Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

Металлург Александр Теплиничев- премии Ленинского комсомола Счастливый день бригады у рубят в понедельник—выходной. Рабочая неделя началась утром сле- ' дующего дня. Шли на смену, зная, что надо будет снова возиться с тележкой нз-под шлаковнй. Дело яовое, дней десять, назад решили только опробовать. Пока лишь одна бригада вместо обычных промежу­ точных ковшей стала использовать емкие шлаковнй. До этого на уста- новдах часто шлак не удава, 1 шсь слить полностью. Он «замерзал» на дне ковша, приходилось удалять пр.- том с помощью газорезки. А вся эта операция отнимала много времени из бюджета бригады, рассчитанного до минут. Й вот это «внедрение»' в жизнь новшества и висело пока над ребята­ ми, тяготило их, усложняло им и до того не такую уж простую работу с лсидким металлом. А в остальном предполагалось, что это будет обычная, насыщенная до предела смена, нормальный день, одни из шестисот с небольшим, про­ веденных ребятами вместе, Третья комсомольско-молодежная бригада, обслуживающая четвертую УНРС, официально была создана в октябре 1968 года, в день 50-летоя Ленинского комсомола. Впрочем Са­ ша Теплиничев, Алексей Буслаев, Володя Панов. Валентин Даргель и раньше работали вместе. Правда, чаще менялись остальные члены бригады, и некоторые из них позво­ ляли себе больше вольностей. Однаяеды Валентин Даргель, прежде чем занять свое место у пульта, подошй /'К старшему ра.?- ливщнку Саше Теплнничсву, наибо­ лее собранному, . раесудительноАгу и знающему парню. — Саша,, давай организуем у нас комсомбльЕко-молодежную бригаду. Даргель особенно болел . за рабо­ ту на установке, за комсомольские дела в цехе. Теплиничев ответич не сразу Как старшего разл.ивщнка, Сашу тяго­ тила неслаженность в работе пар­ ней. Иногда ему, ■' всегда • выдержан­ ному и корректному- -по отношению к ребятам, приходилось срываться, до того нелепы и несуразны бывали отдельные «фокусы», дорого обхо- дивишеся остальным, Саша Теплиничев начинал свою биографию в Череповце, в мартенов­ ском цехе металлургического завода. Работать спустя рукава ог 1 по на­ туре своей не мог.' Старался яе от­ стать от знаюш,их, многоопытных мастеров. , Поступил в институт. Ребята в це­ хе выбрали его своим воясаком, вскоре стал членом комитета комсо­ мола завода, членом горкома. Приба­ вилось комсомольских хлопот. Так принимал свое беспокойное поруче- , ш е — работу в комсомоле-—Саша '1епл1шичёв. И потому его награды —орден «Знак Почета», значок ЦК ВЛКСМ «Молодому передовику про­ изводства», звание «Отличник социа­ листического соревновайия» — были наградами комсомолии 'Мар 1 Теновско- го, цеха. ^ ' Поэтому и задумался Саша над предложением Даргеля. Ребята, ко­ нечно, поймут, к аки е . возможности таит в себе такая бригада. Главное, повысятся ответственность каждого, удастся наладить отличную дисцип­ лину. Соответственно возрастет про- к.зБодителыюсть труда. А там мож­ но будет и за качество стали взять- ЭтО: было два .года назад. Сегодня в бригаде Теплныичева почти каж ­ дый — ударник коммунистического труда, есть свои спортсмены, само­ деятельные артисты, студенты. Ва­ лентин Даргель руководит техниче­ ским кружком в подшефном детском доме. Почти все из ребят награжде­ ны значком ЦК ВЛКСМ «Молодо­ му нередов1Ику производства». Так заведено у них, на четвертой установке: каждый, придя в цех, на­ правляется сразу на свое рабочее место. Два Володи—•Оитпиков и Па- 110 В — разовшнсь на разные «высо­ ты». Ситников—оператор газосвар- кв, спустился на минуй 10,. Панов поднялся на гл.авный пульт управлсг ния; -Смена началась.. А -саша 'Теп- лтшичев не появился на установке. Товарищи недоумевали, что могло слунн-ться? Дспомнили, что 26 мая- 7 - .день ! открытия комсомольского съезда. Потому вместо Во-лоди Та­ расова смену сдавал им другой раз­ ливщик. Но Теплгнничев : не делегат съезда. ; Ближе к 1 (ерерыву кю -то из ребят ■ррскрьгл тайну исчезновения '■брига­ дира. По рукам пошел субботний номер «Комсомольской правды». «Бюро ПК В.ЛКСЛ'1, рассмотрев представление комитетов комсомола, постановляет присудить премию Л е - ' минского комсомола :за активное уча­ стие в научно-техническом прогрессе за 1969—1970 гг. Теплнничеву А. И , бригадиру Новолнпецкого металлур­ гического завода». ‘ ' Эю т день, пергзын день комсомоль­ ского съезда , . останется, Пожа-Туй, В комитете комсомола завода дол­ го разыскивали его, В этот выход­ ной его не оказалось дома. Саша Б одной из аудиторий института за­ канчивал последнюю лабораторную работу по курсу «Металлургические печи». Удивился радостной вести. Он, как и все члены бригады, был абсолютно уверен, .что делают они обыкновенную, будничную работу.. Лишь вечером, в московском по­ езде, в который раз взвесив дела бригады, окончательно решил, что вое эти шестьсот дней бригада жила постоянно экспериментируя, внед­ ряя новшества, приносящие цеху, заводу в целом немало экономии. Рождение бригады совпало с ре­ конструкцией тогда лишь одной их четвертой установки. Пов.оротный стол позволял производить разлив­ ку металла быстрее. Целый год ре­ бята одни , на своей ус;тановке раз­ ливали четвертую часть всей стали. Восло взаимопонимание в бригаде, исчезал и брак. ^ Только освоились с поворотным столом—руководство цеха предложи­ ло попробовать разливать «плавку 1 а ппнкх» Потом были ковши с набивной футеровкой, выдерживавшие не как обычно 4—5, а 10—15 плавок. Им же было поручено освоить ра.зливку новых марок стали. В 1969 году бригадой была меха­ низирована уборка окалины на буц- кгре вторичного охлаждения УНРС, что: 'дало 1800 рублей годовой эко­ номий,.-. высвободился один рабочий. Решили в работе с ковшами пользой ваться двумя стопорами, что йоЗвО*' ■тяло перерабатывать не четыре плав­ ки, а вдвое больше. Со временем их опыт распространился и , на рсталь- шле установки цеха. - • А. тут подоспели шлаковнй, с кото­ рыми особенно первое время надо быть’ настороже. Впрочем, Саша' спо­ коен за своих ребят. Все они, ра.зные по характеру и темпераменту, при­ выкли понима(ь друг друга с полу­ слова. ■ Рабочая смена была в полном ра з ­ гаре, когда В. Моисеенко, комсорг конверторного цеха, принес ребятам первые поздравления с большой по­ бедой. Л. БОВА. На снимках; вверху — бригадир Александр Теплиничев; внизу — ра­ бочее утро бригады. Фото в. Ельшаева. СМЕРТЬ КОМАНДИРА Нед головою седока уже невидимо, невнятно, как судорогой предзакатной сведенная, неслась рука. Она еще в огне была, она жила еще борьбою, как будто чуя над собою паденье вражьего крыла. Взрезая воздух, ветер нес, Но следом лишь бежал, робе.я, разбитый ряд косых берез. И трав тяжелых перестой под ноги падал так покорно, как будто знал, что скоро, скоро летящий в них найдет покой. - Но миг не скоро обрубил руки зовущей и ведомой — хоте.п найти дорогу к дому, которую седок забыл. Все силы берегли его, хоть неотступно, тень густела и в стороне плелась несмело, заждавшись часа своего. Но вот уж, налита свинцом, рука взметнулась г— и упала, успев лишь ночи покрывало стянуть на мертвое лицо.. - КОНТРАСТЫ Степенна от рождения земля, Но всякий раз я вижу обнаженно, Что на ее краях, как остриях, ОНИ и МЫ —два мира напряженных. Не может быть здесь третьего, , пока над . полосой нейтральной четки пули. Сползает кровь украдкой от виска. . Взрывает кровь горластость амбразуры. Пока продажность .кажется ценой — Уже бесценна жизнь на поле бранном. Одш'м нести отряды за‘"Сббой, ‘ другим скрываться за могильным камнем. Светлана М еш ен От ветра заслонять огни костров — или гореть на них во имя веры. Стрелами слов сминать щиты врагов --- Иль немотой спасать себя без меры. Контрастами века земля больна, и в этой боли есть твое участье. И есть одно единственное счастье, которым Родина твоя полна. Настрой, поэт НАСТРОЙ, ПОЭТ, ПЕРО НА ВРЕМЯ, КАК СТЕТОСКОП НА СЕРДЦ Е -ВРА Ч , И ОЩУТИВ ЕГО БИЕНЬЕ, СВОЕ ВОЛНЕНЬЕ В НЕМ ОЗНАЧЬ. НЕ ТО, ЧТО в МИГЕ АРИТМИИ ТЕБЯ К ИСХОДУ ДНЯ ВЕДЕТ, НЕ ТО, КОТОРОМУ В ПРИЛИВЕ ВЕСЕ,®ЬЯ, ТЫ ТЕРЯЕШЬ СЧЕТ, НЕ ТО, КОТОРЫМ НАСТРОЕНЬЕ ТЕБЯ СЛУЧАЙНО ОДАРИТ. ...ТАКОЕ ОЩУТИ ВОЛНЕНЬЕ, КОТОРЫМ РОДИНА БОЛИТ. С ш ъ ж я войны не видала взаправду. За что же столько лет сны мои оглушает она? Неэалитое пламя сжигает мне кожу, нерастраченных пуль нарастает волна. Отступленья не вижу—атаки, атаки... И окопов не вижу—земля, как брезент. Вырастаю в войне, чтоб никто не оплакивал гибель детства, которого, кажется, нет. Но зачем же тогда под прицелом видений, где не время решать — жизнь ли, смерть ли в цене, я рыдаю над-тем, что опять я расстреляна? ...И . .путься боюсь <1 * в насть-.щей войне. Ш а ,ш в е р ш и с а ж Работы липецкого скульптора, участни­ ка многих областных, зональных, а также республиканских выставок Юрия Гришко хорошо известны липчанам. В своих произ­ ведениях художник стремится языком мо­ нументального искусства отобразить ра­ дость созидательного труда, нерасторжимую духовную связь поколений. В настоящее время, например, скульптор завершает ра­ боту над памятником пионерам-героям, ко­ торый будет воздвигнут по инициативе областной пионерской организации в Верх­ нем парке г. Липецка. На этом снимке вы видите Ю. Гришко в своей масгерской. Творда4:кий поиск ху­ дожника обращен к образу талантливого русского поэта Алексея Кольцова. Е. ПОДЗОРОВ. Фото А., Окунева. П о д мавзолёйный мрамор и гранит Под мавзолейный мрамор и гранит. Под скорбные склоненные знамена. Туда, где с головою обнаженной Народа память на часах стоит— Приди туда. Шагни через порог. Пройди под каменным покровом. И пусть своим' дыханием суровым . Коснется сердца холодок. Пойми, почувствуй, что за глубина. Что за могучая' вёршина — Ленин И в этот миг торжественным волненьем В твоей душе натянется струна. Прольется рядом медленный ■ поток, И ты уйдешь под радостное небо. Уйдешь в огромный мир станков и хлеба, В мир торопливых солнечных дорог. Ты выбежишь под яростный зенит И станешь в строй, в труде от пота .алея, И зазвучит струна из Мавзолея, И в Ленинском ключе заговорит. В синем небе в синем небе из небыди-невиди Надо мною летят гуси-лебеди. Пролетают гусыни-лебедушки И роняют хрустальные перышки. Я ладони подставила солнышку; «Гуси-лебеди, сбросьте по перышку». Над студеной прозрачной водою, Н ад пахучей полынью-травою Я ПОЙДУ на заре золоченой Босоногой веселой девчонкой. Обойду ' все дорожки-тропинки, Подберу ваши перья-пушинки, Встану, стану лебедушкой белой, Распахну свои крылья-стрелы. Наталья Рыжкова у тебя на глазах вырастая. Догоню дликношеюю стаю. Полетшч мы над Русью, .над лесыо По вечернему, поднебесью. И другая МНС крнкнет:- «Лебедушка, Сбрось мне перышко! Сбрось мне перышко!» Домой пора, наверное Домой пора, наверное, А я стою в саду. Ищу я в небе первую Колючую звезду. Прищурю глаз — И кажется. Сквозь темную листву Вдруг желтый месяц катится Мне под ноги в траву. Блестящий холод месяца В ладони я возьму, В ковше Большой Медведицы На небо подниму. Мы всегда почему-то ссорились Наташа Рыжкова учится в десятом классе Усмансвой первой средней школы. Первые стихи написала в девять лет. В школе Наташа участвует в проведении огоньков, сочиняет приветствия для клуба веселых и находчивых, а в Чаплыгине, где ей довелось учиться в средних классах, она помогала создавать сценки в стихах для кукольною тектра. Наташа увлекается музыкой и в свободные минуты не без оп­ ределенного успеха пытается положить на музыку стихи. ■Сейчас у нее, как и у всех выпускников страны, ответственная пора — выпускные экзамены. После окончания школы' Наташа мечтает поступить на факуль­ тет иностранных языков, ее влечет искусство поэтического перевода. Есть уже в заветной тетрадке первые пробы перевода некоторых стихотворений Гете, Шиллера, Гейне. Мне приятно й радостно пожелать Наташе удачного начала на творческом пути в чудесную, волшебную страну — страну Поэзии. • В. ФРОЛОВ, , член совета литературного клуба «Радуга». Нам воегда так здорово , спорилось. Нам всегда так бессовестно злилось. Ничего не прощалось из прежнего. Наготове —сарказм отточенный. Но мы были взаимно вежливы, Д аж е смех швыряя пощечиной, ' Были вентливм по-мушкетерски, Хоть в дуэли — что одурь, удаль. Ты мне руку жал командорски И в поклон: «Защищайтесь, сударь!» А судьба рассудила гю-своемуз Я уехала, ты остался. Т 1 а 1 иих драк клинок заговоренный Постарел, заржавел, сломался; Дождик, дождик .Дождик, дождик, Мокнут крЬ|ШИ. Мокнут серые афиши, Мокнет старая церквушка, Мокнет тихая речушка. В мокром парке на аллейке Мокнут синие скамейки. Мокнут галки на заборах. Дождик, дождик! Мокнет город. Уехал в электричке Уехал в электричке И изменил привычки, И позабыл отважно О чем-то очень важном. ■ О чем-то очень главном, О церковке двуглавой, О топольке расшатанном, О городке заштатном, О городе безвестном, Не очень интересном. Забыл, забыл то место, Где проходило детство... Где разбежались домики, Как озорные школьники. Где у реки лиловой С утра кричат коровы. Где падают в березы г Серебряные грозы. И вдаль летят заршщы. Как огненные птицы; ; Забыл, забыл про это... Спешит за летом лето, И ты живешь, взрослеешь, . И даже не жалеешь, Что где-то по соседству Взрослеет город детства, . Взрослеет без тебя. . , Га лина Ив ано в а в одни из 11 ней зашла в ре­ дакцию депочка-подросток, и, отыскав меняу представилась: — Галя Иванова. Я принесла стихи. я листал заветную тетрадку и с каждой перевернутой странич­ кой все больше утверждался во мнении, что у девушки есть оп­ ределенные литературные способ­ ности, что ее работа над стихами вышла из поры модного сочини­ тельства в подружкины альбо­ мы, что она по-настоящему увле­ ченный человек. Немного погодя ко мне на стол легло письмо из Ельца со стихами. — Я еще не решила, какая у меня будет профессия, — пишет Галя.—Только твердо знаю, что она будет тесно связана с лите­ ратурой. Потому что я очень люблю мир поэзии. Что ж, у Гали еще целый год до выпускных экзаменов, так что время на выбор профессии у нее есть. Но как бы ни сложилась у нее судьба, я желаю ей вечного поиска, вдохновения и большой удачи. А. МЕЛЕШКО. А П Р Е Л Ь На тыщи голосов Звенит апрель. Весна бурлит у , самого порога. Стучит морзянкой Дробною капель... Ручьи бегут По краешкам Дороги. И утром будит Колгота грачей. И небо голубеет Нелсио-иеасно, И дарит солнце всем Поток лучей, И па ветру Качается подснежник. На Плющани Чайки кружат над Доном В голубой вышине, И зеленые волны- Плещут под ноги мне. Л в траве, словно звездг Загорелась роса, И запуталось солнце У меня в волосах. Я уеду с Плющани, Но на намять с собой Заберу быстрых чаек Над зеленой волной. Р о с с и и А надо мною небо Я солнечному свету улыбнусь. Как хорошо, что я живу Что ты вокруг, моя родная Русь. Бескрайние, бездонные широты, Их не объехать, их не обойти,— , Как будто здесь я потеряла Ищу и не могу никак найти. Мне на тебя никак не наглядеться, Каким бы словом мне тебя назвать? Ты для меня — мое второе сердце. Ты для меня — моя вторая мать! Рыбаки Фотоэтюд В. Ельшаева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz