Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)
— Верно. По всей форте. Глаза Иржика светятся радостью и счастье.ч. За этой сценой приема Иржика в партизанскую Семью наблюдают со сторо ны командир, начальник штаба и Лебенгард. — Отличный парень, •— говорит командир. Лицо Лебенгарда немно-.. го мрачнеет: — Сирота . он. Отца в Праге гестаповцы с.хзатили. А мать на хуторе каратели... Начальник штаба: — Нет, Иржик не сирота. Конечно, никто ему не за менит отца н мать. Теперь мы его семья. ...Иржик сладко спит, под ложив под щеку руку. Ря- до.м целый ворох подарков его новых друзей. Прошел месяц. Иржик вполне освоился среди пар тизан. Был общим любим цем. Главным его -увлечени ем стало подрывное деле. Мальчишка подолгу не ог- ходил от минеров, и те серь- ез|но, обстоятельно посвяща ли его в тайны подрывного Дёла. ...Партизанский лагерь почтн...безлюдеи. Несколько раяеиых партизан сидят ив, по.валеяном дереве около налатш, где . помещается санчасть, разговаривают. Партизан с забинтованной головой: ^ Осень уже’ а тут такая теплынь, У нас на Орлов щине, поди, дожди .льют, грязь .— не пролезть, Партизан с костылем: — Эх, чтЪ там грязь. Сей час бы домой вплавь по плыл. Я ведь перед войной за два месяца женился, ну думаю, вот и все, что ие хватало ляя счастья. А оно видишь, как завернуло. ~ Да-а, — говорит кто- то из раненых,- — заверну ло. Все молча курят. К сидящим поспешно при ближаются ■ двое — один партизан, второй связной словацкого подполья. Часовой (тороштиво): — Где командир? — Недавно к радистам пошел с комиссаром. Двое быстро уходят. Они почти сталкиваются с выходящим из палатки ра дистов командиром и ко миссаром. Партизан: — Товарищ ' командир! Вот товарищ от подпо.пыци- ков. Связной командиру; '— У нас в селе каратели. Командир; — Каратели? Где? Ско.ть- ко? ■ Связной: ; — Пришел большой от ряд в наш поселок. Удалось -установить, что завтра о-ия сделают налет на Лом. Командир: . — ВбТ'Это задача. -Побли зости ни одного отряда. Как же быть?., Людей надо . спасать. Комиссар; — Надо снять половину ребят с застав. Оставшиеся Отдежурят по две смены. Я сейчас вернусь. Пойду организую. Он заходит в санчасть, о чем-то быстро говорит с ра неными и сразу возвращает ся в сопровождении не скольких человек, ■ — Вот добровольцы. Хо тят пойти иа операцию. ’ Командир: ; —• Добре, хлопцы! : Никто не замечает, что Пржик стоит и давно при- рлушизается к разговору. Мальчик подходит к коман диру. : — Иржик?! ( — Товарищ командир! Разрешите пойти и мне на Потом- ним быстрее . мины повты- каете. Командир Иржику: Ну, ладно, собирайся. 'Радостный, Иржик быстро убегает к своей иа,тат,ке. A. Сддиленко B. Алексдндров операцмэ. Я тоже каду Под мостом взметяуя-ась в.друг. — тук-т.ук. швабов бить. яркая вспышка. Вторая ма- опять — тук-тук' Партизаны улыбаются. шина, подброшенная взры- Комиссар и мальчик смот- Командир комиссару; вом, взлетела, вверх и потом рят по направлению стука — А что, комиссар, вот с обломками моста рухнула и видят, что на сосне сидят тебе боевой помощник. С вниз. дятел. Иржик торопливо выбнра- Тук-тук. ет провод. Дружно работа- Комиссар и Иржик езде ют партизанские пу.теметы некоторое время смотрят на и автоматы. дятла и оба улыбаются. В Иржик хватает свой кара- лесу—солнце. ............ бин и смотрит*вниз. Торчат ....Со всех сторон обступа- Командир комиссару (ти- обломки моста. Вот внизу ет густой лес. Кроны де- ,из-за валунов показалась ревьев, переплетаясь вверху, — Смотри за хлопчиком, одна каска, вторая, Маль- создают надежную маски-. Головой отвечаешь, чик тщательно прицеливает- ровку. Комисс-ар улыбается; ки- ся и нангимает спуск. Одна — Привал! вает, мол, все будет в пол- каска, сразу .исчезает. . , Партизаны устало, опуска- н(ш порядке. Огонь со стороны против- ются на землю. Видно что Командир, вынув из сумк-и, ника усиливается. люди совершили большой расстилает на пеньке карту Иржик увлечен боем. Он переход и смертельно’ уста- и оба С 1 СЛОНЯЮТСЯ над ней, .вставляет новую обойму и ли. Медсестра перевязывает ранены.ч. Невдалеке кто-то из партизан наигрывает на губяой гармошке веселый мотивчик, и усталым людям кажется, что .незатейливая музыка прогоняет усталое! ь. Раннее-раннее утро. Тон кой дымкой висит над гора ми руман. В лагере тишина. Партизаны еще спят. Толь ко у штабной палатки дит часовой. Над горами появляется звено немецких бомбарди ровщиков. Они делают бое вой разворот, и рядом с ла герем падают бомбы. Отряд поспешно снимает ся. Несут на носилках ране-! вых. Взрывы бомб выворачива ют могучие деревья, выбра сывая черные фонтаны зем ли. * Взрывы, взрывы.* — :----^ В колонне партизан .мы ...Медленно расползается опять стреляет. Кто-то хло- видн.м переодетого в форму утренний туман.' Комиссар, пает его по плечу, он обо- повстанца офицера-гарди- Иржик и несколько парти-, рачивается и видит комис- Так же зан с вещмешками осторож- сара: . бегают его уз но спускаются к шоссе. — Пора отходить! Давай словно что-то вынюхивает —. Под мост надо поста- скорее! тонкий длинный нос, лихо вить самый сильный заряд, Иржик .вскакивает, и они выбивается из-под пилотки — приказывает комиссар .я, с комиссаром, пригибаясь, черный чуб. обернушшцсь, к мальчику: — бегут з чащу леса, куда ухо- говорит рядом нду- Действуй! ' дят и остальные. ’Там, с1а- партизан; Мальчик и двое партизан ди,. внизу под скалами, фа- “ Немцев-то как кто не быстро уходят к мосту. Ко- шисты продолжают ожесто- водит. Чуть лагерь разобь- миссар и партизаны миш 1 - ченно палить из автоматов, в™, и бпи тут. как тут. руют обочины дороги. Стрельба постепенно отда- — Чего выдумываешь, I Все собираются иа скале ляется. хмуро ворчит гардист, — под могучей _сосной. -Уста- В конце цепочки идут ко- наводит. С.ледят они за на. нав.чивают между валунами миссар и Иржик. -Ма.чьчик вот и находят, два ручных ■пулемета. Ир- радостно возбужден и то- Тоже скажешь, следят, жик и партизан подтягива- ропливо рассказывает ко-Костры в стороне раз.чожим ют провод от лгапвг. миссару; так там яе бомбят, г Комиссар:' — Больше всего в этом точнеяько на лагерь выхо — Нас мало. Ввязываться бою я испугался, когда Дят- • в затяжной бой мы не мо- взялся за р 5 'чку, крутнул, а ----Давай лучше покурим жем. Главное остановить взрыва, вроде, и нет: их здесь. Первый пу.темет адяиссар смеется;, бьет по голове колонны, вто- ,— Чудак, ты от волнения, рой—по хвосту. Сигналом наверное, и взрыв ие сразу для. открытия огня будет ус.лышал. взрыв моста. — Я пламя сначала уви- чалы-шх Ма.чьчикус, дел. (майор). Ну, как, Иржик? — Все правильно, Иржик. Командир дегромко, слов — Полный порядок! — И минер из тебя получи.лся но размышляя, вслух: .прикладывает тот руку к от.чнчный. Видел, как шва- — Боеприпасы на ис.хо пи-тотке; бов разбрасывало во все Де. Взрывчатки нет. Как Партизаны маскируются в стороны? То.лько ты не за- будем принимать самолеты скалах и кустах. Иржик знавайся, ,паяно? с Большой земли, если нас пристраивает свой ,карабин, Мальчик, довольный, улы- гоняют, словно зайцев? удобнее ..вжимается плечом бается я кивает головой. По- Комиссар: в приклад. том, немного помолчав, .— К нам затесался ппе- Отдаленный шум моторов, огорченно: дате.пь. Он-то И наводит 'на Вот он совсем близко, и у — Не успел вот я сосчи- лагерь фашистов. Но как? И поворота скалы показыва- тать, сколько швабов 'убил, кто? ются три мотоциклиста, за — говорит Иржик, — а ре- — Совершенно точно, По. нйми чет.ыре тяжелых гру- шил счет вести; ка профильтруем столько зовика, полные,со.чдат. — Мсти им, Иржик, мсти .людей, неизвестно, что он Иржик тревожно огля.тн. беспощадно, — говорят ко- может еще выкинуть,__ го- вается по сторонам (он ведь миссар, и, взглянув на маль- вопит майор, впервые на операции).Спра- чина, поя!э.лел о сказанном. Командир; 'ва от него один партизан, с На лице Иржика тенью ' — Посмотрите внимателъ- каторым минировал' мост, легла боль, воспоминания в нее среди новичков с.дева ~ комиссар. Лица недавней гибели матери. Он Нача.пьник особого отде- спокойные, сосредоточен- то.чько губу прикусил и от- ла: , . ные. Иржик успокаивается, вернулся в сторону, чтобы — Проверяли. В основном Комиссар, чуть повернув набежавшую боль. все ■повстанцы. Люди шо в его сторону, подмао- К'омиссар^ обня.д его и дежпые, побывавшие н говорит гард.чст и протя гивает партизану сигареты. Закуривают на ходу. Впереди ко.чонны идут командир, кошгссар и на особого отдела лиц р гивает. — Приготовиться, Ирлсйк! (Начало в № 90). ар л е' е' дальше они пошли мо.чча: • одном бою. Но мы работа- 1 ЯХО в осеннем лесу. Шум ем. Первая машина вслед за скрадьшает толстая Их дого.няет запыхавший- мотоциклисташ переезжает „„,'7^-^, подстилка из опав- ся Иржик.. Пилотка съеха- мост. Едва на нем сказы- листьев. Солнце золо- ла на заты.ток, по лицу вается вторая. про- катится пот. Поправляет П . зрачный свет струится меж. кавабян . - — Давай. — машет рукой .ду деревьями. у „ ' “ ""Р- ■Комиссар и Иржик на ми- Мальчик резко крутит нуту останавливаются. Сто. командир! - рушку подрывной машины. ят и слушают, тишину. И (Продолжение следует). ЕЁ СЛЕШЕЕМ ЕОВЬШ АВ 1 КД 0 Т КРЕОТЕАВЛ-ЖАКА Известный английский писатель Г, К. Честертон однажды пошутил: «Ис торики бывают двух раз новидностей: одни гово рят половину правды, другие — чистую ложь». Осмелимся добавить от себя: и первые, и вто рые, разумеется, безу словно претендуют на стопроцентное доверив читателей. •Французский режиссер Кристиан-Жак, в отличие от ученых мужей, от нюдь не пытается убе дить нас в достоверно сти своих озорных филь мов. Скорее — наобо рот. Обращаясь к дням минувшим,"'он с равной ироничностью и безза ботной легкостью пове ствует и о ФЗнфане* Тюльпане, отважном и веселом простолюдине, совершенно случайно ставшем героем одной войн трехсотлетней давности, и о милой Ба бетте, волею случая очу тившейся в тылу гитле ровских головорезов. Кристиан-Жак остроумен и хорошо знает это; сле дя за похождениями Ба бетты, вы будете сме яться, даже если фри вольный тон, с которым повествуется о событи ях трагической борьбы против фашизма, вас не сколько покоробит. Именно смелость ост ряка, коий ради красно го словца не пожалеет и отца, и уверенный про фессионализм ремеслен ника позволили Кристиа- ну-Жаку сделать еще один « и с т о р и ч е с к и й » фильм, н а сей раз — из эпохи французской б ур жуазной революции. Было бы ханжеств'ом утверждать, что «Чер ный Тюльпан» — карти на, которую скучно смотреть. О нет, Кристи ан-Жак скучных фильмов просто не умеет сни мать. Посудите сами, разве можно скучать, когда: аристократ-республика нец Жюльен, до неве'- роятности похожий на своего брата— грозного разбойника Гийома, эда кого Фантомаса XV IЦ ве ка, решает облагородить грабеж, последнего и под его именем начина ет помогать республи канцам; братья по очереди виртуозно сражаются на шпагах с многочислен ными противниками; Жюльен влюбляется в дочь республиканца, ко торая тоже превосходно владеет шпагой; затем попадает в тюрь м у и ждет казни; раскаявшийся Гийом спешит к нему на вы ручку и т. д. и т. п. И все-таки анекдот о Черном Тюльпане, при всей своей заниматель ности, имеет длинную и изрядно поседевшую б о роду. Изобретательность Кристиана-Жака поряд ком иссякла. Он без стеснения заимствует и у себя самого, и у своих коллег, создателей все возможных «Железных масок» и «Мушкетеров». Иногда кажется, что ре жиссер просто-напросто ■ вставил в свою новую картину . кадры поедин ков из того же «Фанфа- на-Тюльпана», а главную героиню, переодев соот ветственно моде тех лет, без изменений перенес из комедии «Бабетта идет на войну». Без труда предвидишь фабульные повороты, ко торые, казалось бы, должны быть полны не ожиданности. Ремеслен нические штампы снима ют изрядную долю зани мательности. И уж совсем не по себе становится, когда Кристиан-Жак беззастен чиво начинает прослав лять культ кулака и шпа ги, посмеиваясь над р о мантической сентимен тальностью и слабостью. Жюльена, заставляя его в конце концов превра титься в некоего супер мена, абсолютного З^вой- ника грабителя Гийома. Репутацию Жюльена не спасают его революци-: онные тирады, потому, что революция создате лей фильма явно не вол нует и действие «Черно го Тюльпана» можно без какого-либо ущерба пе ренести в другую эпоху. Фанфан-Тюльпан был героем плоть от плоти народа, не случайно его, -ИМЯ часто называют ря-. дом с именами Тиля; Уленшпигеля и Швейка. Жюльен— «Черный Тюль пан»— всего-навсего тра диционный персонаж приключенческого «ко стюмного» фильма, обая ние его не идет ни в ка кое сравнение с той симпатией, которую вы зывал у нас Фанфан. Поэтому хочется пре достеречь слишком рья: ных поклонников нового «Тюльпана». Не обманы вайте себя, не принимай те исторический анекдот за подлинную историю, а ловкую, даже остроум ную киноподелку, — за подлинное ИСКУССТВО. И. СТЕПАНОВ. Дорогие товарищи! ® Пользуясь предоставленной нам возможностью, приносим свою сердечную благодарность Липец кой областной и городской комсомольским орга низациям, преподавателям и студентам пединсти тута, всем друзьям, разделившим с нами горе безвременной смерти Бориса Панченко. Пусть добрая и светлая память останется в сердцах тех, с кем работал и дружил Борис. РОДНЫЕ БОРИСА ПАНЧЕНКО. Зам. редактора А. ВЛАДИМИРОВ. — г. Липецк, Коммунальная пл.. 44, ред, газеты «Ленинец». Телефоны; реяаки.ра - 2 - 3 3 - 5 3 ответственного секпетавя и отпел иллюстоя««а -----д - ___ 5’ отдел—2—34-8-3, отделен: комсомольской жизни — 2 - 8 6 - 43, у 1 шщейся молодежи — 2 - 3 8 -5 0 , писем а^епорта —2—34 -4в . ^ Липецк, тшографм ©бластяог© управя» 1 ИА! по печати. ' ! ^ З а к Г Ж Ш Г "
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz