Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

Фильм о подвиге В ЕЛИКАЯ Отечественная война. Эта поистине неисчерпаемая те­ ма, неразрывно связанная с акту­ альнейшей философской, социальной и психологической проблемами современ­ ности — человечество и война, человек и война — вновь и вновь обращает на себя внимание художников, требуя правдивого и вдохновенного воплоще­ ния в искусстве, служит источником вы­ соких и мужественных идей. «Освобождение» — еще одйн, новый шаг советской кинематографии в созда­ нии эпического кинополотиз о беспри­ мерном героическом подвиге советско­ го народа. Перед нами первые два из пяти фильмов, повествующие о двух решаю ­ щих сражениях — Курской дуге («Ог­ ненная дуга») и форсировании Днепра («Прорыв»), уже широко показанных зрителям. Вылущенные на экраны в дни знаме­ нательной даты — 25-летия годовщины Победы советского народа над фашиз­ мом, они с первых премьер получили заслуженную известность. Но, наверное, можно сказать, что бу­ дут в этой истории о фильме и свои, особые страницы, заполненные его-глаз­ ным критиком.— зрителем. Уже-сейчас, после просмотра первых двух серий, на страницах газет и журналов об «Осво­ бождении» взволнованно говорят те, кто сам был очевидцем и участником великих исторических событий, те, кто не мог не выразить своих чувств, воз­ вратившись памятью к пережитому, пройденному, выстраданному. И пусть каждый из них говорит, вспоминая раз­ ные дороги войны, своих товарищей, тех, которые дошагали с ними до Побе ­ ды, и тех, кто не вернулся домой, не обнял родных и не припал грудью к земле отчего края, кто навсегда ос­ тался в памяти людской, — их слова об одном — да, это было так, смотрите, помните, так было и не должно повто­ риться! Они помнят. И не забудут. Но рядом с теми, кто на своих плечах вынес бит­ ву века, в зрительном зале сидят их сыновья, знающие о войне по страни­ цам книг, по пожелтевшим от времени пачкам писем с фронтовыми печатями, по рассказам старших. Этот фильм для них. Смотрите и ничего не забудьте! Но есть еще поколение сыновей дру­ гих отцов, тоже сложивших свои голо­ вы, но на чужой, земле, на которую они ступили сапогами захватчиков. Но есть еще поколение, парни которого сего­ дня, сейчас топчут мужественную стра­ ну Вьетнам, пытаясь сломить и поко- ,рить ее народ. Это кто-то из них, мо ­ лодых американских, парней из Нью- Йорка, на вопрос советского журнали­ ста Генрих.а Боровика, заданный накану­ не 25-летия Победы Советской Армии над фашизмом, кто воевал против Гит­ лера, ответил; «Кажется, Соединенные Штать! Америки вместе с Англией. И не­ много Россия». А на вопрос, сколько русских погибло в этой войне, ответи­ ли: «Не так много, как американцев, так как они присоединились к нам толь­ ко в самом конце войны... кажется, в сорок пятом.-Разве, нет?. Разве раньше? О, вот так штука!» («Литературная га­ зета», май, 1970 год). Эти -не знают и: не помнят. А и.м на­ до знать, правду. Ведь теперь не их от­ цам, а им самим, решать судьбы чело­ вечества. Сложно охватить сразу все события киноэпического произведения. Пожалуй, впервые рашаюш.ие события Великой Отечественной войны воплощены на эк­ ране ,с такой художественной полнотой и так многопланово. Перед на.ми по ча­ сам, по минутам предстает четкий, про­ думанный ритм военных операций, ре­ шенных единым коллективным талантом ооветского полководчестаа. Это извест­ ные военачальники Жуков (М. Ульянов), Рокоссовский (В. Давыдов), Василевский {Е. Буренков), Ватутин (С. Харченко) и другие. Мы с неослабевающим внима­ нием следим за сцена.ми в ставке Вер­ ховного Главнокомандования под руко­ водством Сталина (в исполнении выдаю­ щегося грузинского актера, лауреата Ленинской премии С. Закариадзе). Дей­ ствие переносит нас в ставку Гитлера, представляя нам сильного, опасного врага, показывая весь ход фашистской машины, запущенной расчетливо и ме­ тодично. События, вершащиеся в воен­ ном штабе фронта, сменяются поражаю­ щими широтой батальными сценами, в свою очередь,, сочетающимися с глубо­ ким проникновением в человеческий ха­ рактер. Нельзя, невозможно быть в зале про­ сто зрителем. Мастерская операторская работа, оригинальность, выразитель­ ный монтаж гюЗволяют нам увидеть картины боя с различных точек зрения и как бы самим- принять в нем участив. Фильм захватывает нее — поворотами событий; множеством ярких образоз действующих героев, приподнятостью и обобщенностью их характеров, много- сюжетностьга. Героическая борьба С о ­ ветской Армии переплетается со сцена­ ми, повествующими о югославском и. польском сопротивлении, с событиями на территории Италии, перед нами про­ ходят кадры знакомой по историческим документам Тегеранской кокферёнции руководителей трех держав. Мы напря­ женно следим за этим-обилием точных фактов, лиц, исторических судеб, реша­ ющих главный вопрос — войны и мира. В лязге танковых дивизий, идущих друг на друга, в непрерывном огне боя, в четкости военных действий, мы ни на минуту не забываем об этом. Решается судьба человечества, Священный" долг, мужественный .под­ виг! Этих высоких слов в фильме не произносят. При всей мону.менталь.чости, широте охвата событий и фактов досто­ инство фильма «Освобождение» а том, что он — г прост. Его стилистике чужды метафоричность, символика, броскость изобретательного ,решения; Подлинная.- хроника военного' врё,мени вступает ка экран, как естественное продолжение, органическая часть жизни, воссозданной художественным киноискусством. И это еще более убеждает нас в исторической правде каждого факта. Но более всего в правде происходя­ щего убеждают нас герои филь.ма, лю ­ ди, глубоко сознающие всю ответствен­ ность перед Родиной, миром, человече­ ством. И на войне люди остаются людьми. Война — это смерть или близость смер­ ти, а жизнь, мир врывается в грохот боя минутами звенящей тишины й . че­ ловеческого счастья. Такого простого и земного, как любовь капитана Цветаева (Н. Олялин) и медсестры Зои (Т, Голуб­ кина). Вот они, перед нами народные герои, их чувства, мысли, дружба— сов­ сем «невоенный» с виду подполковник Лукин (В. Санаев), вдумчивый полковник Громов (В. Самойлов), быстрый, всюду поспевающий и до отчаяния смелый ор- З а м е т к и з р и т е л я динар'ец Сашка (С. Никоненко) и дру­ гие. Первая же встреча с ними остав­ ляет у нас чувство, что мы уже давно знаем их. Они пришли в этот ад боя из мирной жизни и стали солдатами, мощь духа которых не превозмочь ни хваленой немецкой технике, ни марио­ неткам фашистской армии. Как бы ни был силен враг, есть перед ним у рус-^ ского солдата превосходство — это пре­ восходство духа, жизнелюбия, советско­ го характера. Перед Курской битвой. Время, как на­ тянутая струна. И на той, и на другой стороне фронта свои планы и расчеты. Враг уверен; решительный натиск, и на­ тянутая струна лопнет. Но он ошибся. «Нам нечего сказать своим солдатам», — признает немецкий командующий после очередной неудачи. — Разве что одно -— держаться». Но он сам чувст­ вует, что и это немецким солдатам го­ ворить бессмысленно. Кончаются снаряды, гибнут люди, очень трудно, понти кевозможно выдер­ жать напор противника, трудно и горь­ ко сознавать, что возможная смерть, не чья-нибудь, твоя смерть и смерть твое­ го ' товарища, совсем рядом,, но из шта­ ба звучат- слова — «Держаться! Дер­ жаться до последнего!» И они держат­ ся. «Русское чудо?», «Загадка русского^ характера?.,». Ни чуда, ни загадки не было. Пятнадцать человек из советского батальона уцелело в бою й вышло из окружения, нечеловечески устали люди, устал капитан Цветаев. Но он— не слом­ лен. Рядом с ним, опустившимся на ко­ лени перед телом убитого, товарища незримо встают живые — ' справедли­ вые мстители и непокоренные войной люди. Он не сломлен. Сила солдата, с ним и армий, в величии его духа, идейной убежденности, ясности и бла­ городства целей борьбы. Фильм «Освобождение» — большая удача советского киноискусства. Исто­ рическая правда о великом подвиге правых стоит за ним. Подвиге, спасшем человечество, подвиге, которому жить в веках. Л. ДУВИНА. АВТОГРАФЫ ДРУЗЬЯМ Страницы ИЗ жизни А. Нуприна Этих строк нет ни в со­ брании сочинений Куприна, ни в его однотомниках. Но они принадлежат ему-^над- писи на книгах, в альбомах ;друзей, на фотографиях. Автографы всегда лако­ ничны и в то же время очень осмыслены. Они рас­ сказывают о дружбе, р но­ вом знакомстве, о радости автора с выходом книги. Расшифруй надпись, и пе­ р ед тобой откроется стра­ ница из жизни писателя. А. П. Чехов проездом из Италии задержался в Одес­ се. В гостиницу, где он ос­ тановился, стали являться почитатели его таланта, м о ­ лодые писатели, поэты. Здесь и ^;остоялось знаком­ ство знаменитого писателя с неизвестным еще никому юйошей Александром Куп­ риным. За беседой Чехов рассказывал о своем детст­ ве, расспрашивал о мест­ ных литераторах. Расста­ ваясь, Куприн подарил пи­ сателю сборничек своих рассказов и очерков «Ми­ ниатюры». Надписал: «С чувством большой р о ­ бости. Автор». В Одессе Куприн близко сошелся с семьей Инсаро­ вых. Наталья Инсарова оста­ вила 'интересные . воспоми­ нания о .встречах с писате­ лем. Рассказала, как он жил на берегу моря, в пещере, чтоб все время слушать морской прибой, и где ему не докучали назойливые друзья. Куприн любил книги, по­ купая их, собирал. С осо­ бенной теплотой относился он к книголюбам. В начале 30-х годов он, например, .писал И. А. Левинсону из Парижа о том, что узнал о его библиотеке й хочет при­ слать ему два своих тОма с автографами. А его знако­ мый по Киеву М. Н, Кисе­ лев получил книгу с такой надписью: «Мне особенно приятно дарить книги тебе, дорогой мой Миша. Во-первых, по­ тому, что я тебя люблю, во- вторых, потому, что — знаю — и ты меня любишь, в- третьих, у тебя есть, ува­ жение к книге вообще: это видно из того, что ты пере­ плетаешь та книги, которые тебе дарят. Твой старый друг. А. Куприн». Сейчас том рассказов Куприна с этой дарственной надписью находится в отде­ ла рукописей Всесоюзной библиотеки имени В. И. Ле ­ нина в Москве. Простой деревянный стоп с гладко обструганной и до блееи;а отполированной до ­ ской. Он всегда стоял в ра­ бочем кабинете писателя. И как только приходил новый человек, Куприн просил его написать на крышке стопа четверостишие, афоризм или просто, что пожелает. И чьих только росписей не было на этом огромном «листе»! Бунин и Вересаев, Серафимович и Чуковский, и многие другие писатели оставили свои автографы. Сам Куприн не утерпел и написал как-то на доске; «Мужчина в браке подобен мухе, севшей на липкую бу­ магу: и слад.чо, и скучно, и улететь нельзя». Для того, чтобы надписи не стирались, Куприн по уходе гостя тут же покры­ вал их светлым лаком. Дополнить рассказ 4 1 ^ судьбе замечательного сто- ла-«альбома» можно воспо­ минаниями Корнея Чуков­ ского. Когда вся доска бы ­ ла записана автографами, Куприн взвалил стол на свою крепкую спину й про ­ нес через весь Петербург к дому любителя литературы и коллекционера Федора Фидлера. У того были име­ нины и он получил этот не^ обычный подарок! Борис ЧЕЛЫШЕВ. {А П Н | . Н. Редактор СМОЛЬЯНИНОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, Коммунальная пл,, 44, ред. газеты «Ленинец». .Телефоны: редактора — 2 —33—53, ответственного секретаря « отдел иллюстраций —2—28—59, идеологический отдел — 2—34—13, отделов: комсомольской жизни — 2—36—43, учащейся молодежи — 2—38— 50, пткем и спорта — 2—34—46. ___ ___ АЭ 03552 Липецк, типография областного управления по печати. Зак. № 7Ю8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz