Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

г р Р И Д Д Л Т Ь две работы составляют Леииниану I 'Владимира Бутанаева. Это своеобразный рассказ ' г&кафхйго художника о- грехлетяём периоде сибирской, ссылки’ Ленина. " 4 , Художник — сын рабочего-хакаса — йровел" дет­ ство в селе Ш ушенском , где в конце-прошлого века находился, в ссылкетВлйги'мйр Ильи» 'Ленин. Художник рос в атмосфер.^ 1 |(>|йо.Шйайий крестьян, лично знав­ ших вождя. Еще в ’шкбле способный юноша попытался • сделать первый портрет Ленина.. Но Буташаев еще не помышлял-тогда о: том, что начнет создавать сибир­ скую Ленинизму. Путь к ней. был долгам. Сначала учеба на агрономическом отделении. Шушенского сель­ скохозяйственного техникума, потом— летное училище. Но тяга к изобразительному: искусству в конечном сче­ те привела его на отделение графики училища изобра­ зительных искусств в Риге. Л е т десять назад , вернувшись в родную Хакасию, Бу- -танаев, взялся за ленинскую, тему. Сейчас многие ра­ боты хакасского художника, приобретены 'музеями, со-., вершают путешествия, с выставками по СССР и за ру­ бежом, известны по альбомам й, ожры.гкам. Например, в доме-музее В. И. Ленина в соле Шушенском нахо­ дятся 12 его линогравюр и автолитографий, 2 работы маслом: «На горе Думной» и «Приезд Н , К. Крупской в с. Шушенское». Полна скрытого драматизма 1 картина «В Сибирь». Бутанае» использовал в своем произведении действи­ тельный факт: Ленин, отправленный весной 1897 года в ссылку по Енисею на пароходе «Св. Николай», вы- СИБИРСКАЯ ЛЕТОПИСЬ Лениниана хакасского художника В. Бутанаева Б его блокнотах зарисовки со строительства трассы мужества Лбакаи-Тайшет, со строительства Краснояр­ ской ГЭС у Дивных гор на Енисее, с Лазаревской ГРЭС у безвестного ранее села Назарово, где Ленин : останавливался на несколько, часов по пути из сибир­ ской ссылки а Россию. - . . Художник считает, что он еще только на подступах к ленинской теме, что главные работы еще впереди. Мно* ; го лет он вынашивает замысел картины «Первая маев­ ка» — о первомайской маепке в селе Шушенском. В тот день 1899 года В. 11. Ленин -и Н. К. Крупская, то­ варищ и 'Денина по Шушенской ссылке ф иш Эигберг и поляк Проминский с детьми, расстелив кусок красной материи на лугу, пели революционные песни. - Замысел второй картины — «Ленин в Хакасском улусе» — тоже имеет документальную основу. Ленин часто встречался с хакасами, которые жили недалеко от Шушенского, да и в самом Шушенском. Произведения хакасского художника Владимира Бу ­ танаева — большой вклад тв сибирскую Ленинизму. Ж ан КАЦ ЕР, корреспондент АПН. нуждой был сойти с него на пристани. Сорокине, так к а к суддо из-за мелководья не могло идти дальше, и добирался д а места ссылки на крестьянском возке. Интересна линогравюра. «После, -трудного, дня»: Ильич вечерней порой- идет берегом. Шуши, наслаждаясь ко­ ротким отдыхом, красотой сибирской ири.роды. . . Несколько работ Бутанаева показывают Ленина , в общении, с шушенскими крестьянами. На .одной из линогравюр он изображен художником у охотничьего шалаша» Костер бросает мягкий свет на лица. Ильича, и слушающего его крестьянина. Работы художника выставлялись в о многих городах Советского Союза, отдельные — и за рубежом. С осо­ бым •волнением художник вспоминает выставку своих работ в Шушенском. Он с гордостью показывает з а ­ пись в книге отзывов, которую сделал знавший Лени­ на в Шушенском крестьянин Григорий Андреевич Бло­ хин. Он благодарит художника за предоставленную ему возможность вернуться к дорогому для него времени. Владимир Бутанаев сейчас главный художник. Аба- ■канской студии телевидения. Но свободное время он , проводит в Шушенском и его окрестностях. , Однажды в Шушенском бору, где не раз охотился В. И. Ленин, у костра в необычном ракурсе он увидел двух охотников. «Подсмотренное» позволило ему создать новую- ра­ боту. ........... Широкий диапазон-тем, снизанных с В. И. Лениным, интересует художника, В его понимании Ленин — это и перемены в тех местах, где он бывал, находясь я сибирской ссылке, это и воплощение ленинской мечты в Сибири, - которая некогда была землей каторги и ссылки, а сейчас характеризуется самым современным темпом жизни. Летописец ленинских мест в Сибири,., художник как бы фиксирует перемены на этой земле. (Фотохроника ТАСС).. «Г 3 КОМНАТЫ девочка слышала, как в дверь постучали. — К тебе, дочка, — .ска- зала мама. — Здравствуй, Надя. Мы пришли проведать тебя ,— • сказал Володя. Болдырев. — И про уроки расска­ зать, — добавил Саша Ла- ушкин. На протяжении месяца говор лишь тогда, если спорщики чрезмерно рас­ шумятся или на вопрос ни­ кто не знает ответа. А все начиналось так. Ре . бятзм поверили: Стали до­ верять не только составле­ ние программы для празд­ ничного концерта, но и та­ кие серьезные вопросы, как борьба за хорошую дисциплину и успеваемость. вичеокое конструирование, моделиро­ вание. Возможностей для их осущест­ вления имеется -много. В школе недостает наглядных посо­ бий — разве не могут изготовить их сами ученики? За полтора года не было проведено ни одного технического кон­ курса. Все больше школ практикуют у . себя программированное обучение. Тут и пульт, И другое оборудование могли бы с успехом сделать старше­ классники, Липецк — город машине- строителей и. металлургов. Какая вели­ колепная почвг для организации 1 в школах профильных технических к л у - ; ву. В течение прошедшего лета старше­ классники работали на- благоустройстве территории завода резщкйкййтмасеэвых изделий, ныне трудятся там же в геи- лице. Осенью убирали тыкву и морковь ■дли птицефабрики. Д ля нужд школы мастерская изготовляет скребки, сле­ сарные угольники и т. д., в кабине ее домоводства шьют занавески, ширмы. За истекший финансовый год ребята по ю- жили на школьный спецсчет около двух тысяч рублей. Йолитехнизация открывает дорогу именно такой постановке дела, и сама школа могла бы со здать тут немило» В Г Ч СЯКИИ , кто заглянет . в слесар- Г ) ную мастерскую сорок шестой -, '~ у школы, мгновенно окажете» в обстановке счастливой и хлопотливой. Мерно урчат токарный и сверлиль­ ный станки, стучат молотки по . зу­ билам, шуршат напильники. На пер­ вый взгляд, все нормашко: мальчишки довольны, ; работают с увлечением. Но вот конец урока,. ученики сдают учите- лю труда Сергею Яковлевичу Артюшину готовую «продукцию» — м о л о ти . И тут выясняется, что некоторые ушли •вп еред 1 в освоении программы, другие, Лучших—в Советы „Секрет" Александра Почеревина ПОНЕДЕЛЬНИКИ В ШЕСТОМ наоборот, отстали.- На языке нроизвод- Саша Почеревин из тех, кого ставят в пример. Его фотография не сходит с з а . вцдской Доски почета, а фамилия то и дело м ель­ кает в многотиражной газе­ те: каждую смену Почере- вин и его товарищи выда­ ют по 270—280, а иногда до 300 опок вместо поло­ женных по норме 210:.. И кое-кто заводит разговор о каких-то «секретах» высо­ кой производительности, забывая, что почти всегда «секреты» эти заключаются в одном: упорном, на со­ весть, труде, поисках наибо­ л ее четкой организации ра­ боты. Нет, Александр Почере­ вин не счастливчик, умею­ щий «с лету» преодолевать все трудности. Восемь лет назад, когда он впервые пришел в сталелитейный цех формовщиком, ему стоило немалых усилий ос­ воить тяжелую и «горя­ чую» специальность. Не сразу удалось ему завое­ вать авторитет и уважение людей и после того^-как он был назначен бригадиром. Вернувшись в тот же коллектив из армии, Алек­ сандр почувствовал, что ему недостает знаний, и по­ ступил в вечернюю школу, а затем — в машинострои- тельный техникум, Сесть за парту и настойчиво учиться, до предела уплотняя сво­ б одн ее время , урывая ча­ сы от отдыха и сна... Не у каждого хватает на это тер­ пения и мужества. У Пэче- ревина хватило... Он не привык к легкой жизни. Зачем , казалось бы, ему, человеку уважаемому, е прочной репутацией «мая­ ка», переходить г отстаю­ щую бригаду, идти на риск, лишаться высокого зара ­ ботка? Но, молодой .комму­ нист решился на этот шаг. Он не мог оставаться рав­ нодушным, зная, что рядом не все благополучно. Бригадой, в которую пе­ решел Александр, руко­ водил Николай;. Томияйн. Опытный формовщик, он еще не умел организовать людей, ему недоставало требовательности, настой­ чивости. Везде старался сам побольше сделать, а руководить людьми не хва­ тало времени. Почеревин не спешил ус­ танавливать новые порядки. Приглядывался к ребятам, поправлял ошибки, только потом начал расставлять людей, подсказывал^ как быстрее можно готовить формы . - Во второй половине д е ­ кабря ;пОчувствовалась пер­ вая отдача: бригада залила 270 опок!.. А сегодня такой показатель стал для нее обычным, повседневным... Бригадир формовщиков, удостоенный звания лучше­ го рабочего своей профес­ сии—Александр Почеревин, Ничего не скажешь, титул почетный, ко многому обя­ зывающий. А скоро, надо думать, к нему прибавится и еще один: депутат Ли­ пецкого городского Совета. И я уверен, Александр бу­ дет достоин его... М, НАЛИВКИН. лтз. Письма из школы По понедельникам в ше­ стом «А» стало традицией собираться после уроков и намечать планы на неделю. Сегодня в школу после бо­ лезни пришла Надя Опэр- нева. И оказалось, что она не отстала от ребят. По ма­ тематике ей поставили чет­ верку. Как обычно в поне­ дельник, в классе шумно. Кто-то предлагает посетить школьный Ленинский музей и. о своих впечатлениях на­ писать в стенгазету... Кто- то предложил выступить с концертом перед животно­ водами. Шумно по поне­ дельникам в шестом «А»... А. РОЩУПКИН, с. Тарбуны. мальчишки и девчонки из шестого «А» приходили к Наде Опарневой. Объясня­ ли уроки, рассказывали- о школьных делах. В шестом «А» правило— обо всем заботиться самим. И в первую очередь—о хо­ рошей учебе. Класс — луч­ ший в школе по дисципли­ н е и успеваемости. Здесь не выгоняют с уроков, не вызывают родителей по по­ воду «ЧП» и даже на клас­ сном часе чаще говорят о разных новостях, чем об успеваемости. На таких со­ браниях старшая вожатая -Валентина Моргачева сидит в стороне, наблюдает за ребятами, и вступает в раз- бов: юных’ металлургов, Тракторостро­ ителей и т. п.1 Но в городе их нет ни ОДНОГО. 1 Политехнизация — процесс сложный, и в нем, как и в любом деле, нельзя не учитывать множества таких, на первый В 31 л я д , ,«безобидных»- вещей, которые потом вырастают в проблему. Мастер­ ская нуждается, в сырье—дереве, ме­ талле. Централизованной поставки их нет, областная база снабжения и сбыта имеет .материалы в весьма мизерном' ас­ сортименте, ; и мастер 1 по труду вынуж­ ден «выкручиват: как может - --вы­ прашивать на щ фриятиях, при- )т ь к помощи тех, у кого есть «йзлий&и». А если у всех предприятий каждый кусок металла будет на строгом уче­ те?.. .. Группа старшеклассникоп, с которой я беседовал, не имеет малейшего пред­ ставления о том, что такое, например, НОТ, не смогли найти связи положении, с тен н ом , один план перевыполнили, другие—йег. И 1 вот тут-то и. кроется корень зла.: поскольку эТ.о н е производ­ ство, ученики работают -«на оценку». Сделал молоток или, к примеру, со­ пок хорошо — честь тебе и хвала, по­ лучай пятерку в днезник. ГГролентяйн-и- чал — молото», (совок) товарища от того хуже не стал. Кроме личной цели, никакой, «пой трудовые операции на уроках труда не предполагают, а чаще ученик просто-напросто думает: а зачем это нужно, да и нужно ли вообще? Ко­ роче, то, что происходит » мастерской, в этом смысле даже и отдаленно не напоминает настоящее производство. Отсутствие столь необходимой осиевЩ в воспитании коммунистического отно­ шения: к труду — беда не только сорок шестой школы. И здесь, как и во .мно­ гих других, совершенно стихийно стре­ мятся найти возможность приобщения учеников к материальному производет- Нина Михайловна- Терентьева — преподаватель би. ологин Хворостянской средней школы. Всегда интерес, мы ее уроки. Учительница умеет заинтересовать, ребят, использует множества наглядных пособий, любую тему объясняет живо и интересно. И не случайно, наверное, ученики этой школы хоро­ шо знают и очень любят биологию. На снимке: Ц. М. Терентьева. Фото И. Коробкина. ■Добринок ий рай ой ... Когда мы развернули упаковку, то в книгах обнару­ жили несколько писем от липецких школьников. Это они, пионеры, комсомольцы и малыши-октябрята, соб­ рали и выслали нам библиотечку. «Дорогие друзья, — писали ребята из школы № 9, — все пионеры нашей дружины крепко дружат с книгой. Надеемся, что эта маленькая библиотечка и ваМ поможет стать настоя­ щими книголюбами». А ребята из сорок первой школы написали так: «Эти книги мы уже прочли. Надеемся, В ночь л ун н о го з а тм е н и я » меня. Люди, где же справейлй^ вость?» Надо признать, что актриса не везде находит ; верные, психоло­ гически оправданные краски. В конце второго действия, когда идет серьезный разговор между матерью и сыном, когда только величайш: усилием Можно при­ нудить Ак. 'ета смириться е уго­ товленной ему судьбой, актриса слишком уж спокойна. Своеобразен в спектакле д ер ­ виш (артист Д. Г. Корсаков). Роль ответственная и трудная, Д ер ­ виш—главный виновник разыграв­ шейся трагедии. Это жестокий и опасный враг. Д . Г. Корсаков по­ казывает его именно таким, но играет излишне подчеркнуто, каждым слоаом , каждым движе­ нием назойливо напоминая: «По­ смотрите, какой я хитрый и под- человека, победу разума над не­ вежеством. Ему помогает Зубар- жат (артистка Е. Н. Кнгеноль), юная, смелая, решительная. Очень интересен о б р а з Дива­ ны- — юродивого (артист В. В, Пономарев). Именно он завязы­ вает комическое действие, втяги- предков. Акьегет, сын байской вдовы Танкабеке, влюблен в юную Зубаржат. Однако по зако­ нам адата он должен стать му­ жем Шафак—жены старшего бра­ та, погибшего на фронте. Юноша отказывается следовать этому обычаю. Разъяренной тол- ,..Трагична и прекрасна судьба этих молодых влюбленных. Люди новой Башкирии, Акьегет и Зу­ баржат восстали против вековых устоев и предпочли смерть р е ­ лигиозному рабству. Они готовы погибнуть, оставаясь верными са­ мим себе, своей любви, своим убеждениям. И горячие аплоди­ сменты зрителей — это не толь­ ко знак благодарности мастерам липецкой сцены, осуществившим интересную постановку , пьесы башкирского драматурга Мустая Карима «В ночь лунного затме­ ния», но; и дань восхищения жиз­ нелюбивым и мужественным ее героям . Итак> «В ночь лунного затме­ ния»... После восьмилетнего пе­ рерыв а в репертуаре театра это уже второй антирелигиозный спектакль (первым была комедия «Дикарь»). Создатель его — за­ служенный артист РСФСР К. Д. Миленко. ...Октябрь донес До самых от­ даленных стойбищ Башкирии ве­ тер новой жизни. Но не так-тоё просто преодолеть традиции З А МЕ Т К И З Р И Т Е Л Я Живет в селе девчонка. СЕМИНАР ВОЖАТЫХ Вея жизнь Валентины Девяткиной связана с де­ ревней. Здесь, она родилась, здесь работала ее мать, здесь началась и ее трудо­ вая биография. Девушку назначили весовщиком. Не один год проработала она в совхозе. А сейчас Вален­ тина решила сменить про­ фессию —- стать трактори­ сткой и поступила на ве­ черние курсы. И еще одно важное со­ бытие, произошло недавне в ее жизни: работники вто­ рого отделения совхоза «Данковекий» выдвинули. Девяткину кандидатом в райсовет депутатов тру­ дящихся. о. кирьянов . Дапковский район. вает в него отрицательных героев и тем самым вызывает смех, ост­ рие которого направлено против ханжества и лицемерия религии. В образе Танкабеке (артистка Ю. И. Ганина) отражена судьба многих женщин старой. Башкирии, пытавшихся найти помощь и спа­ сение в религии. Каким Отчаяни­ ем, какой скорбью по радостям жизни звучат слова Танкабеке; обращенные к толпе, проклявшей ее сына: «Я — мать. Я виновата в том*, что сыч отвергнул обычаи адата. Так судите меня, убейте пе, спровоцированной иирмяш П злобными фанатиками на убийет- во,. он бросает гневно и прямо: — Вы со скотом привыкли иметь дело . Мы у вас в руках. Но- вам. достались наши туши, а не #уши, а* поэтому вы н е власт­ ны- над нами! Чем дальше развивается дей­ ствие, тем ярче вырисовывается образ прекрасного и самоотвер­ женного Акьегета (артист Л. И. Ильин). Отказом от страха перед божеской карой з а «грехи» Акье­ гет утверждает душевную красо­ ту свободного от предрассудков этого замеча- Пиоиеры Добровской средней школы готовятся к встрече 100-летия со дня рождения бодьщого друга детей В. И . Ленина. Ребята красочно оформляют Ле- нйксяую кбМйату, готовят йовый стенд, рассказывающий о жизни и деятельно­ сти Владимира Ильича. В классах проходят чтения, посвященные деятельности великого вождя. На этом снимке вы видите пионеров четвертого класса в Ленинской комнате. Фото М. Петина. Не хочу преувеличивать про­ счеты, но сказать о них необхо­ димо, тем ёолее , что хочется на­ деяться, спектаклю предстоит жизнь отнюдь ке короткаят А. ЧЕРНЫШОВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz