Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)
„Учитель —это не тот че ловек, который тебя чему-то учцт. Это тот человек, ко торый помогает тебе стать самим собой". Михаил СВЕТЛОВ. у 1.А.МЛРЫ ДЕЛОВОЙ КАЖ ДЫЙ ДЕНЬ ЖИЗНИ ЗАПОЛНЕН ДО ПРЕДЕЛА. СУДИТЕ САМИ. ОНА — ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ФРАН ЦУЗСКОГО ЯЗЫКА. ЕСТЬ У ТАМАРЫ И ЕЩЕ ОДНА БОЛЬШАЯ --ДОЛЖНОСТЬ, ИЛ ЭТОТ РАЗ ОБЩЕСТВЕННАЯ. В ЛИПЕЦКОЙ ШКОЛЕ ЛЬ 25 ОНА СЕКРЕТАРЬ КОМСОМОЛЬСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ИНИЦИАТОР ВСЕХ ИНТЕРЕСНЫХ ДЕЛ. Л 8 «Г» ЗНАЕТ ЕЕ, КАК СВОЕ ГО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕ ЛЯ. К КОТОРОМУ ПОЙДЕШЬ И с РАДОСТЬЮ, И С ПЕЧАЛЬЮ. НА СНИМКАХ НАШЕГО ФОЮ- КОРРЕСПОНДЕНТЛ ВЫ ВИДИ- ТЕ ТАМАРУ ДЕДОВУ В КЛАС СЕ СО СВОИМИ УЧЕНИЦАМИ И НА ПУТИ ДОМОЙ. Фото в. Ельшаева. О ДИН мудрец сказал:/хорошты ,У/каждазго -человека, были свои учителя. Впрочем, 'Почему -были? Они остались на вей) жизнь; С -ними со ветуются,'Делятся планами; радостя-;. ми и сомвениями, и чувствуют себя .перед вечными должниками. Ежегодно, в Верное воскресение . , октября,' в липецкую четвертуюшко. почта\д*вн приносит пачку разно- ■' Цветных /'Конвертов — письма. Их писали люди раз’ных возрастов, про фессий, взглядов на жизнь. Но есть в этих письмах объединяющее нача. ■ло -г- великая сыновняя благодар- пость своим учителям. ■ Виктор Бокачов-... Вера.Коростеле ва... Алексей Пятницкий... Юрий Ро. манцов... Вячеслав Чайцев... Славные люди. Когда думаешь об их мужест- нетерпением ждут, любозиательныв' мальчишки и дшяоики. А Евгеяия. Степановна Тихомиро ва наш математик — кавалер ор-: дена Ленина. Какой поэзией (да, да,: именно поэзией!) были овеяны.ее -рвемся _____ уроки? Сухие, бесстрастные, дафрыиг. ему" подчас формулы вдруг оживали, выстра) лись в четкую систему, и тогда слож-;. ; нейший пример становился 'похожим/ ■ на лирическое стихотворе»не....Так ве-.' ла математику Евтения' Стемновна./ Не-она ли сумела разглядеть в Юр.:г ке Романцове способность аналити-'" чески мыслить, улавливать-тонкие, ■ едва заметные ассоциации, помочь* ему в решении головоломных задач,т ие теряться при. неудачЗх, находить; выход, казалось бы,'ИЗ-безвыДодного';. положения? Эти-качества, -воспитан ные в моем Школьном друге,' по.мог, ли' ему успешно учиться в' трудией- зыкадьном училище по классу.хоро вого дирижирования. «Что лодела- ешь,"—' любит яовторять Алексей , Сергеевич, — на себя времени не ос тается». Поэтому никогда- не'обижа- г^лйцого товарища, что ' хвал-ает в.р.еменй для Ибо знаем: все это пбявилось я-нем еще тогда, вч'Школе,—и йене, требимая жажда жизни, и так назы ваемая «общеетвеяйая жилка». Эти необходимые качества настойчиво воспитывали в нас наши наставники. Вообще, почти каждый из .нас был а-ктИ'Вистом ^{вух, трех и даже/ четы рех кружков. Больше всего мы лю. ./ били литературный, физический, аст рономический кружки, кружок, сп.о.р- - тивыой гимнастики. А руководили -ими наши учителя. Не преувеличу— многое йз того, в /чем иреуспели их питомцы, закладывалось.-ве, толь-. ДАВНО МЫ СТАЛИ ВЗРОСЛЫМИ ве, /'О ир'цроде их непрекяонцоЕО. ч^ремления отдать свои зиаиян, спо- ' сб'бнвстнЛЮ.ДЯм,®сегда воэвращаешь- /’ся благодарвой .памятью к родиой ■школе, К'/вашй-м учителям Марии Дмитрйевяе Лачериной, Евгении Степановне, Тихомиравой, Дмитрию Кирадлош- 1 чу Цуяко, директору Аяек- , сандру ■йвааовичу Бойкову. - Разве ,не они-заложили в том же Викторе.Бокаяове осозцакяую яю- .бонь К’труду^ '.‘фазносторониим зна. ■яиям? Теперь.он--^ведущий инженер Нмолвпецкогв металлургического завода, не раз ездил.за границу об- менива/гься. передовым опитом вы. плавка высо-кокачееТ'Веняой‘стали. ■ Когда-то училась в школе Люся Капоруяина. Училась она только на «цять» и не знала, кем ей стать: ма. тематиком или врачом, а, может быть, журналистом? Она одинаково глубоко увлекалась и физикой, или тературой, и -инострэнньш и не ана-- ла, чему отдать предпочтение. И вое- С ;какой.благодарностью вспомива. ет теперь кандидат филологических наук, доцент Ленинградского уни верситета Людмила Витальевна Ка. порулияа своего учителя русского языка ^Александру . Гаврило.вну Без- рукавннкову! Это она Заметила у девочки особое лингвистическоечутье, какую-то природную одаренность; 'Александра Гавриловна щедро рас крывала ей секреты русского языка. И Люся поняла: русский язык -г- это и есть ее настоящее призвание, дело всей жизни, А как все мы любили уроки химии, когда Дмитрий .Кириллович Цупко, словно мат, священнодействовал над пробирками и йолбами, показывая нам удивительные превращения! Раз ве не передал оя свою любозаатель- ность,. глубокую заинтересованность предметом Тане Рязанцевой? Сколь, ко раз еставалась она со своим лю- . бимым учителем после уро-ков в -ла. Оратории; сама ставила сложные -опыты, решала химические, задачи, помогала Дмитрию КирилVЧОви^^у в проведений . лабораторных работ.,. Эта любовь к химия-с 'годами .не прошла, а наоборот, -укрепилась- в сердце девушки. Таня «жоячняа хи мико-биологический факультет уни верситета и теперь уже ее уроков с -шем инженерно-физическом ииститу.'^- уте. А недавно Юра прислал мне;;/^- ' письмо, пишет: его дипломная, рабо-? та, связан®.ая с изучением квайтовых' генераторов, /ученым советом иисти- тута приравнена ккандидатской дис-' ' сертации. И еще просил, как можно теплее поблагодарить его любимую, учительницу за то, что она доказала' ■ему в свое время «необходимость ./ ,'йдти по линии наибольшего солро-.: тивления», Да, встречаясь со с-воими друзья. . ми по.школе, всегда с большой ра достью обнаруживаешь в них- доб рые качества, оставленные на' всю жизнь, нашими учителями. Работает на НЛМЗ .мастер Алек, сей Сергеевич Пятницкий. Он учился' в нашей, школе, был членом комите та комсомола, активным обществен-' ником. На заводе Алексей тоже не остался, я стороне от общественных - /дел. И коллектив избрал его иредсе. дателем профкома. Когда кто-нибудь- из школьных друзей вечером после. -. работы звонит Алексею, его никогда ' ве бывает дома. Сколько мы егозна-/ ' ем, жизнерадостного, энергичного, ое '^ всегда занят. Приходят к Алексею ' Сергеевичу Пятницкому люди с.' просьбами, жалобами,-/-сумиениями и всегда верят: помощь будет оказана, - Редко когда удается Алексею по святить вечерок 'Свошу любимому занятию.-—г музыке, а'ведь .^н нашел в,себе силу воли и желание сочетать напряженную работу с'учебой в му-.. ко на уроках: но. и в кружковой работе, {в совм«$тиых заботох о. школьном саде и спортплощадке, иа комсомольских собраниях, во время воокресииков, в библиотеке. И коща мы узнаем, что 26-летний аспирант) Воронежского медицинско- 5 - го института Вячеслав Чайцев защи тил(Кандидатскую диссертацию по про 6 лем|м вирусологии, а Галя Хальченш — студентка МЭИ — вы- ' полнила заветную норму, мастера' , спорта по спортивной гимнастике, мы - опять видим во .всем этом наших - учителей Им'енно от .них перевяяи мы потребность творчески относить ся к избранной профессии, чва- жать людей, любить жизнь, быть ее твошами, а не бесстрастны-, ми созбрцателя;ми. Эти качесгва унаследфали мы и от заслуженной учителышы школы РСФСР Лидии Федоров 1Ы Легостаевой — педагога начальных классов,-. и от биолога Альбины Сергеевны Целиковской, и от «Маи|ин Машяныча-» — препода вателя автодела Ивана р/еорЕйевЕча Бойкова;! и от физрука Мария Кали- стратоВ'НН Громаковой.., И сеюдня, накануне большого светлого! праздника' — Дня учителя эчется от имени всех воспи- танникоБ: школы поклониться доземт учителям на ) е зЬ Ю Ш1 СМРЧА! По инициативе Сергея Ивановичи ми, ко в1каждом из них зв_учала од- Царева, преподавателя истории Куй- „а главн1.я мысль: «Улиться комму- манскои школы, оыл организован се- ^ ' 1^' ' минар по и-зучешпо ленинских тру- 1 «^огащагь себя дов. Комсомольцы-десятиклассники запасом 'знаний, принимать активное познакомились с работами В. И. Ле- участие трудовой, вбщественно-по- ннна «Что надо взять от старой шко- литическ()й жизни страны»;' лы?», «Коммунизм и пролетарская Слова |ребят не расходятся с де- ку.пьтура», «Задачи союзов молод*- лом. Во [время уборки урожая они жи». ь участ^ют в трудовых воскресниках, На семинаре с докладами высту- строителям в ремонте пили Лида Разомазова, Ваня Лукья- нов, Володя Ваеючонок. Выступле- I р БОЙКО, иия ребят оказались многоплановы- Лебедянский район. Призвание . ( Кто бы 'мог подумать, что Саш ка ЧурС'И'н станет учителем! От кровенно говоря, и я не "думал, хотя знаю его чуть ли‘.не с тех пор, как- 'ИомиЮ'себя. Мы вместе ’росяи, учия-ись, вместе совершали набеги на сады и огороды. . Помню., мы долго не могли до браться до арбузов на колхо-нюм лугу, который зорко .охэниял сто рож. Сашка был самым смышле ным м находчивым среди вас. Как-то он предложил разделигься на две группы. Одной наступать со стороны поля, а другой, епря- ■тавшисъ за -крутым берегол;, вы жидать. А когда сторож увлечет ся погоней, ринуться яа ба.хчи Захватив добычу, отступить за речушку,. Так и сделали. Это■бы ла обьШная мальчишеская выход ка. И, конечно, не совсем безо, бидная. Но я помню и совсем лной случай. Это произошло все на той же речушке. Воды в ней — воробью ■по/.-колена. 11.0 мы дюбил,р.,,еебез, памяти, жйркие:» летние Дни про водили адм иаяролет. Так было и в тот рвзг-Накуиавшись вдоволь, мы.'блеегя черными от загара те лами, крепко обиявшись, зашага-' ли . 0 авсгрв.%у течонаю. Над ..голо вой-у нас висело 6елесое;*.раска« леиное небо, под ногами играли всеми цвета-ми радуги солВ'ечные блики. Увлекшись, не заметили обрыва. Мгновенье, и мы все под •водой, Мутный ЯОТОК ^ЛОДХВЗТ'ИЛ и бешено завертел нас в яме. Ни. КТО' из. нас не умел плавать. И лишь Сашка не потерял присутст- вня духа, .Он сумел выбраться .из бучилы .и., не мешкая, .пршмлся спасать нас, Хватал за во лосы ОДНОГО, другого. И. ВОТ уже остался ОДИН Володька Выоги'Н. Отец его брил наголо. Его безво. лосая, бугристая голова то появ лялась, то вновь исчезала под во дой, Сашка был уже в отчая-ньи, когда ,ему, наконец, удалось ной- мать Володьку за уши и вытянуть яа .горячий берег. А потом мы долго лежали на опаленном соли, цем песке. Чем'у-то смеялись и ре вели. Ревели и смеялись, Чурсин первым прокладывал лыжню с головокружительных круч, первым закрывал- своимте лом «амбразуру» -пулемета, когда . мы играли '«эд Матросова». Он плакал над «Повестью о сыне» .Кошевой.'и /уже в пятом классе лробовал слагать стихи. ■Сашка рано- научился понимать искусст- , во. Тоястого перечитывал несчет. иое 'ЧИСЛО раз, постоянво восхи щаясь его чудесным языком, уме- . нием проникать ные уголки внутреннего мира че ловека, Но, пожалуй,-сильнее все го любил музыку..Ои рано стал распознавать подделку, фа;ц;|^шь в просто не хватало времени на уроки. Он забывал о них, а'когда вспоминал, было уже поздно. Но жк» стал бы /.докапываться до та. ких глубин' его дурашливого ха рактера? Кто мог тогда 'помочь ему разобраться в самом Вебе? Словом, в глазах, других Сатц-ка Чурсин мог стать кем угодно/ ~ только не учителем. Да-./ет и сам сомневался в своих педагбги.|ескйх способностях. ‘Помню, перед ."'тю- стувле,иием в институт '■'оя./.печИль- но говорил: «Ну,.какой Йз. /ме'ня учитель!»,. И все-таки учитель-из самые заповедг- моего друга получился; Мй АЯО.ГО.си»рили, говорили с Александром о «азначерии учите ля, о том, как -должно вестись преводавани 1 е в школе; У моего Мой друг—учитель искуссрве,'/:.« потому всегда оче.нь иео.хотпо участвовал в художсст. венной са/дадеятельности. куда его затаскивали чу,ть ли не силой. Од нажды Чурсин наотрез отказался, .заявив: «Не хочу*-издеваться над искусством!». Вот такимя знаю моего друга и теперь. А тогда я многого не за мечал, ие попима. 1 . Думал и су дил о нем так же, как многие. Сашка слабо учился. Сплошные «тройки». Ои способен был «отче бучить»-что угодно. Притащить в класс в пазухе птицу и выпустить ее во время урока, сманить с за мятий всех ребят в рощу попро. бовать весенний березовый сок. Вот по этому о нем.часто судили. • Не замечали, что это налет маль-, Ч'ншбства, озорного, безшабашиого детства. Не вндрли, что Сашка — способный, исключительно чест ный, добрый малый. Его всегда подводили непоседливость, повы шенная впечатлительность, чрез мерная увлекаемость. И у него ■друга на этот счет сложмоеь св-ое твердое убеждеияе. Он вяутрен, няй враг той «тройки», которая изба>вля€Т от всяческих "неприят- йостей из-за недостаточно ' высо кой успеваемости, но волей-нево лей порождает этакое легкое от- ношен/ие к-урданю знаний. Он счиг. тает,^-что требования к школьни кам должны быть такими,- какие предъявляются ‘к абитуриентам. В связи с этим' подход■к школьным программам должен быть не бук. воедски поверхностным, а углуб- лбваым, выходить за границы учебников и пособий.' Я слушал ■егс и понимал; ,в нем говорила совесть, ответственн 1 ость учителя перед людьми за Их настоящее и будущее. Как заставйт6'> ребят знать и любить /физику, химию, те пред меты, которые он ведет? Этот ответ, не. подозревая того., под сказал ему наш общий учи тель математики Заикнв. Он живет в нас и теперь, со своей скупой, чуть иронической, но про ницательной, напутственной улыб кой, За что мы его так уважали? Почему и теперь при встрече хо чется ' всегда обнять ‘и расцело. вать нашего МЛрофана Акииди- аовича? Да за то, прежде всего, что он любилу;|«ат/е«ятику, знал ее пре- . ВОС.ХОДНО. Учеаики могут■простить /своему педагогу все. Только не аезнаиия. Для них это, ка-к обман, оскорбление." Любить,— значит .знать. Невозм'ожнб любить, ие зная. Нельзя учителю приходить на урок с пустой толовой. Эго— как ложь, вероломство. Так не раз ду.йал Алексавдр Дмитриевич. И он забаррикадировался ; книгами. Журналами Уча, других, и сам продолжал учиться, Урока ему уже недоставаЛо, И он /Стал регуляряо задержи- ■ ватьЬя с ребятами в шко./ 1 е. _По. мимо дополнительных занший, на свой страх и рибк ввел своеоб разную 'форму 'зачетов по каждой пройденной теме. Иные приходят к нему на них по десятку раз. ПО'Ка ве получат хорошей оценки. Сколько времени, сил отнимает это, Александр Дмитриев/ич ни когда ие подсчитывал. Столько, сколько требуется. Он, беспощад ный к себе, самоотверженно «пе рекачивает» 'ИЗ себя в ребят « и любовь свою, и- знания. И не только — к физике, химии. .А и к музыке, искусству, жизни во- Для учителя, навёриое, нет вы ше 'награды, чем благодарность его учениковг.; Александр, хотя и . молод, познал эту радость. Прямо , с дороги, насквозь пропылеавые, с чемоданами в руках, ему при- . носят ее бывшие воспитанники. Я был не раз свидетелем этих теп- лы.ч, трогательных встреч.. ' ./..А это рассказывал Вася Пово- ляев, Он сдав.ад физику в 'Воро нежском инженерно-строительном институте. Закончил, а препода ватели, зачарованные его ответа ми,, молчали. Потом вдруг спра шивают: «А кто у вас. учитель?». «Пятерку» поставили не только Васе. Л. ИЛЬИН. с. Большая Поляна Тербуиского района. «До свиданья, детский сад — здравствуй, школах. Фотоэтюд А, Холодова. Л ИПЕЦКИЙ педииститут суще ствует с Е954 года. За 16 лет институт подготовил более 5000 специалистов—учиге.тей русско го языка и литерату.ры, истории, ма тематики, физики. Выпусктики его работают в школах Дальнего Восто ка, Тувинской, Калмыцкой, Мордов ской, Чечено-Ингушской, Татарской. Дагестанской АССР, Казахстана, Ом ской, Новосибирской, Архангельской, Свердловской и Липецкой областей. Нелегко теперь бывших студентов собрать в одной аудитории. Только письма да телефонные звонки могут поведать о сложившейся судьбе мо лодых педагогов. Подруги Люда Коноплета и Аля Зяблицева. Они работают в Татар ской АССР. «Слышали мы о Тата рин много разного и противоречиво го, — пишут молодые педагоги. — Но сейчас мы ничуть не жалеем, что поехали сюда. Живем мы на стан- 1 ИП Ютаза, и мимо наишх окондва раза в день проходят поезда наМо скву. Местность здесь красивая (жаль, что мы не художЦ|Ики)». Для того, чтобы узнать о жизни Виктора Волотова, который работа.ет директором и учителем математики в Воскресенговской средней школе на. шей области, достаточно телефонного звонка: Когда руководишь школой, ког да ты член партийно)'© бюро и заведуешь лекторской группой сов.хо- за — это ко многому обязывает. Ко. иечно же, трудно, это не то, что быть студентом. Ответсгве 1 шость чувству ешь во всем. И, конечно, институт... Од здорово помог развить цепное качество — быть собрапнЫ'М, уметь еамюорга 1 шзовываться- После окончания института начи нающий учитель часто вспоминает шумные студенческие аудитории, дн- т лиищЕого тересные лекции, веселые вечера. Ии, ститут тоже не забывает своих вое- Ш1таш1Иков, поддерживает с ними по стоянную связь, приходи'Г : на по мощь Традиционная анкета, прово- д})мая в вузе, помогает узнать мыс ли, настроения , выиускнйков ’а. ' большом расстоянии. Вопросы простые: 1. Как складывалась (складывает ся) Ваша трудовая/биография после окончания института? 2-. Чем .отличается: Ваше |егодняш- гюс представление о профессии учи теля (воспитателя) от прежнего, сту- деичеок'ого? 3. Что бы Вы хотели пожелать своим будущим коллегам, нынешним студентам ЛЕПИ? ■ > И как приятно услышать из дале кого городка Прохладный Кабарди- «о-Балкарс'кон АССР бодрый, эпер-' гичшлй голос Владимира Кулеша ■о том, что биография сложилась рчевь удачно. Во многом изменилось |представление о профессии учителя, 1прежде всего об объеме работы: класс, школа, родители, поселок, пио нерская работа, кружки, самообразо- ванйс, политзанятия, семинары, ни. днвн чльиая ^работа, лекционная, нау'.^ да разве все перечис. 1 ить? |'Воло', желает своим коллегам пыг. ливостп, акгнвносги, любознателыю- |Сти. «Нужно искать себя, выход |СВОим силам — в спорте, в общест- |веш)он работе, научной деятельио- I ''Разбросала учительская судьба ■бывших студентов. В самом даль) 1 см ;у 1 'олке страны можно услышать; I ' -г- Я из Липецкого педагогиче- !ского, — нроиэиесениое, с достоип- 1СГЫ30М. гордостью за свой вуз. А. КЛИМОВ. АЛЛА ТУМАРОВСКАЯ Первая учительшща Со ступеньки иа ступеньку. Распахнув их во всю ширь, Каждый год из класса в класс. Мы смотрели удивленно Терпеливо и упрямо Ты шагать учила'иае. Иа тобой открытый мир. Кропо'гдиво ты учила Нелегка была задача Нас писать, читать, считать. Научить вас труд любить. А за наши неудачи И по-ленински правдиво, Волноралас 1 у, точно мать. Начиная с детства, жить. Уважать учила старших День за днем промчатся годы. И с героев брать пример. Ведь таким всегда быть должен В жизни будущей своей Настоящий пионер. Никогда мы не забудем —■ Любопытными глазами, Дорогих учителей. Если сегодня делаем Завтра праздник— День руководитель Алексей Тимо-- учителя. И такое это собы- феевич Аниупов, Не 'сй'азу ‘ рого бы оно не коснулось. “ Ь) общин язык,, да и -Твой .школьные годы: и Л']он к физкультуре особого ин., годы. И наши школьные го-.тереса .не питали.” Теперь, , - - ■ много лет спустя, я . поии- Память переносит .меня, з сколько было в этом Прошедшее. На уроке чисто- ’ первая учи- человеке иастоящего тельница'Мария Хаустова брала тогда яепослуш; Б'Ое перо иачина удивительные красивые ‘бук вы. Она научила тать самые дорогие для че. ловека слова «мама», тябрь», «Родина». И Мария Ивановна часто рас- жизни Во- ““ «ьеде- Ивановна готического обаянг юю руку, и только смог открыть нам з%ьщодигь та; но и и'сподволь .научил ; любить сам процесс по-’ знания, И еще умел ..совсем [ьчш'вески радоватвся . ))ашим радостям. Когда кто. ннбудь из его воспитанни-, после спортив ных состязаний, Алексей Ти мофеевич был просто счаст- Сейчас он .гю-нрежнему преподает в одной из сред- шкЛ) Чаплыгинекого ск/азывала нам ЛОДИ Ульянова. Шло время. Менялись учителя. Некоторые из них остались в моей жизни на всегда, Х 01 ЯМЫИ нс видим ся годами. Оета.шсь в моих мыслях, поступках, сужде- Приезжая па род))- ну^ его бывшие учени]^и не. Наш класс очень Л10бил заглянутксвоему Петра Ильича Докучаева. дру^у. Учил ои нас русскому язы- и если кому-нибудь на ку илитературе. И учил гак, нас у что мы не слышали звои'ков! Еще одно лицо, еще один мать в хорошее и доброе, то в этом огромная заслуга тех, кто учил нас. характер. В класс, доверху 'Рех, чей праздник мы отме. заполненный солнцем, во-- « шел среднего роста, по-спор- ткв-ному подтянутый чело век. В руках — офицервкая сумка. Это наш- классный М. ГОРБЫЛЕВ, курсант Львовского высшего военио-политического училища.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz