Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)
С НАЧАЛА БЫЛА ТЕНЬ СА- МОЛЕТА, ТО СКОЛЬЗИВ* ШАЯ ПО ТРОНУТЫМ ЗОЛ О. ТОМ ОСЕНИ ЛЕСАМ, ТО ТОНУВ ШАЯ В ЖИДКОМ СЕРЕБРЕ ПРУ ДОВ. И ЕЩЕ БЫЛО ВИДНО УТ РЕННЕЕ ДЫХАНИЕ ЗЕМЛИ. ГЛУ. БОКОЕ, КАК У ВСЛАСТЬ ПОТРУ ДИВШЕГОСЯ ЧЕЛОВЕКА. И ЛЕГ КОЕ, ТУМАННОЕ, БЕЛОЕ, СЛОВ НО РОЖДЕННОЕ СИНЕВОЙ НЕ БА, А НЕ ЧЕРНОЗЕМЬЕМ. С ЭТОЙ ЗЕМЛЕЙ, ИЗДАВНА ХРАНЯЩЕЙ ТАЙНУ ПЛОДОРОДИЯ И ВЕЧНО ЮНОЙ, РЕШИЛИ СВЯЗАТЬ СВОЮ МОЛОДОСТЬ и с в о ю ЖИЗНЬ ВЧЕРАШНИЕ ВЫПУСКНИКИ ГА- ТИЩЕНСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. 22 ИЗ 38. И НАЧИНАЛОСЬ ЭТО ТАК ...Вро^ЕОдя во время , уроков, мимо полуоткрытых дверей класса дирек тор школы .Федор Иванович ' Косеи-^ ’ ков услыхал, как рассерженная .пло- ■ .хим ответом учительница говорит: «Ну, знаешь, тебе только в свинарки идти работать!» Услыхал, остановил ся и аж сердце сжало. Как одним невродуманным .выражением можно зотёркнуть большую работу я шко лы, и колхоза! Ведь и планы состав ляли особые и сколько . разговоров ;быяо об профориентации. А-выскочит слово... .. . . Традиция — вот первое, с чем пришлось бороться. Противник был невидимый, но сильный. Привыкли учителя, что хорошие, крепкие уче ники уходят куда-то, вроде бы в большой' мир, а те, плохонькие, е ё двойки .на тройку,- остаются в селе. Привыкли родители. «Это что же я — безграмотная —^доярка и дочь -моя с десятью-то классами — тоже?» — возмущались иные, А когда Лида Пикалова.. решила, стать тракторист кой, мать даже' шум подняла; Не бьшать -тому! ’ ■- Вот и пришлось начинать с того, чтобы объяснить людям^ что боль шой-мир, он здесь, рядом, а не за тридевять йемсль. Этот большой мир идет с мехаййзадией ферм, двухсмен ной работой, с агрохимией, Он идет ' шумный; Т1р.ебовательный,"‘ неудержи мый. Идет быстро, не давая лю дям временя, чтобы толком осо ^ ейть , попривыкнуть, откаааться от стаоых . взглядов. Идет, как все новое, бо рясь и побеждая. И может, сторонне.' му взгляду все это видно яснее, .а там, в Гатищах, высокую диалектику просто трудно разглядеть под спу дом больших и малых дел, радостей и неурядиц. ■ Итак, профориентация. На паль цах тут ничего не объяснишь. Школа и колхоз твердо договорились о со вместных действиях.- Нужно расши рять пришкольный участок. Нужен технический кабинет. Нужен трактор. В школьном коридоре появилась до ска с портретами лучших людей колхоза имени Куйбышева и уголок профориентации. Но это внешняя сторона дела. Можно, научить руки, управлять-трак тором, а сердце останется .холодным к земле. Перед, учителями встала не', простая задача — умело и тонко проследить за интересами ребят, по мочь определиться, может, только что за,родившемуся -увлечению. И здесь очень помогли педагогический такт . Е. С. Пиналовой, 3. Г. Некрасовой, Ф. Ф. Дементьева, который ведет ге ографию, -но СЭМ увлекается техни кой. «Была на,ферме,,.ну, как оа,с- скажи. Не поправилось? Почему? Это можно поправить; обратиться к , заведующему. А тычто, штурвалшнь? Интересно, гбворишь? Смотри, может сначала кажется легко»,— такие раз говоры можно было часто услышать, в школе. Л то просто, остановятся у окошка двое, учитель я ученик. И говорят, и думают, и спорят, и меч тают оба о тех Гатищах, где сохра нится все сельское очарование ипри дет культура, города. ■ - В преподавательском коллективе уже не первый го'д шел свой слож ный процесс. На работу, в колхоз должны были прийти по-настоящему грамотные люди, нужные сегодняш нему дню села. Чтобы отдать, нуж но иметь, что отдать. Начинают учиться и учителя. Тепеоь по всем основным предметам в Гатишенской средней школе—специалисты с выс шим образованием. И вот результаты школа закончила прошлый учеб- пый год с успеваемостью 99 процен- тов. На «хорошо» и «отлично» учи лись больше одной трети ребят. Я недаром останавливаюсь на этих циф рах. Они говорят о качестве знаний, ■которыми вооружает своих питомцев школа. Не будь этого, вся работа по профориентации приняла бы попро сту формз.чьнын характер. А пока на уроках математики ре шали задачи,- да не простые, а на своем колхоз)юм материале; «С од. кого гектара бригада вывезла...»,По,ё том зачастила в школу агроном;?,.. В;: Райкова — вела агрономический.кру- жок. Пришла одна из лучших доярок колхоза А. И. Кладова. И ‘^пй-друф'о. му посмотрели ребята на Такую зна- :комую тетю Шуру, Стоит^чуть сму щенная новой ролью, но дело.свое Александра Ивановна -знает,, любиф, а пото^^у и сказать, о нем умеет хо. рошо, красно. Двадцать лет‘держит первенство в колхйзе, не, уступает ни молодым,. ни старым.;,,Иодня. 1 и стриженые головы десятикласснивд, присматриваясь к .знатной, „доярке!. Чем не завидная судьба? В правлении колхоза! а дом стоит на самом оживленном пятачке,'с ут ра всегда толкается много'ёнароду, кто зачем. Но на этот раз председа тель Василий Васильевич Дьяченко-в 'решительно попросил не-мешать, В .кабинете урок обществоведения — шла речь о решенияхмартбвскбТо Пленума ЦК КПСС о новом плани рований в сельском хозяйстве, о сти, ■ мулиршаний труда кодх-бзников. И, конечно, разговор, был самый, что ни на есть конкретный.'; Нынче . доход• ко.чхоза составляет 800 тысяч руб лей, Ежемесячно 30—36 тысяч руб лей идет на оплату труда колхозни ков. Как поработал, столько и полу, чишь. В отличие от старого •трудо дня теперь ясно: видно характер ра- .-.боты каждого, с прохладцей чело век тянул, время или отдал делу все что мог.. ‘ 'Из своих доходов планирует, кол. хоз и новое строительство. Рядом со Ц1К0ЛОЙ, на подсушенном ветрами пригорке, б.лестят стеклами два 116 - больших 'Корпуса интерната — для юрских и пикаловских ребят.’ Это со седние деревни, которые входят в колхоз имени Куйбышева. Достроены поликлиника и дом молодых специа листов. Появился свой комбинат бы. тового обслуживания. Из произвол- ственньгх помещеий довели до готов ности новый коровник, сделали кры- тьтйдок, зерносклад на 500 тонн. Внимательно слушают десятиюлас- снйки. Это сделано без них. Конечно, школа помогалаколхозу. Работали ребята и штурвальными, и на току. Помогали убирать картофель. И все- таки они были немножко гостями: сегодня здесь, завтра — совсем дру гие дела. И вот теперь с ними, кто " заканчивает нынче школу, идет серь езный, взрослый — на равных, раз. говор. - Это сделано без них, А нужен но вый ■клуб. Планируется торговый центр в селе, И спортивный комп лекс. И детский сад. И целая улица для молодоженов. Этого не сделать без них, На_ уроке в кабинете председателя колхоза сидело 38 человек. 22 оста- А ПРОДОЛЖАЛОСЬ ЭТО ТАК Еще. не раз встретились будущие колхозники с руководителями %озяй- ств,а. Беседовал 'с ребятами предсе датель сельского Совета Н.-И, Ба чурин, заходили агроиомы,'_зоотехни- ки. Были и беседы, и совместный праздник «Золотая осень», где особо отличившихся в труде учащихся правление наградило подаркамиг „ Шло время. Пятиклассники ходили на фермы, сами брались подсчиты вать дневные удои. А доярки ходили ' в школу и не менее строго следили 38:оценками своих друзей. Десятый «зубрил» тракторное дело. Уже на метились два верных кандидата на колхозные стипендии — Сергей Ов- ’сянников и Владимир Радюк. Яблоневым цветом "упал к ногам май. И скоро 38 получили свои агге. стать: зрелости. Теперь жизци оста валось проверить, какова же-онэ на крепость,..эта зрелость. . Василий , Васильевич показал мне фотографии, стланные в день при ема вчерашних десятиклассников в колхозники. Девушви-трактористкй в подаренных колхозом комбинезонах и ковбойках, парни в вгегольскнх курточках. Тоже обновка от колхоза. На всех снимках мелькает па; первом планё задорное лино девушки, вк. дать, бойкой, и пробойной. — Что-то я у вас ее не видела?— спрашиваю. — А, Люся Лагутина.',.. Василий Васильевич вздыхает. Что бы многое, стало,. попятным,, сразу скажу, что. самому председателю 24 года. И .хотя в-,нем много основа тельности (от характера), серьезно; сти — успел поработать,пзргоргом-т- и даже солидности (женат, двое ре бятишек) — он всё-таки человс:с мо лодой. И сердится по-мо,юд6му, н обижается гоже. , Знаете,,— и по голбсу чувст- , вуетея,,.до чего же досадно ему, — . -ЧТО- мне эта Люба сказала? Ее здесь •кёт, уехала. :Вы,' говорит, думёли, что я к вам работатц: пришла, а я так, ради ррман-тики,..'. ;, ; И иокренне'.'Ле понимает двадцати- четырехлетшй'Василий Васильевич кепутевуго семнадцатйлетаюю: Люсю. А Федор Нвановин и постарше, ишо- ,мудрей, педа::Ьг-,.смеется,: . :А она верйется.'. Вот посмотри те. Покрутится, йокрутится по чужим краям и -— назад. -После восьмилет- кй вот-также . Сбегала, а вернулась. Вернется и.,сейчас, увидите! - Ну, вот, в жизни оказалось не все так весело, как на фотографии, не все так просто. А другре? Люди — не спички в коробке," обо всех оди наково. н;с.:скажещь. Теперь в каждом проявился, хара|Йёр.,, слабый лй; силь-" ный, но. свой. ; „Лреле- недавнего дождя ,..улица ■ ■мы встрётились на картофельномпо ле. В этот день там работала учени- чеокая про'И-зврдствевная бригада. На поле весело. День солнечный, тед, лый, блестит паути::[крй. бабье лето, Виталий Пь 1 щев солиднр подошел к председателю; ' " --' Сколько уже отвез? '■ ' -Четыре тонны. А за спинами шумели ребята. Они еще нёмного играли в -труд, -аза:рт 1 гр,, спо'рияй,' Кто первый, искали пбза- ■ 'бытбё вёде-рко. Это было'и -ёго, Ви талия, детство, его .ушедший день. , Хотя, ■’каверное, о таи 1 х грустных вещах, ТордО увооседая ; за" рулем трактора, просто не. дума 1 рт, Пеког-» И СЛУЧАЛОСЬ ЕЩЕ ТАКОЕ Люба Медведена после, "'шко-. лы пошла работать пбмоигником по.- вара в колхозную столовую,.,Дротив такого назначения, возраже:шй не имела. Кстати, еЪ всеми .'вапускни-__^ ками был на эту тему разговор еще""^ совет . ^ ■ ю н т м п о г а н ш еще не совсемщросохла, и чернозем на .ней во всей красе — жирный, антрацитового блеска. По улице ведет колесны:!'трактор с прицепной те лежкой девушка точно с журналь ной картинки. Ко,мбшгезон на нейси дит особенно ловко, косынка врихва- тывает русые волосы, И любит де вушку солнце, едастливая по приме те —•розовое лицо все в брызгах веснушек. Это 'Люба Шамрина,. моло дая колхозная трактористка. На раз говор Любаша скуиовата, толькоод.* но твердо сказала ^работать в кол-- хозе нравится, учиться дальше будет обязательно. Тут судьба как на-ла дошке, ясная, как Любины глаза. В семью Николая МорЯева,-ладно го светловолосого парня, .приходят сейчас от брата Леонада весточки с целины, В числе лучших комбайне ров района послали его туда на уборку хлеба. Сам старший Морнев летом — на комбайне, зимой — на трак-горе. Дорогу етца, дорогу отар- шего брата выбрал Николай. Он хо рошо понимает, что путь этот не из легких. Последние годы сам работал на комбайне. Но если у отца образо вание не лишку, у брата — 11 клас. сов, то Николай уже -не представля ет, как обойдется в жизни без ди-. плома Задонского техникума меха- визации. Трое и’з династии комбай. перов — С.ДОВНО живое подтвержде ние новых . перемен в современвой деревне. ■' Анна Васильев.на Сотникова сама в войну да ипосле работала на трак торе. Ее сын Михаил с шестнадцати лет за штурвалом. Миша темногла зый, кепка на самую бровь; как у бывалого тракториста. Планы?. До армии —- колх'рз, Потом опять кол. хоз и учеба. Лида Бачурина и Таня Гайдукова работают в колхозе нормировщица ми. Обе уже поступили в Лебедян ский бухгалтерский техникум. Сере жа Толмачев, Вася Федоров, Сережа Гайдуков — механизаторы. Провели на ферме трансиор-гер, подвели водо. провод, ..словом, капитально помога ют приходу царства ■механической дойки. И шестеро девчонок своих,.из одного класса доярками работают, как тут не постараться! С одним из выпускников школы перед экзаменами. Василий Василье вич выслушал и записал все поже лания., чтобы по 8031И0ЖИ0СТВ удов летворить, Итак, работала-работала зеленоглазая, девушка с короткой стрижкой, ..Большим энтузиазмом, правда, не отличалась. Даже заме чание получила от санинспекции за гррь — .зазорно показалось-вчераш. . ней-десятикласснице за тряпку брать-' ся. А.ВСЯ--ГО столовая — зальчик на десяток столов, подмахнул пару'раз шваброй и чисто. Но самое, худое впереди. В расчете за работу, допустили ошибку, и Лю. ба, ^обидевшись, молчком покинула свой рабочий пост.. И-это в разгар ■уборки, когда нужно было кормить но 100—150 человек! И х тех пор ме сяц просидела дома, пока ее не при гласили к пред€еда’тел 10 ; ' И тут оставалось то'лько подивить ся терпенью и выдержке Василия Васильевича. Я была в -колхозной столовой. Мужские руки сделали там все, что могли— побелили, покрясц. ли, привезли столы с гигиеническим покрытием. А вот женских рук там совсем не чувствовалось. Ни занаве сок на окнах, ни цветов, ни карт-ин ки. И кусочка своей души,пожалела Люба для людей, не подумала о них. Работали там до нее женщины, да, ведь, культуру эту не очень и разу- ,мели. А Люба, зеленоглазая с корот кой етрижкой, по-городско.му одетая девушка? Да еще сбежала в самую етраду. Вот почему подивилась я терпенью Василия- Васильевича. По дивилась и поняла. В колхозе 550 тр^-досоособных людей. Каждый год человек пятьдесят уходит на пенсию. Нужны молодые, нужны грамотные. Но готовеньких нет, надо работать со своими, которые и топорщатся, в ошибаются, и такую горячку порют... Старое поминать не стали. Дого-во. рились, что вы.ходит завтра Медве дева на в-корую ферму. Договорились ■и на дальнейшее — пойдет учиться на зоотехника. . ................... ■ Закрылась за Любой дверь, ипред седатель засмеялся, весело, белозубо, волосы по лбу; , — Это что епге! Вот работал Ни. коляй Кладор, помните, неразговор чивый, -вниз смотрит, а мастер — хо* роший, иа крытом току. Ну, работал н работал. Потом кто-то нашептал ему, что ты, мол, тут, парень, пропа дешь,, денег;совсем не заработаешь. Пдиёржаю на/ток, ^цет ырв™ раВот- ника,?-И, ,стихйтв0рный-‘йривет пред- .сёд^телю иавесткрй на сгёне: «Сла- : вён;труд, горька оплата!» Вот .тебе и йа! Поговорил и премию цробе- •Щал, нет,: не пришёл, не кончил дело. Й 0 % ещё-.сйеется, думаю я .про ,себя, да тут надо... А вот, что, дей ствительно надо? Заводокую дисцип лину, так, ведь, ее на тракторе „с прицепом.не завезешь из ближайше го райцентра. Ёе. самим надо делать, на месте, Й нид'ому-нибудь, а , вот.' этим грамотный, молодым. Й опять- ■' таки вчерашний вынускник Валентин Двурядкин поработал немного на плохо отремонтированном тракторе. Раз .сказал бригадиру, тот не принял мер-. Дальше Валентин пошел по пу ти наименьшего сЬпротивления; про сто 'не явился на работу! Что это: незрелость,,, юношеская склонность к крайностям илй : хуже — граждан ская леность? Бригадир це помог,, почему не „.пошёл к председателю? Как говорится, до бога дойди, но своего добейся. : Сейчас гаДат:!, где тут проёчет, поздно. Может, что-то не «Дотянула» школа. Но ведь И: колхоз теперь не .должен стоять й стороне от воспйта-. ' иия молодежи,;хотя это удобная ч ■спокойная позиция. ■СекрёДарь пар- тийкр'й .рргайизадни Андрей' Алек сандрович Трурников, человек с большим жите:Ши-м опытом, умеии- ём добраться д1) середины сердца. Он правильно -:1оЗ‘Мущается поведе нием отдельных! выпускников, а ВОЗ-, мущаться мало. Пришли не закалецк ; •иые бойцы, а -необстрелянные ново бранцы. .«Нам нужны рабочие ру-ки»у . , ^ говорит Андрей Александрович. И тоже правильно,-!. Но рук не бывает;- без души. А вот с душами как раз* . и не .все в порядке. Прошли первые месяцы самостоя тельной работы вчерашних школыш- ■ков. Получена первая зарплата, пер- ' вые премии. Войникли первые кон фликты и неурядицы. Видите, сколь ко «первых»!.Обо всем этом нужно было хорошо поговорить с ребятами па комсомольском собрании. А его не -было!: Даже взносы за эти меся цы не собраны. Так иполучилось: от . школы, отошли ц до колхоза -не-до шли.. Секретарь комсомольской орга низации Алексей: Пыщев- работает заведующим шашинно-тракторной ■мастерской. Хлопот: у него эти меся- . цы хватало, спору нет. Но и забыть, о -молодом 'поподиении было просто непростительно! .Так, остались без суда товарищей поступки Любы Мед ведевой и Николая Кладова. Такие стали общей радостью- трудовые успехи "Любы Шамрин-: '';и Миши СогнИ! э. И еще мн. ов.-.х-чем. нужно, было, бы поговорить с всту пившими на самостоятельный путь — труд,овой путь молодыми л:одъмц,, ОТ ЗЕРНА — , К-ПИРОГУ НА СКЧЛЕ ГатиСйи — -старое русское село. Ни оди-и век проётояло оно среди бес крайних полей. Умеют здесь . выра-"' Щйвать хлеб, апвыкармдивать скот, МногоотраслевоЕ хозяйство -в колхо зе имен.и Куйбышева — зерновое и мясо-молочное. Но в древнее искус ство хлебопашества -и скотоводства жизнь внесла .крутые перемены. На поля и фермы:.-.пришли мехм-цамы.. . Исподволь меняется, сельокий укла-д. Но особенно ярко заметны, перемены последних лет после решений ...мар- .тоБСкого Пленума..ЦК КПСС по сельскому хозяйству. Механизация основных трудоемких процессов, но вое плаииро.ваиие, обеспечивающее хозя:5ству еа-мостоятельвость реше- ц::й сво'‘« иасучцпы.х про^^-ем, :гопы- шение - сриальной' за' Ьресозан- ности колхозника в своем труде —• сыграли свою роль. Чего не хватает сегодня Гатищам, -где столько нового^ современного? Заводской дисциплины труда и :' 0 - родоной культуры- быта. Проблема эта- большая, социальная. Не будем «замахиваться» на нее в целом. По, смотрим конкрет:но,:*о 0 -деловому, что требовалось от .22 парней и девушек, получивших а-гтестаты зрелости. Гре- бовалоеь именно п свете этой боль-. шой и социальной проблемы. . Конечно, главное — показать же лание работать,'дать примеры- тру довой активности и дисцидлины. Конечно,^трудно еще говорить о ре кордах; Достижениях, силёнки и-опы та маловато.-Но. уважение к работе, сознательного, отношения к ней мы вправе потребовать от всех двадца ти двух.'Как локаэала жизнь, не все молодые колхозники выдержали . этот экзамеи.-.-Кое-кто по отношению к труду не далеко:ушел от тетки Ва- ри, занятой своим огородом, или дядьки Семена, являющегося в бряга.. ду' во настроению. Но с тех хоть и есть спрос, да ведь не такой, как со вчерашних десятикласСниковЬ Есть и ещё один, довольно непри ятный оттенок в поведения ребят. Некоторь:е из них чувствуют себя ; эдакими йментгеикайи в колхозе. Вот хотя'бы такой случай. .Сгоряча нообещаяи посадить выпускников Школы -горько на. новые тракторы. А пришло- только две машины. Одну , отдали Любе Щамрииой. А ;СО вто рой прямо'скандал. Время горячее, ■и председатель хотел дать трактор опытнобгу и хорошему-работнику, к тому же^ человеку: многосемейному, Казалоёц,: все .По-человечески понять можно. Так ведь -не пожелали по нять ничего, шумели и дошумелись до своего, И вот тут,, думается, была прояв- . лена не принципиальность, а полное отсутствие чувства. товарищества. Колхоз ■— коллективное хозяйство. И уж если вступил в него, не тащи к себе, кусок побольше -только пето, му, что ты помоложе и пограмотрей. Я пё'на.чынпи-) фамилии' виновника! Он и тракторист -хороший да. и парниш ка неплохой. Может, в'Ин'а тех, кто-, повзрослей, ,что' не, объяснили ему, гдешадо и где не " надо проявлять характер. „ И еще. Сейчас колхозу нулсио п.рд. пять .зябь.; Четыре тяжелых трак-гора работа:)от в одну смену, Нетёруй,'дё-:- лЬ, подвигается •медленно. Переда 10 сцену в кабинете председателя:-кол* хоза, Василин Васильевич—тому самому Валентину Дворядкину, что бросил . трактор,и ушел, вежливо, почти'про- еителыю; — Ку да вы хотели пойти, в какую бригаду? — Да я .бы лучше па колесный трактоо, а то на этом трудно. .. — Зябь нам -нужно поднимать,' это. председатель. - - — Ну, ладно. Понду. Но только днем, ночью'[заботать: не :буду! .Как видите,, довольно ультиматив. ное заявление. И опять Валентину в 4|}лову не приходит, что с напарнй- ном можно договориться так,, чтобы обоим было хорошо. Предположим. ' три дня "ОДИН в ночь, три дня другой. Был та-кой случай, когда выпуск ник школы обиделся на бригадира за крепкое словцо и ушел с работы, а Ну;, что ж, обидеться он был впра.ве, I да только, повернувшись спиной, де- н ла не поправишь. И эту дурную, традицию ломать не кому-нибудь,- а моло'дежй, ломать умно, не в раз! . Но речь я веду к тому, что ребята уж очень ранимы, когда дело идет -об их собственных, персонах. А вот, когда Делают больно другим, не_за- мечают. , , Войти в колхозную семью не про сто. Надо понять.и ее особенности, и ее недостатки. И, как в семье, не сделаешь дурного родному человеку, и здесь даже' ошибки -будешь по правлять любя, искренне, от души. , И уж если заговаривать о том, что-ще поглянулось, то еще - одно. Неважный клуб в селе. Уже завезен кирпич, сделан фундамент для ново- ,го. Не успевает колхоз,да :ведь и ■молодежь не особенно, ' помогает! : Ворчать ворчат, а даже скамейки , сбить для. клуба, не соберутся, уж куда дело несложное. Словом, очень хочется парйям и девушкам, чтобы сработал закон щучьего веления. Да не бывает так. И уж кому, как не-сельской молоде жи, знать, каков путь от зерна к пи. рогу на столе. Выпуокниии Гатищепокой шнолы сделали большой шаг в жизни. И трудный шаг, У кого-то переход к самостоятельной, жизни прошел лег. че, кто-то и споткнулся по дороге. А чтобы было поменьше огрехов, лю бовь, как говорится, должна быть взаимной. У выпускников — к кол хозу, у колхоза к своей молодежи. * * * У меня осталась в памяти школь ная бригада на картофельном поле. Перепачканное землей (вытирала нос) лицо пятиклзсспицы Иадюши Толмачевой. По.дороге трусит ло шадь — колхоз веЭ?т своим помощ никам пряники к чаю. Для этих ре бятишек рассвет делают мамины ру ки, пахнущие хлебом и молоком. Для их старших товарищей насту пила другая пора, зовущая, трудная, полная сомнений и неизведанных мгновений радости.- Для них насту пил рассвет,: который они творят са- Е. САРАЕВА, : ваш спец. корр. с. Гатище, Воловский напои. 29 сентября исполняется 175 лет со дня рождения русского поэта, декабриста К'ондратия Федоровича Ры леева (1795—1826). Он был одним из выдающихся дея телей дворянского этапа русского освободительного движения, крупнейшим поэтом, основоположником отечественной гражданской революционной политиче ской поэзии, вра.ждсбной самодержавию в вдохновляе мой передовым общественным движением. Герои поэти ческих произведений Рылеева «Думы», «Войнаровский», «Наливайко» и других—обличители несправедливости и тирании, борцы за свободу Родины, идущие на самопо жертвование ради блага народа. Таким героем был и сам поэт. Имя К. Ф. Рылеева и его друзей—декабристов, отдавших свою жизнь слухгеншо народу, живет и будет всегда жить в памяти поколений. (Фотохроника ТАСС). Ш О С Ш М Щ Е Ш Ш Ш Первое сентября для первокурсников Липецкого пе дагогического института отодвинулось ровно на три не дели. Прежде чем сесть за студенческую скамью, бу дущие педагоги прошли трудовое «крещение» в под шефном совхозе «Агроном». Здесь они, помогали соби рать богатый урожай, яблок. А теперь — за учебу. Впереди пять лет, или, как го ворят студенты, десять семестров учебы, десять напря женных экзаменационных сессий, практика в пионерла гере и школе. По традиции, первая неделя учебы в институте объ является «неделей первокурсника». Началась она с тор жественной встречи ребят на общеинститутской ли нейке. Новоиспеченных членов дружной студенческой семьи приветствует, ректор института Б. Н. Бабин, доб рые слова напутствия произносят преподаватели, сту денты старших курсов, секретарь комитета комсомола Ф. Жиляев. Виновникам торжества преподносят тради ционный русский хлеб-соль, букеты цветов. Раздается заливистая трель звонка — и пергокурсники, проходя сквозь строй мальчишек и девчои(?к с алыми галстука ми на груди, — впервые официально переступают по рог своей альма-матер. Первая лекция — «Советский учитель». С волнением и гордостью слушают именинники кандидата педагоги ческих наук С. А. Шмакова. Он говорит о непреходя щей ценности учительского труда, об огромной ответ ственности педагога перед обществом. Во второй и третий день юные студенты знакомились с деканатами и кафедрами института. Деканы рассказа ли им о работе факультетов, объяснили учебные планы первого семестра. Во встречах с заведующими кафед рами первокурсники узнали, как надо конспек-тировать лекции и учебную литературу, как лучше спланировать день, чтобы времени хватило и на занятия, и на чтение художественной литературы, и на общественные нагруз ки, и на активный отдых. Продолжил «неделю первокурсника» большой спор тивный праздник. Институтские спортсмены . показали свою силу, ловкость, выносливость. в завершение этой недели состоится торжественная церемония «посвящения в сан -студента». Вступаюш,им в студенческую жизнь предстоит совершить все необ ходимые обряды: пройти сквозь символические огонь, воду и медные трубы, «грызть» гранит науки й только после этих студенческих ритуалов получить из рук старшекурсников заветные етудбилеты и зачетные книжки. , Л. СЕРОВ. десант Вот уже который год учащиеся на. шен школы работа 1 Ьт на полях под шефного колхоза «Победа» Липец кого района. Этой весной они взяли обязательства вырастить и убрать са харную свеклу на участке в 10 гек таров. В начале лета старшеклассни ки ездили на продергивание свеклы, а теперь пришла пора ее убирать. И вот в прошедшую субботу наши старшеклассники выехали на уборку урожая. За два дня ребята убрали шесть гектаров. Трудовой десант продолжается. М. ЛЕВЫКИНА, библиотекарь средней школы № б. г. Липецк УДАРНЫЙ ТРУД— ЮБИЛЕЙНОЙ ДАТЕ Знаменательную дату — 50-лёт'ие речи В, И. Ленина иа 111 съезде комеомола добррвскиё школьники встречают ударным трудом. Целую неделю старщеклассиики' помогали колхозу имёни Крупской в -уборке картофеля. Ребята грузили' картофель в ма- ’ шины возили в хранилища. А. ПОПОВ. ПА ЗАСТАВЕ СТРЕЛЬНПША Педолог солдатский отпуск... Он так и назы вается — кратковременный. И все же первые ча сы пребывания на родной земле Виктор Терехов посвятил селу Б. Хомутец. Побывал у дома, где 'дился Герой Советского Союза И. И. Стрель- ков, встречался с родными отважного погранич- ,.йка. Виктор Терехов, комсомолец из села Кривей, служит в той же части, где служи.« И. И, Стрель ников. Безупречным исполнением воинского долга он заслужил право называться «Отличный погра ничник». За успехи в армейской подготовке командование части представило ему кратковре менный отпуск на родину. Десять дней пролетят незаметно и снова -* граница. Там, на заставе имени И. И. Стрельни кова, каждое утро мимо бюста нашему земляку проходят в торжественном марше молодые погра ничники. И среди них — липецкий комсомолец Виктор Терехов. А. ПОПОВ. Добровский район. На первенство ДСО „Урожай" . в совхозе «Агроном» Ле. 6 едя 1 Нского района прохо дил финал первенства об ластного совета ДСО «Уро жай» по футболу. С боль шим подъемом заключи тельные игры провели хо зяева поля. Лебедянцы вы играли у команды Добров- ско-го района со счетом 6 : 1 ,, у спортсменов совхоза «Рос сия» Грязинского района с результатом 3 :1 и сь 1 грали вничью ( 1 : 1 ) с задонцами. Набрав пять очков, футбо листы совхоза «Агроном» стали чемпионами областно го совета ДСО «Урожай». Второе место заняла команда Задонского объ единения «Сельхозтехника». Следует отметить хорошую организацию проведения соревнований. Для этого многое сделали обществен ные организации совхоза «Агроном». Н. ПЕТРОВ. В Сырской средней школе Липецкого района открыт краеведческий му зей. Здесь имеется бога тый материал, рассказы вающий о прошлом ина стоящем родного края. Ребята- этой школы еже годно в дни каникул со вершают походы и экс курсии и собирают бо гатый материал по крае ведению. НА СНИМКЕ: препо даватель истории М. М, Виленский проводит экс курсию в школьном му зее. Фото А. Гирев.т.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz