Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

Н Е нами первыми, разумеется, замечена эта удивительная осо­ бенность ленинских книг. Уж вроде бы читанндя-перечитаниая, в миллионах экземпляров разлетевшая­ ся по всем уголкам страны л хшра, известная с пионерского возраста по выдержкам, лозунгам и плакатам, брошюра, а раскроешь ее наугад — и опять поражаешься свежест-и, глу. бнне, актуальности, так ц не постиг- . цутой до конца 'во время прошлых чтений диалектической сложности, многогрймости казавшихся хресто. матийиыми строк. Каждый из участников Ленинского урока по-своему встретился когда-то «Задачами союзов молодежи». Большинство, очевидно, открыли' их в середине пятидесятых—в школе, в училище, в техникуме, готовясьстать комсомольцами. Слова Ильича о воз. рождении экономики, о ликвидации беаграмотноети, о борьбе с голодом были для них историческими ■иллю­ страциями к .современно, а иногда прямо-таки — злободневно звуча­ щим ленинским тезйсам,- А вйт Георгин Самсонович^ Краснн- Бгступаег Лидия Бреднева. . Выступает Алла Козлова. ков принадлежит как раз к тому по. колению, которому довелось выпол­ нять указание «учиться коммунизму» в бурях гражданской войны, работая в лтсбезах, ^Iатрулируя в отрядах ЧОНа, выходя на первые коммуни­ стические субботники... Но и комсомольцы, и гости нашего урока, независимо ' от возраста, искренне, честно, напряженно раз. мышляли, спорили, пробивались к главной сути ленинской речи, следу'я одобренному ими правилу; «Пусть каждый выскажет без обиняков все, по-коммунистически! Коммунистич. до, если, к примеру, бригада Николая Пешехоиова из МС-4,-работает уже в счет будущего тода. Ей, кстати, присвоено звание «Бригада имени XVI съезда ВЛКСЛЬ... Чтобы так трудиться, нужны и высокая 'сознательность, и глубокие знания. Далеко не все до этого доросли. Мне приходится сталки­ ваться с некоторыми.... Человек при­ ходит на. завод нажать инопку! Кро. . ме кнопки, он знать больше ничего не желает. Что там за обшивкой, за кожухом станка происходит, можно ли добиться лучшей работы оборудр- Зависит же это и от нас, и от вни­ мания к нашему мнеш-ио, к нашим доводам со стороны старших». Однако «от пас», видимо, все-т»ки в большей степени. Наивно ожидать, что во всех случаях жизни передто­ бой будет любезно открыт семафор и дана гарантия, что вмешате.тьство твое обязательно увенчается успе­ хом, что стоит тебе встать, покрити­ ковать и все мгиовенио образует­ ся. Ияжеиер-конструктор Нина Ка- коткина.с обидой заметила;. «Откуда берутся неактивные? Почему комсо­ мольцы нередко молчат на собрани­ ях? Потому что о недостатках неод- етарших осуществить то, что их ии- тересует...» Сказанное Сергеем — невольный ответ на выступление Анатолия Мак. симова, йетрвавшего на ,®^здействие совета молодых специалистб1. Веро­ ятно, заводской комитет ВЛКСМ долнсен заинтересоваться личными творческими планами, подумать о перспективах этого начинания... На ЛТЗ в рационализаторской ра­ боте участвуют 620 молодых маши­ ностроителей. Возможно, подобные творческие планы-заявки усилят их активность... ЮНОСТЬ СОВЕТУЕТСЯ С ИЛЬИЧЕМ вого участия в рейдах, в выявлении непорядков должен быть для^КП» законом. В каясдой смене, на любом участке должны быть наши люди. А то ведь и такое бывает; прогулял комсомолец, но в бюро об этом уз­ нают чуть ли не череддве недели, в . листок «Прожектора» он попадает спустя где-то месяц»... "К^'к и условились с самого начала, остроту проблем никто не пытался сгладить. Галина Кудряшова, норми­ ровщица чугунолитейного -цеха, со. дожил что-нибудь в этом отношении сделать, организовать». Тут опять последовала реплика: «А-ты сама? Где же твоя инициати- ва? Ведь инициатива нужна нетоль­ ко на производстве». Несомнен'но, правы те, кто встре­ вожен, встречая на улице уныло бренчащих на гитаре дливиодолосых парней. Вряд ли ,найдутся дозраже. ния и на выступление Лидии Бред- йевой, которая сказала, что комсо­ мольская организация не должна, не По - ленински учиться коммунизму . 3. Будет проведен рейд «Комсо­ мольского прожектора» по трудовой и производственной дисциплине. 4. В каждой комсомольской груп­ пе намечено провести собрание с по­ весткой: «Как ты используешь свое рабочее время?» 5. Комитет ВЛКСМ завода войдет в партийную и профсоюзную органи­ зации с предложением провести ком­ сомольский актив на тему: «Мастер и молодой рабочий». Мы же постараемся через некото. рое время вернуться к темам, затро­ нутым участниками урока, рассказать о том, что сделано на' заводе по вы- . 1 ЮЛН 0 НИЮ намоченного... И. ВОЗЕНФЕЛЬД, А. МЕЛЕШКО. КАК ТЫ ПОНИМАЕШЬ ЗАВЕТ ИЛЬИЧА: «УЧИТЬСЯ КОММУНИЗМУ»? ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ: ВО ВСЯКОЙ РАБОТЕ ПРО­ ЯВЛЯТЬ СВОЮ ИНИЦИАТИВУ, СВОЙ ПОЧИН? НА ЧТО СЛЕДОВАЛО БЫ НАПРАВИТЬ УСИ­ ЛИЯ ТВОИХ ТОВАРИЩЕЙ-КОМСОМОЛЬЦЕВ? СОЗНАТЕЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА: КАК ЕЕ ВОСПИТЫВАТЬ? ЧТО МОЖЕТ, ЧТО ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ ДЛЯ ЭТОГО КОМСОМОЛ? ЭТИ и ДРУГИЕ ВОПРОСЫ ОБСУЖДАЛИ: ГЕОРГИЙ САМСОНОВИЧ КРАСНИКОВ, КОМ­ СОМОЛЕЦ 20-Х ГОДОВ, ВЕТЕРАН ТРУДА; АНАТОЛИЙ СЕМЕНОВИЧ РОМАНОВ, КАН­ ДИДАТ ФИЛОСОФСКИХ НАУК, в е д у щ и й ВСТРЕЧИ, ВАЛЕРИЙ БОРЦОВ, ЭЛЕКТРИК; АНАТОЛИЙ МАКСИМОВ, МАСТЕР ОТК; АЛЛА КОЗЛОВА, ЭКОНОМИСТ, И ЕЩЕ 100 КОМСОМОЛЬСКИХ АКТИВИСТОВ ЛИПЕЦКОГО ТРАКТОРНОГО ЗАВОДА НА ЛЕНИНСКОМ УРО­ КЕ, ПОСВЯЩЕННОМ 50-ЛЕТИЮ РЕЧИ В. И. ЛЕ­ НИНА «ЗАДАЧИ СОЮЗОВ МОЛОДЕЖИ». ☆ ☆ ☆ только всл^'х. Пусть вспыхнет дело­ вой спор...» ВАЛЕРИЙ БОРЦОВ: «120 ПРО­ ЦЕНТОВ - ЭТО ЗВУЧИТ ПО-КОМ­ МУНИСТИЧЕСКИ!» НИКОЛАЙ ИНОЗЕМЦЕВ: «КОМ­ МУНИСТ ОТВЕЧАЕТ ЗА ВСЕ!» Г. С. КРАСНИКОВ: «ВЕСТИ ЗА СОБОЮ ДРУГИХ!» вания, — ои не представляет. Испор- тидось что-либо — сядет в сторонке, равнодушно смотреть будет, как ре- мвнтирую'г. Гаечного ключа не по­ даст — чинить ведь ие его обязан­ ность... И особенно много таких сре­ ди молодых рабочих с низкой квали­ фикацией». - ВыетушкСт Лев Кузнецов. Еще "во время подготовки к уроку кто-то вспо.чнил своеобразное' кредо героя известного фильма «Твой сов­ ременник»: «Коммуггист — это тот, кто способен сделать нечто большее, чем обычные люди, А если ты мо­ жешь только, то, что все, то какой же ты, в общем-то, коммунист?» «Сделать нечто большее...» Таким коммунистов» был Леишг и его соратиикн... . ‘ Такими коммунистами были Ди. митров и Тельман.;. Такими коммунистами были'те, кто создавал первые колхозы, строил Днепрогэс, иас.мерть стоял под .Мо­ сквой в 41-м... Собственно, тот же критерий ком. мувистичности — делать больше, де­ лать лучше — провозгласили на уро- / ке и молодые тракторостроители, стараясь точнее раскрыть знамени, тую ленинскую формулу; «учиться коммунизму», Валерий Борцов, электрик МС-4, считает, что еще не все комсомоль­ цы В 1 ШКДИ в смысл ее, поняли, как все ответил Владимир Ильич «на главные и самые существенные во­ просы, — чему учиться и"как учить­ ся?» — «Ие только книжные знания делают коммуниста коммунистом, .хо­ тя оии и важны, — говорил Вале­ рий.— Ко.ммуннзму в первую оче­ редь в, труде учатся. Скажу, как при­ нято выражаться, о скромном, ничем не выделяющемся рабочем парне —- Анатолии Покачалове, Он — токарь в механическом цехе. Задапие вы­ полняет иа 120—130 процентов. Ком­ сомольский секретарь. Учится иа четвертом курсе- института. И все успевает, все делает добросовестио и серьезно. Вот он — учится и на. учится — коммунизму! 20 или 30про­ центов сверх сменного плана —т эго Согласившись с Валерием, участ­ ники диспута отметй.чи некоторую односторонность его мысли. ■Когда ■ты всего лишь хорошо работаешь, сказал ведущий А. С, Романов, ког­ да ты всего лишь умелый спепна. лист, по безразличен и пассивен во всем остальяолг — цена труда твое­ го не выше, чем труда любого доб­ ропорядочного обывателя. Нменио воспитание неравнодушия, воспитание сознания личной отвегст- вениости за все, вокруг тебя проис­ ходящее, ставит во главу угла се­ кретарь комсомольской организации МС-4 Николай Иноземцев; «Комму­ нист — это активист всегда, везде, во всем!» Г, С. Красников подчеркнул осо­ бо: «Я думаю, ни солидный процент выполнения плана, ни правильные общественно-политические убежде. ния, ни общая культура, ни специ­ альные знания еще ие являют собой полной совокупности коммунистнчс. ских черт. Коммунист, комсомолец и на работе, и в жизни вообще — ко­ миссар. Организагор. Правофланго­ вый. Он идет вперед, сам и других ведет за собой. Умеет размножить свое хорошее. Помножить себя, свои силы на тех, кто рядом. Так работа, ли и жили мои ровесники. Это мы завещаем и вам...». СЕРГЕЙ ЗЕМЦОВ: «КАН РОЖ­ ДАЕТСЯ ИНИЦИАТИВА?» Николай Иноземцев назвал'одним из главных путей формирования ком- .муиистической активности — широ­ кое вовлечение комсомольцев в ре. шение хозяйствеано-экономических, бытовых, стало быть, в конечном итоге—социально-политических проб, яем жизни большого завода: «Мы должны участвовать и в обсуждении вопросов ;-килишиого строительства, и оказать свое слово при приеме па работу, при увольнении и так далее. наждьг пробовали говорить, а толку... То. 1 каем)ься, голкаешься — и ничего не добьешься...» 'На сой счет Влади.мир Ильич в письме к одному, молодо.му человеку писа.т о необ,ходнмо'сти быть-.пршши- пиальным и иастойчивым до конца, стучаться и раз, и два, и двадцать раз. пока не добьешься того, что нужно для дела, Ес.чи ты еще не па. учился этому, не ищи оправданйя беспомощности своей только в не- виимашш к тебе других. Да, к тому же, право авторитетцо настаивать, прегенд,ов-ать ыа внимание к своим предложения.» ты должен постоянло подкреплять практически. Мастер ОТК Анатолий Максимов поделился по этом.у поводу своими наблюде- ниямк; Не секрет, .иа некоторых участках производства' возникает на­ добность поработать в выходной день, ликвидировать прорыв. И мы, молодые специалисты, .хоть и вор. чим,,но работаем., А почему не по- . пробовать посмс'греть, как, какимоб-- разом , можно усовершенствовать устаревшие механизмы? На кого иа- дее.мся? Где инициатива совета мо­ лодых специалистов?.. Ведь что по- ' лучается: «прожектористы» вывесят п.мкат о браке,, на плакат же их— ноль внимания, никаких мер не-прн- ни.\!ают... А настоять силоне хва­ тает. По ведь в то,м-;е и заслуга энту­ зиаста, что, начав что-то, он, вомре. ки трудностям, вопреки непонима. нию, недобросовестности с чьей-либо стороны, доводит начинание до кон­ ца. Об .этом сказал инженер отдела главного технолога Сергей Земиов. «У нас, — говорил ои, — немало ценных, творческих, мобилизующих начинаний. Возьмите коммуштсто.в Ненахова и Щербатых, обязавшихся выполнять пятидневное задание ..за четыре дня. Не менее полезло сорев­ нование за право изготовить, детали для 500. тысячного пропашного трак­ тора, который скоро сойдет с ’котт- вейера завода. Сейчас всюду говорят о техиГиче- ском творчестве молодых В нашем отделе каждый комсомолец берет себе задание по разработке какого- либо усовершепсгвовашш. В свой личный творческий план ребята впо. сят то, что им по силам с пом:>ш! 1 !С ВАСИЛИЙ ХРАПОВ: «КОМСО­ МОЛЬСКИЙ ПРОЖЕКТОР» УЧИТ БОРОТЬСЯ». Ведущий урока вдруг заготторнл о знакомой всем фотографии Ленина, сделанной в 20-е годы: «Припоминае. те? Усталое лицо, взгляд чуть испод, лобья,' но внимательный, в душу проиикае'г, точно Спрашивает: «Вы клянетесь в верности революции, по­ вторяете великие слова, а на деле так ли вы добросовестны, преданны, самоотверженны и последовательны, как требует того Времи и Револю­ ция?» Лвниг' ш урок и ДОЛЯ''"' у быть очищена^ :от мелочей буди, рй те­ кучки, «у..,шко, ■не! оторваьслм от обыденной жизни работы, учебы, от­ ветом на этот непростой, к совести каждого обращенный вопрос... Принциаиальность', ' последователь- иость,' коммунистическая ' честность даются нелегко. Мастер МС-4 Лев Кузн€цо.в с горечью рассказа.ч, как получил сердитое замечание за то, Что Предупредил заказчика о пло- ■чом качестве изделий. Да, иногда удобнее и проще про- мо.ччать. Не заметить недостатка, Не ■ совать нос в дела, тебя не касаю­ щиеся. Но это буд^т изменой. Это будет отступлением,|признаниемсвоей иесостоятелыюстн как граждани.на, как комсомольца. В то нее время- не.чьзя думать, будто ты в одщю-чиу способен добиться' .всего: в борьбе ищи опору в друзьях, в единомыш­ ленниках.,. ' .! ■Электрик кузнечного цеха Василий Храпов ПОЧТ'.-усе выступ.^ посвя. ТИЛ «КОМСО' .оСКОИу П'^ .леГ'"""”" ' Он убежде. что «КП» школа энтузиастов, бойцов за техии чеекий прогресс, рачительных и за ботливых-.хозяев завода. «Таким по ка еще «Прожектор» .не стал,— раз думывал вслух Вашиий. — Он ча сто ограничивается; одними карика­ турами на пьяниц или .хулиганов, В моей памяти сохранился стравиый случай; всю энерге-^ическую службу кузнечного:-цсха как-то лишй.ти пре. мии за перерасход рнергии. А «КП» . ие ,вспыхИул, не высветил причины перерасхода. В основном, работают пять—шесть членов штаба, хотя пршщии массо- общила о гом, что в их цехе'небла гополучир' обстоят дела с диецидли ной: с января по август семь комсо мольцев ‘совершили прогулы. Внима иия же Этим безобразиям достаточ кого ае уделяется. -Возмутитеяы ' что иные мастера даже покрывают прогульщиков. А комсомол зачастую — в сторонке. О недостатках ■'шворняи и фор­ мовщица стальцеха Нина Гулидова, и .чиженер МС-4 Виктор Цыбзков. Комсомольцы обдумывали совместно формы, методы, кратчайшие пути для ' пробуждения в молодых рабо­ чих чувства ответстБеиности, комму- щнстической совнательности.. Это тем боягё закономерно, что в уроке уча. _етвов'али активисты... ' » АЛЛА КОЗЛОВА; «НО ВОТ РАБО­ ЧИЙ ДЕНЬ ОКОНЧЕН...» АННА ХРЮКИНА: «ПРОСТО НЕ ИСПОЛЬЗУЕМ ТО, ЧТО МОЖНО...» Гармонически развитая личность. Это неисчерпаемая- достойная осо­ бого разговора, тема. И все же мы ие могли обойти ее. ' Началось с вы­ ступления экономиста МС-4. Аялы Козловой. Ее беепо'ко'ит досуг моло­ дежи, время'для творческого обога­ щения ЛИЧНОСП 1 . Как использовать его? Умеем ли мы культурно отды­ хать? Ведь умение это — вернейший показатель духовного развития... Наверно, мечта о безграничном , творческом самовыявлении личнос'ти,. как единственной цели ко.ммуниети- ческого строительства, иподсказала - Ленину памятные всем слова: «Ком­ мунистом стать можно лишь тЬгда, когда обогатишь свою память зна. наем всех тех богатств, которые вы­ работало человечество». Когда Алла Коз,! 1 оиа сетовала па отсутствие условий для разнообраз­ ного, интересного, полезного отдыха, ее псреби,зи репликой: «А кино, а стадион? Время есть где пропеети...» Участники урока возразили и про. ти-в реплики (она действителыш про- звуча.иа огорчающе), и против иаре- камий- Аллы насчет того, что негде, ■ мол, отдыхать... «Я скопчиля м\зы- кальиую школу, — говорила Алла,— очень люблю классическую музыну. А но мие никто не подошел, не пред- может, устраняться от задач эстети­ ческого воспитания. Однако нельзя не прислушаться и к словам норми­ ровщицы ремонтио-механического це. ха Анны Хркжиной; Говорят, негде отдыхать. Я уверена, что мы просто не умеем использовать то, что мож­ но. Много твердим, вот, дескать, на. до отдыхать с толком,'умело, орга- низоватшо, а как до дела дойдет... Примеров тому, к сожалению, не­ мало. Часть молодежи годами не бы. вает в театре. На концерте ..Гт^лель- са, — заметила чертежница МС-:4 Лидия Бреднева, — полупустой зал. Скука — частый гость в просторных, красивых Дворцах культуры. Бес. спорно, тракторозаводскому комсо­ молу ЗДЕСЬ вепочатый край работы. ПОСЛЕСЛОВИЕ К УРОКУ Ленинский урок не завершается последним выступлением, заключи­ тельным словом ведущего. Урок — одна из форм воспитания; А как ска. зал Ильич, «нужно, чтобы Коммуни­ стический союз молодежи свое обра­ зование, свое учение и.свое восяита. йие соединил с трудом рабочих и крестьян...» Значит, мысли, родив­ шиеся в процессе дискуссии, пози­ тивные, ценные соображения, поже­ лания ее участиикоц, нужно претво­ рить в жизнь. Как это будет выполнено практи- чеони? И в комитете ВЛКСМ, ЛТЗ рождается' на основе материалов этого урока ряд конкретных меро­ приятий и предложений. 1. Личные творческие планы — каждому молодому инженеру и тех­ нику. 2. Личный план профессионального роста — важдоиу молодому рабоче­ му, для чего: а) комитет комсомола проводит социологическое исследование про­ фессионального уровня молодых тракторостроителей; б) каждому молодому рабочему, имеющему низкую квалификацию, оиредедяется форма повышения про- фессионального мастерства; Выступает .Анатолий Семенович Романов, кандидат философских на­ ук, ведущий Ленинского урока. МАНИФЕСТ КОМСОМОЛЬСКОГО ДЕЙСТВИЯ «Слово — полководец человечьей силы»,—утверждал поэт. Ленинское слово — прежде всего, добавим мы. Полвека тому назад, 2 октября 1920 года, в Москве, в аудитории Свердловского университета прозву­ чала речь В. И. Ленина о задачах союза молодежи. Ее слушали 602 де­ легата съезда. Сегодня, 50 лет спустя, «Задачи союзов молодежи» — настольная книга для миллионов и миллионов юношей и девушек, бели же умно­ жить эту величину на число поколе­ ний молодежи, сменивших друг дру­ га за полвека, го она еще вырастет многократно. Ибо время только от­ четливее и ярче высвечивает глуби­ ны ленинских раздумий о том, «ка­ ковы должны быть-организации мо­ лодежи в социалистической респуб­ лике вообще». Не на одном только каком-либо этапе, а на всем пути к полному и окончательному гтострое- нию социализма и коммунизма, В этом и заключено -непреходящее историческое значение речи Ильича, отсюда ее глубоко программный характер. Вспомним стержневой тезис речи, предельный лаконизм и удивитель­ ную емкость его: учиться коммуниз­ му. Вспомним его многогранное раскрытие, проследим, как конкрет­ ные пункты этого манисреста комсо­ мола претворяются в жизнь сего­ дня, как учимся мы коммунизму в нынешнюю эпоху огромных мэсшта. бов строительства в нашей стране. Да, юноши и девушки 70-х годов вступают в жизнь в условиях, резко отличных от тех, ч^о были реально- «тью в 20-х годах. Если лозунг «уутиться» для наших отцов и дедов означал овладение элементарной грамотой, то для нас в пору пере­ хода к всеобщему среднему образо­ ванию он звучит пр-иному. Мы ак­ центируем для себя призыв Ильича обогатить память знанием всех тех богатств, которые выработало че­ ловечество. Но чтобы приобрести такие всеобъемлющие знания, нуж­ но учиться постоянно, всю жизйь. Ведь особенно незавидна участь верхогляда, пренебрегающего необ­ ходимостью постоянного обновления и пополнения своих знаний в совре. менных условиях научно-техническо­ го прогресса. Владимир Ильич в своей речи, на заре мирного хозяйственного строи­ тельства, когда еще предстояло сна­ чала восстановить разрушенное, тем не менее подчеркивал, что надо ре­ шать и эту задачу '«на современной, по последнему слову науки постро­ енной основе». Иными словами — быть новаторами, активно творить научно-технический прогресс — та­ ков ленинский завет. И сегодня мо­ лодежь его с честью выполняет. Помня, что «только в труде вме­ сте с рабочими и крестьянами мож­ но стать настоящими коммунистами, комсомольцы, молодежь всегда шли в первых рядах творцов пятилеток. .Нынешнее молодое поколение про­ должает традиции своих предшест­ венников в комсомоле — тех, что строили Днепрогэс и Магнитку; вос­ станавливали из пепла и руин горо­ да и села, разрушенные фашистски­ ми полчищами; покоряли целину; возводили громаду Братской ГЭС... Сегодня 100 крупнейших народно­ хозяйственных объектов — непосред­ ственные «подопечные» комсомола, и потому мы с гордостью называем их; «Всесоюзные ударные комсо­ мольские». Среди них такая гранди­ озная стройка, как освоение, запад­ но-сибирской нефтяной кладовой. Добавим к этому еще и более 8 тысяч объектов, построенных при участии студентов из Всесоюзного студенческого строительного отряда. С уважением и благодарностью от­ метим и почетнейший труд молоде­ жи села, вкладывающей немалую свою лепту в развитие сельского хо­ зяйства. Так реализуются ленинские предиечертення.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz