Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)
ШТАБ К Ю О 'Л Е ТИЮ со дня РОЖДЕНИЯ В, И . ЛЕНИНА П ЕТРОГРАДСКАЯ сто рона. Бывший дворец Кшесинекой, куда на броневике ,с - Финляндского В01кзала в апрельскую ночь 1917 года приехал В. И .Л с . Уютный особняк. Два эта жа. Балкон. Большие окна. Куполообразная .* башенка над плоской крышей. Де ревья за оградой. Это обли цованное желтым кафелем здание до рёволюцйи при надлежало известной при ма-балерине Матильде Кше- синской — фаворитке Нико лая И, который осчастливил свою любовницу подарком этого «домика», построенно го в 1906 году.; В февральские дни 1917 года царская балерина, по забыв в спешке свои 'туале. ты, сбежа-да из, особняка. Его хоромы заняли, настоя-, щие хозяева— солдаты од ной из наиболее;, революцнг , онных частей. Петроврадско, гО гарнизона, —- „автрброне- вого дивизиона. Они. предо- став.илн особняк, в распоря жение большевиков', кото, рые с мартовских дней 1917 года разместили здесь Цент- ■ральпый и Петроградский комитеты партии. ■ Так бывший особняк фа воритки бывшего императо ра стал главным штабом революциопиых сил страны. Владимир Маяковский' на. звал его «Ленинской кузни цей». Сюда течет фабричное множество; .Здесь закаляется в Ленинской кузнице. Здесь, дсйсгвитель.чо. бы ла кузница — кузница кад ров, кузница идей. Здесь рождались а кова лись первые военною ;сняы пролетарской революции, .здесь помещалась Военная о р г а н и з а ц и я при ЦК РСДРП (б). После выступ ления гарнизона Петропав- ловокой крепости на сторо не большевиков сюда были ча, услышать его волную щую речь. Ленину приходи лось неско.шко раз выхо дить па балкон особняка и обращаться с 'проникновен ными словами к собравшим ся. В эту же ночь Лепин про вел во дворце собрание представителей районных комитетов РСДРП (б) Пет рограда, Кронштадта и ок- | П С 9 доставлены из .крепости ог ромные ящики с .оружием, которое затем развозилось по районам и па)ртийным ор ганизациям, создававшим отряды Красной гвардии. Здесь помешался большеви стский солдатский клуб «Правда», где для солдат проводились беседы, распро- странял'ась литература. В особняке н перед особ няком постоянно бурлила людская масса. За короткий срок здесь произошли собы тия исключительной истори ческой важности. Но дыха ние революции достигло но. вого накала, когда сюда, в штаб большевиков, военный шофер М. Огоньян привез на броневике с Финляндско го вокзала В. И. Лепина. Было уже поздно, однако, народ не расходился. Рабо чие, солдаты и матросы хо тели еще раз увидеть Ильи. рсстностей города. Влади мир Ильич рассказал о за дачах революции. На всю Россию тогда „прозвучал большевистский лозунг; «В'ся власть Советам!» Еще бо.тее бурной и на пряженной жизнью' зажид штаб большевиков после приезда Ленина. Великий вождь возглавил титаниче скую работу партии, герои ческую революционную борь бу трудящихся масс. В апрельские дни 1917 го. да здесь, в особняке, под руководством Владимира Ильича проходила Певро- градская общегородская конференция РСДРП (б) , на которой Ленин выступил с ла и приняла зиамеиитые «Апрельские тезисы» В. И. Ленина. В июньские дни здесь со. бралась Первая Всероссий ская конференция фронто вых и тыловых военных ор ганизаций. Руководил этой конференцией также В. И. Ленин., Здесь же была проведена и Вторая конференция Пет.- роградскон организации РСДРП (б). После ее окон чания состоялось совещание , членов ЦК РСДРП (б) нде- легатов Петроградской коп. ференции большевиков совл местно с представителями' воинских частей н заводов. Было принято решение об участии*в демонстрации Ф- июля под лозунгом: «Вся власть Советам!». В день-; демонстрации с балкона:, особняка перед революциОн-; ными |рабочими, солдатами И' матросами выступил В. И.'; Ленин. Великий вождь вы-' разил уверенность в том, что: лозунг «Власть Совета.м!» должен победить и победит, несмотря на все зигзаги ис-. горическогр пути. Контрреволюционное Вре. меагное рравительство, напу-’ ганноё быстро расгупгим; влиянием большевиков, ре шило во что бы то нй стало выселить Центральный и Петроградский комитеты партии из особняка Кше- еннекой. Дело о дворце бы. ло даже передано в • суд, который постановил освобо- дитр помещение. Но не так- то просто было это сделать. Судебный исполнитель Жи- гарь, приходивший выселять большевиков, оставил , в «Красной газете» за 1924 год, в двадцатом номере та. кие строки: «У входа во дворец Кшесинекой стояли караулы матросов, которые, узнав цель моего прихода, предложи.™ мне «надраить пятки». И только вооруженной си лой Временное правнтельст- цюльскнх событий по указа нию ЦК партии Дворец Кшесинекой был освобонг- ден. Две ,мемориалы 1 ые доски, устаиовлеиные на историче- оком здании, напоминают О важнейших событиях, про- ;исходивших болев полувека назад. Сейчас в историческом особняке размещен Госу дарственный музей Великой Октябрьской социалистнче. ской революции, отметив ший недавно свое ,50-кетие, В 36 залах музея выставле но для обозрения около се- ми тысяч различных экспо натов, причем около тысячи из .них .цосБЯнхены револю- циошюй и государственной деятельности В. И. Ленина. А всего в фондах музея храийгся около 155 тысяч документов. С утра до вечера в музее не прекращается людской поток. М. ШУМИЛОВ. ■ На снимке: бывший дво рец Кшесинекой, где сейчас размещен Государственный музей Великой Октябрьской социалистической рёволю- Фото автора. З АКОНЧИЛАСЬ наша студейческая учительская практика. Надолго, а вернее навсегда, сохранит мне память встречу с пятиклассниками девятнад цатой школы. Помню, очень волновался, когда в первый раз пере ступил порог класса. Сразу десятки глаз устремились на меня с удивлением, и эти пять самых трудных шагов до стола, мне кажется, я шел вечность, будто они ре шали самое главное—на правильном ли я пути, не ошиб ся ли в выборе профессии. ^ Только спустя несколько дней, когда ребята уже при вычно выкрикивали; «Александр Михалыч, а запятую здесь ставить? Александр Михалыч, а он меня толкает, Александр'Михалыч...» -— понял: приняли, нужен, свой, . Месяц пролетел незаметно, потому что каждый день /был насыщен до предела: то экскурсия, то подготовка к вечеру, то выпуск стенгазеты, то классный час. Д а мало ли дел в школе. .Откровенно сказать, не все были готовы к атому испытанию. Наверное, самое главное, что я понял во время врактики, — это неписаный закон — чувствовать ответственность, за себя и за ребят, быт» готовым ко всяким неожиданностям, уметь поставить себя на место ребенка^ понять; его состояние и быстро принять необходимое решение, А как »то сделать? Увы, нет таких методических пособий, подсказавших^ бы, как должен вести педагог в ПЕРВЫЕ ШАГИ той или иной ситуации, от которой зависит его автори тет. Тут уж, как говорится, только природный дар вы ручит, Пожалуй, самое сложное в работе начинающего педагога — поиски п укй к детской душе. Многие из ыойх товарищей чувстива,™ себя скованными от неу мения общаться с детьми, говорить с ними просто и не принужденно. Трудно сказать,:; что бы помогло нам, иа. чикающим, избежать этого, чувства. Опытные учителя говорят, что все это придет со временем. Но мне ду мается, можно этому учиться уже в институте. С одной стороны, это спецйальвьщ заиятияГбеседы, практикумы по. овладению навыками, общения с многочисленной аудиторией, умением поддержать интерес к разговору, контролировать свое поведение. Мне лично во многом помог драмкружок. Нет, конечно, это не самое главное. Все-таки общение с детьми должно быть потребноспью студента независимо от курса, программ, зачетов и эк заменов. Только оно и доможет узнать все хитрости этой профессии. Вот Наташа Рыбакова ~ третьекурсница историко- филологического факультета сразу нашла общий язык с ребятами. Они буквально завороженные следили за ее движениями, за спокойной мимикой лица. Все двенад цать уроков, которые она провела, были праздником для ребят, потому что Наташа на уроках — это сама приподнятость, непосредственность. Ученики сразу пове. рили в своего учителя, в его знания. Не уступала Наташе и ее коллега Лида Ушакова. Она до того «заводила» учеников, что когда звенел зво нок, огорченные девочкц и мальчишки кричали, что они не слышали никакого ионка , что он не для них. Это, наверное, самый дорогой подарок учителю за его труд. А. КЛИМОВ, с эд еи т Липецкого пединститута. юм н ст ы и е тели На временно оккупированной , . территории нашей страны сража лось немало воспитанников комсо мола, которые с первых дней включились в борьбу с фангиз- мом. Многие подробности этой небывалой по масштабу народной борьбы до сих пор неизвестны. И не все имена юных героев зане сены в летопись Великой Отече ственной войны. В те годы я находился в одном, из. партизанских . соединений, и мне часто приходилось встречать ся с юными патриотами. Причем, те из них, кто был членом ВЛКСМ, приходили со. своими комсомоль скими билетами,.„хотя фашисты, найдя- У задержанного комсомоль- •' ский билет, не задумываясь, рас стреливали его владельца. Моло дежь знала об этом и все же хранила дорогую книжицу с си луэтом Ильича, она являлась для них чем-то вроде - ' пропуска-дока зательства своего права встать в ряды народных мстителей. Приходили к нам и пионеры, совсем еще дети, и у партизанско го командира прибавлялось забот. Отправлять мальчишку обратно домой нельзя: до встречи с пар тизанами он несколько дней бро дил по лесу, его отсутствие не оставалось незамеченным для ме стной полиции. Волей-неволей приходилось ос тавлять Этих добровольцев в от рядах. А дальше что? Отправить их на Большую Землю — дело почти нвраз 1 решвмое: самолеты ирибывали к партизанам крайне редко. Оставался единственный выход. Юных патриотов вооружа. ли трофейным, оружием, обучали стрельбе и, едва «новобранец» 5 'с- вамэал необходимое, его не’мед- -.яённо направляли в боевые, под разделения. Так что приходилось им воевать-наравне со-взрослыми,, без всякой.скидки на молодость: и : неопытность. И они воевали. От лично воевали. Через некоторое время наши «малыши» вполне ос- ■ ваивались’.с новой для них обета- ■ новкой, стойко переносили все тя готы II невзгоды, лесной жизни. Наибо.тёе резвые и наблюдатель, иые из мальчишек становились от личными разведчиками, а самые грамотные и сообразительные, ос- вои'в навыки подрывного дела,- за числялись в минеры. Комсомольца соединения пар^^ тизанских отрядов -; дважды Героя Советского Союза А. Ф. Федоро ва, в котором мне пришлось вое вать почти три года, совершили много героических подвигов. Во лодя Клоков и Володя Павлов лич-но подорвали по двадцать вра. жеских;эшелонов, за что ,.по зж е были удостоены звания Героев Советского Союза. Вася Коробков, подорвавший первый эшелон ф а шистов в четырнадцать лет, в ше- ' стиадцать уже был награжден орденами -Ленина, Боевого Красно го Знамени и Отечественной вой ны 1-й степени. Медсестра..комсо молка Нона Погулейло заменила ■убитого в бою пулеметчика и уничтожила огнем пулемета не сколько десятков гитлеровцев прежде, чем осколок вражеской мины оборвал ее жизнь. Коёда-по. приказу Украинского штаба партизанского движения . нащи десантные группы; перебра. сывалнсь на территорию' Чехосло^ вакии, с молодым партиз.аном,Ва лей Ка«}финым произошел такой с лучай .. Перед самым прьшком • В аля , ударился ранцем о -дверцу, парашют преждевременно ра скрылся н своим куполом заце пился за дутик — хвостовое коле со самолета. Так, на буксире он и перелетел обратно через линию фронта. Уже над Киевским аэро дромом летчикам удалось отверт кой прорубить дыру в хвостовой части самолета и втянуть в нее незадачливого десантника. Трое суток пролежал Какурин в госпитале. Другой на его месте больше и на парашют бы глядеть не стал, а Валентин, узнав к ве черу третьего дня, что улетает по следняя группа его отряда, в од них тапочках и больничной пижа ме сбежал из палаты. На аэрод роме товарищи быстро обмунди ровали и . вооружили Валентина, и ночью он вместе со всеми выле.- тел в тыл врага. На этот раз прыжок удался. Какурин отлично воевал в го- К 25-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ рах Словакии и-закончил войну комиссаром-отряда в соединении," котсхрым я командовал. ■ -• Комсомольца „Валентина Орлова война застала на одной из погра. ничяых застав под Иэмаило-м.'Пос ле первых боев пограничники про рвались в , плавни и до поздней зимы’вели партизанскую войну. С наступлением сильных ■ морозов каратели подожгли камыши' и ок ружили отряд. Трое суток погра ничники бились в огненном коль це, а когда кончились'боеприпасы, бойцы, разделившись на четыре группы,; кинулись в рукопашную. Только трое благополучно выбра лись из окружения, и среди них был Валентин Орлов. :Всю зиму он искал партизан, но неожидан но -попал В облаву. Затем — ла герь военнопленных. При перевоз- по железной до|роге, когда у з а д 1 угоняли в Германию, Орл'^8| !Л пол вагона и па хоДу выбросился на шпалы. Его пргй меру последовали остальные. Но только немногие остались невре | димыми, и среди них —• Валентин Орлов; Вскоре он встретил наш партизанский отряд и стад поМ рывииком. К концу 1943 года ; ой был назначен командиром дивер^ Сиоиной группы. Так же героически сражались комсомольцы на всей захваченной Врагом территории, от Баренцева до Черного морей". И отвага юных патриотов, их беспредельная прё- данность советасому н ар о д у по,» всеместио воодушевляла нашиД воинов иа новые подвиги. . . А. САДИЛЕНКО, ] Л е н и н ц у ' о т в е ч А ю т Уважаемая редакция газеты «Ленинец»! Партийный и рабочий комитеты, дирекция совхоза вБопыие-Боев- ский» Долгоруковского района обсудили на заседании партийиогб комитета и партийном собрании корреспонденцию под заголовком «Ребята уйдут из села». Провели комсомольское собрание, на кр- тором присутствовали комсомольцы совхоза и вся молодежь сред ней школы. Директор совхоза Д. И. Морозов рассказал выпускни кам школы,- что в Совхозе в этом году предстоят большие работы по дальнейшей механизации ферм и электрификации совхоза: необ ходимо смонтировать 9 транспортеров навоэоудаления, электрифи цировать 4 поселка. В этом году объем строительных работ увели чится в 2 раза по сравнению с прошлым годом и поэтому совхозу потребуется не менее 50 рабочих; Мы прекрасно понимаем, что для дальнейшего развития нашего совхоза молодежь играет главную роль. Поэтому мы приняли ряД мер для того, чтобы выпускники школы оставались в селе. Мы от крыли курсы механизаторов при^ средней школе. Их ведет механик А. П. Прокофьев, укомплектовали 2 бригады из числа старшеклас сников: одну в количестве 18 человек по монтажу транспортеров навозоудаления, возглавляет ев молодой коммунист А. Н. Устикоя, и вторую — по электрификации 4-х населенных пунктов из 15 че ловек, которую возглавляет секретарь комитета комсомола В. С. Боев. Кроме этого, на всех животноводческих фермах совхоза вво дится двухсменная работе, что позволит работникам иметь больше свободного времени. В совхозе созданы механизированные звенья по выращиванию сахарной свеклы, кукурузы, картофеля. На всех видах работ для подростков до 18 лет установлен шестичасовой рабочий день. И в органи: Д. МОРОЗОВ, директор совхоза. В. ГРЕКОВ, секретарь парткома. В. БОЕВ, секретарь комитета ВЛКСМ. Совхоз «Больше-Боевеи'ИЙ», ■ Долгоруковский район. 3 пожелала назвать < П О ЗАДАНИЮ РЕДАКЦИИ ОБ ЛАСТНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ГА ЗЕТЫ ЧЕТВЕРО ЮНКОРОВ ПОБЫВАЛИ В ВОЛОВСКОЙ. ВА СИЛЬЕВСКОЙ, НАБЕРЕЖАНСКОЙ СРЕДНИХ ШКОЛАХ ВОЛОВСКОГО РАЙОНА И ПРОВЕЛИ АНКЕТИРОВА НИЕ НА ПРЕДМЕТ ПРОФЕССИО НАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХ. СЯ. РЕЗУЛЬТАТОМ И ЯВИЛСЯ ЭТОТ МАТЕРИАЛ, «Мне нравится профессия доярки, —написала девушка и несмело, буд то стесняясь чего-то, добавила, — А почему — не могу ответить». Не случайно, видно, и то, что, отвечая , на вопрос «КАКАЯ ПРОФЕССИЯ БАМ -ОСОБЕННО НРАВИТСЯ, ПОЧЕМУ?», Девушка учится в старших клас сах Воловской средней школы. Ро дители ее работают в колхозе имени Ильича, отец — бригадиром поле, зодческой бригады, мать — дояр кой. Несомненно, трудная профес сия матери пользуется в семье по четом, уважением. Иначе — вряд ли дочь облюбовала бы ее для себя. После окончания школы она муже ственно решила посвя 1»1 ть себя не легкому делу животновода. Да, для того, чтобы после десяти, летки стать рядовой дояркой, к со жалению, требуется еще немалое мужество. Впрочем, как и свинар кой, телятницей, скотником. Как это, может, и ни парадоксально, но очень многие сельские профессии еще не пользуются заслуженным по четом у выпускников средних школ, для них они еще не обладают до статочной притягательной силой, ок ружены подчас атмосферой недоб. рожелательства, этакой незаслужен ной приниженности. Не этим ли объ ясняются такие цифры? Из двухсот старшеклассников Во ловской, Васильевской, Набережан- екой средних школ Воловского рай она, ответивших на вопросы анкеты «Ленинца», лишь около шестидесяти заявили, что избрали профессии, связанные в той или иной мере с сельскохозяйственным производст. вом. В том числе 29 решили Стать Небережанской — растениеводство. Кажется, все нормально. Довольны и сами ребята. Вот как выразила свое отношение к этому десяти классница из Волово Зоя Кириллова, отвечая на вопрос анкеты «Ленинца» «ОРГАНИЗОВАНО ЛИ В ШКОЛЕ ОБУЧЕНИЕ СЕЛЬСКИМ ПРОФЕССИ- ЯМ, КАКИМ?»: «Да, мы изучаем на уроках машиноведения устройство самих ребят на вопросы анкеты «Ленинца», Десятиклассник из. Во ловской средней школы Валентин Бахитаров пишет: «В нашей- школе организовано обучение профессиям тракториста и шофера», И в скоб ках, как бы недовольно, замечает: «Но без права вождения машин». В самом деле, основание для не довольства есть и серьезное. Пред. Другая, видимо, заключается ■ Во а Ш. ■рех. школах;,ГД прово дился бывают встрь ж с ру ководителями хозяйств, ветеранами труда', комсомольскими вожаками колхозов, совхозов, предприятий. Вот характерный ответ на вопрос анкеты «Ленинца» БЫВАЮТ ЛИ В де.пенные должности, Несомненно, такие встречи необ ходимы и полезны. Но, во-первых, они все-таки очень редки, одна — две в год; во-вторых, только подоб ных контактов явно мало для достаточной эффективности про фессиональной ориентации, требует ся система, вроде той, какую можно г увидеть, скажем, в совхозе «Долго. Вот это и есть конкретность про фессиональной ориентации школьни. ков. IV, И еще одно в связи с этим заме чание. Как известно, сейчас особое внимание уделяется тому, чтобы де вушки овладевали сельскими техни ческими профессиями, Но из всех механизаторами, 22 — агрономами, 3 — доярками, 1 — зоотехником. Цифрь), как видите, неутешитель ные. Из двухсот старшеклассников, заполнивших анкеты «Ленинца», бо лее ста пятидесяти заявили, что по сле окончания школы на постоянно ображениям поселятся в городе. Чем все это можно объяснить? Беда, видимо, в том, что плохо еще ведется у нас работе по про фессиональной ориентации школьни ков. Это дело всех —. руководите лей колхозов, совхозов, предприя тий, комсомольских организаций и педагогических коллективов школ, наконец, родителей. Во всех трех школах ведется обу чение сельским профессиям. В Во ловской и Васильевской — ребята изучают трактор и автомобиль, в автомобилей и тракторов. Вскоре мы будем водить их. Вэтом не толь ко мальчики заинтересованы, но и девочки. Ведь не каждый знает, что у него впереди». Но настораживают некоторые об стоятельства. Одна из девятиклас сниц Небережанской средней шко лы, облюбовав себе на буйущее профессию агронома, написала в своих ответах на вопросы анкеты «Ленинца»: «Мы у себя в школе изу чаем основы растениеводства. Этим и определился мой выбор профес сии». Таких ответов, к сожалению, очень мало — всего два —три из двухсот. А по идее должно быть гораздо больше. Ведь цель-то школ и заключается как раз в приобще нии ребят к сельским профессиям. А ло всему выходит, что эта цель не дрстигвется. Почему, опять-таки? Объяснение, хотя, возможно, и частичное, опять находим в ответах ставьте, обучали бы в институте профессии учителя, но без права преподавания, как бы они относи лись к занятиям? Согласны, в нашей аналогии есть преувеличение. Но немал и резон. Отсутствие строгой конкретности — вот, на наш взгляд, самая большая беда работы по про. фессиональной ориентации, которая проводится сейчас в сельских шко лах. Это сводит ее, порой, на нет, делает формальной. В этом смыслв,лю6опытен один из ответов десятиклассника из Волов ской средней школы на вопрос ан кеты «ГДЕ ВЫ РЕШИЛИ ЖИТЬ ПОС, ЛЕ ОКОНЧАНИЯ ШКОЛЫ. ПОЧЕ МУ?». Вот что он написал: «Если кон чу курсы шоферов, то останусь в своем родном селе, если же не удастся — куда-нибудь уеду», , Но это, так сказать, лишь одна из сторон конкретности профессио нальной . ориентации школьников, ШКОЛЕ ВСТРЕЧИ С РУКОВОДИТЕ ЛЯМИ КОЛХОЗА (СОВХОЗА), ВЕТЕ. РАНАМИ ТРУДА, СЕКРЕТАРЕМ КО МИТЕТА КОМСОМОЛА ХОЗЯЙСТВА, ИНТЕРЕСНЫ ЛИ.ОНИ?», «Да, такие встречи у нас бывают. Недавно, например, в школе был огонек. И' нем присутств.'^' ^ла де легат Трт то -Всесоюзно' .Съезда колхозников, председатель колхоза «Заветы Ильича» Наталья Ефимовна Вавина. Она рассказала о„ работе съезда, о своем колхозе, его перс пективах, призвала ребят оставаться в родном селе. Огонек прошел очень интересно». Характерно, что почти всем очень Нравятся встречи с руководителями хозяйств, ветеранами труда, комсо мольскими вожаками. Но ни один человек из опрошенных не сказал, что их при этом знакомят с пер спективами развития родных колхо зов, совхозов, приглашают не опре- руковский» Долгоруковского района. Здесь школа и хозяйство живут одними стремлениями, целями. Пос ле выпускных экзаменов директор школы Анна Михайловна Гребенни кова приходит в контору со спис ками ребят, которых можно, напра вить на учебу на стационары и заоч ные, отделения вузов и техникумов, на курсы механизаторского всеобу ча. На курсы, которые действуют вот уже десять лет, зачисляют тут же с выплатой ежемесячно сорока пяти рублей стипендии и пол ной гврантивй после окончания по лучить работу по специальности. Ребята Жерновской средней шкот лы, что на территории совхоза «Дол горуковский», хорошо знакомы с перспективами развития хозяйства, его потребностями в тех или иных кадрах. Вот они и оседают в род ных селах. Только комсомольцев в совхозе сейчас около двухсот. опрошенных лишь одна ученица Во ловской средней школы облюбовала себе на будущее профессикэ меха низатора, конкретнее — шофера. Конечно, никому не запрещено ра сти, но любые добрые стремления должны иметь под собой вполне ре альную почву, соответствовать на сущным потребностям обществен ного развития. А вот этого как раз и не наблюдается в Воловской,. На- бережанской и Васильевской сред них школах. Здесь явно иЯи подспудно живет у выпускников мысль, что среднее образование само по себе не необ ходимо в колхозе, совхозе, вообще, рядовому работнику, а что оно должно служить своеобразным 'трамплином для обязательного по ступления в вуз. И вот итог. Из двухсот человек, ответивших на вопросы анкеты «Ленинца», поло. вина заявили, что собираются после ОКОНЧАНИЯ' школы поступать в вузы. . Нормально ли это? И чем все это может кончиться для ребят? Да тем, что большинство их не поступит, разочаруется, растеряется, еще дол го будет блуждать, пока, наконец, отыщет свое место в жизни. Ребята должны понимать, что без среднего образования нынче просто невозможно стать высококвалифици. рованным, скажем, механизатором, животноводом, строителем. V. Когда речь заходит о ненормаль ностях миграции, то среди причин этого, не совсем желательного, явле ния в первую очередь называют плохие культурно-бытовые условия и отсуствие перспектив для продол жения учебы, В самом деле, такие причины еще существуют. Вот как об этом говорят сами ребята. «Мне нравится наше село, — пи шет один из десятиклассников Набе. режанской средней школы. — Но жить здесь молодежи скучно. Нет клуба, стадиона, есть только спор тивная площадка возле школы. Ко. нечно, в этом виноваты и мы, ком сомольцы, но и руководители долж. ны позаботиться о том, чтобы заин тересовать чем-то молодежь. Я бы мог остаться в родном селе. Но те. перь — вряд ли». Таких недовольных не так уж и много. Тем более, ребята понимают, что и от них самих зависит рост культуры и быта на селе, И об этом они прямо говорят а своих ответах на вопросы анкеты «Ленинца». «После школы я хочу остаться в своем родном колхозе. Пото.му что я хочу, чтобы наш колхоз стал бо- Каи видите, у многих ребят есть понимание того, что без их прямого, активного участия вряд ли возможен дальнейший рост культуры и быта родного села. Ко далеко не у всех. Иждивенчество, как болезнь, еще не излечено до конца, и в этом то же в известной мере виноваты их старшие наставники как в стенах школ, так и за их пределами. Проблема профессиональной ори ентации сложна, многогранна. Не все еще здесь ясно, но одно несомнен но — она обязательно должна иметь воспитательный подтекст. Родители абсолютного большинст ва опрошенных школьников — по томственные хлеборобы, животново. ды. Этим, казалось бы, надо гор диться, беречь установившуюся из давна семейную традицию — не из менять земле. Но... из двухсот че ловек немногим более десяти вы брали для себя прадедовскую про фессию. А из этого числа лишь трое решили после школы стать доярка- ,* ми. И то робко, е оглядкой. Мы ни в коем случае не претен дуем на исчерпывающее рассмотре ние здесь проблемы профессио нальной ориентации школьников. Но убеждены в одном: родители, педа. ГОГИ, руководители хозяйств, комсо мольские вожаки /спешно ее решат лишь тогда, когда будут действовать в одном направлении, сообща, друж- А. САВЧЕНКО, А. НОЗДРИН, Ю. СУДАРЕВ, С. ШУЛЬГИН,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz