Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)
За мастерстзо и поиск Подведены итоги всесоюзного смотра темгического творчества молодежи/который проходил под девизом «Ленинскому юбилею — мастерство и поиск моло дых». За активное участие в нем коллегия Министерства черной металлургии СССР и Президиум ЦК профсо юза рабочих металлургической промышленности на градили Почетными грамотами е вручением денежных премий лучших рационализаторов Липецкой Магнитки •—инженера лаборатории механизации Тамару Давы дову, слесаря-монтажника Николая КлентовИча и на чальника лаборатории механизации Николая Комари- чева. Н, СЕДОВ. ПЕРВЫЕ Д ВЕВАДЦ АТИЭ ТАЖ НЫ Е ... Пройдет; два-три года, и улица 'Ленина областного центра будет одной из самых красивых улиц города. В ближайшие дни здесь трест «Жилстрой» начнет соору жение двух 12 -этажных домов для новолипецкнх металлургов. Эти высотные здания строятся по новым типовым проектам. В каждом из них будет 81 кварти ра, разнообразных по размеру, уве- ■лцнена площадь ' подсобных по мещений., Кроме того, предусдют- реяа возможность установки встроенных шкафов, кухонной мебели. Н. ПЕТРОВ. НА ПОМОЩЬ БРАТСКИМ НАРОДАМ Народы Дагестанской АССР и Киргизской ССР постигло стихий ное бедствие — землетрясение разрушило культурно-бытовые уч реждения, жилые дома, оставило без крова сотни семей. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли меры по ликвидации последствий землетрясения. ЦК ВЛКСМ обратился к консомояьцйм с призывом принять участие в строительных работах. Принято решение послать 5в мо лодых строителей —■липчан в Дагестан и Киргизию. Первыми изъя вили желание помочь братским республикам работницы чугуноли тейного цеха завода «Свободный сокол» сестры Нестеровы—Евгения и Нина, их подружка Аня Ловягнна, мастер завода «Стройдеталь-4» Мария Черникова, рабочий конверторного цеха НЛМЗ Виктор По лухин, бульдозерист Петр Соколов, слесарь Геннадий Решетников и тракторист Владимир Завьялов из управления «Сантехмонтаж-1» и многие другие. Уже сорока двум добровольцам вручены комсомольские пу тевки. К. ПРОКОФЬЕВ. I! Три дня путешествовала агит бригада горпромторговского худо ж ественного ансамбля «Лада» по д ор о г ам Данковского района. Более двадцати сам одеятель ных артистов побывали в совхозах «Огаревскийк, «Березовский», имбим Ленина, а колхозе «Крас ный холм». Концерты агитбрига ды предваряли небольшие с о о б щения первого секретаря Д зн - ковского горкома комсомола Н. Грека о х о д е уборки . Всюду— на токах, полевых станах и в деревенских клубах, зрители ап, лодисментами встречали горо жан. О собенно друж елю бно сельская публика встречала соли , стку ансамбля Любу Бессонову. Н. СИДОРОВА. Т-<ОРДИТЬСЯ славой I своих предков не только можно, но и должно; н е уважать оной есть постыдное малодушие». Эти слова А. С. Пушкина не случайно вынесены на супер обложку книги Л. Рудакова «По следам легенд» , недавно вышедшей в Центрально-Чер н озем ном издательстве. На ти туле книги подзаголовок; оч ер ки по истории памятников архитектуры. Автор с лю бовью и тактом говорит о памятниках культуры прошло го. А что касаемо возраста го р одов липецкого края, Л. Ру даков справедливо замечает , что « зд есь требуется кропот ливая и вдумчивая работа ис следователя». Да, исторические свиде тельства так скупы, что со временнику подчас нелегко ответить, «откуда есть пошла Русская земля», когда возник тот или иной российский го р о д . Тогда как в д е л е воспи тания любви и уважения к прошлому н е п о сл едн ее м е сто — знание своего края. Эти заметки, конечно, н е претендуют на исследование. Они не являются и рец ен зи ей на книгу «По . следам ле генд». Отзывы на эту книгу уж е были в газетах. Заметим лишь, что очерки Л. Рудако ва полезны , их автор — ин тересный, сведущий с о б е с е д ник по краеведению . Липецкая земля — воистину древняя . Исторический очерк О древнейших культурах на территории СССР в Большой Советской Энциклопедии на чинается с упоминания о б археологических находках в селах Костенки и Гагарино. Эти ствянки бли з Липецка от носятся к эпох е верхнего па леолита. Это ж е — древний каменный век! Но оставим с е д ую старину. Не б у д ем касаться поздних времен — эпохи Петра, ког д а Липецк получил св о е но вое в озр ож д ени е . Это липча нам общ еизвестно . Попытаем ся разобраться , когда ж е воз ник Липецк. Большая Советская Энцик- разм ещ енин бывшей С о б ор ной, ныне имени Ленина, пло щади Липецка, пишет: «Отсю д а , с этой, высоты, русские люди , оставшиеся в живых п ос л е нашествия в 1240 году хана Батыя, выходя и з убежищ , на блюдали за передвиж ением монголо-татар». Поэтому мы вправе сказать, что уж е в 1240 году Липецк существовал как город . Влра- СКОЛЬКО ЛЕТ НАШЕМУ ГОРОДУ? яопедия сообщ а ет (а это д о статочно авторитетный источ ник) о гор о д е Липецке: «ос нован в XIII веке. В конце ХШ века был разрушен татарами». О б этом сказано и в учебных пособиях по истории липецко го края, где, ссылаясь на л е . тописи, указаны годы р а зру шения Липецка ханским наме- .стником Ахматом— 1283— 84 гг. В/ упомянутом ;учебном по собии . по краеведению для учащихся 7— 10-х классов гово рится и о событиях первой половины XIII века: «В 1237 го д у полчища татаро-монголов под водительством хана Ба тыя вторглись в пределы Ря занского княжества, захватили Рязань, Владимир, Суздаль, Москву, Коломну и другие русские города . Яа обратном пути Батый прошел по терри тории нашего края. Ч ере з два года, во время второго похода Батыя, опустошению и .р а з о рению было подвергнуто на селение Липецкого и Ворголь- ’скдго княжеств», Л. Руда ков, говоря в своей книге о ве, сообр а зуя и с данными Большой Советской Энцикяб'::''- педии , определить возраст Ли пецка — минимум 730 пет, ус тупив старшинство Ельцу, за конному старожилу нашего края. Говорят, мол , после р а зру шения татарами, Липецк, как город , н е упоминается в лето писях несколько веков. Яу :и что ж? И Елец, и Козельск/ | , впервые упомянутые в легбпи- *- ' си п од 1146 годом , разруш ен ные п о зж е татарами, тоже, ц а к .^ , города , н е существовали ,Д эА | |Н го е время. О днако «дни - дения» этих и других гор р 'д аЦ ' ' нынешние благодарные житет^ ’ ' отмечают с первых упомнна-» ний в летописи. Давайте готовиться к 750-ле тию родного , ныне бурно ра стущего города! К этому дню , ч е р е з 20 лет, наш Липецк ста нет одним из крупнейших и красивейших городов социа листической России. С. ПАНЮШКИН, член Союза писателей С С С Р . ЕЩЕ ОДИН ИЗ ТРЕХСОТ Инди.йский кинема.го- граф не. признает- .полуто нов, всяких там тонкостей психологии, и с поразитель ной последовательностью гиперболизирует чувства, склонности, поступки своих героев. Поэтому' индий ские фильмы .напоминают детские рисунки, на кото- ■рых солнце — вполнеба, не укоснительно красное и да же глазастое, дерево—иде ально прямое, ужасно вы сокое, с необыкновенно зе леными листьями, дым из трубы домика — густой и непередаваемо черный. Тот же принцип макси мализма господствует и в двухсерийных киноисториях с танцами и музыкой, ко- йми нас методично . раду ет киноэкспорт. Если, ска жем, на экране _ весельчак, о нем так и хочется на писать с тремя вооклица- тельными знаками: ве-сель- чак!!! Больше его ни какими качествами не на делили, его наклонность за бавлять и забавляться вы теснила все. А какую любовь выдадут вам за ваш рубль! Молодая жена звонит мужу на рабо ту; — «Когда вы придете, дорогой?» — «Через полча са». — «Ах, как долго». — «Ну, через двадцать минут». ~ «Нет, через пятнадцать, ну, пожалуйста». Вас этот диалог еще не убедил, что вы имеете, дело не с обык новенной любовью, но с любовью невиданной? Тогда, смотрите дальше; индий ские режиссеры не привык ли спешить, не боятся мно гословия, у них хватит вре мени убедить вас. Итак, же на ждет-мужа, поет и игра ет на пианино. Не думайте, будто играет и поет . не весть что, ни-ни; она рас певает о том, как любит .своего супруга, а тот, осто рожно войдя, растроганно и блаженно слушает... Если герой ИНДИЙСКОГО фильма . переживает, то пг- реживания его выражаются яростно вытарашеиаыми глазами, а также ручьями слез, которые к концу кар тины, соединившись со с.че- зами сидящих в зритель ном зале, образуют, может быть, широкое, но весьма неглубокое озеро. Не сомневаюсь, вы уже зйаете, из какого фильма- взял я эти примеры, потому что, конечно же, видели его, героически выстояв оче редь у билетны.х касс , «Ок тября», «Зари» иди «Метал лурга», Да, «Анупама». Картина, представляющая собой, кстати, отнюдь не самый .худший образец индийской ленты. Не слу чайно ведь ее демонстриро вали на крупнейшем афро азиатском кинофестивале в Ташкенте в . 1968 соду. Правда, ни. премиями, ни дипломами, ни особым вни манием прессы она отмечена не была, % тем ле менее... Проще простого поирони зировать, над этим филь мом, провоцируя хор воз мущенных проклятий по клонников Умы и Ашока, да тем и кончить. А что, ес ли.. попробовать найти в нем какие-то положитель ные вещи, объясняющие его успех?.. Есть что-то в «Анупаме» наивно-простодушное, ' а наивность иногда, под на строение, трогает... Да к тому же режиссеру X. Му- керджи не откажешь в ис креннем желаний снять произведение гуманистиче ское, доброе, с громко зву чащими ооциальны.мй мо тивами. В отличие от «Люб ви в Кашмире» или «Мате* ринской любви», где все це ликом и полностью соспедо- точено на мелодрама гяче^ О К О Й . . судьбе двух-трех главных героев, погружен ных в абсолютно условный кино.мир, совершенно изо лированный от реальной Индии, от забот, тревэг, бед. ее народа, в «Анупаме» есть попытка проникнуть в гни лище бедняков, а писаге-дь Ашок несколько раз гово рит о безработице, о голо дающих, о нищете... Однако при всей либе ральной • демократичности фильма, намеки на социа.чь- ную проблематику оста лись намеками, точнее — декларативно - ритор и ч е- ским довескоьг к це 1 нтраль- ным событиям картины, связанным с несчастной судьбой красавицы Умы, которую не любит отец, считая ее виновной в с.иср- ти матери, — та умерла от родов... Как будто бы и йсгория Умы, с детства стрядагощей в родном доме, не лишена каких-то критических псток по адресу богачей. Но зву чат ■эти нотки в фильме не .столько обличающе, сколь морализаторски: вот, дескать, и богачам бывает плохо, стало . быть, не в деньгах счастье... Да и богачи-то в «Анупа ме», в общем-то, прекрас ные . люди. Добряки. И че го на них все время вор чит Ашок! Они, например, могут. пригласить пожить в своей вилле бедняков, растрогаться, слушая про- чувстЕованную п е с е н к у Ашока о тяжелой жизни народа. Даже отец Умы — хороший, авторы склонны пожалеть его и объясняют его холодность, жестокость -в обращении с дочерью, гак сказать, волей рока. А коля уж мы имеем дело с рокочи — чего ж удивляться, если папа-тиран вдруг мгно венно меняется и благос.чов- ляет дочь на . счастливую жизнь с любимым, несмотря на то, что он на протяже нии многих лет издевался над ней. Актеру на .редкость труд но как-то оправдать внут ренне поступки своего пер сонажа. Наделенного сцена ристами чуть ли не демони ческим нравом, и тогда ему приходится высоко . под нимать подбородок(опо знавательный знак гордой неприступности и жестоко сти); широко раскрывать глаза- (гнев или отчаяние); рыдать, прижавшись к стол бу щекой (позднее раская ние), изображая бурную н надуманную, неестествен ную, смену настроений. Короче, многое; в «Анупа ме» получилось на. уровне романа, написанного- воз- лгоб.ченным Умы Ашоком. Роман этот предлагают нам без размышлений признать талантливым, но, судя по несколькйм прочитанным диктором фразам из не го, это произведение до стойно продолжает тради ции душераздирающих бульварных опусов, види мо, одинаковых по духу своему и в Индии; и в Европе: «...Голос звучал все громче и громче, и Лну- пама, наконец, решилась порвать путы, созданные : собственном сердце»... как чувствительно и красят во! Нет, это не подлинная индийская литература, дав шая миру Робиндраната Та гора! Так же, как фильм «Анупама» — да.че^ ко не вершина киноискус ства. как это многим ка жется, хотя доброжела тельный взгляд и замецЕв я ■ нем проблески, выде4К|<?*' щяе его в ряду другях’шн ! дийских картин. Будем счи тать, что он — еще один робкий шаг кинематографа дружественяо.й страны. .и„з. . детства в юность, а потом— _/. и в зрелость. Ведь.' " ‘ЭТОГО;* * хотят и сами индийские , деятели кино. Вот что.'сха- ‘ • зал однажды Радж Капур: «Произошли изменения в стиле игры актеров и ре жиссуре. В наших фильмал^ сейчас меньше мелодрамщ^' меньше песен... Некоторые авторы вообще обходятся без них. Кроме того, но вые фильмы стали короче. С некоторых пор в творчеетае -- .наших режиссеров появ- , ляется нечто такое,' чтовявы называем реалистической манерой. Зрителям остав ляют . простор для раз мышлений». Жаль, что Ьйб- ва создателя «Бродяги» и «Господина 420» только в очень незначительной сте пени можно отнести к «Анупаме» — одному и з , трехсот фильмов, выпускав- > мых ежегодно, в Индии... И. СТЕПАНОВ. Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, Коммунальная пл., 44, ред. газеты «Ленинец». Телефоны: редактора — 2—33—53, —2—28---59, идеологический отдел — 2—34—13, отделов: комсомольской жизни -г 2—36—43, учащейся молодежи , ответственного секретаря и отдел иллюстраций — 2—38— 5(1, писем и спорта — 2—34—46. АЭ 02471 Липецк, типография об.частного управления по печати. Зак. № 6642
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz