Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)
г р Р И Д Д Л Т Ь две работы составляют Леииниану I 'Владимира Бутанаева. Это своеобразный рассказ ' г&кафхйго художника о- грехлетяём периоде сибирской, ссылки’ Ленина. " 4 , Художник — сын рабочего-хакаса — йровел" дет ство в селе Ш ушенском , где в конце-прошлого века находился, в ссылкетВлйги'мйр Ильи» 'Ленин. Художник рос в атмосфер.^ 1 |(>|йо.Шйайий крестьян, лично знав ших вождя. Еще в ’шкбле способный юноша попытался • сделать первый портрет Ленина.. Но Буташаев еще не помышлял-тогда о: том, что начнет создавать сибир скую Ленинизму. Путь к ней. был долгам. Сначала учеба на агрономическом отделении. Шушенского сель скохозяйственного техникума, потом— летное училище. Но тяга к изобразительному: искусству в конечном сче те привела его на отделение графики училища изобра зительных искусств в Риге. Л е т десять назад , вернувшись в родную Хакасию, Бу- -танаев, взялся за ленинскую, тему. Сейчас многие ра боты хакасского художника, приобретены 'музеями, со-., вершают путешествия, с выставками по СССР и за ру бежом, известны по альбомам й, ожры.гкам. Например, в доме-музее В. И. Ленина в соле Шушенском нахо дятся 12 его линогравюр и автолитографий, 2 работы маслом: «На горе Думной» и «Приезд Н , К. Крупской в с. Шушенское». Полна скрытого драматизма 1 картина «В Сибирь». Бутанае» использовал в своем произведении действи тельный факт: Ленин, отправленный весной 1897 года в ссылку по Енисею на пароходе «Св. Николай», вы- СИБИРСКАЯ ЛЕТОПИСЬ Лениниана хакасского художника В. Бутанаева Б его блокнотах зарисовки со строительства трассы мужества Лбакаи-Тайшет, со строительства Краснояр ской ГЭС у Дивных гор на Енисее, с Лазаревской ГРЭС у безвестного ранее села Назарово, где Ленин : останавливался на несколько, часов по пути из сибир ской ссылки а Россию. - . . Художник считает, что он еще только на подступах к ленинской теме, что главные работы еще впереди. Мно* ; го лет он вынашивает замысел картины «Первая маев ка» — о первомайской маепке в селе Шушенском. В тот день 1899 года В. 11. Ленин -и Н. К. Крупская, то варищ и 'Денина по Шушенской ссылке ф иш Эигберг и поляк Проминский с детьми, расстелив кусок красной материи на лугу, пели революционные песни. - Замысел второй картины — «Ленин в Хакасском улусе» — тоже имеет документальную основу. Ленин часто встречался с хакасами, которые жили недалеко от Шушенского, да и в самом Шушенском. Произведения хакасского художника Владимира Бу танаева — большой вклад тв сибирскую Ленинизму. Ж ан КАЦ ЕР, корреспондент АПН. нуждой был сойти с него на пристани. Сорокине, так к а к суддо из-за мелководья не могло идти дальше, и добирался д а места ссылки на крестьянском возке. Интересна линогравюра. «После, -трудного, дня»: Ильич вечерней порой- идет берегом. Шуши, наслаждаясь ко ротким отдыхом, красотой сибирской ири.роды. . . Несколько работ Бутанаева показывают Ленина , в общении, с шушенскими крестьянами. На .одной из линогравюр он изображен художником у охотничьего шалаша» Костер бросает мягкий свет на лица. Ильича, и слушающего его крестьянина. Работы художника выставлялись в о многих городах Советского Союза, отдельные — и за рубежом. С осо бым •волнением художник вспоминает выставку своих работ в Шушенском. Он с гордостью показывает з а пись в книге отзывов, которую сделал знавший Лени на в Шушенском крестьянин Григорий Андреевич Бло хин. Он благодарит художника за предоставленную ему возможность вернуться к дорогому для него времени. Владимир Бутанаев сейчас главный художник. Аба- ■канской студии телевидения. Но свободное время он , проводит в Шушенском и его окрестностях. , Однажды в Шушенском бору, где не раз охотился В. И. Ленин, у костра в необычном ракурсе он увидел двух охотников. «Подсмотренное» позволило ему создать новую- ра боту. ........... Широкий диапазон-тем, снизанных с В. И. Лениным, интересует художника, В его понимании Ленин — это и перемены в тех местах, где он бывал, находясь я сибирской ссылке, это и воплощение ленинской мечты в Сибири, - которая некогда была землей каторги и ссылки, а сейчас характеризуется самым современным темпом жизни. Летописец ленинских мест в Сибири,., художник как бы фиксирует перемены на этой земле. (Фотохроника ТАСС).. «Г 3 КОМНАТЫ девочка слышала, как в дверь постучали. — К тебе, дочка, — .ска- зала мама. — Здравствуй, Надя. Мы пришли проведать тебя ,— • сказал Володя. Болдырев. — И про уроки расска зать, — добавил Саша Ла- ушкин. На протяжении месяца говор лишь тогда, если спорщики чрезмерно рас шумятся или на вопрос ни кто не знает ответа. А все начиналось так. Ре . бятзм поверили: Стали до верять не только составле ние программы для празд ничного концерта, но и та кие серьезные вопросы, как борьба за хорошую дисциплину и успеваемость. вичеокое конструирование, моделиро вание. Возможностей для их осущест вления имеется -много. В школе недостает наглядных посо бий — разве не могут изготовить их сами ученики? За полтора года не было проведено ни одного технического кон курса. Все больше школ практикуют у . себя программированное обучение. Тут и пульт, И другое оборудование могли бы с успехом сделать старше классники, Липецк — город машине- строителей и. металлургов. Какая вели колепная почвг для организации 1 в школах профильных технических к л у - ; ву. В течение прошедшего лета старше классники работали на- благоустройстве территории завода резщкйкййтмасеэвых изделий, ныне трудятся там же в геи- лице. Осенью убирали тыкву и морковь ■дли птицефабрики. Д ля нужд школы мастерская изготовляет скребки, сле сарные угольники и т. д., в кабине ее домоводства шьют занавески, ширмы. За истекший финансовый год ребята по ю- жили на школьный спецсчет около двух тысяч рублей. Йолитехнизация открывает дорогу именно такой постановке дела, и сама школа могла бы со здать тут немило» В Г Ч СЯКИИ , кто заглянет . в слесар- Г ) ную мастерскую сорок шестой -, '~ у школы, мгновенно окажете» в обстановке счастливой и хлопотливой. Мерно урчат токарный и сверлиль ный станки, стучат молотки по . зу билам, шуршат напильники. На пер вый взгляд, все нормашко: мальчишки довольны, ; работают с увлечением. Но вот конец урока,. ученики сдают учите- лю труда Сергею Яковлевичу Артюшину готовую «продукцию» — м о л о ти . И тут выясняется, что некоторые ушли •вп еред 1 в освоении программы, другие, Лучших—в Советы „Секрет" Александра Почеревина ПОНЕДЕЛЬНИКИ В ШЕСТОМ наоборот, отстали.- На языке нроизвод- Саша Почеревин из тех, кого ставят в пример. Его фотография не сходит с з а . вцдской Доски почета, а фамилия то и дело м ель кает в многотиражной газе те: каждую смену Почере- вин и его товарищи выда ют по 270—280, а иногда до 300 опок вместо поло женных по норме 210:.. И кое-кто заводит разговор о каких-то «секретах» высо кой производительности, забывая, что почти всегда «секреты» эти заключаются в одном: упорном, на со весть, труде, поисках наибо л ее четкой организации ра боты. Нет, Александр Почере вин не счастливчик, умею щий «с лету» преодолевать все трудности. Восемь лет назад, когда он впервые пришел в сталелитейный цех формовщиком, ему стоило немалых усилий ос воить тяжелую и «горя чую» специальность. Не сразу удалось ему завое вать авторитет и уважение людей и после того^-как он был назначен бригадиром. Вернувшись в тот же коллектив из армии, Алек сандр почувствовал, что ему недостает знаний, и по ступил в вечернюю школу, а затем — в машинострои- тельный техникум, Сесть за парту и настойчиво учиться, до предела уплотняя сво б одн ее время , урывая ча сы от отдыха и сна... Не у каждого хватает на это тер пения и мужества. У Пэче- ревина хватило... Он не привык к легкой жизни. Зачем , казалось бы, ему, человеку уважаемому, е прочной репутацией «мая ка», переходить г отстаю щую бригаду, идти на риск, лишаться высокого зара ботка? Но, молодой .комму нист решился на этот шаг. Он не мог оставаться рав нодушным, зная, что рядом не все благополучно. Бригадой, в которую пе решел Александр, руко водил Николай;. Томияйн. Опытный формовщик, он еще не умел организовать людей, ему недоставало требовательности, настой чивости. Везде старался сам побольше сделать, а руководить людьми не хва тало времени. Почеревин не спешил ус танавливать новые порядки. Приглядывался к ребятам, поправлял ошибки, только потом начал расставлять людей, подсказывал^ как быстрее можно готовить формы . - Во второй половине д е кабря ;пОчувствовалась пер вая отдача: бригада залила 270 опок!.. А сегодня такой показатель стал для нее обычным, повседневным... Бригадир формовщиков, удостоенный звания лучше го рабочего своей профес сии—Александр Почеревин, Ничего не скажешь, титул почетный, ко многому обя зывающий. А скоро, надо думать, к нему прибавится и еще один: депутат Ли пецкого городского Совета. И я уверен, Александр бу дет достоин его... М, НАЛИВКИН. лтз. Письма из школы По понедельникам в ше стом «А» стало традицией собираться после уроков и намечать планы на неделю. Сегодня в школу после бо лезни пришла Надя Опэр- нева. И оказалось, что она не отстала от ребят. По ма тематике ей поставили чет верку. Как обычно в поне дельник, в классе шумно. Кто-то предлагает посетить школьный Ленинский музей и. о своих впечатлениях на писать в стенгазету... Кто- то предложил выступить с концертом перед животно водами. Шумно по поне дельникам в шестом «А»... А. РОЩУПКИН, с. Тарбуны. мальчишки и девчонки из шестого «А» приходили к Наде Опарневой. Объясня ли уроки, рассказывали- о школьных делах. В шестом «А» правило— обо всем заботиться самим. И в первую очередь—о хо рошей учебе. Класс — луч ший в школе по дисципли н е и успеваемости. Здесь не выгоняют с уроков, не вызывают родителей по по воду «ЧП» и даже на клас сном часе чаще говорят о разных новостях, чем об успеваемости. На таких со браниях старшая вожатая -Валентина Моргачева сидит в стороне, наблюдает за ребятами, и вступает в раз- бов: юных’ металлургов, Тракторостро ителей и т. п.1 Но в городе их нет ни ОДНОГО. 1 Политехнизация — процесс сложный, и в нем, как и в любом деле, нельзя не учитывать множества таких, на первый В 31 л я д , ,«безобидных»- вещей, которые потом вырастают в проблему. Мастер ская нуждается, в сырье—дереве, ме талле. Централизованной поставки их нет, областная база снабжения и сбыта имеет .материалы в весьма мизерном' ас сортименте, ; и мастер 1 по труду вынуж ден «выкручиват: как может - --вы прашивать на щ фриятиях, при- )т ь к помощи тех, у кого есть «йзлий&и». А если у всех предприятий каждый кусок металла будет на строгом уче те?.. .. Группа старшеклассникоп, с которой я беседовал, не имеет малейшего пред ставления о том, что такое, например, НОТ, не смогли найти связи положении, с тен н ом , один план перевыполнили, другие—йег. И 1 вот тут-то и. кроется корень зла.: поскольку эТ.о н е производ ство, ученики работают -«на оценку». Сделал молоток или, к примеру, со пок хорошо — честь тебе и хвала, по лучай пятерку в днезник. ГГролентяйн-и- чал — молото», (совок) товарища от того хуже не стал. Кроме личной цели, никакой, «пой трудовые операции на уроках труда не предполагают, а чаще ученик просто-напросто думает: а зачем это нужно, да и нужно ли вообще? Ко роче, то, что происходит » мастерской, в этом смысле даже и отдаленно не напоминает настоящее производство. Отсутствие столь необходимой осиевЩ в воспитании коммунистического отно шения: к труду — беда не только сорок шестой школы. И здесь, как и во .мно гих других, совершенно стихийно стре мятся найти возможность приобщения учеников к материальному производет- Нина Михайловна- Терентьева — преподаватель би. ологин Хворостянской средней школы. Всегда интерес, мы ее уроки. Учительница умеет заинтересовать, ребят, использует множества наглядных пособий, любую тему объясняет живо и интересно. И не случайно, наверное, ученики этой школы хоро шо знают и очень любят биологию. На снимке: Ц. М. Терентьева. Фото И. Коробкина. ■Добринок ий рай ой ... Когда мы развернули упаковку, то в книгах обнару жили несколько писем от липецких школьников. Это они, пионеры, комсомольцы и малыши-октябрята, соб рали и выслали нам библиотечку. «Дорогие друзья, — писали ребята из школы № 9, — все пионеры нашей дружины крепко дружат с книгой. Надеемся, что эта маленькая библиотечка и ваМ поможет стать настоя щими книголюбами». А ребята из сорок первой школы написали так: «Эти книги мы уже прочли. Надеемся, В ночь л ун н о го з а тм е н и я » меня. Люди, где же справейлй^ вость?» Надо признать, что актриса не везде находит ; верные, психоло гически оправданные краски. В конце второго действия, когда идет серьезный разговор между матерью и сыном, когда только величайш: усилием Можно при нудить Ак. 'ета смириться е уго товленной ему судьбой, актриса слишком уж спокойна. Своеобразен в спектакле д ер виш (артист Д. Г. Корсаков). Роль ответственная и трудная, Д ер виш—главный виновник разыграв шейся трагедии. Это жестокий и опасный враг. Д . Г. Корсаков по казывает его именно таким, но играет излишне подчеркнуто, каждым слоаом , каждым движе нием назойливо напоминая: «По смотрите, какой я хитрый и под- человека, победу разума над не вежеством. Ему помогает Зубар- жат (артистка Е. Н. Кнгеноль), юная, смелая, решительная. Очень интересен о б р а з Дива ны- — юродивого (артист В. В, Пономарев). Именно он завязы вает комическое действие, втяги- предков. Акьегет, сын байской вдовы Танкабеке, влюблен в юную Зубаржат. Однако по зако нам адата он должен стать му жем Шафак—жены старшего бра та, погибшего на фронте. Юноша отказывается следовать этому обычаю. Разъяренной тол- ,..Трагична и прекрасна судьба этих молодых влюбленных. Люди новой Башкирии, Акьегет и Зу баржат восстали против вековых устоев и предпочли смерть р е лигиозному рабству. Они готовы погибнуть, оставаясь верными са мим себе, своей любви, своим убеждениям. И горячие аплоди сменты зрителей — это не толь ко знак благодарности мастерам липецкой сцены, осуществившим интересную постановку , пьесы башкирского драматурга Мустая Карима «В ночь лунного затме ния», но; и дань восхищения жиз нелюбивым и мужественным ее героям . Итак> «В ночь лунного затме ния»... После восьмилетнего пе рерыв а в репертуаре театра это уже второй антирелигиозный спектакль (первым была комедия «Дикарь»). Создатель его — за служенный артист РСФСР К. Д. Миленко. ...Октябрь донес До самых от даленных стойбищ Башкирии ве тер новой жизни. Но не так-тоё просто преодолеть традиции З А МЕ Т К И З Р И Т Е Л Я Живет в селе девчонка. СЕМИНАР ВОЖАТЫХ Вея жизнь Валентины Девяткиной связана с де ревней. Здесь, она родилась, здесь работала ее мать, здесь началась и ее трудо вая биография. Девушку назначили весовщиком. Не один год проработала она в совхозе. А сейчас Вален тина решила сменить про фессию —- стать трактори сткой и поступила на ве черние курсы. И еще одно важное со бытие, произошло недавне в ее жизни: работники вто рого отделения совхоза «Данковекий» выдвинули. Девяткину кандидатом в райсовет депутатов тру дящихся. о. кирьянов . Дапковский район. вает в него отрицательных героев и тем самым вызывает смех, ост рие которого направлено против ханжества и лицемерия религии. В образе Танкабеке (артистка Ю. И. Ганина) отражена судьба многих женщин старой. Башкирии, пытавшихся найти помощь и спа сение в религии. Каким Отчаяни ем, какой скорбью по радостям жизни звучат слова Танкабеке; обращенные к толпе, проклявшей ее сына: «Я — мать. Я виновата в том*, что сыч отвергнул обычаи адата. Так судите меня, убейте пе, спровоцированной иирмяш П злобными фанатиками на убийет- во,. он бросает гневно и прямо: — Вы со скотом привыкли иметь дело . Мы у вас в руках. Но- вам. достались наши туши, а не #уши, а* поэтому вы н е власт ны- над нами! Чем дальше развивается дей ствие, тем ярче вырисовывается образ прекрасного и самоотвер женного Акьегета (артист Л. И. Ильин). Отказом от страха перед божеской карой з а «грехи» Акье гет утверждает душевную красо ту свободного от предрассудков этого замеча- Пиоиеры Добровской средней школы готовятся к встрече 100-летия со дня рождения бодьщого друга детей В. И . Ленина. Ребята красочно оформляют Ле- нйксяую кбМйату, готовят йовый стенд, рассказывающий о жизни и деятельно сти Владимира Ильича. В классах проходят чтения, посвященные деятельности великого вождя. На этом снимке вы видите пионеров четвертого класса в Ленинской комнате. Фото М. Петина. Не хочу преувеличивать про счеты, но сказать о них необхо димо, тем ёолее , что хочется на деяться, спектаклю предстоит жизнь отнюдь ке короткаят А. ЧЕРНЫШОВ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz