Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

С НАЧАЛА БЫЛА ТЕНЬ СА- МОЛЕТА, ТО СКОЛЬЗИВ* ШАЯ ПО ТРОНУТЫМ ЗОЛ О. ТОМ ОСЕНИ ЛЕСАМ, ТО ТОНУВ­ ШАЯ В ЖИДКОМ СЕРЕБРЕ ПРУ­ ДОВ. И ЕЩЕ БЫЛО ВИДНО УТ­ РЕННЕЕ ДЫХАНИЕ ЗЕМЛИ. ГЛУ. БОКОЕ, КАК У ВСЛАСТЬ ПОТРУ­ ДИВШЕГОСЯ ЧЕЛОВЕКА. И ЛЕГ­ КОЕ, ТУМАННОЕ, БЕЛОЕ, СЛОВ­ НО РОЖДЕННОЕ СИНЕВОЙ НЕ­ БА, А НЕ ЧЕРНОЗЕМЬЕМ. С ЭТОЙ ЗЕМЛЕЙ, ИЗДАВНА ХРАНЯЩЕЙ ТАЙНУ ПЛОДОРОДИЯ И ВЕЧНО ЮНОЙ, РЕШИЛИ СВЯЗАТЬ СВОЮ МОЛОДОСТЬ и с в о ю ЖИЗНЬ ВЧЕРАШНИЕ ВЫПУСКНИКИ ГА- ТИЩЕНСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. 22 ИЗ 38. И НАЧИНАЛОСЬ ЭТО ТАК ...Вро^ЕОдя во время , уроков, мимо полуоткрытых дверей класса дирек­ тор школы .Федор Иванович ' Косеи-^ ’ ков услыхал, как рассерженная .пло- ■ .хим ответом учительница говорит: «Ну, знаешь, тебе только в свинарки идти работать!» Услыхал, остановил­ ся и аж сердце сжало. Как одним невродуманным .выражением можно зотёркнуть большую работу я шко­ лы, и колхоза! Ведь и планы состав­ ляли особые и сколько . разговоров ;быяо об профориентации. А-выскочит слово... .. . . Традиция — вот первое, с чем пришлось бороться. Противник был невидимый, но сильный. Привыкли учителя, что хорошие, крепкие уче­ ники уходят куда-то, вроде бы в большой' мир, а те, плохонькие, е ё двойки .на тройку,- остаются в селе. Привыкли родители. «Это что же я — безграмотная —^доярка и дочь -моя с десятью-то классами — тоже?» — возмущались иные, А когда Лида Пикалова.. решила, стать тракторист­ кой, мать даже' шум подняла; Не бьшать -тому! ’ ■- Вот и пришлось начинать с того, чтобы объяснить людям^ что боль­ шой-мир, он здесь, рядом, а не за тридевять йемсль. Этот большой мир идет с мехаййзадией ферм, двухсмен­ ной работой, с агрохимией, Он идет ' шумный; Т1р.ебовательный,"‘ неудержи­ мый. Идет быстро, не давая лю­ дям временя, чтобы толком осо ^ ейть , попривыкнуть, откаааться от стаоых . взглядов. Идет, как все новое, бо­ рясь и побеждая. И может, сторонне.' му взгляду все это видно яснее, .а там, в Гатищах, высокую диалектику просто трудно разглядеть под спу­ дом больших и малых дел, радостей и неурядиц. ■ Итак, профориентация. На паль­ цах тут ничего не объяснишь. Школа и колхоз твердо договорились о со­ вместных действиях.- Нужно расши­ рять пришкольный участок. Нужен технический кабинет. Нужен трактор. В школьном коридоре появилась до­ ска с портретами лучших людей колхоза имени Куйбышева и уголок профориентации. Но это внешняя сторона дела. Можно, научить руки, управлять-трак­ тором, а сердце останется .холодным к земле. Перед, учителями встала не', простая задача — умело и тонко проследить за интересами ребят, по­ мочь определиться, может, только что за,родившемуся -увлечению. И здесь очень помогли педагогический такт . Е. С. Пиналовой, 3. Г. Некрасовой, Ф. Ф. Дементьева, который ведет ге­ ографию, -но СЭМ увлекается техни­ кой. «Была на,ферме,,.ну, как оа,с- скажи. Не поправилось? Почему? Это можно поправить; обратиться к , заведующему. А тычто, штурвалшнь? Интересно, гбворишь? Смотри, может сначала кажется легко»,— такие раз­ говоры можно было часто услышать, в школе. Л то просто, остановятся у окошка двое, учитель я ученик. И говорят, и думают, и спорят, и меч­ тают оба о тех Гатищах, где сохра­ нится все сельское очарование ипри­ дет культура, города. ■ - В преподавательском коллективе уже не первый го'д шел свой слож­ ный процесс. На работу, в колхоз должны были прийти по-настоящему грамотные люди, нужные сегодняш­ нему дню села. Чтобы отдать, нуж­ но иметь, что отдать. Начинают учиться и учителя. Тепеоь по всем основным предметам в Гатишенской средней школе—специалисты с выс­ шим образованием. И вот результаты школа закончила прошлый учеб- пый год с успеваемостью 99 процен- тов. На «хорошо» и «отлично» учи­ лись больше одной трети ребят. Я недаром останавливаюсь на этих циф­ рах. Они говорят о качестве знаний, ■которыми вооружает своих питомцев школа. Не будь этого, вся работа по профориентации приняла бы попро­ сту формз.чьнын характер. А пока на уроках математики ре­ шали задачи,- да не простые, а на своем колхоз)юм материале; «С од. кого гектара бригада вывезла...»,По,ё том зачастила в школу агроном;?,.. В;: Райкова — вела агрономический.кру- жок. Пришла одна из лучших доярок колхоза А. И. Кладова. И ‘^пй-друф'о. му посмотрели ребята на Такую зна- :комую тетю Шуру, Стоит^чуть сму­ щенная новой ролью, но дело.свое Александра Ивановна -знает,, любиф, а пото^^у и сказать, о нем умеет хо. рошо, красно. Двадцать лет‘держит первенство в колхйзе, не, уступает ни молодым,. ни старым.;,,Иодня. 1 и стриженые головы десятикласснивд, присматриваясь к .знатной, „доярке!. Чем не завидная судьба? В правлении колхоза! а дом стоит на самом оживленном пятачке,'с ут­ ра всегда толкается много'ёнароду, кто зачем. Но на этот раз председа­ тель Василий Васильевич Дьяченко-в 'решительно попросил не-мешать, В .кабинете урок обществоведения — шла речь о решенияхмартбвскбТо Пленума ЦК КПСС о новом плани­ рований в сельском хозяйстве, о сти, ■ мулиршаний труда кодх-бзников. И, конечно, разговор, был самый, что ни на есть конкретный.'; Нынче . доход• ко.чхоза составляет 800 тысяч руб­ лей, Ежемесячно 30—36 тысяч руб­ лей идет на оплату труда колхозни­ ков. Как поработал, столько и полу, чишь. В отличие от старого •трудо­ дня теперь ясно: видно характер ра- .-.боты каждого, с прохладцей чело­ век тянул, время или отдал делу все что мог.. ‘ 'Из своих доходов планирует, кол. хоз и новое строительство. Рядом со Ц1К0ЛОЙ, на подсушенном ветрами пригорке, б.лестят стеклами два 116 - больших 'Корпуса интерната — для юрских и пикаловских ребят.’ Это со­ седние деревни, которые входят в колхоз имени Куйбышева. Достроены поликлиника и дом молодых специа­ листов. Появился свой комбинат бы. тового обслуживания. Из произвол- ственньгх помещеий довели до готов­ ности новый коровник, сделали кры- тьтйдок, зерносклад на 500 тонн. Внимательно слушают десятиюлас- снйки. Это сделано без них. Конечно, школа помогалаколхозу. Работали ребята и штурвальными, и на току. Помогали убирать картофель. И все- таки они были немножко гостями: сегодня здесь, завтра — совсем дру­ гие дела. И вот теперь с ними, кто " заканчивает нынче школу, идет серь­ езный, взрослый — на равных, раз. говор. - Это сделано без них, А нужен но­ вый ■клуб. Планируется торговый центр в селе, И спортивный комп­ лекс. И детский сад. И целая улица для молодоженов. Этого не сделать без них, На_ уроке в кабинете председателя колхоза сидело 38 человек. 22 оста- А ПРОДОЛЖАЛОСЬ ЭТО ТАК Еще. не раз встретились будущие колхозники с руководителями %озяй- ств,а. Беседовал 'с ребятами предсе­ датель сельского Совета Н.-И, Ба­ чурин, заходили агроиомы,'_зоотехни- ки. Были и беседы, и совместный праздник «Золотая осень», где особо отличившихся в труде учащихся правление наградило подаркамиг „ Шло время. Пятиклассники ходили на фермы, сами брались подсчиты­ вать дневные удои. А доярки ходили ' в школу и не менее строго следили 38:оценками своих друзей. Десятый «зубрил» тракторное дело. Уже на­ метились два верных кандидата на колхозные стипендии — Сергей Ов- ’сянников и Владимир Радюк. Яблоневым цветом "упал к ногам май. И скоро 38 получили свои агге. стать: зрелости. Теперь жизци оста­ валось проверить, какова же-онэ на крепость,..эта зрелость. . Василий , Васильевич показал мне фотографии, стланные в день при­ ема вчерашних десятиклассников в колхозники. Девушви-трактористкй в подаренных колхозом комбинезонах и ковбойках, парни в вгегольскнх курточках. Тоже обновка от колхоза. На всех снимках мелькает па; первом планё задорное лино девушки, вк. дать, бойкой, и пробойной. — Что-то я у вас ее не видела?— спрашиваю. — А, Люся Лагутина.',.. Василий Васильевич вздыхает. Что­ бы многое, стало,. попятным,, сразу скажу, что. самому председателю 24 года. И .хотя в-,нем много основа­ тельности (от характера), серьезно; сти — успел поработать,пзргоргом-т- и даже солидности (женат, двое ре­ бятишек) — он всё-таки человс:с мо­ лодой. И сердится по-мо,юд6му, н обижается гоже. , Знаете,,— и по голбсу чувст- , вуетея,,.до чего же досадно ему, — . -ЧТО- мне эта Люба сказала? Ее здесь •кёт, уехала. :Вы,' говорит, думёли, что я к вам работатц: пришла, а я так, ради ррман-тики,..'. ;, ; И иокренне'.'Ле понимает двадцати- четырехлетшй'Василий Васильевич кепутевуго семнадцатйлетаюю: Люсю. А Федор Нвановин и постарше, ишо- ,мудрей, педа::Ьг-,.смеется,: . :А она верйется.'. Вот посмотри­ те. Покрутится, йокрутится по чужим краям и -— назад. -После восьмилет- кй вот-также . Сбегала, а вернулась. Вернется и.,сейчас, увидите! - Ну, вот, в жизни оказалось не все так весело, как на фотографии, не все так просто. А другре? Люди — не спички в коробке," обо всех оди­ наково. н;с.:скажещь. Теперь в каждом проявился, хара|Йёр.,, слабый лй; силь-" ный, но. свой. ; „Лреле- недавнего дождя ,..улица ■ ■мы встрётились на картофельномпо­ ле. В этот день там работала учени- чеокая про'И-зврдствевная бригада. На поле весело. День солнечный, тед, лый, блестит паути::[крй. бабье лето, Виталий Пь 1 щев солиднр подошел к председателю; ' " --' Сколько уже отвез? '■ ' -Четыре тонны. А за спинами шумели ребята. Они еще нёмного играли в -труд, -аза:рт 1 гр,, спо'рияй,' Кто первый, искали пбза- ■ 'бытбё вёде-рко. Это было'и -ёго, Ви­ талия, детство, его .ушедший день. , Хотя, ■’каверное, о таи 1 х грустных вещах, ТордО увооседая ; за" рулем трактора, просто не. дума 1 рт, Пеког-» И СЛУЧАЛОСЬ ЕЩЕ ТАКОЕ Люба Медведена после, "'шко-. лы пошла работать пбмоигником по.- вара в колхозную столовую,.,Дротив такого назначения, возраже:шй не имела. Кстати, еЪ всеми .'вапускни-__^ ками был на эту тему разговор еще""^ совет . ^ ■ ю н т м п о г а н ш еще не совсемщросохла, и чернозем на .ней во всей красе — жирный, антрацитового блеска. По улице ведет колесны:!'трактор с прицепной те­ лежкой девушка точно с журналь­ ной картинки. Ко,мбшгезон на нейси­ дит особенно ловко, косынка врихва- тывает русые волосы, И любит де­ вушку солнце, едастливая по приме­ те —•розовое лицо все в брызгах веснушек. Это 'Люба Шамрина,. моло­ дая колхозная трактористка. На раз­ говор Любаша скуиовата, толькоод.* но твердо сказала ^работать в кол-- хозе нравится, учиться дальше будет обязательно. Тут судьба как на-ла­ дошке, ясная, как Любины глаза. В семью Николая МорЯева,-ладно­ го светловолосого парня, .приходят сейчас от брата Леонада весточки с целины, В числе лучших комбайне­ ров района послали его туда на уборку хлеба. Сам старший Морнев летом — на комбайне, зимой — на трак-горе. Дорогу етца, дорогу отар- шего брата выбрал Николай. Он хо­ рошо понимает, что путь этот не из легких. Последние годы сам работал на комбайне. Но если у отца образо­ вание не лишку, у брата — 11 клас. сов, то Николай уже -не представля­ ет, как обойдется в жизни без ди-. плома Задонского техникума меха- визации. Трое и’з династии комбай. перов — С.ДОВНО живое подтвержде­ ние новых . перемен в современвой деревне. ■' Анна Васильев.на Сотникова сама в войну да ипосле работала на трак­ торе. Ее сын Михаил с шестнадцати лет за штурвалом. Миша темногла­ зый, кепка на самую бровь; как у бывалого тракториста. Планы?. До армии —- колх'рз, Потом опять кол. хоз и учеба. Лида Бачурина и Таня Гайдукова работают в колхозе нормировщица­ ми. Обе уже поступили в Лебедян­ ский бухгалтерский техникум. Сере­ жа Толмачев, Вася Федоров, Сережа Гайдуков — механизаторы. Провели на ферме трансиор-гер, подвели водо. провод, ..словом, капитально помога­ ют приходу царства ■механической дойки. И шестеро девчонок своих,.из одного класса доярками работают, как тут не постараться! С одним из выпускников школы перед экзаменами. Василий Василье­ вич выслушал и записал все поже­ лания., чтобы по 8031И0ЖИ0СТВ удов­ летворить, Итак, работала-работала зеленоглазая, девушка с короткой стрижкой, ..Большим энтузиазмом, правда, не отличалась. Даже заме­ чание получила от санинспекции за гррь — .зазорно показалось-вчераш. . ней-десятикласснице за тряпку брать-' ся. А.ВСЯ--ГО столовая — зальчик на десяток столов, подмахнул пару'раз шваброй и чисто. Но самое, худое впереди. В расчете за работу, допустили ошибку, и Лю. ба, ^обидевшись, молчком покинула свой рабочий пост.. И-это в разгар ■уборки, когда нужно было кормить но 100—150 человек! И х тех пор ме­ сяц просидела дома, пока ее не при­ гласили к пред€еда’тел 10 ; ' И тут оставалось то'лько подивить­ ся терпенью и выдержке Василия Васильевича. Я была в -колхозной столовой. Мужские руки сделали там все, что могли— побелили, покрясц. ли, привезли столы с гигиеническим покрытием. А вот женских рук там совсем не чувствовалось. Ни занаве­ сок на окнах, ни цветов, ни карт-ин­ ки. И кусочка своей души,пожалела Люба для людей, не подумала о них. Работали там до нее женщины, да, ведь, культуру эту не очень и разу- ,мели. А Люба, зеленоглазая с корот­ кой етрижкой, по-городско.му одетая девушка? Да еще сбежала в самую етраду. Вот почему подивилась я терпенью Василия- Васильевича. По­ дивилась и поняла. В колхозе 550 тр^-досоособных людей. Каждый год человек пятьдесят уходит на пенсию. Нужны молодые, нужны грамотные. Но готовеньких нет, надо работать со своими, которые и топорщатся, в ошибаются, и такую горячку порют... Старое поминать не стали. Дого-во. рились, что вы.ходит завтра Медве­ дева на в-корую ферму. Договорились ■и на дальнейшее — пойдет учиться на зоотехника. . ................... ■ Закрылась за Любой дверь, ипред­ седатель засмеялся, весело, белозубо, волосы по лбу; , — Это что епге! Вот работал Ни. коляй Кладор, помните, неразговор­ чивый, -вниз смотрит, а мастер — хо* роший, иа крытом току. Ну, работал н работал. Потом кто-то нашептал ему, что ты, мол, тут, парень, пропа­ дешь,, денег;совсем не заработаешь. Пдиёржаю на/ток, ^цет ырв™ раВот- ника,?-И, ,стихйтв0рный-‘йривет пред- .сёд^телю иавесткрй на сгёне: «Сла- : вён;труд, горька оплата!» Вот .тебе и йа! Поговорил и премию цробе- •Щал, нет,: не пришёл, не кончил дело. Й 0 % ещё-.сйеется, думаю я .про ,себя, да тут надо... А вот, что, дей­ ствительно надо? Заводокую дисцип­ лину, так, ведь, ее на тракторе „с прицепом.не завезешь из ближайше­ го райцентра. Ёе. самим надо делать, на месте, Й нид'ому-нибудь, а , вот.' этим грамотный, молодым. Й опять- ■' таки вчерашний вынускник Валентин Двурядкин поработал немного на плохо отремонтированном тракторе. Раз .сказал бригадиру, тот не принял мер-. Дальше Валентин пошел по пу­ ти наименьшего сЬпротивления; про­ сто 'не явился на работу! Что это: незрелость,,, юношеская склонность к крайностям илй : хуже — граждан­ ская леность? Бригадир це помог,, почему не „.пошёл к председателю? Как говорится, до бога дойди, но своего добейся. : Сейчас гаДат:!, где тут проёчет, поздно. Может, что-то не «Дотянула» школа. Но ведь И: колхоз теперь не .должен стоять й стороне от воспйта-. ' иия молодежи,;хотя это удобная ч ■спокойная позиция. ■СекрёДарь пар- тийкр'й .рргайизадни Андрей' Алек­ сандрович Трурников, человек с большим жите:Ши-м опытом, умеии- ём добраться д1) середины сердца. Он правильно -:1оЗ‘Мущается поведе­ нием отдельных! выпускников, а ВОЗ-, мущаться мало. Пришли не закалецк ; •иые бойцы, а -необстрелянные ново­ бранцы. .«Нам нужны рабочие ру-ки»у . , ^ говорит Андрей Александрович. И тоже правильно,-!. Но рук не бывает;- без души. А вот с душами как раз* . и не .все в порядке. Прошли первые месяцы самостоя­ тельной работы вчерашних школыш- ■ков. Получена первая зарплата, пер- ' вые премии. Войникли первые кон­ фликты и неурядицы. Видите, сколь­ ко «первых»!.Обо всем этом нужно было хорошо поговорить с ребятами па комсомольском собрании. А его не -было!: Даже взносы за эти меся­ цы не собраны. Так иполучилось: от . школы, отошли ц до колхоза -не-до­ шли.. Секретарь комсомольской орга­ низации Алексей: Пыщев- работает заведующим шашинно-тракторной ■мастерской. Хлопот: у него эти меся- . цы хватало, спору нет. Но и забыть, о -молодом 'поподиении было просто непростительно! .Так, остались без суда товарищей поступки Любы Мед­ ведевой и Николая Кладова. Такие стали общей радостью- трудовые успехи "Любы Шамрин-: '';и Миши СогнИ! э. И еще мн. ов.-.х-чем. нужно, было, бы поговорить с всту­ пившими на самостоятельный путь — труд,овой путь молодыми л:одъмц,, ОТ ЗЕРНА — , К-ПИРОГУ НА СКЧЛЕ ГатиСйи — -старое русское село. Ни оди-и век проётояло оно среди бес­ крайних полей. Умеют здесь . выра-"' Щйвать хлеб, апвыкармдивать скот, МногоотраслевоЕ хозяйство -в колхо­ зе имен.и Куйбышева — зерновое и мясо-молочное. Но в древнее искус­ ство хлебопашества -и скотоводства жизнь внесла .крутые перемены. На поля и фермы:.-.пришли мехм-цамы.. . Исподволь меняется, сельокий укла-д. Но особенно ярко заметны, перемены последних лет после решений ...мар- .тоБСкого Пленума..ЦК КПСС по сельскому хозяйству. Механизация основных трудоемких процессов, но­ вое плаииро.ваиие, обеспечивающее хозя:5ству еа-мостоятельвость реше- ц::й сво'‘« иасучцпы.х про^^-ем, :гопы- шение - сриальной' за' Ьресозан- ности колхозника в своем труде —• сыграли свою роль. Чего не хватает сегодня Гатищам, -где столько нового^ современного? Заводской дисциплины труда и :' 0 - родоной культуры- быта. Проблема эта- большая, социальная. Не будем «замахиваться» на нее в целом. По, смотрим конкрет:но,:*о 0 -деловому, что требовалось от .22 парней и девушек, получивших а-гтестаты зрелости. Гре- бовалоеь именно п свете этой боль-. шой и социальной проблемы. . Конечно, главное — показать же­ лание работать,'дать примеры- тру­ довой активности и дисцидлины. Конечно,^трудно еще говорить о ре­ кордах; Достижениях, силёнки и-опы­ та маловато.-Но. уважение к работе, сознательного, отношения к ней мы вправе потребовать от всех двадца­ ти двух.'Как локаэала жизнь, не все молодые колхозники выдержали . этот экзамеи.-.-Кое-кто по отношению к труду не далеко:ушел от тетки Ва- ри, занятой своим огородом, или дядьки Семена, являющегося в бряга.. ду' во настроению. Но с тех хоть и есть спрос, да ведь не такой, как со вчерашних десятикласСниковЬ Есть и ещё один, довольно непри­ ятный оттенок в поведения ребят. Некоторь:е из них чувствуют себя ; эдакими йментгеикайи в колхозе. Вот хотя'бы такой случай. .Сгоряча нообещаяи посадить выпускников Школы -горько на. новые тракторы. А пришло- только две машины. Одну , отдали Любе Щамрииой. А ;СО вто­ рой прямо'скандал. Время горячее, ■и председатель хотел дать трактор опытнобгу и хорошему-работнику, к тому же^ человеку: многосемейному, Казалоёц,: все .По-человечески понять можно. Так ведь -не пожелали по­ нять ничего, шумели и дошумелись до своего, И вот тут,, думается, была прояв- . лена не принципиальность, а полное отсутствие чувства. товарищества. Колхоз ■— коллективное хозяйство. И уж если вступил в него, не тащи к себе, кусок побольше -только пето, му, что ты помоложе и пограмотрей. Я пё'на.чынпи-) фамилии' виновника! Он и тракторист -хороший да. и парниш­ ка неплохой. Может, в'Ин'а тех, кто-, повзрослей, ,что' не, объяснили ему, гдешадо и где не " надо проявлять характер. „ И еще. Сейчас колхозу нулсио п.рд. пять .зябь.; Четыре тяжелых трак-гора работа:)от в одну смену, Нетёруй,'дё-:- лЬ, подвигается •медленно. Переда 10 сцену в кабинете председателя:-кол* хоза, Василин Васильевич—тому самому Валентину Дворядкину, что бросил . трактор,и ушел, вежливо, почти'про- еителыю; — Ку да вы хотели пойти, в какую бригаду? — Да я .бы лучше па колесный трактоо, а то на этом трудно. .. — Зябь нам -нужно поднимать,' это. председатель. - - — Ну, ладно. Понду. Но только днем, ночью'[заботать: не :буду! .Как видите,, довольно ультиматив. ное заявление. И опять Валентину в 4|}лову не приходит, что с напарнй- ном можно договориться так,, чтобы обоим было хорошо. Предположим. ' три дня "ОДИН в ночь, три дня другой. Был та-кой случай, когда выпуск­ ник школы обиделся на бригадира за крепкое словцо и ушел с работы, а Ну;, что ж, обидеться он был впра.ве, I да только, повернувшись спиной, де- н ла не поправишь. И эту дурную, традицию ломать не кому-нибудь,- а моло'дежй, ломать умно, не в раз! . Но речь я веду к тому, что ребята уж очень ранимы, когда дело идет -об их собственных, персонах. А вот, когда Делают больно другим, не_за- мечают. , , Войти в колхозную семью не про­ сто. Надо понять.и ее особенности, и ее недостатки. И, как в семье, не сделаешь дурного родному человеку, и здесь даже' ошибки -будешь по­ правлять любя, искренне, от души. , И уж если заговаривать о том, что-ще поглянулось, то еще - одно. Неважный клуб в селе. Уже завезен кирпич, сделан фундамент для ново- ,го. Не успевает колхоз,да :ведь и ■молодежь не особенно, ' помогает! : Ворчать ворчат, а даже скамейки , сбить для. клуба, не соберутся, уж куда дело несложное. Словом, очень хочется парйям и девушкам, чтобы сработал закон щучьего веления. Да не бывает так. И уж кому, как не-сельской молоде­ жи, знать, каков путь от зерна к пи. рогу на столе. Выпуокниии Гатищепокой шнолы сделали большой шаг в жизни. И трудный шаг, У кого-то переход к самостоятельной, жизни прошел лег. че, кто-то и споткнулся по дороге. А чтобы было поменьше огрехов, лю­ бовь, как говорится, должна быть взаимной. У выпускников — к кол­ хозу, у колхоза к своей молодежи. * * * У меня осталась в памяти школь­ ная бригада на картофельном поле. Перепачканное землей (вытирала нос) лицо пятиклзсспицы Иадюши Толмачевой. По.дороге трусит ло­ шадь — колхоз веЭ?т своим помощ­ никам пряники к чаю. Для этих ре­ бятишек рассвет делают мамины ру­ ки, пахнущие хлебом и молоком. Для их старших товарищей насту­ пила другая пора, зовущая, трудная, полная сомнений и неизведанных мгновений радости.- Для них насту­ пил рассвет,: который они творят са- Е. САРАЕВА, : ваш спец. корр. с. Гатище, Воловский напои. 29 сентября исполняется 175 лет со дня рождения русского поэта, декабриста К'ондратия Федоровича Ры­ леева (1795—1826). Он был одним из выдающихся дея­ телей дворянского этапа русского освободительного движения, крупнейшим поэтом, основоположником отечественной гражданской революционной политиче­ ской поэзии, вра.ждсбной самодержавию в вдохновляе­ мой передовым общественным движением. Герои поэти­ ческих произведений Рылеева «Думы», «Войнаровский», «Наливайко» и других—обличители несправедливости и тирании, борцы за свободу Родины, идущие на самопо­ жертвование ради блага народа. Таким героем был и сам поэт. Имя К. Ф. Рылеева и его друзей—декабристов, отдавших свою жизнь слухгеншо народу, живет и будет всегда жить в памяти поколений. (Фотохроника ТАСС). Ш О С Ш М Щ Е Ш Ш Ш Первое сентября для первокурсников Липецкого пе­ дагогического института отодвинулось ровно на три не­ дели. Прежде чем сесть за студенческую скамью, бу­ дущие педагоги прошли трудовое «крещение» в под­ шефном совхозе «Агроном». Здесь они, помогали соби­ рать богатый урожай, яблок. А теперь — за учебу. Впереди пять лет, или, как го­ ворят студенты, десять семестров учебы, десять напря­ женных экзаменационных сессий, практика в пионерла­ гере и школе. По традиции, первая неделя учебы в институте объ­ является «неделей первокурсника». Началась она с тор­ жественной встречи ребят на общеинститутской ли­ нейке. Новоиспеченных членов дружной студенческой семьи приветствует, ректор института Б. Н. Бабин, доб­ рые слова напутствия произносят преподаватели, сту­ денты старших курсов, секретарь комитета комсомола Ф. Жиляев. Виновникам торжества преподносят тради­ ционный русский хлеб-соль, букеты цветов. Раздается заливистая трель звонка — и пергокурсники, проходя сквозь строй мальчишек и девчои(?к с алыми галстука­ ми на груди, — впервые официально переступают по­ рог своей альма-матер. Первая лекция — «Советский учитель». С волнением и гордостью слушают именинники кандидата педагоги­ ческих наук С. А. Шмакова. Он говорит о непреходя­ щей ценности учительского труда, об огромной ответ­ ственности педагога перед обществом. Во второй и третий день юные студенты знакомились с деканатами и кафедрами института. Деканы рассказа­ ли им о работе факультетов, объяснили учебные планы первого семестра. Во встречах с заведующими кафед­ рами первокурсники узнали, как надо конспек-тировать лекции и учебную литературу, как лучше спланировать день, чтобы времени хватило и на занятия, и на чтение художественной литературы, и на общественные нагруз­ ки, и на активный отдых. Продолжил «неделю первокурсника» большой спор­ тивный праздник. Институтские спортсмены . показали свою силу, ловкость, выносливость. в завершение этой недели состоится торжественная церемония «посвящения в сан -студента». Вступаюш,им в студенческую жизнь предстоит совершить все необ­ ходимые обряды: пройти сквозь символические огонь, воду и медные трубы, «грызть» гранит науки й только после этих студенческих ритуалов получить из рук старшекурсников заветные етудбилеты и зачетные книжки. , Л. СЕРОВ. десант Вот уже который год учащиеся на. шен школы работа 1 Ьт на полях под­ шефного колхоза «Победа» Липец­ кого района. Этой весной они взяли обязательства вырастить и убрать са­ харную свеклу на участке в 10 гек­ таров. В начале лета старшеклассни­ ки ездили на продергивание свеклы, а теперь пришла пора ее убирать. И вот в прошедшую субботу наши старшеклассники выехали на уборку урожая. За два дня ребята убрали шесть гектаров. Трудовой десант продолжается. М. ЛЕВЫКИНА, библиотекарь средней школы № б. г. Липецк УДАРНЫЙ ТРУД— ЮБИЛЕЙНОЙ ДАТЕ Знаменательную дату — 50-лёт'ие речи В, И. Ленина иа 111 съезде комеомола добррвскиё школьники встречают ударным трудом. Целую неделю старщеклассиики' помогали колхозу имёни Крупской в -уборке картофеля. Ребята грузили' картофель в ма- ’ шины возили в хранилища. А. ПОПОВ. ПА ЗАСТАВЕ СТРЕЛЬНПША Педолог солдатский отпуск... Он так и назы­ вается — кратковременный. И все же первые ча­ сы пребывания на родной земле Виктор Терехов посвятил селу Б. Хомутец. Побывал у дома, где 'дился Герой Советского Союза И. И. Стрель- ков, встречался с родными отважного погранич- ,.йка. Виктор Терехов, комсомолец из села Кривей, служит в той же части, где служи.« И. И, Стрель­ ников. Безупречным исполнением воинского долга он заслужил право называться «Отличный погра­ ничник». За успехи в армейской подготовке командование части представило ему кратковре­ менный отпуск на родину. Десять дней пролетят незаметно и снова -* граница. Там, на заставе имени И. И. Стрельни­ кова, каждое утро мимо бюста нашему земляку проходят в торжественном марше молодые погра­ ничники. И среди них — липецкий комсомолец Виктор Терехов. А. ПОПОВ. Добровский район. На первенство ДСО „Урожай" . в совхозе «Агроном» Ле. 6 едя 1 Нского района прохо­ дил финал первенства об­ ластного совета ДСО «Уро­ жай» по футболу. С боль­ шим подъемом заключи­ тельные игры провели хо­ зяева поля. Лебедянцы вы­ играли у команды Добров- ско-го района со счетом 6 : 1 ,, у спортсменов совхоза «Рос­ сия» Грязинского района с результатом 3 :1 и сь 1 грали вничью ( 1 : 1 ) с задонцами. Набрав пять очков, футбо­ листы совхоза «Агроном» стали чемпионами областно­ го совета ДСО «Урожай». Второе место заняла команда Задонского объ­ единения «Сельхозтехника». Следует отметить хорошую организацию проведения соревнований. Для этого многое сделали обществен­ ные организации совхоза «Агроном». Н. ПЕТРОВ. В Сырской средней школе Липецкого района открыт краеведческий му­ зей. Здесь имеется бога­ тый материал, рассказы­ вающий о прошлом ина­ стоящем родного края. Ребята- этой школы еже­ годно в дни каникул со­ вершают походы и экс­ курсии и собирают бо­ гатый материал по крае­ ведению. НА СНИМКЕ: препо­ даватель истории М. М, Виленский проводит экс­ курсию в школьном му­ зее. Фото А. Гирев.т.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz