глядели .на растерянно го поэта. ... — А что, если и моя. мать .так же осуждающе посмотрит на меня,— ре- занула по. сердцу мысль. . . Он спрыгну.л с бочки, подошел к старой женщине, положил ей руку на плечо и срывающимся . голосом начал читать: Ты жива еще,- моя старушкаь. . Есенин читал, и вокруг теплели взгляды. Закончив, он порывисто прижал к груди;, голову старухи и зарыдал. Вместе с ним зарыдала и она. Ночлелси взорвало — отчужде ния как не ■бьшало. Поэт понял, что нужно этим людям. И он, счастли- м я п а м я т ь яотомяов с ЛИТЕРАТУРНОЙ КОМПОЗИЦИЕЙ «СЕРГЕИ ЕСЕНИН» ВЫСТУПАЕТ АРТИСТ К. Л. ОЛЫШЕВ ностц чувствовать стихи.' Новая жизнь властно вош.ла в умы людей, и забубенная -исповедь гулкй-парня, призывавшего забыться в стакане сивухи, уйти от действиге.льности, бросить окружающему пьяный вы зов, успеха у рабочего че.ловека не имела. Однажды, повествует К. Олышев, 'взгляд Есенина рстановился на гро мадном мрачном ноч.чёжном доме, который в те годы стоял против Ка занского вокзала— печально Здчаме. питой «ермакОвке». Ее заселяли при ехавшие на работу .или учебу в Мо скву простые мужики, деревенский люд. - ■ — Вот кто поймет «Москву, ка бацкую»,— подумал поэт, И назавтра в громадной комнате, битком набитой голодными, завщив- леяными, а рванье закутанными ' людьми, стоя на перевернутой вверх дном бочке, он бросал в хмурые ли ца: _ ' . Не ругайтесь. Такое дело! Не торговец я на слова. Запрокинулась и отяже.тела Золотая моя голова... И вдруг он заметил, что между ним и слушателями снача.та возник, а затем с невероятной быстротой ста.л растекаться холод непонимания. Пришедшие в Москву в поисках луч шей доли, эти люди не хотели, _не .могли принять проповедь отчаяния и обреченности. Есенин растерянно ози рался по сторонам, И вдруг он уви- вьш, чнта.т и читал сти,чи о новой жизни. Так рвалась связь с -псевдонарод- , костью, с имажинизмом, так Есенин выходил на новую дорогу в литера туре. Но окололитературное отребье, од. нажды закабалившее светлый та лант рязанского паренька,, не соби ралось уступать его без. боя. «Есенин был захвачен в прочную мертвую петлю, —/писала в вечер нем выпус;?е «Красная ,газета» 30 де. кабря 1925 года .'-- Никогда небыв- ший имажинистом, чуждый дегене ративным-изветам, он был объявлен вождем школы, родившейся на поро ге... кабака, и на'его славе, как на спасительном плоту, выплыли лите. ■ ратурные шантажисты, которые не брезговали ничем-.и которые подусь- кивали наивного рязанца на самые экстравагантные скандалы, благода ря которым, в сяязи-с именем Есе- НИИЗ, упоминались и их НИЧТОЖНЫ1 имена. . . - Не щадя сВ'Оих репуцацин, ради лишнего часа, они не .пощадили, ре путации Есенина, и Не иощадпли его жизни». — Не удержался, I— сокрушенно сказал .Сергей Миронович. Киров, уз. нав о трагической ,кончине Есенина. — Видать, СПОТКНУЛСЯ: О' камень.;'чер- .ствостн людских сердец. - • •' Так' заканчивает свою .композицто о настоящем поэте настоящий ар тист. , . ■ , А. МЕЛЕШКО. Кубок—упорным ФУТБОЛ ...Исход встречи для многих оказался ошеломляю щим. Команда завода «Свободный сокол», вышедшая на поле с чувством явного превосходства в своих си пах, проиграла со счетом 0 :1 . Это был большой день для спортсменов цементного завода, И вовсе не потому, что они одержали победу в матче на кубок города над именитым соперником. Дело в том, что многие на этом примере убедились, как много могут дать серьезные занятия спортом, какие огромные перспективы открывают они в росте мастер ства. Успех этот был тем более обнадеживающим, что команда завода в ту пору еще только делала свои первые шаги. Незадолго перед этим во вновь органи зованный на предприятии футбольный коллектив при шел тренер-общественник Виктор Паничкин. Много сделал он для укрепления дисциплины, регулярно про водил тренировки. ...С тех пор прошло два года. Команда пополнилась молодежью и в этом сезоне выступает успешно, ,;С подъемом «Цементник» выступил в розыгрыше кубна областного совета ДСО «Труд». Вначале он обыграл футболистов Новолипецкого завода со счетом 3 : за тем — химиков Данкова (2 : 1), а в полуфинале, в на стоящем кубковом матче взял верх над чемпионом области «Металлургом» (завод «Свободный сокол») — 1 :0 . И вот, решающая встреча с «Эльтой». 'Заметим, что ельчане еще в прошлом году играли в классе «В» и в основном сохранили свой состав. «Цемён-гник» вновь выстоял перед именитыми соперниками. Единственный гол, забитый перед перерывом А. Кузнецовым, принес победу. Ю. КУЛИНИЧ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г, Липецк, Коммунальная пл., 44, ред. газеты «Ленинец». Телефоны: редактора — 2—33—53, ответственного секретаря и отдел иллюстраций —2—2в--59, идеологический отдел — 2—34—13, отделов: комсомольской жизни — 2—36—43, учащейся молодежи — 2—38—511, писем и спорта —- 2— 3 4— .46. ^___ [ АЭ 02583 Липецк, типография об.частного управления по печати. Зак К» 7689
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz