Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)
Фильм о подвиге В ЕЛИКАЯ Отечественная война. Эта поистине неисчерпаемая те ма, неразрывно связанная с акту альнейшей философской, социальной и психологической проблемами современ ности — человечество и война, человек и война — вновь и вновь обращает на себя внимание художников, требуя правдивого и вдохновенного воплоще ния в искусстве, служит источником вы соких и мужественных идей. «Освобождение» — еще одйн, новый шаг советской кинематографии в созда нии эпического кинополотиз о беспри мерном героическом подвиге советско го народа. Перед нами первые два из пяти фильмов, повествующие о двух решаю щих сражениях — Курской дуге («Ог ненная дуга») и форсировании Днепра («Прорыв»), уже широко показанных зрителям. Вылущенные на экраны в дни знаме нательной даты — 25-летия годовщины Победы советского народа над фашиз мом, они с первых премьер получили заслуженную известность. Но, наверное, можно сказать, что бу дут в этой истории о фильме и свои, особые страницы, заполненные его-глаз ным критиком.— зрителем. Уже-сейчас, после просмотра первых двух серий, на страницах газет и журналов об «Осво бождении» взволнованно говорят те, кто сам был очевидцем и участником великих исторических событий, те, кто не мог не выразить своих чувств, воз вратившись памятью к пережитому, пройденному, выстраданному. И пусть каждый из них говорит, вспоминая раз ные дороги войны, своих товарищей, тех, которые дошагали с ними до Побе ды, и тех, кто не вернулся домой, не обнял родных и не припал грудью к земле отчего края, кто навсегда ос тался в памяти людской, — их слова об одном — да, это было так, смотрите, помните, так было и не должно повто риться! Они помнят. И не забудут. Но рядом с теми, кто на своих плечах вынес бит ву века, в зрительном зале сидят их сыновья, знающие о войне по страни цам книг, по пожелтевшим от времени пачкам писем с фронтовыми печатями, по рассказам старших. Этот фильм для них. Смотрите и ничего не забудьте! Но есть еще поколение сыновей дру гих отцов, тоже сложивших свои голо вы, но на чужой, земле, на которую они ступили сапогами захватчиков. Но есть еще поколение, парни которого сего дня, сейчас топчут мужественную стра ну Вьетнам, пытаясь сломить и поко- ,рить ее народ. Это кто-то из них, мо лодых американских, парней из Нью- Йорка, на вопрос советского журнали ста Генрих.а Боровика, заданный накану не 25-летия Победы Советской Армии над фашизмом, кто воевал против Гит лера, ответил; «Кажется, Соединенные Штать! Америки вместе с Англией. И не много Россия». А на вопрос, сколько русских погибло в этой войне, ответи ли: «Не так много, как американцев, так как они присоединились к нам толь ко в самом конце войны... кажется, в сорок пятом.-Разве, нет?. Разве раньше? О, вот так штука!» («Литературная га зета», май, 1970 год). Эти -не знают и: не помнят. А и.м на до знать, правду. Ведь теперь не их от цам, а им самим, решать судьбы чело вечества. Сложно охватить сразу все события киноэпического произведения. Пожалуй, впервые рашаюш.ие события Великой Отечественной войны воплощены на эк ране ,с такой художественной полнотой и так многопланово. Перед на.ми по ча сам, по минутам предстает четкий, про думанный ритм военных операций, ре шенных единым коллективным талантом ооветского полководчестаа. Это извест ные военачальники Жуков (М. Ульянов), Рокоссовский (В. Давыдов), Василевский {Е. Буренков), Ватутин (С. Харченко) и другие. Мы с неослабевающим внима нием следим за сцена.ми в ставке Вер ховного Главнокомандования под руко водством Сталина (в исполнении выдаю щегося грузинского актера, лауреата Ленинской премии С. Закариадзе). Дей ствие переносит нас в ставку Гитлера, представляя нам сильного, опасного врага, показывая весь ход фашистской машины, запущенной расчетливо и ме тодично. События, вершащиеся в воен ном штабе фронта, сменяются поражаю щими широтой батальными сценами, в свою очередь,, сочетающимися с глубо ким проникновением в человеческий ха рактер. Нельзя, невозможно быть в зале про сто зрителем. Мастерская операторская работа, оригинальность, выразитель ный монтаж гюЗволяют нам увидеть картины боя с различных точек зрения и как бы самим- принять в нем участив. Фильм захватывает нее — поворотами событий; множеством ярких образоз действующих героев, приподнятостью и обобщенностью их характеров, много- сюжетностьга. Героическая борьба С о ветской Армии переплетается со сцена ми, повествующими о югославском и. польском сопротивлении, с событиями на территории Италии, перед нами про ходят кадры знакомой по историческим документам Тегеранской кокферёнции руководителей трех держав. Мы напря женно следим за этим-обилием точных фактов, лиц, исторических судеб, реша ющих главный вопрос — войны и мира. В лязге танковых дивизий, идущих друг на друга, в непрерывном огне боя, в четкости военных действий, мы ни на минуту не забываем об этом. Решается судьба человечества, Священный" долг, мужественный .под виг! Этих высоких слов в фильме не произносят. При всей мону.менталь.чости, широте охвата событий и фактов досто инство фильма «Освобождение» а том, что он — г прост. Его стилистике чужды метафоричность, символика, броскость изобретательного ,решения; Подлинная.- хроника военного' врё,мени вступает ка экран, как естественное продолжение, органическая часть жизни, воссозданной художественным киноискусством. И это еще более убеждает нас в исторической правде каждого факта. Но более всего в правде происходя щего убеждают нас герои филь.ма, лю ди, глубоко сознающие всю ответствен ность перед Родиной, миром, человече ством. И на войне люди остаются людьми. Война — это смерть или близость смер ти, а жизнь, мир врывается в грохот боя минутами звенящей тишины й . че ловеческого счастья. Такого простого и земного, как любовь капитана Цветаева (Н. Олялин) и медсестры Зои (Т, Голуб кина). Вот они, перед нами народные герои, их чувства, мысли, дружба— сов сем «невоенный» с виду подполковник Лукин (В. Санаев), вдумчивый полковник Громов (В. Самойлов), быстрый, всюду поспевающий и до отчаяния смелый ор- З а м е т к и з р и т е л я динар'ец Сашка (С. Никоненко) и дру гие. Первая же встреча с ними остав ляет у нас чувство, что мы уже давно знаем их. Они пришли в этот ад боя из мирной жизни и стали солдатами, мощь духа которых не превозмочь ни хваленой немецкой технике, ни марио неткам фашистской армии. Как бы ни был силен враг, есть перед ним у рус-^ ского солдата превосходство — это пре восходство духа, жизнелюбия, советско го характера. Перед Курской битвой. Время, как на тянутая струна. И на той, и на другой стороне фронта свои планы и расчеты. Враг уверен; решительный натиск, и на тянутая струна лопнет. Но он ошибся. «Нам нечего сказать своим солдатам», — признает немецкий командующий после очередной неудачи. — Разве что одно -— держаться». Но он сам чувст вует, что и это немецким солдатам го ворить бессмысленно. Кончаются снаряды, гибнут люди, очень трудно, понти кевозможно выдер жать напор противника, трудно и горь ко сознавать, что возможная смерть, не чья-нибудь, твоя смерть и смерть твое го ' товарища, совсем рядом,, но из шта ба звучат- слова — «Держаться! Дер жаться до последнего!» И они держат ся. «Русское чудо?», «Загадка русского^ характера?.,». Ни чуда, ни загадки не было. Пятнадцать человек из советского батальона уцелело в бою й вышло из окружения, нечеловечески устали люди, устал капитан Цветаев. Но он— не слом лен. Рядом с ним, опустившимся на ко лени перед телом убитого, товарища незримо встают живые — ' справедли вые мстители и непокоренные войной люди. Он не сломлен. Сила солдата, с ним и армий, в величии его духа, идейной убежденности, ясности и бла городства целей борьбы. Фильм «Освобождение» — большая удача советского киноискусства. Исто рическая правда о великом подвиге правых стоит за ним. Подвиге, спасшем человечество, подвиге, которому жить в веках. Л. ДУВИНА. АВТОГРАФЫ ДРУЗЬЯМ Страницы ИЗ жизни А. Нуприна Этих строк нет ни в со брании сочинений Куприна, ни в его однотомниках. Но они принадлежат ему-^над- писи на книгах, в альбомах ;друзей, на фотографиях. Автографы всегда лако ничны и в то же время очень осмыслены. Они рас сказывают о дружбе, р но вом знакомстве, о радости автора с выходом книги. Расшифруй надпись, и пе р ед тобой откроется стра ница из жизни писателя. А. П. Чехов проездом из Италии задержался в Одес се. В гостиницу, где он ос тановился, стали являться почитатели его таланта, м о лодые писатели, поэты. Здесь и ^;остоялось знаком ство знаменитого писателя с неизвестным еще никому юйошей Александром Куп риным. За беседой Чехов рассказывал о своем детст ве, расспрашивал о мест ных литераторах. Расста ваясь, Куприн подарил пи сателю сборничек своих рассказов и очерков «Ми ниатюры». Надписал: «С чувством большой р о бости. Автор». В Одессе Куприн близко сошелся с семьей Инсаро вых. Наталья Инсарова оста вила 'интересные . воспоми нания о .встречах с писате лем. Рассказала, как он жил на берегу моря, в пещере, чтоб все время слушать морской прибой, и где ему не докучали назойливые друзья. Куприн любил книги, по купая их, собирал. С осо бенной теплотой относился он к книголюбам. В начале 30-х годов он, например, .писал И. А. Левинсону из Парижа о том, что узнал о его библиотеке й хочет при слать ему два своих тОма с автографами. А его знако мый по Киеву М. Н, Кисе лев получил книгу с такой надписью: «Мне особенно приятно дарить книги тебе, дорогой мой Миша. Во-первых, по тому, что я тебя люблю, во- вторых, потому, что — знаю — и ты меня любишь, в- третьих, у тебя есть, ува жение к книге вообще: это видно из того, что ты пере плетаешь та книги, которые тебе дарят. Твой старый друг. А. Куприн». Сейчас том рассказов Куприна с этой дарственной надписью находится в отде ла рукописей Всесоюзной библиотеки имени В. И. Ле нина в Москве. Простой деревянный стоп с гладко обструганной и до блееи;а отполированной до ской. Он всегда стоял в ра бочем кабинете писателя. И как только приходил новый человек, Куприн просил его написать на крышке стопа четверостишие, афоризм или просто, что пожелает. И чьих только росписей не было на этом огромном «листе»! Бунин и Вересаев, Серафимович и Чуковский, и многие другие писатели оставили свои автографы. Сам Куприн не утерпел и написал как-то на доске; «Мужчина в браке подобен мухе, севшей на липкую бу магу: и слад.чо, и скучно, и улететь нельзя». Для того, чтобы надписи не стирались, Куприн по уходе гостя тут же покры вал их светлым лаком. Дополнить рассказ 4 1 ^ судьбе замечательного сто- ла-«альбома» можно воспо минаниями Корнея Чуков ского. Когда вся доска бы ла записана автографами, Куприн взвалил стол на свою крепкую спину й про нес через весь Петербург к дому любителя литературы и коллекционера Федора Фидлера. У того были име нины и он получил этот не^ обычный подарок! Борис ЧЕЛЫШЕВ. {А П Н | . Н. Редактор СМОЛЬЯНИНОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, Коммунальная пл,, 44, ред. газеты «Ленинец». .Телефоны: редактора — 2 —33—53, ответственного секретаря « отдел иллюстраций —2—28—59, идеологический отдел — 2—34—13, отделов: комсомольской жизни — 2—36—43, учащейся молодежи — 2—38— 50, пткем и спорта — 2—34—46. ___ ___ АЭ 03552 Липецк, типография областного управления по печати. Зак. № 7Ю8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz