Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

ВЕРНОСТЬ ЛЕНИНУ ДЕЛОМ ДОНАЖЕМ ! - Ра з — два... т Шире шаг! - Три — четыре... > Выше флаг! - Эй, товарищ! • Равненье на жизнь героев держать! - Наше с тобой поколение... — Сможет героями стать! С этой р«чевкой отличную строевую подготовку про­ демонстрировали юнармейцы тридцать шестой школы Липецка. В городском смотре отрядов они заняли первое ме­ сто. Посмотрите, как шагают победители. Фото В. Ельшаева. «КАПИТАНСКИЙ МОСТИК» П ИОНЕРСКУЮ дружину часто сравнивают с экипажем боево- Рассказ о дружит- смотра „Заветам Ленина верны” го корабля. В этом случае со­ вету дружины отводится место' иа капитанском мостике. Мол, куда за- кие игры, состязание, химические и оставались, а они только поемеива- литературные викторины. дцсь и опять «двойки» получали! Ра з вы такие умные, подскажите, К0ЛЬКА-« РОМАНТИК» как с этими двоечниками надо ра з ­ говаривать. Подсказали. И хоть Калька не 'Н а «капитанском мостике» не сом- ‘ девались: когда в б^м «Д» будут из- но выберут Кольку Ткачука. Так оно и с лои л о с ь . Стал Колька в своем классе командиром. Свой отряд Ткачук назвал «Роман­ тики». Ничего название. Только вско­ ре выяснилось, что Колька романти­ ку понимает чересчур своеобразно. Как-то пригласили его на заседа­ ние совета дружины, и Галя Прони­ на сказала: — Ткачук, в твоем отряде шесть двоечников. Позор! — Правильно, плохо это, т - согла­ сился Ткачук и решительно добавил; — Через две недели ни одного «гу­ ся» в классном журнале не будет! У «романтиков» «двоек» быть не должно. очеиь-то верил этим советам, це концов согласился: кулаки при­ менять не обязательно. Оказывается, разговоры по душам или проработка на классном ■собрании тоже могут подействовать иа двоечников. ПИСЬМА НА «ФРОНТ» Девятиклассник Юрий Должиков в комитете комсомола вначале руково­ дил секторо.м печати. Никто не пом­ нит, когда он вдруг стал «военным ссветнн.чом» пионеров. Теперь ком­ сомольцы за дела в пионерской дру­ жине спрашивают с Должикова . И правильно делают: из членов коми­ тета Юрий ближе всех к ребячьим затеям . Вот прочтут ребята из тридцать восьмой школы этот номер газеты и удивятся: «А почему ничего не на­ писали про Сашу Двуречепского? Ведь он школьный горнист и однаж ­ ды спас от дождя дружинное знамя. Снял пальто, спрятал в него знамя, а сам шел раздетый... И про Шури­ ка Шабанова ничего. А Шурик в трудовых десантах лучше всех рабо­ тает... И про то. как мы дружи,м с колхозами и совхозами, которые но­ сят имя Ленина...» Ж аль , конечно, но обо всех делах пионеров школы рассказать иевоз- мохаю: места в газете не хватит. Но когда-нибудь мы напишем и о Шу­ рике, и о других пионерах. О бяза­ тельно напишем. Главное, чтобы пионерский «корабль», управляемый с «капитанского мостика», н впредь держался верного курса. В. ПУШКАРЕВ. Средняя школа №/38. г. Липецк. Проходит две недели,и —- о,.чудо, С Серёжей Тюриным Юрий нашел - в шестом «Д» сплошная-успевае.-' общий язык-быстро. Родство душ, хотят командиры — тудд и. ПОЛЛЫ- ^,ость1 Т а л я ПронинД сразу прибе- наверное. Ра зрабаты вая 'планы ■воен- вет корабль. Сравнение в рбщем^то Ткачуку обобщать опыт ра- ных игр"; они стараются все обста- правильное... совете дружины ТоТ-долго отнекивался, потом вить так, чтобы в игре,, было как тридцать восьмой школы 15 пионе- выдал секрет. «Дцц тумака ■— и от- можно больше ластоящего. «фроито- ров. Всех, конечно, не представишь, стающих нет». Оказывается, Колька вого». Д цм от «разрывов», завесы,— здесь, потому возьмем самых «типич- встречал неуспевающих з а школой и это Серёжа берет па, себя. 'О враги , Как живой с живыми говоря... «Коротка и д о поспедних мгно­ вений нам известна жизнь Улья, нова, но жизнь товарища Ленина, надо писать и описывать заново». Эти стихи прочитала девочка, и все сразу притихли. На партах лежали фотографии, книги, бума­ га, клей, карандаши. Мальчишки молчали. Казалось, что в эту ми­ нуту они увидели- Ильича близко- близко. Вот он стоит на трибуне с простертой рукой, лицо напря­ жено, он говорит, а сотни людей слушают его, затаив дыхание. Затаили Дыхание и рОбята. Те­ перь, когда работа над стендом завершена, они первыми слуша­ ют учителя истории Тамару Ва­ сильевну Сигейкову. Слушают вни­ мательно, чтобы не пропустить ни одного слова и узнать много-мно­ го, ведь не зря в дружине их зо ­ вут историками. После уроков они всегда соби­ раются в этом л«Лассе, приносят, фотографии, репродукции картин о В. И. Ленине, книги, докумен­ ты. Вместе с художниками обду ­ мывают эскизы с-^ендов в шк'рльт ный музей. Вы спросите, какие художники? А ЭТО'ребята из раз­ ных классов, только все вместе они оставляют целый отдел сЬве- та. Материала мнЬго, ведь у каж­ дого класса есть задание: одни разыскивают липЯан, награжден­ ных орденом Ленина, другие., за* , лисывают воспоминания коммуни­ стов' ленинского' призыва, третьи узнают, какие предприятия, сов­ хозы, колхозы, памятные месте области носят имя великого вож­ дя. Где только- не побывали крас­ ные следопыты: в краеведческом музее и горисполкоме, в партий­ ном'архиве и обкоме комсомола, в колхозах и совхозах, на заво­ дах и фабриках — и везде они видели, как «ширится шествие мыслей и дел Ильича». Новые дома, детские сады, корпуса за­ водов, стадионы, школы — да разве все перечислишь, чего мы достигли за годы Советской вла­ сти! Теперь об этом в школе знает каждый. Интересно слушать, ког­ да о жизни вождя рассказывают твои товарищи, и никогда не за . быть встречи со старым матросом . крейсера «Аврора» В. Кулешо­ вым, комсомольцем 20-х годов В/ Корвяковым и первой вожатой Липецка Н. Федоровой. , В Ленинском музее у нас всег­ да многолюдно: :кто приходит на экскурсию, кто смотрит диафиль­ мы- о жизни Ильича, кто зани­ мается в библиотеке музея. Здесь ребята получают трудовые зада­ ния, комсомольские билеты. Здесь - они прощаются со школой, остав­ ляя на память открытки, значки, -- марки, книги, макеты, свои сочи­ нения и стихи. , ........... Эту эстафету подхватывают са­ мые маленькие, и с каждым го­ дом мы открываем все новые и . АЛЕКСАНДРОВА, Средняя школа № 3, Г. Липецк. Тридцать три богатыря Когда в школу первый раз приехал ку­ кольный театр, в самом большом классе со­ бралось столько: ребят, что курочке к.чев- нуть было бы негде. Конечно, самые ма-- яенькие впереди, а чуть постарше сидели, сзади. Ну, а пятый, как всегда, вместе, все до единого со своей вожатой Любой Порядиной. Спектакль смотрели, не шелох­ нувшись. А когда он закончился, первыми бросились к директору.. * — Татьяна Филипповна! Давайте у нас такой театр ‘придумаем. Л? Куклы мы сами сошьем, чего тут 'трудного , — глаза маль­ чишек полы}?али радостным ожиданием. , Директор- школы улыбнулась. «Ох, уж эти пятиклассники, — подумала она, — скажи,, везде они тут как тут. И в пионерском сбо­ ре, и в спортивных соревнованиях, и в по­ ле, и даж е на математическом вечере у старшеклассников одно заладили: «Дайте хоть сатирические частушки спеть»... Вот- ведь неугомонные. А теперь с этим теат­ ром», — Хорошо, ребята. Действуйте, только все сами. Желающих - попасть в «артисты» было очень много, но пятиклассники просто чу­ деса показывали. Во-первых, для театра нужны были декораци:гг куклы, бумага, - гвозди, клей, нитки. Денег требовалось не­ мало. Девчонки не отставали от мальчи­ шек ИИ на ш аг : ' каждый собрал по 20 ки­ лограммов металлолома, иа пришкольном участке заработали три тысячи рублей да еще в совхозе «Коммунар» тысячу. Заку- ^пили весь реквизит и начали готовиться: кто рисовал, кто шил, кто клеил, всем дело нашлось. , к потом устроили творческий конкурс. Тут даже старшеклассники держали экза- - меи. И снова победа досталась пятиклас­ сникам, прямо готовые артисты - - и чи­ тают, и поют, и играют на баяне. И как это они только успеваю т .., Три спектакля поставили за год, а сколько выступлений—■ не сочтешь. И учатся все без «двоек». «Вот это ребятки, — подумала я. — Наверное, все хотят быть артистами». — Нет, — возразила мне Таня П арщ нко - . ва. — Я хочу стать агрономом. Буду вы­ ращивать овощи. ■ . . , ■ - — А я очень люблю ржаное поле. Оно так красиво ко-зосится и 'Пахнет ^свежестью, — в глазах у Нади. Нартовой заиграли ве­ селые лучнки. — Обязательно буду агроно­ мом., — А у нас такой сад хороший: яблони, ВИШ1Ш, сливы, Я с папой часто там рабо­ т а ю , э т о Нина Белокопытова. — Один раз решила новый сорт вывести: привила вишню ::а сливу, ухаживала за ней, все приглядывала. О н а ' было уж принялась, окрепла, а потом все-таки погибла. Так ж алко ' стало. >)тТО я ие так, наверное, сделала. Вот вырасту, обязательно приду- ' маю и выведу! новый .сорт. — Когда лето н аступает ,,^ с отцом це­ лые дпи в поле: зерно убираем, в машины грузим. Я заработал девять рублен пять­ десят копеек. У комбайна жарко бывает, там не прозеван минуту.,: А .-лучше всего везти ,зерно на приемный пункт, потому и хочу быть шофером, —. сказал Володя Нар- ■ тов. — А у меня папа ~ механик,.--- говорит Саша Нартов. - г Эта работа очень инге- ресная и, важ ная . Надо, чтобы, машины были всегда, как часы. Я тоже ему, помо­ гаю, уже в моторах разбираюсь, запасные части знаю. Мечтаю стать механиком. 1 Ребячьи -мечты... Нет, это . ие. ф.ритазия, , навеянная приключения ми из. книг.. Это са- ;м а жизнь, интересная,, сложная , , трудовая. И ребята отлично представляют себе свое ,. будущее, потому что оно связано с родным селом, с запахом трав и "раздольем полей, потому что будущее рядом, стоит только протянуть руку. ■Я смотрю на этих милых мальчишек и девчонок: бантики, косички, конопушки, чубчики. Тридцать три маленьких богаты­ ря. И в'се-то они умеют: и корову подои 1 ь , - и машину починить, и сеять, и жать, и учиться на «пять». Хорошие помощники растут, В . К У В Е Н Е В Л . е. Завальное, средняя школа. ' Усмаяский район. Вы й д у т в п о л е н аши т р а к т о р ы Ох, и бурным Же был у нас этот совет дружины! Помню, все ходило ходу­ ном: девчонки вскакивали с мест, мальчишки что-тб до­ казывали друг-, другу, всё кричали, а понять что-нибудь, было невозможно, Я и сама не прочь попры­ гать от радости: подумать только, мы заняли первое место в сборе металлолома! Конечно, мы хотели и наде­ ялись па это, но в городе столько школ, и ребята там не хуже наших. И все-таки здорово быть первыми. Знаете, сколько мы собра­ ли? Шестьсот . тонн. А как нам удалось это? Вот как. Наша вожатая однажды нам сказала, - что - Владимир Ильич Ленин мечтал о ста тысячах тракторов для сель­ ского хозяйства. Это было сразу после революции. Тогда и пионеров-то не на­ считывалось сотни. А теперь пас в стране больше двадцати трех мил- лишшп И если каждый возьмется по-настоящему за­ дело — такую колонну ■мож- 'по сделать своими руками. ■ Собрались мы тогда с ре­ бятами и решили: двадцать килограммов металла на од- ’ного “ за год выйдет сто тонн. Вроде бы нормально. А мальчишки -как зашумят: •«Да что там такая ц и ф р а - смех какой-то, сделаем больше. Объявим соревно­ вание отрядов, договоримся с шефами — и работать бу­ дем каждый день». А потом, на линейке т ак и сказали всем: «Даешь нашу -тракторную колонну? к юби­ лею Ильича!» И дело закипело. Каждый день до позднего вечера школьный двор гудел от звона железа и ребячьих го­ лосов. Мальчишки и девчон­ ки из отрядов имени А. Гай- дара , П. Морозова, К. Беш- карева, Неизвестного солда­ та, из отрядов «Пламя», «Отважные» — да разве ' всех перечислишь — стара­ лись на славу. Сто тракторов - • вот на­ ша цель, и мы к ней шлИ ежедневно. Ребята из совета дружи- иы просто не успевали взве­ шивать и записывать. А; со всех сторон т ак и сыпалось: «Лена! Погляди, мы еще притащили одну железку, тяж елая — страх какая!» Каждую неделю на линей­ ке объявляли результаты- и совет дружины давал отря­ дам новоё задание. ' А однажды мы пошли на наш тракторный завод и глазам не поверили: голу­ бенькие красавцы-тракторы с пионерским значком -на ветровом стекле медленно сходили с конвейера. Один, другой, пятый... двадцатый... — внутри аж все запрыга­ ло. Наши, паши, пионерские машины! Сто двадцать семь *— целая колонна пойдет на поля Родины. Лена МАМОНТОВА, председатель совета дружины школы ЛЬ 10. г. Липецк. Г .. .у, I 5 ты сячи л и п ец к и х пи он ер - \ \ с к и х т р а кт о р о в во Всесоюзной'', колонне ! .1 1 ^ АМЕННЫЕ плиты хранят торжественное молчание. 1 ^ Бессменную вахту над братскими могилами несут * - бронзовые скульптуры воинов, шумят листвой над ними тополя и березы. Алым немеркнущим светом горят звезды в честь тех, кого уже нет в живых, кто отдал свою жизнь за Совет­ скую Родику.^ Одна из таких-звездочек зажглась прошлой осенью в центре рабочего поселка, у школьного порога, через который 25 лет назад ушли в бессмертие безусые де-! сятикяассники. ...Приспущены знамена. Лица сосредоточены, шаг ро ­ вен и тих. В этом торжественном шествии ребят, никог­ да не видевших войны, было что-то грозное и мужест^ венное. Так шагают взрослые, опаленные пламенем боя, чтобы проводить а последний путь товарищей. А ребята... В их маленьких сердцах ожили в этот час рассказы родителей, знакомых,- тех,--кто гаси воим: руками «зажигалки» на чердаках, подбивал «• , лв» с паучей свастикой на броне, рыл окопы... . В этот ветреный, пасмурный день у здания школы собрались жители почти всето поселка, выпускники 193У—44 годов, воины-шефы, ветераны войны, среди которых военный комиссар В, Т. Васин, научный сотруд­ ник одного из столичных вузов А. В. Полежаев, заве- ■ дующий отделом райкома партии Н. И. Калугин, родст­ венники погибших, педагоги, вихрастые мальчишки и девчонки, чьим трудом и старанием увековечена память погибших в годы Великой Отечественной войны. По крупицам собирали они сведения о бывших вы­ пускниках школы, их подвигах, завязали переписку с родственниками и близкими, сотрудниками музеев, ар- хивов, военкоматов. А потом на общем комсомольском собрании решили начать сбор средств? не- постройку обелиска. В дни Каникул вся школа выходила на сбор металлолома,- трудилась на полях совхоза. Одаовре- менно группа энтузиастов, в которую входили тогдаш­ ние' девятиклассники Надя Баранова, Лена Смыкова, Саша Терешкия, вместе с классным руководителем Дмитрием Ивановичем Ряховеким продолжала поиски. Из поступавших материалов оформляли стенды с фото­ графиями, вырезками из фронтовых газет. з в е з д ы и вот когда имена 34-х погибших выпускников, школы были устанрвлены и нёйдены их родственники, а в школьной копилке уже имелось три тысячи заработан» ных рублей, объявили конкурс на лучший проект о б е ­ лиска. В ■сооружении памятника принимали участив букваль- но^все классы. Девятиклассники под руководством, Лео­ нида Андреевича Полежаева выкладывали плиткой д о ­ рожку к памя-шику. Пионеры благоустраивали террито­ рию школы, разбивали клумбы, высаживали цветы. Специальная стройбригада старшеклассников, которую возглавил Николай Захарович Тюрин, устанавливала^ опа­ лубку почти пятиметровой высоты, готовила первые за­ месы... ' И вот настала торжественная минута открытия памят­ ника. Лица сосредоточены. И в тишине звучат пламен­ ные слова ветеранов войны, знавших этих юношей, име­ на которь 1 х высечены на гранях обелиска. На фоне развевающегося боевого З 1 ;щмвни символи- Неская полуразрушенная кирпичная стена. Солдат за­ стыл в суровом молчании. Так выглядит обелиск. То, о чем я рассказал выше, началось неожиданно, и новое дело стало повседневным, важным, интересным. Идея принадлежала Леониду Андреевичу Полежаеву—• ветерану школы, участнику Великой Отечественной вой­ ны, классному руководителю. Летом 1968 года Леонид Андреевич вместе со своим сыном Евгением совершил поездку по местам боевых действий своей дивизии. Он привез с собой массу воспоминаний и заразил весь класс желанием повторить путь боевой дивизии. Так за ­ вязалась, переписка с комсомольцами Брянска, Караче­ ва, Одессы и бывшим командиром дивизии генерап- лейгенантом запаса Иваном Даниловичем Красношта- новым. Готовились тщательно. Первейшим условием поездки , была отличная учеба. Все понимали, что для г^кого пу- ■тешествия (более 3000 километров) необходимы сред ­ ства. Ребята решили работать в паровозном депо под­ ручными, иа разгрузке. Никто не жаловался на уста­ лость. Слишком велико было желание совершить пуге- шествие по местам,, овеянным героической славой со ­ ветских солдат. Их было семнадцать, пытливых: и неугомонных, с н е ­ терпением ждавших этого дня. И вот наступило утро 4 июля 1969 года От перрона вокзала отошел поезд. В дневниках ребят появились первь:е записи. (Из дневника Люды Замариной и Нины Мишиной). «Нас влекло в Карачев, где было положено начало боевой славы дивизии. Поэтому с благоговением всту­ пили мы уже на знакомую, по рассказам и фотографи­ ям, землю, политую кровью наших солдат в решающем сражении летом 1943 года...» (Из дневника Гали Зацепиной). «Большая часть нашего маршрута проходила по герои­ ческой Брянской земле. О старой Матреновке мы узнали от Анны Леоновны Симкимой, чудом оставшейся в живых. В 1943 году деревни Матреновка и Белево были стер- ть 1 фашистами с лица земли, все жители, 243 человека, были расстреляны и сожжены... У у ^1 побывали в му зее деревин Матренрвки, единст­ венной уцелевшей хате,-и возложили цветы к памятни­ ку погибших»... Не раз замирали ребята перед старыми фронтовыми траншеями, обелисками, пустырями, на которых когда- то были селения. В Бресте произошла встреча с о вто­ рой, поисковой группой, которую возглавляла Мария Григорьевна Зацепина. В шкоду .возвратились обогащенные, незабываемыми впечатлениями. Вот, тогда-то и родилась мысль разы­ скать выпускников школы —. участников Отечественной войны. Теперь каждый может узнать о подвигах односельчан, постоять в молчании возле обелиска и увидеть в крас­ ной звездочке горящие сердца вечно дорогих людей. ^ А. ЧЕРНЫШОВ. Средняя школа № 42, п. Лев-Толстой.;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz