Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)
Н Е нами первыми, разумеется, замечена эта удивительная осо бенность ленинских книг. Уж вроде бы читанндя-перечитаниая, в миллионах экземпляров разлетевшая ся по всем уголкам страны л хшра, известная с пионерского возраста по выдержкам, лозунгам и плакатам, брошюра, а раскроешь ее наугад — и опять поражаешься свежест-и, глу. бнне, актуальности, так ц не постиг- . цутой до конца 'во время прошлых чтений диалектической сложности, многогрймости казавшихся хресто. матийиыми строк. Каждый из участников Ленинского урока по-своему встретился когда-то «Задачами союзов молодежи». Большинство, очевидно, открыли' их в середине пятидесятых—в школе, в училище, в техникуме, готовясьстать комсомольцами. Слова Ильича о воз. рождении экономики, о ликвидации беаграмотноети, о борьбе с голодом были для них историческими ■иллю страциями к .современно, а иногда прямо-таки — злободневно звуча щим ленинским тезйсам,- А вйт Георгин Самсонович^ Краснн- Бгступаег Лидия Бреднева. . Выступает Алла Козлова. ков принадлежит как раз к тому по. колению, которому довелось выпол нять указание «учиться коммунизму» в бурях гражданской войны, работая в лтсбезах, ^Iатрулируя в отрядах ЧОНа, выходя на первые коммуни стические субботники... Но и комсомольцы, и гости нашего урока, независимо ' от возраста, искренне, честно, напряженно раз. мышляли, спорили, пробивались к главной сути ленинской речи, следу'я одобренному ими правилу; «Пусть каждый выскажет без обиняков все, по-коммунистически! Коммунистич. до, если, к примеру, бригада Николая Пешехоиова из МС-4,-работает уже в счет будущего тода. Ей, кстати, присвоено звание «Бригада имени XVI съезда ВЛКСЛЬ... Чтобы так трудиться, нужны и высокая 'сознательность, и глубокие знания. Далеко не все до этого доросли. Мне приходится сталки ваться с некоторыми.... Человек при ходит на. завод нажать инопку! Кро. . ме кнопки, он знать больше ничего не желает. Что там за обшивкой, за кожухом станка происходит, можно ли добиться лучшей работы оборудр- Зависит же это и от нас, и от вни мания к нашему мнеш-ио, к нашим доводам со стороны старших». Однако «от пас», видимо, все-т»ки в большей степени. Наивно ожидать, что во всех случаях жизни передто бой будет любезно открыт семафор и дана гарантия, что вмешате.тьство твое обязательно увенчается успе хом, что стоит тебе встать, покрити ковать и все мгиовенио образует ся. Ияжеиер-конструктор Нина Ка- коткина.с обидой заметила;. «Откуда берутся неактивные? Почему комсо мольцы нередко молчат на собрани ях? Потому что о недостатках неод- етарших осуществить то, что их ии- тересует...» Сказанное Сергеем — невольный ответ на выступление Анатолия Мак. симова, йетрвавшего на ,®^здействие совета молодых специалистб1. Веро ятно, заводской комитет ВЛКСМ долнсен заинтересоваться личными творческими планами, подумать о перспективах этого начинания... На ЛТЗ в рационализаторской ра боте участвуют 620 молодых маши ностроителей. Возможно, подобные творческие планы-заявки усилят их активность... ЮНОСТЬ СОВЕТУЕТСЯ С ИЛЬИЧЕМ вого участия в рейдах, в выявлении непорядков должен быть для^КП» законом. В каясдой смене, на любом участке должны быть наши люди. А то ведь и такое бывает; прогулял комсомолец, но в бюро об этом уз нают чуть ли не череддве недели, в . листок «Прожектора» он попадает спустя где-то месяц»... "К^'к и условились с самого начала, остроту проблем никто не пытался сгладить. Галина Кудряшова, норми ровщица чугунолитейного -цеха, со. дожил что-нибудь в этом отношении сделать, организовать». Тут опять последовала реплика: «А-ты сама? Где же твоя инициати- ва? Ведь инициатива нужна нетоль ко на производстве». Несомнен'но, правы те, кто встре вожен, встречая на улице уныло бренчащих на гитаре дливиодолосых парней. Вряд ли ,найдутся дозраже. ния и на выступление Лидии Бред- йевой, которая сказала, что комсо мольская организация не должна, не По - ленински учиться коммунизму . 3. Будет проведен рейд «Комсо мольского прожектора» по трудовой и производственной дисциплине. 4. В каждой комсомольской груп пе намечено провести собрание с по весткой: «Как ты используешь свое рабочее время?» 5. Комитет ВЛКСМ завода войдет в партийную и профсоюзную органи зации с предложением провести ком сомольский актив на тему: «Мастер и молодой рабочий». Мы же постараемся через некото. рое время вернуться к темам, затро нутым участниками урока, рассказать о том, что сделано на' заводе по вы- . 1 ЮЛН 0 НИЮ намоченного... И. ВОЗЕНФЕЛЬД, А. МЕЛЕШКО. КАК ТЫ ПОНИМАЕШЬ ЗАВЕТ ИЛЬИЧА: «УЧИТЬСЯ КОММУНИЗМУ»? ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ: ВО ВСЯКОЙ РАБОТЕ ПРО ЯВЛЯТЬ СВОЮ ИНИЦИАТИВУ, СВОЙ ПОЧИН? НА ЧТО СЛЕДОВАЛО БЫ НАПРАВИТЬ УСИ ЛИЯ ТВОИХ ТОВАРИЩЕЙ-КОМСОМОЛЬЦЕВ? СОЗНАТЕЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА: КАК ЕЕ ВОСПИТЫВАТЬ? ЧТО МОЖЕТ, ЧТО ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ ДЛЯ ЭТОГО КОМСОМОЛ? ЭТИ и ДРУГИЕ ВОПРОСЫ ОБСУЖДАЛИ: ГЕОРГИЙ САМСОНОВИЧ КРАСНИКОВ, КОМ СОМОЛЕЦ 20-Х ГОДОВ, ВЕТЕРАН ТРУДА; АНАТОЛИЙ СЕМЕНОВИЧ РОМАНОВ, КАН ДИДАТ ФИЛОСОФСКИХ НАУК, в е д у щ и й ВСТРЕЧИ, ВАЛЕРИЙ БОРЦОВ, ЭЛЕКТРИК; АНАТОЛИЙ МАКСИМОВ, МАСТЕР ОТК; АЛЛА КОЗЛОВА, ЭКОНОМИСТ, И ЕЩЕ 100 КОМСОМОЛЬСКИХ АКТИВИСТОВ ЛИПЕЦКОГО ТРАКТОРНОГО ЗАВОДА НА ЛЕНИНСКОМ УРО КЕ, ПОСВЯЩЕННОМ 50-ЛЕТИЮ РЕЧИ В. И. ЛЕ НИНА «ЗАДАЧИ СОЮЗОВ МОЛОДЕЖИ». ☆ ☆ ☆ только всл^'х. Пусть вспыхнет дело вой спор...» ВАЛЕРИЙ БОРЦОВ: «120 ПРО ЦЕНТОВ - ЭТО ЗВУЧИТ ПО-КОМ МУНИСТИЧЕСКИ!» НИКОЛАЙ ИНОЗЕМЦЕВ: «КОМ МУНИСТ ОТВЕЧАЕТ ЗА ВСЕ!» Г. С. КРАСНИКОВ: «ВЕСТИ ЗА СОБОЮ ДРУГИХ!» вания, — ои не представляет. Испор- тидось что-либо — сядет в сторонке, равнодушно смотреть будет, как ре- мвнтирую'г. Гаечного ключа не по даст — чинить ведь ие его обязан ность... И особенно много таких сре ди молодых рабочих с низкой квали фикацией». - ВыетушкСт Лев Кузнецов. Еще "во время подготовки к уроку кто-то вспо.чнил своеобразное' кредо героя известного фильма «Твой сов ременник»: «Коммуггист — это тот, кто способен сделать нечто большее, чем обычные люди, А если ты мо жешь только, то, что все, то какой же ты, в общем-то, коммунист?» «Сделать нечто большее...» Таким коммунистов» был Леишг и его соратиикн... . ‘ Такими коммунистами были Ди. митров и Тельман.;. Такими коммунистами были'те, кто создавал первые колхозы, строил Днепрогэс, иас.мерть стоял под .Мо сквой в 41-м... Собственно, тот же критерий ком. мувистичности — делать больше, де лать лучше — провозгласили на уро- / ке и молодые тракторостроители, стараясь точнее раскрыть знамени, тую ленинскую формулу; «учиться коммунизму», Валерий Борцов, электрик МС-4, считает, что еще не все комсомоль цы В 1 ШКДИ в смысл ее, поняли, как все ответил Владимир Ильич «на главные и самые существенные во просы, — чему учиться и"как учить ся?» — «Ие только книжные знания делают коммуниста коммунистом, .хо тя оии и важны, — говорил Вале рий.— Ко.ммуннзму в первую оче редь в, труде учатся. Скажу, как при нято выражаться, о скромном, ничем не выделяющемся рабочем парне —- Анатолии Покачалове, Он — токарь в механическом цехе. Задапие вы полняет иа 120—130 процентов. Ком сомольский секретарь. Учится иа четвертом курсе- института. И все успевает, все делает добросовестио и серьезно. Вот он — учится и на. учится — коммунизму! 20 или 30про центов сверх сменного плана —т эго Согласившись с Валерием, участ ники диспута отметй.чи некоторую односторонность его мысли. ■Когда ■ты всего лишь хорошо работаешь, сказал ведущий А. С, Романов, ког да ты всего лишь умелый спепна. лист, по безразличен и пассивен во всем остальяолг — цена труда твое го не выше, чем труда любого доб ропорядочного обывателя. Нменио воспитание неравнодушия, воспитание сознания личной отвегст- вениости за все, вокруг тебя проис ходящее, ставит во главу угла се кретарь комсомольской организации МС-4 Николай Иноземцев; «Комму нист — это активист всегда, везде, во всем!» Г, С. Красников подчеркнул осо бо: «Я думаю, ни солидный процент выполнения плана, ни правильные общественно-политические убежде. ния, ни общая культура, ни специ альные знания еще ие являют собой полной совокупности коммунистнчс. ских черт. Коммунист, комсомолец и на работе, и в жизни вообще — ко миссар. Организагор. Правофланго вый. Он идет вперед, сам и других ведет за собой. Умеет размножить свое хорошее. Помножить себя, свои силы на тех, кто рядом. Так работа, ли и жили мои ровесники. Это мы завещаем и вам...». СЕРГЕЙ ЗЕМЦОВ: «КАН РОЖ ДАЕТСЯ ИНИЦИАТИВА?» Николай Иноземцев назвал'одним из главных путей формирования ком- .муиистической активности — широ кое вовлечение комсомольцев в ре. шение хозяйствеано-экономических, бытовых, стало быть, в конечном итоге—социально-политических проб, яем жизни большого завода: «Мы должны участвовать и в обсуждении вопросов ;-килишиого строительства, и оказать свое слово при приеме па работу, при увольнении и так далее. наждьг пробовали говорить, а толку... То. 1 каем)ься, голкаешься — и ничего не добьешься...» 'На сой счет Влади.мир Ильич в письме к одному, молодо.му человеку писа.т о необ,ходнмо'сти быть-.пршши- пиальным и иастойчивым до конца, стучаться и раз, и два, и двадцать раз. пока не добьешься того, что нужно для дела, Ес.чи ты еще не па. учился этому, не ищи оправданйя беспомощности своей только в не- виимашш к тебе других. Да, к тому же, право авторитетцо настаивать, прегенд,ов-ать ыа внимание к своим предложения.» ты должен постоянло подкреплять практически. Мастер ОТК Анатолий Максимов поделился по этом.у поводу своими наблюде- ниямк; Не секрет, .иа некоторых участках производства' возникает на добность поработать в выходной день, ликвидировать прорыв. И мы, молодые специалисты, .хоть и вор. чим,,но работаем., А почему не по- . пробовать посмс'греть, как, какимоб-- разом , можно усовершенствовать устаревшие механизмы? На кого иа- дее.мся? Где инициатива совета мо лодых специалистов?.. Ведь что по- ' лучается: «прожектористы» вывесят п.мкат о браке,, на плакат же их— ноль внимания, никаких мер не-прн- ни.\!ают... А настоять силоне хва тает. По ведь в то,м-;е и заслуга энту зиаста, что, начав что-то, он, вомре. ки трудностям, вопреки непонима. нию, недобросовестности с чьей-либо стороны, доводит начинание до кон ца. Об .этом сказал инженер отдела главного технолога Сергей Земиов. «У нас, — говорил ои, — немало ценных, творческих, мобилизующих начинаний. Возьмите коммуштсто.в Ненахова и Щербатых, обязавшихся выполнять пятидневное задание ..за четыре дня. Не менее полезло сорев нование за право изготовить, детали для 500. тысячного пропашного трак тора, который скоро сойдет с ’котт- вейера завода. Сейчас всюду говорят о техиГиче- ском творчестве молодых В нашем отделе каждый комсомолец берет себе задание по разработке какого- либо усовершепсгвовашш. В свой личный творческий план ребята впо. сят то, что им по силам с пом:>ш! 1 !С ВАСИЛИЙ ХРАПОВ: «КОМСО МОЛЬСКИЙ ПРОЖЕКТОР» УЧИТ БОРОТЬСЯ». Ведущий урока вдруг заготторнл о знакомой всем фотографии Ленина, сделанной в 20-е годы: «Припоминае. те? Усталое лицо, взгляд чуть испод, лобья,' но внимательный, в душу проиикае'г, точно Спрашивает: «Вы клянетесь в верности революции, по вторяете великие слова, а на деле так ли вы добросовестны, преданны, самоотверженны и последовательны, как требует того Времи и Револю ция?» Лвниг' ш урок и ДОЛЯ''"' у быть очищена^ :от мелочей буди, рй те кучки, «у..,шко, ■не! оторваьслм от обыденной жизни работы, учебы, от ветом на этот непростой, к совести каждого обращенный вопрос... Принциаиальность', ' последователь- иость,' коммунистическая ' честность даются нелегко. Мастер МС-4 Лев Кузн€цо.в с горечью рассказа.ч, как получил сердитое замечание за то, Что Предупредил заказчика о пло- ■чом качестве изделий. Да, иногда удобнее и проще про- мо.ччать. Не заметить недостатка, Не ■ совать нос в дела, тебя не касаю щиеся. Но это буд^т изменой. Это будет отступлением,|признаниемсвоей иесостоятелыюстн как граждани.на, как комсомольца. В то нее время- не.чьзя думать, будто ты в одщю-чиу способен добиться' .всего: в борьбе ищи опору в друзьях, в единомыш ленниках.,. ' .! ■Электрик кузнечного цеха Василий Храпов ПОЧТ'.-усе выступ.^ посвя. ТИЛ «КОМСО' .оСКОИу П'^ .леГ'"""”" ' Он убежде. что «КП» школа энтузиастов, бойцов за техии чеекий прогресс, рачительных и за ботливых-.хозяев завода. «Таким по ка еще «Прожектор» .не стал,— раз думывал вслух Вашиий. — Он ча сто ограничивается; одними карика турами на пьяниц или .хулиганов, В моей памяти сохранился стравиый случай; всю энерге-^ическую службу кузнечного:-цсха как-то лишй.ти пре. мии за перерасход рнергии. А «КП» . ие ,вспыхИул, не высветил причины перерасхода. В основном, работают пять—шесть членов штаба, хотя пршщии массо- общила о гом, что в их цехе'небла гополучир' обстоят дела с диецидли ной: с января по август семь комсо мольцев ‘совершили прогулы. Внима иия же Этим безобразиям достаточ кого ае уделяется. -Возмутитеяы ' что иные мастера даже покрывают прогульщиков. А комсомол зачастую — в сторонке. О недостатках ■'шворняи и фор мовщица стальцеха Нина Гулидова, и .чиженер МС-4 Виктор Цыбзков. Комсомольцы обдумывали совместно формы, методы, кратчайшие пути для ' пробуждения в молодых рабо чих чувства ответстБеиности, комму- щнстической совнательности.. Это тем боягё закономерно, что в уроке уча. _етвов'али активисты... ' » АЛЛА КОЗЛОВА; «НО ВОТ РАБО ЧИЙ ДЕНЬ ОКОНЧЕН...» АННА ХРЮКИНА: «ПРОСТО НЕ ИСПОЛЬЗУЕМ ТО, ЧТО МОЖНО...» Гармонически развитая личность. Это неисчерпаемая- достойная осо бого разговора, тема. И все же мы ие могли обойти ее. ' Началось с вы ступления экономиста МС-4. Аялы Козловой. Ее беепо'ко'ит досуг моло дежи, время'для творческого обога щения ЛИЧНОСП 1 . Как использовать его? Умеем ли мы культурно отды хать? Ведь умение это — вернейший показатель духовного развития... Наверно, мечта о безграничном , творческом самовыявлении личнос'ти,. как единственной цели ко.ммуниети- ческого строительства, иподсказала - Ленину памятные всем слова: «Ком мунистом стать можно лишь тЬгда, когда обогатишь свою память зна. наем всех тех богатств, которые вы работало человечество». Когда Алла Коз,! 1 оиа сетовала па отсутствие условий для разнообраз ного, интересного, полезного отдыха, ее псреби,зи репликой: «А кино, а стадион? Время есть где пропеети...» Участники урока возразили и про. ти-в реплики (она действителыш про- звуча.иа огорчающе), и против иаре- камий- Аллы насчет того, что негде, ■ мол, отдыхать... «Я скопчиля м\зы- кальиую школу, — говорила Алла,— очень люблю классическую музыну. А но мие никто не подошел, не пред- может, устраняться от задач эстети ческого воспитания. Однако нельзя не прислушаться и к словам норми ровщицы ремонтио-механического це. ха Анны Хркжиной; Говорят, негде отдыхать. Я уверена, что мы просто не умеем использовать то, что мож но. Много твердим, вот, дескать, на. до отдыхать с толком,'умело, орга- низоватшо, а как до дела дойдет... Примеров тому, к сожалению, не мало. Часть молодежи годами не бы. вает в театре. На концерте ..Гт^лель- са, — заметила чертежница МС-:4 Лидия Бреднева, — полупустой зал. Скука — частый гость в просторных, красивых Дворцах культуры. Бес. спорно, тракторозаводскому комсо молу ЗДЕСЬ вепочатый край работы. ПОСЛЕСЛОВИЕ К УРОКУ Ленинский урок не завершается последним выступлением, заключи тельным словом ведущего. Урок — одна из форм воспитания; А как ска. зал Ильич, «нужно, чтобы Коммуни стический союз молодежи свое обра зование, свое учение и.свое восяита. йие соединил с трудом рабочих и крестьян...» Значит, мысли, родив шиеся в процессе дискуссии, пози тивные, ценные соображения, поже лания ее участиикоц, нужно претво рить в жизнь. Как это будет выполнено практи- чеони? И в комитете ВЛКСМ, ЛТЗ рождается' на основе материалов этого урока ряд конкретных меро приятий и предложений. 1. Личные творческие планы — каждому молодому инженеру и тех нику. 2. Личный план профессионального роста — важдоиу молодому рабоче му, для чего: а) комитет комсомола проводит социологическое исследование про фессионального уровня молодых тракторостроителей; б) каждому молодому рабочему, имеющему низкую квалификацию, оиредедяется форма повышения про- фессионального мастерства; Выступает .Анатолий Семенович Романов, кандидат философских на ук, ведущий Ленинского урока. МАНИФЕСТ КОМСОМОЛЬСКОГО ДЕЙСТВИЯ «Слово — полководец человечьей силы»,—утверждал поэт. Ленинское слово — прежде всего, добавим мы. Полвека тому назад, 2 октября 1920 года, в Москве, в аудитории Свердловского университета прозву чала речь В. И. Ленина о задачах союза молодежи. Ее слушали 602 де легата съезда. Сегодня, 50 лет спустя, «Задачи союзов молодежи» — настольная книга для миллионов и миллионов юношей и девушек, бели же умно жить эту величину на число поколе ний молодежи, сменивших друг дру га за полвека, го она еще вырастет многократно. Ибо время только от четливее и ярче высвечивает глуби ны ленинских раздумий о том, «ка ковы должны быть-организации мо лодежи в социалистической респуб лике вообще». Не на одном только каком-либо этапе, а на всем пути к полному и окончательному гтострое- нию социализма и коммунизма, В этом и заключено -непреходящее историческое значение речи Ильича, отсюда ее глубоко программный характер. Вспомним стержневой тезис речи, предельный лаконизм и удивитель ную емкость его: учиться коммуниз му. Вспомним его многогранное раскрытие, проследим, как конкрет ные пункты этого манисреста комсо мола претворяются в жизнь сего дня, как учимся мы коммунизму в нынешнюю эпоху огромных мэсшта. бов строительства в нашей стране. Да, юноши и девушки 70-х годов вступают в жизнь в условиях, резко отличных от тех, ч^о были реально- «тью в 20-х годах. Если лозунг «уутиться» для наших отцов и дедов означал овладение элементарной грамотой, то для нас в пору пере хода к всеобщему среднему образо ванию он звучит пр-иному. Мы ак центируем для себя призыв Ильича обогатить память знанием всех тех богатств, которые выработало че ловечество. Но чтобы приобрести такие всеобъемлющие знания, нуж но учиться постоянно, всю жизйь. Ведь особенно незавидна участь верхогляда, пренебрегающего необ ходимостью постоянного обновления и пополнения своих знаний в совре. менных условиях научно-техническо го прогресса. Владимир Ильич в своей речи, на заре мирного хозяйственного строи тельства, когда еще предстояло сна чала восстановить разрушенное, тем не менее подчеркивал, что надо ре шать и эту задачу '«на современной, по последнему слову науки постро енной основе». Иными словами — быть новаторами, активно творить научно-технический прогресс — та ков ленинский завет. И сегодня мо лодежь его с честью выполняет. Помня, что «только в труде вме сте с рабочими и крестьянами мож но стать настоящими коммунистами, комсомольцы, молодежь всегда шли в первых рядах творцов пятилеток. .Нынешнее молодое поколение про должает традиции своих предшест венников в комсомоле — тех, что строили Днепрогэс и Магнитку; вос станавливали из пепла и руин горо да и села, разрушенные фашистски ми полчищами; покоряли целину; возводили громаду Братской ГЭС... Сегодня 100 крупнейших народно хозяйственных объектов — непосред ственные «подопечные» комсомола, и потому мы с гордостью называем их; «Всесоюзные ударные комсо мольские». Среди них такая гранди озная стройка, как освоение, запад но-сибирской нефтяной кладовой. Добавим к этому еще и более 8 тысяч объектов, построенных при участии студентов из Всесоюзного студенческого строительного отряда. С уважением и благодарностью от метим и почетнейший труд молоде жи села, вкладывающей немалую свою лепту в развитие сельского хо зяйства. Так реализуются ленинские предиечертення.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz