Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)
Ч ЕРЕЗ Брезно идут полу огромный ковер. Доро- подразделеиия от - г а я мягкая .мебель. По по ступающих фаши- лированноыу столу постукм- гтов и их союзников — вают длинные тонкие паль- венгерские части Саланш, цы с наманнкюренными оог- На улицах усиленные паря- тями. ды полевой жандармерии. Перед столом, еъежив- Проезжают транспортеры, шись, сидит Иржик. Тенью грузовые и легковые ав! 0 - у двери — солдат-эсэсовец, машины. Проносятся мото- " _ Итак, мы встретились цнклисты. Типичная суета д„овь, мой юный проводник, города, очень близкого к ли. Иу теперь, надеюсь, ты рас- нии фронта. скажешь подробнее о своих По улице не спеша, словно друзья.к-бан.дитах? А? Те- прогуливаясь, идет Иржик, опять послали бандиты? засунув руки в карманы Онн, наверное, угрожали пальто. В конце улицы ^ расправой, если ты не вы- дом, где его ждет связной, полнишь их какое-то зада- Мимо Иржика медленно иие в городе... Да? Кто ясе ■ проезлгает черная легковая тебя послал? машина. Рядом с шофером Иржик еле слышно: гестаповский . офицер, судя — Меня никто не. посы- пх> знакам отличия, большой лал... чин. Колючие глаза холо.лио На губах гестаповца зме- посматривают из-под ко- ■ится_ехидная у'лыбка. зырька фуражки. Офицер Иржик еще ниже опуска- смотрит на тротуар, видит ет голову. Иржика, и вдруг глаза его Гестаповец; вспыхивают. 7 - — Никто не посылал? Ты Гестаповец мгновенно уз- подумай -и вспомни. Кто и нает Иржика,- Полуоберпув- зачем: тебя послал в город? шись через плечо, он гово- Иржик молчит, опустив рит сидящим сзади: глаза. Лицо гестаповца ка — Видите этого маль- менеет. чишку? — рука в кожаной Гестаповец кивает часово перчатке показывает на Ир- мУ- Через несколько минут жика. — Немедленно взять! тот вводят окровавленного Мой старый знакомый 'ма- м е держащегося на ногах ленькнй партизанский баи- че.човека, — Ты посмотри на него Иржик идет по тротуару, ~ обращается гестаповец его нагоняют двое гестапов- Иржику, он то;«е снача цев, схватывают за руки и 'Тз не хотел говорить. А те вталкивают в машину., , "ерь он все говорит! На тротуаре один из про- Иржик' взглядывает и -хожих высокий мужчина в вздрогнув, сразу отводит куртке и кепи делает не- глаза. Гестаповец внима сколько шагов к машине. телмш наблюдает за ним Офицер на переднем силе- Кивает часовому; —: Увесп НИИ молча рассматривает в заключенного. Через зеркало л.ицо Иржика. Оно ско.лько мгновений тишину бледно, губы плотно, еудо- кабинета разрывает нечедо рожно сжаты. вёческий крик за дверью. ...Просторный кабинет. На Иригик вскидывает на ге — ......-- - стаповца глаза. Тот очень внимательно смотрит на па ренька. В глазах юного пар Тйзана нет страха. В нй.х ненависть. На го.'юву Иржика льют воду. Он медленно открыва ет глаза. Гестаповец: — Может, теперь ты бу. дешь говорить? Иржик медленно отрица тельно качает головой. Лицо гестаповца то появ ляется на несколько мгно вений, ТО опять исчезает за темной пеленой. Видно, как за окном по мостовой идут а идут от ступающие гитлеровские войска. Пехота, машины, орудия, тягачи. В кабинете перед столом сидит Иржик', гестаповец прохаживается по пушисто му ковру, говорит, как бы размышляя вс.лух; — Если ты сегодня не скажешь, зачем пришел в город, завтра тебя расстре ляют. А в протоко.зе мы на A . С А д и л е н к о B . Д л е к с А н д р о в (Продолжение, Начало в 90—9 ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЦЕНАРИЙ Иржик без сознания ле-, Ж 1 |т на полу камеры, в под вале со сводчатым потол ком. Свет еле пробивается сквозь ма.ченькое зареше ченное оконце.: ...Очень яркий солнечный какой-то веселый морозный день. Снег ослепительно искрится под лучами солнца и наполняет комнату празд ничным светом. Снежный свет льется по током через широкое окно. пишем, что ты во всем при знался, и партизаны будут тебя считать предател^. — Нет, нет, — в каком- то исступлении кричит Ир жик, — я ничего вам не скажу. Наступил вечер. Иржик по-прежнему .сидит перед столом, бессильно' откинув голову иа спинку стула и опустив вниз руки. Гестаповец, тоже изрядно утомленный, сидит . напро тив за столом, отхлебывая из чашки кофе. Достает си гареты. Жарко топится камин, весело прыгают по полень ям языки пламени. Гестаповец ищет, видимо, зал^игалку, но не находит ее, и тогда его взгляд па дает на камин. Он подхо дит к нему, наклоняется, вытаскивает из огня раска ленные добела щипцы, при куривает от них сигарету. С минуту смотрит на щипцы, блики огня отражаются в его глазах, и вот гестаповец со зловещей улыбкой резко поворачивается в сторону Иржика. Их взгляды встречаются, и мальчик догадывается, 'весь холодея от замысла геста повца. Офицер часовому: — Двух человек ко мне. Входят два солдата-эеэ- совца и останавливаются за спинкой стула Иржика. — Возьмите его руки ' и вытяните вперед, — коман дует офицер. Солдаты исполняют при каз. Гестаповец, приближаясь к Иржику' с раскаленными щипцами, щелкает ими, с концов летят искры. — Спрашиваю в послед ний раз: зачем ты пришел в город? Иржик молчит. Мы ие слышим крика. Видим толь ко рот, разорванный диким криком, широко открытые глаза. наполненные нече ловеческой болью. Наплыв, и все смешивает ся, темнеет. Опять камера со сводча тым потолком. Иржик ле жит ИЗ' полу, изредка тихо стонет. Широко открытые глаза смотрят в темноту. Но вот постепенно усталость сламывает его и прн.ходит сои. Иржик спит. Сон Иржика: Он идет по огро.мпому цветущему лугу в горах. Цветущий склон крут. И там на са.мой его вершинф, плывут, плывут облака. Ог ромное небо похоже на ко ре. Да, это действительно настоящее море. Весело на катывают волны, и по их пенистым верхушкам, бле^ стящим бокам катитсй солнце. Радостный .Иржик бежит навстречу волнам, и его окатывают серебристые брызги. Иржик ~ всматривается' вдаль и вдруг совсем близ ко видит корабль с распу щенными белыми парусами. Ему хочется на корабль. Оа бежит по воде, а корабль медленно уплывает навстре чу солнцу. Иржик протяги вает к нему, руки, п вдруг все нсчезае'ц Остается боль. Ирншк отдергивает —от. стены обожженную- руку, садится на полу и качает ее, поддерживая здоровой. Низкие своды камеры, я чуть, светатся. маленькое в решетке окно.' , « По-йицу Иргйгкр. мед ленно катятся крупные сле зы., Но од молчит. Его гу бы чуть слышно шепчут: —"А все-таки я им ничего не сказал... и не скажу... ...Иржик и гестаповец едут в машине. Впереди и ' сзади машины — мотоцик листы. Гестаповец: — Надо было сразу !С*са- зэть, что., пришел в город, чтобы забрать из тэйника батареи для рации. А поче му их решили, спрятать) ^во дворе гимназий? г' ( ^ ' Иржик; ■ — Не знаю. ■т >■ (Продолжение следует) КАРЛОВЫ ВАРЫ (ЧССР). СОВЕТСКАЯ КИ НОАКТРИСА НАТАЛЬЯ БЕЛОХВОСТИКОВА НА XVII МЕЖДУНАРОДНОМ КИНОФЕСТИ- ВАЛЕ В КАРЛОВЫХ ВАРАХ ПОЛУЧИЛА ПРЕ МИЮ ЗА ЛУЧШЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ. ЖЕНСКОЙ РОЛИ. ОНА СНИМАЛАСЬ В ФИЛЬМЕ С. ГЕб" РАСИМОВА «У ОЗЕРА». НА СНИМКЕ: ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЖЮРИ КИ НОФЕСТИВАЛЯ КАРЕЛ ЗЕМАН ВРУЧАЕТ ПРИЗ НАТАЛЬЕ БЕЛОХВОСТИКОВОЙ. Телефэто ЧТК —ТАСС. „Радуга“ против „Сангама“ Не так давно в Липецке демонст рировались два больших .двухсерий ных фильма. Первый—цветастая ин дийская мелодрама из жизни благо, родной и несчастной" красавицы-тан цовщицы, энная вариация да темы «Бродяги» и «Неизвестной женщи. ны». Второй — взволнованное пове ствование о современности, острое, и глубокое произведение, ставшее при метным событием в советском кино искусстве. И что же? «Материнская любовь». Очереди у билетных касс. Аншлаги. 330 сеансов. 126.200 рублей выручки. «У озера». Премьера в кинотеатре «Металлург» собрала всего лишь не- ско.чько десятков человек. 160 сеан сов. 39.000 -рублей. Известный советский театральный режиссер Алексей Попов сетовал ког. да-то па разрыв между сценой и зрительным залом. Человек, пришед ший в театр, говорил он, часто ока зывается умнее, интереснее, сложнее, чем герои спектаклей, чем само сце ническое произведение. В кино это протпБор.ечне еще рез че: ведь к неудач'ным фильмам оте чественного производства прибавля ются всевозможные «.Анжелики» и «Сангамы». Но вот- липчанам пред ложили встретиться па экране с до стойными их героями, а липчане особого энтузиазма не проявида. Предпочли искусству — ненскусство. Проголосовали за откровенную фальшь лубка. Объяснить ситуацию нетрудно. Соб. ствеино говоря, «.Материнская лю бовь»,— явление того же ряда, что и навязшие в Зубах у фельетонистов глиняные расписные кошечки-копил ки или коврики с лебедями. Однако учтите: молодой инженер, врач, ра бочий стана « 2000 » вряд ли повесит у сёбя в квартире такой коврик. А вот «Материнскую любовь» смотреть - пойдет. И ловкая, подкрепленная пе сенками и танцами, в пышных деко рациях снятая халтура молкет его обмануть... Что же делать? И есть ли у 'нас возможность что-либо сделать? К.ак- ыикак кинопрокату ведь нужно да вать план, не уговоришь его заме нить «Материнскую любовь» на дру гой, более художественный, но ме нее «кассовый» фильм. И все же сделать можно многое. Эстетическая неразвитость? Так да вайте развивать этот вкус. Давайте нь 1 ^ е вместе учиться отличать правдивое, высокое искусство от фальши н хал туры. Как? Ответить можно коротко; Липецку необходим клуб друзей ки но. Такие клубы есть во миогйх горо дах. Члены их взяли на себя боль шую и благородную миссию пропа ганды киноискусства. Они устраивают циклы лекций по истории кино. Организуют-,.в кинотеатрах, двор цах культуры, на заводах, в институ тах просмотры лучших кинокартин, обсуждения щдискуссии. Изобретательно рекламируют но- ;вые, достойные внимания, фильмы. Ведут в школах фак^дьтатирпые занятия, на которых ребята серьезно учатся понимать кино. Создают кинотеатры хорошего фильма и руководят их работой. Встречаются с актерами, режиссе рами, сценаристами, операторами. Итак, клуб ^ разветвленная об щественная организация — пропа гандирует достижения кино всеми методами и формами. Один из .лучших в стране клубов друзей кино (1СДК) организовали у себя наши соседи —' воронежцы. А в Липецке? Нечто напоминающее киноклуб го да три назад попытались сделать студеяты пединститута. Официально клуб «Радуга» существует по сей день. Но к чему, сводится его дея тельность? 200 его членов— пре имущественно будущие педагоги— • раз-два в. месяц, смотрят новые кар- ■тины, а после пишут короте ы: аннотации для стенгазеты, что вь шена в кинотеатре «Октябрь». Вот все. О массовой работе нечего и го ворить. О более или менее система тическом изучении истории и теория кино хотя бы уж самими «радужа- нами» — тоже (а ведь поначалу ду мали о таком изучении). А рядом с педагогическим инсЗ- тутом, между прочим, расположен Дворец культуры завода «Свободный сокол». Здесь постоянно «крутят» старые фильмы. Причем, администра ция словно нарочно включает: в ре пертуар .картины похуже: (хотя; вы бор-то имеется). За три,:—четырелте- дели сокольцы .имели возможность повторно посмотреть и пустенькую комедию «Сиртаки», и заурядного «Капитана Нуля», а самое главное—• целую обойму ИНДИЙСКИХ’ плюс щакич сталоких лент, в Т 0 МчШис,т^: 5 — пе-! чально нашумевшие -"«Сфгйм» к «Золотые серьги». Вот ®де:!п[жязить бы себя «радужанам»! Составить хо роший репертуар, пойти на завод рассказать людям о фильмах, ко рые они могут посмотреть, распр странить билеты, выступить перед сеансами с беседа.ми о новостях ки но:,. Это — для начала. Вообще же. повторимся, нужен го родской клуб друзей кино. С сек циями в школах, техникумах, на крупнейших предприятгйх, С *инте ресным разнообразным Ълат^оя'рабо ты. Будет просто здорово, если ком сомольцы пединститута по-настояще му возьмутся за дело, войфут в об щественные советы при ДК й каче стве консультантов по вопросам ки- иорепертуара, сумеют оргаиизочать популярные лекции... — к 6 рр)ге, если «Радуга» не на шутку объявит войну «Сангаму» и «Фантомас^^»... В. ТАЯКИН. | | Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ. " АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, Коммунальная пл., 44, ред. газеты «Ленинец». Телефоны; редактора — 2—33—53, ответственного секретаря и отдел иллюстраций — 2 —28—39, идеологический отдел — 2—34—13, отделов: комсомольской жизни — 2—36—43, учащейся молодежи — 2—38— 50, писем и спорта — 2—34—46. АЭ 93491 Липецк, типография областного управления по печати. Зак. № 6253,'
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz