Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

ДЕНЬ, В КОТОРОМ мы ЖИВЕМ 11 и 12 ию м ; кж мы уже сообщали, проходил четвертый областной семи­ нар писателей. За два года, прошедшие со времени организации опубликовали более десяти книг. Боль­ шинство про^гзведений • на ­ ших авторов вышло в Центрально - “Черноземном издательстве. Это—сборник рассказов Вс Чернова «Не шуми, море», роман А. Жарс- нова «Яблоко- Немезиды», документальная повесть А. Баюкянекопо «Песня ос- тается с человеком», дет- скйе повести В. Добрякова ■«Тайна желтой бутылки» и «Шумный двор», а также сборники стихов В. Зори­ на «Утренний дождь», А. Федоровой «Перемены», А. Ту.маровской «Здравст­ вуй, утро» и другие. Кроме того, были тепло принятые' читателем романы В. Чер. нова «Не ради славы» (из­ дательство «Московский рабочий»), «Медвежьи во­ рота» (журнал «Север»), сборник стихов С. Панюш­ кина «У всей России на .виду» (иэда 1 ельство «Со­ ветская Россия»), и другие. Таков литературный уро­ жай наших писателей за два года. , - На последнем семинаре были вынесены на обсужде­ ние рукописи Марата' З ах а ­ рова (роман о современни­ ке, его нравственной и .по­ литической зрелости и верности _высоким челове­ ческим принципам), Ольги 1 <равцовой (новые рассказы), Нины Александрович (по­ весть о религиозшх фапа- тиках-изуверах), Инны По- иятовской (повесть о ,ста- иО'Влеиии характера у ре-- бят), а также четыре руко­ писи стихов Людмилы Парщиковой - Востриковой, Галины Григореико, Евге­ ния Подзорова и Светла- 1 ГЫ Мекшен. Руководитель семинара -— известный писатель Сер­ гей Антонов отметил замет, ный рост качества рукопи­ сей, значительно возросший культурный уровень пецких литераторов. Высокой оценки заслу­ жили стихи Людмилы Пар- щиковой-Востриковой. Мо­ лодая поэтесса отличается острой наблюдательностью, умением проникнуть в со­ кровенные тайники челове­ ческой души и. несмотря на мояодос 1 Ъ, довольно вы­ сокой профессиональной зрелостью. Тепло были встречены новые стихи врача из Чап­ лыгина’ Гаяйлы . Григор! н липчанкй Светланы Мск- Однако в ходе семинара бы.чо отмечено, что все-таки наши писатели стоят не- ско.лько в стороне -от на­ шей действительности. На­ ши литераторы за все время сущесгаоваввя Липецкой областной писательской ор­ ганизации не создали книг о металлургах, строителях, о людях, чьи профессии у нас особенно 'почет 1 ш . Сегодая в шрода.х » селах области свершаются серьез­ ные социальные перемены, на наших глазах происходит ломка годами устоявшихся представлений, но эти те- МЪ 1 не всегда находят от­ ражение в творчестве мест­ ных писателей. И вьшоды, сделанные на последнем семинаре, очень правильны. Писательская организация уже набрала достаточно силы, ч-юбы взять на себя задачу средст­ вами художественной лите­ ратуры отразить и осмыс­ лить наше время, день, ,э котором мы живем. Так пожелаем же ей ус­ пеха на этом очень нужном людям поприще. А. МЕЛЕШКО. Писатель — растение долголетнее. И ухаживать аа мвм иадо ио- крестьямски, с отеческой любовью; вырывать сорняки, давдя вростор сол­ нышку, удобрять почву, беречь от потравы, пока росток не пустит глу­ бокие корни, пока не выметнет колоса, наливаясь могучею силой жития. А уж потом он пойдет! И не страшны ему тогда ни тлетворный ветер, ползущий с Запада, ни земной будничный Гром, обутый в железные сапо­ ги, ни змеиные поцелуи Лжи, разнаряжеииой в пестрые платья. Липецкая писательская организация сделала благое дело, собрав литературную поросль для творческого разговора. Хочется, чтобы так бы­ ло не только по праздникам. Будем же по-русски заботливыми хозяевами, думая о две грядущем. В. ЯКОВЧЕМКО. Л. ПА РЩи ков А, я придержу поющую струну Й к тишине прислушаюсь с улыбкой... Доверчивость не ставится в вину, Доверчивость становится ошибкой. Здесь нет судьи и адвоката нет, Но от себя беды своей не спрячешь. Я лишь перед собой держу ответ За все 'м ои былые неудачи. За все, что в жизни было невпопад,- ' За прошлые, тяжелые утраты. Опять одна встречаю - листопад, Как будто перед кем-то виновата. А Листья с тонким шорохом кружат, Пророча мне все новые тревоги. Я верю им. Но мне себя не жаль, Я все приемлю; доброту и строгость. я все яриемлю: расставанья боль, Грусть желтых листьев, застеливших землю. Тоску и нежность, верность и любовь... Всю жизнь свою, как должное, приемлю. Приемлю то, что лес стоит раздет, И вся земля о.чвачеиа простудой. Что чудо иовгориыо, словно день, И каждый день неповторим, как чудо. Ах, чудо тоже может обмануть. И счастье, как вода, бывает зыбким... Доверчивость не ставится в вину Доверчивость становится ошибкой. И я -и з дому выхожу одна.. Себе своих ошибок не прощаю. Осенняя ночная тишина ' Ушедших дней моих не возвращает. Слетают листья, фонари И дождь вприпрыжку по сухим И поздняя пугливая заря Встает неслышно из-за горизонта. Г. ГРИГОРЕВШ ( / .; Над рекой! закат пылает, Красят перья тальники... Кто любви такой не знает, К этой речке каждый вечер, каждый вечер я бегу. Может, встречу, может, встречу Здесь тебя на берегу. Ночь неслышно выплывает И' ложится на жнивье. Только месяц понимает Горе девичье мое. Ах ты, месяц, месяц ясный, все тебе я расскажу; Жду его я, жду напрасно, •А уйти — не ухожу." Отпылала и погасла В небе алая заря, Словно песня, словно сказка. Словно думка Кобзаря. Звезды вспыхивают, ссорясь, Как подружки меж с«;6ой, Лх ты, месяц-месяцович. Проводи меня домой. Еодниковая водица... Твердь земную просверлив. Ручеек меж трав струится Весел, светел, говорлив. Утолит охотно жажду. Угощает от души; Подойди, напейся каждый, Л лотом и в путь спеши. Родниковая водица. Дружелюбная вода... Приходи сюда учиться Бескорыстию труда. А. КУЗНЕЦОВ. Опять мне липещгие. дали к чему-то снятся по ночам. П_я, веселый и усталый, иду по тропам — по лучам... Из звона сотканы березы, из песен солнечных '—.вода , А-в сердце — детская заноза Любви и России навсегда! . Во мне осиновые сны. Во мпе река не замерзает... А наш баркас пересекает Донское зеркало луны. Р , если б знала нынче ты, Что у меня в ладонях воле, Остались эана.хн ра.тдо.тья," Любви, Печали, Высоты... . Ах, если б ’зиала, звала ты[" Виктор Яковченко родился в Донецкой облает*,.щ степном хуторке Снасаловском. Там прошло его несладкое пастушеское детство — среди чебрецовых просторов, среди песен, степных легенд и поверий. Оттуда ушел ои-в Советскую Армию, е л у - ‘ жил в авиации, а, вернувшись, пошел ра« ботать в шахту. В 1967 году Виктор закончил дневное от-’ деление Литературного института им. А. М. Горького, а через год в Москве вышла его книга стихотворений «Спелица», получив, шая высокую оценку критики и читателей. На пятом Всесоюзном совещании Вик­ тор Яковченко принят в Союз писателей СССР. Скоро в издательстве «Московский рабо'шй» выходит новый поэтический сборник «Посиделки», Стихи из этой книги поэта рекомендуем нашим читателям. С. ПАНЮШКИН. СЫНУ ИГОРЮ Стенной поной. За балкою, в долине, Вдали от треволнений и тревог', Засиул благословенный хуторок, Повитый дымкою зад>мчивой и синей. Давно я не был здесь. Давно. Давно. Привет тебе, земля моя родная! Я ел твой хлеб, я пил твое вино, И здесь окреп. И вырос в этом крае. Я все вобрал в себя, виитал и еердце.м принял: И этот дух, и волю, и покой. Здесь 6Н.ЧСЯ с печенегами Добрыия Никитич — Пояс Золотой. Нет, этот край не знал чужих оков, Не гнулся под напором чуждой стали. Издревле здесь вегречали степняков И насмерть наши пращуры стояли. Здесь голову сложил и мой отец, И похоронен брат войной недавней, Здесь^. укрывая в тростниковых плавнях. В. ЯКОВЧЕНКО. Лелеял княэя Игоря Донец. И потому ни пяди не отдам Земли священной, что зовется Русью.» И это; если с битвы не вернусь я, Все, как наследство, сыну передай. Утро много обещает Деревням и селам. Соловей рассвет вещает Песнею веселой. Выйду, выйду за ворота. На луга и йашии. И меня окликнет кто-то Голосом вчерашним, Позовет меня, гюманит Призрачной рукою И сокроется 8 тумане. Канет за рекою... Ты сказала: «Лктблю». Это слово Жарким ветром меня обожгло, И печаль по полям разнесло. Ты сказала •— и ожил я снова. Но увял* ноля, и туш аом Завалило, завьюжило даль. Закричали сычи но бурьянам - - Так горька и глубока печаль. И поникшая плачет эе-мля: Неожиданно грянула осень. И, Жак слезы земли, злые осы ©кружяют и жалит меня. И сомпсйяе в Сердце встает. И любви твоей сердце не -радо, Знать, неверное слово твое, Забери это слово — не надо! Помимо обсуждения рукописей, на семи- н д СНИМКЕ; С. П Ашонов беседует паре шел серьезный разговор о большой ^ ^ ^ Понятовской и А. В. Алексеевой, литературе, о назначении писателя и «го ^ в с месте Б жизни и о многом другом. Ьльшаева. щ щ т , С 4Ш Ш 0 . Так обычно начинаются письма, которые ложатся на стол лнтератур- вого отдела редакции. Потом тянут­ ся дни томите.№ного ожидания; как оценят етнхи, чго скажут о них ра­ ботники газеты? А вдруг... напечата­ ют! Волнения н переживания понятны. Ведь каждый из литераторов иачи- вал с этого. «Восемнадцати лет, — пишет в своей биографии Сергей Есенин, — я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают...». И не надо опускать руки, если редакция откажет. Потребуется еще много усилий и труда, чтобы стихо­ творение своей глубокой мыслью и чеканной отделкой обратило на себя внимание. Весна этого года особенно плодо­ вита на стихи. Вполне попятно: весна, а веской так хочется выска­ заться и обязательно «в рифму». Батьшое место в поэтической поч­ те занимают стихи о В. И. Ленине, посвященные столетию со дня рож­ дения вождя.- Авторы стремились хо. бы несколькими строчками выра- ь свою любовь к Ильичу. Пятнадцатилетний Саша Гончаров из Липецка прислал небольн/ую по­ эму из четырёх глав. В лих . он попыта.тся поэтически осмыслить важнейшие этапы истории Совет­ ского государства. И пусть не все удалось автору в художественном .отношении: попадаются и корявые строчки, и слабые рифмы, но у авто­ ра все еще впереди: учеба, возму­ жание, зрелость. А повзросленне принесет ему и новые гемы, в лите­ ратурный опыт. Освоит он, при боль­ шом желании, и сложную техвииу стлхосложе) 1 ня. Комсомолец Миколай Кучеев из сс.ха Поддубровка Усманского рай­ она и ученица 8 -го класса Надя Шунаева из села Кривей Добров- ского района тоже по-своему выра­ зили любовь к вождю. Стихи про­ низаны горячим стремлением про­ должать великое де.;ю революции. Но если ученик ГП'ГУ' № 7 Вик­ тор Костин пишет стихи о родной стране, то Юрия Дмитриева из Ель­ ца волнуют судьбы мира, В сти­ хотворении «Не сломить народ Вьетнама» он с гневом, как и все советские люди, осуждает америкаи. Скую агрессию во Вьетнаме и Кам­ бодже. Говоря с стихах, посвященных ак­ туальным темам, следует отметить характерные недостатки. Как прави­ ло, авторов привлекает не глубокое *’ : исследование темы, а ее контур. От­ сюда зачастую — общие фразы, из­ вестные полож.евия и факты. Худо­ жественное раскрытие образа , замс->, ияется порой зарифмованной прозой, причем, плохо зарифмованной. -Сти­ хи гражданского накала требуют вы­ сокого мастерства, безупречного зса- иия материала. Когда лее 'автор в ы - . тается говорить известное об изве­ стном, он попусту тратит свое вре­ мя и труд. Вспоминается - шутка Михаила Светлова. Молодой автор читал сти­ хи. о море. Михаил Аркадьевич ска. зал; «От моря можно брать ясиоегь, синеву, гро;шость... Но зачем же брать воду?» В пайке «Радуги» больше всего стихов о любви. О любви жаркья, безответной,/ разделенной и даже «несчастной». Но и объяснение объяснению рознь, тем более й любви, и право, лучше сказать лю­ би мо.му хорошей' прозой, чем плохи- ’ми стихами. Один из авторов, напри­ мер, написал; Я буду Вас любить, как знаю, Бы-Гь может, будешь не одна. Но я себя не унижаю, Жизнь — шутка, слонгная она... Хорош кавалер, в первой строчке обращается к девушке на «Вы», а во второй мга «ты». Прочитав т а ­ кое, девушка вправе подумать; а не шутит ли парень, ведь жизпь-то в его стихах — шутка, оказывается. Второй автор жалуется: Я совсем далека от спортсменов, Разве только могу танцевать. Тебе нравятся лучшие, ловкие, Ну а я-то таким не под стать... Сколько известно в мировой лите­ ратуре примеров, когда во.-имя люб-'-, ви люди совершали величайшие под­ виги, даже шли на смер;ь. Любовь облагораживает человека, делает его сильным, уверенным, иекрасиво--.; го — красивым. Автор, наверное,. немного, просто растерялся, ие-испы- ■ -тав ответных чувств. -.'..Каждый день на редакционный стол ложатся синие, белые, голубые конверты. В н и х— стихи о дюбни к природе: о дожде, грозах, деревьях, полях, реках. Восьмиклассник Саша Свинцов живет в поселке Зимнике. Ои любит бродить по лесу, - слушать пенье птиц, любоваться яушистымй вер­ бами, собирать цветы, купаться в речке с зелеными берегами. Обо вгем это* Саша и поведал в своих стихах. С ними созвучны и стихи Виктора Русоицова «Роща засыпает». Автор попытался рассказать о вечерней роще, где «прохлада белые стволы березок обнимает». М. Григорьев из с. Стегаловки, Т. Кабатоиа из Усмани, Г. Поздня­ ков из Липецка, Т. Бевз из Усман­ ского района и М. Аитоиова из Ли­ пецкой школы № 37—все эти авторы не только ..^восхищаются красотой родного края, но и стремятся рас­ сказать другим о речных перека­ тах н зеленых опушках, о бескрай­ них полях и лесных чащах. Стихи неодинаковы но художест­ венному уровню. Попадаются строч. ки удачные, иногда хорошие, но в ■целол! стихи еще очень слабы. Они зачастую написаны общими фраза­ ми, за ними не чувствуется личность автора, его индивидуальность. Вот М. Григорьев пишет: Обзор почты „Радуги“ Но- кзд-бы-'-^йДма ни мета^к^Ь;^ Весна-свое место взяла... - Как тут не вспомнить тютчевское стихотворение, ставшее класевче- ■Ским; . ' Зима -недаром злится, Прошла ее пора... Есть ли СМЫСЛ переделывать клас­ сиков на свой лад? Заимствования чувствуются почти у всех авторов. У одного- звучат есенинские нотки, у другого встречаются явно некра­ совские стр-очки. Учиться у клас­ сиков — это не значит переписывать у них отдельные строчки и строфы. Учиться прежде всего той точност*. краткости, образности, которые ха­ рактерны для-., больших мас"<‘ров. Своеобразному здходу к рс: ,)ию темы, упорному отстаиванию своей позиции. Большими подборками стихов представлены И. Ветров из Ли ­ пецка и В. Гончаров из Добровского района. У Ивана Ветрова среди многих Строчек попадаются такие, которые в дальнейшем могут определить его собственный голос. Интересно по замыслу стихотворение -«Слушаю- шин лес». Видимо, оно для автора характерно. Но уже при первом, зяа- комстве ' видишь и, массу -.неточно­ стей, и неуклюжие языковые обо­ роты. Об этом и з - п ^ . сучьев грус.Т:рйм взглядом. Но г - громко!' — раны леса говорят. Сразу и не разберешься: что к че­ му. Как могут раны ^грустным взглядом (?) громко говорить? Или «И трели замолчали». З а ­ молчать могут птицы, наверное. И так далее. Подобные строчки выпи­ рают из стихов и безнадежно портят их. Такое впечатление — будто бы автор сознательно решил запутать фразу, чтобы она прозвучала поори­ гинальней. А поэзия лежит в дру­ гой плоскости — в простоте. В не­ досягаемой простоте Пушкина. В стихах В. Гончарова угады­ вается настроение; Яблоии белые — ве в цвету, Яблони белые все в снегу... — Или: По гулким улицам бесонвые шаги И тени длинные, как дикие враги... Здесь как раз наблюдается счаст. лииое слияние душевного состояния лирического героя я точного художе­ ственного образа, несущего опреде­ ленную нагрузку. !^еет свежестью и от ритмики В. Гончарова. Ритм подвижен, инто- национен. К сожалению, когда автор., хочет философски подойти к явлению, рас­ суждения излишне портят все дело. Автору надо серьезно учиться. Такова весенняя поэтическая поч­ та «Радуги». В. ЗОРИН , литкоисультант клуба «Радуга»; с. МЕКШЕН. ВДАЛИ от ДОАМ Когда усталым дням потерян счет, а дом далек, н путь к нему изменчив, иди к вокзалу — он тебя спасет от всех недугов, и тоску излечит. Так мне всегда казалось. на свет чужой моя душа польстилась. Подумалось, что ждут меня сейчас, . иак в доме том, с которым я простилась. Подумалось, чго нет греха совсем — ■ чужом уюте отогреться малость. ...Но, оградившись теснотою стен, какой наивной я себе мазалась... Мне нужно было усмирять свой шаг, чтоб жителей смиренье не нарушить, не говорить, не думать, не дышать, а только слушать, сонность доме слушать. Я превращалась а благородный скрип под стать дверям тугим и половицам. И бьш язык мой немочью прибит, лицо мое казалось мне безлицым. .„А за дорогой — сто ступет«ей вниз, всего сто метров только к повороту, дымилась, бунтовала, с петель срывала старые ворота. Там жил вокзал: приют, и кров, и дом. Гитары рвенье, жажда газировки. Там спа.ли и плясали, веря в то, что на вокзале все — легко и ловко... Я убежала в гул мятежный тот, чтоб обрести себя в его начале, чтоб поклониться площади вокзальной. Пока живу г— вокзал во мне живет. Наши земляки—писатели З А НЕСКОЛЬКО лет до реформы 186! года, от­ менявшей крепостное право, в украинской и русской литературах совершились два события; один з а другим вы­ шли в свет два сборника рас­ сказов. Первый из них — на украин­ ском языке — вазыва.'юя «На- родн-1 оповхдання» («Народные рассказы») — вышел в 1857 году. Второй сборник ваие-ча- тан на русском языке под на­ званием «Рассказы из народ­ ною русского бьиа» (1859 г.). Автором ишги был Марко Вовчок. Критика тогдашнего времени усмо 1 ре.та, что мно­ гие из рассказов автор назвал женским именем «Сестра», «Казачка», «Одарка», «Горни­ ца», «Свекровь». «Катерина», «Игрушечка» и другие. Что бы демократы приветствова­ ли восторженно. Так, Н. А. Добролюбов пи­ сал о рассказах Марко Вов- »Т0 3 Ответ на поставленный во­ прос прщцея тлтько тогда, когда стало из-вестао, что иод именем «М-арг® Вовчок» скры­ вается талантливая лиевтель- ница Мария Александровна Вилинисая. Она родилась 24 декабря 1833 года в селе Екатериновке, под Ельцом, в мелкопоместной семье. Будущая етсателышца ли. гнилась отца, когда ей было семь лет. Ее мать вскоре вы­ шла замуж за помещика Дмитриева, деспота и кутилу. Чтобы предостеречь дочь от нездорового влияиия отчима, мать о т р а в л я е т ее к своей се­ стре Варваре Дмитрие-втю Пи­ саревой. Кто знает, может быть, се­ мена, лосеянн-ые в душу юной Машеньки Писаревыми, как раз и явились теми всходами, что создали-в литературе имя «Марко. Вовчок». Грустно, очень грустно было Маше расставаться с селом Знаменским, где жгши Писаре­ вы, ио в 1845 году она пере­ ехала в большой украинский город Харьков. Здесь, в част­ ном пансионе, она овладела французским языком, познала прелесть языка малороссиян, как в то время называли ук­ раинцев. Незаметно прошли три года. Пансион окончен. Что же даль­ ше? Ехать домой, в Екатери­ новку? Но отчим Маши прояпл все имение. И девочка мюхала в Орел, к своей другой тете (по матери) Екате*рние Пет­ ровне Мордовиной. Пребывание в се.мье Мордо- виных оказало благотворное цдияние на формирование ми­ ровоззрения будущей писа­ тельницы. Здесь частенько со­ бирались гости. Машенька слушала разговоры о Белин­ ском,. Герцене, Шевченко и Некрасове, беседовала с Пав­ лом Ивановичем Якушкнным (известным собирагеде.м на­ родного творчества), с приез­ жавшими из обеих столиц пи­ сателями и художниками. Все это п ^ б у ж д а .10 в еознапни огролшый интерес к русской литературе и народному твор- чесгау. В семье Мордовшшх Мария Вилцпская позиико,милась с украинским фольк.торйстом Афанасием Марковичем, за которого в 1851 году вышла замуж , после чего молодоже­ ны переехали в Чернигов. Живя на Украине, чета Мар­ ковичей часто меняла место жительства, переезжала из се­ да в село, из города в город. Вместе с мужем будущая писа­ тельница изучала устное народ­ ное творчество, хорошо по­ знала быт украинцев; наб. 1 юда- да тяжелое положение кре­ стьян, задавленных крепост­ ным правом, деспотизмом по­ мещиков. Все это в какой-то степени побудило Марию Алексан­ дровну к литературному твор­ честву; она начала писать рассказы, н, как мы уже гово. рили, первые /ша сборника ее появились в 1®7 и в 1859 го- Обе книги Марко Вовчок имели большой успех. Есл# реакционная критика естрети, ла их в штыки, то революниои- слышится уже я раздраженный, озлобленный памфяетизм, не страстная борьба, а спокойный, нелице­ приятный, торжественный суд ибтории над самой сущностью, над принципом крепостного права». А вот как отозвался о пер­ вых книгах писательницы Д . И. Писарев: «М. Вовчок приближается ! народной поэзии не только внешнею формою своих рас­ сказов, но и своими литератур­ ными приемами». Высокого мнения о расска­ зах Марко Вовчок был Т. Г. Шевченко. Он так записал о них в своем дневнике: «Какое возвышенное, пре­ красное создание эта жепщи- ыа. Необходимо будет ей иа- писать письмо и благодарить ее за доставленную радость чтением ее вдохновенной 24 января 1859 года, в 1 тербурге, состоялась встреча Марко Вовчок с Т. Г. Шевчен­ ко. На память об этой встрече великий украинский поэт на­ писал стихотворение. Оно так и называется «Марко Вовчку». В Петербурге Марко Вовчок позиакомилась с И. С. Тургене­ вым, который сделал блестя­ щий перевод ее украинских рассказов на русский язык. Всего неско. 1 Ько месяцев про­ жила писательница в Петер­ бурге к весной, того же 1859 года, выехала за границу. Италии она знакомится с Н. Добролюбовым, находившемся там на лечении. Большая дружба Марко Вовчок с выдающимися рус- с.кими писателя ми-демокр ат а- ми дала свои плоды. Писатель­ ница прочно становится . на ре­ волюционно - демократические позиции, которым осталась верна до конца своих дней. То. 1 ько в 1867 году Марко Вовчок вернулась в Россию и почти на девять лет поселилась в Петербурге. Здесь она рабо­ тает в журнале «Отечественные записки». Из-под пера писа­ тельницы одна за другой выхо­ дят повести и рассказы: «Жи­ вая душа» (1868 г .), «Записки причет-нпка» (1869 г.), «Теп.чое гнездышко» (1873 г.), «В глу­ ши» <1875 Г .1 и т. д. Кроме того. Марко Вовчок вошли в историю отечествен­ ной литературы как талантли­ вая переводчица. Она перевела на русский язык «Происхожде­ ние видов» Чар.'шза Дарвина, «Жизнь животных» Брема. Русский чигатель впервые по­ знакомился с фантастическими романами французского писа­ теля Жюля Верна благодаря ее переводам. Незадолго до своей кончи­ ны, последовавшей 10 августа 1907 года, она писала своему сыну Богдану: «Я прожила свой век, идя по одной дороге и не сверты­ вая в сторону... у меня могли быть ошибки, слабости, как большинства .чюдей, но в гл ном я никогда не осквернил* себя отступничеством». А. КУРКОВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz