Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)
ВЕРНОСТЬ ЛЕНИНУ ДЕЛОМ ДОНАЖЕМ ! - Ра з — два... т Шире шаг! - Три — четыре... > Выше флаг! - Эй, товарищ! • Равненье на жизнь героев держать! - Наше с тобой поколение... — Сможет героями стать! С этой р«чевкой отличную строевую подготовку про демонстрировали юнармейцы тридцать шестой школы Липецка. В городском смотре отрядов они заняли первое ме сто. Посмотрите, как шагают победители. Фото В. Ельшаева. «КАПИТАНСКИЙ МОСТИК» П ИОНЕРСКУЮ дружину часто сравнивают с экипажем боево- Рассказ о дружит- смотра „Заветам Ленина верны” го корабля. В этом случае со вету дружины отводится место' иа капитанском мостике. Мол, куда за- кие игры, состязание, химические и оставались, а они только поемеива- литературные викторины. дцсь и опять «двойки» получали! Ра з вы такие умные, подскажите, К0ЛЬКА-« РОМАНТИК» как с этими двоечниками надо ра з говаривать. Подсказали. И хоть Калька не 'Н а «капитанском мостике» не сом- ‘ девались: когда в б^м «Д» будут из- но выберут Кольку Ткачука. Так оно и с лои л о с ь . Стал Колька в своем классе командиром. Свой отряд Ткачук назвал «Роман тики». Ничего название. Только вско ре выяснилось, что Колька романти ку понимает чересчур своеобразно. Как-то пригласили его на заседа ние совета дружины, и Галя Прони на сказала: — Ткачук, в твоем отряде шесть двоечников. Позор! — Правильно, плохо это, т - согла сился Ткачук и решительно добавил; — Через две недели ни одного «гу ся» в классном журнале не будет! У «романтиков» «двоек» быть не должно. очеиь-то верил этим советам, це концов согласился: кулаки при менять не обязательно. Оказывается, разговоры по душам или проработка на классном ■собрании тоже могут подействовать иа двоечников. ПИСЬМА НА «ФРОНТ» Девятиклассник Юрий Должиков в комитете комсомола вначале руково дил секторо.м печати. Никто не пом нит, когда он вдруг стал «военным ссветнн.чом» пионеров. Теперь ком сомольцы за дела в пионерской дру жине спрашивают с Должикова . И правильно делают: из членов коми тета Юрий ближе всех к ребячьим затеям . Вот прочтут ребята из тридцать восьмой школы этот номер газеты и удивятся: «А почему ничего не на писали про Сашу Двуречепского? Ведь он школьный горнист и однаж ды спас от дождя дружинное знамя. Снял пальто, спрятал в него знамя, а сам шел раздетый... И про Шури ка Шабанова ничего. А Шурик в трудовых десантах лучше всех рабо тает... И про то. как мы дружи,м с колхозами и совхозами, которые но сят имя Ленина...» Ж аль , конечно, но обо всех делах пионеров школы рассказать иевоз- мохаю: места в газете не хватит. Но когда-нибудь мы напишем и о Шу рике, и о других пионерах. О бяза тельно напишем. Главное, чтобы пионерский «корабль», управляемый с «капитанского мостика», н впредь держался верного курса. В. ПУШКАРЕВ. Средняя школа №/38. г. Липецк. Проходит две недели,и —- о,.чудо, С Серёжей Тюриным Юрий нашел - в шестом «Д» сплошная-успевае.-' общий язык-быстро. Родство душ, хотят командиры — тудд и. ПОЛЛЫ- ^,ость1 Т а л я ПронинД сразу прибе- наверное. Ра зрабаты вая 'планы ■воен- вет корабль. Сравнение в рбщем^то Ткачуку обобщать опыт ра- ных игр"; они стараются все обста- правильное... совете дружины ТоТ-долго отнекивался, потом вить так, чтобы в игре,, было как тридцать восьмой школы 15 пионе- выдал секрет. «Дцц тумака ■— и от- можно больше ластоящего. «фроито- ров. Всех, конечно, не представишь, стающих нет». Оказывается, Колька вого». Д цм от «разрывов», завесы,— здесь, потому возьмем самых «типич- встречал неуспевающих з а школой и это Серёжа берет па, себя. 'О враги , Как живой с живыми говоря... «Коротка и д о поспедних мгно вений нам известна жизнь Улья, нова, но жизнь товарища Ленина, надо писать и описывать заново». Эти стихи прочитала девочка, и все сразу притихли. На партах лежали фотографии, книги, бума га, клей, карандаши. Мальчишки молчали. Казалось, что в эту ми нуту они увидели- Ильича близко- близко. Вот он стоит на трибуне с простертой рукой, лицо напря жено, он говорит, а сотни людей слушают его, затаив дыхание. Затаили Дыхание и рОбята. Те перь, когда работа над стендом завершена, они первыми слуша ют учителя истории Тамару Ва сильевну Сигейкову. Слушают вни мательно, чтобы не пропустить ни одного слова и узнать много-мно го, ведь не зря в дружине их зо вут историками. После уроков они всегда соби раются в этом л«Лассе, приносят, фотографии, репродукции картин о В. И. Ленине, книги, докумен ты. Вместе с художниками обду мывают эскизы с-^ендов в шк'рльт ный музей. Вы спросите, какие художники? А ЭТО'ребята из раз ных классов, только все вместе они оставляют целый отдел сЬве- та. Материала мнЬго, ведь у каж дого класса есть задание: одни разыскивают липЯан, награжден ных орденом Ленина, другие., за* , лисывают воспоминания коммуни стов' ленинского' призыва, третьи узнают, какие предприятия, сов хозы, колхозы, памятные месте области носят имя великого вож дя. Где только- не побывали крас ные следопыты: в краеведческом музее и горисполкоме, в партий ном'архиве и обкоме комсомола, в колхозах и совхозах, на заво дах и фабриках — и везде они видели, как «ширится шествие мыслей и дел Ильича». Новые дома, детские сады, корпуса за водов, стадионы, школы — да разве все перечислишь, чего мы достигли за годы Советской вла сти! Теперь об этом в школе знает каждый. Интересно слушать, ког да о жизни вождя рассказывают твои товарищи, и никогда не за . быть встречи со старым матросом . крейсера «Аврора» В. Кулешо вым, комсомольцем 20-х годов В/ Корвяковым и первой вожатой Липецка Н. Федоровой. , В Ленинском музее у нас всег да многолюдно: :кто приходит на экскурсию, кто смотрит диафиль мы- о жизни Ильича, кто зани мается в библиотеке музея. Здесь ребята получают трудовые зада ния, комсомольские билеты. Здесь - они прощаются со школой, остав ляя на память открытки, значки, -- марки, книги, макеты, свои сочи нения и стихи. , ........... Эту эстафету подхватывают са мые маленькие, и с каждым го дом мы открываем все новые и . АЛЕКСАНДРОВА, Средняя школа № 3, Г. Липецк. Тридцать три богатыря Когда в школу первый раз приехал ку кольный театр, в самом большом классе со бралось столько: ребят, что курочке к.чев- нуть было бы негде. Конечно, самые ма-- яенькие впереди, а чуть постарше сидели, сзади. Ну, а пятый, как всегда, вместе, все до единого со своей вожатой Любой Порядиной. Спектакль смотрели, не шелох нувшись. А когда он закончился, первыми бросились к директору.. * — Татьяна Филипповна! Давайте у нас такой театр ‘придумаем. Л? Куклы мы сами сошьем, чего тут 'трудного , — глаза маль чишек полы}?али радостным ожиданием. , Директор- школы улыбнулась. «Ох, уж эти пятиклассники, — подумала она, — скажи,, везде они тут как тут. И в пионерском сбо ре, и в спортивных соревнованиях, и в по ле, и даж е на математическом вечере у старшеклассников одно заладили: «Дайте хоть сатирические частушки спеть»... Вот- ведь неугомонные. А теперь с этим теат ром», — Хорошо, ребята. Действуйте, только все сами. Желающих - попасть в «артисты» было очень много, но пятиклассники просто чу деса показывали. Во-первых, для театра нужны были декораци:гг куклы, бумага, - гвозди, клей, нитки. Денег требовалось не мало. Девчонки не отставали от мальчи шек ИИ на ш аг : ' каждый собрал по 20 ки лограммов металлолома, иа пришкольном участке заработали три тысячи рублей да еще в совхозе «Коммунар» тысячу. Заку- ^пили весь реквизит и начали готовиться: кто рисовал, кто шил, кто клеил, всем дело нашлось. , к потом устроили творческий конкурс. Тут даже старшеклассники держали экза- - меи. И снова победа досталась пятиклас сникам, прямо готовые артисты - - и чи тают, и поют, и играют на баяне. И как это они только успеваю т .., Три спектакля поставили за год, а сколько выступлений—■ не сочтешь. И учатся все без «двоек». «Вот это ребятки, — подумала я. — Наверное, все хотят быть артистами». — Нет, — возразила мне Таня П арщ нко - . ва. — Я хочу стать агрономом. Буду вы ращивать овощи. ■ . . , ■ - — А я очень люблю ржаное поле. Оно так красиво ко-зосится и 'Пахнет ^свежестью, — в глазах у Нади. Нартовой заиграли ве селые лучнки. — Обязательно буду агроно мом., — А у нас такой сад хороший: яблони, ВИШ1Ш, сливы, Я с папой часто там рабо т а ю , э т о Нина Белокопытова. — Один раз решила новый сорт вывести: привила вишню ::а сливу, ухаживала за ней, все приглядывала. О н а ' было уж принялась, окрепла, а потом все-таки погибла. Так ж алко ' стало. >)тТО я ие так, наверное, сделала. Вот вырасту, обязательно приду- ' маю и выведу! новый .сорт. — Когда лето н аступает ,,^ с отцом це лые дпи в поле: зерно убираем, в машины грузим. Я заработал девять рублен пять десят копеек. У комбайна жарко бывает, там не прозеван минуту.,: А .-лучше всего везти ,зерно на приемный пункт, потому и хочу быть шофером, —. сказал Володя Нар- ■ тов. — А у меня папа ~ механик,.--- говорит Саша Нартов. - г Эта работа очень инге- ресная и, важ ная . Надо, чтобы, машины были всегда, как часы. Я тоже ему, помо гаю, уже в моторах разбираюсь, запасные части знаю. Мечтаю стать механиком. 1 Ребячьи -мечты... Нет, это . ие. ф.ритазия, , навеянная приключения ми из. книг.. Это са- ;м а жизнь, интересная,, сложная , , трудовая. И ребята отлично представляют себе свое ,. будущее, потому что оно связано с родным селом, с запахом трав и "раздольем полей, потому что будущее рядом, стоит только протянуть руку. ■Я смотрю на этих милых мальчишек и девчонок: бантики, косички, конопушки, чубчики. Тридцать три маленьких богаты ря. И в'се-то они умеют: и корову подои 1 ь , - и машину починить, и сеять, и жать, и учиться на «пять». Хорошие помощники растут, В . К У В Е Н Е В Л . е. Завальное, средняя школа. ' Усмаяский район. Вы й д у т в п о л е н аши т р а к т о р ы Ох, и бурным Же был у нас этот совет дружины! Помню, все ходило ходу ном: девчонки вскакивали с мест, мальчишки что-тб до казывали друг-, другу, всё кричали, а понять что-нибудь, было невозможно, Я и сама не прочь попры гать от радости: подумать только, мы заняли первое место в сборе металлолома! Конечно, мы хотели и наде ялись па это, но в городе столько школ, и ребята там не хуже наших. И все-таки здорово быть первыми. Знаете, сколько мы собра ли? Шестьсот . тонн. А как нам удалось это? Вот как. Наша вожатая однажды нам сказала, - что - Владимир Ильич Ленин мечтал о ста тысячах тракторов для сель ского хозяйства. Это было сразу после революции. Тогда и пионеров-то не на считывалось сотни. А теперь пас в стране больше двадцати трех мил- лишшп И если каждый возьмется по-настоящему за дело — такую колонну ■мож- 'по сделать своими руками. ■ Собрались мы тогда с ре бятами и решили: двадцать килограммов металла на од- ’ного “ за год выйдет сто тонн. Вроде бы нормально. А мальчишки -как зашумят: •«Да что там такая ц и ф р а - смех какой-то, сделаем больше. Объявим соревно вание отрядов, договоримся с шефами — и работать бу дем каждый день». А потом, на линейке т ак и сказали всем: «Даешь нашу -тракторную колонну? к юби лею Ильича!» И дело закипело. Каждый день до позднего вечера школьный двор гудел от звона железа и ребячьих го лосов. Мальчишки и девчон ки из отрядов имени А. Гай- дара , П. Морозова, К. Беш- карева, Неизвестного солда та, из отрядов «Пламя», «Отважные» — да разве ' всех перечислишь — стара лись на славу. Сто тракторов - • вот на ша цель, и мы к ней шлИ ежедневно. Ребята из совета дружи- иы просто не успевали взве шивать и записывать. А; со всех сторон т ак и сыпалось: «Лена! Погляди, мы еще притащили одну железку, тяж елая — страх какая!» Каждую неделю на линей ке объявляли результаты- и совет дружины давал отря дам новоё задание. ' А однажды мы пошли на наш тракторный завод и глазам не поверили: голу бенькие красавцы-тракторы с пионерским значком -на ветровом стекле медленно сходили с конвейера. Один, другой, пятый... двадцатый... — внутри аж все запрыга ло. Наши, паши, пионерские машины! Сто двадцать семь *— целая колонна пойдет на поля Родины. Лена МАМОНТОВА, председатель совета дружины школы ЛЬ 10. г. Липецк. Г .. .у, I 5 ты сячи л и п ец к и х пи он ер - \ \ с к и х т р а кт о р о в во Всесоюзной'', колонне ! .1 1 ^ АМЕННЫЕ плиты хранят торжественное молчание. 1 ^ Бессменную вахту над братскими могилами несут * - бронзовые скульптуры воинов, шумят листвой над ними тополя и березы. Алым немеркнущим светом горят звезды в честь тех, кого уже нет в живых, кто отдал свою жизнь за Совет скую Родику.^ Одна из таких-звездочек зажглась прошлой осенью в центре рабочего поселка, у школьного порога, через который 25 лет назад ушли в бессмертие безусые де-! сятикяассники. ...Приспущены знамена. Лица сосредоточены, шаг ро вен и тих. В этом торжественном шествии ребят, никог да не видевших войны, было что-то грозное и мужест^ венное. Так шагают взрослые, опаленные пламенем боя, чтобы проводить а последний путь товарищей. А ребята... В их маленьких сердцах ожили в этот час рассказы родителей, знакомых,- тех,--кто гаси воим: руками «зажигалки» на чердаках, подбивал «• , лв» с паучей свастикой на броне, рыл окопы... . В этот ветреный, пасмурный день у здания школы собрались жители почти всето поселка, выпускники 193У—44 годов, воины-шефы, ветераны войны, среди которых военный комиссар В, Т. Васин, научный сотруд ник одного из столичных вузов А. В. Полежаев, заве- ■ дующий отделом райкома партии Н. И. Калугин, родст венники погибших, педагоги, вихрастые мальчишки и девчонки, чьим трудом и старанием увековечена память погибших в годы Великой Отечественной войны. По крупицам собирали они сведения о бывших вы пускниках школы, их подвигах, завязали переписку с родственниками и близкими, сотрудниками музеев, ар- хивов, военкоматов. А потом на общем комсомольском собрании решили начать сбор средств? не- постройку обелиска. В дни Каникул вся школа выходила на сбор металлолома,- трудилась на полях совхоза. Одаовре- менно группа энтузиастов, в которую входили тогдаш ние' девятиклассники Надя Баранова, Лена Смыкова, Саша Терешкия, вместе с классным руководителем Дмитрием Ивановичем Ряховеким продолжала поиски. Из поступавших материалов оформляли стенды с фото графиями, вырезками из фронтовых газет. з в е з д ы и вот когда имена 34-х погибших выпускников, школы были устанрвлены и нёйдены их родственники, а в школьной копилке уже имелось три тысячи заработан» ных рублей, объявили конкурс на лучший проект о б е лиска. В ■сооружении памятника принимали участив букваль- но^все классы. Девятиклассники под руководством, Лео нида Андреевича Полежаева выкладывали плиткой д о рожку к памя-шику. Пионеры благоустраивали террито рию школы, разбивали клумбы, высаживали цветы. Специальная стройбригада старшеклассников, которую возглавил Николай Захарович Тюрин, устанавливала^ опа лубку почти пятиметровой высоты, готовила первые за месы... ' И вот настала торжественная минута открытия памят ника. Лица сосредоточены. И в тишине звучат пламен ные слова ветеранов войны, знавших этих юношей, име на которь 1 х высечены на гранях обелиска. На фоне развевающегося боевого З 1 ;щмвни символи- Неская полуразрушенная кирпичная стена. Солдат за стыл в суровом молчании. Так выглядит обелиск. То, о чем я рассказал выше, началось неожиданно, и новое дело стало повседневным, важным, интересным. Идея принадлежала Леониду Андреевичу Полежаеву—• ветерану школы, участнику Великой Отечественной вой ны, классному руководителю. Летом 1968 года Леонид Андреевич вместе со своим сыном Евгением совершил поездку по местам боевых действий своей дивизии. Он привез с собой массу воспоминаний и заразил весь класс желанием повторить путь боевой дивизии. Так за вязалась, переписка с комсомольцами Брянска, Караче ва, Одессы и бывшим командиром дивизии генерап- лейгенантом запаса Иваном Даниловичем Красношта- новым. Готовились тщательно. Первейшим условием поездки , была отличная учеба. Все понимали, что для г^кого пу- ■тешествия (более 3000 километров) необходимы сред ства. Ребята решили работать в паровозном депо под ручными, иа разгрузке. Никто не жаловался на уста лость. Слишком велико было желание совершить пуге- шествие по местам,, овеянным героической славой со ветских солдат. Их было семнадцать, пытливых: и неугомонных, с н е терпением ждавших этого дня. И вот наступило утро 4 июля 1969 года От перрона вокзала отошел поезд. В дневниках ребят появились первь:е записи. (Из дневника Люды Замариной и Нины Мишиной). «Нас влекло в Карачев, где было положено начало боевой славы дивизии. Поэтому с благоговением всту пили мы уже на знакомую, по рассказам и фотографи ям, землю, политую кровью наших солдат в решающем сражении летом 1943 года...» (Из дневника Гали Зацепиной). «Большая часть нашего маршрута проходила по герои ческой Брянской земле. О старой Матреновке мы узнали от Анны Леоновны Симкимой, чудом оставшейся в живых. В 1943 году деревни Матреновка и Белево были стер- ть 1 фашистами с лица земли, все жители, 243 человека, были расстреляны и сожжены... У у ^1 побывали в му зее деревин Матренрвки, единст венной уцелевшей хате,-и возложили цветы к памятни ку погибших»... Не раз замирали ребята перед старыми фронтовыми траншеями, обелисками, пустырями, на которых когда- то были селения. В Бресте произошла встреча с о вто рой, поисковой группой, которую возглавляла Мария Григорьевна Зацепина. В шкоду .возвратились обогащенные, незабываемыми впечатлениями. Вот, тогда-то и родилась мысль разы скать выпускников школы —. участников Отечественной войны. Теперь каждый может узнать о подвигах односельчан, постоять в молчании возле обелиска и увидеть в крас ной звездочке горящие сердца вечно дорогих людей. ^ А. ЧЕРНЫШОВ. Средняя школа № 42, п. Лев-Толстой.;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz