Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

С ю р о й Лапьцтшым я познакомился па областной комсомоль­ ской конференции. Мы были в составе делегации елецкой комсомолии. А эапомиился он мне своей фамилией и внешностью. Немного выше среднего ростер ладно сбитый, с ве­ селыми карими глазами и слегка вьющимися смоля­ ными волосами. И еще в его портрете есть примеча­ тельные черты: брови и руки. Брови у него широкие, черные, будто крылья у птицы. А 'э то бывает, гово­ рят, только у добрых и I сильных люден. Руки же у него крупные, сильные. Та­ кие руки, верно, и у тех рабочих, что строили атом­ ный ледокол и собирали первый спутник. Но , мне хотелось о нем. -стрее все хотелось, а стол у меня и поехал. . Я рас­ терялся от петжидашюсти, а задняя бабка уже под шлифовальным кругом виз­ жит, искры сыплет. Скорее — экстренную остановку. Думал, заругает меня те­ перь Борис Иванович. А он ничего. Только хмыкнул: «Станку, брат, ласка 'да знания нужны». А вот за руку досталось... Мне везет на учителей. Обучал меня шлифовально­ му мастерству Борис Ива­ нович Ировоторов. Ои у нас ветеран. В этом году весь заводской коллектив отмечал его юбилей — ‘25- лете работы на заводе. За свою трудовую жизнь ие одного меня на ноги- поста­ вил. В цехе его так и зовут: мастер — золотые руки. А у негр, кроме рук, и душа Г ассказ ОделегАте сьездл делегате XVI съезда ком­ сомола, узнагь побольше. Это желание побудило к зпакомсгву. Знаком­ ство — к стремлению по- 1ЧЬ его как человека. Встречались мы много раз. “ вот, выбрав свободную минуту, ведем с ним разго- ) о . делах, комсомоле, семье —. словом, о том, без о ПС может быть ею самого. ~ У нас с ним от перво­ го зь'акомства по шраму ос- юсь, —- Юрий провел по ■неровному шву электро­ сварки на задней бабке станка. — Я пришел в ип- :трументальный цех два го­ да назад, после демобили­ зации. До армии шлифовал электрощетки на «Прожек­ торных углях». Когда в учениках был, то думал: де- в общем-то нехитрое. И р однажды ,работал без I присмотра учителя. Шли­ фовал наружную поверх­ ность втулки. Нажал руко­ ятку отвода шлифовальной I бабки вниз порезче — бы- зологая. Вроде бы и гово­ рит не особо много, да и по сегодняшним понятиям гра­ моты маловато, а умеет настроить душу, как умеет настраивать станок. А специалист он — таких поискать! Это уяс точно. У нас иа заводе как-то ино- стрдиные специалисты были. Пришли к нам в цех. Мы показали копиры, которые шлифовал Борис Иванович, Шлифовка их — дело сложное вдвойне. Ведь по копиру будут изготавливать потом детали тоже с жест­ ким допуском. И эту рабо­ ту Провоторов выполнил блестяще иа глазах у ино­ странцев. Долго стояли, щупали, мерили, покачивали восхищенно голова.ми. Мы тогда с 'ребятами работали, а сами косились на станок 15оряса Ивановича, пережи­ вали за него. Знаешь, я о чем тогда подумал? Что он сейчас не просто рабочий — он наш полпред. Ие только свою личную честь мастеро­ вого защищает — по его работе сейчас судят о нас, о пашей стране. Наша про­ дукция идет на экспорт во Ыногие страны мира. Зна­ чит, и Мы ■— полпреды на­ шего государства! Об этом мы с ребятами всегда ста­ раемся помнить. Своей снециалыюсги Юрий уже обучил молодого шлифовальщика Николая Зубарева. Сейчас Юрий го­ товится к аттестации иа 4-й разряд, а выполняет работы и разрядом выше. Разговор незаметно, как тропа к лесу( перешел к комсомольским делам. Сейчас на заводе 516 комсомольцев. Лучшей аги­ тацией за комсомол стали сами дела молодежи. Но­ вый состав комитета ком­ сомола организовал прове­ дение ленинских субббтнн- ков по сбору средств на памятник В. И. Ленину, удалось Наладить хорошую художественную самодея­ тельность. Регулярно стали проводить спартакиады до­ призывников и торясествен- иые проводы в армию. Об­ щие конкретные дела, цели и задачи-определили, если так можно сказать, и лицо организации, сплотили ре­ бят, сцементировали друж­ бу в коллективах. Нет, Юрий отлично понимает, что еще много упущений в рабо­ те, что еще много хлопот впереди. — Нам еще многое нуж­ но сделать, по работе с под­ ростками, с теми ребятами, которые уходят с завода в армию. У нас еще мало ребят возвращается к своим станкам, в свои коллекти­ вы. Вот мы и стараемся на­ ладить с ними переписку, чтобы они ие забывали, з а ­ вод. молодыми комсомольцами. Не должно быть среди нас, молодых, людей пассивных, равнодушных и бездеятель­ ных. Каждый член органи­ зации ~ ее боевой штык. Вот наш девиз, который из лозунга нам надо превра­ тить в дело. Что еще мне правится в этом 24-летнем парне? Ясное представление о сво­ ем будущем. Им ■ уже намечены дальнейшие жиз­ ненные, этапы: .школа, ма­ стеров, детальное изуче­ ние математики. Брянский машиностроительный ин­ ститут. И когда в человеке есть 1 акая убежденность, помноженная па целеус 1 рем- ленноегь, то любые задачи ему ’п о , плечу. В. ДЕМИН. К 25-летию Победы Потрясаю 1 Ц 1111 дневник Таня Савичева. В ЗГЛЯНИ, читатель, на это детское лицо. Таня Савиче­ ва. В годы минувшей войны, в самое тяжелое время 900-днев­ ной вражеской блокады, она вела дневник. Вот строки из него: «Женя умерла 22 декабря в 12.30 час. утра'1941-го года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года. Дядя Леша — 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама — 13 мая в 7.30 час. утра 1942 года. Савичевы умерли, умерли все. Осталась одна Таня». В 1943 году Таню эвакуирова­ ли на Большую землю, но она не смогла оправиться от истощения и в том же году умерла. Умерла, как умерли сотни, тысяч ленин­ градцев. За время 900-дневной враже­ ской блокады шесть раз снижа­ лись нормы выдачи населению хлеба по карточкам и были до­ ведены до 125 граммов в сутки. А кто , хоть раз отведал эти «125 блокадных граммов с огнем и кровью пополам», тот никогда не забудет ни- вкуса, ни вида: при выпечке хлеба к муке добавля­ лось до 40 процентов различных суррогатов—сои, овсянки, солода, жмыхов, отрубей. А когда их не стало, добавляли пищевую целлюлозу, которую вырабаты­ вали из древесных опилок. За время блокады голод унес в могилу 641.803 Ленинград, ца. И дневник Тани Савиче. вбй является самым лаконичным свидетельством, оставленным ми­ ру, о мужестве людей осажденно­ го Ленинграда, 'Вся история бло­ кады запечатлена в этих скупых словах с потрясающей точностью, на какую способно детское вос­ приятие, Фотокопию этого дневника, вы­ вешенного в музее на Пискарев- ском кладбища ,в Ленинграде, с затаенным' дыханием читают и -перечитывают все, кто приходит сюда почтить память погибших. Фотокопию этого дневника с ог­ ромным волнением переписыва­ ют в свои блокноты все много­ численные зарубежные экскур­ санты и туристы. Потрясающие, жуткие по своей обнаженности слове: «Умерли все. Осталась одна Таня» сейчас знают вс всех странах и на всех континентах. 6 их воображении встают и голод, и бомбежки, и обстрелы, встают те 105 тысяч фугасных и зажигатель­ ных бомб, те 150 тысяч артилле- Дневник Таии Савичевой. рийских снарядов, которые были обрушены фашистами на город Ленина во время незабываемой 900-дневной блокады — дней по­ истине беспримерного героизма советских людей. Дневнику ма­ ленькой ленинградской школьни- цьГ посвящены стихи поэтов многих стран мира. Художники и композиторы различных стран, каждый по-своему создали ее образ. Если бы весь этот материал собрать вместе и издать отдель­ ной книгой, то получилось бы суровое напоминание о том, на какую жестокость способен фа­ шизм, и как надо беречь мир. Время (^убцует раны земли. Но . оно бессильно против ран чело­ веческих. Отблески Вечного огня> пылающего над могилами Писка- ревского кладбища, обжигают сердца живых, М; ШУМИЛОВ. Р ЕВО.ЛЮЦИЯ! И перед глаза­ ми сквозь пламя предстает, лицо .матроса со’ штыком, ирепко сжатым в люгучей .руке, и в . бескозырке, с ' надписью «Аврора». Этот образ, хранимый в памя.ти с детства, о.чицетврряет Для меня ре­ волюцию и как бы определяет ту *■ колоссальную силу народных масс, кбтОр’ая поднялась на- борьбу за . . людское счастье. И.'если я говорю б.феВолЮЩТй, фазмышляю о ней са- • - - ма,-~то я-должна рассказать- о Ле- г йиие?-потому'ЧТО именно его образ . навевает чщ меня, те мысли, ко- 'торы е .хочу высказать. Я бес 1 ЮЙечио завидую тем людям, которые могут'сказать:' «Мы видели ВлйХйВНра'ИльЩЩ,' мы разговари­ вали с 1ШМ, вот как это было...». Сейчас, в свои 16 ле:, я чувег-вую, что Ленин всегда был частью мосн , жизни. Я это поняла четко и совер­ шенно ясно однаяеды, райо-рано лет­ ним утром, когда, волнуясь, стояла одна на' дрёвней 'брусчатке посреди Красной площади, глядя на Мавзо­ лей. Старичой-гранитчик , осторожно протирал камин Мавзолея, а крем- ■лев'екиё садовники подстригали трав­ ку овсяницу... К гранитным плитам, на которых высечены буквы «Ле­ пин», уже выстроилась очередь, дли­ ла которой будет измеряться веками. Среди тех людей, что вместе со мной иачипа.ш новый день со свидания с Лениным, были мо.тодые москвичи, пришедшие иа Красною площадь с выпускного бала. Недавно только веселые и озорные, в этой очереди ОШ 1 сюя .тя сосредогочениые и без­ молвные, ведь в этот момент они вступали на широкую жизненную до­ рогу. И рядом был — Ленин. Нельзя передать того чувства, ко­ торое я ненытала, когда медленно, . шаг за шагом, подходила к ступень­ кам Мавзолея. Я-'не видела, а точ­ нее, не ощущала никого ни впереди* . ни позади себя, казалось, я была одна перед Лениным на . огромной' Красной площади. Еще более близ- иое знакомство состоялось у меня в м^зее В. И. Лепина. С переполнен­ ным ■сердцем, обогащенная новыми . впечатлениями о дорогом ■человеке, словно поговорив с ним по душам, просто и откровенно, я закрыла за собой дверь музея. А вокруг кипела беспокойная московская жизнь. Лю- ,,Есть у революции начало, нет у революции конца*" ди шли, куда-то спешили, радуясь и переживая повороты судьбы, а я вглядывалась в их лица и почему-то видела теплую ленинскую ’ улыбку. Здесь было ие просто свежее впечат­ ление, но и какое-то внутрситтее, са­ мостоятельное понимание слов; «Ле­ гши живет в каждом из нас. Все мы — частичка Ленина». Опять ,привычные слова,' привыч- 1 иые и знакомые понятия. Напишешь об этом — никого не удивишь, и по­ рой становится немного обидно. Обидно мне за то, что не могу с до­ статочной силой передать грандиоз­ ный смысл имени — Ленин. Ленин и революция. Эти два слова органически связаны друг с другом. Революция - - это огромное, вс- только горки пепла па местах домов да .мертвые выжженные поля. Мне довелось с.яышать по радио рассказ южповьетмамской девочки Во Тхн Лиеп о кровавой расправе американских карателей над жителя­ ми ее родной общины. Девочку ■ «из расстрелянной деревни» слуш а л ' весь-мир. «Слушайте все! Говорит девочка из СЬигми...». Я видела слезы ' иа глазах старой женщины, слушав­ шей :эту передачу и пережившей уж а ­ сы фашизма и 'с тоявш ей переД'-но-:. вым преступлением века. И я заме­ тила* как ненавистью и жаждой ме­ сти блеснули 1 'лаза ' парня, студента, не видевшего ни немецких танков, ии разрушенных городов. Народ всег'да с Вьетнамом, с его мужественным „Не мыслю будущее без борьбы" личесгвенное дело, она никогда не прекрагцается, потому что ни иа минуту в мире не останавливается борьба. Каждое мгновенье иа ;зем- ле рушатся и вновь восстают бар- рш^ады: те, па которых рвутся сна­ ряды, и совсем другие — без вы­ стрелов и картечи, но с победами и поражениями, с героями и трусами. Было бГ )1 преступным оставаться, в наше время человеком безразличным, молчать и быть только свидетелем того,',как миллионы детей планеты страдают от голода и болезней, рав- -иодушло узнать, что стерта с лица земли вьетнамская деревня Сонгми.. Этот чудовищнглй акт преступления потряс мир-*-больно ударил он по сердцам советских. людей, напомнив трагические судьбы польской дерев­ ни Констанца и русской деревни Михайловки, где гитлеровцы пере­ стреляли всех жи'гелей, не оставив в живых ии одного человека, ничего, иародом-борцом. И это тоже победа, победа добра над злом, правды над ложью. И в паши дни ведется острая, не­ примиримая борьба между двумя мирами-за завоевание ду.ховпою ми­ ра молодого человека, то есть за паши' умы* за. наше мировоззрение. Как стать достойным .завоевания Октября, не растерять драгоценного наследия ленинских идей?- Мы завоевали свою жизнь — это была революция, мы боремся в на­ стоящем, не мыслим будущее без борьбы '— это -продолжешге рево­ люции.' У революции есть нач ало , по нет у нее конца, как ист конца Бсс- легшой, жизни в ней и борьбе. Н. КОТОВА, деся'гикласснип,а Площанской средней школы Стдновлянекого района. По солнечным улицам .Липецка стремительно мчатся велосипедисты. Пятьдесят команд при­ няли участие . в этих праздничных соревнова- 'Ниях, посвященных от- кры 1 шо сезона. В велогонке иа 45 км, один из этапов которой запечатлен на снимке, победителем стал Н. Фа­ деев (спортклуб «Пла­ мя»), та втором сним­ ке вы'^х/диге команду средней школы № 10. Она заняла первое ме­ сто в эстафете по ули- цам города... Фото Н. Владимирова. З МАЯ в г. Липецке открыл свои гастроли Рязанский театр юного зрителя. Мы попросили помощ­ ника главного режиссера . по литера­ турной части Б. И. Долиноеу расска­ зать нашим читателям о задачах ТЮЗа и нынешних гастролях в нашем городе. Театр для детей называют педагоги­ ческим театром. Зрителем театра для детей может быть и шестилетний ребенок и чело­ век любого возраста, потому что во­ просы воспитания, формирования лич- ности волнуют как детей, так и взрос- В ТЮЗах принято разграничивать зри­ теля на три возрастные группы: млад­ шие школьники-— 1—4-е классы; школь­ ники среднего возраста—5—7-е классы; старшие школьники— 8 — 10 -е классы, и взрослые. В нашем репертуаре есть спектакль по мотивам книги А. Линдгрена «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Главный герой Карлсон на первый взгляд ничем не напоминает идеал положи­ тельного человека, которому мог бы подражать малыш. . Он хвастун, грязнуля, обжора и п р о к а з н и к . Но дети верно воспринимают создан­ ный театром образ, как мечту малыша о верном друге, с которым всегда ин­ тересно. В эмоциональной памяти зри­ теля остается и ночной город, и шага­ ющий над крышами веселый смешной человек, и музыкальная тема Карлсона, которая всегда звучит перед прилетом его в комнату малыша. Услышав знако­ мую мелодию, зрители сочувственно сообщают обиженному мальчику, что сейчас прилетит Карлсон. А шумные забавы, проказы Карлсона, его преувеличенное хвастовство делают образ живым. У каждого театра есть закон, по ко­ торому он живет. Под этим подразу­ мевается и жанр спектакля, и все выра­ зительные средства, которыми пользу­ ются и режиссер, и актеры. Если зри­ тели принимают предложенные условия игры, то все театральное воспринимает­ ся как реальное. Спектакль «Конек-Гор­ бунок» П. Ершова решен откровенно условно: рисованые бадейки с водой, балалайки, корыта с пшеном. Ребята заразительно смеются, когда актер, словно огромную тяжесть* выносит на­ рисованную бочку с надписью «Замор­ ское вино», верят, что царь прощается с Иваном из «окна дворца», хотя на самом деле сколоченное из реек око­ шечко держат на открытой сцене посыльные дворяне. Дети с самого начала принимают условия игры, когда актеры, начиная рассказывать сказку, распределяют роли, надевают бороды, парики. релом, и взбесившейся шубе. Они смотрят спектакль с большим удоволь­ ствием и, чем занимательнее и фанта­ стичнее рассказы о приключениях баро­ на, тем заразительнее смех зрителя, и в этом смехе мы чувствуем отношение к самому «правдивому» человеку в мире. Дети смеются над фантастически­ ми рассказами чужестранца о России. Они знают Россий другой. проявляют особую нетерпимость ко всякой назида'гельности, к открытому воспитательному воздействию. В этих условиях резко усиливается роль теат­ ра, влияние которого на подростке на­ столько ■же сильно, насколько скрыто, незаметно для него самого, потому что театр воздействует непосредственно на сферу чувств, за 1 ражвет, увлекает, а ИДУТ ГАСТРОЛИ РЯЗАНСКОГО ТЮЗа И ВЗРОСЛЫМ, в ДЕТЯМ в спектакле «Приключения барона Мюнхаузена в России» В., Лившице те­ атр предлагает свои условия игры в театральной программке. В- ней барон Мюнхаузеи говорит о своих удивитель­ ных приключениях как об откровенном вранье. Программка составлена весело, озорно. И дети восторгакэтся «подвига­ ми» барона: не смущаются лягушками огромных размеров, Не удивляются четырем волкам, убитым Одним выст- Централькой проблемой репертуара для подростков является проблема по­ ложительного героя. Для того, чтобы такой герой мог стать властителем душ и сердец, он должен волновать вообра­ жение ребят, вызывать активное сопе­ реживание. Одно из своеобразных про-« тиворечий подросткового возраста за­ ключается в том, что ребята в этом возрасте остро нуждаются а помощи, совете воспитателя и в то же время Таким спектаклем в нашем репертуа­ ре является «Мы вьаываем - Гайдара» В. ЖелезнякоВа и А. Леонтьева. Кол­ лектив театра' увлекло желание сцени­ чески воплотить образ человека труд­ ной и прекрасной судьбы, любимого детского пис^ателя А. Гайдара. Театру важно бьшо , показать формирование личности Гайдара солдата револю­ ции и большого друга детей. Зрители воспринимают Гайдара в исполнении арт. С. Леонтьева как своего современ­ ника, сочувствуют ему. А в спектакле «Шутка» Р. Погодина театр затрагивает очень важную про­ блему — об ответственности маленьких граждан перед обществом за свои по- Постановки для старшеклассников являются завершающей частью худо­ жественно-педагогической программы театра. ТЮЗ призван . воспитывать у старшеклассников осознанную потреб­ ность в театральном искусстве, отноше­ ние к нему как источнику наслаждений, воспитать умение находить в спектак­ лях ответы на волнующие их вопросы. ТЮЗ помогает своим старшим зрителям- разобраться в вопросах, которые вста­ ют перед человеком, вступающим в Для этой возрастной группы театр предлагает произведения русской и за- рубежной классики, советских писате- В центре «Последних» А. М. Горь- кого — конфликт отцов и детей. В «Вишневом саде» А. П. Чехова театр стремился к тому, чтобы замечательная пьеса, ее герои стали близки и понят­ ны сегодняшнему зрителю,. взеолнова- ли их чувства и мысли. Театр знакомит старшего зрителя с драматургией Кальдерона. Мы постави­ ли его пьесу «Дама-невидимка». Об отважной борьбе советских лю­ дей с фашистами в оккупированном городе рассказывает пьеса «Ленинская улица» В. Лившица. Каждая встреча театра с новым зри-., телем — это проверка, строгий экза­ мен. Коллектив Рязанского ТЮЗа счи­ тает гастроли в Липецке творческим отчетом и с волнением ждет оценки своей работы. Б. ДОЛЙНОВА, пом. гп. режиссера по литературной «За лирической вывеской» — т: фельетон нашего, нештатного корреспондента П. Мысина, опубликованный в № 41 от 4 апреля 1970 года. Заместитель председателя правления Липецкого облпотребсоюза тов. Казначеев сооб­ щил, что фельетон обсужден на производствен­ ном совещании с работниками ресторана «Дона и рассмотрен на правлении Лебедянского рай­ потребсоюза. Приняты меры к улучшению рабо­ ты ресторана. За плохую организацию общественного пита­ ния директору ресторана «Дон» Р. А. -Подмарко­ вой объявлен выговор. Технолог общественного А. С. Селина предупреждена. В нашей газете 10 марта был опубликован ма­ териал о рейде «Комсомольского прожектора» ГК ВЛКСМ по проверке организации работы во второй смене на станкостроительном и на заво­ де пусковых двигателей. На наше выступление отвечает главный инже­ нер Липецкого станкостроительного завода А. А. Степанищев. «Материал «прожектористов» изучен и приня­ ты меры к устранению указанных недостатков— по заводу издан приказ, определяющий режим работы подростков, проведено собрание с масте­ рами по вопросу воспитательной работы среди несовершеннопетних й соблюдения в отношении к ним трудового законодательства». * Ф . 26 февраля в статье «Есть ли огонь в очаге?» мы рассказывали о том, почему плохо работает клуб в колхозе «Победа» Хлевенского района. На наше выступление отвечает заместитель на­ чальника' областного управления культуры това­ рищ А. С. Буря'ков. «Факты, указанные в статье, — пишет он, — подтвердились. Приняты меры по укреплению , трудовой дисциплины: освобождены работы киномеханик Пополитов и художественный ру­ ководитель Усавич. Принимаются меры к улучшению массово-поли­ тической и культурно-просветительной работы. В настоящее время работают кружки художе­ ственной самодеятельности: хоровой, вокальный, художественного слова». Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz