Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)
Н а киноетудйя «Ка- захфильм» режиссер М а - жит Бегалин поставил художественный фильм «Песнь о Маншук», пос вященный бессмертному подвигу славной дочери казахского народа, Ге рою Советского Союза М анш ук Маметовой. Автор сценария — Анд рей Михалков-Кончалов ский, оператор-постанов щик Абнльтай Кастеев. Н а снимке: кадр из фильма. Встреча М а нш ук (Н аталья Аринбасарова) С другом отца Максимо вым (И ван Дмитриев). Фотохроника ТАСС. В НАШЕ время детективы стес няются быть просто детекти вами. Надо заметить, что теоретические споры вызваны благородным жела нием развеять дурную славу детек. тивного жанра как жанра неполно ценного, легковесного, заведомо, не. худблгестветюго. Однако гораздо успешнее, нежели в области теории, удается осущест вить это непосредственно в худбже. ственной практике. И пальма первен ства в этом бесспорно принадленгит не литературе, а кинематографу, В последние годы в советском кино появились первоклассные произееде. ния, блестяще противостоящие ре. месленническому «шахматному» -де- боченного лица Донатаса Баниониса —■Ладейникова, .проникновением во все тонкости психологии героев. В результ^е — доврльны остались . и поклонники острой фабулы, и про тивники джентльменского , набора дет-ектнвньгх ситуаций. Причем, пер вые незаметно для себя приобщились к высокому, талантливому искусству. Так что — польза . обоюдная. ^ А «Ошибка резидента» показалась им, пожалуй, скучноватой при всем том, что у фильма немало достоинств, и прежде всего — отличная игра Г. Жженова... Тем не менее для авторов «Ошиб. ки» подобный подход был если и не принципиальным, то во всяком слу чае — не случайным. Следующая их СУДЬБА ДЕТЕКТИВА тектпву, где зрителя интересует не изменно лишь одно — «пой.мают — не поймают», «убежит — не убежит». Я имею в виду «.Мертвый сезон» и «Повесть о чекисте», «Адъютант его превосходительства» и дилогию «Путь в «Сатурн» и «Конец «Сатур на». Филь.м режиссера В, Дормана «Ошибка, резидента» по праву зани мает место в этом почетном списке. Но, к сожалению, отнюдь не первое. Сценаристы и постановщик, на мой взгляд, где-то утратили чувство жан ра, не. сумели совместить детектив ную занимательность с правдивым, глубоки.м показом человеческих ха рактеров, решением серьезных проб лем. Первое было принесено в жерт ву второму. Дескать, если уж отме жевываться от традиционного де тектива,, так отмежевываться! И вот — на экране нарочито замедленный рит.ч действия, пристальное всматри. ■вание: камеры в подробности быта, эпическое многословие, многогерой- ность... Хорошо это или плохо? Труд но сказать. В «Мертвом сезоне», на. пример, великолепно удалось с под линным мастерством соблюсти про порцию стремительны.х погонь, вир туозного скулодробления с — дол гими планами усталого, умного, оза. картина — «Судьба резидента» — продолжение первой — сделана в об- щем-то в том же ключе, может быть, даже — «недетективность» детектива теперь подчеркнута- еще резче. Представьте; опытный -разведчик, сын русского белоэмигранта Тульев послан в СССР, где его арестовыва. ют советские работники госбезопас ности. Этим кончается «Ошибка». В . «Судьбе резидента» Тульев, который уже давно задумывался над непри глядной своей ролью, человека без родины, человека, служащего вра- . гам своего народа, переживает поло, су сомнений, колебаний, потом начи нает активно помогать нашей контр разведке и, в конце кощо'в, отправ ляется за кордой уже по нашему за. 'Данию... Надо видеть Г. Жженова а этих . эпизода.х,- его удивительное лщо, слышать его голос, чтобы еще раз убедиться, какой это незаурядный актер! На редкость просто, без «ску- пых мужских слез» я мелодрамати ческого нажима, обнажает он слож, нейшие чувства героя, его трагедию; без громких деклараций заставляет поверить в . искреннее стремление Тульева искупить свою вину перед Родиной, заслужив право стать ее настоящим сыном. Честное слово, ар- Разговор со зрителем тест добивается здесь почти, неверо ятного:' оправдывает из ряда вон вы ходящую перемену в герое, снимает всякую надуманность перерождения космополита, решительного, матерого и, при всей внешней мягкости, жест кого западногерманского разведчика в разведчика советского, обретшего Родину. ■ Ну, а как же все-таки погони, не ожиданные повороты событий л тому подоб.чое? В «Судьбе резидента» они есть, и в количественном отношении предостаточно. Только — мне-лично никак не отделаться от ощущения, что они — своеобразный жанровый .атавизм. Т(^лько — при всем их изо. билии—первая серия, да .икое-что во второй серии получилось опять-таки явно растянуто и тяжеловато смог-.' рится. Только — и это оченв сущест. венно! — ломая каноны детективного жанра — В. Дорман в одних частях вообще сломал детектив н тщательно вымел его об.ломки, а в других словно спохватившись — вернулся к тем же канонам и штампам. Поэто му не удались в картине образы наших контрразведчиков, хотя глав ного из них играет выдающийся ак тер Е. Копелян. Получи.лись всего- навсего всезнающие, мудрейшие де тективы а-ля майор Пронин. А это, надо' признаться, очень серьезный просчет.,,; Итак, странный детектив, где поте, ряна острота, где не очень интерес ны детективные перипетии, но есть прекрасно ■ выписанный характер главного' героя, запоминающиеся второстепе^нные персонажи {к приме ру, мещаночка,' мелкая, узколобая хищница Ж. .Болотовой)... После него невольно задумыв- 51 ешься не только о судьбе -резидента, но а о судьбе кн- нодетектива. Знаете, все же жа.ль, если он в процессе развития вообще перестанет быть детективом, окоича. тельно откажется -от того, что при влекает к не.чу сердца тысяч зрите лей и станет слегка «одетективлен- ной» .разновидностью драмы или ме лодрамы. И. С Т Е П А Н О В . Исторические поделки Наши'зрители -уже зна- ко-мы е фильмами : ру мынских кинематогра фистов сугубо зрелищно го, развлекательного тр,ч. ка. .В «Даках» и в «Ко лонне», в «Гайдуках» й «Похищении девушек» ки нематографисты пре.жде всего стараются создать эффектные живописные, зрелища с яркостью кра сок, с |нешней. динами кой действия, о аомпез- ностыо мизансцен. В них чувствуется высокий профессионализм, креп кая рука режиссёра и в композиции кадра, строго проду,манного, и в цвет ной гамме костюмов, и в слаженности масштдбиы.х массовок. В выходящей на экраны картине «Месть гайдуков» •зряте.лй снова встретятся с основными перооиажа- ми из'’фильмов «Гайду- .ки» и «Похищение деву- ■ шек». В этом фильме рас сказывается о борьбе ру- хМынского народа против, турецкого ига. И опять- таки здесь история дл§ авторов не предмет ис^ следования, социального .анавдза, а лишь канва. Есть в фильме и ра_зс>-г ренньге румынские дерев-. НИ; и сожженные селения. И осиротевшие дети. .Но авторов прежде всего за нимают хитросплетения- сюжета. Ни один из этих филь мов не назовешь бёзы- дейньщ. Есть в них и свои дост-оинстза. Новый фильм, естественно, прив лечет.,внимание зрителя. ' Но если вы любите ум ные, содержатель н ы е фильмы, которые пос-Те сеанса заставляют заду маться, то вряд я« ■«Месть гайдуков» заин тересует вас. Ю. Б Р И Т Ч Е Н К О , ЧТО, ГДЕ , КОГДА ,,, Н а центральной студии детских и юношеск-и.х фильмов имени М- Горького заканчиваются съём ки фильма «Серебряные трубы», рассказывающе го о жизни и творчестве А. Гайдара. Создателям фильма — режиссеру Э. Бочаров^- ' и оператору П. Катаеву — помогают сын писате-^ ля Тимур Гайдар и мать Тимура— Л. Л. Соломяя- ская. Роль Гайдара исполняет актер театра «Современник» Андрей Мягков., В картине также заняты известные актеры — М, Яншин, И. Л апи ков, Н. Граббе. э т р а , я т с е я т я б р е — о к т я б р е I Осеннюю - кинопанора.чу хочется от. крыть фильмом «Судьба резидента». О начале данной операции советской контр, разведки было рассказано в фильме «Ошибка резидента». Не буде.м подробно пересказывать содержание, просто от. мети-м, что данный двухсерийник явно не эпилог этой замечательной кшшленты, повествующей 'о современной разведке без выстрелов и пистолетов. Появляют ся к новые персонажи: так, эпнзодиче. ская роль Коки выросла в одну из цент ральных. Народный артист СССР Р. Плятт сыграл необычную для своего амплуа роль валютчика, человека с двойным дном, как н- его чемодан; для контрабанды. Кроме того, зрители встре тятся и с Эдит Пьехой, впервые высту пающей в драматической роли. Ведущее место в кинорепертуаре за няла экранизация одного из интересней ших произведений Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», в котором писатель со всей неприглядностью ри сует картину жизни русского общества 60-х годов прошлого столетия и траги ческую судьбу человека, решившего по- своему бунтовать против этого общест ва, , В роли Раскольникова выступает мо лодой актер Ленинградского ТЮЗа Ге оргий Тараторкин. Иннокентий Смокту новский создает'сложнейший по своему рисунку'' образ Порфирня Петроа.ича — человека аналитического ума. Перво, классного следователя, знатока чёлове- ческйх душ. В роли Сонечки Мармела- довой дебютировала в кино актриса Ле. нинградского ТЮЗа Татьяна Бедова. Киностудия «Ленфильм» создала фильм о выдающе.мся актере нашего вре.мени, а человеке с широкой душой и добрым сердцем — о Николае Констан- тиноанче Черкасове—«Рядо.м с другом». На этой студии он -принял свое кинема, тографическое крещение, и после успеха картины «Депутат Балтикш» завоевал мировое призиапне. Борис Чирков вспо.чинает об озорной юности в старо.м ТЮЗе, Я. Жей.мо — о Черкасове-комике в филь.ме «Горячие денечки». Своими воспоминаниями де лятся А. Борисов и Ю, Толубеев, Л. Ра.хяанов и-И, Хейфиц. Истории «Ивана Грозного» посвящает свой рассказ Павел Кадочников. О последней роли Черкасова вспоми нает его ж'ена Нпна Николаевна; «Ни кто не мог думать, *что роль Дронова («Все остается людям») станет послед ней ролью моего 'мужа,—■говорит она. — Он ведь был тогда уже болен и так же, как Дронов, забывал, а .может быть, и скрывал свою болезнь...»?' Новый фильм «Севиль» представляет собой своеобразный кянозарн’ант оперы Ф. А.мирова по мотивам произведений 'Дж. Джабарлы, Режиссер В, Горнкцер (постановщик и кинооператор «Иолан ты», «Моцарта и Сальери», «Царской невесты», «Каменного гостя») впервые в нашем-кинематографе снял оперу на современную тему. Вмёсте е кохмпозпто- ром они создали новую редакцию этого произведения. Появились новые сцены, роли, были написаны целые симфониче ские куски, раскрывающие революцион ные события -в Баку 1920 года. В .роли Севнли сии.малась актриса Московского театра им. Пушкина Ва лентина Асланова. Больши.м. праздником для любителей 'кино будет и демонстрация первых двух фильмов «Огненная дуга» и «Прорыв» из киноэпопеи «Освобождение». ■Общей светлой' тональностью, верой в самые лучшие человеческие качества нашего молодого современника, подку пающей. свежестью чувств ' отличаются такие новинки киноэкрана, как «Счаст ливый человек» («Беларусьфильм»), «Та самая ночь» (киностудия им. А. Дов женко), «Внимание, цунами!» (Одесская студия), «Берег- юности» («Ленфильм»), «Десять зим 'за одно лето» («Молдова- фильм»). Из зарубежной .кнно.чродукции на эк раны города и области выходят филь мы; «Принцесса» (Швеция), «Поезд» (США), «.Моя прекрасная леди» (СШ.А), «Не промахнись, Асунта» и «Хлеб, лю бовь и фантазия» (Италия), «!7-е небо» и «Время-жить» (Франция). ♦ Редактор Н. С А Ш Л Ь Я Н И Н О В . А Д Р Е С Р Е Д А К Ц И И : г. Липецк, Коммуйальная пл., 44, ред. газеты «Ленинец». Телефоны: редактора — 2 — 33— 53, ответственного секретаря и отдел иллюстраций — 2 — 28— 59, идеологический отдел — 2— 34— 13, отделов: комсомольской жизни — 2— 36— 43, учащейся молодежи — 2— 38— 50, пи&сем и спорта — 2— 34— 46. А Э 02540 Липецк, типография областного управления но печати. Зак. 7392
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz