Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

— Верно. По всей форте. Глаза Иржика светятся радостью и счастье.ч. За этой сценой приема Иржика в партизанскую Семью наблюдают со сторо­ ны командир, начальник штаба и Лебенгард. — Отличный парень, •— говорит командир. Лицо Лебенгарда немно-.. го мрачнеет: — Сирота . он. Отца в Праге гестаповцы с.хзатили. А мать на хуторе каратели... Начальник штаба: — Нет, Иржик не сирота. Конечно, никто ему не за­ менит отца н мать. Теперь мы его семья. ...Иржик сладко спит, под­ ложив под щеку руку. Ря- до.м целый ворох подарков его новых друзей. Прошел месяц. Иржик вполне освоился среди пар­ тизан. Был общим любим­ цем. Главным его -увлечени­ ем стало подрывное деле. Мальчишка подолгу не ог- ходил от минеров, и те серь- ез|но, обстоятельно посвяща­ ли его в тайны подрывного Дёла. ...Партизанский лагерь почтн...безлюдеи. Несколько раяеиых партизан сидят ив, по.валеяном дереве около налатш, где . помещается санчасть, разговаривают. Партизан с забинтованной головой: ^ Осень уже’ а тут такая теплынь, У нас на Орлов­ щине, поди, дожди .льют, грязь .— не пролезть, Партизан с костылем: — Эх, чтЪ там грязь. Сей­ час бы домой вплавь по­ плыл. Я ведь перед войной за два месяца женился, ну думаю, вот и все, что ие хватало ляя счастья. А оно видишь, как завернуло. ~ Да-а, — говорит кто- то из раненых,- — заверну­ ло. Все молча курят. К сидящим поспешно при­ ближаются ■ двое — один партизан, второй связной словацкого подполья. Часовой (тороштиво): — Где командир? — Недавно к радистам пошел с комиссаром. Двое быстро уходят. Они почти сталкиваются с выходящим из палатки ра­ дистов командиром и ко­ миссаром. Партизан: — Товарищ ' командир! Вот товарищ от подпо.пыци- ков. Связной командиру; '— У нас в селе каратели. Командир; — Каратели? Где? Ско.ть- ко? ■ Связной: ; — Пришел большой от­ ряд в наш поселок. Удалось -установить, что завтра о-ия сделают налет на Лом. Командир: . — ВбТ'Это задача. -Побли­ зости ни одного отряда. Как же быть?., Людей надо . спасать. Комиссар; — Надо снять половину ребят с застав. Оставшиеся Отдежурят по две смены. Я сейчас вернусь. Пойду организую. Он заходит в санчасть, о чем-то быстро говорит с ра­ неными и сразу возвращает­ ся в сопровождении не­ скольких человек, ■ — Вот добровольцы. Хо­ тят пойти иа операцию. ’ Командир: ; —• Добре, хлопцы! : Никто не замечает, что Пржик стоит и давно при- рлушизается к разговору. Мальчик подходит к коман­ диру. : — Иржик?! ( — Товарищ командир! Разрешите пойти и мне на Потом- ним быстрее . мины повты- каете. Командир Иржику: Ну, ладно, собирайся. 'Радостный, Иржик быстро убегает к своей иа,тат,ке. A. Сддиленко B. Алексдндров операцмэ. Я тоже каду Под мостом взметяуя-ась в.друг. — тук-т.ук. швабов бить. яркая вспышка. Вторая ма- опять — тук-тук' Партизаны улыбаются. шина, подброшенная взры- Комиссар и мальчик смот- Командир комиссару; вом, взлетела, вверх и потом рят по направлению стука — А что, комиссар, вот с обломками моста рухнула и видят, что на сосне сидят тебе боевой помощник. С вниз. дятел. Иржик торопливо выбнра- Тук-тук. ет провод. Дружно работа- Комиссар и Иржик езде ют партизанские пу.теметы некоторое время смотрят на и автоматы. дятла и оба улыбаются. В Иржик хватает свой кара- лесу—солнце. ............ бин и смотрит*вниз. Торчат ....Со всех сторон обступа- Командир комиссару (ти- обломки моста. Вот внизу ет густой лес. Кроны де- ,из-за валунов показалась ревьев, переплетаясь вверху, — Смотри за хлопчиком, одна каска, вторая, Маль- создают надежную маски-. Головой отвечаешь, чик тщательно прицеливает- ровку. Комисс-ар улыбается; ки- ся и нангимает спуск. Одна — Привал! вает, мол, все будет в пол- каска, сразу .исчезает. . , Партизаны устало, опуска- н(ш порядке. Огонь со стороны против- ются на землю. Видно что Командир, вынув из сумк-и, ника усиливается. люди совершили большой расстилает на пеньке карту Иржик увлечен боем. Он переход и смертельно’ уста- и оба С 1 СЛОНЯЮТСЯ над ней, .вставляет новую обойму и ли. Медсестра перевязывает ранены.ч. Невдалеке кто-то из партизан наигрывает на губяой гармошке веселый мотивчик, и усталым людям кажется, что .незатейливая музыка прогоняет усталое! ь. Раннее-раннее утро. Тон­ кой дымкой висит над гора­ ми руман. В лагере тишина. Партизаны еще спят. Толь­ ко у штабной палатки дит часовой. Над горами появляется звено немецких бомбарди­ ровщиков. Они делают бое­ вой разворот, и рядом с ла­ герем падают бомбы. Отряд поспешно снимает­ ся. Несут на носилках ране-! вых. Взрывы бомб выворачива­ ют могучие деревья, выбра­ сывая черные фонтаны зем­ ли. * Взрывы, взрывы.* — :----^ В колонне партизан .мы ...Медленно расползается опять стреляет. Кто-то хло- видн.м переодетого в форму утренний туман.' Комиссар, пает его по плечу, он обо- повстанца офицера-гарди- Иржик и несколько парти-, рачивается и видит комис- Так же зан с вещмешками осторож- сара: . бегают его уз но спускаются к шоссе. — Пора отходить! Давай словно что-то вынюхивает —. Под мост надо поста- скорее! тонкий длинный нос, лихо вить самый сильный заряд, Иржик .вскакивает, и они выбивается из-под пилотки — приказывает комиссар .я, с комиссаром, пригибаясь, черный чуб. обернушшцсь, к мальчику: — бегут з чащу леса, куда ухо- говорит рядом нду- Действуй! ' дят и остальные. ’Там, с1а- партизан; Мальчик и двое партизан ди,. внизу под скалами, фа- “ Немцев-то как кто не­ быстро уходят к мосту. Ко- шисты продолжают ожесто- водит. Чуть лагерь разобь- миссар и партизаны миш 1 - ченно палить из автоматов, в™, и бпи тут. как тут. руют обочины дороги. Стрельба постепенно отда- — Чего выдумываешь, I Все собираются иа скале ляется. хмуро ворчит гардист, — под могучей _сосной. -Уста- В конце цепочки идут ко- наводит. С.ледят они за на. нав.чивают между валунами миссар и Иржик. -Ма.чьчик вот и находят, два ручных ■пулемета. Ир- радостно возбужден и то- Тоже скажешь, следят, жик и партизан подтягива- ропливо рассказывает ко-Костры в стороне раз.чожим ют провод от лгапвг. миссару; так там яе бомбят, г Комиссар:' — Больше всего в этом точнеяько на лагерь выхо — Нас мало. Ввязываться бою я испугался, когда Дят- • в затяжной бой мы не мо- взялся за р 5 'чку, крутнул, а ----Давай лучше покурим жем. Главное остановить взрыва, вроде, и нет: их здесь. Первый пу.темет адяиссар смеется;, бьет по голове колонны, вто- ,— Чудак, ты от волнения, рой—по хвосту. Сигналом наверное, и взрыв ие сразу для. открытия огня будет ус.лышал. взрыв моста. — Я пламя сначала уви- чалы-шх Ма.чьчикус, дел. (майор). Ну, как, Иржик? — Все правильно, Иржик. Командир дегромко, слов — Полный порядок! — И минер из тебя получи.лся но размышляя, вслух: .прикладывает тот руку к от.чнчный. Видел, как шва- — Боеприпасы на ис.хо пи-тотке; бов разбрасывало во все Де. Взрывчатки нет. Как Партизаны маскируются в стороны? То.лько ты не за- будем принимать самолеты скалах и кустах. Иржик знавайся, ,паяно? с Большой земли, если нас пристраивает свой ,карабин, Мальчик, довольный, улы- гоняют, словно зайцев? удобнее ..вжимается плечом бается я кивает головой. По- Комиссар: в приклад. том, немного помолчав, .— К нам затесался ппе- Отдаленный шум моторов, огорченно: дате.пь. Он-то И наводит 'на Вот он совсем близко, и у — Не успел вот я сосчи- лагерь фашистов. Но как? И поворота скалы показыва- тать, сколько швабов 'убил, кто? ются три мотоциклиста, за — говорит Иржик, — а ре- — Совершенно точно, По. нйми чет.ыре тяжелых гру- шил счет вести; ка профильтруем столько зовика, полные,со.чдат. — Мсти им, Иржик, мсти .людей, неизвестно, что он Иржик тревожно огля.тн. беспощадно, — говорят ко- может еще выкинуть,__ го- вается по сторонам (он ведь миссар, и, взглянув на маль- вопит майор, впервые на операции).Спра- чина, поя!э.лел о сказанном. Командир; 'ва от него один партизан, с На лице Иржика тенью ' — Посмотрите внимателъ- каторым минировал' мост, легла боль, воспоминания в нее среди новичков с.дева ~ комиссар. Лица недавней гибели матери. Он Нача.пьник особого отде- спокойные, сосредоточен- то.чько губу прикусил и от- ла: , . ные. Иржик успокаивается, вернулся в сторону, чтобы — Проверяли. В основном Комиссар, чуть повернув набежавшую боль. все ■повстанцы. Люди шо в его сторону, подмао- К'омиссар^ обня.д его и дежпые, побывавшие н говорит гард.чст и протя гивает партизану сигареты. Закуривают на ходу. Впереди ко.чонны идут командир, кошгссар и на особого отдела лиц р­ гивает. — Приготовиться, Ирлсйк! (Начало в № 90). ар л е' е' дальше они пошли мо.чча: • одном бою. Но мы работа- 1 ЯХО в осеннем лесу. Шум ем. Первая машина вслед за скрадьшает толстая Их дого.няет запыхавший- мотоциклисташ переезжает „„,'7^-^, подстилка из опав- ся Иржик.. Пилотка съеха- мост. Едва на нем сказы- листьев. Солнце золо- ла на заты.ток, по лицу вается вторая. про- катится пот. Поправляет П . зрачный свет струится меж. кавабян . - — Давай. — машет рукой .ду деревьями. у „ ' “ ""Р- ■Комиссар и Иржик на ми- Мальчик резко крутит нуту останавливаются. Сто. командир! - рушку подрывной машины. ят и слушают, тишину. И (Продолжение следует). ЕЁ СЛЕШЕЕМ ЕОВЬШ АВ 1 КД 0 Т КРЕОТЕАВЛ-ЖАКА Известный английский писатель Г, К. Честертон однажды пошутил: «Ис­ торики бывают двух раз­ новидностей: одни гово­ рят половину правды, другие — чистую ложь». Осмелимся добавить от себя: и первые, и вто­ рые, разумеется, безу­ словно претендуют на стопроцентное доверив читателей. •Французский режиссер Кристиан-Жак, в отличие от ученых мужей, от­ нюдь не пытается убе­ дить нас в достоверно­ сти своих озорных филь­ мов. Скорее — наобо­ рот. Обращаясь к дням минувшим,"'он с равной ироничностью и безза­ ботной легкостью пове­ ствует и о ФЗнфане* Тюльпане, отважном и веселом простолюдине, совершенно случайно ставшем героем одной войн трехсотлетней давности, и о милой Ба­ бетте, волею случая очу ­ тившейся в тылу гитле­ ровских головорезов. Кристиан-Жак остроумен и хорошо знает это; сле­ дя за похождениями Ба­ бетты, вы будете сме­ яться, даже если фри­ вольный тон, с которым повествуется о событи­ ях трагической борьбы против фашизма, вас не­ сколько покоробит. Именно смелость ост­ ряка, коий ради красно­ го словца не пожалеет и отца, и уверенный про ­ фессионализм ремеслен­ ника позволили Кристиа- ну-Жаку сделать еще один « и с т о р и ч е с к и й » фильм, н а сей раз — из эпохи французской б ур ­ жуазной революции. Было бы ханжеств'ом утверждать, что «Чер­ ный Тюльпан» — карти­ на, которую скучно смотреть. О нет, Кристи­ ан-Жак скучных фильмов просто не умеет сни­ мать. Посудите сами, разве можно скучать, когда: аристократ-республика­ нец Жюльен, до неве'- роятности похожий на своего брата— грозного разбойника Гийома, эда­ кого Фантомаса XV IЦ ве­ ка, решает облагородить грабеж, последнего и под его именем начина­ ет помогать республи­ канцам; братья по очереди виртуозно сражаются на шпагах с многочислен­ ными противниками; Жюльен влюбляется в дочь республиканца, ко ­ торая тоже превосходно владеет шпагой; затем попадает в тюрь м у и ждет казни; раскаявшийся Гийом спешит к нему на вы­ ручку и т. д. и т. п. И все-таки анекдот о Черном Тюльпане, при всей своей заниматель­ ности, имеет длинную и изрядно поседевшую б о ­ роду. Изобретательность Кристиана-Жака поряд­ ком иссякла. Он без стеснения заимствует и у себя самого, и у своих коллег, создателей все­ возможных «Железных масок» и «Мушкетеров». Иногда кажется, что ре­ жиссер просто-напросто ■ вставил в свою новую картину . кадры поедин­ ков из того же «Фанфа- на-Тюльпана», а главную героиню, переодев соот­ ветственно моде тех лет, без изменений перенес из комедии «Бабетта идет на войну». Без труда предвидишь фабульные повороты, ко­ торые, казалось бы, должны быть полны не­ ожиданности. Ремеслен­ нические штампы снима­ ют изрядную долю зани­ мательности. И уж совсем не по себе становится, когда Кристиан-Жак беззастен­ чиво начинает прослав­ лять культ кулака и шпа­ ги, посмеиваясь над р о ­ мантической сентимен­ тальностью и слабостью. Жюльена, заставляя его в конце концов превра­ титься в некоего супер­ мена, абсолютного З^вой- ника грабителя Гийома. Репутацию Жюльена не спасают его революци-: онные тирады, потому, что революция создате­ лей фильма явно не вол­ нует и действие «Черно­ го Тюльпана» можно без какого-либо ущерба пе­ ренести в другую эпоху. Фанфан-Тюльпан был героем плоть от плоти народа, не случайно его, -ИМЯ часто называют ря-. дом с именами Тиля; Уленшпигеля и Швейка. Жюльен— «Черный Тюль­ пан»— всего-навсего тра­ диционный персонаж приключенческого «ко­ стюмного» фильма, обая­ ние его не идет ни в ка­ кое сравнение с той симпатией, которую вы­ зывал у нас Фанфан. Поэтому хочется пре­ достеречь слишком рья: ных поклонников нового «Тюльпана». Не обманы­ вайте себя, не принимай­ те исторический анекдот за подлинную историю, а ловкую, даже остроум­ ную киноподелку, — за подлинное ИСКУССТВО. И. СТЕПАНОВ. Дорогие товарищи! ® Пользуясь предоставленной нам возможностью, приносим свою сердечную благодарность Липец­ кой областной и городской комсомольским орга­ низациям, преподавателям и студентам пединсти­ тута, всем друзьям, разделившим с нами горе безвременной смерти Бориса Панченко. Пусть добрая и светлая память останется в сердцах тех, с кем работал и дружил Борис. РОДНЫЕ БОРИСА ПАНЧЕНКО. Зам. редактора А. ВЛАДИМИРОВ. — г. Липецк, Коммунальная пл.. 44, ред, газеты «Ленинец». Телефоны; реяаки.ра - 2 - 3 3 - 5 3 ответственного секпетавя и отпел иллюстоя««а -----д - ___ 5’ отдел—2—34-8-3, отделен: комсомольской жизни — 2 - 8 6 - 43, у 1 шщейся молодежи — 2 - 3 8 -5 0 , писем а^епорта —2—34 -4в . ^ Липецк, тшографм ©бластяог© управя» 1 ИА! по печати. ' ! ^ З а к Г Ж Ш Г "

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz