Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)
ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН! «ОБЯЗАННОСТЬ КОМСОМОЛА В СРЕДНЕЙ И . ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ — УЧАСТВОВАТЬ В УЛУЧШЕНИИ УЧЕБНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, • ЗАБО- ТИТЬСЯ О ГЛУБОКОМ ОВЛАДЕНИИ УЧАШИМИСЯ И СТУДЕНТАМИ СОВРЕМЕННЫМИ- ЗНАНИЯМИ, СПОСОБСТВОВАТЬ СТАНОВЛЕНИЮ ИДЕЙНО ЗА КАЛЕННЫХ СГ5ЕЦИАЛИСТОВ И ОРГАНИЗАТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА, ГОТОВИТЬ ЮНОШЕЙ И ДЕВУ- Ш«К К СОЗИДАТЕЛЬНОМУ ТРУДУ НА БЛАГО НА^ РОДА, К ВЫПОЛНЕНИЮ СВОЕГО ГРАЖДАНСКОЕ ГО ДОЛГА ПЕРЕД РОДИНОЙ». «ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ВЛКСМ — ВОСПИТЫ ВАТЬ МОЛОДЕЖЬ В ДУХЕ ЛЕНИНСКИХ ЗАВЕТОВ, ПОМОГАТЬ КОМСОЛЮЛЫДАМ, ЮНОШАМ И ДЕ ВУШКАМ ТВОРЧЕСКИ' ОВЛАДЕВАТЬ ■МАРКСИСТ- СКО-ЛЕНИНСКОИ ТЕОРИЕЙ, ФОРМИРОВАТЬ КЛАССОВЫЙ ПОДХОД К ЯВЛЕНИЯМ ОБЩЕСТ- ВЕННОЙ ЖИЗНИ , ГОТОВИТЬ ВСЕСТОРОННЕ РАЗ- ВИТЫХ ЛЮДЕЙ, СТОЙКИХ И САМООТВЕРЖЕН НЫХ БОРЦОВ ЗА ДЕЛО ПАРТИИ; ЗА ПОБЕДУ КОММУНИЗМА». Из резолюции-Х'У! съезда ВЛКСМ. Николаевна Поспелова, Таня Двуреченская № 44), Володя Скопинцев (школа № 2 ). I. ТОВАРИЩ ПОДРОСТОК! Задумывался ли ты над словом. «Гражданин»? Что оно значит? Когда человек становится гражда нином? Может, в 16 л ет /ко гд а в р у - - чают паспорт, или в 18, когда полу чаешь пра,во выбирать ..в „быть ,, из бранным в органы государственной власти? ; Если идти от глубины самого сло ва, то гражданство — органическое единства человека со всем тем, что гордо и нежно зовется Родина. И если ты претендуешь на звание гражданина — будь на уровне з а дач, стоящих перед страной, будь вровень с веком. Но, может, все эти большие цели для взрослых? А что же остается тем, кого зовут подростками? В заявлении о приеме в комсомол вы, ребята, пишете обычно: «Хочу быть активным строителем комму низма», И представляете, что, когда подрастете, будете работать па стройках, прокладывать голубые трассы, по-хозяйски держать в ладо нях золото пшеницы, ходить по под земным - кладовым. Это завтра, а сегодня? 'Свою жизнь в , комсомо.те вы на чали с больших и ответственных слов. Но что они -т- программа на будущее или задание сегодняшнего дня? Очень многие считают, что школьные годы — только подготовка- к трудовым подвигам и большим де лам. Поэтому иногда охотно проща ют себе и товарищам небрежное от ношение к учебе, к общественным поручениям, непочтительное обра щение со старшими. И кажется, что хорошие черты характера, отлича ющие настоящего человека, придут и позже и, главное, сами собой. А знаете вы, по какому качеству ' мЫ судим о человеке — хороший ли он гражданин своей страны? Преж де всего по чувству ответственности за себя, свои поступки, за общие Общественная активность начи нается с поступка: Можно быть иесовершеннолетним и быть граж данином, иметь чувство ответствен ности, Если ты не-приобрел его в юности, можешь так и остаться веч ным недорослем. Встать на классном собрании и сказать, что Таня Сидорова плохая, *у нее-двойка' по алгебре, еще не значит проявить общественную ак тивность. Это только оценка собы тия, по не дело. А вот без шума помочь Тане по лучить четверку, помочь не потому, что тебе поручили, а по требованию сердца, с этого ц начинается твоя гражданская активность. Итак, быть гражданином каждый день, час — что это такое? Большой разговор на эту тему состоялся за «круглым столам» ре дакции «Ленинец». В нем приняли участие старшеклассники школ го рода, учащиеся профессионально- технических училищ, заслуженная учительница школ РСФСР Алек сандра Николаевна Поспелова, ор ганизатор внеклассной работы шко лы № 10 Наталья Анатольевна Кузьмина, секретарь горкома комсо мола Татьяна Панова, секретарь Правобережного райкома комсомола Вячеслав Пешков. Школьник, кто ты сегодня: «дате» или деятель? Помнишь у Маяковского: Мы с сомкнутым строем в коммуну идем — И старые, и взрослые, и дети. Товарищ подросток, не будь дитем, А будь борец и деятель! ЛЕНА СИТНИКОВА, УЧЕНИЦА 7-го КЛАССА ШКОЛЫ № 10 , по думав сказала: «Мне кажется, что школьники ничего особенного сде лать не могут. Вот, я, например, только вступила в комсомол и пока не знаю, как надо действовать. У нас есть строительный отряд в школе, и я очень очень хочу попасть туда. Стройка хоть и маленькая, но все-таки стройка. Все делают по- Д О Р О Г О Й о т ц о в Экспедиционный клуб «Неуныввг ки» поднял флаг своего лагеря на Первомайском кордоне УсманСкого района. Сто пятьдесят следопытов во главе с командиром клуба Га лей Выволокиной а течение лета со вершат походы по местам боевой славы отцов нашей области. «Доро. гой героев, дорогой отцов» — таков девиз этого лета. Через каждые два дня от стоянки лагеря отпрввляготся' группы ребят, чтобь), вернувшись .из походов, записать новые страницы в летописи, имя которой — «Никто не забыт, ничто не забыто». В. КОЗЛОВА. , немногу. А дело большее. Там сразу видно, что приносишь" пользу. Мнение Лены Ситниковой разделя ет ЛЕНА КОЖАРИНА ИЗ ШКО ЛЫ № 40. —- Действительно, вступая в ком сомол, мы пишем в заявлениях, что хотйь^ быть активными строителями коммунизма. Но мне думается, что это — дело будущего^ А сейчас что? Ведь наша главная цель — учнть- Вот так ребята подошли в разго воре к важнейшей цели своей жизни — учебе. Если сегодня ты плохо учишься, то завтра вряд ли будешь хорошо работать. Двойка, мелькающая по страни цам, дневника, не всегда оценивается школьниками по большому счету. «Ну, подумаешь, как получил, так и исправлю», .— рассуждают иные. А если плохую оценку получил в об щем успевающий ученик, то волне ний особых совсем нет. Попробуем расценить это с иной точки зрения. СаА 1 ый молодой бригадир треста «Липецкстрой» Алексей Борзунов, делегат 'XVI съезда комсомола, рассказывал: «Народ в бригаде у нас молодой, но крепкий. Словом — рабочая ко сточка. И к труду у ребят отноше ние одно: надо сделать — будет сделано! И тут никто не ищет лишнюю ;Мицухку для перекура, воз можность отсидеться за спиной у товарища. Не позволяет рабочая гордость и рабочая дружба. Но вот придут ребята на практику из проф техучилищ, иногда после школы. И дня не надо, чтобы угадать харак тер. Если УЧИ.ЧСЯ с двойки на трой ку, не привык к самодисциплине со школьных лет — трудно ему с нами и нам с ним. Все в этом парне надо ломать и строить заново». Наверное, таких ' примеров учите ля приводили немало. И каждый раз казалось; что дело, настоящее дело — это потом, а сейчас можно и по- лентяйничать. А ведь каждый сред ний «двоёчннк» обходится государ ству в 120 рублей в год 1 Как видишь, твоя учеба — это труд, и если он выполняется доб росовестно и сознательно, то ты достиг определенной степени граж данской зрелости. Поэтому школа — это не подго товка к решительным действиям, это уже само действие. К ТО'больше всех вы зывает беспокойство в классе? Ну, конеч но, прежде всего, неуспе вающие ученики, ребята, чье поведение оставляет желать лучшего. А те, кто хорошо учится, не попада ют на заметку учителя, но в то же время остаются равнодушными к двойке соседа или проступку това рища? Вот таких ребят, вроде бы правильно выпол няющих один свой долг — стную степень гражданской зрелости и в том, и в дру- • Ну, а если ситуация про ще, обыкновенней? Пред положим, у друга ■двойка, как поступаешь ты? ЛЕНА ёЙ(ТЙИКОВА (10-я ШКОЛА): — Внашем классе учился мальчик. Все было хоро шо у него с учебой, но вот он неожиданно заболел *и так тяжело, что пришлось лечь в больницу. Конечно, или что-то не поняли: териале. Таким понятно, как помочь. Но ведь есть ребята, которые просто ленятся лишний раз глянуть в учебник. Так уступки себе в малом чинается в человеке разру шаться личность. Что дела ем мы? В классе есть «бое- вой листок», который вы пускает учебный сектор вместе с редколлегией. Вы ходит он три-четыре раза месяц. Иногда делаем так 2. ЭКЗАМЕН НА ЗВАНИЕ ГРАЖДАНИНА хорошо учиться — можно лк считать стопроцентны ми гражданами нашей стра ны? Они активны, но актив ны только для себя. А зна ешь мудрость? «Если я меня. Но если я только за себя — зачем я?». В школе№ 10 в строи тельный отряд требовалось набрать 40 человек, а за явлений ребята .подали... 120! Трудно пришлось от борочной комиссии. А ведь одновременно нужны были старшеклассники для работы в лагере. Занят там 4 часа, а остальные — от дыхай. И все-таки все рва. лись на стройку, рвались, чтобы проверить свой ха рактер в первых настоящих трудностях. Еще пример... В этой же шкоде два парня сбежали с уроков как раз накануне праздника. Прогульщикам не читали нравоучений, весь класс выразил им недоверие. Как видите, школьники проявили изве. мы каждый день ездили к нему, сначала по одному, а потом всем классом, помо гали, и он не отстал, ус. пешно закончил четверть. ТАНЯ ДВУРЕЧЕНСКАЯ (44-я ШКОЛА): — Я тоже считаю, что общественная активность комсомольца в школе вы. ражается прежде всего в его стремлении помогать товарищам. Вот у нас учит ся Валя Н. Мы ей объяс няли то, что она, напримар, не поняла на уроке. И ,ра довались всегда вместе с ней за «четверку» по кон. трольной. А однажды Ва ля подвела нас, просто не выучила и получила двойку. Так обидно было! И она тоже ходила, как В' воду ■опущенная, наверное, по няла, как плохо подводить товарищей. ОЛЯ МАМОНТОВА, УЧЕ- НИЦА 9-го КЛАССА (ШКО ЛА № 10]: — Бывают случаи, что плохую оценку некоторые получают из-за болезни Возьмем вырезки нз газет и журналов, где рассказы вается, как живет наша страна, сколько строится нового, сколько интересных открытий. А рядом — ком ментарий к нашим учебным делам: какой шаг у всей страны и какой у тебя с твоей жидкой тройкой. Бывают у нас и «летучие» собрания на переменах, где мы обсуждаем* |еще «горя- чую» двойку: данвму не выучил, какая причина? Поучительнь«;й о п ы т, ' правда, ребята? 1*1, главное, очень нагдяднЭ1{ |' потому замен на звание граждани на. Но если ты помог то варищу исправить двойку, не считай, что хорошая оценка обеспечена и тебе. Этот экзамен длится всю жизнь* Только вопросы в билете будут становиться все сложнее и сложнее. И пусть для каждого его комсомолыские!'годы станут трудовым и политическим всеобучем! А. Тамбовская . Р О В Е С Н Ж ^ 2 Л ^ ! к к . Мы сейчас должники. От отцовской не спрятаться памяти. От костров революции нашей памяти- нет, не уйти. Двадцать лет. Двадцать лет... Поднимаются цифрьг, как памятник. Тем, кто Юность поджег и не дожил до лет двадцати. Мой ровесник, смотри; как вокруг все спокойно и тихо1 Ты над книгою сник, все на свете сейчас позабыв. Слышишь? — Кто-то кричит, умирая а бараке от тифа: — Стойте! Стойте! Горит!.* Бред ли это? Надежда? Призыв? Тает пепел боев... Листья желтые рушатся с веток. Но кресты — как мосты в глубину убегающих лет — Только грохот копыт - да наотмашь исхлестанный ветер За бедовой тачанкой несутся отчаянно вслед. Нас еще било ' - - огнем пулеметных метелей И до речек молочных — река нашей крови текла. Прометеев огонь! Столько было у нас прометеев, .Чтскоснулся их враг и сгорел в сорок пятом дотла. Эхом атомных бомб полигоны взволнованы где-то. В той болезни тревог — старый долг наш и будет, и есть. Знаю: в добрую жизнь должниками войдут наши дети. Но — как нам на пути — он им ,ет не в тягос: г • честь. ■1;( Уж о ч е н ь о бы чны е парни Когда школьный вечер в разгаре, И тополь засмотрится в класс, Ц Уж очень обычные парни ' Тебя приглашают на вальс. Когда кружат листья в опале, Конспекты — разливами строк. Уж очень обычные парни Проводят свой первый урок. Спокойно, с билетами в паре, Анкеты ложились на стол. Уж очень обычные парни Вступили вчера в комсомол. Я думаю: как это странно. вовсе теряю покой. Уж очень обычные парни ’' ■ ■■ Созвездия гладят рукой. И служба идет на границе, И недруг метнется на склон. Уж очень обычные письма Приносит в дома почтальон, Так было, наверно, и будет. И скептики рухнут во тьм^^: Уж очень 1|бычные люди '■ К цепям приковали войну. I • С чего начинается общесвтенная активность • Лицом к лицу с то- еарищами и наедине особой Т ЕПЕРЬ возьмем еще один критерий, по которому можно судить о граждан ской зрелости человека. Речь пойдет об общественной дея тельности. Это.тоже труд. Итак, поручение. Здесь сразу выходит на первый план - роль комсорга и ко'мсомольского бюро. Тут самое важное уловить то, что волнует ребят, и направить их энергию в нужное русло, ведь приходится 'иметь дело с разны ми людьми, с неповторимыми и в то же время в чем-то типич- ВОЛОДЯ ПЛЯСОВ, ГПТУ-2: — Я закончил школу в прош лом году и сейчас готовлюсь стать мастером по ремонту элек тробытовой аппаратуры. В на шей группе 30 человек. Мен;: выбрали комсоргом. Группа подобралась в основ ном неплохая, но порой мне не легко найти с ними общий язык. Вроде получается, коллектив есть, а я — вне его. В о т ‘у меня теперь вопрос ко всем присугст- вующим. У нас один парень ле жит в больнице, ему операцию сделали. И никто из группы не приехал его навестить, кроме ме ня и двух девочек. Еще раз ска зал всем: «Николай в Ильнице, нужно о нем побеспокоиться». И опять один рукой махнул, друго му некогда, третья плечами по жала. Вот что с такими делать, где у них сознание? Попади в беду и вот... ОЛЯ МАМОНТОВА (10-я ШКОЛА): — Я никак ие могу понять те бя, Володя. Вот ты и комсорг, активист! Но активность твоя не для коллектива, а сама по себе. Посуди, как же можно считать себя комсоргом, если ты- совер шенно не знаешь своих товари щей. Может быть, многие нуж даются в твоей поддержке, в задушевном разговоре, в при стальном вннмаиин? ВОЛОДЯ СКОПИНЦЕВ (2-я ШКОЛА): — Я ■хочу рассказать о своем классе и о том, как от комсорга зависит сплоченность коллекти ва. Когда мы были пионерами, все у нас получалось: и сборы, и праздники, и воскресники — всем было интересно и весело. А при шли в 8 -ой класс и ие узнали друг друга: то ли повзрослели, то ли еще какая причина, но вдруг у нас не стало'клеиться ни одно дело. И вот тут-то наш комсорг н выручил нас. Заговори ла об одном интересном событии во время Отечественной войны, о мужестве наших солдат, защи щавших Сталинград. И сама со бой родилась мысль. — соста вить летопись этой героической обороны. Работа нашлась всем, почти целый год мы искали ма териалы. А ко Дню Победы в музее боевой славы поместили новые стенды. — Я с большим вниманием слушала Володю. Он меня тро нул своей обеспокоенностью за то, что в группе пока нет на стоящего коллектива. Я хочу шать все это, потому что я — но вый секретарь комитета. У меня возник вопрос: от чего з а висит активность старшеклассни ков? Помню, как мы проводили- первый вечер в новом учебном, го ду. Вроде бы подготовились не плохо, а в самодеятельности ни кто не принял участия — и вечер провалился. Я очень долго дума ла об этом, о том, как увлечь ребят. И вот недавно мы в коми тете решили провести конкурс ри сунков на асфальте. Наша идея понравилась и почти все приняли участие. Д аж е мальчишки были захвачены: понятно — военная тема! Но самое главное мы по- Ведь он должен быть на две головы выше остальных, потому что он ведет за собой организа цию. И если уж тебя выбрали сек ретарем, расти не по дням, а по часам: больше знай, . больше умей, тогда будет возможность открывать души товарищей. Наверное, есть смысл на ком сомольских собраниях поговорить о том, каким должен быть сек ретарь, комсорг, узнать мнение самих ребят, чтобы сориентиро ваться в работе. Мы задали еще один вопрос комсомольским активистам: «Что 3. Твое поручение дать тебе несколько советов, Во лодя. Прежде всего, уважай лю дей, с которыми ты живешь. Пусть они д а к е не понимают всех движений твоей души. И будь терпелив. Если ребята не всегда выполняют твои поруче ния, все равно ие раздражайся. Ведь ты — воспитатель. А воспи тание не признает лобовых атак. Здесь нужны тонкость, тактич ность, разговор «глаза в глаза». И разговор такой, чтобы в ребя тах пробуждалось чувство взаим ной выручки. И вспоминать об этом надо не тогда, когда что-то случилось, а каждый день, каж дый час, всегда. ЛЕНА КОЖАРИНА, КОМ- еОРГ: Эго совсем не просто—узнать все о своих товарищах, загля- иуть им в душу и тонко, и умно. Мы, например, попробовали устра ивать у себя такие собрания: «Расскажи мне обо мне». И вы знаете, как это было интересно узнать каждому, каков же он в глазах товарищей! Делали мы устные журналы по интересам. Д альше еще серьезней. Взяли для своего собрания тему: «Береги честь своего класса, как свою собственную». Все это очеш> по могло нам узнать друг друга, по пять интересы товарищей и де- лать так, чтобы общественное по ручение было каждому по душе. А ведь это очень важно, потому что поручение помогает прояп- , лить характер, раскрыться челове ку. ЛЮДА ФРОЛОВА (45-я ШКО ЛА): — Мне интересно было услы- НАТАША ТУЛЬСКАЯ (ШКО ЛА № 10): вастоподь. Вернувшись, решили жить по морским законам. Класс — ко рабль. За все дела в ответе — дежурный офицер. Представляете, если' каждый из класса переде- журит, как он все прочувствует! Умей с умом командовать, умей с умом подчиняться — вот чему научили нас корабельные поряд ки. И вот сейчас мы уже в вось мом, классе, но по-прежнему ' ДИМ в пионерскую комнату, < но берем поручения, , Подводя короткий итог . говору, можно сказать, что об ществетшая активность не возни кает сама собой. Очень часто ре бятам бывает скучно и неиите росно, потому что школьные ком сомольские вожаки используют «взрослые» методы работы, забы вают о юношеской занимательно сти, об: элементах игры в пусть самых серьезных делах. Это ча. сто вызывает протест, выражаю щийся в равнодушном, пассивном отношении ребят к обществеиной деятельности вообще. — Мне кажется, надо серьезно задуматься над авторитетом сек ретаря комитета комсомола. дает вам самим выполнение об щественного поручения?». ВИТЯ КОНОВАЛОВ: — Во-первых; уверенность в своих силах. Чуветвуеть себя нужным людям, а это прекрасное чувство. ВОЛОДЯ ПЛЯСОВ: — Большую ответственность. Знаю, что мне во многом нужно быть чуть впереди. Поэтому ста^ раюсь больше узнать, прочитать .. Ответы краткие, но суть ясна. Общественная деятельность не только берет силы, время, энер гию. Она сторицей окупается раз витием, кругозором, жаждой новых знаний, высокими нормами I поведения. Ведь личность, как оп- ределяют философы, это совокуп ность общественных связей н отношений человека. Вот и по лучается, чем богаче и шире эти отношения, тем ярче личность. Н. Г. Чернышевский заметил как-то: «Отнимите у человека возможность печься об интере сах общества, и у него ничего : останется, кроме заботы 6 Итак, наш разговор подошел к концу! Но поставить точку нель зя. Много проблем осталось не раскрытыми, что-то недоговорено, что-то сказано не в полную силу. Думаем, что все ребята, кого этот разговор затронул, отклик нутся на него и напишут нам. Слева направо: Лена Ситникова (школа № 16), Виктор Коновалов (шко ла № 9 ) , Люда Фролова (школа № 45), Оля Коб- лякова (школа 2*4 44).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz