Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)
/^ И Л Ь В У > ког**-то назвв- у ( поэмой о любви. Но «Сильва» •” это еще' и поэма о самой... оперетте. Так ска зать, веселое самоутверждение весе лого жанра. Помните, как ' поется в очаровательных куплетах завзятого театрала Феррн и его приятелей: «Мы вам скажем прямо, что нам мила не драма, мы любим оперетту и балет... Но влечет нас неизменно каждый вечер лишь одно: блеск ве селья, ритмов смена — все, что здесь дано». Липчане, кстати, полностью присоединились в этой жнзнерадост- У нас в гостях — оперетта нам глупость, пустоту, полную не способность барона быть диплома том (другое дело, что, это -можно было бы сыграть тоньше, изящнее, однако, не о том сейчас речь). А ведь Мишка-то не прост. Помните, как он предлагает Котовскому со трудничество, всерьез собираясь «ид ти в революцию»? Жалкое, наивное предложение, на которое Котовский отвечает гневно и резко; «Револю- „Блеск веселья, ритмов смена“?.. ной декларации: -подтверждение то- ■ му — редкостный прямо-таки успех гостей из Риги. Однако продолжим нашу мысль. Не кажется ли вам, что в «Сильве» есть некая символичность? Несколь- ко раз повторяется в ней песенка о «красотках кабаре», кои, дескать, «созданы лишь для увлеченья» и не епособны к большому чувству. А на самом деле одна йз. этих «красоток» ■~ певица Сильва — любит своего . Эдвина глубоко., сильно и нежно,' страдает н борется- за любовь. По пробуем узретб-в этой истории вто рой, символический, смысл. Итак: оперетта отнюдь не примитивное легкомысленно--рязвлекательяое зре- лище. это высЬкое искусство, ему, доступны и настоящие чувства, и драматическая напряжевнбсть, д сложность психологии персонажей. Видно, рижский театр — именно за такую оперетту. Не случайно га строли в Липецке открыл он спек таклем «На рассвете». Спектаклем о событиях первых лет революции в, Одессе. О борьбе подпольщиков во главе с Григорием Котовским против интервенций и бе.тбгвардейщины. О жизни и смерти .бесстрашной комму нистки Жанны' Лябурб. Историко- революционная... оперетта? Замысел рискованный, хотя он и естественно развивает традиции «Свадьбы в Ма линовке» и «Во.аьного ветра». Но — Котовский?! Но — Жанна Лябурб?! В оперетте на подобное никто еще не решался. В «Вольном ветре» не только нет исторических персонажей, там вообще действие перенесено в вымышленную, условную страну. Так как же соединить фигуру Ко товского с неизбежным опереточным каскадом? Как сочетаются патетика и «блеск весе.чья, ритмов смена»? Не утяжеляется ли комедийное «дейст во» серьезностью, противоречиво стью переживаний героев, к приме ру, талант.тивой русской- актрисы Веры Холодной, мечтающей в труд ное для Родины время укрыться от бурь революции я в то же время не вольно симпатизирующей еамоотвер- женности подпо.тьщиков? Сомнения наши не лишены осно ваний. Нет, не увидели мы веселой и героической комедии. Опереточная условность и неопереточное содержа ние вступили в поединок, и... оба потерпели поражение. Победила ме лодрама, взяв в союзники фарс не высокого вк 5 'са. Пос.те спектакля в памяти остаются не Котовский, не его единомышленники, а — Мишка Япончик н Вера Холодная. Лихо исполняет роль главы одес ских налетчиков .4. Озеров. Со сма ком выдает «на публику» типично, «одесские» (увы, лишь в представ лении автора пьесы Г. Плоткина) шуточки вроде; «Мы с вами ягода из одной конюшни». Те же интона ции, ту же суетливость комика-буф- фа встретим мы, между прочим, и в другой работе А. Озерова — в роли барона Зетта в спектакле «Веселая вдова». Но в оперетте Легара этого вполне достаточно, дабы показать ■цйю -надо делать чистыми- руками». И все же — Мишка искренне хотел этого. Все же и его .всколыхнуло великое время. Значит,' живет в нем подспудная мечта о другой, жизни. В спектакле же эта, бесспорно, зало женная в либретто, линия Япончика присртствует формально. У рижан -Япончик всего-навсего всегда вызы вающий одобрение зрителей остряк, не больше. Ни жа.тости, ни хотя бы мим.олетного сочувствия, от которого один шаг — к презрению, к поиима-' ниго мещанской сущности Мишек Япончиков, по отношению, к персо нажу А. Озерова не испытываешь. Вера Холодная в сюжетном ряду пьесы стоит где-то рядом с Япончн- ком. Она тоже человек, выброшен ный за борт временя, неприкаянный, потерявший себя. Так было задума но, но... Ю. Внльгерте хорошо поет партию Веры, все же остальное по теряно. Экскурс в психологию герои- ни мелодраматичен, растянут, опе ретта его просто не выдерживаег. А что же все-таки Котовский? Ля бурб? Л. Рымарь и Л. Бе.тикова чув ствуют себя в этой оперетте неуют но. У них достает такта не скомпро метировать героев, впечатление же от их игры весьма неопределенное... Вообще, героическое начало в спектакле слабо. И слабость эта бе рет исток в музыке О. Сандлера, ме. лодичной, но очень уж камерной, пе сенной, без эпической мощи, свойст венной, скажем, великолепной «Пес не о во.тьном. ветре» И. О. Дунаев ского. Режиссер-постановщик «На рассвете» К. Памше должен был по. мочь актерам компенсировать этот недостаток, однако, ему это не уда лось. Спектак.чь в целом , восприни мается не как музыкальный, а толь ко — как спектакль с музыкой. Итак, не вызывающая в принципе возражений мысль о героикО-исторн- ческой оперетте у рижан не получи ла, к сожа-тенню, подтверждения де- лом. Единственный удачный, по на шему Представлению, героический эпизод — расстрел Жанны Лябурб и ее друзей, когда убитые не падают, но застывают в скульптурных позах, с.товно памятник великому Подвигу. Этот эпизод подсказывал возможное интересное решение для всего спек такля: уйти от психология и мело драматизма к романтической прямо, те плаката, торжественной прииод- нятости. А как обстоит дело с классикой? Здесь вроде бы все проще, яснее. Возьмем «Веселую вдову» Легара. Богатая -красавица Ганиа Главари. Влюбленный в нее граф Данило. Очерченные с добродушной, а иног-, да и злой иронией образы диплома тов «.маленькой великой страны», ко. тсрым поручено помешать приехав шей в Париж Ганне выйти замуж за иностранца, чтобы ее двадцать мил-. лнонов не утекли за границу. Главным героям здесь повез.то больше, чем в оперетте О. Сандлера. В перв)то очередь скажем об обая тельном нсполнеиии роли Ганны арт. Ю. Вильгерте. Драматургия не да вала ей каких-то особых возможно стей (правда, многое искупала пре восходная музыкальная характери. стика героини), и, тем не менее, она добилась успеха. В «Веселой вдове» Ганне Главари сочетаются озорство, лукавство и мудрость опытной, не мало пережившей женщины. Даже трудно передать, как, какими сред ствами убеждает нас Ю. Вильгерте в любви Ганны к Даниле, но убеж дает! Причем, легко, изящно, нена вязчиво. Когда она на сцене —- мы действительно встречаемся с настоя щей опереточной (в лучшем смысле слова) героиней. . Заинтересовывает, обнадеживает и перовое появление на сцене Данилв! (Л. Рымарь). Чуть безалаберная по. ходка. Интонации капризного ребен-;. ка: «Дайте же мне досмотреть сон!».. Вот — он видит Ганну и вспыхива ет. загорается! Любовь борется в ней е застенчивостью, робостью, бо- язныо, что Ганна может подумать, будто он. «полюбил» ее из-за денег (мы уже и раньше догадались: его шуточки о женитьбе «на двадцати миллионах» — напускные, веселый цинизм его г - защитная реакция на цинизм окру'жающих). Однако в да.чьнейшем режиссер’ и исполнитель, следуя тезису: оперетта — не просто легкомысленное зрели ще!—решй.тн; Данило должен пред стать обличителем растленного свет ского общества. Он стоит на аван сцене в трагичной позе, и, кажется, вот-вот произнесет; «Не образум люсь, виноват...» Нечто вроде того и происходит: Данило с.пафосом поет о лжи и лицемерии аристократии, о желании своем уйти к простым лю дям в кабачок. А пафос-то тут ни к чему. Ведь Дани.чо просто-напросто ревнует Ганну, его обличение долж. но звучать запальчиво, по-мальчише ски, а не трагично, не гневно. Пусть бы он оставался Данилой из «Весе лой вдовы», а не уцененным Чацким. .Наверное, здесь не стоило бояться легкомыслия оперетты Легара, не на до было «осерьезнивать» ее. Тем бо. лее,’ что спектаклю и без того :те- сколько не хватает искрометности, темпа, особенно — в первом акте. Мы остановились относительно подробно всего на двух спектаклях рижан. Объединены нами они, в сущ ности, произво.чьно, хотя, недостатки обоих кое. в чем сходны: проистека ют они йз благого намерения постаг вить спектакли значительные, не су губо развлекательные. Рижане — наши гости. Говорят, нехорошо порицать друзей, когда. они у тебя в гостях. Но есть и дру гая, более глубокая мудрость; не тот друг тебе, кто на каждое твое .слово одобрительно кивает. Это гораздо лучше делает собственная тень... А. ВЛАДИМИРОВ, А. ЧЕРНЫШОВ, ’ И. РОЗЕНФЕЛЬД. МОЛОДО-НЕ ЗЕЛЕНО • ДЕНЬ ВТОРОЙ ДНЕВНИК СОРЕВНОВАНИЙ ЛО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ в .народе обычно говорят; молодо — . зелено, второй день первенстза Центрального совета Д С О «Труд» по художественной гимнастике сре ди девушек опроверг эту поговорку. Молодо (участницам всего 13— 16 лет), но никак не зеле но! Многие юные гимнастки демонстрируют вы сокий класс спортивного мастерства, завидную выдержку и волю к победе. А победа на таких ответственных состязаниях легко не дается. Это подтверждает острейшая борьба, за почетный титул чемпионки, проходившая под сводами Дворца спорта НЛМЗ. Сегодня — продолжение соревнований по обязательной программе. Гим настки выполняют упражнения с обручем и без предмета. Во время разминки, я подошел к нашим де вушкам. Они заметно нервничали, бросая взвол нованные взгляды на своих именитых соперниц. Что ж, волнение вполне понятно и объяснимо. И тренер липецких гимнасток Валентина Дмит риевна Тарасенко успокаивала их: «Девочки, не бойтесь легкого волнения, оно просто необходи мо перед стартом: окрыляет, дает определен ный эмоциональный настрой...». Главный судья — ■ судья Всесоюзной катего рии Е. Н. Собинова — . вызвал на старт нашу пятерку. П о д музыку Шопена и Шумана одна за другой гимнастки проделывают упражнения. Да, излишнее волнение все-таки сказывается; вот теряет равновесие Люда Мериноаа, низко, без обычной легкости, прыгает .Наташа Прилепина, никак не соберет в целостную композицию от дельные элементы Валя Милякова, а Наташа Третьякова теряет обруч. Болельщики на трибу нах поддерживают землячек взрывами аплодис ментов, одобрительными возгласами. Но судьи обязаны быть объективными. В итоге у нашей команды низкие баллы. Они не позволяют бо роться за высокие места в личном и командном зачетах. Девушки расстроились, приуныли. Однако спор гимнасток продолжается и надо бороться до конца. Вот и лидеру первого дня соревнований, подмосковному мастеру спорта Люде Маркиной тоже не повезло, она по сумме баллов в обязательной программе не попала да же в призовую тройку. А места в ней распреде лились так; на первое место вышла гимнастка из Ом ска Галина Шелепенкова (36,5 балла). Все го лишь 0,25 балла проигрывает ей в обязатель-^^ ной программе астраханская спортсменка Е л е н Л в Леонтьева и на третьем месте закрепилась В а л я ^ Агафонова — школьница из Иваново. В командном зачете после двухдневной «шко лы» (на языке спортивной терминологии это означает обязательную программу) вперед с хо- рошей^суммой баллов (174,95) вышла сборная -- Омской облает^. На втором месте гимнастки и%~ - Астрахани, у них 172,76 балла. И. третьими идут ' ивановские девушки. Борьба сама выявит победителя, С. ЛАВРОВ. О ж * ( Г ' ■ ;| • «Иду к тебе» — так будет называться новый цветной художественный фильм, который снимает в Карпатах Киевская киностудия имени А. П. Довженко. Это кинолента о жизни и творчестве выдаю щейся украинской писательницы Леси Украинки, о встрече ее с Ольгой Кобы- аяиской. Сценарий написал Иван Драч. Л / Ф Главный режиссер Ролан Сергиенко, главный оператор — Эдуард Тимлин. НА СНИМКЕ: кадр из фильма. Ольга Кобылянская — артистка Лариса Коно ненко, художник — артист Владимир Глухий. Фото И. Свериды. (Фотохроника ТАСС). ----------------- ^ ------------------------------ - • ■— И_______ Редактор Н. СМОЛЬЯ Липенк, Коммунальная яд., 44. ред. газеты «Ленинец». Телефоны: редактора - 2 - 3 3 - 5 3 ответственного секоетаоя й о тд ел нп _ ^ 2 —2 8 - - 5 а ^ ^еологический отдел— 2— 34—13, отделов: комсомольской жизни — 2—36 —43, учащейся молодежи — 2—38—50, писем и спорта — 2—34—46 АЭ 03445 “ ‘Липецк, тваографаа областного управления по печати. ~ ~ ------------------------~”3ак № 549<Г и отдел иллюстрация
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz