Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

„Учитель —это не тот че­ ловек, который тебя чему-то учцт. Это тот человек, ко­ торый помогает тебе стать самим собой". Михаил СВЕТЛОВ. у 1.А.МЛРЫ ДЕЛОВОЙ КАЖ­ ДЫЙ ДЕНЬ ЖИЗНИ ЗАПОЛНЕН ДО ПРЕДЕЛА. СУДИТЕ САМИ. ОНА — ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ФРАН­ ЦУЗСКОГО ЯЗЫКА. ЕСТЬ У ТАМАРЫ И ЕЩЕ ОДНА БОЛЬШАЯ --ДОЛЖНОСТЬ, ИЛ ЭТОТ РАЗ ОБЩЕСТВЕННАЯ. В ЛИПЕЦКОЙ ШКОЛЕ ЛЬ 25 ОНА СЕКРЕТАРЬ КОМСОМОЛЬСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ИНИЦИАТОР ВСЕХ ИНТЕРЕСНЫХ ДЕЛ. Л 8 «Г» ЗНАЕТ ЕЕ, КАК СВОЕ­ ГО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕ­ ЛЯ. К КОТОРОМУ ПОЙДЕШЬ И с РАДОСТЬЮ, И С ПЕЧАЛЬЮ. НА СНИМКАХ НАШЕГО ФОЮ- КОРРЕСПОНДЕНТЛ ВЫ ВИДИ- ТЕ ТАМАРУ ДЕДОВУ В КЛАС­ СЕ СО СВОИМИ УЧЕНИЦАМИ И НА ПУТИ ДОМОЙ. Фото в. Ельшаева. О ДИН мудрец сказал:/хорошты ,У/каждазго -человека, были свои учителя. Впрочем, 'Почему -были? Они остались на вей) жизнь; С -ними со­ ветуются,'Делятся планами; радостя-;. ми и сомвениями, и чувствуют себя .перед вечными должниками. Ежегодно, в Верное воскресение . , октября,' в липецкую четвертуюшко. почта\д*вн приносит пачку разно- ■' Цветных /'Конвертов — письма. Их писали люди раз’ных возрастов, про­ фессий, взглядов на жизнь. Но есть в этих письмах объединяющее нача. ■ло -г- великая сыновняя благодар- пость своим учителям. ■ Виктор Бокачов-... Вера.Коростеле­ ва... Алексей Пятницкий... Юрий Ро. манцов... Вячеслав Чайцев... Славные люди. Когда думаешь об их мужест- нетерпением ждут, любозиательныв' мальчишки и дшяоики. А Евгеяия. Степановна Тихомиро­ ва наш математик — кавалер ор-: дена Ленина. Какой поэзией (да, да,: именно поэзией!) были овеяны.ее -рвемся _____ уроки? Сухие, бесстрастные, дафрыиг. ему" подчас формулы вдруг оживали, выстра) лись в четкую систему, и тогда слож-;. ; нейший пример становился 'похожим/ ■ на лирическое стихотворе»не....Так ве-.' ла математику Евтения' Стемновна./ Не-она ли сумела разглядеть в Юр.:г ке Романцове способность аналити-'" чески мыслить, улавливать-тонкие, ■ едва заметные ассоциации, помочь* ему в решении головоломных задач,т ие теряться при. неудачЗх, находить; выход, казалось бы,'ИЗ-безвыДодного';. положения? Эти-качества, -воспитан­ ные в моем Школьном друге,' по.мог, ли' ему успешно учиться в' трудией- зыкадьном училище по классу.хоро­ вого дирижирования. «Что лодела- ешь,"—' любит яовторять Алексей , Сергеевич, — на себя времени не ос­ тается». Поэтому никогда- не'обижа- г^лйцого товарища, что ' хвал-ает в.р.еменй для Ибо знаем: все это пбявилось я-нем еще тогда, вч'Школе,—и йене, требимая жажда жизни, и так назы­ ваемая «общеетвеяйая жилка». Эти необходимые качества настойчиво воспитывали в нас наши наставники. Вообще, почти каждый из .нас был а-ктИ'Вистом ^{вух, трех и даже/ четы­ рех кружков. Больше всего мы лю. ./ били литературный, физический, аст­ рономический кружки, кружок, сп.о.р- - тивыой гимнастики. А руководили -ими наши учителя. Не преувеличу— многое йз того, в /чем иреуспели их питомцы, закладывалось.-ве, толь-. ДАВНО МЫ СТАЛИ ВЗРОСЛЫМИ ве, /'О ир'цроде их непрекяонцоЕО. ч^ремления отдать свои зиаиян, спо- ' сб'бнвстнЛЮ.ДЯм,®сегда воэвращаешь- /’ся благодарвой .памятью к родиой ■школе, К'/вашй-м учителям Марии Дмитрйевяе Лачериной, Евгении Степановне, Тихомиравой, Дмитрию Кирадлош- 1 чу Цуяко, директору Аяек- , сандру ■йвааовичу Бойкову. - Разве ,не они-заложили в том же Викторе.Бокаяове осозцакяую яю- .бонь К’труду^ '.‘фазносторониим зна. ■яиям? Теперь.он--^ведущий инженер Нмолвпецкогв металлургического завода, не раз ездил.за границу об- менива/гься. передовым опитом вы. плавка высо-кокачееТ'Веняой‘стали. ■ Когда-то училась в школе Люся Капоруяина. Училась она только на «цять» и не знала, кем ей стать: ма. тематиком или врачом, а, может быть, журналистом? Она одинаково глубоко увлекалась и физикой, или­ тературой, и -инострэнньш и не ана-- ла, чему отдать предпочтение. И вое- С ;какой.благодарностью вспомива. ет теперь кандидат филологических наук, доцент Ленинградского уни­ верситета Людмила Витальевна Ка. порулияа своего учителя русского языка ^Александру . Гаврило.вну Без- рукавннкову! Это она Заметила у девочки особое лингвистическоечутье, какую-то природную одаренность; 'Александра Гавриловна щедро рас­ крывала ей секреты русского языка. И Люся поняла: русский язык -г- это и есть ее настоящее призвание, дело всей жизни, А как все мы любили уроки химии, когда Дмитрий .Кириллович Цупко, словно мат, священнодействовал над пробирками и йолбами, показывая нам удивительные превращения! Раз­ ве не передал оя свою любозаатель- ность,. глубокую заинтересованность предметом Тане Рязанцевой? Сколь, ко раз еставалась она со своим лю- . бимым учителем после уро-ков в -ла. Оратории; сама ставила сложные -опыты, решала химические, задачи, помогала Дмитрию КирилVЧОви^^у в проведений . лабораторных работ.,. Эта любовь к химия-с 'годами .не прошла, а наоборот, -укрепилась- в сердце девушки. Таня «жоячняа хи­ мико-биологический факультет уни­ верситета и теперь уже ее уроков с -шем инженерно-физическом ииститу.'^- уте. А недавно Юра прислал мне;;/^- ' письмо, пишет: его дипломная, рабо-? та, связан®.ая с изучением квайтовых' генераторов, /ученым советом иисти- тута приравнена ккандидатской дис-' ' сертации. И еще просил, как можно теплее поблагодарить его любимую, учительницу за то, что она доказала' ■ему в свое время «необходимость ./ ,'йдти по линии наибольшего солро-.: тивления», Да, встречаясь со с-воими друзья. . ми по.школе, всегда с большой ра­ достью обнаруживаешь в них- доб­ рые качества, оставленные на' всю жизнь, нашими учителями. Работает на НЛМЗ .мастер Алек, сей Сергеевич Пятницкий. Он учился' в нашей, школе, был членом комите­ та комсомола, активным обществен-' ником. На заводе Алексей тоже не остался, я стороне от общественных - /дел. И коллектив избрал его иредсе. дателем профкома. Когда кто-нибудь- из школьных друзей вечером после. -. работы звонит Алексею, его никогда ' ве бывает дома. Сколько мы егозна-/ ' ем, жизнерадостного, энергичного, ое '^ всегда занят. Приходят к Алексею ' Сергеевичу Пятницкому люди с.' просьбами, жалобами,-/-сумиениями и всегда верят: помощь будет оказана, - Редко когда удается Алексею по­ святить вечерок 'Свошу любимому занятию.-—г музыке, а'ведь .^н нашел в,себе силу воли и желание сочетать напряженную работу с'учебой в му-.. ко на уроках: но. и в кружковой работе, {в совм«$тиых заботох о. школьном саде и спортплощадке, иа комсомольских собраниях, во время воокресииков, в библиотеке. И коща мы узнаем, что 26-летний аспирант) Воронежского медицинско- 5 - го института Вячеслав Чайцев защи­ тил(Кандидатскую диссертацию по про 6 лем|м вирусологии, а Галя Хальченш — студентка МЭИ — вы- ' полнила заветную норму, мастера' , спорта по спортивной гимнастике, мы - опять видим во .всем этом наших - учителей Им'енно от .них перевяяи мы потребность творчески относить­ ся к избранной профессии, чва- жать людей, любить жизнь, быть ее твошами, а не бесстрастны-, ми созбрцателя;ми. Эти качесгва унаследфали мы и от заслуженной учителышы школы РСФСР Лидии Федоров 1Ы Легостаевой — педагога начальных классов,-. и от биолога Альбины Сергеевны Целиковской, и от «Маи|ин Машяныча-» — препода­ вателя автодела Ивана р/еорЕйевЕча Бойкова;! и от физрука Мария Кали- стратоВ'НН Громаковой.., И сеюдня, накануне большого светлого! праздника' — Дня учителя эчется от имени всех воспи- танникоБ: школы поклониться доземт учителям на ) е зЬ Ю Ш1 СМРЧА! По инициативе Сергея Ивановичи ми, ко в1каждом из них зв_учала од- Царева, преподавателя истории Куй- „а главн1.я мысль: «Улиться комму- манскои школы, оыл организован се- ^ ' 1^' ' минар по и-зучешпо ленинских тру- 1 «^огащагь себя дов. Комсомольцы-десятиклассники запасом 'знаний, принимать активное познакомились с работами В. И. Ле- участие трудовой, вбщественно-по- ннна «Что надо взять от старой шко- литическ()й жизни страны»;' лы?», «Коммунизм и пролетарская Слова |ребят не расходятся с де- ку.пьтура», «Задачи союзов молод*- лом. Во [время уборки урожая они жи». ь участ^ют в трудовых воскресниках, На семинаре с докладами высту- строителям в ремонте пили Лида Разомазова, Ваня Лукья- нов, Володя Ваеючонок. Выступле- I р БОЙКО, иия ребят оказались многоплановы- Лебедянский район. Призвание . ( Кто бы 'мог подумать, что Саш­ ка ЧурС'И'н станет учителем! От­ кровенно говоря, и я не "думал, хотя знаю его чуть ли‘.не с тех пор, как- 'ИомиЮ'себя. Мы вместе ’росяи, учия-ись, вместе совершали набеги на сады и огороды. . Помню., мы долго не могли до­ браться до арбузов на колхо-нюм лугу, который зорко .охэниял сто­ рож. Сашка был самым смышле­ ным м находчивым среди вас. Как-то он предложил разделигься на две группы. Одной наступать со стороны поля, а другой, епря- ■тавшисъ за -крутым берегол;, вы­ жидать. А когда сторож увлечет ся погоней, ринуться яа ба.хчи Захватив добычу, отступить за речушку,. Так и сделали. Это■бы ла обьШная мальчишеская выход ка. И, конечно, не совсем безо, бидная. Но я помню и совсем лной случай. Это произошло все на той же речушке. Воды в ней — воробью ■по/.-колена. 11.0 мы дюбил,р.,,еебез, памяти, жйркие:» летние Дни про­ водили адм иаяролет. Так было и в тот рвзг-Накуиавшись вдоволь, мы.'блеегя черными от загара те­ лами, крепко обиявшись, зашага-' ли . 0 авсгрв.%у течонаю. Над ..голо­ вой-у нас висело 6елесое;*.раска« леиное небо, под ногами играли всеми цвета-ми радуги солВ'ечные блики. Увлекшись, не заметили обрыва. Мгновенье, и мы все под •водой, Мутный ЯОТОК ^ЛОДХВЗТ'ИЛ и бешено завертел нас в яме. Ни. КТО' из. нас не умел плавать. И лишь Сашка не потерял присутст- вня духа, .Он сумел выбраться .из бучилы .и., не мешкая, .пршмлся спасать нас, Хватал за во­ лосы ОДНОГО, другого. И. ВОТ уже остался ОДИН Володька Выоги'Н. Отец его брил наголо. Его безво. лосая, бугристая голова то появ­ лялась, то вновь исчезала под во­ дой, Сашка был уже в отчая-ньи, когда ,ему, наконец, удалось ной- мать Володьку за уши и вытянуть яа .горячий берег. А потом мы долго лежали на опаленном соли, цем песке. Чем'у-то смеялись и ре­ вели. Ревели и смеялись, Чурсин первым прокладывал лыжню с головокружительных круч, первым закрывал- своимте­ лом «амбразуру» -пулемета, когда . мы играли '«эд Матросова». Он плакал над «Повестью о сыне» .Кошевой.'и /уже в пятом классе лробовал слагать стихи. ■Сашка рано- научился понимать искусст- , во. Тоястого перечитывал несчет. иое 'ЧИСЛО раз, постоянво восхи­ щаясь его чудесным языком, уме- . нием проникать ные уголки внутреннего мира че­ ловека, Но, пожалуй,-сильнее все­ го любил музыку..Ои рано стал распознавать подделку, фа;ц;|^шь в просто не хватало времени на уроки. Он забывал о них, а'когда вспоминал, было уже поздно. Но жк» стал бы /.докапываться до та. ких глубин' его дурашливого ха­ рактера? Кто мог тогда 'помочь ему разобраться в самом Вебе? Словом, в глазах, других Сатц-ка Чурсин мог стать кем угодно/ ~ только не учителем. Да-./ет и сам сомневался в своих педагбги.|ескйх способностях. ‘Помню, перед ."'тю- стувле,иием в институт '■'оя./.печИль- но говорил: «Ну,.какой Йз. /ме'ня учитель!»,. И все-таки учитель-из самые заповедг- моего друга получился; Мй АЯО.ГО.си»рили, говорили с Александром о «азначерии учите­ ля, о том, как -должно вестись преводавани 1 е в школе; У моего Мой друг—учитель искуссрве,'/:.« потому всегда оче.нь иео.хотпо участвовал в художсст. венной са/дадеятельности. куда его затаскивали чу,ть ли не силой. Од­ нажды Чурсин наотрез отказался, .заявив: «Не хочу*-издеваться над искусством!». Вот такимя знаю моего друга и теперь. А тогда я многого не за­ мечал, ие попима. 1 . Думал и су­ дил о нем так же, как многие. Сашка слабо учился. Сплошные «тройки». Ои способен был «отче­ бучить»-что угодно. Притащить в класс в пазухе птицу и выпустить ее во время урока, сманить с за­ мятий всех ребят в рощу попро. бовать весенний березовый сок. Вот по этому о нем.часто судили. • Не замечали, что это налет маль-, Ч'ншбства, озорного, безшабашиого детства. Не вндрли, что Сашка — способный, исключительно чест­ ный, добрый малый. Его всегда подводили непоседливость, повы­ шенная впечатлительность, чрез­ мерная увлекаемость. И у него ■друга на этот счет сложмоеь св-ое твердое убеждеияе. Он вяутрен, няй враг той «тройки», которая изба>вля€Т от всяческих "неприят- йостей из-за недостаточно ' высо­ кой успеваемости, но волей-нево­ лей порождает этакое легкое от- ношен/ие к-урданю знаний. Он счиг. тает,^-что требования к школьни­ кам должны быть такими,- какие предъявляются ‘к абитуриентам. В связи с этим' подход■к школьным программам должен быть не бук. воедски поверхностным, а углуб- лбваым, выходить за границы учебников и пособий.' Я слушал ■егс и понимал; ,в нем говорила совесть, ответственн 1 ость учителя перед людьми за Их настоящее и будущее. Как заставйт6'> ребят знать и любить /физику, химию, те пред­ меты, которые он ведет? Этот ответ, не. подозревая того., под­ сказал ему наш общий учи­ тель математики Заикнв. Он живет в нас и теперь, со своей скупой, чуть иронической, но про­ ницательной, напутственной улыб­ кой, За что мы его так уважали? Почему и теперь при встрече хо­ чется ' всегда обнять ‘и расцело. вать нашего МЛрофана Акииди- аовича? Да за то, прежде всего, что он любилу;|«ат/е«ятику, знал ее пре- . ВОС.ХОДНО. Учеаики могут■простить /своему педагогу все. Только не аезнаиия. Для них это, ка-к обман, оскорбление." Любить,— значит .знать. Невозм'ожнб любить, ие зная. Нельзя учителю приходить на урок с пустой толовой. Эго— как ложь, вероломство. Так не раз ду.йал Алексавдр Дмитриевич. И он забаррикадировался ; книгами. Журналами Уча, других, и сам продолжал учиться, Урока ему уже недоставаЛо, И он /Стал регуляряо задержи- ■ ватьЬя с ребятами в шко./ 1 е. _По. мимо дополнительных занший, на свой страх и рибк ввел своеоб­ разную 'форму 'зачетов по каждой пройденной теме. Иные приходят к нему на них по десятку раз. ПО'Ка ве получат хорошей оценки. Сколько времени, сил отнимает это, Александр Дмитриев/ич ни­ когда ие подсчитывал. Столько, сколько требуется. Он, беспощад­ ный к себе, самоотверженно «пе­ рекачивает» 'ИЗ себя в ребят « и любовь свою, и- знания. И не только — к физике, химии. .А и к музыке, искусству, жизни во- Для учителя, навёриое, нет вы­ ше 'награды, чем благодарность его учениковг.; Александр, хотя и . молод, познал эту радость. Прямо , с дороги, насквозь пропылеавые, с чемоданами в руках, ему при- . носят ее бывшие воспитанники. Я был не раз свидетелем этих теп- лы.ч, трогательных встреч.. ' ./..А это рассказывал Вася Пово- ляев, Он сдав.ад физику в 'Воро­ нежском инженерно-строительном институте. Закончил, а препода­ ватели, зачарованные его ответа­ ми,, молчали. Потом вдруг спра­ шивают: «А кто у вас. учитель?». «Пятерку» поставили не только Васе. Л. ИЛЬИН. с. Большая Поляна Тербуиского района. «До свиданья, детский сад — здравствуй, школах. Фотоэтюд А, Холодова. Л ИПЕЦКИЙ педииститут суще­ ствует с Е954 года. За 16 лет институт подготовил более 5000 специалистов—учиге.тей русско­ го языка и литерату.ры, истории, ма­ тематики, физики. Выпусктики его работают в школах Дальнего Восто­ ка, Тувинской, Калмыцкой, Мордов­ ской, Чечено-Ингушской, Татарской. Дагестанской АССР, Казахстана, Ом­ ской, Новосибирской, Архангельской, Свердловской и Липецкой областей. Нелегко теперь бывших студентов собрать в одной аудитории. Только письма да телефонные звонки могут поведать о сложившейся судьбе мо­ лодых педагогов. Подруги Люда Коноплета и Аля Зяблицева. Они работают в Татар­ ской АССР. «Слышали мы о Тата­ рин много разного и противоречиво­ го, — пишут молодые педагоги. — Но сейчас мы ничуть не жалеем, что поехали сюда. Живем мы на стан- 1 ИП Ютаза, и мимо наишх окондва раза в день проходят поезда наМо­ скву. Местность здесь красивая (жаль, что мы не художЦ|Ики)». Для того, чтобы узнать о жизни Виктора Волотова, который работа.ет директором и учителем математики в Воскресенговской средней школе на. шей области, достаточно телефонного звонка: Когда руководишь школой, ког­ да ты член партийно)'© бюро и заведуешь лекторской группой сов.хо- за — это ко многому обязывает. Ко. иечно же, трудно, это не то, что быть студентом. Ответсгве 1 шость чувству­ ешь во всем. И, конечно, институт... Од здорово помог развить цепное качество — быть собрапнЫ'М, уметь еамюорга 1 шзовываться- После окончания института начи­ нающий учитель часто вспоминает шумные студенческие аудитории, дн- т лиищЕого тересные лекции, веселые вечера. Ии, ститут тоже не забывает своих вое- Ш1таш1Иков, поддерживает с ними по­ стоянную связь, приходи'Г : на по­ мощь Традиционная анкета, прово- д})мая в вузе, помогает узнать мыс­ ли, настроения , выиускнйков ’а. ' большом расстоянии. Вопросы простые: 1. Как складывалась (складывает­ ся) Ваша трудовая/биография после окончания института? 2-. Чем .отличается: Ваше |егодняш- гюс представление о профессии учи­ теля (воспитателя) от прежнего, сту- деичеок'ого? 3. Что бы Вы хотели пожелать своим будущим коллегам, нынешним студентам ЛЕПИ? ■ > И как приятно услышать из дале­ кого городка Прохладный Кабарди- «о-Балкарс'кон АССР бодрый, эпер-' гичшлй голос Владимира Кулеша ■о том, что биография сложилась рчевь удачно. Во многом изменилось |представление о профессии учителя, 1прежде всего об объеме работы: класс, школа, родители, поселок, пио­ нерская работа, кружки, самообразо- ванйс, политзанятия, семинары, ни. днвн чльиая ^работа, лекционная, нау'.^ да разве все перечис. 1 ить? |'Воло', желает своим коллегам пыг. ливостп, акгнвносги, любознателыю- |Сти. «Нужно искать себя, выход |СВОим силам — в спорте, в общест- |веш)он работе, научной деятельио- I ''Разбросала учительская судьба ■бывших студентов. В самом даль) 1 см ;у 1 'олке страны можно услышать; I ' -г- Я из Липецкого педагогиче- !ского, — нроиэиесениое, с достоип- 1СГЫ30М. гордостью за свой вуз. А. КЛИМОВ. АЛЛА ТУМАРОВСКАЯ Первая учительшща Со ступеньки иа ступеньку. Распахнув их во всю ширь, Каждый год из класса в класс. Мы смотрели удивленно Терпеливо и упрямо Ты шагать учила'иае. Иа тобой открытый мир. Кропо'гдиво ты учила Нелегка была задача Нас писать, читать, считать. Научить вас труд любить. А за наши неудачи И по-ленински правдиво, Волноралас 1 у, точно мать. Начиная с детства, жить. Уважать учила старших День за днем промчатся годы. И с героев брать пример. Ведь таким всегда быть должен В жизни будущей своей Настоящий пионер. Никогда мы не забудем —■ Любопытными глазами, Дорогих учителей. Если сегодня делаем Завтра праздник— День руководитель Алексей Тимо-- учителя. И такое это собы- феевич Аниупов, Не 'сй'азу ‘ рого бы оно не коснулось. “ Ь) общин язык,, да и -Твой .школьные годы: и Л']он к физкультуре особого ин., годы. И наши школьные го-.тереса .не питали.” Теперь, , - - ■ много лет спустя, я . поии- Память переносит .меня, з сколько было в этом Прошедшее. На уроке чисто- ’ первая учи- человеке иастоящего тельница'Мария Хаустова брала тогда яепослуш; Б'Ое перо иачина удивительные красивые ‘бук­ вы. Она научила тать самые дорогие для че. ловека слова «мама», тябрь», «Родина». И Мария Ивановна часто рас- жизни Во- ““ «ьеде- Ивановна готического обаянг юю руку, и только смог открыть нам з%ьщодигь та; но и и'сподволь .научил ; любить сам процесс по-’ знания, И еще умел ..совсем [ьчш'вески радоватвся . ))ашим радостям. Когда кто. ннбудь из его воспитанни-, после спортив­ ных состязаний, Алексей Ти­ мофеевич был просто счаст- Сейчас он .гю-нрежнему преподает в одной из сред- шкЛ) Чаплыгинекого ск/азывала нам ЛОДИ Ульянова. Шло время. Менялись учителя. Некоторые из них остались в моей жизни на­ всегда, Х 01 ЯМЫИ нс видим­ ся годами. Оета.шсь в моих мыслях, поступках, сужде- Приезжая па род))- ну^ его бывшие учени]^и не. Наш класс очень Л10бил заглянутксвоему Петра Ильича Докучаева. дру^у. Учил ои нас русскому язы- и если кому-нибудь на ку илитературе. И учил гак, нас у что мы не слышали звои'ков! Еще одно лицо, еще один мать в хорошее и доброе, то в этом огромная заслуга тех, кто учил нас. характер. В класс, доверху 'Рех, чей праздник мы отме. заполненный солнцем, во-- « шел среднего роста, по-спор- ткв-ному подтянутый чело­ век. В руках — офицервкая сумка. Это наш- классный М. ГОРБЫЛЕВ, курсант Львовского высшего военио-политического училища.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz