Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

9 9 Чувство Родины—основное в моем творчестве' С Е 1 »ГЕЙ Е С Е 1 ^ИН. 3 ОКТЯБРЯ— 75 лет СО дня РОЖДЕНИЯ ПОЭТА \ Но и тогда. Когда во всей планете Пройдет вражда племен, . Исчезнут ложь и грусть, Я буду воспевать ■ Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь». С. ЕСЕНИН О РУССКОЙ ПЕСНЕ ...Больше всего он.любил русские песни. За ни-. ' ми он проводил целые вечера, а иногда и дни. Он заставлял петь всех, приходивших к, нему. Песней можно бьмо его .удержать- дома, когда он, просту­ женный, собирался в дождь и слякоть выходить ,яа улицу, песней,'можно было прогнать его п.ло- хое настроение и песней же можно было привести его в какое угодно настроение. Он 31|ал песню, как теперь редко кто знает, и любил ее — груст­ ную, задорную, старинную, современную. Он по­ нимал песню, чувствовал ее как-то по-особен­ ному, по-своему. Большой радостью бывало для ■него подбить свою ,мать на песни: споет она, а да говорит; «Вот это песня! Сестры так не уме­ ют, это старая песня». (Из воспоминаний С. Виноградской 1923^1925 гг.)- О ПУШКИНЕ Пушкин — самый любимый мною поэт, С каж­ дым годом я воспринимаю его все больше и больше, как гейия страны, в которой я живу. Да­ же его ошибки, как, например, характеристика Мазепы, мне приятны, потому что есть общее осознание русской истории. Влияния Пушкина на поэзию русскую вообще не Дыло. Нельзя указать ни на одного поэта, кро­ ме Лермонтова, который был бы заражен Пушки­ ным. Постичь Пушкина—это уже нужно иметь та­ лант. Думаю, что только сейчас мы начинаем осознавать стиль его словесной походки. - Я не поклонник отроческих стихов Пушкина. По-моему, их нужно просмотреть и некоторые выкинуть. Из зрелых стихов я считаю не нужными все случайные стихотворные письма и эпиграм­ мы, кроме писем к Языкову и Дельвигу. О РОССИИ и ОБ АМЕРИКЕ — Скажите, Сергей Александрович, вот вы были в Америке. Как выглядят небоскребы? Как выглядят улицы в Нью-Йорке? Правда ли, что там существуют специальные машины, которые асфальт моют щетками? — А почему это вас интересует? Я сказал ему, что существует группа поэтов- конструктнвистов. И самонадеянно начал объ­ яснять значение техники для нашей страны, пытаясь связать логику технического строитель­ ства с законами поэзии. — Про конструктивистов ие слыхал. Вы, веро­ ятно, с Лефами заодно. Но техникой, Зелинский, вы увлекаетесь совершенно зря. Ну, конечно, ас­ фальтовые шоссе лучше наших деревенских до­ рог. Но поэзию вы бросьте. К поэзии белые во­ ротнички и подтяжки отношения не имеют. Наша Россия — вот это страна поэзии. Это ничего, что мы еще пока бедны. Американцы но­ сят брюки на подтяжках, а мы поясом штаны подтягиваем. Зато нам бежать легче. Понятно? Затянемся потуже и бегом. Догоним. Нам бежать легче. А в Америке их техника человека съела. У. них главное не техника, а доллар. Вот кто враг поэзии. Это вы запомните... (Из-воспоминаний К. Зелинского. 1923 г.). В 1918 году Ленин писал; «Исто-, рйя человечества проделывает в наши дни один из самых ве­ ликих, самых трудных поворотов, имеющих необъятное —' без малей­ шего преувеличения можно сказать; всемирнб-освободитеДьное, — значе- .ниё... — не удивительно, что на' са­ мых крутых пунктах столь крутого поворота, когда кругом со страшным шумом и треском надламывается и разваливается старое, а рядом, в. не­ описуемых муках рождается повое, кое у кого кружится голова, кое-кем ов.тадевает отчаяние, кое-кто ищет спасоняя от слишком горькой подчас действительности под сенью краси­ вой, увлекательной фразы». А в 1924 году эту же мыс.чь с болью в сердце высказал уднвите.ть- ,но русский , поэт, как назвал его М. Горький, Сергей Есевин; ,.;Не знали вы, . ■ -. Что я в сплошном дыму, В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, что не поГиог—. Куда несет нас рок событий. Ситцевый, деревенский . мальчик, цр.остодушдый н наивный, приехав­ ший ж город наниматься на черные работы в Балтийском порту, семи- . мильными шагами пришел к такой славе,'на какую сам никогда не-рас- считыв.ал и которая вскружила его' бесшабашную го.чову. ' • В поэзии Есенина, противоречиво сп.телись я отразились обе стороны исторического п[зоцесса: рожден.яе нового, прекрасный размах народных творческих сил,-радость, бытия и —•. умкравие старого, чувство отчаяния, мучительное прощание с прошлым.' Весь творческий путь Сергея Есе­ нина —^ это путь постоянных мета-- - ний, мучительных поисков и трудно­ го становления гражданина нового мира. Эта мысль и вдохновляет ■заслу­ женного артиста РСФСР Кирилла Ле­ онидовича Олышева, с чьим-творчест- вом цедавно познакомились липчане. Годы скрупулезной, кропотливой ра­ боты по нзученню есенинского окру­ жения и творчества поэта, позволили- К, Л. Олышеву создать очень инте­ ресную литературно-художественную композицию о поэте, упо.минание од­ ного имени которого вызывает ост­ рейшую заинтересованность у чело­ века любого возраста. ...Высокий седой' старик на сцене читает Есенина! Стихи поэта орга­ нично ложатся в рассказ о его жиз­ ни, оживают. Биографические детали, подробности, соединенные в компози­ ции с произведениями, поэта, позво­ ляют почувствовать тапнствеияый миг рождения поэтической строки, открывают слушателям связь этой . строки с конкретными жизнепиы.ми явлениями. И от этой конкрет( 1 рй связи, от зримости того, как дейст­ вительность входит в поэзию плотью и кровью, еще ближе становятся нам до боли знако.мые с детства строчки. Кирилл Олышев рассказывает, как Сергей Есенин в 1924 году приехал на побывку в родное село Ко'-;стан- ТИНО 8 0 на Рязанш.ине. Старый дом Есениных давно сгорел на пожаре. От усадьбы остались один ворота. Поэт ДОЛГО с грустью СТОЯЛ у этих ворот,- А вечером сел поближе к. ог-' ню, и по белому полю бумажного листа п6бежа.ли строчки; -Снова выплыли годы из мряка И шумят, как ромашковый луг... Артист рассказывал о метаниях поэта, и временами казалось, что на сцене мечется в мучительном поиске выхода сам поэт. ■ ...Есенин долго не мог найти бла­ годарную аудиторию для Своей «Л1о- сжвы кабацкой». Пьяные завсегдатаи московских кабаков были не в счет; Сергей не признавал в них способ-. ■дал старуху. Глаза старой женщины осуждающе глядели .на растерянно­ го поэта. ... — А что, если и моя. мать .так же осуждающе посмотрит на меня,— ре- занула по. сердцу мысль. . . Он спрыгну.л с бочки, подошел к старой женщине, положил ей руку на плечо и срывающимся . голосом начал читать: Ты жива еще,- моя старушкаь. . Есенин читал, и вокруг теплели взгляды. Закончив, он порывисто прижал к груди;, голову старухи и зарыдал. Вместе с ним зарыдала и она. Ночлелси взорвало — отчужде­ ния как не ■бьшало. Поэт понял, что нужно этим людям. И он, счастли- м я п а м я т ь яотомяов с ЛИТЕРАТУРНОЙ КОМПОЗИЦИЕЙ «СЕРГЕИ ЕСЕНИН» ВЫСТУПАЕТ АРТИСТ К. Л. ОЛЫШЕВ ностц чувствовать стихи.' Новая жизнь властно вош.ла в умы людей, и забубенная -исповедь гулкй-парня, призывавшего забыться в стакане сивухи, уйти от действиге.льности, бросить окружающему пьяный вы­ зов, успеха у рабочего че.ловека не имела. Однажды, повествует К. Олышев, 'взгляд Есенина рстановился на гро­ мадном мрачном ноч.чёжном доме, который в те годы стоял против Ка­ занского вокзала— печально Здчаме. питой «ермакОвке». Ее заселяли при­ ехавшие на работу .или учебу в Мо­ скву простые мужики, деревенский люд. - ■ — Вот кто поймет «Москву, ка­ бацкую»,— подумал поэт, И назавтра в громадной комнате, битком набитой голодными, завщив- леяными, а рванье закутанными ' людьми, стоя на перевернутой вверх дном бочке, он бросал в хмурые ли­ ца: _ ' . Не ругайтесь. Такое дело! Не торговец я на слова. Запрокинулась и отяже.тела Золотая моя голова... И вдруг он заметил, что между ним и слушателями снача.та возник, а затем с невероятной быстротой ста.л растекаться холод непонимания. Пришедшие в Москву в поисках луч­ шей доли, эти люди не хотели, _не .могли принять проповедь отчаяния и обреченности. Есенин растерянно ози­ рался по сторонам, И вдруг он уви- вьш, чнта.т и читал сти,чи о новой жизни. Так рвалась связь с -псевдонарод- , костью, с имажинизмом, так Есенин выходил на новую дорогу в литера­ туре. Но окололитературное отребье, од. нажды закабалившее светлый та­ лант рязанского паренька,, не соби­ ралось уступать его без. боя. «Есенин был захвачен в прочную мертвую петлю, —/писала в вечер­ нем выпус;?е «Красная ,газета» 30 де. кабря 1925 года .'-- Никогда небыв- ший имажинистом, чуждый дегене­ ративным-изветам, он был объявлен вождем школы, родившейся на поро­ ге... кабака, и на'его славе, как на спасительном плоту, выплыли лите. ■ ратурные шантажисты, которые не брезговали ничем-.и которые подусь- кивали наивного рязанца на самые экстравагантные скандалы, благода­ ря которым, в сяязи-с именем Есе- НИИЗ, упоминались и их НИЧТОЖНЫ1 имена. . . - Не щадя сВ'Оих репуцацин, ради лишнего часа, они не .пощадили, ре­ путации Есенина, и Не иощадпли его жизни». — Не удержался, I— сокрушенно сказал .Сергей Миронович. Киров, уз. нав о трагической ,кончине Есенина. — Видать, СПОТКНУЛСЯ: О' камень.;'чер- .ствостн людских сердец. - • •' Так' заканчивает свою .композицто о настоящем поэте настоящий ар­ тист. , . ■ , А. МЕЛЕШКО. Кубок—упорным ФУТБОЛ ...Исход встречи для многих оказался ошеломляю­ щим. Команда завода «Свободный сокол», вышедшая на поле с чувством явного превосходства в своих си­ пах, проиграла со счетом 0 :1 . Это был большой день для спортсменов цементного завода, И вовсе не потому, что они одержали победу в матче на кубок города над именитым соперником. Дело в том, что многие на этом примере убедились, как много могут дать серьезные занятия спортом, какие огромные перспективы открывают они в росте мастер­ ства. Успех этот был тем более обнадеживающим, что команда завода в ту пору еще только делала свои первые шаги. Незадолго перед этим во вновь органи­ зованный на предприятии футбольный коллектив при­ шел тренер-общественник Виктор Паничкин. Много сделал он для укрепления дисциплины, регулярно про­ водил тренировки. ...С тех пор прошло два года. Команда пополнилась молодежью и в этом сезоне выступает успешно, ,;С подъемом «Цементник» выступил в розыгрыше кубна областного совета ДСО «Труд». Вначале он обыграл футболистов Новолипецкого завода со счетом 3 : за­ тем — химиков Данкова (2 : 1), а в полуфинале, в на­ стоящем кубковом матче взял верх над чемпионом области «Металлургом» (завод «Свободный сокол») — 1 :0 . И вот, решающая встреча с «Эльтой». 'Заметим, что ельчане еще в прошлом году играли в классе «В» и в основном сохранили свой состав. «Цемён-гник» вновь выстоял перед именитыми соперниками. Единственный гол, забитый перед перерывом А. Кузнецовым, принес победу. Ю. КУЛИНИЧ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г, Липецк, Коммунальная пл., 44, ред. газеты «Ленинец». Телефоны: редактора — 2—33—53, ответственного секретаря и отдел иллюстраций —2—2в--59, идеологический отдел — 2—34—13, отделов: комсомольской жизни — 2—36—43, учащейся молодежи — 2—38—511, писем и спорта —- 2— 3 4— .46. ^___ [ АЭ 02583 Липецк, типография об.частного управления по печати. Зак К» 7689

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz