Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)
Думайте, ребята, думайте! в НОМЕРЕ ЗА 9 ДЕКАБРЯ «БРИГАНТИНА» НАЧАЛА РАЗГОВОР О ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ, О ДРУЖБЕ , О ДОСТОИНСТВЕ, О ДУХОВ НОМ БОГАТСТВЕ ЧЕЛ0ВЕКА.,«БРИГАНТИНА» ПОЛУЧИЛА МНОГО ПИСЕМ ЧИТАТЕЛЕЙ, В КОТОРЫХ ОНИ ПРИВОДЯТ НОВЫЕ ФАК ТЫ, ДЕЛЯТСЯ СВОИМИ МЫСЛЯМИ, «СТАНЕТ ЛИ ХУЖЕ БЕТХО ВЕН?» — СПРАШИВАЛ В СВОЕМ ПИСЬМЕ СТАРШЕКЛАССНИК НИ КОЛАЙ ТРУБИЛИН. «ДА» — УТВЕРЖДАЮТ ОДНИ. «НЕТ, БЕТХО ВЕН ХУЖЕ НЕ СТАНЕТ, НО ОБЩЕСТВО ТЕРЯЕТ МНОГО. КОГДА ЧЕЛОВЕК ИСКУССТВЕННО ОБЕДНЯЕТ СЕБЯ» — ВОЗРАЖАЮТ ДРУГИЕ. ^ НАША МОЛОДЕЖЬ ЖИВЕТ ИНТЕРЕСНОЙ, ПОЛНОЙ ЖИЗНЬЮ , И НА ЭТОМ ФОНЕ ОЧЕНЬ ЗАМЕТНЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СЛУЧАЕВ СКЕПТИЦИЗМА, БЕСКУЛЬТУРЬЯ. О ДРУЖБЕ ИСТИННОЙ И ЛОЖНОЙ , О ЦЕЛИ ЖИЗНИ РАЗМЫШ ЛЯЮТ СЕГОДНЯ НАШИ ЮНЫЕ ЧИТАТЕЛИ. ИМ СЛОВО. «БРИГАНТИНА» ПРЕДПОЛАГАЕТ, ЧТО Б СВОИХ ПИСЬМАХ ЧИ ТАТЕЛИ РАССКАЖУТ О ТЕХ БЛИЗКИХ ИМ ЛЮДЯХ, С КОТОРЫХ ОНИ ХОТЕЛИ БЫ «ДЕЛАТЬ ЖИЗНЬ». Здравствуй, „Бригантина**! в твоем выпуске меня затронула заметка. 11. Трубнлина «Станет ли хуже Бетховен’ ». Д а , мы часто видщи рядом е совой ребят, духовный мир которых очень узок, но не всегда задумываемся^ от куда рождаются такие скептики, пи- вики. Как избавиться от этой плесе ни на молодой душе? Д о совершеннолетии восиитавие& ребенка занимаются родители. Они должны дать ему правильное пони мание жизни,'прекр-аеного и многое другое. Но в силу разных причин родители не всегда- могут дать ре бенку весь духовный багаж. Насту- вает время; когда человек вливается в другую семью — школу. Бот адесь- то и распахиваются перед ним двери в мир знаний, мир прекрасного. Учи т ел ь— полновластный творец ребячь их душ. Но, к сожалению, ,не всегда учителя дают вместе со знаниями обязательных дисциплин, знания, без- которого жизнь не является пол- ноцеяной, — понимание красоты., А ведь среди нас нет такого че л о в ек у который не чувствовал бы потребности в этом. Вы" только по смотрите, как горят глаза ребят, к('гда они слушают выступление зр- тнстов филармонии, как горячо им аплодируют. Побывав иесколько ми нут в мире возвышенного, человек становится другим. Он уже не бро сится после концерта к двери, опе режая других. Конечно, нельзя од ними концертами воспитать отноше ние к искусству. Но я уверен, стоит человека.немного заразить тягой к прекрасному, как он уже сам будет стремиться к нему. А если человеку никто не помог, если ростки прекрасного в его душе не проросли, рождается скептик. Равнодушный и скептик всегда яв лялись тормозом на пути к победе Есего.. нового. Они не только стоят в стороне, но' н стремятся опорочить ^ все, что доставляет радость другим, * является их миром, и что ему, скеп- тику, не доступно. Отсюда неудов летворенность, неопределенность в жизни. Поэтому в школе, на произ водстве нужна система эстетиче. ского воспитания. И тогда человек станет духовно боТаче и содержа, тельнее. С уважением к вам , К. БОБА, учащийся И курса металлурги ческого техпикума. г. Липецк. Что нам, девочкам, делать? Я прочитала заметку «Станет ли хуже Бет ховен?» и хочу сказать, г в нашем селе таких разбо.чтаиыых ребят много. Выйдешь с девоч ка м-н погу.чять, так они нарочно храбрятся друг перед другом." пускают дым в лнпо, скверносло. вят. А что нам:, девоч кам, делать? Правда, когда одного «героя» встретишь, начнешь ему ■мораль читать, так он краснеет и даже слово дает. А в компании с»о- ПОСОВЕТУЕМ? ва за свое принимает ся. Поэтому я с девочка ми редко хожу гулять, обидно сльирать непри ятности. А как отучить ребят от этого, я ве знаю. М. ШУБАЕВА. с. Богородипкое, 'Доброиский район. Мевя, как и многих моих ровесников, очень волнует сложный ' во прос, затронутый вами: " чем предназначение человека?». I думаю, что цен ность человека, его предназначение, заклю чается в его творчестве и поиске, но лишь в том случае, если это творче. ство и поиск дают что- то омодям, которые о*- рур«ают НДС. Моя мечта — быть учителем. По-моему, это й та профессия, которая даст мне воаможность творить, искать, и отда вать все свои знания людям для того, чтобы эти люди, шагая по жиз ни, как эстафету, переда вали свои знания дру гим, принося огромную пользу нашей любимой Родике, народу. Об учд- теле я с уверенностью могу сказать, что »то тот человек, жизнь ко торого просто необходи ма. Таким образом, творчество и поиск — вот нреднаэиачеиие че. вовека. С. ПЕНЬКОВА, десятиклассница школы № 40. г. Липецк, В ШЕСТНАДЦАТЬ лет юноша или девушка на- -чинает серьезно присмат. риваться к. жизни, искать свое место в ней.; И от степени по нимания шестнадцатил'етннми своей ответствеиносги не только за себя, за .свое буду щее, но и за других зависит формирование характера всту пающих в жизнь. Вот почему получается, что одни ребята 'После занятий спе. шат в Дом культуры или В спортзал, в библиотеку, или в кинолекторий, а другие, о ко торых с обидой пишет в своем письме Коля, забираю т^ . в подъезды, темные углы...”"С си гаретами в зубах, часто под выпившие, эта «герои подво ротен» распевают песенки НИЗКОГО' пошиба, отпускают ци ничные шуточки вслед прохо. . жим, взрываются хохотом в самых неподходящих это го местах. Поэтому нам вполне понятна та боль и обида, которой ды шит Колино письмо. Пожалуй, все десятиклассники, с которы ми мы обсуждали заметку, приняли горячее участие в диспуте. Девочки в один го лос н соглашались с письмом Коли, и возражали ему. Валя ГОЛИКОВА! — Все в письме, в основном, правилыю, но Коля как будто забывает, сколько хороших, дел сделано молодежью. Я соглас на, что у нас есть такие пар ни, которым ничего не стоит оскорбить девушку, с цинизмом относиться ко всему Прекрас. ному. Но этим отщепенцам противопоставлена трудолю бивая, талантливая, жизнера достная молодежь.' Это их ру. ками построены . Комсомольск. на-Амуре и Братск, Днепрогэс и Липецкая Магнитка... Это они, наши сверстники, пали героями в годы Отечественной войны, это они отстаивали з а воевания социализма в Чехо- . Словакии и на острове Д аман , еком.. • ' Как видишь, Коля, есть' до. взрослым, утвердить себя в об ществе. Но. в этом самоутвер ждении ./СшУ-как прави.ч^б'-о. со вершает много ошибок из-за недостаточного опыта, мало развитого эстетичёского вку са. Здесь бы старшим тввари- • щам" ...помочь ребятам, подскэ;. зать, посоветовать,, не упустить из-под контроля, но часто мо лодежь в этот сложный и от ветственный период жизни вме сто поддержки, товарищеской помощи встречает недоверие. уходить их неистощимая эиер, Алексей ГОНЧАРОБ: Плохо, что молодежи все дается иногда, как говорится, в разжеванном виде. Инфор. мация поступает со всех сто рон обильно. Получается сво его ;рода интеллектуал'ьвше пре. сы-щеиие, и, как еледетвие, ду ховная бедность, скудость. Так появляется умствепиая лень, безразличие к поиску, творче- Давать бойдряни любой! стойяая смена у наших отцов. Весь вопрос в том, чтобы эту инертную часть молодежи при- общить к интересным, полез ным делам. И объявить откры. тую войну пошлости и хамству, ничего не делать за бездельни ков и лодырей, не давать им условий для спокойной, безза ботной, жизни. Тогда не будет этаких «молодых старичков»,- Саша ЛАРИН: — Мне кажется, что цивиам, озлобление, какое-то желание идти против общепринятого проявляется у некоторых ребят от того, что подчас взрослые — родители, учителя, соседи по ,дому—просто глувдат появ ляющуюся самостоятельность молодых людей. Шестнадцати, летний спешит скорее стать сухость, а порой и прямое осуждение — «Ие та пошла мо. лодежь». И поэтому некоторые ребята, встречая со стороны лзраелых безучастное, холод ное отношение, сами черствеют, замыкаются в себе и проявля- . ют свою пока еще мнимую взрослость в некрасивых .по- етушсах. Так они хотят выде литься из среды своих сверст ников. Но в душе эти ребята способны глубоко переживать и переживают, когда смотрят «Павла Корчагина» или слу шают Бетховена. И надо не ругать эту «непутевую» ны нешнюю молодежь, не называть заблудившихся ребят «отпеты, ми типами», не отворачиваться от них, а найти конкретное, по лезное дело, в которое будет . скому подходу к жизненным вопросам. Зачем трудиться, искать, анализировать, перева. р 1 Мать информацию, пережи вать, когда за тебя все решат? А испытать радость творчеств», счастье собственного откры тия им не довелось, ; петому вершков знаний; отры вочных сведений, фактов, не которые считают себя «все. ■ знайками» и принимают те хо рошие условия жизни, которые ■ созданы для молодежи, за должное и как само собой ра зумеющееся. Причем, эти- мо- . лодые люди желают чего-то большего, на окружающих 'смотрят с презрением, у них появляется иеудоялетворен. кость, которую, по сути дела, ени сами себе создали. Они ,'забывают, какой ценой созданы для них эти услония. К сожале.нню, таких скептиков; и циникоа. у нас еще немало. Но все же большкнстао нашей молодежи, моих 'Современнитв,: живут ие так.^-Они не боятся трудаостей, опасности, лише. ВИЙ. Есть у нас и Бонивуры, и . Корчагины. И если над нашей; страной нависнет опасность, тО' все мы-встанем на ее защиту. Как правило, парни, о кото рых пишет Коля в письме, в своих компаниях чувствуют ее-- бя героями, но СТОИТ этим нее . ребятам оказаться по-одному,; как исчезает их «гер.оаам», са модовольное невежество,. от крытая грубость. Зна.чнт, каж дому из них стыдно за свое Гговеденне, он йонимает, что делает нехорошо, но стесняет* ся при дружках быть, самим собой. Конечно, нам еще мно гое непонятно во- взаимоотно шениях между 'ЛЮДЬМИ, н по-' этому, нужно самим почаще _устраивать обсуждения книг, статей, выступлений на эти темы. Тогда мы сможем все написанное или сказанное сравнить с положением в сво ем классе, дворе, поспорить с автором, как" сейчас мы спо рим с.Кодей, С. ЛАВРОВ, наш нештатный ксрр. Школа № 29^ г. Липецк. Большую часть времени че ловек трудится. Но есть у него и время отдыха, Это приятные минуты прогулок, просмотра фильма, спектакля. К сожале нию, эти минуты не всегда ос таются приятцыми, потому что много у нас еще невежества, . расхлябанности, нищеты вку сов. Девчонки -(еще- школьни цы) в кинотеатре во время де монстрации фильма еоревну- ^ ются в бескультурви. Парень в ' автобусе оскорбляет девушку, во улицам прохаживаются этакие молодчики, лексйкон .которых до удивленияг скуден й однообразен. Почему часто в кино можно услышать глупый, оскорбляю щий чувства человека, смех, пошловатые выкрики? П'оче. му, выйдя е отличным настрое, вием погулять .по вечернему городу, йетречаешься с необуз данным хамством молодых людей? До слез и боли стано вится обидно за таких ребят. Но самое страшное то, что окружающие взрослые, куль турные люди, молчат, равно, душно озираясь на пошлости, эти же взрослые дают закурить подростку (ведь не их же это „Бетховен с т а н е т х уж е " . . . ребенок!). А потом они удив ленно пожимают плечами, когда человек со-вершает пре- етупле'ние (мол, откуда такое могло взяться?). И люди, считавшие себя по. рядочиыми, потому что они не делают гадостей, не правы, если делают вид, что' не заме чают гадостей других. Я вовсе не хочу сказать, что хорошего, прекрасного ма. ло, во пока мы будем равно душны к духовной нищете, бу. дут процветать скептики, типы, которым ничего ие стоит ос квернить, запачкать красивое. Пожалуй, Бетховен, Моцарт, Пушкин из-за них не станут хуже, во оёшеетве теряет мно. Т. ЦВЕТКОВА, етудентка-заочиипа ЛГПИ. ВАЛЯ БЕЛЬКОВА, ЛЮДА ТОНКОГОЛОС, САША ВАЛЫ САМЫХ ИНТЕРЕСНЫХ ДЕЛ . ВОТ И СЕЙ- БИРЮКОВ И ВЕРА НЕМЦЕВА, КОТОРЫХ ВЫ ВИ- ЧАС ОНИ ГОТОВЯТСЯ К ОЧЕРЕДНОМУ «ОГОНЬ- ДИТЕ НА СНИМКЕ, АКТИВИСТЫ КОМСОМОЛЕ- КУ». НАДО ВСЕ ПРЕДУСМОТРЕТЬ, НЕ ЗАБЫТЬ И СКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВТОРОЙ ЛИПЕЦКОЙ ШКО- ПРО ПЕСНЮ, И ПРО ГАЗЕТУ. ЛЫ. ДЕСЯТИКЛАССНИКИ - НАСТОЯЩИЕ ЗАПЕ- Фото в. Ельшаева. -О о КЛАСС вош.та новая учнте.аьиица математики и обвела всех суровым взглядом. Восьмиклассники чутко сле дили за каждым ее движением, а когда прозвенел звонок, в общем шуме послы, шалнсь голоса; «Какая строгая, чуть что — «пара», подумаешь!». На следующий' день класс сбежал с ее урока. «Да я как не сбежать, если коллектив, «за»?» — говорил Витя Бузуверов. Как раз ва экра^!8Х нашего города шел фильм «До живем де понедельника». Из кинотеат ра возвращались «героями». Но в шко ле их ожидали другие почести. — Почему ие были на уроке?— сиро, пил директор. Вместо ответа — роковое молчание. — Вечером собрание, пригласите ро дителей, — коротко бросил ОН;. ■ По традиции первым вопросом ва по- добных собраниях был; — Чья идея? Конечно, взгляды учителей скользили в основном по тем, у кого репутация ие внушала доверия Но они молчали. Оче редь дошла до Олега Исаепко; — Что говорнть-то? Все знают, кто оргаиизовал — Зайцева и К»я.зева. -'Класс ах-нул. В мгновение все повер нулись в сторону комсорга класса и се кретаря комитета комсомо'ла школы, чьи имена произнес Олег, а потом взорва лись шумом. — Предатель! — Сам же ушел со всеми! Дальше собрание развернулось, как говорится, на сто восемь.десят градусов, н разговор обрел адрес. Когда первые страсти улеглись, девочки деио.чстратав- ио иока.зывали свое пренебрежение к Олегу. Они были едины в мнении: он— Такова увертюра к следующим собы- • его одноклассники. А Олег ждал их. «.Мне отец ' сказал, что они придут, не у них в школе ве чер был, наверное, не смогл.и» — сказал он мне. Чем бо.тьще я говорил с Олегом, тем глубже стапопились мои симпатии к это. му молча.пипому, в общем-то, парию. Я Кто виноват? таям. Учебный год закончился, ребята перешли в девятый класс, полетели дни вового учебного года. Но однажды пар. та Олега опусте.ча. Нет его день, дру гой, неделя — «заболел» — поговарива. ли между собой ребята, и на том; у'" каивались, ■I '■ - к Надо бы Олега навестить, — заме тал как-то классный руководитсл!.. — Да, сходить не мешало бы, — ■соглашались девятикласенпки. Но дальше обещаний дело ие шло. А' у Олега дни были совсем не радостны ми. Прошел месяц, а- до вьидоровлення Ййло еще далеко. Да и эа это время он угадывал в ием человека прямого и сильного, умекзщего ценить настоящую дружбу. В его глазах загорался, огонек радости, когда он говорил о своем от це, сражавшемся на фронте, р походах с «неу;'^авам№» на Кавказ’. И т’'. 1со при одном ел,ове. «школа» лицо Олега хмурилось. Да, ему сейчас нелегко, много дней пропущено, а до гнать тов!а|рщи;ей' — тр'удно. Наверное, в такие ммвуты человек особенно нуждается в дружеском "уча стии, в-под-дер 1 Жке. А их-то-у Олега пет. ■ Н. ТР^БМЛИН. Школа № 48, г. Липец^^. К читателям „Бригантины" • История в одном классе • К т о ж е все-таки прав? • О дружбе истинней и инимой размышляет звтрр заметки „Кто внноаат?“ Г -:*-; ^ 1 Полюбил Юрий Макаров авиацию давно, настоящие самолеты. Сейчас он готовит к Пришел он в городскую станцию юных тех- мартовским соревнованиям копию авнамо- ников я лопросйлся в авиамодельный нру- дрдд чехословацкого управляемого самоле- средней ® которым вы видите его на этой фото- Теперъ он предпоследний год _ .......... школе Ла 44, и кто знает, может, в ско- •'рафии, ром времени сменит свои авиамодели ка Фото Ю. Клюева. Самое дорогое у человека—^ ж и з н ь ! Здравствуйте, дорогая редакцияТ Отвечаю на вопрос «Бригантины»: в чем цен ность человека? Кто-то из мудрых ска* зал: если человек эа свою.. жизнь посадил хоть одно деревце, он прожил жизнь не зря. А, по-моему, посадить де рево мало, надо вырастить его и получить плоды. Так н человек должен де лать добро для всего обще, с тм , иначе, для чего тогда жить? Не так-то легко, наверное, ответить на этот вопрос тем, ■о которых писали Л. Черни кова и Н .1 Трубнлия. По-моему, ценность чело века заключается в заботе о друге, в добр-осовестном отиошеяии к труду, в ду ховном богатстве н во мво- гом другом. «Самое дорогое у чело века — это жизнь. Оца дается ему один раз; и прожить ее надо так, что бы ие было мучительно больно за бесцельно прожи тые годы...» Пусть слова Николая Алексеевича Островского станут им опорой- и строгой проверкой в жияни. А. СОМОВА, ученица 10-го класса. " с. Малинки Данковского 'района. К ТО СМЕЕТСЯ ПОСЛЕДНИМ? Дорогая редакция! / Меня очень взволновала за. ;метка «.Почему над нами сме ются?». Я думаю так: люди, которые ве встречались с настоящей дружбой, просто могут це- .^И'Ить то прекрасное, которое объединяет двух близких лю дей. Вот нм, види"ге ли, «смеш- •»о», а, йаверное, всего-навсего завидно, потому что Толя дейетвительио отзывчивый и хороший товарищ, и, по-моему. он нравится многим девочкам ■ЭТОГО класса, и^им тоже бтЛ хотелось, чтобы к ним относи лись со вниманием. Но над^ самой заслужить его. Мне ка* жется, что вопрос все-так|; должен быть не таким; «Почй* му над нами смеются?». Пус"П^ лучше каждый спроеи.т себя( «Зачем все-таки я смеюсь наД другими?». . Т. БОГДАНОВА, г. Липецк. ; Ничто человеческое... письмо пришло из '-"'Ельца, есть название улицы, номер дома. Только автор либо поспешил, либо намеренно решил не ставить своей фамилии. «Хотелось бы, •— пишет девушка, — Ч"гобы па страницах «Ленин ца» был продолжен разго вор о человеческом досто инстве. Мгшгие мои ровес ники дружат, и вот д." 1 я нас был бы этот разговор очень . нолевен. Тем Л)лее, .что у нас, в десятом классе, три девушки вышли замуж. У нас идут споры. Кто за них, говорят: «Если это любовь?» Кто — против. Серьезный разговор, может быть, помог бы разрешить эти споры». Сама того не желая, елъ- чанка затронула большую проблему, которая волнует сейчас умы педагогов, соци ологов, филоеофпв. Молодое пвколение не. редко отбрасывает, как уе, таревшие, многие •нормьт че- .П'овеческих отношений, вы веренные временем. Стре мясь быстрее утвердиться в жизни, юпоиГи и девушки торопятся стать взрос.тьтм"и. Бывает, что- эта торопли вость сказывается в снеро- паяительном- ■йревращеВйй нормальной «школ ьп о й дружбы» В венормальмый — ранний брак. Мне могут возразить по неиэвесччшй формуле, ставшей абпу- лярной после кииокартя.®— а если это любовь? Попро буем разобраться. Сегодня обществу пе безразлично, нак склады вается личная жизнь у че ловека. Семья л школа должны помвчь ему воспи тать в себе великую культу ру чунстиа, требователь ность к себе, умение'оценить свои порывы к поступки. Ответ компетектиоро товарища Мне ие хотелось бы по вторять избитых истин, но создание Семьи — искусство сложное и топкое. Оно "Не пременно предполагает еп- ределенную душевную зре- лооть, споообиость пони мать другого, словом, у т - иие слышать в дуэте ие только себя. И как тут пи крути, как ВИ верти — к 17—18 годам еще ие нако пишь душевного богатства, которым можно щедро по делиться с другим. Тут по ка на одною еле хватает. Пока мы все время гово рили ©в отно 0 тени 1 ях дву*. Но там, где двое, возникает ■вопрос о третьем. Едва до стигнув совершевнолетия, )«олодае люди обычно еще не имеют' элементарного матер.и.зльноРО . достатка, живут за счет родителей. Как же собираются строить свой семейный бюджет по- вобные пары? Сесть на тело родите.тей? Прямо скажем, это и неблагодарно, и даже жестоко. '•Как видите, многие нор мы морали, которые пыта ются сегодня отбросить, как устаревшие, вовсе не со старились. С ними надо счи таться по-прежиему. Де. ■П'ичья чистота, в самом вы соком и гордом смысле это го слова, никогда не будет сдана в архп'в, так же, как мужское рыцарство и бла городство. Все человеческое в чело веке не только естественно, по и ирекрасио. Но прекрас но ТОЛЬКО; В том сл;учае, если ОНО: 'истинна человече ское, а, проще говоря, обла гороженное культурой. Вряд ли любопытство скорее уз нать, что там за запретной дверью, можно отнести к разряду высоких человече. ск’их чувств. Л ведь именно оно плюс неумение Дать мо ральную оценку своим по. ступкам ведет к цеобдумав- «ому шагу. Е. САРАЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz