Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)
Путеводная звезда трудящихся мира Торжественное заседание, посвященное100-летиш седня рождения В. И. Ленина (Окончание, Начало на 1-й стр.). Первый секретарь ЦК партии трудящихся Вьет, нема Ле Зуан, говоря о великой роли вождя пролетариате в мировом революционном про цессе, напомнил собравшимся слова Хо Ши Ми на о Ленине: «При жизни он был нам отцом, учителем, товарищем, советчйком. Теперь он --- путеводная зеезда, ведущая нас к социальной ре волюции. Ленин живет в наших делах. Он бес смертен». По многим историческим причинам личность Ленина, его идеи и идеады особенно близки польскому народу, сказал Первый секретарь ЦК ПОРП В. Гомулка, Ленин оказал огромное влия ние на развитие польского революционного ра бочего движения. На ленинском пути строитель ства социализма наш народ нашел окончательное решение всех проблем своего бытия, гарантию своей безопасности и достойное место в мире. Венгерский рабочий класс, подчеркнул Первый секретарь ЦК ВСРП Я. Кадар, глубоко благода рен Ленину за поддержку, оказанную им венгер ской пролетарской революции, чтит в нем вели кого друга венгерского народа. Политика' Ленина, политика Коммунистической партии Советского Союза и правительства СССР по отношению к немцам всегда отвечала инте ресам немецкого рабочего класса и всего трудового немецкого народа, заявил Первый сек ретарь ЦК СЕПГ, председатель Государственного Совета ГДР В. Ульбрихт. Мы благодарны КПСС и Советскому правительству за то, что они своей мудрой и дальновидной ленинской политикой помогли трудящимся ГДР осуществить на практи ке то, о чем писали в «Коммунистическом мани фесте» Маркс и .Энгельс. ' Первый секретарь ЦК Коммунистической партии Чехословакии Г. Гусак отметил в своем выступле нии, что пример Чехословакии вновь подтвердил актуальность для наших дней указаний Ленина о классовом подходе к решению вопросов внут ренней и внешней политики, о необходимости ук реплять руководящую роль рабочего класса в ходе социалистического строительства и строить Коммунистическую партию так, чтобы она была последовательнь]м марксистско-ленинским руко водителем трудящихся. Перед делами и подвигами Советского Союза преклоняются сотни и сотни миллионов людей во всем мире, заявил гПервый секретарь ЦК Бол гарской кбммулистической партии. Председатель Совета Министров НРБ Т. Живков. Идеи. Ленина служат путеводной звездой тру дящимся капиталистических стран в их борьбе за создание союза рабочих и демократических сил, против капиталистических монополий и их реак ционной политики. На протяжении всей своей ис тории, заявил член Политбюро ЦК ФКП Ж. Дюк ло, сРранцузская коммунистическая партия вдох новлялась примером Ленина. Революционная теория Ленина остается пра вильной для всех сил, борющихся против импери ализма, подчеркнул Генеральный секретарь Ком мунистической партии США Г. Холл. О роли Советского Союза в укреплении и обо роне кубинской революции говорил на торжест венном заседании член Политбюро и секретари ата Коммунистической партии Кубы, Президент республики Куба О. Дортикос. От имени народа, Национального фронта ос вобождения Южного Вьетнама член секретари ата ЦК Национального фронта освобождения Южного Вьетнама Хо Суан Сон выразил глубо кую благодарность Коммунистической партии, правительству и народу Советского Союза, ока зывающим его народу огромную эффективную помощь в борьбе против американской агр'ессии за спасение родины. ^ На торжесгвенном заседании выступили также тепло встреченные собравшимися , Генеральный секретарь Румынской коммунистической пар тии, Председатель Государственного совета СРР Н. Чаушеску, член Политбюро Итальянской коммунистической партии Д. К. Пайетта,'Первый секретарь ЦК Монгольской Народно-Революцион ной партии. Председатель Совета Министров МНР Ю. Цеденбал, член Высшего исполнитель ного комитета Арабского социалистического со юза (ОАР) а . Сабри, президент Академии Наук СССР М, В. Келдыш, Первый секретарь ЦК Ком партии Уругвая Р. Арисменди, член Политиче ского комитета и президиума Политического ко митета, секретарь ЦК Трудовой партии Кореи, Председатель Президиума Верховного Народного Собрания КНДР Цой Ен Ген, председатель На ционального совета Компартии Индии Ш. А, Дан ге, член Исполнительного бюро президиума Со юза коммунистов Югославии В. Бакарич, Первый секретарь ЦК Коммунистической партии Герма нии М. Рейман, первый секретарь ЦК ВЛКСМ Е. Л^. Тяжельников. В заключение торжественного заседания с речью выступил горячо встреченный присутству ющими член Политбюро ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР тов. А. Н. Косыгин. (ТАСС). У изголовья утра чуткий сон ночь сторожит — вы спите, спите, спите, пока на время снег нанижет нити и светом осияет небосклон. Еще слова любви разбередит, еще подушки детские поправит, еще отыщет выводы из правил, и первый сон степенно доглядит. Ночь велика. Ко не длинней зимы. Рассвет уже как будто пахнет летом. ...Но как же это, ночь, когда же это ты вырастила черный цвет Сонгми на чистоте распахнутой зимы? К чему контраст? Там не было зимы. Но есть земля —- прострел на теле века. Поддерева глядит в полчеловека, а череп солнца вмят в тревогу тьмы. Каким снегам нездешним обелить Лицо Сонгми, смешавшееся с пеплом? Как,закричать глазам— когда им слепо? Как от металла губы отделить? Две тыщи бомб в едином слове — Той траурной минуты крест черней, чем ужас смерти в материнском взгляде(^ на грудь Америки упал распятьем — вовек не сыщешь ноши тяжелей! Контрасты Степенна от рождения земля. Но всякий раз я вижу обнаженно, Что на ее краях, как остриях, Они и мы — два мира напряжениых, Не может быть здесь третьего, пока над ’полр1;ой .нейтральной четки ..пули. . Сползает кровь по капельке виска. , ' Взрывает кровь горластость амбразуры. Пока продажность кажется ценой,—- уже бесценна жизнь на -поде бранном. Одним вести отряды за собой, другим скрываться за могильным • камнем. С, М Ш е Ш Е Л От ветра заслонять огни.' костров — «ли гореть на них в о ^м я веры. ' Стрелами слов сминать щиты вр.агов •». иль немотой спасать себя без’ меры. Контрастами . . века земля больна, и в этой боли есть твое учйетье. И есть одно-едннственное счастье, которым. Родина твоя полна. - , Берегите друзей Берегите друзей от обид, от нечаяниыых бед, от мгновенных недугов и недругов стародавних, от извечного груза ' на плечи спадающих лет, от простого отказа в участии спешным: «Когда мне?» Ради них отложите сегодня заботы свои. Так ведь может случиться, что 3 а в т р а для них не .начнется, если кто-то откроет, что в их беспокойной крови бельТх шариков больше, чем красных — и все оборвется. Час неровен и скроен, как: С места сорвавшийея пульс, воздух пустошью пахнет, как дно кислородной подушки, и врастает в живое уже беспощдно «п у с ть !» - и лицо человека в его роковом ' равнодушьи. ...Берегите друг друга, творите добро для живых! И полегчает жизни дорога. И прощайте обиды, чем после оплакивать их. Лучше слово привета, чем десять страниц некролога. « У нас в гостях литобъединение тракторозаводцев л . Т АМШ О В еШ ЛМ Студенческое общежитие Знаком мне этот малый континент. Пестрит киоск, бегут- трамваи рядом. ...Вахтерша с придирающимся взглядом Просматривает строго документ. Здесь будет благодушие распято. От чванства не останется трухи. Здесь — парни-второкурсники с физмата Девчатам декламируют стихи,.— Сегодня вечер, музыка нужна. Два утюга на счастье раздобыто. Но все еще «с условиями быта» Ругается филологша одна. Вон кошелек,'рубля в котором“ нет. Лежит портфель с программой театральной, ...Чуть-чуть смущенный, но принципиальный По комнатам проходит студсовет. Здесь шутка не больна, но обоюдна, Знакомый дом! Учебники стопой. Моя квартира, где царит покой. Становится мне что-то неуютна. Когда грущу, когда мрачна погода. Зайду сюда — как будто невзначай. И «педики» несут мне светлый чай. Хохочут, отломив полбутерброда. Что? Чийность? Им до чинности три года. Всего около года существует при Дворце куль туры Липецкого тракторного завода литератур ная студия. Она объединяет рабочих й служащих печатались в газетах и журналах. Это Марат Захаров, Александра Тамбовская, Валентина Ку- павых и др. Сегодня мы предоставляем слово молодым поэтам ЛТЗ. Ж . ш л д гш ш Шабровка Эх, шабровка — не без пота >— Вот слесарные дела! Ты, нелегкая работа, На ладонь мою легла. Я рукой двугранный .шабер Прижимаю крепче к стали. И дымок, ползущий наверх, Лишь неверный след оставил... Пусть из цеха в туфлях ржавых Я иду походкой шаткой, Но зато от рук шершавых Плоскость стана стала гладкой. Что лукавый ветер В камышах притих. Мне все время кажется, Что по цеху плавают Стаей лебединою ? Новые стихи. Мне все время верится В счастье бесконечное. Счастье это в цехе День за днем ную. Мне все время слышится Что солдаты пели, Не допев в бою. -Ж; ^ М С М & М О Разговор с отцом Не уберег себя ты в том бою, В той огненно-свинцовой круговерти.., И вот у обелиска я стою И думаю о жизни и о смерти. Мне жизнь твоя — во всех делах пример. Достошгая любого подражанья, Она ИИ в чем не знала полумер; Ни в дни войны, пи в годы созиданья. Ты честно жил... И я горжусь, поверь, Что умер ты героем, а не трусом, Иначе как бы я посмел теперь Считать себя, как подобает, русским! Как было трудно без_ тебя, отец!.. - Но вырос я и сам уже в ответе За чистоту двух маленьких сердец, Которым жить па этой же планеге. Все, что тобою добыто в бою, В 10 Й огпенно-свипцовой круговерти, Я с сыновьями,'верь мне, отстою Ценою жнзип и ценою с.мерти. «Какие удивленные глаза, — Тан о тебе подружка говорила, — Как будто все земные чудеса В одно мгновенье для себя открыла». И я невольно посмотрел тогда В твои глаза глубинно-голубые. Казалось, им неведома беда, И этот мир им видится впервые. Й с дня того ни на одно мгновенье За столько -лет, что связывают нас. Не покидало это удивленье Твоих, по-детски удивленных глаз. У русских женщин красота особая —- В улыбке, в жестах, в росчерке-бровей. На первый .взгляд как-будто и неброская, ^ Н о присмотрись внимательнее к ней, И ты поймешь всю силу обаяния,- Их жетктвенность, душ-евиость, чистоту, И ту, что видится,на расстоянии, 'Поистине большую красоту. ' ’ Ж . с ^ м ш о т ш ш Мои заботы Как не сдержать глухим заборам Кипящих запахов садов, Не удержать меня заботам В плену бетонных городов, Под пе|репляс веселых листьев, Плечом раздвинув тишину, ^ Шагну в рассвет,'сы 1 рой и мглистый, И сто забот перешагну. Шепчу оветлорскую «Гренаду», ' , Рюкзак тяяеелый на спине. Ты -не сердись, порой мне надо Побыть с.собой наедине. О письмах неопубликованных „Я написал стихотворение" Хочу побеседовать с Раздумья текут ми корреспондентами, которым мы неизменно отвечаем: «Уважаемый товарищ. Спасибо за письмо, : сожале- тать не можем, т. к. они очень слабы». К нам присылают сти хи люди самых разных возрастов, в буквальном смысле от пионера до пенсионера. Лучшие из них мы, естественно, пуб ликуем, части авторам даем практические сове- прочитав которые, труд но что-либо сказать. В основном эти пись ма начинаются с одной и той же фразы: «Я на^ писал стихотворение...» А дальше одни просят оценить их дарование, другие ^убеждают нас в нравятся окружающим, а , третьи просто категори чески требуют опублико вать в самое ближайшее время. А по сути дела в хи. И вот почему. Стихотворение — это жанр законченного ли тературного произведе ния, такой же самостоя тельный и такой же от- ветственнь:й, как, ска- весть. И потому у него должно быть содержа ние. У авторов, о кото рых идет разговор, это го содержания, как пра вило, нет. Ну, посудите хи товарище В. Ц. из Липецка: , «Молчанием можно обидеть. Но лучик пробился «Я очень хочу тебя Мне девушка пишет в письме. Доверчиво встретятся руки На дальнем на том И только навстречу разлуке. Собраться никак не могу! И сердце на чувстве Что самою первой любовью Я девушку эту люблю. И плачет мятежная скрипка, И я в ожидании дня, Когда ты с веселой улыбкой К другому уйдешь от меня...» Ну, и так далее. Так, не беспокоясь о дают себе труда сл.едить за логикой изложения, открещиваются от нор мальной человеческой речи и ударяются в эа- К каждому изголовью могут, течь раздумья? Что, мысли уходят в по душку? Как можно ло вить сердце на -чувстве? И при чем- тут пробив шийся лучик и молча- Мне скажут, что это метафора, литературный прием. А ради чего все это нагромождено? Не понятно. Многие авторы сами чувствуют несовершен ство своих стихав, сопро вождают письмо оговор ками «наверное, они очень слабые», но, тем не менее, отсылают в редакцию. Мы не думаем, что за каждым стуком в дверь войдет Александр Блок, а каждое письмо явит миру нового Роберта Рождественского. До это го еще надо дорасти, и путь этот очень труден. гласиться с тем, что вся кая зарифмованная стро ка, предназначенная для альбома знакомой деви цы, имеет право назы ваться поэзией, а поро дивший ее — поэтом. А. МЕЛЕШКО. Липецкий писатель Виталий Чернов работает сейчас над романом «Оратория мужества» о творческой интеллигенции, отрывок из которого мы и публикуем сегодня. П ОСЛЕДНЯЯ точка! Она всегда вызывает и ч/вство облегчения," и внутренний восторг, и прилив бодрости, и совсем не важно в этот мо мент, что еще десятки р а з ; придется перечитывать, править, оценивать сте пень совершенства рукописи, километра ми вычеркнутых строчек; вантно дру гое, что вот лежит перед тобой толстая., стопа бумаги, которую Ты наращивал изо дня в день по одной странице и даже меньше, не взирая ни на какие ' -праздники ,. и каждая строчка в этой стопе выстрадана, памятна каждым сло вом, окуплена :ценой изнурения и уне сенного . табачным дымом здоровья,,—« вот она, подлинная цена писательского труда, р а вн а я , лишь црне подвига... Два дня потом Големба не прикасал ся к рукописи, но все .равно ншл толь ко ею: .ходил, спускался и поднимался в лифте, . прогуливался, отдыхал, ел, разговаривал с кем-то, но мыслями ■весь был там — в зашнурованной пап ке, и все казалось, что все-таки сделал что-то необыкновенное, большое, глубо кое, что непремешю должны заметить, и никак не мог заставить себя сесть и читать сначала, боясь отпугнуть от се бя ощущение это й ‘.радости, этих грез, этого сладкого ожидания чего-то пре красного, что обязательно, сбудется. Так и не сел, а взял и пОнес Аиафье- ву; «Пусть прочтет, тогда, будет виднее, где и что выправить».’ Теперь он уже" любил свое детище, и ему казалось, что и писал-то он его с любовью. Из комнаты Анафьев’а раздавался реквием Моцарта.- Сам он сидел за сто лом перед проигрывателем,. подперев ря’бую щеку рукой и, придавив локтем исписанные чериы.ми чернилами страии- ’ цы серой бумаги. — Уж не завещание ли ты пишешь . под эту муз’ыку? , - г без улыбки спро сил Големба. >■ ‘ ^ Анафьев усмехнулся; - — Я гол, как сокол. Пишу , вот рас сказ о кошках, да что-то .застопорило. Големба присвистнул. Анафьев вздохнул: — Ты по делу-или так? . " — 'Принес рукопись. Прочти, н ож а - ' луйста, на досуге, — ' сказал Големба, . кладя на подоконник папку. — Прочту, --- ответил- Анафьев. — Только, сегодня уже. не возьмусь. Спер ва допишу .рассказ. А вечером он зашел к Голембе и. пригласил его послушать,- что получи лось е кошками. В-комнате уже, сидели Росов, Стражников и Маркушин. Ана- фьев подсел к столу, придвинул к себе настольную лампу и сказал всем; — Я вас, ребята, долго мучить не буду. Всего шесть страниц. И стал читать. Расст^аз шел от первого лица. Нето ропливо, в- спокойно-эпическом тоне в'ел-раосказчик повествование о том, как по рутхадм -нолям прокатилась и ушла обратно . волна фронта, оставив позади себя руины ,обезлюдевших де ревень. Немногие оставшееся' в живых люди покинули свои разрушенные, оча ги, но кошки, эти мирныеЛ,дом,ашние твари, некогда сладко мурлыкавший свои сказки у изголовья ребятишек, ос тались, потому что’ людям было:.ие до них, и еще’ они остались потому, • что . - Вот черт! - Неси в «Зарю оказал Марку- ’шин. •■ • ■ — Не возьмут, --г уверенно прогово рил Росов. — Там сейчас взят курс на современность. В . Ч е р м о в всей своей кошачьей природой, инстинк том были привязаны к хозяйскому жи лью. За образом обездоя^^ ых 'кошек вставало .во всем своем др«.щтизме..,ли цо войны, и когда рассказчик поведал о тон, что эти самые безобидные, са мые мирные, самые преданные сущест ва так озверели от голода и безлюдья, что стали бросаться, на человека, Го лемба почувствовал, как на затылке у него стягивается от озноба кожа. Ни- чего~‘более ужасного о войне слышять- не приходилось. С минуту после чтения все сидели молчком, не в силах стрях нуть с себя оцепагение, вызванное рас сказом, и даже Стражников,; со своим неизменным скепсисом на этот раз не смог возразить, ' только крепко потер ладонью давно не стриженный . загри вок и сказал: — Ничего, — засмеялся Анафьев, •— напечатаем. Главное, чтобы было рае- с''~^ано искренне... ^ Дня через два среди ночи Големба проснулся от стука в дверь. — Кто там? ~ Открывай! — это был. Анафьев.— Гляди на него, спит сном праведника, а я должен читать его опусы, _сказал он, входя в комнату с рукописью под мышкой. Големба глянул на чаСы, было, дале ко за полночь.. — Проходи,— он. посмотрел на Ана- фьева сонными глазами, пытаясь по нять, что его заставило прийти ночью, сразу же, наверное, после прочтения, и увидел, что лицо у. него было возбуж денное, почти злое, правый косивший глаз, безигалостно-твердо глядевший из-под насупленной, брови, казался ес- тествеяне?!,. чем левый, нормальный, ус тавший и отрешенный. ’ — Ты извини, что разбудил, — уже мягче сказал Анафьев, очевидно, поняв, что Голе.мба прочел на его лице то на строение и те мысли, с которыми он так разбойно ворвался к спящему че ловеку, — Я не мог иначе. ■ — Ты правильно сделал. Погоди. Я сейчас... Големба оделся, сдернул ео спинки кровати- полотенце вышел. Холодная вода •вернула ему свежесть,’ но' сердце .стучало так , 'ч то он’ совершенно отчет ливо Слышал-его локтем левой руки, прижатой к боку. Он мог бы-спокойно выслушать отзывы о своей рукописи того же -Стражникова,'зная-его запаль чивость, импульсивную и почти болез ненную неудерншмость отвергать все чужое, Росова — их замечания могли оказаться ’узко-объективными, и с ними можно было не согласиться; но Анафь ев был писателем иного склада, он при знавал все, его ничто не отпуп:вало, лишь бы это было исполнено с убеди тельным мастерством. Поэтому Голем- б'а знал, что разговор пойдет только по большому .счету. Он вошел в комнату и, насильствен но улыбаясь, сказал: — Ну вот, теперь можешь меня каз нить. Анафьев, держа ..ладонь ,с растопы ренными пальцами на расшнурованной папке, медленно откинулся на стуле, и, медленно вздохнув, сказал так, точно разговаривал с самим собой. — Что же ты наделал? —- И вдруг сорвался на к р и к ; '-^ Что ты надела.т? Ты же загубил отличный роман? Ну что я тебе скажу, если все у тебя ле тит к чертовой- бабушке? И летит потом-у, что ты смешал божий дар с ремеслен ничеством. Твой роман должен бы-гь сгустком истины, направленной не про тив этого дурака — . директора, к тому же уже превращенного в штамп, и иже с ним, а против того,’ .-что их поро дило. Я ведь чувствую, что "имен но это было твоим главным замыслом, а ты его свел на нет, потому что раст ворил этот сгусток истины в дрязгах и мелочах. Когда я читал, диву давался, как это можно наряду с выписанными К 1 р 0 |Вью. сердца главами давать абсо лютно бесцветные. Как будто писали . разные люди-. Вот смотри, вот они; эти главы: третья, седьмая, девятая, че тырнадцатая... Это Же бред! Хуже на писать невозможно, хотя в них вроде бы все на месте, вбе правильно. Не ужели ты этого не видел? — Я тебе говорил, — с надломом : в голосе сказал Големба, — что не уве рен... Писал без любви, авось — что-ни- . будь получится. ' " — Врешь! Не все' без любви! Не все! А,, вот эти главы: вторая, пятая, один надцатая, ’семнадцатая, две последних? - Если бы весь роман был написа:! так, ему бы и цены не было. Големба уже не помнил, какие ' имен но главы он и сам считая по-настояще му . удавши.мися, но, вероятно, они-то и вселили в него ложную уверенность, что роман ‘ получился. И, -продолжая слушать Аиафьева, он думал? «Я сде лаю... ' я непременно сделаю. ' Надо будет только взглянуть на него со сто роны... Ну, конечно, я сделаю ...» '" А Анафьев все говорил, но уже более спокойно, как бы уеты'дившись своего крика и жалея Голембу; — Издержки в искусстве, были всег да, ■мой милый. Они тол{е войдут в ис торию, только войдут, по выражению Маяковского, как . накладные расходы. Но беда в другом, что многие из нас вообще ничего не яроизводяг, кроме этих накладных расходов. Впрочем, ро ман свой ты тоже можешь издать, - из дать его таким, каков ен есть. Кое-где подчистишь—-и валяй! ...Но помни, -ты ' погубишь в себе художника! На нагу- леш ом опыте далеко не ускачешь. . Гол емб а 'с гримасой отвращения по крутил головой; — Не надо... Я разберусь.. Лицо Анафьева неожиданно потухло, поблекло, четче обозначились на нем темные точки оспинок. Он потянулся к пачке сигарет. З а курил и Големба. Они молчали, не гля дя друг на друга, а когда Анафьев .опять 'поднял взгляд, то увидел, что Големба сидит, как-то тялско ссутулясь, ухватив .себя рукой за подбородок, уже ко всему .безучастный и спокойный, словно его больше не трогала судьба романа. Анафьев поднялся. —"Ну, Леон, извини. — И вдруг по ложил ему на плечо руку. .— На каж дые полмиллиона человек у нас прихо дится примерно по одному писателю. Это так мало! И поэтому так много на иен одном ^ответственности . за эту огромную армию! Вот о чем надо, по думать. И вышел.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz