Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

Думайте, ребята, думайте! в НОМЕРЕ ЗА 9 ДЕКАБРЯ «БРИГАНТИНА» НАЧАЛА РАЗГОВОР О ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ, О ДРУЖБЕ , О ДОСТОИНСТВЕ, О ДУХОВ­ НОМ БОГАТСТВЕ ЧЕЛ0ВЕКА.,«БРИГАНТИНА» ПОЛУЧИЛА МНОГО ПИСЕМ ЧИТАТЕЛЕЙ, В КОТОРЫХ ОНИ ПРИВОДЯТ НОВЫЕ ФАК­ ТЫ, ДЕЛЯТСЯ СВОИМИ МЫСЛЯМИ, «СТАНЕТ ЛИ ХУЖЕ БЕТХО­ ВЕН?» — СПРАШИВАЛ В СВОЕМ ПИСЬМЕ СТАРШЕКЛАССНИК НИ­ КОЛАЙ ТРУБИЛИН. «ДА» — УТВЕРЖДАЮТ ОДНИ. «НЕТ, БЕТХО­ ВЕН ХУЖЕ НЕ СТАНЕТ, НО ОБЩЕСТВО ТЕРЯЕТ МНОГО. КОГДА ЧЕЛОВЕК ИСКУССТВЕННО ОБЕДНЯЕТ СЕБЯ» — ВОЗРАЖАЮТ ДРУГИЕ. ^ НАША МОЛОДЕЖЬ ЖИВЕТ ИНТЕРЕСНОЙ, ПОЛНОЙ ЖИЗНЬЮ , И НА ЭТОМ ФОНЕ ОЧЕНЬ ЗАМЕТНЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СЛУЧАЕВ СКЕПТИЦИЗМА, БЕСКУЛЬТУРЬЯ. О ДРУЖБЕ ИСТИННОЙ И ЛОЖНОЙ , О ЦЕЛИ ЖИЗНИ РАЗМЫШ­ ЛЯЮТ СЕГОДНЯ НАШИ ЮНЫЕ ЧИТАТЕЛИ. ИМ СЛОВО. «БРИГАНТИНА» ПРЕДПОЛАГАЕТ, ЧТО Б СВОИХ ПИСЬМАХ ЧИ­ ТАТЕЛИ РАССКАЖУТ О ТЕХ БЛИЗКИХ ИМ ЛЮДЯХ, С КОТОРЫХ ОНИ ХОТЕЛИ БЫ «ДЕЛАТЬ ЖИЗНЬ». Здравствуй, „Бригантина**! в твоем выпуске меня затронула заметка. 11. Трубнлина «Станет ли хуже Бетховен’ ». Д а , мы часто видщи рядом е совой ребят, духовный мир которых очень узок, но не всегда задумываемся^ от­ куда рождаются такие скептики, пи- вики. Как избавиться от этой плесе­ ни на молодой душе? Д о совершеннолетии восиитавие& ребенка занимаются родители. Они должны дать ему правильное пони­ мание жизни,'прекр-аеного и многое другое. Но в силу разных причин родители не всегда- могут дать ре­ бенку весь духовный багаж. Насту- вает время; когда человек вливается в другую семью — школу. Бот адесь- то и распахиваются перед ним двери в мир знаний, мир прекрасного. Учи­ т ел ь— полновластный творец ребячь­ их душ. Но, к сожалению, ,не всегда учителя дают вместе со знаниями обязательных дисциплин, знания, без- которого жизнь не является пол- ноцеяной, — понимание красоты., А ведь среди нас нет такого че­ л о в ек у который не чувствовал бы потребности в этом. Вы" только по­ смотрите, как горят глаза ребят, к('гда они слушают выступление зр- тнстов филармонии, как горячо им аплодируют. Побывав иесколько ми­ нут в мире возвышенного, человек становится другим. Он уже не бро­ сится после концерта к двери, опе­ режая других. Конечно, нельзя од­ ними концертами воспитать отноше­ ние к искусству. Но я уверен, стоит человека.немного заразить тягой к прекрасному, как он уже сам будет стремиться к нему. А если человеку никто не помог, если ростки прекрасного в его душе не проросли, рождается скептик. Равнодушный и скептик всегда яв­ лялись тормозом на пути к победе Есего.. нового. Они не только стоят в стороне, но' н стремятся опорочить ^ все, что доставляет радость другим, * является их миром, и что ему, скеп- тику, не доступно. Отсюда неудов­ летворенность, неопределенность в жизни. Поэтому в школе, на произ­ водстве нужна система эстетиче. ского воспитания. И тогда человек станет духовно боТаче и содержа, тельнее. С уважением к вам , К. БОБА, учащийся И курса металлурги­ ческого техпикума. г. Липецк. Что нам, девочкам, делать? Я прочитала заметку «Станет ли хуже Бет­ ховен?» и хочу сказать, г в нашем селе таких разбо.чтаиыых ребят много. Выйдешь с девоч­ ка м-н погу.чять, так они нарочно храбрятся друг перед другом." пускают дым в лнпо, скверносло. вят. А что нам:, девоч­ кам, делать? Правда, когда одного «героя» встретишь, начнешь ему ■мораль читать, так он краснеет и даже слово дает. А в компании с»о- ПОСОВЕТУЕМ? ва за свое принимает­ ся. Поэтому я с девочка­ ми редко хожу гулять, обидно сльирать непри­ ятности. А как отучить ребят от этого, я ве знаю. М. ШУБАЕВА. с. Богородипкое, 'Доброиский район. Мевя, как и многих моих ровесников, очень волнует сложный ' во­ прос, затронутый вами: " чем предназначение человека?». I думаю, что цен­ ность человека, его предназначение, заклю­ чается в его творчестве и поиске, но лишь в том случае, если это творче. ство и поиск дают что- то омодям, которые о*- рур«ают НДС. Моя мечта — быть учителем. По-моему, это й та профессия, которая даст мне воаможность творить, искать, и отда­ вать все свои знания людям для того, чтобы эти люди, шагая по жиз­ ни, как эстафету, переда­ вали свои знания дру­ гим, принося огромную пользу нашей любимой Родике, народу. Об учд- теле я с уверенностью могу сказать, что »то тот человек, жизнь ко­ торого просто необходи­ ма. Таким образом, творчество и поиск — вот нреднаэиачеиие че. вовека. С. ПЕНЬКОВА, десятиклассница школы № 40. г. Липецк, В ШЕСТНАДЦАТЬ лет юноша или девушка на- -чинает серьезно присмат. риваться к. жизни, искать свое место в ней.; И от степени по­ нимания шестнадцатил'етннми своей ответствеиносги не только за себя, за .свое буду­ щее, но и за других зависит формирование характера всту­ пающих в жизнь. Вот почему получается, что одни ребята 'После занятий спе. шат в Дом культуры или В спортзал, в библиотеку, или в кинолекторий, а другие, о ко­ торых с обидой пишет в своем письме Коля, забираю т^ . в подъезды, темные углы...”"С си­ гаретами в зубах, часто под­ выпившие, эта «герои подво­ ротен» распевают песенки НИЗКОГО' пошиба, отпускают ци­ ничные шуточки вслед прохо. . жим, взрываются хохотом в самых неподходящих это­ го местах. Поэтому нам вполне понятна та боль и обида, которой ды­ шит Колино письмо. Пожалуй, все десятиклассники, с которы­ ми мы обсуждали заметку, приняли горячее участие в диспуте. Девочки в один го­ лос н соглашались с письмом Коли, и возражали ему. Валя ГОЛИКОВА! — Все в письме, в основном, правилыю, но Коля как будто забывает, сколько хороших, дел сделано молодежью. Я соглас­ на, что у нас есть такие пар­ ни, которым ничего не стоит оскорбить девушку, с цинизмом относиться ко всему Прекрас. ному. Но этим отщепенцам противопоставлена трудолю­ бивая, талантливая, жизнера­ достная молодежь.' Это их ру. ками построены . Комсомольск. на-Амуре и Братск, Днепрогэс и Липецкая Магнитка... Это они, наши сверстники, пали героями в годы Отечественной войны, это они отстаивали з а ­ воевания социализма в Чехо- . Словакии и на острове Д аман , еком.. • ' Как видишь, Коля, есть' до. взрослым, утвердить себя в об­ ществе. Но. в этом самоутвер­ ждении ./СшУ-как прави.ч^б'-о. со­ вершает много ошибок из-за недостаточного опыта, мало развитого эстетичёского вку­ са. Здесь бы старшим тввари- • щам" ...помочь ребятам, подскэ;. зать, посоветовать,, не упустить из-под контроля, но часто мо­ лодежь в этот сложный и от­ ветственный период жизни вме­ сто поддержки, товарищеской помощи встречает недоверие. уходить их неистощимая эиер, Алексей ГОНЧАРОБ: Плохо, что молодежи все дается иногда, как говорится, в разжеванном виде. Инфор. мация поступает со всех сто­ рон обильно. Получается сво­ его ;рода интеллектуал'ьвше пре. сы-щеиие, и, как еледетвие, ду­ ховная бедность, скудость. Так появляется умствепиая лень, безразличие к поиску, творче- Давать бойдряни любой! стойяая смена у наших отцов. Весь вопрос в том, чтобы эту инертную часть молодежи при- общить к интересным, полез­ ным делам. И объявить откры. тую войну пошлости и хамству, ничего не делать за бездельни­ ков и лодырей, не давать им условий для спокойной, безза­ ботной, жизни. Тогда не будет этаких «молодых старичков»,- Саша ЛАРИН: — Мне кажется, что цивиам, озлобление, какое-то желание идти против общепринятого проявляется у некоторых ребят от того, что подчас взрослые — родители, учителя, соседи по ,дому—просто глувдат появ­ ляющуюся самостоятельность молодых людей. Шестнадцати, летний спешит скорее стать сухость, а порой и прямое осуждение — «Ие та пошла мо. лодежь». И поэтому некоторые ребята, встречая со стороны лзраелых безучастное, холод­ ное отношение, сами черствеют, замыкаются в себе и проявля- . ют свою пока еще мнимую взрослость в некрасивых .по- етушсах. Так они хотят выде­ литься из среды своих сверст­ ников. Но в душе эти ребята способны глубоко переживать и переживают, когда смотрят «Павла Корчагина» или слу­ шают Бетховена. И надо не ругать эту «непутевую» ны­ нешнюю молодежь, не называть заблудившихся ребят «отпеты, ми типами», не отворачиваться от них, а найти конкретное, по­ лезное дело, в которое будет . скому подходу к жизненным вопросам. Зачем трудиться, искать, анализировать, перева. р 1 Мать информацию, пережи­ вать, когда за тебя все решат? А испытать радость творчеств», счастье собственного откры­ тия им не довелось, ; петому вершков знаний; отры­ вочных сведений, фактов, не­ которые считают себя «все. ■ знайками» и принимают те хо­ рошие условия жизни, которые ■ созданы для молодежи, за должное и как само собой ра­ зумеющееся. Причем, эти- мо- . лодые люди желают чего-то большего, на окружающих 'смотрят с презрением, у них появляется иеудоялетворен. кость, которую, по сути дела, ени сами себе создали. Они ,'забывают, какой ценой созданы для них эти услония. К сожале.нню, таких скептиков; и циникоа. у нас еще немало. Но все же большкнстао нашей молодежи, моих 'Современнитв,: живут ие так.^-Они не боятся трудаостей, опасности, лише. ВИЙ. Есть у нас и Бонивуры, и . Корчагины. И если над нашей; страной нависнет опасность, тО' все мы-встанем на ее защиту. Как правило, парни, о кото­ рых пишет Коля в письме, в своих компаниях чувствуют ее-- бя героями, но СТОИТ этим нее . ребятам оказаться по-одному,; как исчезает их «гер.оаам», са­ модовольное невежество,. от­ крытая грубость. Зна.чнт, каж­ дому из них стыдно за свое Гговеденне, он йонимает, что делает нехорошо, но стесняет* ся при дружках быть, самим собой. Конечно, нам еще мно­ гое непонятно во- взаимоотно­ шениях между 'ЛЮДЬМИ, н по-' этому, нужно самим почаще _устраивать обсуждения книг, статей, выступлений на эти темы. Тогда мы сможем все написанное или сказанное сравнить с положением в сво­ ем классе, дворе, поспорить с автором, как" сейчас мы спо­ рим с.Кодей, С. ЛАВРОВ, наш нештатный ксрр. Школа № 29^ г. Липецк. Большую часть времени че­ ловек трудится. Но есть у него и время отдыха, Это приятные минуты прогулок, просмотра фильма, спектакля. К сожале­ нию, эти минуты не всегда ос­ таются приятцыми, потому что много у нас еще невежества, . расхлябанности, нищеты вку­ сов. Девчонки -(еще- школьни­ цы) в кинотеатре во время де­ монстрации фильма еоревну- ^ ются в бескультурви. Парень в ' автобусе оскорбляет девушку, во улицам прохаживаются этакие молодчики, лексйкон .которых до удивленияг скуден й однообразен. Почему часто в кино можно услышать глупый, оскорбляю­ щий чувства человека, смех, пошловатые выкрики? П'оче. му, выйдя е отличным настрое, вием погулять .по вечернему городу, йетречаешься с необуз­ данным хамством молодых людей? До слез и боли стано­ вится обидно за таких ребят. Но самое страшное то, что окружающие взрослые, куль­ турные люди, молчат, равно, душно озираясь на пошлости, эти же взрослые дают закурить подростку (ведь не их же это „Бетховен с т а н е т х уж е " . . . ребенок!). А потом они удив­ ленно пожимают плечами, когда человек со-вершает пре- етупле'ние (мол, откуда такое могло взяться?). И люди, считавшие себя по. рядочиыми, потому что они не делают гадостей, не правы, если делают вид, что' не заме­ чают гадостей других. Я вовсе не хочу сказать, что хорошего, прекрасного ма. ло, во пока мы будем равно­ душны к духовной нищете, бу. дут процветать скептики, типы, которым ничего ие стоит ос­ квернить, запачкать красивое. Пожалуй, Бетховен, Моцарт, Пушкин из-за них не станут хуже, во оёшеетве теряет мно. Т. ЦВЕТКОВА, етудентка-заочиипа ЛГПИ. ВАЛЯ БЕЛЬКОВА, ЛЮДА ТОНКОГОЛОС, САША ВАЛЫ САМЫХ ИНТЕРЕСНЫХ ДЕЛ . ВОТ И СЕЙ- БИРЮКОВ И ВЕРА НЕМЦЕВА, КОТОРЫХ ВЫ ВИ- ЧАС ОНИ ГОТОВЯТСЯ К ОЧЕРЕДНОМУ «ОГОНЬ- ДИТЕ НА СНИМКЕ, АКТИВИСТЫ КОМСОМОЛЕ- КУ». НАДО ВСЕ ПРЕДУСМОТРЕТЬ, НЕ ЗАБЫТЬ И СКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВТОРОЙ ЛИПЕЦКОЙ ШКО- ПРО ПЕСНЮ, И ПРО ГАЗЕТУ. ЛЫ. ДЕСЯТИКЛАССНИКИ - НАСТОЯЩИЕ ЗАПЕ- Фото в. Ельшаева. -О о КЛАСС вош.та новая учнте.аьиица математики и обвела всех суровым взглядом. Восьмиклассники чутко сле­ дили за каждым ее движением, а когда прозвенел звонок, в общем шуме послы, шалнсь голоса; «Какая строгая, чуть что — «пара», подумаешь!». На следующий' день класс сбежал с ее урока. «Да я как не сбежать, если коллектив, «за»?» — говорил Витя Бузуверов. Как раз ва экра^!8Х нашего города шел фильм «До­ живем де понедельника». Из кинотеат­ ра возвращались «героями». Но в шко­ ле их ожидали другие почести. — Почему ие были на уроке?— сиро, пил директор. Вместо ответа — роковое молчание. — Вечером собрание, пригласите ро­ дителей, — коротко бросил ОН;. ■ По традиции первым вопросом ва по- добных собраниях был; — Чья идея? Конечно, взгляды учителей скользили в основном по тем, у кого репутация ие внушала доверия Но они молчали. Оче­ редь дошла до Олега Исаепко; — Что говорнть-то? Все знают, кто оргаиизовал — Зайцева и К»я.зева. -'Класс ах-нул. В мгновение все повер­ нулись в сторону комсорга класса и се­ кретаря комитета комсомо'ла школы, чьи имена произнес Олег, а потом взорва­ лись шумом. — Предатель! — Сам же ушел со всеми! Дальше собрание развернулось, как говорится, на сто восемь.десят градусов, н разговор обрел адрес. Когда первые страсти улеглись, девочки деио.чстратав- ио иока.зывали свое пренебрежение к Олегу. Они были едины в мнении: он— Такова увертюра к следующим собы- • его одноклассники. А Олег ждал их. «.Мне отец ' сказал, что они придут, не у них в школе ве­ чер был, наверное, не смогл.и» — сказал он мне. Чем бо.тьще я говорил с Олегом, тем глубже стапопились мои симпатии к это. му молча.пипому, в общем-то, парию. Я Кто виноват? таям. Учебный год закончился, ребята перешли в девятый класс, полетели дни вового учебного года. Но однажды пар. та Олега опусте.ча. Нет его день, дру­ гой, неделя — «заболел» — поговарива. ли между собой ребята, и на том; у'" каивались, ■I '■ - к Надо бы Олега навестить, — заме­ тал как-то классный руководитсл!.. — Да, сходить не мешало бы, — ■соглашались девятикласенпки. Но дальше обещаний дело ие шло. А' у Олега дни были совсем не радостны­ ми. Прошел месяц, а- до вьидоровлення Ййло еще далеко. Да и эа это время он угадывал в ием человека прямого и сильного, умекзщего ценить настоящую дружбу. В его глазах загорался, огонек радости, когда он говорил о своем от­ це, сражавшемся на фронте, р походах с «неу;'^авам№» на Кавказ’. И т’'. 1со при одном ел,ове. «школа» лицо Олега хмурилось. Да, ему сейчас нелегко, много дней пропущено, а до­ гнать тов!а|рщи;ей' — тр'удно. Наверное, в такие ммвуты человек особенно нуждается в дружеском "уча­ стии, в-под-дер 1 Жке. А их-то-у Олега пет. ■ Н. ТР^БМЛИН. Школа № 48, г. Липец^^. К читателям „Бригантины" • История в одном классе • К т о ж е все-таки прав? • О дружбе истинней и инимой размышляет звтрр заметки „Кто внноаат?“ Г -:*-; ^ 1 Полюбил Юрий Макаров авиацию давно, настоящие самолеты. Сейчас он готовит к Пришел он в городскую станцию юных тех- мартовским соревнованиям копию авнамо- ников я лопросйлся в авиамодельный нру- дрдд чехословацкого управляемого самоле- средней ® которым вы видите его на этой фото- Теперъ он предпоследний год _ .......... школе Ла 44, и кто знает, может, в ско- •'рафии, ром времени сменит свои авиамодели ка Фото Ю. Клюева. Самое дорогое у человека—^ ж и з н ь ! Здравствуйте, дорогая редакцияТ Отвечаю на вопрос «Бригантины»: в чем цен­ ность человека? Кто-то из мудрых ска* зал: если человек эа свою.. жизнь посадил хоть одно деревце, он прожил жизнь не зря. А, по-моему, посадить де­ рево мало, надо вырастить его и получить плоды. Так н человек должен де­ лать добро для всего обще, с тм , иначе, для чего тогда жить? Не так-то легко, наверное, ответить на этот вопрос тем, ■о которых писали Л. Черни­ кова и Н .1 Трубнлия. По-моему, ценность чело­ века заключается в заботе о друге, в добр-осовестном отиошеяии к труду, в ду­ ховном богатстве н во мво- гом другом. «Самое дорогое у чело­ века — это жизнь. Оца дается ему один раз; и прожить ее надо так, что­ бы ие было мучительно больно за бесцельно прожи­ тые годы...» Пусть слова Николая Алексеевича Островского станут им опорой- и строгой проверкой в жияни. А. СОМОВА, ученица 10-го класса. " с. Малинки Данковского 'района. К ТО СМЕЕТСЯ ПОСЛЕДНИМ? Дорогая редакция! / Меня очень взволновала за. ;метка «.Почему над нами сме­ ются?». Я думаю так: люди, которые ве встречались с настоящей дружбой, просто могут це- .^И'Ить то прекрасное, которое объединяет двух близких лю­ дей. Вот нм, види"ге ли, «смеш- •»о», а, йаверное, всего-навсего завидно, потому что Толя дейетвительио отзывчивый и хороший товарищ, и, по-моему. он нравится многим девочкам ■ЭТОГО класса, и^им тоже бтЛ хотелось, чтобы к ним относи­ лись со вниманием. Но над^ самой заслужить его. Мне ка* жется, что вопрос все-так|; должен быть не таким; «Почй* му над нами смеются?». Пус"П^ лучше каждый спроеи.т себя( «Зачем все-таки я смеюсь наД другими?». . Т. БОГДАНОВА, г. Липецк. ; Ничто человеческое... письмо пришло из '-"'Ельца, есть название улицы, номер дома. Только автор либо поспешил, либо намеренно решил не ставить своей фамилии. «Хотелось бы, •— пишет девушка, — Ч"гобы па страницах «Ленин­ ца» был продолжен разго­ вор о человеческом досто­ инстве. Мгшгие мои ровес­ ники дружат, и вот д." 1 я нас был бы этот разговор очень . нолевен. Тем Л)лее, .что у нас, в десятом классе, три девушки вышли замуж. У нас идут споры. Кто за них, говорят: «Если это любовь?» Кто — против. Серьезный разговор, может быть, помог бы разрешить эти споры». Сама того не желая, елъ- чанка затронула большую проблему, которая волнует сейчас умы педагогов, соци­ ологов, филоеофпв. Молодое пвколение не. редко отбрасывает, как уе, таревшие, многие •нормьт че- .П'овеческих отношений, вы­ веренные временем. Стре­ мясь быстрее утвердиться в жизни, юпоиГи и девушки торопятся стать взрос.тьтм"и. Бывает, что- эта торопли­ вость сказывается в снеро- паяительном- ■йревращеВйй нормальной «школ ьп о й дружбы» В венормальмый — ранний брак. Мне могут возразить по неиэвесччшй формуле, ставшей абпу- лярной после кииокартя.®— а если это любовь? Попро­ буем разобраться. Сегодня обществу пе безразлично, нак склады­ вается личная жизнь у че­ ловека. Семья л школа должны помвчь ему воспи­ тать в себе великую культу­ ру чунстиа, требователь­ ность к себе, умение'оценить свои порывы к поступки. Ответ компетектиоро товарища Мне ие хотелось бы по­ вторять избитых истин, но создание Семьи — искусство сложное и топкое. Оно "Не­ пременно предполагает еп- ределенную душевную зре- лооть, споообиость пони­ мать другого, словом, у т - иие слышать в дуэте ие только себя. И как тут пи крути, как ВИ верти — к 17—18 годам еще ие нако­ пишь душевного богатства, которым можно щедро по­ делиться с другим. Тут по­ ка на одною еле хватает. Пока мы все время гово­ рили ©в отно 0 тени 1 ях дву*. Но там, где двое, возникает ■вопрос о третьем. Едва до­ стигнув совершевнолетия, )«олодае люди обычно еще не имеют' элементарного матер.и.зльноРО . достатка, живут за счет родителей. Как же собираются строить свой семейный бюджет по- вобные пары? Сесть на тело родите.тей? Прямо скажем, это и неблагодарно, и даже жестоко. '•Как видите, многие нор­ мы морали, которые пыта­ ются сегодня отбросить, как устаревшие, вовсе не со­ старились. С ними надо счи­ таться по-прежиему. Де. ■П'ичья чистота, в самом вы­ соком и гордом смысле это­ го слова, никогда не будет сдана в архп'в, так же, как мужское рыцарство и бла­ городство. Все человеческое в чело­ веке не только естественно, по и ирекрасио. Но прекрас­ но ТОЛЬКО; В том сл;учае, если ОНО: 'истинна человече­ ское, а, проще говоря, обла­ гороженное культурой. Вряд ли любопытство скорее уз­ нать, что там за запретной дверью, можно отнести к разряду высоких человече. ск’их чувств. Л ведь именно оно плюс неумение Дать мо­ ральную оценку своим по. ступкам ведет к цеобдумав- «ому шагу. Е. САРАЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz