Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

Н а киноетудйя «Ка- захфильм» режиссер М а - жит Бегалин поставил художественный фильм «Песнь о Маншук», пос­ вященный бессмертному подвигу славной дочери казахского народа, Ге­ рою Советского Союза М анш ук Маметовой. Автор сценария — Анд ­ рей Михалков-Кончалов­ ский, оператор-постанов­ щик Абнльтай Кастеев. Н а снимке: кадр из фильма. Встреча М а нш ук (Н аталья Аринбасарова) С другом отца Максимо­ вым (И ван Дмитриев). Фотохроника ТАСС. В НАШЕ время детективы стес­ няются быть просто детекти­ вами. Надо заметить, что теоретические споры вызваны благородным жела­ нием развеять дурную славу детек. тивного жанра как жанра неполно­ ценного, легковесного, заведомо, не. худблгестветюго. Однако гораздо успешнее, нежели в области теории, удается осущест­ вить это непосредственно в худбже. ственной практике. И пальма первен­ ства в этом бесспорно принадленгит не литературе, а кинематографу, В последние годы в советском кино появились первоклассные произееде. ния, блестяще противостоящие ре. месленническому «шахматному» -де- боченного лица Донатаса Баниониса —■Ладейникова, .проникновением во все тонкости психологии героев. В результ^е — доврльны остались . и поклонники острой фабулы, и про­ тивники джентльменского , набора дет-ектнвньгх ситуаций. Причем, пер­ вые незаметно для себя приобщились к высокому, талантливому искусству. Так что — польза . обоюдная. ^ А «Ошибка резидента» показалась им, пожалуй, скучноватой при всем том, что у фильма немало достоинств, и прежде всего — отличная игра Г. Жженова... Тем не менее для авторов «Ошиб. ки» подобный подход был если и не принципиальным, то во всяком слу­ чае — не случайным. Следующая их СУДЬБА ДЕТЕКТИВА тектпву, где зрителя интересует не­ изменно лишь одно — «пой.мают — не поймают», «убежит — не убежит». Я имею в виду «.Мертвый сезон» и «Повесть о чекисте», «Адъютант его превосходительства» и дилогию «Путь в «Сатурн» и «Конец «Сатур­ на». Филь.м режиссера В, Дормана «Ошибка, резидента» по праву зани­ мает место в этом почетном списке. Но, к сожалению, отнюдь не первое. Сценаристы и постановщик, на мой взгляд, где-то утратили чувство жан­ ра, не. сумели совместить детектив­ ную занимательность с правдивым, глубоки.м показом человеческих ха­ рактеров, решением серьезных проб­ лем. Первое было принесено в жерт­ ву второму. Дескать, если уж отме­ жевываться от традиционного де­ тектива,, так отмежевываться! И вот — на экране нарочито замедленный рит.ч действия, пристальное всматри. ■вание: камеры в подробности быта, эпическое многословие, многогерой- ность... Хорошо это или плохо? Труд­ но сказать. В «Мертвом сезоне», на. пример, великолепно удалось с под­ линным мастерством соблюсти про­ порцию стремительны.х погонь, вир­ туозного скулодробления с — дол­ гими планами усталого, умного, оза. картина — «Судьба резидента» — продолжение первой — сделана в об- щем-то в том же ключе, может быть, даже — «недетективность» детектива теперь подчеркнута- еще резче. Представьте; опытный -разведчик, сын русского белоэмигранта Тульев послан в СССР, где его арестовыва. ют советские работники госбезопас­ ности. Этим кончается «Ошибка». В . «Судьбе резидента» Тульев, который уже давно задумывался над непри­ глядной своей ролью, человека без родины, человека, служащего вра- . гам своего народа, переживает поло, су сомнений, колебаний, потом начи­ нает активно помогать нашей контр­ разведке и, в конце кощо'в, отправ­ ляется за кордой уже по нашему за. 'Данию... Надо видеть Г. Жженова а этих . эпизода.х,- его удивительное лщо, слышать его голос, чтобы еще раз убедиться, какой это незаурядный актер! На редкость просто, без «ску- пых мужских слез» я мелодрамати­ ческого нажима, обнажает он слож, нейшие чувства героя, его трагедию; без громких деклараций заставляет поверить в . искреннее стремление Тульева искупить свою вину перед Родиной, заслужив право стать ее настоящим сыном. Честное слово, ар- Разговор со зрителем тест добивается здесь почти, неверо­ ятного:' оправдывает из ряда вон вы­ ходящую перемену в герое, снимает всякую надуманность перерождения космополита, решительного, матерого и, при всей внешней мягкости, жест­ кого западногерманского разведчика в разведчика советского, обретшего Родину. ■ Ну, а как же все-таки погони, не­ ожиданные повороты событий л тому подоб.чое? В «Судьбе резидента» они есть, и в количественном отношении предостаточно. Только — мне-лично никак не отделаться от ощущения, что они — своеобразный жанровый .атавизм. Т(^лько — при всем их изо. билии—первая серия, да .икое-что во второй серии получилось опять-таки явно растянуто и тяжеловато смог-.' рится. Только — и это оченв сущест. венно! — ломая каноны детективного жанра — В. Дорман в одних частях вообще сломал детектив н тщательно вымел его об.ломки, а в других словно спохватившись — вернулся к тем же канонам и штампам. Поэто­ му не удались в картине образы наших контрразведчиков, хотя глав­ ного из них играет выдающийся ак­ тер Е. Копелян. Получи.лись всего- навсего всезнающие, мудрейшие де­ тективы а-ля майор Пронин. А это, надо' признаться, очень серьезный просчет.,,; Итак, странный детектив, где поте, ряна острота, где не очень интерес­ ны детективные перипетии, но есть прекрасно ■ выписанный характер главного' героя, запоминающиеся второстепе^нные персонажи {к приме­ ру, мещаночка,' мелкая, узколобая хищница Ж. .Болотовой)... После него невольно задумыв- 51 ешься не только о судьбе -резидента, но а о судьбе кн- нодетектива. Знаете, все же жа.ль, если он в процессе развития вообще перестанет быть детективом, окоича. тельно откажется -от того, что при­ влекает к не.чу сердца тысяч зрите­ лей и станет слегка «одетективлен- ной» .разновидностью драмы или ме­ лодрамы. И. С Т Е П А Н О В . Исторические поделки Наши'зрители -уже зна- ко-мы е фильмами : ру­ мынских кинематогра­ фистов сугубо зрелищно­ го, развлекательного тр,ч. ка. .В «Даках» и в «Ко­ лонне», в «Гайдуках» й «Похищении девушек» ки­ нематографисты пре.жде всего стараются создать эффектные живописные, зрелища с яркостью кра­ сок, с |нешней. динами­ кой действия, о аомпез- ностыо мизансцен. В них чувствуется высокий профессионализм, креп­ кая рука режиссёра и в композиции кадра, строго проду,манного, и в цвет­ ной гамме костюмов, и в слаженности масштдбиы.х массовок. В выходящей на экраны картине «Месть гайдуков» •зряте.лй снова встретятся с основными перооиажа- ми из'’фильмов «Гайду- .ки» и «Похищение деву- ■ шек». В этом фильме рас­ сказывается о борьбе ру- хМынского народа против, турецкого ига. И опять- таки здесь история дл§ авторов не предмет ис^ следования, социального .анавдза, а лишь канва. Есть в фильме и ра_зс>-г ренньге румынские дерев-. НИ; и сожженные селения. И осиротевшие дети. .Но авторов прежде всего за­ нимают хитросплетения- сюжета. Ни один из этих филь­ мов не назовешь бёзы- дейньщ. Есть в них и свои дост-оинстза. Новый фильм, естественно, прив­ лечет.,внимание зрителя. ' Но если вы любите ум­ ные, содержатель н ы е фильмы, которые пос-Те сеанса заставляют заду­ маться, то вряд я« ■«Месть гайдуков» заин­ тересует вас. Ю. Б Р И Т Ч Е Н К О , ЧТО, ГДЕ , КОГДА ,,, Н а центральной студии детских и юношеск-и.х фильмов имени М- Горького заканчиваются съём­ ки фильма «Серебряные трубы», рассказывающе­ го о жизни и творчестве А. Гайдара. Создателям фильма — режиссеру Э. Бочаров^- ' и оператору П. Катаеву — помогают сын писате-^ ля Тимур Гайдар и мать Тимура— Л. Л. Соломяя- ская. Роль Гайдара исполняет актер театра «Современник» Андрей Мягков., В картине также заняты известные актеры — М, Яншин, И. Л апи ­ ков, Н. Граббе. э т р а , я т с е я т я б р е — о к т я б р е I Осеннюю - кинопанора.чу хочется от. крыть фильмом «Судьба резидента». О начале данной операции советской контр, разведки было рассказано в фильме «Ошибка резидента». Не буде.м подробно пересказывать содержание, просто от. мети-м, что данный двухсерийник явно не эпилог этой замечательной кшшленты, повествующей 'о современной разведке без выстрелов и пистолетов. Появляют­ ся к новые персонажи: так, эпнзодиче. ская роль Коки выросла в одну из цент­ ральных. Народный артист СССР Р. Плятт сыграл необычную для своего амплуа роль валютчика, человека с двойным дном, как н- его чемодан; для контрабанды. Кроме того, зрители встре­ тятся и с Эдит Пьехой, впервые высту­ пающей в драматической роли. Ведущее место в кинорепертуаре за­ няла экранизация одного из интересней­ ших произведений Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», в котором писатель со всей неприглядностью ри­ сует картину жизни русского общества 60-х годов прошлого столетия и траги­ ческую судьбу человека, решившего по- своему бунтовать против этого общест­ ва, , В роли Раскольникова выступает мо­ лодой актер Ленинградского ТЮЗа Ге­ оргий Тараторкин. Иннокентий Смокту­ новский создает'сложнейший по своему рисунку'' образ Порфирня Петроа.ича — человека аналитического ума. Перво, классного следователя, знатока чёлове- ческйх душ. В роли Сонечки Мармела- довой дебютировала в кино актриса Ле. нинградского ТЮЗа Татьяна Бедова. Киностудия «Ленфильм» создала фильм о выдающе.мся актере нашего вре.мени, а человеке с широкой душой и добрым сердцем — о Николае Констан- тиноанче Черкасове—«Рядо.м с другом». На этой студии он -принял свое кинема, тографическое крещение, и после успеха картины «Депутат Балтикш» завоевал мировое призиапне. Борис Чирков вспо.чинает об озорной юности в старо.м ТЮЗе, Я. Жей.мо — о Черкасове-комике в филь.ме «Горячие денечки». Своими воспоминаниями де­ лятся А. Борисов и Ю, Толубеев, Л. Ра.хяанов и-И, Хейфиц. Истории «Ивана Грозного» посвящает свой рассказ Павел Кадочников. О последней роли Черкасова вспоми­ нает его ж'ена Нпна Николаевна; «Ни­ кто не мог думать, *что роль Дронова («Все остается людям») станет послед­ ней ролью моего 'мужа,—■говорит она. — Он ведь был тогда уже болен и так же, как Дронов, забывал, а .может быть, и скрывал свою болезнь...»?' Новый фильм «Севиль» представляет собой своеобразный кянозарн’ант оперы Ф. А.мирова по мотивам произведений 'Дж. Джабарлы, Режиссер В, Горнкцер (постановщик и кинооператор «Иолан­ ты», «Моцарта и Сальери», «Царской невесты», «Каменного гостя») впервые в нашем-кинематографе снял оперу на современную тему. Вмёсте е кохмпозпто- ром они создали новую редакцию этого произведения. Появились новые сцены, роли, были написаны целые симфониче­ ские куски, раскрывающие революцион­ ные события -в Баку 1920 года. В .роли Севнли сии.малась актриса Московского театра им. Пушкина Ва­ лентина Асланова. Больши.м. праздником для любителей 'кино будет и демонстрация первых двух фильмов «Огненная дуга» и «Прорыв» из киноэпопеи «Освобождение». ■Общей светлой' тональностью, верой в самые лучшие человеческие качества нашего молодого современника, подку­ пающей. свежестью чувств ' отличаются такие новинки киноэкрана, как «Счаст­ ливый человек» («Беларусьфильм»), «Та самая ночь» (киностудия им. А. Дов­ женко), «Внимание, цунами!» (Одесская студия), «Берег- юности» («Ленфильм»), «Десять зим 'за одно лето» («Молдова- фильм»). Из зарубежной .кнно.чродукции на эк­ раны города и области выходят филь­ мы; «Принцесса» (Швеция), «Поезд» (США), «.Моя прекрасная леди» (СШ.А), «Не промахнись, Асунта» и «Хлеб, лю­ бовь и фантазия» (Италия), «!7-е небо» и «Время-жить» (Франция). ♦ Редактор Н. С А Ш Л Ь Я Н И Н О В . А Д Р Е С Р Е Д А К Ц И И : г. Липецк, Коммуйальная пл., 44, ред. газеты «Ленинец». Телефоны: редактора — 2 — 33— 53, ответственного секретаря и отдел иллюстраций — 2 — 28— 59, идеологический отдел — 2— 34— 13, отделов: комсомольской жизни — 2— 36— 43, учащейся молодежи — 2— 38— 50, пи&сем и спорта — 2— 34— 46. А Э 02540 Липецк, типография областного управления но печати. Зак. 7392

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz