Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

За мастерстзо и поиск Подведены итоги всесоюзного смотра темгического творчества молодежи/который проходил под девизом «Ленинскому юбилею — мастерство и поиск моло­ дых». За активное участие в нем коллегия Министерства черной металлургии СССР и Президиум ЦК профсо­ юза рабочих металлургической промышленности на­ градили Почетными грамотами е вручением денежных премий лучших рационализаторов Липецкой Магнитки •—инженера лаборатории механизации Тамару Давы­ дову, слесаря-монтажника Николая КлентовИча и на­ чальника лаборатории механизации Николая Комари- чева. Н, СЕДОВ. ПЕРВЫЕ Д ВЕВАДЦ АТИЭ ТАЖ НЫ Е ... Пройдет; два-три года, и улица 'Ленина областного центра будет одной из самых красивых улиц города. В ближайшие дни здесь трест «Жилстрой» начнет соору­ жение двух 12 -этажных домов для новолипецкнх металлургов. Эти высотные здания строятся по новым типовым проектам. В каждом из них будет 81 кварти­ ра, разнообразных по размеру, уве- ■лцнена площадь ' подсобных по­ мещений., Кроме того, предусдют- реяа возможность установки встроенных шкафов, кухонной мебели. Н. ПЕТРОВ. НА ПОМОЩЬ БРАТСКИМ НАРОДАМ Народы Дагестанской АССР и Киргизской ССР постигло стихий­ ное бедствие — землетрясение разрушило культурно-бытовые уч­ реждения, жилые дома, оставило без крова сотни семей. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли меры по ликвидации последствий землетрясения. ЦК ВЛКСМ обратился к консомояьцйм с призывом принять участие в строительных работах. Принято решение послать 5в мо­ лодых строителей —■липчан в Дагестан и Киргизию. Первыми изъя­ вили желание помочь братским республикам работницы чугуноли­ тейного цеха завода «Свободный сокол» сестры Нестеровы—Евгения и Нина, их подружка Аня Ловягнна, мастер завода «Стройдеталь-4» Мария Черникова, рабочий конверторного цеха НЛМЗ Виктор По­ лухин, бульдозерист Петр Соколов, слесарь Геннадий Решетников и тракторист Владимир Завьялов из управления «Сантехмонтаж-1» и многие другие. Уже сорока двум добровольцам вручены комсомольские пу­ тевки. К. ПРОКОФЬЕВ. I! Три дня путешествовала агит­ бригада горпромторговского худо ­ ж ественного ансамбля «Лада» по д ор о г ам Данковского района. Более двадцати сам одеятель ­ ных артистов побывали в совхозах «Огаревскийк, «Березовский», имбим Ленина, а колхозе «Крас­ ный холм». Концерты агитбрига­ ды предваряли небольшие с о о б ­ щения первого секретаря Д зн - ковского горкома комсомола Н. Грека о х о д е уборки . Всюду— на токах, полевых станах и в деревенских клубах, зрители ап, лодисментами встречали горо­ жан. О собенно друж елю бно сельская публика встречала соли , стку ансамбля Любу Бессонову. Н. СИДОРОВА. Т-<ОРДИТЬСЯ славой I своих предков не только можно, но и должно; н е уважать оной есть постыдное малодушие». Эти слова А. С. Пушкина не случайно вынесены на супер ­ обложку книги Л. Рудакова «По следам легенд» , недавно вышедшей в Центрально-Чер­ н озем ном издательстве. На ти­ туле книги подзаголовок; оч ер ­ ки по истории памятников архитектуры. Автор с лю­ бовью и тактом говорит о памятниках культуры прошло­ го. А что касаемо возраста го­ р одов липецкого края, Л. Ру­ даков справедливо замечает , что « зд есь требуется кропот­ ливая и вдумчивая работа ис­ следователя». Да, исторические свиде­ тельства так скупы, что со ­ временнику подчас нелегко ответить, «откуда есть пошла Русская земля», когда возник тот или иной российский го­ р о д . Тогда как в д е л е воспи­ тания любви и уважения к прошлому н е п о сл едн ее м е ­ сто — знание своего края. Эти заметки, конечно, н е претендуют на исследование. Они не являются и рец ен зи ­ ей на книгу «По . следам ле­ генд». Отзывы на эту книгу уж е были в газетах. Заметим лишь, что очерки Л. Рудако­ ва полезны , их автор — ин­ тересный, сведущий с о б е с е д ­ ник по краеведению . Липецкая земля — воистину древняя . Исторический очерк О древнейших культурах на территории СССР в Большой Советской Энциклопедии на­ чинается с упоминания о б археологических находках в селах Костенки и Гагарино. Эти ствянки бли з Липецка от­ носятся к эпох е верхнего па­ леолита. Это ж е — древний каменный век! Но оставим с е д ую старину. Не б у д ем касаться поздних времен — эпохи Петра, ког­ д а Липецк получил св о е но­ вое в озр ож д ени е . Это липча­ нам общ еизвестно . Попытаем­ ся разобраться , когда ж е воз­ ник Липецк. Большая Советская Энцик- разм ещ енин бывшей С о б ор ­ ной, ныне имени Ленина, пло­ щади Липецка, пишет: «Отсю­ д а , с этой, высоты, русские люди , оставшиеся в живых п ос­ л е нашествия в 1240 году хана Батыя, выходя и з убежищ , на­ блюдали за передвиж ением монголо-татар». Поэтому мы вправе сказать, что уж е в 1240 году Липецк существовал как город . Влра- СКОЛЬКО ЛЕТ НАШЕМУ ГОРОДУ? яопедия сообщ а ет (а это д о ­ статочно авторитетный источ­ ник) о гор о д е Липецке: «ос­ нован в XIII веке. В конце ХШ века был разрушен татарами». О б этом сказано и в учебных пособиях по истории липецко­ го края, где, ссылаясь на л е . тописи, указаны годы р а зру ­ шения Липецка ханским наме- .стником Ахматом— 1283— 84 гг. В/ упомянутом ;учебном по­ собии . по краеведению для учащихся 7— 10-х классов гово­ рится и о событиях первой половины XIII века: «В 1237 го­ д у полчища татаро-монголов под водительством хана Ба­ тыя вторглись в пределы Ря­ занского княжества, захватили Рязань, Владимир, Суздаль, Москву, Коломну и другие русские города . Яа обратном пути Батый прошел по терри­ тории нашего края. Ч ере з два года, во время второго похода Батыя, опустошению и .р а з о ­ рению было подвергнуто на­ селение Липецкого и Ворголь- ’скдго княжеств», Л. Руда­ ков, говоря в своей книге о ве, сообр а зуя и с данными Большой Советской Энцикяб'::''- педии , определить возраст Ли­ пецка — минимум 730 пет, ус­ тупив старшинство Ельцу, за­ конному старожилу нашего края. Говорят, мол , после р а зру ­ шения татарами, Липецк, как город , н е упоминается в лето­ писях несколько веков. Яу :и что ж? И Елец, и Козельск/ | , впервые упомянутые в легбпи- *- ' си п од 1146 годом , разруш ен ­ ные п о зж е татарами, тоже, ц а к .^ , города , н е существовали ,Д эА | |Н го е время. О днако «дни - дения» этих и других гор р 'д аЦ ' ' нынешние благодарные житет^ ’ ' отмечают с первых упомнна-» ний в летописи. Давайте готовиться к 750-ле­ тию родного , ныне бурно ра­ стущего города! К этому дню , ч е р е з 20 лет, наш Липецк ста­ нет одним из крупнейших и красивейших городов социа ­ листической России. С. ПАНЮШКИН, член Союза писателей С С С Р . ЕЩЕ ОДИН ИЗ ТРЕХСОТ Инди.йский кинема.го- граф не. признает- .полуто­ нов, всяких там тонкостей психологии, и с поразитель­ ной последовательностью гиперболизирует чувства, склонности, поступки своих героев. Поэтому' индий­ ские фильмы .напоминают детские рисунки, на кото- ■рых солнце — вполнеба, не­ укоснительно красное и да­ же глазастое, дерево—иде­ ально прямое, ужасно вы­ сокое, с необыкновенно зе­ леными листьями, дым из трубы домика — густой и непередаваемо черный. Тот же принцип макси­ мализма господствует и в двухсерийных киноисториях с танцами и музыкой, ко- йми нас методично . раду­ ет киноэкспорт. Если, ска­ жем, на экране _ весельчак, о нем так и хочется на­ писать с тремя вооклица- тельными знаками: ве-сель- чак!!! Больше его ни­ какими качествами не на­ делили, его наклонность за­ бавлять и забавляться вы­ теснила все. А какую любовь выдадут вам за ваш рубль! Молодая жена звонит мужу на рабо­ ту; — «Когда вы придете, дорогой?» — «Через полча­ са». — «Ах, как долго». — «Ну, через двадцать минут». ~ «Нет, через пятнадцать, ну, пожалуйста». Вас этот диалог еще не убедил, что вы имеете, дело не с обык­ новенной любовью, но с любовью невиданной? Тогда, смотрите дальше; индий­ ские режиссеры не привык­ ли спешить, не боятся мно­ гословия, у них хватит вре­ мени убедить вас. Итак, же­ на ждет-мужа, поет и игра­ ет на пианино. Не думайте, будто играет и поет . не­ весть что, ни-ни; она рас­ певает о том, как любит .своего супруга, а тот, осто­ рожно войдя, растроганно и блаженно слушает... Если герой ИНДИЙСКОГО фильма . переживает, то пг- реживания его выражаются яростно вытарашеиаыми глазами, а также ручьями слез, которые к концу кар­ тины, соединившись со с.че- зами сидящих в зритель­ ном зале, образуют, может быть, широкое, но весьма неглубокое озеро. Не сомневаюсь, вы уже зйаете, из какого фильма- взял я эти примеры, потому что, конечно же, видели его, героически выстояв оче­ редь у билетны.х касс , «Ок­ тября», «Зари» иди «Метал­ лурга», Да, «Анупама». Картина, представляющая собой, кстати, отнюдь не самый .худший образец индийской ленты. Не слу­ чайно ведь ее демонстриро­ вали на крупнейшем афро­ азиатском кинофестивале в Ташкенте в . 1968 соду. Правда, ни. премиями, ни дипломами, ни особым вни­ манием прессы она отмечена не была, % тем ле менее... Проще простого поирони­ зировать, над этим филь­ мом, провоцируя хор воз­ мущенных проклятий по­ клонников Умы и Ашока, да тем и кончить. А что, ес­ ли.. попробовать найти в нем какие-то положитель­ ные вещи, объясняющие его успех?.. Есть что-то в «Анупаме» наивно-простодушное, ' а наивность иногда, под на­ строение, трогает... Да к тому же режиссеру X. Му- керджи не откажешь в ис­ креннем желаний снять произведение гуманистиче­ ское, доброе, с громко зву­ чащими ооциальны.мй мо­ тивами. В отличие от «Люб­ ви в Кашмире» или «Мате* ринской любви», где все це­ ликом и полностью соспедо- точено на мелодрама гяче^ О К О Й . . судьбе двух-трех главных героев, погружен­ ных в абсолютно условный кино.мир, совершенно изо­ лированный от реальной Индии, от забот, тревэг, бед. ее народа, в «Анупаме» есть попытка проникнуть в гни­ лище бедняков, а писаге-дь Ашок несколько раз гово­ рит о безработице, о голо­ дающих, о нищете... Однако при всей либе­ ральной • демократичности фильма, намеки на социа.чь- ную проблематику оста­ лись намеками, точнее — декларативно - ритор и ч е- ским довескоьг к це 1 нтраль- ным событиям картины, связанным с несчастной судьбой красавицы Умы, которую не любит отец, считая ее виновной в с.иср- ти матери, — та умерла от родов... Как будто бы и йсгория Умы, с детства стрядагощей в родном доме, не лишена каких-то критических псток по адресу богачей. Но зву­ чат ■эти нотки в фильме не .столько обличающе, сколь морализаторски: вот, дескать, и богачам бывает плохо, стало . быть, не в деньгах счастье... Да и богачи-то в «Анупа­ ме», в общем-то, прекрас­ ные . люди. Добряки. И че­ го на них все время вор­ чит Ашок! Они, например, могут. пригласить пожить в своей вилле бедняков, растрогаться, слушая про- чувстЕованную п е с е н к у Ашока о тяжелой жизни народа. Даже отец Умы — хороший, авторы склонны пожалеть его и объясняют его холодность, жестокость -в обращении с дочерью, гак сказать, волей рока. А коля уж мы имеем дело с рокочи — чего ж удивляться, если папа-тиран вдруг мгно­ венно меняется и благос.чов- ляет дочь на . счастливую жизнь с любимым, несмотря на то, что он на протяже­ нии многих лет издевался над ней. Актеру на .редкость труд­ но как-то оправдать внут­ ренне поступки своего пер­ сонажа. Наделенного сцена­ ристами чуть ли не демони­ ческим нравом, и тогда ему приходится высоко . под­ нимать подбородок(опо­ знавательный знак гордой неприступности и жестоко­ сти); широко раскрывать глаза- (гнев или отчаяние); рыдать, прижавшись к стол­ бу щекой (позднее раская­ ние), изображая бурную н надуманную, неестествен­ ную, смену настроений. Короче, многое; в «Анупа­ ме» получилось на. уровне романа, написанного- воз- лгоб.ченным Умы Ашоком. Роман этот предлагают нам без размышлений признать талантливым, но, судя по несколькйм прочитанным диктором фразам из не­ го, это произведение до­ стойно продолжает тради­ ции душераздирающих бульварных опусов, види­ мо, одинаковых по духу своему и в Индии; и в Европе: «...Голос звучал все громче и громче, и Лну- пама, наконец, решилась порвать путы, созданные : собственном сердце»... как чувствительно и красят во! Нет, это не подлинная индийская литература, дав­ шая миру Робиндраната Та­ гора! Так же, как фильм «Анупама» — да.че^ ко не вершина киноискус­ ства. как это многим ка­ жется, хотя доброжела­ тельный взгляд и замецЕв я ■ нем проблески, выде4К|<?*' щяе его в ряду другях’шн ! дийских картин. Будем счи­ тать, что он — еще один робкий шаг кинематографа дружественяо.й страны. .и„з. . детства в юность, а потом— _/. и в зрелость. Ведь.' " ‘ЭТОГО;* * хотят и сами индийские , деятели кино. Вот что.'сха- ‘ • зал однажды Радж Капур: «Произошли изменения в стиле игры актеров и ре­ жиссуре. В наших фильмал^ сейчас меньше мелодрамщ^' меньше песен... Некоторые авторы вообще обходятся без них. Кроме того, но­ вые фильмы стали короче. С некоторых пор в творчеетае -- .наших режиссеров появ- , ляется нечто такое,' чтовявы называем реалистической манерой. Зрителям остав­ ляют . простор для раз­ мышлений». Жаль, что Ьйб- ва создателя «Бродяги» и «Господина 420» только в очень незначительной сте­ пени можно отнести к «Анупаме» — одному и з , трехсот фильмов, выпускав- > мых ежегодно, в Индии... И. СТЕПАНОВ. Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, Коммунальная пл., 44, ред. газеты «Ленинец». Телефоны: редактора — 2—33—53, —2—28---59, идеологический отдел — 2—34—13, отделов: комсомольской жизни -г 2—36—43, учащейся молодежи , ответственного секретаря и отдел иллюстраций — 2—38— 5(1, писем и спорта — 2—34—46. АЭ 02471 Липецк, типография об.частного управления по печати. Зак. № 6642

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz