Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)
у н а с в г о с т я X ж у р н а л Есть такая рубрика в «Смене»: «Первая встреча с поэтом». Молодому .московскому поэту Деомиду Костюрияу едва минуло двадцать. Стихи его мо лоды, как и он сам, горячи, романтичны. С доб рым словом* об одаренном юноше эти стихи при нос нам в «Смену» известный советский поэт Сергей Смирнов-. - . ’ Б А Л Л А Д А О М О Е М К О Н Е Патрон очнулся, дремлющий в ствояе, ' Летит лихая конница во мгле. Скрипит песок, жара горит огнем, - И кто-то скачет на коне моем. На темном, необъезженном коне, ' Что мог бы пригодиться только мне. И я был должен слиться только с ним. Его теплом и верностью храним.- , Гремят копыта, пуль протя-жен свист, , ^ Сорвавшись, облетает желтый лист. -• . И кто-то, охнув, падает с коня, _ ; * Его строптивость'странную кляня. " ' Скрипит песок, жара горит огнем... Вновь кто-то скачет на коне моем. * * Ю лия Д Р У Н И Н А . И опять мы поднимаем чарки За невозвратившихся назад... . Пусть Могила Неизвестной Санитарки Есть пока лишь в памяти солдат. . Тех, кого из боя выносили, (Помнипть, взрывы, деревень костры?) Худенькие девочки Россиа... Где ж Могила Неизвестной Медсестры?.. Мы отмечены особой метой. Наши души обол![гла войяа.„ .. Пусть Могилы Неизвестной нету — В сердце поколения она. Феликс К У Р И Ц П А Р О Д И И Знаете, ян вы, что, сгре.мясь утолить все возра. стающую жажду читате.чей к знания.м, миогне печатные органы уже много лет подряд сообща ют весьма любопытные факты под рубрикой; «Знаете лн вы?». , Однако должны отметить, что ‘публикуемые сведения всегда достаточно'интересны, а порой да. же вызывают сомнения в и.ч достоверности., 'Весьма озабоченные этим обстоятельством, ми . решили дать нашим читателям абсолютно верную .занимательную информацию, сообщаемую нам че ловеком, который утверждает, что ЗнаеГ все’ и совершенно точно, ■ З Н А Е Т Е Л И В Ы ? ....Что американскян писатель Сидней Портер взял псев.вдяим О. Генри после того, .как однаж ды какой-то прохожий, видимо, обознавшись, об ратился к нему с восклицанием: — О, да это ни как Генри! ...Что идея написания балета «Спартак» заро дилась у А. Хачатуряна на стадионе «Динамо» во время матча между командами «Нефтчи» (Б ак у ) и «Крылья Советов» (Куйбышев). ...Что жители Галапагоса вместо автомобилей используют слоновых черепах. Скорость их, прав- ' да, невысока, но и остров невелик. .„Что слово «театр» произошло от греческого слова «театр», ...Что физик Бойль, ислытывавшяй материаль- вйе затруднения, был вынужден жениться на бо гатой графине Мариотт, а после открытия им нз- вестного ныне заиоииу , тщеславная бездельница настояла, чтобы он присоединил ее фамилию к своей. ...Что молоко и коровах было обнаружено лишь в 1347 году. Д о этого животные использо вались только ИИ мисо. ■ ...Что до изобретеиии бумаги трамвайные би леты д е л ал и о из кожи, Н Е я первый -И, вероятно, не я ■последний пишу о том, что современный подросток более развит, чем 'подросток, скажем, до- революционны’С .чех. Обогнал он по р.азвитию также и своего ровесника, времен граждВис-кой войны. И это же с.чучайно к \Ч:-, 1 \там нашего- подростка кино, телеврюэр, радио, массы библиотек, всеобщее , десяти летнее образование Он стал как бы «взрослее» свопх лет, так сказать, вышел из канонов Хг правил, по ко торым ему было уготовано жить ста-, рой педагогикой. Изменились времена — изменилась и молодежь. Все ,ч:о- гнчно, и бе,а:п 9 рно. Однако педагоги, воспйтателщ. родители до сйх пор не , знают, как к этому .«новому» подрр- с-тку. примениться. С одной стороны,- физически да и умственно^ он дейст вительно развивается скорее, чем в других прко.чениях. С другой сторо ны, он долго не становится взрослым: Социолога утверждают, - .что только в 25—27 лет нынешнего молодого человека м-ожио назвать зрелым ■гражданином, епособным самостоя- те,тБно -стро.чть жизнь. А- что, как не сашзстояте.чьность, является мерой взрослости? Вот а. получается, что наш. подросток двулик «- он одно временно й рано, н поздно развивге.г- ея. Яоио., что он ставит перед взрос- . лымн..трудные педагогическне задачи; А взрослые не всегда умело их ре шают. .Мне, педагогу, кажется, напри мер, грубейшей ©ш-нбкой ра'епросгра- .чениая тенденция думать' и решать тза наших идфантн.чьных детей. В семье- эта тенденция проявляется .прямо: родители . ограждают . детей от ответственных решеняй. В шко лах, профтехучилищах, в комсомоль ских организациях она проявляется 'иначе. И в том, что молодого рабо чего, учащег-ося ПТУ, школьника, стремятся как .можно шире охватать различными мероприятЛ.ми.' Мне ду- згается, что это идет от лажной бо язни остав.ить подростка наедине с самим собой. Чего доброго, свяжется , с плохой компанией. Рассуждающие подобным образом воспитатели ветре-, чают новобранцев длинным планом культпоходов, составленным без их участия. Хочется остановить вий.«ание чита. теля на этом слове — ответствен ность. Именно е нее начинается са мостоятельный, полезный ч.тен обще- ст-ва. Так как же воспитывать такого че.чо-века? Сре.дц множества ответов на этот.вопрос, имеющих равное пра во на существование, есть и такой: !шучйт-в яодростка заниматься са.«о- восяитанием. . Самовоспитанию придавали бо.ть- шов- зй-а-ченяе все выдающиеся людщ Лев Толстой с юношеских лет упор но занимался «развитием, сшэ.й.х” сяо, собностей». Большую роль сыграло самовоепйтаяпа- в - станов.чемня лич ности и литературного дарования Н, В, Гогояй, о чез 1 . он хорошо рас- ' сказывал вс «Авторской исповеди».; А. П. Чехов., в юности очень упорно работавший -над собой, в письме бра ту писал: «Ты... завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчивый и пр., и пр. Но я при вык сдерживать себя, ибо распу-' екать себя порядочному че.човеку не подобает. В прежние времена я вы делывал- чер-р знает что...» Известно, как много вн.чмаиня уде- .лял самовоспитанию В. Й. Ленин; .А. И. ■У.чьянова вопоминает; «Володя был с детства вспыльчив... .Сначала, подражая старшему брату, Володя ■потом -созна,тельно стал -.бороться с этим' недостатком и в более .зре-дые годы мы совсем — или почти, совсем — -нё замечали в нечЧ вспыльчивости. Такую же борьбу с собой щ работу над собой мы видим в нём и’.'в от ношении развития в себе, Трудоспо-^ ’собности». И в своей (зечн на III съезде комсомо.ча Владимир Ильич призывал мо.чодежьук усиленной ра боте над' собой, рекомендовал «соз-,: ланил. Захочется делать все^ кроме того, что намечено по плану. Характерная черта безвольных лю дей — умение находить любые пред- логи для отсрочки намеченных, дел «на з.автра». Причем такой человек никогда и не признается себе в том, что обманывает себя. Он всегда в«- нит обстоятельства. Есть много способов побеждать себя в .-нернод «ббрьбЖ мотивов», как ' называют •это состояние педхологи. , Не прощать себе ни ма.чейщей ошибки, научиться «командовать со бой». Возникает вопрос: как привести . подростка, к мысли о. необходимости самовоспитання,. как' без нажима и назойливой агитации заставить его работать над собой? Это едва ли пе самый трудный вопрос для педагога. Попробую рассказать о своем опы те. Не один год пришлось мне рабо тать с молодежью, причем народ по-. (РАЗМЫШЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ) нателмо заниматься культурой сво ей рр.ти». ■; ' В о т что писал об этом же-Н. Ост ровский;. «Некоторые чудаки думают, что можно быть большевиком, не , работая .ежедневно, :ежечасно, над во.епитвннем. своей волн, своего ха рактера. Подлинный большевик по- стояйно' выковывает, шлифует себя».' Примеры великих-людей пвкаэы-. вагот нам,-какой силы..характера-мо жет: достичь человек, если, он упорно работает над собой.. Некоторые ребята считают, что воля и мужество нам нуж:ны только для свершения героичеокйх де.ч .и подвигов .Это неверно. .МужеетЖе-к- ный характер человеку нужен в7по вседневной ж'йзнй. Известно, что св' бя порой победить куда труднее, чем. иного грозного противника. Недаром древние говорили, что самый ковар--. пый наш враг сидит в. нас самих. В жизни каждого че.ловека .— и осо бенно в молодости — с.тучаются та кие щоедшжй с сами-ч собой. И если- н.е устоять, поддаться соблазну — можно загубить свою жизнь. Меня часто спрашивают воспитам- никн, может ли человек, .имеющий елабьи характер, - переделать его? Может! Это подтверждено тысячами прямеро'в. Иные считают, что уж ес- . ли героями не рождаются, то. чтобы . стать таковым, необ.ходимы исклю чительные обстоятельства.. . Ско.чько раз я с.чышал от ребят; , «В . войну. бь 1 и мы, -мо-ж-ет, были герад-ми*. Рассуждающие т а к ‘.де.чятся на две' категорий,- Одни отказываю-гся . .от мысли воспитать в себе волю,—- раз,, мол, не война, н не революция, все равно героем, не станешь. Вторые нытаются создать себе исключитель- ные .обстоятельства ; .искусст 8 .енно;-. .мужество проверяют Жа трамвайных подножках, на карниЗа.х высоди.х до. мов, 8 . волю, .как. писал мне оди.н . ученик из 'Ростова, путем «заклады вания пальца в дверную щель и за. жямаиия его До адской бо.чи». Эта ложная самопроверка ничего общего не имеет, с настоящей закалкой вола й мужества. Истинно волеврй чело век тем и отличается от упрямца, от фанатика, что его воля направ.чена на разумное и Полезное дело. Начинать воспитывать волю, ' ко нечно, лучше с мелочей, с небольших ' заданий. ■.-. С чего *же начинать? Попробуйте с установ.тения личного режима, и вы уви-дите, что не так просто выпол нить дела, самому себе залланиро. ванные. Это на бумаге все'гладко; и борьба с собой .не страшна, и отказ себе в удово.чьствиях —^ одно на слаждение. Но как только приступа ешь К- осуществлению задуманного, тут же появляются, совсем иные же- - падался обычно трудный — я вея . кружок самовоспитания в детпрнем-. нике, на заводе, при детской комна- ; те милиции. В последнее . время, ра ботая воспитателем з Ростовском- РПТУ-10, я попытался организовать- ■при учи.чище своеобразный к.туб са мовоспитания;. который мы наэаа.чи ' «Создай самого себя». Горком ном ермо.ча поддержал идею клуба; и на чались поиски, -■разочарования; ва- .Х 0 ДКИ, ошибки. Сначала в клуб за- . ’ писалось, .много ребят, я ■ликовал.. Однако вскоре большая часть р а з - ' бежалась. Тогда я понял; погоня за массовостью в таком деле вредна.. 10 - 1 У 6 —клубом, а с каждым подрост ком приходилесь работать индгшяду- ально. Заинтересовать ребят идеей ■ воспитания воли легко, но. под.дер- жать это стре.чление трудно. У са мых. слабохарактерных желание за-, , калять 'ВОЛЮ пропадает с первым I звонком будильника, поставленного на час раньше обычного. -Как укре- .лить ребят 8 решенни закалять ха рактер? Чтобы я -мог ответить себе на этот вопрос, я должен был хоро шо знать .каждого из них. Главным'^ 41 ТО меня и-нтересовало в этой ситуа-' ции, были интересь! ребят. Легко бы ло с теми, у .кого привязанности ле жали, что называется, на по-вер.хно- сти.-С заядлыми футболистами я сразу нашел общий язык. Закон на- ■ С'гояц'лго- спортсмена — строгий -ре- - жим—это они знали я до; меня, 4 ме оставалось только наблюдать’'за ре бятами, направлять и.х. А что делать С темн, у кого и привязанностей-то на первый. взгляд никаких? Задушев ные беседы часто ничего не даваля! Да ребя-га и боятся порой этих бе сед — тон, думают они, у доспнта.' теля душевный, а для чего это о-н ■ все. выведывает? . . . ■ Девушек убедить в необходямоста самовоспнтаки'я обычно легче. П.эрой достаточно' 'разговора' 0 том, что им предстоит с-гроить семью, воспи-гм-, вать детей, быть .храни.те.чьяйцей дв- мащяего 'очага,' а для' этого, над» быть я культурной, и. воспитанной; й, конечно же, обладать' терпением я мужеством. Не мною замечено, что, воспиты: вая волю, человек меняет — в луч' . Шую сторону -г- свой, характер. Подготовка ребят к самовоспита нию —- лишь часть работы по вбе- п.нтанию, которую я вел, работая в ПТУ; Я выделил эту работу потому^ что считаю ее очень важной. Есть большая правда в пословице: «Посеешь привычку — пожнешь ха. рактер; посеешь характер-^-поЖнешь судьбу». в, КОЗЫРИН. Редактор Н. С М О Л Ь Я Н И Н О В . А Д Р Е С Р Е Д А К Ц И И : г. Липецк; Коммуцальная.лд.^; 44; ред. газеты «Ленинец», Телефоны; редактора — 2 — 33— 53, ответственного секретаря и отдел иллюстраций — 2 28— 59, идеологический отдел 2— 34— ^ТЗ, .отделов: комсомольской жизни — 2— 36— 43, учащейся молодежи — 2— 38— 50, пш;ем и спорта — 2— 34— 46. . . А Э 0'2581 Липецк, тпяографяя «бяаспгегв у«ра *ае« *я яв «ечатп.' Заж. Яг 7281
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz