Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)
ДЕНЬ, В КОТОРОМ мы ЖИВЕМ 11 и 12 ию м ; кж мы уже сообщали, проходил четвертый областной семи нар писателей. За два года, прошедшие со времени организации опубликовали более десяти книг. Боль шинство про^гзведений • на ших авторов вышло в Центрально - “Черноземном издательстве. Это—сборник рассказов Вс Чернова «Не шуми, море», роман А. Жарс- нова «Яблоко- Немезиды», документальная повесть А. Баюкянекопо «Песня ос- тается с человеком», дет- скйе повести В. Добрякова ■«Тайна желтой бутылки» и «Шумный двор», а также сборники стихов В. Зори на «Утренний дождь», А. Федоровой «Перемены», А. Ту.маровской «Здравст вуй, утро» и другие. Кроме того, были тепло принятые' читателем романы В. Чер. нова «Не ради славы» (из дательство «Московский рабочий»), «Медвежьи во рота» (журнал «Север»), сборник стихов С. Панюш кина «У всей России на .виду» (иэда 1 ельство «Со ветская Россия»), и другие. Таков литературный уро жай наших писателей за два года. , - На последнем семинаре были вынесены на обсужде ние рукописи Марата' З ах а рова (роман о современни ке, его нравственной и .по литической зрелости и верности _высоким челове ческим принципам), Ольги 1 <равцовой (новые рассказы), Нины Александрович (по весть о религиозшх фапа- тиках-изуверах), Инны По- иятовской (повесть о ,ста- иО'Влеиии характера у ре-- бят), а также четыре руко писи стихов Людмилы Парщиковой - Востриковой, Галины Григореико, Евге ния Подзорова и Светла- 1 ГЫ Мекшен. Руководитель семинара -— известный писатель Сер гей Антонов отметил замет, ный рост качества рукопи сей, значительно возросший культурный уровень пецких литераторов. Высокой оценки заслу жили стихи Людмилы Пар- щиковой-Востриковой. Мо лодая поэтесса отличается острой наблюдательностью, умением проникнуть в со кровенные тайники челове ческой души и. несмотря на мояодос 1 Ъ, довольно вы сокой профессиональной зрелостью. Тепло были встречены новые стихи врача из Чап лыгина’ Гаяйлы . Григор! н липчанкй Светланы Мск- Однако в ходе семинара бы.чо отмечено, что все-таки наши писатели стоят не- ско.лько в стороне -от на шей действительности. На ши литераторы за все время сущесгаоваввя Липецкой областной писательской ор ганизации не создали книг о металлургах, строителях, о людях, чьи профессии у нас особенно 'почет 1 ш . Сегодая в шрода.х » селах области свершаются серьез ные социальные перемены, на наших глазах происходит ломка годами устоявшихся представлений, но эти те- МЪ 1 не всегда находят от ражение в творчестве мест ных писателей. И вьшоды, сделанные на последнем семинаре, очень правильны. Писательская организация уже набрала достаточно силы, ч-юбы взять на себя задачу средст вами художественной лите ратуры отразить и осмыс лить наше время, день, ,э котором мы живем. Так пожелаем же ей ус пеха на этом очень нужном людям поприще. А. МЕЛЕШКО. Писатель — растение долголетнее. И ухаживать аа мвм иадо ио- крестьямски, с отеческой любовью; вырывать сорняки, давдя вростор сол нышку, удобрять почву, беречь от потравы, пока росток не пустит глу бокие корни, пока не выметнет колоса, наливаясь могучею силой жития. А уж потом он пойдет! И не страшны ему тогда ни тлетворный ветер, ползущий с Запада, ни земной будничный Гром, обутый в железные сапо ги, ни змеиные поцелуи Лжи, разнаряжеииой в пестрые платья. Липецкая писательская организация сделала благое дело, собрав литературную поросль для творческого разговора. Хочется, чтобы так бы ло не только по праздникам. Будем же по-русски заботливыми хозяевами, думая о две грядущем. В. ЯКОВЧЕМКО. Л. ПА РЩи ков А, я придержу поющую струну Й к тишине прислушаюсь с улыбкой... Доверчивость не ставится в вину, Доверчивость становится ошибкой. Здесь нет судьи и адвоката нет, Но от себя беды своей не спрячешь. Я лишь перед собой держу ответ За все 'м ои былые неудачи. За все, что в жизни было невпопад,- ' За прошлые, тяжелые утраты. Опять одна встречаю - листопад, Как будто перед кем-то виновата. А Листья с тонким шорохом кружат, Пророча мне все новые тревоги. Я верю им. Но мне себя не жаль, Я все приемлю; доброту и строгость. я все яриемлю: расставанья боль, Грусть желтых листьев, застеливших землю. Тоску и нежность, верность и любовь... Всю жизнь свою, как должное, приемлю. Приемлю то, что лес стоит раздет, И вся земля о.чвачеиа простудой. Что чудо иовгориыо, словно день, И каждый день неповторим, как чудо. Ах, чудо тоже может обмануть. И счастье, как вода, бывает зыбким... Доверчивость не ставится в вину Доверчивость становится ошибкой. И я -и з дому выхожу одна.. Себе своих ошибок не прощаю. Осенняя ночная тишина ' Ушедших дней моих не возвращает. Слетают листья, фонари И дождь вприпрыжку по сухим И поздняя пугливая заря Встает неслышно из-за горизонта. Г. ГРИГОРЕВШ ( / .; Над рекой! закат пылает, Красят перья тальники... Кто любви такой не знает, К этой речке каждый вечер, каждый вечер я бегу. Может, встречу, может, встречу Здесь тебя на берегу. Ночь неслышно выплывает И' ложится на жнивье. Только месяц понимает Горе девичье мое. Ах ты, месяц, месяц ясный, все тебе я расскажу; Жду его я, жду напрасно, •А уйти — не ухожу." Отпылала и погасла В небе алая заря, Словно песня, словно сказка. Словно думка Кобзаря. Звезды вспыхивают, ссорясь, Как подружки меж с«;6ой, Лх ты, месяц-месяцович. Проводи меня домой. Еодниковая водица... Твердь земную просверлив. Ручеек меж трав струится Весел, светел, говорлив. Утолит охотно жажду. Угощает от души; Подойди, напейся каждый, Л лотом и в путь спеши. Родниковая водица. Дружелюбная вода... Приходи сюда учиться Бескорыстию труда. А. КУЗНЕЦОВ. Опять мне липещгие. дали к чему-то снятся по ночам. П_я, веселый и усталый, иду по тропам — по лучам... Из звона сотканы березы, из песен солнечных '—.вода , А-в сердце — детская заноза Любви и России навсегда! . Во мне осиновые сны. Во мпе река не замерзает... А наш баркас пересекает Донское зеркало луны. Р , если б знала нынче ты, Что у меня в ладонях воле, Остались эана.хн ра.тдо.тья," Любви, Печали, Высоты... . Ах, если б ’зиала, звала ты[" Виктор Яковченко родился в Донецкой облает*,.щ степном хуторке Снасаловском. Там прошло его несладкое пастушеское детство — среди чебрецовых просторов, среди песен, степных легенд и поверий. Оттуда ушел ои-в Советскую Армию, е л у - ‘ жил в авиации, а, вернувшись, пошел ра« ботать в шахту. В 1967 году Виктор закончил дневное от-’ деление Литературного института им. А. М. Горького, а через год в Москве вышла его книга стихотворений «Спелица», получив, шая высокую оценку критики и читателей. На пятом Всесоюзном совещании Вик тор Яковченко принят в Союз писателей СССР. Скоро в издательстве «Московский рабо'шй» выходит новый поэтический сборник «Посиделки», Стихи из этой книги поэта рекомендуем нашим читателям. С. ПАНЮШКИН. СЫНУ ИГОРЮ Стенной поной. За балкою, в долине, Вдали от треволнений и тревог', Засиул благословенный хуторок, Повитый дымкою зад>мчивой и синей. Давно я не был здесь. Давно. Давно. Привет тебе, земля моя родная! Я ел твой хлеб, я пил твое вино, И здесь окреп. И вырос в этом крае. Я все вобрал в себя, виитал и еердце.м принял: И этот дух, и волю, и покой. Здесь 6Н.ЧСЯ с печенегами Добрыия Никитич — Пояс Золотой. Нет, этот край не знал чужих оков, Не гнулся под напором чуждой стали. Издревле здесь вегречали степняков И насмерть наши пращуры стояли. Здесь голову сложил и мой отец, И похоронен брат войной недавней, Здесь^. укрывая в тростниковых плавнях. В. ЯКОВЧЕНКО. Лелеял княэя Игоря Донец. И потому ни пяди не отдам Земли священной, что зовется Русью.» И это; если с битвы не вернусь я, Все, как наследство, сыну передай. Утро много обещает Деревням и селам. Соловей рассвет вещает Песнею веселой. Выйду, выйду за ворота. На луга и йашии. И меня окликнет кто-то Голосом вчерашним, Позовет меня, гюманит Призрачной рукою И сокроется 8 тумане. Канет за рекою... Ты сказала: «Лктблю». Это слово Жарким ветром меня обожгло, И печаль по полям разнесло. Ты сказала •— и ожил я снова. Но увял* ноля, и туш аом Завалило, завьюжило даль. Закричали сычи но бурьянам - - Так горька и глубока печаль. И поникшая плачет эе-мля: Неожиданно грянула осень. И, Жак слезы земли, злые осы ©кружяют и жалит меня. И сомпсйяе в Сердце встает. И любви твоей сердце не -радо, Знать, неверное слово твое, Забери это слово — не надо! Помимо обсуждения рукописей, на семи- н д СНИМКЕ; С. П Ашонов беседует паре шел серьезный разговор о большой ^ ^ ^ Понятовской и А. В. Алексеевой, литературе, о назначении писателя и «го ^ в с месте Б жизни и о многом другом. Ьльшаева. щ щ т , С 4Ш Ш 0 . Так обычно начинаются письма, которые ложатся на стол лнтератур- вого отдела редакции. Потом тянут ся дни томите.№ного ожидания; как оценят етнхи, чго скажут о них ра ботники газеты? А вдруг... напечата ют! Волнения н переживания понятны. Ведь каждый из литераторов иачи- вал с этого. «Восемнадцати лет, — пишет в своей биографии Сергей Есенин, — я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают...». И не надо опускать руки, если редакция откажет. Потребуется еще много усилий и труда, чтобы стихо творение своей глубокой мыслью и чеканной отделкой обратило на себя внимание. Весна этого года особенно плодо вита на стихи. Вполне попятно: весна, а веской так хочется выска заться и обязательно «в рифму». Батьшое место в поэтической поч те занимают стихи о В. И. Ленине, посвященные столетию со дня рож дения вождя.- Авторы стремились хо. бы несколькими строчками выра- ь свою любовь к Ильичу. Пятнадцатилетний Саша Гончаров из Липецка прислал небольн/ую по эму из четырёх глав. В лих . он попыта.тся поэтически осмыслить важнейшие этапы истории Совет ского государства. И пусть не все удалось автору в художественном .отношении: попадаются и корявые строчки, и слабые рифмы, но у авто ра все еще впереди: учеба, возму жание, зрелость. А повзросленне принесет ему и новые гемы, в лите ратурный опыт. Освоит он, при боль шом желании, и сложную техвииу стлхосложе) 1 ня. Комсомолец Миколай Кучеев из сс.ха Поддубровка Усманского рай она и ученица 8 -го класса Надя Шунаева из села Кривей Добров- ского района тоже по-своему выра зили любовь к вождю. Стихи про низаны горячим стремлением про должать великое де.;ю революции. Но если ученик ГП'ГУ' № 7 Вик тор Костин пишет стихи о родной стране, то Юрия Дмитриева из Ель ца волнуют судьбы мира, В сти хотворении «Не сломить народ Вьетнама» он с гневом, как и все советские люди, осуждает америкаи. Скую агрессию во Вьетнаме и Кам бодже. Говоря с стихах, посвященных ак туальным темам, следует отметить характерные недостатки. Как прави ло, авторов привлекает не глубокое *’ : исследование темы, а ее контур. От сюда зачастую — общие фразы, из вестные полож.евия и факты. Худо жественное раскрытие образа , замс->, ияется порой зарифмованной прозой, причем, плохо зарифмованной. -Сти хи гражданского накала требуют вы сокого мастерства, безупречного зса- иия материала. Когда лее 'автор в ы - . тается говорить известное об изве стном, он попусту тратит свое вре мя и труд. Вспоминается - шутка Михаила Светлова. Молодой автор читал сти хи. о море. Михаил Аркадьевич ска. зал; «От моря можно брать ясиоегь, синеву, гро;шость... Но зачем же брать воду?» В пайке «Радуги» больше всего стихов о любви. О любви жаркья, безответной,/ разделенной и даже «несчастной». Но и объяснение объяснению рознь, тем более й любви, и право, лучше сказать лю би мо.му хорошей' прозой, чем плохи- ’ми стихами. Один из авторов, напри мер, написал; Я буду Вас любить, как знаю, Бы-Гь может, будешь не одна. Но я себя не унижаю, Жизнь — шутка, слонгная она... Хорош кавалер, в первой строчке обращается к девушке на «Вы», а во второй мга «ты». Прочитав т а кое, девушка вправе подумать; а не шутит ли парень, ведь жизпь-то в его стихах — шутка, оказывается. Второй автор жалуется: Я совсем далека от спортсменов, Разве только могу танцевать. Тебе нравятся лучшие, ловкие, Ну а я-то таким не под стать... Сколько известно в мировой лите ратуре примеров, когда во.-имя люб-'-, ви люди совершали величайшие под виги, даже шли на смер;ь. Любовь облагораживает человека, делает его сильным, уверенным, иекрасиво--.; го — красивым. Автор, наверное,. немного, просто растерялся, ие-испы- ■ -тав ответных чувств. -.'..Каждый день на редакционный стол ложатся синие, белые, голубые конверты. В н и х— стихи о дюбни к природе: о дожде, грозах, деревьях, полях, реках. Восьмиклассник Саша Свинцов живет в поселке Зимнике. Ои любит бродить по лесу, - слушать пенье птиц, любоваться яушистымй вер бами, собирать цветы, купаться в речке с зелеными берегами. Обо вгем это* Саша и поведал в своих стихах. С ними созвучны и стихи Виктора Русоицова «Роща засыпает». Автор попытался рассказать о вечерней роще, где «прохлада белые стволы березок обнимает». М. Григорьев из с. Стегаловки, Т. Кабатоиа из Усмани, Г. Поздня ков из Липецка, Т. Бевз из Усман ского района и М. Аитоиова из Ли пецкой школы № 37—все эти авторы не только ..^восхищаются красотой родного края, но и стремятся рас сказать другим о речных перека тах н зеленых опушках, о бескрай них полях и лесных чащах. Стихи неодинаковы но художест венному уровню. Попадаются строч. ки удачные, иногда хорошие, но в ■целол! стихи еще очень слабы. Они зачастую написаны общими фраза ми, за ними не чувствуется личность автора, его индивидуальность. Вот М. Григорьев пишет: Обзор почты „Радуги“ Но- кзд-бы-'-^йДма ни мета^к^Ь;^ Весна-свое место взяла... - Как тут не вспомнить тютчевское стихотворение, ставшее класевче- ■Ским; . ' Зима -недаром злится, Прошла ее пора... Есть ли СМЫСЛ переделывать клас сиков на свой лад? Заимствования чувствуются почти у всех авторов. У одного- звучат есенинские нотки, у другого встречаются явно некра совские стр-очки. Учиться у клас сиков — это не значит переписывать у них отдельные строчки и строфы. Учиться прежде всего той точност*. краткости, образности, которые ха рактерны для-., больших мас"<‘ров. Своеобразному здходу к рс: ,)ию темы, упорному отстаиванию своей позиции. Большими подборками стихов представлены И. Ветров из Ли пецка и В. Гончаров из Добровского района. У Ивана Ветрова среди многих Строчек попадаются такие, которые в дальнейшем могут определить его собственный голос. Интересно по замыслу стихотворение -«Слушаю- шин лес». Видимо, оно для автора характерно. Но уже при первом, зяа- комстве ' видишь и, массу -.неточно стей, и неуклюжие языковые обо роты. Об этом и з - п ^ . сучьев грус.Т:рйм взглядом. Но г - громко!' — раны леса говорят. Сразу и не разберешься: что к че му. Как могут раны ^грустным взглядом (?) громко говорить? Или «И трели замолчали». З а молчать могут птицы, наверное. И так далее. Подобные строчки выпи рают из стихов и безнадежно портят их. Такое впечатление — будто бы автор сознательно решил запутать фразу, чтобы она прозвучала поори гинальней. А поэзия лежит в дру гой плоскости — в простоте. В не досягаемой простоте Пушкина. В стихах В. Гончарова угады вается настроение; Яблоии белые — ве в цвету, Яблони белые все в снегу... — Или: По гулким улицам бесонвые шаги И тени длинные, как дикие враги... Здесь как раз наблюдается счаст. лииое слияние душевного состояния лирического героя я точного художе ственного образа, несущего опреде ленную нагрузку. !^еет свежестью и от ритмики В. Гончарова. Ритм подвижен, инто- национен. К сожалению, когда автор., хочет философски подойти к явлению, рас суждения излишне портят все дело. Автору надо серьезно учиться. Такова весенняя поэтическая поч та «Радуги». В. ЗОРИН , литкоисультант клуба «Радуга»; с. МЕКШЕН. ВДАЛИ от ДОАМ Когда усталым дням потерян счет, а дом далек, н путь к нему изменчив, иди к вокзалу — он тебя спасет от всех недугов, и тоску излечит. Так мне всегда казалось. на свет чужой моя душа польстилась. Подумалось, что ждут меня сейчас, . иак в доме том, с которым я простилась. Подумалось, чго нет греха совсем — ■ чужом уюте отогреться малость. ...Но, оградившись теснотою стен, какой наивной я себе мазалась... Мне нужно было усмирять свой шаг, чтоб жителей смиренье не нарушить, не говорить, не думать, не дышать, а только слушать, сонность доме слушать. Я превращалась а благородный скрип под стать дверям тугим и половицам. И бьш язык мой немочью прибит, лицо мое казалось мне безлицым. .„А за дорогой — сто ступет«ей вниз, всего сто метров только к повороту, дымилась, бунтовала, с петель срывала старые ворота. Там жил вокзал: приют, и кров, и дом. Гитары рвенье, жажда газировки. Там спа.ли и плясали, веря в то, что на вокзале все — легко и ловко... Я убежала в гул мятежный тот, чтоб обрести себя в его начале, чтоб поклониться площади вокзальной. Пока живу г— вокзал во мне живет. Наши земляки—писатели З А НЕСКОЛЬКО лет до реформы 186! года, от менявшей крепостное право, в украинской и русской литературах совершились два события; один з а другим вы шли в свет два сборника рас сказов. Первый из них — на украин ском языке — вазыва.'юя «На- родн-1 оповхдання» («Народные рассказы») — вышел в 1857 году. Второй сборник ваие-ча- тан на русском языке под на званием «Рассказы из народ ною русского бьиа» (1859 г.). Автором ишги был Марко Вовчок. Критика тогдашнего времени усмо 1 ре.та, что мно гие из рассказов автор назвал женским именем «Сестра», «Казачка», «Одарка», «Горни ца», «Свекровь». «Катерина», «Игрушечка» и другие. Что бы демократы приветствова ли восторженно. Так, Н. А. Добролюбов пи сал о рассказах Марко Вов- »Т0 3 Ответ на поставленный во прос прщцея тлтько тогда, когда стало из-вестао, что иод именем «М-арг® Вовчок» скры вается талантливая лиевтель- ница Мария Александровна Вилинисая. Она родилась 24 декабря 1833 года в селе Екатериновке, под Ельцом, в мелкопоместной семье. Будущая етсателышца ли. гнилась отца, когда ей было семь лет. Ее мать вскоре вы шла замуж за помещика Дмитриева, деспота и кутилу. Чтобы предостеречь дочь от нездорового влияиия отчима, мать о т р а в л я е т ее к своей се стре Варваре Дмитрие-втю Пи саревой. Кто знает, может быть, се мена, лосеянн-ые в душу юной Машеньки Писаревыми, как раз и явились теми всходами, что создали-в литературе имя «Марко. Вовчок». Грустно, очень грустно было Маше расставаться с селом Знаменским, где жгши Писаре вы, ио в 1845 году она пере ехала в большой украинский город Харьков. Здесь, в част ном пансионе, она овладела французским языком, познала прелесть языка малороссиян, как в то время называли ук раинцев. Незаметно прошли три года. Пансион окончен. Что же даль ше? Ехать домой, в Екатери новку? Но отчим Маши прояпл все имение. И девочка мюхала в Орел, к своей другой тете (по матери) Екате*рние Пет ровне Мордовиной. Пребывание в се.мье Мордо- виных оказало благотворное цдияние на формирование ми ровоззрения будущей писа тельницы. Здесь частенько со бирались гости. Машенька слушала разговоры о Белин ском,. Герцене, Шевченко и Некрасове, беседовала с Пав лом Ивановичем Якушкнным (известным собирагеде.м на родного творчества), с приез жавшими из обеих столиц пи сателями и художниками. Все это п ^ б у ж д а .10 в еознапни огролшый интерес к русской литературе и народному твор- чесгау. В семье Мордовшшх Мария Вилцпская позиико,милась с украинским фольк.торйстом Афанасием Марковичем, за которого в 1851 году вышла замуж , после чего молодоже ны переехали в Чернигов. Живя на Украине, чета Мар ковичей часто меняла место жительства, переезжала из се да в село, из города в город. Вместе с мужем будущая писа тельница изучала устное народ ное творчество, хорошо по знала быт украинцев; наб. 1 юда- да тяжелое положение кре стьян, задавленных крепост ным правом, деспотизмом по мещиков. Все это в какой-то степени побудило Марию Алексан дровну к литературному твор честву; она начала писать рассказы, н, как мы уже гово. рили, первые /ша сборника ее появились в 1®7 и в 1859 го- Обе книги Марко Вовчок имели большой успех. Есл# реакционная критика естрети, ла их в штыки, то революниои- слышится уже я раздраженный, озлобленный памфяетизм, не страстная борьба, а спокойный, нелице приятный, торжественный суд ибтории над самой сущностью, над принципом крепостного права». А вот как отозвался о пер вых книгах писательницы Д . И. Писарев: «М. Вовчок приближается ! народной поэзии не только внешнею формою своих рас сказов, но и своими литератур ными приемами». Высокого мнения о расска зах Марко Вовчок был Т. Г. Шевченко. Он так записал о них в своем дневнике: «Какое возвышенное, пре красное создание эта жепщи- ыа. Необходимо будет ей иа- писать письмо и благодарить ее за доставленную радость чтением ее вдохновенной 24 января 1859 года, в 1 тербурге, состоялась встреча Марко Вовчок с Т. Г. Шевчен ко. На память об этой встрече великий украинский поэт на писал стихотворение. Оно так и называется «Марко Вовчку». В Петербурге Марко Вовчок позиакомилась с И. С. Тургене вым, который сделал блестя щий перевод ее украинских рассказов на русский язык. Всего неско. 1 Ько месяцев про жила писательница в Петер бурге к весной, того же 1859 года, выехала за границу. Италии она знакомится с Н. Добролюбовым, находившемся там на лечении. Большая дружба Марко Вовчок с выдающимися рус- с.кими писателя ми-демокр ат а- ми дала свои плоды. Писатель ница прочно становится . на ре волюционно - демократические позиции, которым осталась верна до конца своих дней. То. 1 ько в 1867 году Марко Вовчок вернулась в Россию и почти на девять лет поселилась в Петербурге. Здесь она рабо тает в журнале «Отечественные записки». Из-под пера писа тельницы одна за другой выхо дят повести и рассказы: «Жи вая душа» (1868 г .), «Записки причет-нпка» (1869 г.), «Теп.чое гнездышко» (1873 г.), «В глу ши» <1875 Г .1 и т. д. Кроме того. Марко Вовчок вошли в историю отечествен ной литературы как талантли вая переводчица. Она перевела на русский язык «Происхожде ние видов» Чар.'шза Дарвина, «Жизнь животных» Брема. Русский чигатель впервые по знакомился с фантастическими романами французского писа теля Жюля Верна благодаря ее переводам. Незадолго до своей кончи ны, последовавшей 10 августа 1907 года, она писала своему сыну Богдану: «Я прожила свой век, идя по одной дороге и не сверты вая в сторону... у меня могли быть ошибки, слабости, как большинства .чюдей, но в гл ном я никогда не осквернил* себя отступничеством». А. КУРКОВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz