Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1970 г. (г. Липецк)

ШТАБ К Ю О 'Л Е ТИЮ со дня РОЖДЕНИЯ В, И . ЛЕНИНА П ЕТРОГРАДСКАЯ сто­ рона. Бывший дворец Кшесинекой, куда на броневике ,с - Финляндского В01кзала в апрельскую ночь 1917 года приехал В. И .Л с . Уютный особняк. Два эта­ жа. Балкон. Большие окна. Куполообразная .* башенка над плоской крышей. Де­ ревья за оградой. Это обли­ цованное желтым кафелем здание до рёволюцйи при­ надлежало известной при­ ма-балерине Матильде Кше- синской — фаворитке Нико­ лая И, который осчастливил свою любовницу подарком этого «домика», построенно­ го в 1906 году.; В февральские дни 1917 года царская балерина, по­ забыв в спешке свои 'туале. ты, сбежа-да из, особняка. Его хоромы заняли, настоя-, щие хозяева— солдаты од­ ной из наиболее;, революцнг , онных частей. Петроврадско, гО гарнизона, —- „автрброне- вого дивизиона. Они. предо- став.илн особняк, в распоря­ жение большевиков', кото, рые с мартовских дней 1917 года разместили здесь Цент- ■ральпый и Петроградский комитеты партии. ■ Так бывший особняк фа­ воритки бывшего императо­ ра стал главным штабом революциопиых сил страны. Владимир Маяковский' на. звал его «Ленинской кузни­ цей». Сюда течет фабричное множество; .Здесь закаляется в Ленинской кузнице. Здесь, дсйсгвитель.чо. бы­ ла кузница — кузница кад­ ров, кузница идей. Здесь рождались а кова­ лись первые военною ;сняы пролетарской революции, .здесь помещалась Военная о р г а н и з а ц и я при ЦК РСДРП (б). После выступ­ ления гарнизона Петропав- ловокой крепости на сторо­ не большевиков сюда были ча, услышать его волную­ щую речь. Ленину приходи­ лось неско.шко раз выхо­ дить па балкон особняка и обращаться с 'проникновен­ ными словами к собравшим­ ся. В эту же ночь Лепин про­ вел во дворце собрание представителей районных комитетов РСДРП (б) Пет­ рограда, Кронштадта и ок- | П С 9 доставлены из .крепости ог­ ромные ящики с .оружием, которое затем развозилось по районам и па)ртийным ор­ ганизациям, создававшим отряды Красной гвардии. Здесь помешался большеви­ стский солдатский клуб «Правда», где для солдат проводились беседы, распро- странял'ась литература. В особняке н перед особ­ няком постоянно бурлила людская масса. За короткий срок здесь произошли собы­ тия исключительной истори­ ческой важности. Но дыха­ ние революции достигло но. вого накала, когда сюда, в штаб большевиков, военный шофер М. Огоньян привез на броневике с Финляндско­ го вокзала В. И. Лепина. Было уже поздно, однако, народ не расходился. Рабо­ чие, солдаты и матросы хо­ тели еще раз увидеть Ильи. рсстностей города. Влади­ мир Ильич рассказал о за­ дачах революции. На всю Россию тогда „прозвучал большевистский лозунг; «В'ся власть Советам!» Еще бо.тее бурной и на­ пряженной жизнью' зажид штаб большевиков после приезда Ленина. Великий вождь возглавил титаниче­ скую работу партии, герои­ ческую революционную борь­ бу трудящихся масс. В апрельские дни 1917 го. да здесь, в особняке, под руководством Владимира Ильича проходила Певро- градская общегородская конференция РСДРП (б) , на которой Ленин выступил с ла и приняла зиамеиитые «Апрельские тезисы» В. И. Ленина. В июньские дни здесь со. бралась Первая Всероссий­ ская конференция фронто­ вых и тыловых военных ор­ ганизаций. Руководил этой конференцией также В. И. Ленин., Здесь же была проведена и Вторая конференция Пет.- роградскон организации РСДРП (б). После ее окон­ чания состоялось совещание , членов ЦК РСДРП (б) нде- легатов Петроградской коп. ференции большевиков совл местно с представителями' воинских частей н заводов. Было принято решение об участии*в демонстрации Ф- июля под лозунгом: «Вся власть Советам!». В день-; демонстрации с балкона:, особняка перед революциОн-; ными |рабочими, солдатами И' матросами выступил В. И.'; Ленин. Великий вождь вы-' разил уверенность в том, что: лозунг «Власть Совета.м!» должен победить и победит, несмотря на все зигзаги ис-. горическогр пути. Контрреволюционное Вре. меагное рравительство, напу-’ ганноё быстро расгупгим; влиянием большевиков, ре­ шило во что бы то нй стало выселить Центральный и Петроградский комитеты партии из особняка Кше- еннекой. Дело о дворце бы. ло даже передано в • суд, который постановил освобо- дитр помещение. Но не так- то просто было это сделать. Судебный исполнитель Жи- гарь, приходивший выселять большевиков, оставил , в «Красной газете» за 1924 год, в двадцатом номере та. кие строки: «У входа во дворец Кшесинекой стояли караулы матросов, которые, узнав цель моего прихода, предложи.™ мне «надраить пятки». И только вооруженной си­ лой Временное правнтельст- цюльскнх событий по указа­ нию ЦК партии Дворец Кшесинекой был освобонг- ден. Две ,мемориалы 1 ые доски, устаиовлеиные на историче- оком здании, напоминают О важнейших событиях, про- ;исходивших болев полувека назад. Сейчас в историческом особняке размещен Госу­ дарственный музей Великой Октябрьской социалистнче. ской революции, отметив­ ший недавно свое ,50-кетие, В 36 залах музея выставле­ но для обозрения около се- ми тысяч различных экспо­ натов, причем около тысячи из .них .цосБЯнхены револю- циошюй и государственной деятельности В. И. Ленина. А всего в фондах музея храийгся около 155 тысяч документов. С утра до вечера в музее не прекращается людской поток. М. ШУМИЛОВ. ■ На снимке: бывший дво­ рец Кшесинекой, где сейчас размещен Государственный музей Великой Октябрьской социалистической рёволю- Фото автора. З АКОНЧИЛАСЬ наша студейческая учительская практика. Надолго, а вернее навсегда, сохранит мне память встречу с пятиклассниками девятнад­ цатой школы. Помню, очень волновался, когда в первый раз пере­ ступил порог класса. Сразу десятки глаз устремились на меня с удивлением, и эти пять самых трудных шагов до стола, мне кажется, я шел вечность, будто они ре­ шали самое главное—на правильном ли я пути, не ошиб­ ся ли в выборе профессии. ^ Только спустя несколько дней, когда ребята уже при­ вычно выкрикивали; «Александр Михалыч, а запятую здесь ставить? Александр Михалыч, а он меня толкает, Александр'Михалыч...» -— понял: приняли, нужен, свой, . Месяц пролетел незаметно, потому что каждый день /был насыщен до предела: то экскурсия, то подготовка к вечеру, то выпуск стенгазеты, то классный час. Д а мало ли дел в школе. .Откровенно сказать, не все были готовы к атому испытанию. Наверное, самое главное, что я понял во время врактики, — это неписаный закон — чувствовать ответственность, за себя и за ребят, быт» готовым ко всяким неожиданностям, уметь поставить себя на место ребенка^ понять; его состояние и быстро принять необходимое решение, А как »то сделать? Увы, нет таких методических пособий, подсказавших^ бы, как должен вести педагог в ПЕРВЫЕ ШАГИ той или иной ситуации, от которой зависит его автори­ тет. Тут уж, как говорится, только природный дар вы­ ручит, Пожалуй, самое сложное в работе начинающего педагога — поиски п укй к детской душе. Многие из ыойх товарищей чувстива,™ себя скованными от неу­ мения общаться с детьми, говорить с ними просто и не­ принужденно. Трудно сказать,:; что бы помогло нам, иа. чикающим, избежать этого, чувства. Опытные учителя говорят, что все это придет со временем. Но мне ду­ мается, можно этому учиться уже в институте. С одной стороны, это спецйальвьщ заиятияГбеседы, практикумы по. овладению навыками, общения с многочисленной аудиторией, умением поддержать интерес к разговору, контролировать свое поведение. Мне лично во многом помог драмкружок. Нет, конечно, это не самое главное. Все-таки общение с детьми должно быть потребноспью студента независимо от курса, программ, зачетов и эк­ заменов. Только оно и доможет узнать все хитрости этой профессии. Вот Наташа Рыбакова ~ третьекурсница историко- филологического факультета сразу нашла общий язык с ребятами. Они буквально завороженные следили за ее движениями, за спокойной мимикой лица. Все двенад­ цать уроков, которые она провела, были праздником для ребят, потому что Наташа на уроках — это сама приподнятость, непосредственность. Ученики сразу пове. рили в своего учителя, в его знания. Не уступала Наташе и ее коллега Лида Ушакова. Она до того «заводила» учеников, что когда звенел зво­ нок, огорченные девочкц и мальчишки кричали, что они не слышали никакого ионка , что он не для них. Это, наверное, самый дорогой подарок учителю за его труд. А. КЛИМОВ, с эд еи т Липецкого пединститута. юм н ст ы и е тели На временно оккупированной , . территории нашей страны сража­ лось немало воспитанников комсо­ мола, которые с первых дней включились в борьбу с фангиз- мом. Многие подробности этой небывалой по масштабу народной борьбы до сих пор неизвестны. И не все имена юных героев зане­ сены в летопись Великой Отече­ ственной войны. В те годы я находился в одном, из. партизанских . соединений, и мне часто приходилось встречать­ ся с юными патриотами. Причем, те из них, кто был членом ВЛКСМ, приходили со. своими комсомоль­ скими билетами,.„хотя фашисты, найдя- У задержанного комсомоль- •' ский билет, не задумываясь, рас­ стреливали его владельца. Моло­ дежь знала об этом и все же хранила дорогую книжицу с си­ луэтом Ильича, она являлась для них чем-то вроде - ' пропуска-дока­ зательства своего права встать в ряды народных мстителей. Приходили к нам и пионеры, совсем еще дети, и у партизанско­ го командира прибавлялось забот. Отправлять мальчишку обратно домой нельзя: до встречи с пар­ тизанами он несколько дней бро­ дил по лесу, его отсутствие не оставалось незамеченным для ме­ стной полиции. Волей-неволей приходилось ос­ тавлять Этих добровольцев в от­ рядах. А дальше что? Отправить их на Большую Землю — дело почти нвраз 1 решвмое: самолеты ирибывали к партизанам крайне редко. Оставался единственный выход. Юных патриотов вооружа. ли трофейным, оружием, обучали стрельбе и, едва «новобранец» 5 'с- вамэал необходимое, его не’мед- -.яённо направляли в боевые, под­ разделения. Так что приходилось им воевать-наравне со-взрослыми,, без всякой.скидки на молодость: и : неопытность. И они воевали. От­ лично воевали. Через некоторое время наши «малыши» вполне ос- ■ ваивались’.с новой для них обета- ■ новкой, стойко переносили все тя­ готы II невзгоды, лесной жизни. Наибо.тёе резвые и наблюдатель, иые из мальчишек становились от­ личными разведчиками, а самые грамотные и сообразительные, ос- вои'в навыки подрывного дела,- за­ числялись в минеры. Комсомольца соединения пар^^ тизанских отрядов -; дважды Героя Советского Союза А. Ф. Федоро­ ва, в котором мне пришлось вое­ вать почти три года, совершили много героических подвигов. Во­ лодя Клоков и Володя Павлов лич-но подорвали по двадцать вра. жеских;эшелонов, за что ,.по зж е были удостоены звания Героев Советского Союза. Вася Коробков, подорвавший первый эшелон ф а­ шистов в четырнадцать лет, в ше- ' стиадцать уже был награжден орденами -Ленина, Боевого Красно­ го Знамени и Отечественной вой­ ны 1-й степени. Медсестра..комсо­ молка Нона Погулейло заменила ■убитого в бою пулеметчика и уничтожила огнем пулемета не­ сколько десятков гитлеровцев прежде, чем осколок вражеской мины оборвал ее жизнь. Коёда-по. приказу Украинского штаба партизанского движения . нащи десантные группы; перебра. сывалнсь на территорию' Чехосло^ вакии, с молодым партиз.аном,Ва­ лей Ка«}финым произошел такой с лучай .. Перед самым прьшком • В аля , ударился ранцем о -дверцу, парашют преждевременно ра­ скрылся н своим куполом заце­ пился за дутик — хвостовое коле­ со самолета. Так, на буксире он и перелетел обратно через линию фронта. Уже над Киевским аэро­ дромом летчикам удалось отверт­ кой прорубить дыру в хвостовой части самолета и втянуть в нее незадачливого десантника. Трое суток пролежал Какурин в госпитале. Другой на его месте больше и на парашют бы глядеть не стал, а Валентин, узнав к ве­ черу третьего дня, что улетает по­ следняя группа его отряда, в од­ них тапочках и больничной пижа­ ме сбежал из палаты. На аэрод­ роме товарищи быстро обмунди­ ровали и . вооружили Валентина, и ночью он вместе со всеми выле.- тел в тыл врага. На этот раз прыжок удался. Какурин отлично воевал в го- К 25-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ рах Словакии и-закончил войну комиссаром-отряда в соединении," котсхрым я командовал. ■ -• Комсомольца „Валентина Орлова война застала на одной из погра. ничяых застав под Иэмаило-м.'Пос­ ле первых боев пограничники про­ рвались в , плавни и до поздней зимы’вели партизанскую войну. С наступлением сильных ■ морозов каратели подожгли камыши' и ок­ ружили отряд. Трое суток погра­ ничники бились в огненном коль­ це, а когда кончились'боеприпасы, бойцы, разделившись на четыре группы,; кинулись в рукопашную. Только трое благополучно выбра­ лись из окружения, и среди них был Валентин Орлов. :Всю зиму он искал партизан, но неожидан­ но -попал В облаву. Затем — ла­ герь военнопленных. При перевоз- по железной до|роге, когда у з а д 1 угоняли в Германию, Орл'^8| !Л пол вагона и па хоДу выбросился на шпалы. Его пргй меру последовали остальные. Но только немногие остались невре | димыми, и среди них —• Валентин Орлов; Вскоре он встретил наш партизанский отряд и стад поМ рывииком. К концу 1943 года ; ой был назначен командиром дивер^ Сиоиной группы. Так же героически сражались комсомольцы на всей захваченной Врагом территории, от Баренцева до Черного морей". И отвага юных патриотов, их беспредельная прё- данность советасому н ар о д у по,» всеместио воодушевляла нашиД воинов иа новые подвиги. . . А. САДИЛЕНКО, ] Л е н и н ц у ' о т в е ч А ю т Уважаемая редакция газеты «Ленинец»! Партийный и рабочий комитеты, дирекция совхоза вБопыие-Боев- ский» Долгоруковского района обсудили на заседании партийиогб комитета и партийном собрании корреспонденцию под заголовком «Ребята уйдут из села». Провели комсомольское собрание, на кр- тором присутствовали комсомольцы совхоза и вся молодежь сред­ ней школы. Директор совхоза Д. И. Морозов рассказал выпускни­ кам школы,- что в Совхозе в этом году предстоят большие работы по дальнейшей механизации ферм и электрификации совхоза: необ­ ходимо смонтировать 9 транспортеров навоэоудаления, электрифи­ цировать 4 поселка. В этом году объем строительных работ увели­ чится в 2 раза по сравнению с прошлым годом и поэтому совхозу потребуется не менее 50 рабочих; Мы прекрасно понимаем, что для дальнейшего развития нашего совхоза молодежь играет главную роль. Поэтому мы приняли ряД мер для того, чтобы выпускники школы оставались в селе. Мы от­ крыли курсы механизаторов при^ средней школе. Их ведет механик А. П. Прокофьев, укомплектовали 2 бригады из числа старшеклас­ сников: одну в количестве 18 человек по монтажу транспортеров навозоудаления, возглавляет ев молодой коммунист А. Н. Устикоя, и вторую — по электрификации 4-х населенных пунктов из 15 че­ ловек, которую возглавляет секретарь комитета комсомола В. С. Боев. Кроме этого, на всех животноводческих фермах совхоза вво­ дится двухсменная работе, что позволит работникам иметь больше свободного времени. В совхозе созданы механизированные звенья по выращиванию сахарной свеклы, кукурузы, картофеля. На всех видах работ для подростков до 18 лет установлен шестичасовой рабочий день. И в органи: Д. МОРОЗОВ, директор совхоза. В. ГРЕКОВ, секретарь парткома. В. БОЕВ, секретарь комитета ВЛКСМ. Совхоз «Больше-Боевеи'ИЙ», ■ Долгоруковский район. 3 пожелала назвать < П О ЗАДАНИЮ РЕДАКЦИИ ОБ­ ЛАСТНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ГА­ ЗЕТЫ ЧЕТВЕРО ЮНКОРОВ ПОБЫВАЛИ В ВОЛОВСКОЙ. ВА­ СИЛЬЕВСКОЙ, НАБЕРЕЖАНСКОЙ СРЕДНИХ ШКОЛАХ ВОЛОВСКОГО РАЙОНА И ПРОВЕЛИ АНКЕТИРОВА­ НИЕ НА ПРЕДМЕТ ПРОФЕССИО­ НАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХ. СЯ. РЕЗУЛЬТАТОМ И ЯВИЛСЯ ЭТОТ МАТЕРИАЛ, «Мне нравится профессия доярки, —написала девушка и несмело, буд­ то стесняясь чего-то, добавила, — А почему — не могу ответить». Не случайно, видно, и то, что, отвечая , на вопрос «КАКАЯ ПРОФЕССИЯ БАМ -ОСОБЕННО НРАВИТСЯ, ПОЧЕМУ?», Девушка учится в старших клас­ сах Воловской средней школы. Ро­ дители ее работают в колхозе имени Ильича, отец — бригадиром поле, зодческой бригады, мать — дояр­ кой. Несомненно, трудная профес­ сия матери пользуется в семье по­ четом, уважением. Иначе — вряд ли дочь облюбовала бы ее для себя. После окончания школы она муже­ ственно решила посвя 1»1 ть себя не­ легкому делу животновода. Да, для того, чтобы после десяти, летки стать рядовой дояркой, к со­ жалению, требуется еще немалое мужество. Впрочем, как и свинар­ кой, телятницей, скотником. Как это, может, и ни парадоксально, но очень многие сельские профессии еще не пользуются заслуженным по­ четом у выпускников средних школ, для них они еще не обладают до­ статочной притягательной силой, ок­ ружены подчас атмосферой недоб. рожелательства, этакой незаслужен­ ной приниженности. Не этим ли объ­ ясняются такие цифры? Из двухсот старшеклассников Во­ ловской, Васильевской, Набережан- екой средних школ Воловского рай­ она, ответивших на вопросы анкеты «Ленинца», лишь около шестидесяти заявили, что избрали профессии, связанные в той или иной мере с сельскохозяйственным производст. вом. В том числе 29 решили Стать Небережанской — растениеводство. Кажется, все нормально. Довольны и сами ребята. Вот как выразила свое отношение к этому десяти­ классница из Волово Зоя Кириллова, отвечая на вопрос анкеты «Ленинца» «ОРГАНИЗОВАНО ЛИ В ШКОЛЕ ОБУЧЕНИЕ СЕЛЬСКИМ ПРОФЕССИ- ЯМ, КАКИМ?»: «Да, мы изучаем на уроках машиноведения устройство самих ребят на вопросы анкеты «Ленинца», Десятиклассник из. Во­ ловской средней школы Валентин Бахитаров пишет: «В нашей- школе организовано обучение профессиям тракториста и шофера», И в скоб­ ках, как бы недовольно, замечает: «Но без права вождения машин». В самом деле, основание для не­ довольства есть и серьезное. Пред. Другая, видимо, заключается ■ Во а Ш. ■рех. школах;,ГД прово­ дился бывают встрь ж с ру­ ководителями хозяйств, ветеранами труда', комсомольскими вожаками колхозов, совхозов, предприятий. Вот характерный ответ на вопрос анкеты «Ленинца» БЫВАЮТ ЛИ В де.пенные должности, Несомненно, такие встречи необ­ ходимы и полезны. Но, во-первых, они все-таки очень редки, одна — две в год; во-вторых, только подоб­ ных контактов явно мало для достаточной эффективности про­ фессиональной ориентации, требует­ ся система, вроде той, какую можно г увидеть, скажем, в совхозе «Долго. Вот это и есть конкретность про­ фессиональной ориентации школьни. ков. IV, И еще одно в связи с этим заме­ чание. Как известно, сейчас особое внимание уделяется тому, чтобы де­ вушки овладевали сельскими техни­ ческими профессиями, Но из всех механизаторами, 22 — агрономами, 3 — доярками, 1 — зоотехником. Цифрь), как видите, неутешитель­ ные. Из двухсот старшеклассников, заполнивших анкеты «Ленинца», бо­ лее ста пятидесяти заявили, что по­ сле окончания школы на постоянно ображениям поселятся в городе. Чем все это можно объяснить? Беда, видимо, в том, что плохо еще ведется у нас работе по про­ фессиональной ориентации школьни­ ков. Это дело всех —. руководите­ лей колхозов, совхозов, предприя­ тий, комсомольских организаций и педагогических коллективов школ, наконец, родителей. Во всех трех школах ведется обу­ чение сельским профессиям. В Во­ ловской и Васильевской — ребята изучают трактор и автомобиль, в автомобилей и тракторов. Вскоре мы будем водить их. Вэтом не толь­ ко мальчики заинтересованы, но и девочки. Ведь не каждый знает, что у него впереди». Но настораживают некоторые об­ стоятельства. Одна из девятиклас­ сниц Небережанской средней шко­ лы, облюбовав себе на буйущее профессию агронома, написала в своих ответах на вопросы анкеты «Ленинца»: «Мы у себя в школе изу­ чаем основы растениеводства. Этим и определился мой выбор профес­ сии». Таких ответов, к сожалению, очень мало — всего два —три из двухсот. А по идее должно быть гораздо больше. Ведь цель-то школ и заключается как раз в приобще­ нии ребят к сельским профессиям. А ло всему выходит, что эта цель не дрстигвется. Почему, опять-таки? Объяснение, хотя, возможно, и частичное, опять находим в ответах ставьте, обучали бы в институте профессии учителя, но без права преподавания, как бы они относи­ лись к занятиям? Согласны, в нашей аналогии есть преувеличение. Но немал и резон. Отсутствие строгой конкретности — вот, на наш взгляд, самая большая беда работы по про. фессиональной ориентации, которая проводится сейчас в сельских шко­ лах. Это сводит ее, порой, на нет, делает формальной. В этом смыслв,лю6опытен один из ответов десятиклассника из Волов­ ской средней школы на вопрос ан­ кеты «ГДЕ ВЫ РЕШИЛИ ЖИТЬ ПОС, ЛЕ ОКОНЧАНИЯ ШКОЛЫ. ПОЧЕ­ МУ?». Вот что он написал: «Если кон­ чу курсы шоферов, то останусь в своем родном селе, если же не удастся — куда-нибудь уеду», , Но это, так сказать, лишь одна из сторон конкретности профессио­ нальной . ориентации школьников, ШКОЛЕ ВСТРЕЧИ С РУКОВОДИТЕ­ ЛЯМИ КОЛХОЗА (СОВХОЗА), ВЕТЕ. РАНАМИ ТРУДА, СЕКРЕТАРЕМ КО­ МИТЕТА КОМСОМОЛА ХОЗЯЙСТВА, ИНТЕРЕСНЫ ЛИ.ОНИ?», «Да, такие встречи у нас бывают. Недавно, например, в школе был огонек. И' нем присутств.'^' ^ла де­ легат Трт то -Всесоюзно' .Съезда колхозников, председатель колхоза «Заветы Ильича» Наталья Ефимовна Вавина. Она рассказала о„ работе съезда, о своем колхозе, его перс­ пективах, призвала ребят оставаться в родном селе. Огонек прошел очень интересно». Характерно, что почти всем очень Нравятся встречи с руководителями хозяйств, ветеранами труда, комсо­ мольскими вожаками. Но ни один человек из опрошенных не сказал, что их при этом знакомят с пер­ спективами развития родных колхо­ зов, совхозов, приглашают не опре- руковский» Долгоруковского района. Здесь школа и хозяйство живут одними стремлениями, целями. Пос­ ле выпускных экзаменов директор школы Анна Михайловна Гребенни­ кова приходит в контору со спис­ ками ребят, которых можно, напра­ вить на учебу на стационары и заоч­ ные, отделения вузов и техникумов, на курсы механизаторского всеобу­ ча. На курсы, которые действуют вот уже десять лет, зачисляют тут же с выплатой ежемесячно сорока пяти рублей стипендии и пол­ ной гврантивй после окончания по­ лучить работу по специальности. Ребята Жерновской средней шкот лы, что на территории совхоза «Дол­ горуковский», хорошо знакомы с перспективами развития хозяйства, его потребностями в тех или иных кадрах. Вот они и оседают в род­ ных селах. Только комсомольцев в совхозе сейчас около двухсот. опрошенных лишь одна ученица Во­ ловской средней школы облюбовала себе на будущее профессикэ меха­ низатора, конкретнее — шофера. Конечно, никому не запрещено ра­ сти, но любые добрые стремления должны иметь под собой вполне ре­ альную почву, соответствовать на­ сущным потребностям обществен­ ного развития. А вот этого как раз и не наблюдается в Воловской,. На- бережанской и Васильевской сред­ них школах. Здесь явно иЯи подспудно живет у выпускников мысль, что среднее образование само по себе не необ­ ходимо в колхозе, совхозе, вообще, рядовому работнику, а что оно должно служить своеобразным 'трамплином для обязательного по­ ступления в вуз. И вот итог. Из двухсот человек, ответивших на вопросы анкеты «Ленинца», поло. вина заявили, что собираются после ОКОНЧАНИЯ' школы поступать в вузы. . Нормально ли это? И чем все это может кончиться для ребят? Да тем, что большинство их не поступит, разочаруется, растеряется, еще дол­ го будет блуждать, пока, наконец, отыщет свое место в жизни. Ребята должны понимать, что без среднего образования нынче просто невозможно стать высококвалифици. рованным, скажем, механизатором, животноводом, строителем. V. Когда речь заходит о ненормаль­ ностях миграции, то среди причин этого, не совсем желательного, явле­ ния в первую очередь называют плохие культурно-бытовые условия и отсуствие перспектив для продол­ жения учебы, В самом деле, такие причины еще существуют. Вот как об этом говорят сами ребята. «Мне нравится наше село, — пи­ шет один из десятиклассников Набе. режанской средней школы. — Но жить здесь молодежи скучно. Нет клуба, стадиона, есть только спор­ тивная площадка возле школы. Ко. нечно, в этом виноваты и мы, ком­ сомольцы, но и руководители долж. ны позаботиться о том, чтобы заин­ тересовать чем-то молодежь. Я бы мог остаться в родном селе. Но те. перь — вряд ли». Таких недовольных не так уж и много. Тем более, ребята понимают, что и от них самих зависит рост культуры и быта на селе, И об этом они прямо говорят а своих ответах на вопросы анкеты «Ленинца». «После школы я хочу остаться в своем родном колхозе. Пото.му что я хочу, чтобы наш колхоз стал бо- Каи видите, у многих ребят есть понимание того, что без их прямого, активного участия вряд ли возможен дальнейший рост культуры и быта родного села. Ко далеко не у всех. Иждивенчество, как болезнь, еще не излечено до конца, и в этом то­ же в известной мере виноваты их старшие наставники как в стенах школ, так и за их пределами. Проблема профессиональной ори­ ентации сложна, многогранна. Не все еще здесь ясно, но одно несомнен­ но — она обязательно должна иметь воспитательный подтекст. Родители абсолютного большинст­ ва опрошенных школьников — по­ томственные хлеборобы, животново. ды. Этим, казалось бы, надо гор­ диться, беречь установившуюся из­ давна семейную традицию — не из­ менять земле. Но... из двухсот че­ ловек немногим более десяти вы­ брали для себя прадедовскую про­ фессию. А из этого числа лишь трое решили после школы стать доярка- ,* ми. И то робко, е оглядкой. Мы ни в коем случае не претен­ дуем на исчерпывающее рассмотре­ ние здесь проблемы профессио­ нальной ориентации школьников. Но убеждены в одном: родители, педа. ГОГИ, руководители хозяйств, комсо­ мольские вожаки /спешно ее решат лишь тогда, когда будут действовать в одном направлении, сообща, друж- А. САВЧЕНКО, А. НОЗДРИН, Ю. СУДАРЕВ, С. ШУЛЬГИН,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz