Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)
в помощь пропагандисту БЕСЦЕННОЕ НЯСЛЕДИЕ ОЛЬШОЙ интерес в 5 издании Сочинений В. И. Ленина пред'' ставляет научно-справоч, ный аппарат, имеющий не оценимое значение при многочисленные анкеты, изучении ленинского насле- которые Ленин заполнял в дия. В каждом томе — 7—8 первые годы Советской вла- печатных листов, а всего в сти: как член Московской 55 томах отведено 600 пе- организации РКП(б) 17 сен- чатнмх листов, что состав- ткбря 1920 г. (т. 41, стр. ляет более 10000 страниц 465—468); при Всероссий- мелкого убористого шриф. ской перитиси членов та. , РКП(б) 13 февраля 1922 г. В научно-справочный ап- (т. 4, стр. 509—514); как д е . парат входят прежде всего легат съезда и т. д. предисловие ко всему из- Вот сведения из некото. Данию и предисловия к рых анкет. каждому тому. В конце - каждого тома имеются комментарии, при. мечания и приложения. Это очень важная состав ная часть издания. В ком^ ментариях даются сведения исторического, фактическо. го, биографического харак. тера, Комментарии даны ко всем важнейшим статьям Ленина. По существу неред- ,ко это —г самостоятельные научно - исследовательские статьи, созданные целым коллективом авторов Ин ститута марксизма-лениниз. ма. Пропагандисты при изу. чении работ В. И. Ленина часто прибегают к издани ям — и очень неплохим — издательства « З н а к и е», «Мысль», «Политическая ли тература». Несомненно, не. редко эти издания интерес но комментируют произве дения Ленина, но они не идут ни в какое сравнение а^ому. с теми комментариями, ко. торые помещены в томах 5 издания. 1920 г. 8 ) на каких язы. ках, кроме русско го, 'говорите чи таете, пишете? С^твет: — Фран. цузским, немец. КИМ, английским — плохо все 3 (т- 41, стр. 465). А в 1922 го. ду Влади мир Ильич ' вопрос от ветил:—Сво- одном (т. 44, стр. 509). комментарий к При этом — в анкетах Ленин: писал: «Языки знаю слабо», «Плохо все 3» или даже «Свободно не владею ни одним». Или 42-й вопрос анкеть!: «Пишете ли вы статьи в га зете, на какие темы?» Ответ: — Редко, на поли тические темы. , Между тем из 45 томов произведений В. И. Ленина за 5 лет советского перио да статьи для газет состав ляют 10 томов с 36 по 45. В приложениях даны днев. ники секретарей, частично и конспективно отражающие работу Ильича и воссозда ющие картины многообраз ной жизни партии и респуб лики. Они имеют большое значение дл я , характеристи. ки последних работ Ленина, Одной из замечательных составных частей справоч. него аппарата является «Указатель имен». Указатель занимает 2400 стр., т. е . 1/4 часть - всего справочного аппарата. В указателе содержится 5000 Статья первая П(^ приглашению Клары Цеткин Ленин при шел- к ней на квартиру в , Москве перед одним из за. _ > содании П Конгресса Ко- Даже небольшие по объ- ^ , 92 , ^^оду в се- ему статьи Ленина имеют ^ чтобы ветре, комментарии, иногда пре- - объем самой титься с членами немецкой статьи.-Например, в 30 помещена статья «Военная Никто из делегатов — программа пролетарской МаЛьцан, Нейман, Франкен революции». Эту статью и Мюллер — лично Ленина своей переписке называет «О разоружении», теграфий и попросили Кла- Статья «Военная программа РУ познакомить их с Ияьи- пролетарской революции» была написана Лениным на В назначенный день и час немецком языке и предна. -Ленин пришел к Кларе, ти- значена к опубликованию н незаметно вошел в швейцарских, шведских и комнату, когда ее товарищи норвежских левых социал. ‘оряно спорили. Поздоро- демократических изданиях, вавшись, Ленин тот же час Но вовремя статья напеча- "Рннял участие в разговоре, тана не была. И вскоре н Кларе не пришло в голо. Ленин перерабатывает е е ву представить Ленина сво. для русского издания. Она «м товарищам. Яосле дол- бьша напечатана в сборни- гой общей беседы один из ко «Социал-демократ» в товарищей -отвел ее в ето- декабре 1916 г. под назва- Р°ну и спросил; «Скажите, нием «О лозунге разору-^ товарищ Клара, кто же, соб . жения» (изд. 5 -е, т. 30, ственно, этот товарищ?», стр. 151—152). Перво- Ни разу на протяжении начальный же вариант не- всего вечера Ленин не под- мецкого текста был опуб- черкнул, что он глава госу- ликован несколько позже в' Дарства, .не навязал ни од - органе Международного мысли, хотя сво- Союза социалистических ор . ®го мнения не скрывал. Го- ганизаций молодежи в сен- «« чистейшем немец, тябре — октябре 1917 года, * и> заголовок «Военная про- ' грамма пролетарской рево. ‘‘ ЛЮЦИИ» был дан не Лени- I—- — ным, а редакцией журнала 1958 году в Централь- ч(И»тернационал молодежи», Архиве Октябрьской ■Поэтому эту статью мы Революции была найдена имеем в переводе с немец- стенограмма речи Ленина кого (см. т. .30, стр. 131-—^ ^ немецком языке, произ- / * несенная им на Ш Конгрес-^ Почти в каждом томе се Коминтерна 1 июля 1921 имеются приложения. В ка. года в защиту тактики Ком. честве приложения дано “ У«‘’=™ческого Интерна. ОКОЛО 200 ленинских доку- Ч*’° ”ала. ментов — записок, пометок. Но 1 июля 1921 года Ле- гроектов, тезисов и т. д. нйн произнес еще одну Луначарский отмечал, что речь на французском язы. ■ каждая ленинская строке ке по* итальянскому вопрот »т огромное значеяир су. Причем-, споря с главой для Характеристики т^х или ^итальянской-делегации Тер- ых событий историй на- рачини, он произносил й партии, и характериз/-' «го фамилию на итальян- Ленина, как вождя и ч е ! ' «кий-лад; б е з акцента на ловека. «чи» (по свидетельству . са- В приложениях приардятя . МОГр .Даррачияи). имен, из них 1400 сквозных, упомянутых в 2 или более Указатель имен содержит краткие биографические справки о пицах, упомяну тых Лениным или встречав шихся с Ильичем. Основная цель указателя •— помочь читателям глуб. же понять ленинский текст, а также быстро найти в то мах высказывание Ленина о том или ином лице. Составить такой указа тель было' необычайно сложно; 2000 имен упоми. нелось впервые, из них 1350 --- в советский период. В 900 именах раскрыты псевдонимы, политические и литературные, а их было у Луначарского — 6 , Красина — 7, Мартова — 12, Плеханова—^5 и т. д. Указатель содержит све. дения о лицах, которые ни где, ни В каком справочни ке раньше не давались, и не даются до сих пор, и по этому может служить само, стоятельным справочным пособием. Каждое имя тщательно изучалось, для чего было послано 900 запросов более чем в 200 городов СССР и 8 С запросов за границу, так как . в указателе даются справки почти о 2000 ино- странных лиц. Немала трудностей вы звали расшифровки псевдо нимов и кличек. Была вос становлена правильная тран скрипция многих фамилий, особенно иностранных лиц. Гербек — а не Гербель, Лютераан—а не Лаутеран. Если по выходе в свет то- ма обнаруживались новые сведения об уже упомяну тых лицах, то в последую, щих томах вновь давалась биографическая справка, а. не ссылка на предыдущие тома. Например, о Гонец- ком, Крыленко, - Юджине Д ебесе и др. Исправлены все фактиче ские ошибки, имевшие ме сто в предыдущих издани ях, восстановлено доброе имя всех тех деятелей пар. тии, государства и между народного рабочего и ком мунистического движения, которые работали и боро лись рядом с Лениным. э- никто из л языке, так ч IX Не подумал, что с ни- и говорит не ихсоотечест- . ЛЕНИНГРАД . Юбилейное издание полного со брания Сочинений В. И. Ленина в 55 томах вы- пустит типография «Печатный двор» имени Горь к о г о . .............. ■НА СНЙМКЕ: ударник коммунистического тру да член КПСС мастер Галина Бордаусова прове ряет готовые экземпляры. -- Фоте М. Блохина. (Фотохроника ТАСС). Тысячи яолитинформато- ров в нашей области помо' тают тр-удящимся понять и осмыслить теоретическое на следие В. И. Ленина, основ ную линию, проводимую на шей партией, внутреннее и внешнее положение нашей страны и ряд других вопро сов. Среди них — Лида Ко новалова, бухгалтер Елец кого завода медоборудова- ния, которую вы видите на снимке. Занятия в группах, а их у девушки четыре, всегда проходят интересно, увлекательно. Темы Л. Ко новалова всегда старается раскрыть полнее, рассказать так, чтобы не осталось рав нодушных или не понявших. И любят ее слушатели за большую эрудицию, за лю бовь к порученному делу. Фото Л . Антошкина. „Уроки мужества"—молодым •Центральный штаб Всесо юзного похода комсомоль цев и- молодежи, по местам революционной, боевой и трудовой славы -советского народа обсудил 23 января проблемы дальнейшей -акти визации похода. Заседание проходило под председа тельством Маршала Совет ского Союза дважды Героя Советского Союза И. (1 Ко- Решепо объявить конкур-- сы среди молодых следопы тов народного подвига: на лучшие .общественные му зеи, лучшие, памятники, ус тановленные молодежью в местах, связанных со знаме нательными событиями в истории нашего государства, лучшие любительские филь мы на военно-патриотиче ские темы, песни о походе. Центральный штаб разра ботал обширную программу слетов, встреч, военно-спор тивных соревнований, по священных 25-летию Победы советского народа над фа шистской Германией. 'В честь этого праздника в стране будет проведена не деля боевой славы. Обсуждены также вопро' сы организации летом иы нешнего года в Поволжье на родине Ленина, Всесоюз ного слета победителей -по хода. (Корр. ТАСС). Идет зимняя сессия. Но, несмотря на то, что у студентов в эти дни много за- бот, два друга с механо-машинострои- тельного факультета Липецкого филиала МИСиС Дмитрий Асташов и Николай Кнутов все же находят время, чтобы подготовиться к очередным собеседова ниям по Ленинскому ^зачету. Ведь это тоже экзамен, прич®| 1 | '— очень серьезный и ответственный. Фото Ю, Клюева. В ТРОЕКУРОВСКОЙ сред ней школе совхоза «15 лет Октября» есть уче ник Владимир Ночевкин. Невы, сокого роста, худенький, неве роятно упорный и любопыт ный. А так как любит он авиа.- цию и любит все сам испы тать,, то дома у него одних ре. ек,' фанерок, железок, побря кушек — гора-горой. Мама терпеливо мирится с «техниче. ским» хламом. Уж очень дело- вые разговоры ведет Вовка с дядей Васей — военным -лет чиком, когда он приезжает в гости.' А «заболел» Вовка авиацией, когда еще совсем малышом был. Старшеклассник Алек, сандр УгрюМов, парень серь езный и вдумчивый, тайно со орудив ■' огромный самолет, шуганул егЬ с высокого, овра. жистого берега. Случайно этот, полет увидел Вовка — и серд. це его дрогнуло. Как-то .сидел он дома, под окном свистнул дружок Толька Карачьевцев. — Вовка, а, Вовка! А :что я на почте узнал. По заказу вы сылай деньги. А тебе — по сылку. А в ней •— самог 1 е 1 ..« Проси деньги — и айда! ^Приятелю модели быстро наскучили, а Вовка — «вгрыз ся», Но, честно говоря, успехи не радовали мальчишку. Мо дели, как правило, после пер вого. полета превращались в «дрова». Ехидные замечания в адрес конструктора были бес конечными. Вовка лишь похмыкивал. Он уже знал: у других-то модели стов самолеты летают, и здо рово летают. Журнал «Моде лист-конструктор» стал другом и советчиком мальчугана. Ны нешней осенью 0 № выписал .мотор. Денег родители не по жалели. И вскоре пришла ма ленькая. посылочка. Вовка - то ропился, извлек моторчик, ах-' нул; крошечный, он свободно помещался на ладони. Отец, совхозный механик, только го. повой повертел: — Ну и техника! знал. Напишу», — решил он. Ответ пришел быстро. Кто знает, может, письмо помогло, а может, Вовка в инструкции до конца разобрался, словом, завелся мотор. Торжествующий Вовка позвал ребятишек. Пришли и увидели моторчик, прибитый к столику, сильно *Ьахло эфиром, керосином и еще чем-то противным. Все дружно зафыркали, зачихали, кто-то буркнул: — Алхимия! Вовка и ухом не повел. — Минуточку! Залил в бачок горючее. Дер . нул пальцем за винт. Что-то хлюпнуло, замолкло. Ребятиш. ки насмешливо засопели. Вов ка тоже засопел, рванул паль- ■ заинтересовался, — Давай запустим. Сообща сын и отец долго вертели винт. Мотор сердито . порыкивал, тому и другому больно доставалось по паль цам. Дальше дело не пошло. А мать ругать не ругала, но обидно поддевала: «Пустили деньги на ветер...» Обижался Вовка, но виду не подавал, углубился в журналы, герелистал целую кипу. Нашел статью, а под ней подпись: «Липецкая областная ■ станция юных техников». «А я-то не цем еще сильнее. Н вдруг — все даже вздрог. нули — мотор голосисто рявк. нул, винт мгновенно превра. тился в блестящий, диск, грохот пошел, уши заломило. — А теперь самолет по строю, Обязательно полетит! .Но новый самолет не поле, тел, он снова разбился. Неве роятно терпеливый Вовка строчил в авиамодельную ла бораторию одно письмо за другим. Все его интересовало, и во всех письмах сквозило одно: «Я хочу, чтобы мои мо дели летали». Он искал причи ны неудач, мечтал о том вре мени, когда модели начнут слушаться его, просил черте жи, схемы «надежных», «хоро ших летучих» моделей и му жественно переносил насмеш, ки, которых было предостаточ но. Вот таким быстрым, реши тельным, настойчивым Вовка появился в авиамодельной ла боратории накануне праздника Октября. То был незабывае мый для него день. Лаборато рия поразила его. Он увидел десятки отлично построенных, великолепно отделанных моде лей. И голос его упал: — Теперь понимаю, почему у меня не летали. — Дело наживное! — обод ряюще воскликнул Сережка Варфоломешкин.— Терпение и труд все перетрут. Вовка не растерялся—и пер вый признак этого — горохом посыпавшиеся вопросы. Рассмеялся руководитель ла боратории и тихонько ему — Ты у ребят больше спра. шивай, смотри. Они — боль шие специалисты... Мальчишки быстро нашли общий язык. Прощались друзьями. И совсем скоро из совхоза пришло письмо, полное сча стья. «У меня радость, сегодня модель парила в воздухе. Пе ред запуском даже не дышел, очень был взволнован! А сколько собралось ребят!. Они даже не верили, что я сам вобрал модель, а сказали, что купил где-то. Но вы-то знаете. ...Вот прошли мои первые уроки. А теперь что предло- жете мне делать дальше?». В этих словах весь Володя— находчивый, пытливый паренек из совхоза. Что ему посовето вать? Конечно же, продолжать конструировать новые схемы. Р. ГРИГОРЬЕВ. Н А Ш И К Р Ы Л Ь Я «Вступайте в ряды мальчишек, Штурмующих небо!» Ю. А. ГАГАРИН. Извечная детская забава — запускать под облака хвоста тый змей. Поначалу их масте рят отец, дедушка или старший брат. Но потом... Потом вдруг и свои руки потянутся к рабо те. И тогда появляется гор дость конструктора: «Мой зме ек летает». И хочется большего. Ну, ко нечно же, сделать самолет. Не такой, который бы мертвым ма некеном застыл на столе, а чтобы жил, летал, выпбрхнул бы птицей из рук и пошел в синь неба. И у кого, помимо желания, есть изрядная толика упорства, настойчивости, начинает стро ить авиационные модели. Они летают. Поглядишь — вроде все просто.' Но в действитель ности сколько работы прихо дится переворошить маленько му авиаконструктору! Оказы- вается, нужно отлично владеть многими инструментами — сто лярным, слесарным, измери тельным, чертежным. Потом придет неуемное желание стро ить модели не по готовым чер тежам из книжек и журналов, а — «Свое бы сконструиро вать!». И окажется, что, поми мо умелых рук, необходимы знания, порой те самые школь ные знания, которые иной раз так «не хотят лезть в голову». И становится предельно ясно, что к учебе нужно относиться совершенно иначе. Не все, понятно, станут в дальнейшем летчиками, инжене рами, техниками, конструктора ми. Собственно, это не самое важное. Пять лет занимался в авиа модельной лаборатории област ной станции юных техников уче ник школы № 29 Виктор Га- лингер. Не раз бывал чемпио ном города и области. А посту пил в музыкальное учцлище. Но модели продолжает стро ить. Это его любимый вид спорта. А вот друг Виктора Галин- гера ученик школы № 4 Сергей Быховский решил иначе, в сей час второй год учится в Мо сковском авиационном инсти-: туте. Ушли в авиацию после школы и другие авиамодели сты-спортсмены. Ученик Казинской средней школы Владимир Чаплыгин, хоть и далековато ему было, в течение нескольких лет ча стенько находил дорогу в авиа модельную лабораторию обла стной станции юных техйиков. С увлечением строил самолеты, планеры, более того — увлек сверстников в своей школе, соз дал авиамодельный кружок. Блестяще сдал экзамены на ат тестат зрелости, поступил а Московский авиационный ин ститут. А ведь всего несколько лет назад Вова Чаплыгин пу скал змейки, потом начал стро ить модели... , Так юные обретают крылья. М ЕЧТЫ бывают разные. Вернее, люди мечтают каждый по- своему. Зоя Карасева родилась и -выросла в окруженном садами тихом селе Добринского района. Веснами, когда ласковый южный ветер зыбил бело розовые разливы; ей хотелось, оку нуться в море цветов. Осенью хруст кие яблоки уводили ее- в знакомые дагшь по географии, ц газетам города И' села, казалось, вядела она- доволь ные, благодарные *лица- детей и взрос, ■лых, л а к о м и в ш и ^ ' плодами, ■ выра- шенными ее матерью. ■ Возможно, эти детские ощущения и зародили В' ней мечту — тихую, земную. Зоя решила стать ■оадово- ' дом. .................... ‘ Окончив- восемь классов, она по- стуиняа- в -Лебедянское - профессио нально-техническое училище, расп-о- ложениое па территории одного из лучших плодоводческих хозяйств — совхоза «Агроном».. Нет нужды рас сказывать о -«бое», выдерлсанном ею с .руководителями школы и колхоза, которые н е . хотели, отпускать девуш ку на учёбу, о долгих часах упорной, работы с киигаи^и и на практике в знаменитых агрономовских садах. , ,Важно,- ч то ,летом минувшего года Зоя получила диплом с отличием об З а щ и т и т е т е н т у окончании училища. ■ Встреча с мечтой произошла в са мое радостное и, пожалуй, самое трудное для садоводов время-: когда Зоя и двадцать ее подруг приехали в совхоз «Тимирязевский», началась уборка урожая. Чуть свет девчонки бежали на работу. .Возвращ ались пездц уставшие,, ) радостные. Бригадиры не могли нахвалиться мо лодым пополнением. / ' Напряженный р и тм ' работы, ра дость о'й сознания, что они, н ак он ец . . то, замяты любимым делом, заслоня ли неустроенность быта: в общежи тии, где их поселили, не было ни плиток для приготовления пищи, ни утюга, чтобы привести в порядок одежду. Это были первые пьянящие дни самостоятельности. Дни, когда все казалось достижимым, и на до-' - садные мелочи смотрелось- ирониче ски. Разочарование пришло позже... Знакбмый приземистый дом барач- нсго типа, знакомый длинный кори дор, по обе стороны которого частые темно-коричневые двери . Все, как к было. Только*на Стенах вспыхивают звездочки инея, да не'слышу так при- Б1.!чного прежде девичьего смеха. На стук — неприветливый возглас: — Войдите. Посреди комнаты вокруг неболь- шой электрической плйтА сидят дев чата. Они в пальто , косынках — гре ются. ^ ; добиое не только в совхозе «Тимиря зевский», но и в 'других плодоводче ских хозяйствах области. Оплату вы пускникам училища, как правило, устанавливают такую же, как и не квалифицированным рабочим, не смотря на то, что по окончании уче бы им присваивается 4—5 разряд. Невольно напрашивается мысль, Вниманию треста садоводства — Так и живем. — Спим одетые. — Заработки — уборщица полу чает больше. Знаю, что у некоторых вообще нет родителей, воспитывались в интерна те. У других — большие семьи, и помощи из дома ждать не приходит-' ся. А официальная справка, ко'^орую дали в бухгалтерии, доказывает, что заработок действительно мизерный— от пятнадцати до сорока рублей. Кстати, следует заметить, что по что подобный метод не только ри- каго не тревожит, но отдельных да- }ке' устраивает. Непонятно лишь, но-, чему спокойно смотрят на это пред ставители профсоюзных и комсо мольских органов? Ведь существует же постановление правительства, в котором ясно сказано, что выпускни ки профтехучилищ должны прини- маться на работу по разрядам, при- сьоенным государственной квалифи кационной комиссией., А если их и дозватяется всподьзовать на работах по низким разрядам, то не больше д ву х— трех месяцев. Казалось бы, тут профсоюзу и комсомолу забить тревогу, но.... ' , Секретарь комитета комсомола Владимир-Образцов беспомощно раз водит руками: «Что могу сделать? ХОДИЛ' в контору, настаивал, говорят —■ положения нет». Директо.р совхоза А. Г. Зверев то же занял-странную ПОЗИЦИЮ; Как со общил он в личной беседе, ему при ходилось сталкиваться с жалб.бамн выпускников училищ, работая в «Аг рономе». Он должен был готовиться к тому, что подобные вопросы всплы вут и на новом месте. Но стоит ли возиться? Гораздо проще избегать встреч и разговоров с девчатами. Заведующая, отделом труда и з ар платы Липецкого треста плодоводче ских совхозов удивленно ответила: — Перед нами никогда ие став.чли подобных проблем. Жалоб не посту пало. Мы и не думали, как ее ре шать. Посоветуемся с центром. Три инстапшш, три мало чем от личающихся друг от друга позиции; Складывается впечатление, что в совхозах названного треста вообще не хотят всерьез заниматься моло дежью, не хотят решить кадровую проблему, хотя здесь, как нигде, ощущается нехватка квалифициро ванных рабочих. Иначе чем- объяснить сяедующёе. Тот же совхоз имени Тимирязева з а требовал из Елецкого училища двад цать мастеров по Переработке пло дов,, овощей и ягод. Запрос удовлет ворен. Чем же занимаются вновь прибывшие? Моют тару, расчищают снег во дворе, переносят с места Фа место ящики. Подобные примеры можно приве- сти по Лебедянскому, Усманскому, Долгоруковскому и другим районам. Не много ли? Для чего фасходуйт- ся государственные средства на под готовку кадров, если работу могут выполнить и неквалйфииирОваннбге р. 1 бочие. Одним словом, пока одни при пер вой неудаче опускак/т. руки, другие-— уходят от решения вопроса, третьй— отсиживаются, девчата все больше утрачивают веру в правильность йз- б;лнного пути. В. АЛИБЕКОВ, наш спец, корр- Лебедянь ДолгорукОвб.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz