Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

Пи 1 ПП 11 !г)!ППи!ИГ 1 }ПППГ>;И>ИИ!!>иНУИ 9 !и 1 ПП!ИИ!ИУИ!г;П!НИ 1 || 1 г! 1 П 111111 ИиШ:П 1 т 1 ПШ 1 ИП 11111111 и 111 т 11 Т 1 т П 1 Ш 1 т ! 111 т 1 П 1 П 11 т 11 | т 1 ПШП 11 Ш 111 | 1 |Т 1 П 1 Е 1 ШШ 1111111111111111111 Ш;^ районе тяну- И снова дни напряженно- ми столбы протяну- ли высоковольтную линию, го труда, с утра одеваемся лись вдоль улиц села — рассказывает комиссар в «доспехи» монтажников— Пружинки, шагнули за око- Юрий Абрамов. — Поэтому и за работу, лицу, к току, фермам . Это б е з лишних слов взялись за д в ечером после работы ® сейчас. А два месяца на- дело. Устанавливали столбы, _ песни. Пески, которые зад, когда четырнадцать подстанции, тянули провод, не может заглушить ника- парней из стройотряда делали уличное освещение, кая усталость. И часто по «Энергия» Липецкого филм- Уставали порядком , но ра- вечерам в сельский кпуб Выполняя решение XVI института стали и спла- ботали даже в выходные стекалась молодежь и ста- съеэда ВЛКСМ, студенче- приехали в колхоз, бы- дни. рики ские строительные етря- _ баловаться? Нет, ни- — ды области освоили пе- провода и прочий инвен- жаловался, - смеет- 1. тарь. И было еще одно, ций — освоена около 70 \ тысяч рублей. 1 И если на -улице вам I встретятся ре6т1та- в зел е ­ ных костюмах о эмблемами института стали - и сплавов, загорелые, > мужествеаные бородачи — это стройотря­ довцы, славное-племя ро ­ мантиков, оставляющих лю­ дям добрую-'.память о себе. Л.-АНТОШКИН, с. Пружинки, К0Л.Х03 ИМ. К. Маркса Л^шецкого.района. НА СНИМКАХ ф - 1 На седьмом «небе Влади- ; мир Коэявин. I I Монтаж подЬанции ведут I «послушать студен- Юрий Сорокин, Николай ; повеселиться вместе. Захаров, Владимир Горба- ! Теперь, когда работа по- чов (слева внизу). ■ ' тем этого года 1,5 мил- еще одно, но комиссар, — наоборот, дошла к концу, можно и В часы досуга — лучший пиона рублей. В десят- главное огромное время работы по до- оглянуться. Сделано нема- друг остроумная студенче- ках сел зажглись лам­ почки Ильича, новые школы, детские сады, жилые дома, животно- БОдческие комплексы по­ строены руками комсо­ мольских энтузиастов. Только один отряд «Энергия-70» в этот тру­ довой семестр перекрыл все рекорды прошлых лет, освоив 1 миллион 120 тысяч рублей капита­ ловложений. Так, стройотрядовцы делом отвечают на при­ зыв ЦК ВЛКСМ достойно встретить XXIV съезд КПСС. Сегодня мы публику­ ем фоторепортаж наше­ го нештатного коррес ­ пондента Л. Антошкина о бригаде Юры Абра­ мова из отряда «Энер­ гия-70» института стали и сплавов. На счету брига­ ды двадцать три кило­ метра воздушной линии электропередач , один­ надцать подстанций — семьдесят тысяч рублей освоенных средств. третьекурсников уже истекло, а мон- ло. Установлены столбы и екая песня. 1 сельмого по- линии не был закончен, натянута воздушная пиния Верхолазы ^Аиатопий Бу- все единогласно решили, на протяжении двадцати дюкин, Владимир Грамин и остаемся. Понимали, это трех километров, смонтиро­ вано одиннадцать подстан- желание работать до 'седьмого по­ та. Почти все в отряде не новички. В жизни Елены Ивановны Кругловой было одно очень ~печальное первое сентября. Случилось так, что из-за перемены места жительства она не смогла к этому вре ­ мени устроиться на работу. По улице шли девочки с б е ­ лыми бантиками, первоклас­ сники несли букеты и порт­ фели, в школах по-празд­ ничному взволнованно за­ ливались звонки. И не вы­ держ ало учительское с ер д ­ це, всплакнула Елена Ива­ новка тайком от домашних. А нынче, 1 сентября ,1??0 года, учительница географий , Липецкой средней школы Нё 36 Елена Йвановна Круг- ^ лова начнет двадцать ПЯТЫЙ год своей педагогической деятельности. Четверть ве- На уроках географии учат географии, физической, эко­ номической, политической. Круглый земной шар сразу становится знакомым и про­ стым. Здесь Байкал, вот тут скалистые горы Кордилье­ ры. Самая большая река Европы—Волга, самая боль­ шая река Южной Америки г— Амазонка. Арктика и Африка, сетка меридианов и параллелей, смена клима­ тов и растительности, цвета кожи и р а зр е за глаз, поли­ тического устройства и эко­ номического развития. Все это — география, одна из древнейших наук. Чтобы привить вкус к своему предмету, а Елена Ивановна — увлеченный и страстный преподаватель, ей приходится много читать. Кроме специальной лите­ ратуры, на рабочем столе педагога непременно при­ сутствуют журналы «Новое время», «Вокруг света», «За рубежом», в которых четче, ‘ чем в других изданиях, чув­ ствуется пульс современно­ го мира. И еще знает Елена Ивановна одну особенность своего предмета ,— геогра­ фия учит любви к родному краю, к Родине. ...В этот поход на Галичью гору отправились 32 краеве­ да. Все ребята — члены школьного географического кружка, пожалуй, его уже можно назвать и клубом. Ведь количество его членов достигает 400 человек. Шли среди дубрав, мелколесья, лугами: И чем дальше шли, тем больше рос в душе осо­ бый поэтический- настрой. ' Вроде и слов не найдешь, краеведы и в другие места — в Д оброе , Богородицкое, Троекурово. И всегда вме­ сте с образцами минералов, гербариями выносили из своих путешествий все боль­ ший интерес к своему краю, его прошлому, настоящему и будущему. Так родилась идея школьного географи­ ческого музея . Но об этом особо. А сейчас о мечте краеведов. Мечта есть, б ез мечты в такой романтичной и увлекательной науке, как география не обойтись! Так вот в планах совета краеве- . дения, куда входят четыр- А пятиклассники с помощью старшеклассницы Тани Ку- чинской оформили интерес­ ный стенд «Имя Ленина на карте СССР». Путешествие по стендам и витринам школьного му­ з ея познавательно и инте­ ресно. Недаром зд е с ь про­ водят уроки - географии, а порой д аж е используют цифры и факты для состав­ ления задач по математике на своем липецком матери ­ але. Хочешь узнать о гео­ логическом строении: свое­ го края? Смотри, запоми­ най. Тут т еб е и неоген, и ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА только чуть перехватывает дыхание в горле от чисто­ ты и голубизны, от волшеб­ ной красоты русских полей. Ко многим мальчишкам и девчонкам , раскинувшим палатки на берегу Дона, ти­ хо постучалось тогда в сердц е до этого д рем авш ее чувство любви к родной зем ле , А вместе с ними пе­ реживала и радовалась жен­ щина с молодыми светлыми глазами и волосами, посе­ девшими в войну, в немец ­ ком лагере, их учительница географии. Надолго запомнился ре ­ бятам и другой поход — в Усманский заповедник. З е ­ леное кружевное плетенье дубрав, заводи с хитроум­ ными постройками работяг- бобров и дорожка в водя­ ном зеркале за плывущей ондатрой. Ходили юные надцать самых заядлых ге­ ографов, побывать в ЛООС. Если расшифровать—лесо­ степная опытная станция в Мещере. О ней Елена Ива­ новна рассказывала ребятам так интересно, что не по­ смотреть своими глазами нельзя. В этом питомнике выращивают голубые ели, такие, какие высажены у Кремля. Тут акклиматизиру­ ются растения из Европы, Азии и Америки. Впрочем (вот и вернулись в музей!). Это ясно видно на стенде: «Мещера — миру, мир — Мещере». Теперь немного о гордо­ сти школьных географов — краеведческом м узее. Сде­ лан он руками ребят. При- , чем, не только тех, что уже броская карта области изучают географию . Яркая подарок четвероклассников. палеоген, туранский и альб- ский ярусы. Непонятно? Об­ ратитесь к ребятам -геогра- фам, растолкуют. Все, чем богат Липецкий край, его природа, недра земли и во­ ды рек, краеведы описали и зарисовали. И особо о людях края, чьими делами славится об­ ласть. Куда идет продукция пипецких предприятий, ка­ ково будущее этого края, металла и хлеба, тоже рас­ скажут стенды. ...1 сентября по школе дежурит класс Елены Ива­ новны. Придет теперь уже в десятый ее прошлогодний девятый класс. По програм ­ ме теперь у них нет геогра­ фии. Но ра зве забудут свою увлеченность- Оля Покров­ ская и Люда Романенко, знакомые всей школе по своим интересным занима­ тельным лекциям? А с » ле­ стничным ступенькам побе­ гут другие, новые исследо­ ватели родного края. Расставаясь, я спросила у Елены Ивановны; — Как вь1 встречаете ва­ ше двадцать пятое 1 сен ­ тября? — С таким же волнени­ ем, как и первое . К этому не привыкаешь потому, что первое сентября всегда встреча с новым. Как у Пушкина «Здравствуй, пле­ мя, молодое , незнакомое!». В последние дни каникул около школ всегда много ребятишек. Хоть и жалко расставаться с петом, а тя­ нет сюда, на школьный двор. Вот-и сейчас стайкой собрались девчонки в цве­ тастых косынках, загорев ­ шие мальчишки. То самое племя, незнакомое, которо­ му предстоит выучиться у Елены Ивановны главному — любви к Родине. Е. САРАЕВА. ПОМОГЛИ $ СОВХОЗУ I 1 Пустели поля. На току? ? Центра.теного,::отделения? ? совхоза . «Петровски!!» с? ? утра До-.' вечера кипела{ ? работа.;:, : Все каникулы* |учещщы'^ Петровской? ? средней : школы. Нин 8 | 2 Корнеева,' Вера' Тигова,? |Нина Ёрошкина, Валя|,. 2 ,Лифанова йомога.ти род- 1 , : ? ному, совхозу в' 'уборке 1 > I урожая. ■ X I Золотистым \ручейхомХ | льется зерно с трайспор- 1 - I тёра,: наЙолйяя кузовах I автомашин. С на.чадах , 1 :страды перевозили зер-Х ?по,, . на х.тебопрйемвынХ ? пункт Саша Каширский,? ? Серёжа Аверйп, Толя ? ? Личкии. ' ■^***< Ю. КОРИН. ГМЗА УЧИТЕЛЬНИЦЫ Нынче я закончила школу. Позади волненья учениче­ ских лет, впереди — взрослая самостоятельная жизнь. И вот на ее пороге не могу не вспоминать своей первой учительницы Надежды Никитичны Савельчивой. Мы при­ шли к ней смешными первоклашками. Она с улыбкой оглядела нас и повела в большой светлый класс. Надежда Никитична учила нас не просто азбуке и арифметике. Она прошла с нами большее — азбуку от­ ношений, н аучила-давать правильные оценки поступкам, уметь держать ответ з а ошибки и всегда быть правди­ выми. В село Трубетчиио Добровского района, где живет Надежда Никитична, часто приезжают ее бывшие уче­ ники, ставшие уже взрослыми людьми. И непременно заглянут к своей учительнице и просто повидать, и за советом. А теперь и мы ушли с корабля своего детства. Но, как бы ИИ сложилась дальше жизнь, всегда мы мыслен­ но будем в трудную и счастливую минуту вспоминать внимательные и ласковые глаза, глаза нашей первой учительницы. Г. КОНОНИХИНА. П 1 : п г о п т 1 Ш 1 ! 1 )Ш угок Р,. Объявленный ЦК ВЛКСМ с августа Всесоюзный Ленинский зачет на первом этапе должен з ав ер ­ ш ить ся Ленинским уроком. Существующая уже ГЩотолько лет в системе политического просве- молодежи такая ф орм а учебы обеспечи- ,''в'ввт тесную связь теории с практикой. Под термином «урок» в русском языке под- коллективе, членов которого сближают общие интересы по работе, жизненные запросы. Урок может состояться в бригаде, цехе, на производ­ ственном участке. Но проведение урока возможно и в коллекти­ вах, членов которых объединяют интересы дру- ТОГО характера, такие, как личные читательские |1ы и наказы В. И. Ленина тлолодежи, способство- в' библиотеке, в молодежном дискуссионном даать превращению политических знаний в идей- клубе и т. д. Подготовка Ленинского урока складывается из Т1рех больших и важных этапов: первый — подготовительная работа, выбор р а зум ев ается то, из чего можно сделать вывод, |и то г , полезный на будущее. Ленинский урок — ф орм а творческого коллективного изучения про- [“изведений Владимира Ильича. Он даст возмож- :«асть его участникам выверить с помощью пе­ ннинской мысли значимость своих сегодняшних т л а н о в и дел , выяснить, как выполняются заве- ,1 , *{гь!е убеждения . / Большая воспитательная ценность этой формы ..учебы состоит в том, что, анализируя на основе [изучения ленинских произведений положение ■дел у себя на заводе, фабрике, в колхозе, моло- ^дежь учится соединять теорию марксистско­ -ленинского преобра зования мира с практиче­ с ким участием в строительстве коммунизма, Учится правильно Объяснять окружающ ее, ви­ д е т ь и оценивать наши достижения, воплощение %1енинизма в жизнь, определять свое м есто в об- Шемвродном созидательном труде. Как ж е практически построить и провести Л е ­ нинский урок? Большие комсомольские организации в нашей Области успешно осваивают эту форму полити­ ческого воспитания. Для малочисленных орга­ низаций — а их в области немало — эта про­ бл ем а , сложнее . Поэтому мы и решили дать не- . сколько практических советов. -Ленинский урок лучше проводить в опреде ­ ленном . учреждении, предприятии, совхозе, в темы; второй ■— изучение ленинских произведений (конспектирование работы, консультации, се­ минары, комсомольские собрания). Выполнение практических заданий (скажем, рейды с целью проверки выполнения того или иного положения на практике); третий — подведение итогов урока (научно- практическая конференция, дискуссия, открытое комсомольское собрание). Первый этап играет особо важную роль. От успешного решения многих организационных вопросов зависит в дальнейшем его эффектив­ ность, его йтог. На этом этапе ведется широкая пропаганда л е ­ нинского 'произведения и литературы о жизни и де.чтельности вождя. Тут уместны и целевые книжные полки, и консультации—групповь!е или индиЕкдуальные,—и библиографические обзоры, и беседы о книгах, и многое другое. В каждом случае Ленинский урок должен по­ лучать широкий общественный резонанс, выхо­ дить за рамки отдельной комсомольской орга­ низации, отдельного мероприятия. Для этого не­ обходимо использовать местное радио и мест­ ную печать. Только в атмосфере широкого обсуждения, обмена мнениями и может состояться успешный выбор темы. Тема урока должна быть не просто острой и актуальной — она должна волновать каждого. Единственно вернь1Й ориентир в е е выборе — читательский интерес. Задача организаторов урока — верно и чутко уловить интерес к теме, точно сформулировать ее. Темы Ленинских уроков могут быть разными. Ленинское наследие, которьгм мы располагаем, делает сам выбор практически неограниченным. Темой Ленинского урока могут стать и отдель­ ные работы Владимира Ильича. Центральный Комитет ВЛКСМ рекомендовал для урока, з ав ер ­ шающего первый этап зачета, речь В. И. Ле­ нина на 1!1 съезде ВЛКСМ «Задачи союзов м оло­ дежи». Но так или иначе при подготовке Ленинского урока необходимо стре,миться к максимальному учету читательских особенностей различных категорий молодежи, принимая во внимание со­ циальную принадлежность, профессию , возраст и образование. Итак, тема Ленинского урока вь!брзна. О ней объявлено на открытом комсомольском собра­ нии, в печати. Организованы просмотры литера­ туры, оформлены книжные выставки, составлены библиографические обзоры и т. Л ; На предприя­ тиях распрост ены плакатьм , ^!вления о том, какую помощь ,«ожет оказать ЬиОлиотека в про­ ведении Ленинского урока. С помощью комсо­ мольского актива выяснено, все пи участники урока посещают библиотеку. Тем, кто не состоит читателем библиотеки, предложены частные р е ­ комендации. Собственно, чтение, конспектирование и ос­ мысливание прочитанноно составляют основу, главную часть Ленинакого! урока. Изучение ра ­ бот может идти в индивидуальном порядке . О д ­ нако каждый участник урока должен иметь воз­ можность получить консультацию по любому вопросу. Другой путь '— массовые ф ормы изучения. Но главное — контроль. Надо всю работу построить так, чтобы в наибольшей степени избежать ф ор ­ мального подхода к задуманному делу. Во втором этапе Ленинского урока преду­ сматривается не только глубокое изучение п ер ­ воисточников, но и целый цикл практических з а ­ даний, которые дают возможность проверить, соотнести с жизнью теоретические положения, содержащиеся в работах Ленина. Форма практи­ ческих заданий также может быть различной. Это и рейды, и целевые комсомольские собрания, и иь,цизидуальные задания. Оки должны бь:ть тща- Наши консультации . тельно продуманы Организаторами урока. На заключающих Ленинский урок практиче­ ской конференции, диспуте или комсомольском собрании выступающие рассказывают, что полез­ ного они извлекли из произведений В; И. Ленина, как в их коллективе выполняются его заветы и наказы. Итог. . Ленинского урока может стать своеоб ­ разным отчетом, а рекомендации, принятые на его заключительном этапе, ?— программой жиз ­ ни коллектива. Чего следует ждать от Ленинского урока? Во- первых, юноши и девушки приобщаются к си­ стематическому самостоятельному изучению марксизма-ленинизма. Во-вторых, урок обогатит систему политического просвещения молодежи . В-третьих, урок окажет положительное воздей­ ствие на комсомольскую жизнь в целом , способ­ ствуя росту активности и инициативы комсомоль- цев. Примерный перечень тем для итогового Ле­ нинского урока, заверш ающ его первый этап Ле ­ нинского зачета 2 октября, опубликован в «Ком­ сомольской правде» за 12 августа сего года. Обком ВЛКСМ обращ ает внимание на то, что­ бы вся молодежь ,- которая учится в кружках, се­ минарах, политических клубах сети комсомоль­ ского политпросвещения, поставила п ер ед собой , задачу — провести в канун пятидесятилетия р е ­ чи В. И. Ленина на 111 съе зд е РКСМ Ленинский урок по ней, в своем коллективе. Ю. ЧЕНЦОВ, зам. заведующего отделом пропаганды и кувьтасеовой работы обкома ВЛКСМ. . Замершие шеренги пионеров, утрепййе' лучи солнца светлыми бликами ложатся па кумач зиамеии. 'Звучит четкая ко'манда во­ жатого;'«На знамя, равиянсь!», «.Пригото-,, . виться к открытию I лагерной; смены ; ле-,' та-70!». Эти слова звучали 3 месяца наз'ад, ,Т 0 : -'был ;сТарт большому и радостному кросёу - .'хороших ребячьих дел, ШколШГки' ДОказа-- ■ди,-что'лето для нихСтало врёяёВем само- ' го активного и делового, роста'. ■' ' " ■31 етроительный отряд — вот цифра, ко­ торая, однако, не может еще пол.чостыо оп- , ределить всю серьезность помощи, щкольри-;. ков 'различным предприятиям, кОлхозам '. и совхозам. Об этом говорят^ цифры иного рода. Стройотряды правого берега за лето выполнили объем работ более,; чем па 180 тысяч рублей. Деда ребят — это вновь по- етроеиные- зерио.чранилища, л,тнцефер.мы, отремонтированные коровники и свинофер­ мы. Ребята тридцать седьмой школы прини- мад 1 ! участие в строительстве коровника в кол.хозе «Путь Ленина» Липецкого района. Двадцать тысяч рублей ~ таков их вклад в трудовую копилку. В каждой школе ре­ монт производился самими ребятами. На .. левом берегу ремонтные бригадь! позволи­ ли, сэкономить более 25 тысяч рублей. Лето — пора футбола, волейбола, баскет­ бола, тенниса.'Самым больш.им спортивным событием было проведение соревнований дворовых команд на приз «Колсаный мяч». В спортивном споре приняло участие более двух'тысяч будущих футбольных знамени­ тостей, На стадйонах «Пламя» я «Метал­ лург» ароводилась летняя спартакиада дво- ,ровых команд,' пионерское четырёхборве, со­ ревнования по футболу, легкой атлетике. О апреля по июль проходила юбилейная лет­ няя спартакиада школьников по трем воз­ растным группам. Инт'ересным был I I областной слет тури­ стов. Краеведческие музеи области получи­ ли богатейший мате)зиал об истории мест­ ных предприятий, ценные записи о героях ' Л 1 шёцк 6 го' края, редкие фбто!^ ,;дбку- менты. Девизом юных краеведов стали ело-. ! Ба;, «Помн,й! Мира не узийёшь.' не зная края... • своего!» ' Тысячи юных липчан, .щкО'Льаякрв-разных районов .совершили; увлекательиые ' „турпо- ; ■Ходы,:экскурсии пб” родиоцу крйю','доссгн- ■ли,'торода-гёр.бй ЛенйцкрЯд, ‘'Кнен; ■:побыва- ли о Ясной Поляне, на Галичьей горе, в ' заповеднике «Воргольскне скалы». Широкая сегъ 'городских и загородных пионерских лагерей гюзво. 1 Ила гак ор!ани» . зовать отдых ребят, что девиз; «Лето — это ■пятая •четверть •учебного года» стал' руководством к "действию всего коллектива вожатых и воспитателей. . На площадках при домоуправлениях отдых ребят был ор- Танизоваи с помощью Дома пионеров, ко­ торый явился методическим центром работы с детьми. Ребята совершали экскурсии на предприятия Липецка, устраивали агнткои- церты, спортивные соревнования. А сколь­ ко .праздников, интересных встреч, тр.удо- вых десантов! Только в лагере «Солнечный» , отряд старших пионеров разгрузил на хле-. бопрнемном пункте пятьдесят,.тонн .зерна нового- урожая. Есть о чём рассказать пй'о- , . иёрам и школышкам друг' другу в первый день 'занятий, Лето-7р было настоящим вре-. меием больших и маленьких побед, хоро« ших дел. Н. ФУРСОВА, наш нештатный корр. КАНИКУЛЫ ПРОШЛИ ВЕСЕЛО В здании восьмнлетней школы в этом году был организован пионерский л а ­ герь. Назвали его «Орленок». Приехали 1 ребята вместе со старшей пионервожатой ■Тамарой Рощупкиной. Она учится в Л е ­ бедянском педагогическом училище, пе­ решла на четвертый курс. Д о открытия лагеря оставались счи­ танные дни, а надо было еще оборудо­ вать площадку. Потом ребята взялись за подготовку концертной программы. Никто в лагере не скучал. Да разве заскучаешь с кой пионервожатой! Тамара играет на < баяне, хорошо поет, пляшет и деклами- ; рует. Вместе с ней и ребята пели, читали ■ стихи. Первый концерт был в Лимовеком ! сельском клубе, второй — в Сорочин- ; ском. Словом, каникулы прошли весело, Вера ИСАЕВА, ученица 9-го класса Краснонольской школы Краснииского райое!а.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz