Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

Ч ЕРЕЗ Брезно идут полу огромный ковер. Доро- подразделеиия от - г а я мягкая .мебель. По по­ ступающих фаши- лированноыу столу постукм- гтов и их союзников — вают длинные тонкие паль- венгерские части Саланш, цы с наманнкюренными оог- На улицах усиленные паря- тями. ды полевой жандармерии. Перед столом, еъежив- Проезжают транспортеры, шись, сидит Иржик. Тенью грузовые и легковые ав! 0 - у двери — солдат-эсэсовец, машины. Проносятся мото- " _ Итак, мы встретились цнклисты. Типичная суета д„овь, мой юный проводник, города, очень близкого к ли. Иу теперь, надеюсь, ты рас- нии фронта. скажешь подробнее о своих По улице не спеша, словно друзья.к-бан.дитах? А? Те- прогуливаясь, идет Иржик, опять послали бандиты? засунув руки в карманы Онн, наверное, угрожали пальто. В конце улицы ^ расправой, если ты не вы- дом, где его ждет связной, полнишь их какое-то зада- Мимо Иржика медленно иие в городе... Да? Кто ясе ■ проезлгает черная легковая тебя послал? машина. Рядом с шофером Иржик еле слышно: гестаповский . офицер, судя — Меня никто не. посы- пх> знакам отличия, большой лал... чин. Колючие глаза холо.лио На губах гестаповца зме- посматривают из-под ко- ■ится_ехидная у'лыбка. зырька фуражки. Офицер Иржик еще ниже опуска- смотрит на тротуар, видит ет голову. Иржика, и вдруг глаза его Гестаповец; вспыхивают. 7 - — Никто не посылал? Ты Гестаповец мгновенно уз- подумай -и вспомни. Кто и нает Иржика,- Полуоберпув- зачем: тебя послал в город? шись через плечо, он гово- Иржик молчит, опустив рит сидящим сзади: глаза. Лицо гестаповца ка — Видите этого маль- менеет. чишку? — рука в кожаной Гестаповец кивает часово перчатке показывает на Ир- мУ- Через несколько минут жика. — Немедленно взять! тот вводят окровавленного Мой старый знакомый 'ма- м е держащегося на ногах ленькнй партизанский баи- че.човека, — Ты посмотри на него Иржик идет по тротуару, ~ обращается гестаповец его нагоняют двое гестапов- Иржику, он то;«е снача цев, схватывают за руки и 'Тз не хотел говорить. А те вталкивают в машину., , "ерь он все говорит! На тротуаре один из про- Иржик' взглядывает и -хожих высокий мужчина в вздрогнув, сразу отводит куртке и кепи делает не- глаза. Гестаповец внима сколько шагов к машине. телмш наблюдает за ним Офицер на переднем силе- Кивает часовому; —: Увесп НИИ молча рассматривает в заключенного. Через зеркало л.ицо Иржика. Оно ско.лько мгновений тишину бледно, губы плотно, еудо- кабинета разрывает нечедо рожно сжаты. вёческий крик за дверью. ...Просторный кабинет. На Иригик вскидывает на ге — ......-- - стаповца глаза. Тот очень внимательно смотрит на па ренька. В глазах юного пар Тйзана нет страха. В нй.х ненависть. На го.'юву Иржика льют воду. Он медленно открыва­ ет глаза. Гестаповец: — Может, теперь ты бу. дешь говорить? Иржик медленно отрица­ тельно качает головой. Лицо гестаповца то появ­ ляется на несколько мгно­ вений, ТО опять исчезает за темной пеленой. Видно, как за окном по мостовой идут а идут от­ ступающие гитлеровские войска. Пехота, машины, орудия, тягачи. В кабинете перед столом сидит Иржик', гестаповец прохаживается по пушисто­ му ковру, говорит, как бы размышляя вс.лух; — Если ты сегодня не скажешь, зачем пришел в город, завтра тебя расстре­ ляют. А в протоко.зе мы на­ A . С А д и л е н к о B . Д л е к с А н д р о в (Продолжение, Начало в 90—9 ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЦЕНАРИЙ Иржик без сознания ле-, Ж 1 |т на полу камеры, в под­ вале со сводчатым потол­ ком. Свет еле пробивается сквозь ма.ченькое зареше­ ченное оконце.: ...Очень яркий солнечный какой-то веселый морозный день. Снег ослепительно искрится под лучами солнца и наполняет комнату празд­ ничным светом. Снежный свет льется по­ током через широкое окно. пишем, что ты во всем при­ знался, и партизаны будут тебя считать предател^. — Нет, нет, — в каком- то исступлении кричит Ир­ жик, — я ничего вам не скажу. Наступил вечер. Иржик по-прежнему .сидит перед столом, бессильно' откинув голову иа спинку стула и опустив вниз руки. Гестаповец, тоже изрядно утомленный, сидит . напро­ тив за столом, отхлебывая из чашки кофе. Достает си­ гареты. Жарко топится камин, весело прыгают по полень­ ям языки пламени. Гестаповец ищет, видимо, зал^игалку, но не находит ее, и тогда его взгляд па­ дает на камин. Он подхо­ дит к нему, наклоняется, вытаскивает из огня раска­ ленные добела щипцы, при­ куривает от них сигарету. С минуту смотрит на щипцы, блики огня отражаются в его глазах, и вот гестаповец со зловещей улыбкой резко поворачивается в сторону Иржика. Их взгляды встречаются, и мальчик догадывается, 'весь холодея от замысла геста­ повца. Офицер часовому: — Двух человек ко мне. Входят два солдата-эеэ- совца и останавливаются за спинкой стула Иржика. — Возьмите его руки ' и вытяните вперед, — коман­ дует офицер. Солдаты исполняют при­ каз. Гестаповец, приближаясь к Иржику' с раскаленными щипцами, щелкает ими, с концов летят искры. — Спрашиваю в послед­ ний раз: зачем ты пришел в город? Иржик молчит. Мы ие слышим крика. Видим толь­ ко рот, разорванный диким криком, широко открытые глаза. наполненные нече­ ловеческой болью. Наплыв, и все смешивает­ ся, темнеет. Опять камера со сводча­ тым потолком. Иржик ле­ жит ИЗ' полу, изредка тихо стонет. Широко открытые глаза смотрят в темноту. Но вот постепенно усталость сламывает его и прн.ходит сои. Иржик спит. Сон Иржика: Он идет по огро.мпому цветущему лугу в горах. Цветущий склон крут. И там на са.мой его вершинф, плывут, плывут облака. Ог­ ромное небо похоже на ко­ ре. Да, это действительно настоящее море. Весело на­ катывают волны, и по их пенистым верхушкам, бле^ стящим бокам катитсй солнце. Радостный .Иржик бежит навстречу волнам, и его окатывают серебристые брызги. Иржик ~ всматривается' вдаль и вдруг совсем близ­ ко видит корабль с распу­ щенными белыми парусами. Ему хочется на корабль. Оа бежит по воде, а корабль медленно уплывает навстре­ чу солнцу. Иржик протяги­ вает к нему, руки, п вдруг все нсчезае'ц Остается боль. Ирншк отдергивает —от. стены обожженную- руку, садится на полу и качает ее, поддерживая здоровой. Низкие своды камеры, я чуть, светатся. маленькое в решетке окно.' , « По-йицу Иргйгкр. мед­ ленно катятся крупные сле­ зы., Но од молчит. Его гу­ бы чуть слышно шепчут: —"А все-таки я им ничего не сказал... и не скажу... ...Иржик и гестаповец едут в машине. Впереди и ' сзади машины — мотоцик­ листы. Гестаповец: — Надо было сразу !С*са- зэть, что., пришел в город, чтобы забрать из тэйника батареи для рации. А поче­ му их решили, спрятать) ^во дворе гимназий? г' ( ^ ' Иржик; ■ — Не знаю. ■т >■ (Продолжение следует) КАРЛОВЫ ВАРЫ (ЧССР). СОВЕТСКАЯ КИ­ НОАКТРИСА НАТАЛЬЯ БЕЛОХВОСТИКОВА НА XVII МЕЖДУНАРОДНОМ КИНОФЕСТИ- ВАЛЕ В КАРЛОВЫХ ВАРАХ ПОЛУЧИЛА ПРЕ­ МИЮ ЗА ЛУЧШЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ. ЖЕНСКОЙ РОЛИ. ОНА СНИМАЛАСЬ В ФИЛЬМЕ С. ГЕб" РАСИМОВА «У ОЗЕРА». НА СНИМКЕ: ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЖЮРИ КИ­ НОФЕСТИВАЛЯ КАРЕЛ ЗЕМАН ВРУЧАЕТ ПРИЗ НАТАЛЬЕ БЕЛОХВОСТИКОВОЙ. Телефэто ЧТК —ТАСС. „Радуга“ против „Сангама“ Не так давно в Липецке демонст­ рировались два больших .двухсерий­ ных фильма. Первый—цветастая ин­ дийская мелодрама из жизни благо, родной и несчастной" красавицы-тан­ цовщицы, энная вариация да темы «Бродяги» и «Неизвестной женщи. ны». Второй — взволнованное пове­ ствование о современности, острое, и глубокое произведение, ставшее при­ метным событием в советском кино­ искусстве. И что же? «Материнская любовь». Очереди у билетных касс. Аншлаги. 330 сеансов. 126.200 рублей выручки. «У озера». Премьера в кинотеатре «Металлург» собрала всего лишь не- ско.чько десятков человек. 160 сеан­ сов. 39.000 -рублей. Известный советский театральный режиссер Алексей Попов сетовал ког. да-то па разрыв между сценой и зрительным залом. Человек, пришед­ ший в театр, говорил он, часто ока­ зывается умнее, интереснее, сложнее, чем герои спектаклей, чем само сце­ ническое произведение. В кино это протпБор.ечне еще рез­ че: ведь к неудач'ным фильмам оте­ чественного производства прибавля­ ются всевозможные «.Анжелики» и «Сангамы». Но вот- липчанам пред­ ложили встретиться па экране с до­ стойными их героями, а липчане особого энтузиазма не проявида. Предпочли искусству — ненскусство. Проголосовали за откровенную фальшь лубка. Объяснить ситуацию нетрудно. Соб. ствеино говоря, «.Материнская лю­ бовь»,— явление того же ряда, что и навязшие в Зубах у фельетонистов глиняные расписные кошечки-копил­ ки или коврики с лебедями. Однако учтите: молодой инженер, врач, ра­ бочий стана « 2000 » вряд ли повесит у сёбя в квартире такой коврик. А вот «Материнскую любовь» смотреть - пойдет. И ловкая, подкрепленная пе­ сенками и танцами, в пышных деко­ рациях снятая халтура молкет его обмануть... Что же делать? И есть ли у 'нас возможность что-либо сделать? К.ак- ыикак кинопрокату ведь нужно да­ вать план, не уговоришь его заме­ нить «Материнскую любовь» на дру­ гой, более художественный, но ме­ нее «кассовый» фильм. И все же сделать можно многое. Эстетическая неразвитость? Так да­ вайте развивать этот вкус. Давайте нь 1 ^ е вместе учиться отличать правдивое, высокое искусство от фальши н хал­ туры. Как? Ответить можно коротко; Липецку необходим клуб друзей ки­ но. Такие клубы есть во миогйх горо­ дах. Члены их взяли на себя боль­ шую и благородную миссию пропа­ ганды киноискусства. Они устраивают циклы лекций по истории кино. Организуют-,.в кинотеатрах, двор­ цах культуры, на заводах, в институ­ тах просмотры лучших кинокартин, обсуждения щдискуссии. Изобретательно рекламируют но- ;вые, достойные внимания, фильмы. Ведут в школах фак^дьтатирпые занятия, на которых ребята серьезно учатся понимать кино. Создают кинотеатры хорошего фильма и руководят их работой. Встречаются с актерами, режиссе­ рами, сценаристами, операторами. Итак, клуб ^ разветвленная об­ щественная организация — пропа­ гандирует достижения кино всеми методами и формами. Один из .лучших в стране клубов друзей кино (1СДК) организовали у себя наши соседи —' воронежцы. А в Липецке? Нечто напоминающее киноклуб го­ да три назад попытались сделать студеяты пединститута. Официально клуб «Радуга» существует по сей день. Но к чему, сводится его дея­ тельность? 200 его членов— пре­ имущественно будущие педагоги— • раз-два в. месяц, смотрят новые кар- ■тины, а после пишут короте ы: аннотации для стенгазеты, что вь шена в кинотеатре «Октябрь». Вот все. О массовой работе нечего и го­ ворить. О более или менее система­ тическом изучении истории и теория кино хотя бы уж самими «радужа- нами» — тоже (а ведь поначалу ду­ мали о таком изучении). А рядом с педагогическим инсЗ- тутом, между прочим, расположен Дворец культуры завода «Свободный сокол». Здесь постоянно «крутят» старые фильмы. Причем, администра­ ция словно нарочно включает: в ре­ пертуар .картины похуже: (хотя; вы­ бор-то имеется). За три,:—четырелте- дели сокольцы .имели возможность повторно посмотреть и пустенькую комедию «Сиртаки», и заурядного «Капитана Нуля», а самое главное—• целую обойму ИНДИЙСКИХ’ плюс щакич сталоких лент, в Т 0 МчШис,т^: 5 — пе-! чально нашумевшие -"«Сфгйм» к «Золотые серьги». Вот ®де:!п[жязить бы себя «радужанам»! Составить хо­ роший репертуар, пойти на завод рассказать людям о фильмах, ко рые они могут посмотреть, распр странить билеты, выступить перед сеансами с беседа.ми о новостях ки­ но:,. Это — для начала. Вообще же. повторимся, нужен го­ родской клуб друзей кино. С сек­ циями в школах, техникумах, на крупнейших предприятгйх, С *инте­ ресным разнообразным Ълат^оя'рабо­ ты. Будет просто здорово, если ком­ сомольцы пединститута по-настояще­ му возьмутся за дело, войфут в об­ щественные советы при ДК й каче­ стве консультантов по вопросам ки- иорепертуара, сумеют оргаиизочать популярные лекции... — к 6 рр)ге, если «Радуга» не на шутку объявит войну «Сангаму» и «Фантомас^^»... В. ТАЯКИН. | | Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ. " АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, Коммунальная пл., 44, ред. газеты «Ленинец». Телефоны; редактора — 2—33—53, ответственного секретаря и отдел иллюстраций — 2 —28—39, идеологический отдел — 2—34—13, отделов: комсомольской жизни — 2—36—43, учащейся молодежи — 2—38— 50, писем и спорта — 2—34—46. АЭ 93491 Липецк, типография областного управления по печати. Зак. № 6253,'

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz