Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)
Т а л ш ш л Т р ш г о р ё ш ж о Что такое Россия Вы спросите меня, что такое Россия. Вы спросите меня — я ответить смогу. Синью взгляд напою, вольно руки раскину «л Вот Россия моя, что как св берегу. Убегают в покосы тропинки босые, В дымке стройно березы ведут хоровод, И раздольною песнею льется Россия И туда, где закат, и туда, где восход. Россия — крестьянка, Россия — богиня, С волжскою россинью в русской косе, Так много величья в простом ее имени. Что здесь и не русский душою русел. Так в чем ее сила? В огнях новостроек? В плотинах, в турбинах, во взмыве ракет? Нет, счастье — в уменья растить героев, В них, — в людях, — и радость России, и свет. Россия — нелегкие судьбы. Суровых дорог рубежи. Россия — сердечные „ люди, С ВЫСОК1Ш накалом „ души.' Д а ЭТО свеченье березок. Сановная сосен краса. Д а шумные ливни, да грозы, Да в аседрын распах небеса, Букет солнцеглазых ромашек. Лучистый привет василька, И все это русское, наше, И даже полынь, что горька! И все ВТО в очи заронена, И все это В сердце моем. Россия? Россия — Родина, Те счастье, которым живем. Т , М м & я о м л Сколько рассыпано Сколько расплескано сини! Наша старушка- планета Стала в сто раз красивей! Листья,>что ветер • кружит,. Стал»! на солнце похожи. Срлнце в осенних лужах. Солнце в глазах прохожих. День 8 листопаде Небо па крыши льется, И у меня в ладонях Луч от горячего солнца. ^ЕГ . Ж С » т Ж 9 т Как гулко в селах на Руси, когда сентябрь в начале. На ветках тополя висит грачиное кричанье И оглашает вечера. Наверно, в стаях перед отлетом в дальний край живет такой обычай, И пусть разлучит их судьба с обжитыми местами. Из всех земель где крылья вырасЕвли, С м е т л а ж а М е х с т е ш Светлана Мекшен работает в областном управлении культуры. Учится заочно в литературном инсти туте им. А. М. Горького на шестом курсе. Впервые ее стихи были опуб ликованы в нашей газете в 1959 го ду. С тех пор печаталась в журналах «Смена», «Наш современник», в сбор никах стихов Липецкого и Воронеж ского издательств. Д ЕТДОМ Деталями не сдержан, не закован, ■условностями в памяти не стбрт, и до сих пор на улице Расковой, стоит ДЕТДОМ — любви моей костер. ...Но все сначала, все начну сначала, как в тот декабрь, .сухой до немоты, когда я робко в двери постучала, еще не смея с ними быть «на ты». Мне отворила бойкая девчонка, такая длинноногая, как тннур... Узнав, кто я, сказала 'мне в сторонке: «Ты з а меня пока что подежурь». Н оробев совсем перед портретом. Скрывавшим узкой лесенки подъем, голодная, едва полуодета, Я. думала о новом дне-своем. НО ЧЬ Нас в свальне десять человек: все Клавы, Нины да Тамары. Моя кровать у стенки самой, могу молчать хоть целый век. Но за спиною то и дело вбираю чьи-то голоса; —- Где новенькая? Спит, наверно... И с л ^ ы режут мне глаза, мне кажется — я всем чужая... Свет потушили. Кто-то сел и прошептал: «Переживает. А я здесь ■— вот уж будет семь. Отец погнб (была я малой), а мать сошла с ума с тех пор. Я помню, как она бежала древн ей , .волоча топор...» _ «А я здесь — три. Но мать не знаю. Все тетки пред.'инали жнть. Жила; на них варю, стираю, а в школу некогда ходить. Сюда сбежала...». «А меня вот какой-то дядень’ка нашел И здесь оставил вроде б на Р( А сам забыл и не пришел». Шептались долго, вспоминая. Но чей-то голос встрял опять И обо мне уже: «Я знаю, что у нее — больная мать. А' девка эта — то, что надо, но с ней об этом пе болтать». Ответили; «Да что ты! Ладно. Ну а теперь давайте, спать». ЗИМА - Зима, Какой П 0 |ры, чем эта, яснее в нас остались дни? Не потому, что есть примета: прожить бы зиму до весны. Не потому, что худо-бедно одежда согревала нас. В зиме есть что-то от победы ■над слабостью в себе подчас-. А главное —■ во все столетья, в ней зреет праздник: - Новый год. ...О как заманчиво и светло он-шел к н'ам мимо всех ворот. Клянусь, ни в чьем с достатко'М ' доме . оя не был значим так. и н.рост, как в нашем маленьком детдоме, куда он столько счастья нес. ...Мы целый месяц нарушали режим, , порой проспав урок, чтобы тайком пораньше в зале ' развесить ваточный снежок. Под хор, спрягающий «их зэе», ' мы выбивали конфетти, .примерно «немке» в рот глазея. ■ А после школы - по пути ' . ш .» покупать (сложйвши дружно весь капитал в кулак один) Совеем дешевые игрушки, •чтобы доделать их самим. Но — все готово! ...Запах хвои и .КУ-Х.ЦИ. праздннчш том.ят. -Госгеирюшно.. Бесп«жоййо,4 ..Волненья нарастает ритм. Груженые въезжают сани,. «А... быть по-вашему!» —^ завхоз рукой махнул, как повелитель •»- ’ «Теперь ступайте, объявите: пельменный разрешен вопрос». А завтра ----- бе зд н о й . С утр.а, пока портфели под кроватью, в линялых близнецовых платьях .на.кухню начинать пора. Там Нинка Сомова — знаток -» уже давно парадом правит: .подбросит теста иль убавит, ■ что ни пельмень — почти цветок. . - Завидуй. Мучайся, учись искусству — будь то даже тесто. Трудом таинственным и .тесным- совсем обычного коснись. и Дед-Мороз от них па шаг, подарков бережно касаясь, идет по залу, не спеша. БУДНИ В тяжелых думах детсовст: какой обед придумать завтра? Не легкий бутербродный ззбт-рак, а понимаете — обед! " Но выбор скуден, как на грех. Что ни предложишь — нет, заменим. Есть выход! Сделаем пельмени,., хоть раз с добавкою для всех. ЛЕТО Какая славная была пора: нас первый раз тогда вели. купаться. , День разъедала, вырвавшись, жара и мы боялись — ей бы не сорваться. Но до воды так было далеко... • Сначала медсестра нас всех считала. Б ы .5 кто - то лишний (все искали— кто.?), а в новый счет кого,-то не хватало-. Но ие сведя концы с концами, все ж * она уже, решалась, отпустить нас. ...Лсч-ели в кучу брюки, юбки-клсш в минуту до великого еобытья. Уже' сплетались брызги в первый казалось — жизнь отсюда начиналась.^.. . Но голос медсестры кричал нам: . «Стоп! Вода холодновата нынче м.члость» И толстый палец под.чимался вверх, а .мы, балдея, на него глядели. - Нас оглушал. -детей «домашних» - смех, которых мы пока еще терпели, Однако, втихомолку дав пинка особенно назойливым — чтоб зиали... На нас глядела тихая река своими потускневшими глазами Где ты, племя детдомовцев? Как тебе нынче живсгси? ...Я стрю на пороге . одного отшумевшего дня. " С фот-ографии маленькой , кто-то мне тихо смеется, кто-то просит не щелкать, пока не отыщут меня. Но фотограф спешил, И тогда я оста.тась за кадром.. Разве это причина д.тя грусти? Но только опять Очень хочется мне е детским, домом найти себя рядом , и фотографа руку хотя бы на миг задержать. Ж . О б ы д е ш ш ъ х А Илья Петрович Обы- Тяготеет к стихам для денный работает В уп- де^ей и юношества, равлении Липецкого трам-вая. Стихи писать Печатается впервые начал еще в школе. По- , Сегодня мы публикуем еле школы окончил воен ное училище. Офицер запаса. «Иринкины стихи». цикла Помощница , Мама прядки .копала, Ира маме помогала; Выбирала камни, свалки. Здесь появятся цве)ы Ненаглядной красоты! Нал землей она повисла Очень низко, о»шиь близко! Можно б взять ее руками. Да стекло перед глазами!.. У витрины у витрины магазина 'Ребятишки, рты разинув, Загляде’'чся на Мишку, На ра(..па зайчишку. От огней и от мороза Сами выступили с.чезы. Все вокруг преобразилось: Закачалось, закружилось. Будто прыгает зайчишка, Побежал под елку мишка. А ракета, а ракета — Отделилась от планеты! Летчику Пролетел и юетавнл дорожку. По линейке провел боревду. кричу ему вслед ? из окошка: — Не за-де» 1 ь самолетом звезду!.. Хитрый еж Лушшю ночью Дорогой лесной Еж возвращался € .добычей домой. Навстречу Зайчишка: —'- Откуда идешь, Колючая шельма, И что-то несешь? .А Ежик — подумал И хи')ро сказал: — Случилось -месчастьс; В саду я гулял, Ветка качнулась И вдруг по спине Ударила груша... И осталась... на мне. Проспала Дождик шел до самого рассвета, В этот час проснулась Света. Смотрит в окна виновато: «Ах! Какая соня я; Баба сисжиая куда-то Убежала без меня». В ОТВЕТ на обращение «впереди была новая счаст» газеты к читателям е ливая жизнь», просьбой присылать Что ж, намереняе- по- овои стихи, расисазы, зари- хвальное — проследить ста- совки редакция яолучнла новление оступившегося д легком жанре. Но опять же дит, он не оста'В.;шет довольно обширную почту, прошлом человека. Для это- В, Таранчеву надо помнить теля равнодушным, залом Передо мной рассказы видимо, надо было по- О стройности композиции, нается. Дели автор еще вн шести пач 1 Шающи.х авторов казать героиню в ее взанмо- точиосгн и выразительности мателыю поработает на В большей нти" меньшей отношениях с новыми това- слова, недопустимости вя- рассказом, то может пол степени они все написаны рищами, друзьями, пш а - лых, лишь тормозящих дей- читься неплохая вещь. Над рукой малоопытной не как постепенно прора- ствяе описа-ний и фраз,. только убрать лишнее,, сд очень искушенной в’ тонко- «тают в- человеке ростки Ельчанин В. Нехаев г г не лать более- выразительно стях литературного мастер- здорового, настоящего. Ес- совсем новичок в литера- концовку. ли же автор ставил своей турком деле. Как он сооб- И наконец — Саша Ратекаэ как известно «“ ью поведать читателю о Щает, несколько его рас- тов из с. Красное. Ему считается’ одним из труд- ™ помешало этому сказов публиковались в го- лет, он — студент-заочни нейших жанров' литераТур- естественно- РРДокой -газете «Красное полиграфического. институ яого творчестаа В самом “ У процессу, то надо было знамя». В самом деле, уга-. та. Саша ~ человек г деле- на 6—в' страницах опять-таки найти реальные, дывается определенная лег- способный. Из трех ирис, автор должен : поведкть чи- убедительные факты, при- кость письма, умение пра- ных им пасска.зов на: тателям что-то важное, зна- ведшие героиню к трагиче- постр^оить ту , р ибг или лее удачен «Баллада прежде ' чимое, новое. Автор обязан, всего,совершенно представить, что против кого и за ч Чрезвычайно-' важным яв ляется выбор такой ейтуа- скому концу. В рассказе же пную сценку, И все же его ровозе с красной звездой ничего этого нет. Лялька рассказ «Я верю тебе» удиВ- На запасных путях, в тупи себе прпкодит в парк, садится на своей художественной ках стоят старые, отЖивши хочет лзвпйку и долгие часы про- беспомощностью. Любимьй свой век . паровозы. Оди воюет?’ ппдит в одиночестве. Зачем .уехал в армию. Девушка человек пройдет мимо она- приходит, кого ждет, страдает, ждет, пишет пись- лишь екольэиет по шш ра: о чем думает — читатель И сама в ответ получй- нодушным взглядом, др) может -лишь гадать! Появ- «г хорошие письма. Одно из гой подумает; «Отжил I', при которой герой мо- дение парке человека в писем девушка показы- свое». А вот у Саши Титов жет- наиболее четко и полно фо,рме морского капитана яз«т (совершенно неясно по вид старых паровозов вы выявить свой характер, только не проясняет об- какой причине) автору рас- зывает целую волну чувств Каких-либо категориче- становки, а,' напротив, еще сказа. Тот читает пылкое раздумий, ских рекомендаций по вы- больше запутывает ее. Ка- послание чужой 'любимой-и Но опять бору композиции, рассказа питан тоже подолгу сидит в конце мысленно восклица- сте в рассказе. Есть повто дать, естественно, нельзя, на скамей-ке-.парка. И тоже ет: «Их пути Опять вегре- ры, длинноты, излишняя " тем не менее считается нДи- _один. А потом Лялька уми- тятся, чтобы никогда уже оттого назойливая патёти- более рациональным,' когда рает. Капитан о ее смерти соблюдается единство ^ вре- узнает позже, когда буйной ' меня и места. Хотя в лите- весной- снова приходит в ратурной практике можно парк. Он идет на могилу де- встретить немало рассказов, вушки. «Капитан снял-фу- где соблюдение этих правил ражку и долго стоял перед весьма условно. моги.той девушкй, которую Очень важное значение не знал даже, как зовут, но. для рассказа приобретает полюбил и потерял иавсег- художественная ■ деталь. Да». Удачно найденная художе- Сентиментальная, паду- сгвенная деталь подчас манная^ полностью оторван- намцого убедительнее н ная от реальной жизни, красноречивее каких-то наивная — эта история вы- длинных, подробных описа- зывает лишь чувство ний. Она. придает - рассказу-сады и недоумения, энергию, мускулистость, нс- в . Таранчев из Липецка тинную художественность и свой рассказ «Морской» 1 ак ценн-мыи — особенно в снабжает рубрикой: «Нс- носледнце годы — подтекст, придуманные рассказы о И все эти трудные по- моих друзьях». Полагаю, :ки, о которых говорилось представляет интерес оста- выше, будут только тогдаповиться на этом уточие- решительноничего не про- нец. усиешны, когда автор обра- нии автора Хорошо это или “«хОДит, все вяло, бледно Ие щ е ............................... . тнт особое внимание языку плохо — «непридуманные»? наконец, просто неинте- решающее обстоятельство произведений. «Сама жизнь», «правда фак- , «ндо иметь в виду. Вот если с позиции этих та», оказыааегся, вовсе «е „ Хотелось бы сделатьсказе,как на проявленной ВЫСОКИХ требований рас- гарантируют праады худо- зал 1 ечанне 0 ТV фотоплешее, сразу же стг сматривать присланные рас- жеа-вешюй. Факты - это иосителыю языка. Да, язык, новится виден автор - ег сказы (а только с таких лишь куски глины, из ко- ® общей, правилен, легок, ум, широта и глубин ■ шй их надо рассматрн- торой рукой мастера со. лигораррен, по как он ме- чувств, морально-этическая ~ в печати ие может здаегся произведение ис- ®®злик. Автор сЪлошь высота суждений, и то должно появляться по- кусства. Без понимания вза- ” пользуется захва- сколько он разобрался • 1 уфабр 1 « а т а ) , то станет яс- нмосвязей между фаы ами , таньыми словами и выра- ществе изображаемого - что В'роизведения э т а - главных тенденций развн- ^еи.иямн; «звонкий девичии бытия, насколько проел лишь первые литературные тая настоящего ■худож-ест- « вр 1 р .! 1 в « жшнрпя - пае-,- ^,-п о п ы т , иначе говоря, тот веяного . иронэведения не самый полуфабрикат, место создашь. “ .смущения» и т. д. высоко оказалось его лите которому в да.тьнем ящике В пвг ^ я . зр В Тя.пя„>„-Р,а . - А . , ЧИТАТЕЛЬ ПРИСЛАЛ РАССКАЗ... г разойтись». В рассказе ка. Нс ши'та'си ударный ко- -смех», еселая, из ера- в ет его истоки и видит Достная», «румянец радо- перспективу. И Ети а с _ И Т' письменного стола автора. говорн?сГо 'хорсшеу‘’' д е м - "Р ”" ' ' и оснащенность, если - ^ • ю норнкя о хорошем, дума названием «Человек». .Ав- он человек мелкий, п возьмем рас- ющем слесаре Петре, При- .^ор на 2 - 3 страшщах пб- стой- и лишен-больших ид Кстати, ав- водится один факт его ]щгалея рассказать о целой алов — ему не по сила тор своей фамилии почему- радивого отношения к сво- ..еловека, на тюроге будет написать иастояш:! В. ДОБРЯКОВ , обязанностям, другой которого уж ЭКЗОТИЧЕСКАЯ БОРОДА ВП-4ЫЬ«ы: «в.-»_____ ' * Он возник п еред нами вне запно. Экзаменационная го рячка коридора, трансформи руясь, явила нам интеллекту альную бороду, обрамляющую волевую физиономию мужчи ны кандидатского возраста. — Где тут у вас сдают '>■— как их?.. — спросил лым тенором. — Экзамены, — уточнил Ди- — Во-во-, — обрадовался незнакомец. — Простите, а кто вам, соб ственно, нужен?—решил спро сить я на всякий случай. зеленых — В вашем возрасте я не задавал глупых вопросов, мо лодой человек. Я покраснел. Димыч поспе шил прийти на помощь. — Мы сдаем вот в этой ау дитории. Профессору Звереву. — Здесь, говоришь? Ну-ну,— на его губах зазмеилась улыб ка. — Сейчас мы его препари руем... ■Он с удовольствием потер руки, и выражение лица у не го стало точь-в-точь, как у со^ седа дяди Петй из двадцать седьмой квартиры — перед запоем . Вообще-то к профес сору Звереву я не питал осо бых симпатий: в прошлом се местре он оставил меня без стипендии. Но сейчас мне за него стало страшно, Картина, которую я живо себе предста вил, ужасала: на столе, обло женный экзаменационными билетами, лежит наш бедный профессор, а этот молодчик югромным скальпелем кром сает вкось и вкривь беззащит ное тело. — А, а может... не надо, — пролепетал я. — Нет, — оборвал он сухо, — надо, дорогой, надо. Дверь с рукописным плакатчиком: «Не уверен, не входи! Экза мен!» — с треском захлопну. Ждать его пришлось недол го. Удовлетворенно мурлыча, он вышел и открыл зачетную ' книжку. — Так и запишем: 279-й со противлялся на 5 секунд ДЬль, ще, чем 277-й и на 3 секунды меньше, чем 278-й. — Сколько? — выдохнули разом мы с Димычем. — Отлично, — неб р е ж н о буркнул бородач. Мы переглянулись. Анало гичных случаев наша память не содержала и не м< содержать, потому чт что? — заметил наше смущ^ ние уникальный бородач. — Ь нашем деле, — он поднял ука зательный палец, — главное — система! На создание этой формулы, — он тяжело вздох нул и полез за ней в карман, — на ее создание у меня уш'? ли лучшие годы. В этой вот голубушке, — он нежно погла. дил математические выкладки, — любой экзаменатор по па лочкам. разложен. Подставляй исходные данные—И. можешь считать, что пять баллов у тебя в кармане... Ну, ладно, колле ги, — он снисходительно улыб нулся, — творите ваши экза мены, дышите озоном не элек трических разрядов в декана те, а мне нужно провести еще испытания в условиях, макси- \ мально при' ''женных к кос мическим пь>.агр^узкам. У сту дентов технологического ин ститута. Они сдают киберам. Интересно, как • долго элек тронный мозг сможет сражать ся с моей формулой. И он исчез так же внезапно, как и появился. Минут через пять Мы пришли в себя. Я посмотрел на Димыча, Димыч— на меня. Ступенек н я помню г но, но на остановке владельца ' удивитель’Ией ‘(формула: уже не Л. ВОВА. поставил. В связи . . . . . надо заметить, что факт, гретин. 'М только. рость И анонн.мных авторов редак- Пробует сво'и силы В. Та- удалось, Мо опять же нет печатает, хотя бы ранчев и в юморе. '!'рн его главного, центрального, со- уже потому, что некому бу- небольшие юморески «Мага- бытия, которое 'могло бы дет выплатить гонорар. рыч», «У ерйетвевног-о: теле- сделать естественным и за- 'су1'ь не в том. Обра- фона», «Е&ди хочешь «За- кономериым ту вдруг тнмся к самому рассказу, цорожца»'более дестн© го- иикшую иравсгвениую силу Героиня рассказа — дев.уш- ворнт о сиособностях авгв- и готовность к яодвигу, ' ка, связанная в прошлом с .Б них есть мыслщ цель торые.в финале неожиданно преступниками-» н|йбывшая (оСрбенно это. относится к обрел герой расс14аза. По за это определенный срок в рассказу, «Магарыц»), но- этому, несмотря, на к-рат- иегера 1 Вительно-трудовой ко- пытка «айтй- какой-то сю- кость, многое в рассказе лонии. По заявлению авто- жетиый ход. -Видимо, авто- все же :зыглядит случай- ра, она поняла свои за- РУ смысл и дальше со- ным, неубедительным.' блуждмшя, и теперь у цес®®РШбпс 1 'воваться в этом пе- Саша Хожаннсв, по всей вероятности школьник, на Краснииского района изпи- сал рассказ «Серая шейка». Это повествование о зло ключениях дикой утки, ко торая почему-то отбилась от стаи и поселтиась в дере венском пруду; Маленькие мальчишки , бросали в нее •камнями,.' другие, постарше, -напротив, заботились о ней « придумывали, как облег чить ей жизнь. Так продол жалось несколько дней. Об утке говорила вся деревня. Однажды утка все же уле тела. И рассказчик заклю чает, ■что вот прошло уже 'много времени, а утка из его памяти никак не ухо дит. Рассказ написан иск ренне, взволнованно и, хо тя ничего особенного в в«м; казалось бы, не ироисхо- огвет. секретарь Липецкой писательской организации. Ш . С у б б о т и м СТАРАЯ ПЕСНЯ В моей каю'ге сонная гитара Перебирает песенную грусть. И новые слова тралмейстер старый Легко и роб'ко пробует на вкус. Но песня сбивчиво толкует о погоде. Узлом нсразреш,пмым завилась... И пальцы неожиданно находят Давно забытый довоенный вальс. Табачный дым плывет волною ватной. Играй, тралмейстер, струны оборви... Матросам надо вспомнить перед вахтой О береге, о доме, о любйи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz